УДК 94(4)"1939/1945"
Уроки Потсдама
К 75-летию Потсдамской конференции трёх союзных держав
Анатолий ИСАКОВ Андрей КУКАРЕКА
В период с 17 июля по 2 августа 1945 г. на территории поверженной Германии состоялась конференция трёх ведущих держав - СССР, США и Великобритании, которая подвела военные и политические итоги Второй мировой войны. Следует отметить, что Франция на данную конференцию приглашения не получила, что было болезненно воспринято её политическим руководством. Определённые разногласия возникали и ввиду появления новых представителей держав-победителей, имевших иные политические взгляды, чем у участников прежних совещаний подобного характера (в Москве, Тегеране, Ялте). Вместе с И. В. Сталиным в конференции приняли участие новый президент США Г. Трумэн, а премьер-министра Соединённого Королевства У. Черчилля сменил лейборист К. Эттли уже непосредственно в ходе совещания.
После завершения Второй мировой войны, как это уже неоднократно случалось в истории, интересы некогда общих победителей всё больше расходились, в данном случае по вопросам послевоенного устройства Германии и Польши, а также в других областях международных отношений. Потсдамская конференция стала последним крупным совещанием глав трёх ведущих держав антигитлеровской коалиции по подведению итогов Второй мировой войны.
ИСАКОВ Анатолий Исаакович - доктор военных наук, профессор, профессор Общевойсковой ордена Жукова академии Вооружённых Сил Российской Федерации. E-mail: [email protected]
КУКАРЕКА Андрей Николаевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Потсдамская конференция, холодная война, Берлинский кризис, Карибский кризис, СССР, Россия, США.
Кому нужна Германия?
Основное время в работе Потсдамской конференции было отведено решению германского вопроса. Однако следует заметить, что к началу совещания между СССР и союзниками всё больше возникало спорных ситуаций по будущему устройству немецкого государства. Единственно, в чём сходились участники конференции, это в желании обеспечить общую международную безопасность от поверженного нацистского режима и государства. На конференции было принято совместное решение по полному разоружению, демилитаризации и денацификации Германии (и частично Австрии) - упразднить её вооружённые силы (вермахт), специальные службы (абвер, СС, СД, гестапо), а также ликвидировать германскую военную промышленность и не менее главное - наказать военных преступников.
Уже вечером 17 июня состоялось первое заседание глав трёх правительств, на котором было выработано решение наделить ранее сформированный Контрольный совет* властью по урегулированию вопросов дальнейшего устройства Германии. Верховной властью в данном случае
наделялось главное национальное командование в каждой отдельной зоне оккупации [ 1]. Работа совета осуществлялась по специально разработанным политическим и экономическим принципам. Согласно политическим принципам перед Германией ставилась задача о полном её разоружении и ликвидации всей промышленности, которая может быть использована в выпуске военной продукции.
Именно в этой области зачастую возникали разногласия между союзниками: где провести грань между военной и невоенной промышленностью. Для этого предлагалось опираться на общее согласие о мирном характере возрождения индустриального потенциала Германии. В этом случае Контрольный совет руководствовался экономическим принципом, заключавшимся в обязательной децентрализации экономики Германии. Исключение составляли только отрасли, необходимые для поддержания жизненного уровня страны, оккупационных сил и перемещённых лиц, а также выполнения репарационных обязательств [1].
В политическую основу реконструкции будущей Германии легли
1 О политике в отношении Германии. Меморандум делегации США от 17 июля 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1980. С. 307-308.
* Контрольный совет в Германии был учреждён в соответствии с Соглашением между СССР, США, Великобританией и Францией от 14 ноября 1944 г., функции которого уточнялись решением Крымской конференции «Об оккупации Германии и контроля над ней» (4-11 февраля 1945 г.) и Соглашением между СССР, США и Великобританией от 1 мая 1945 г. Контрольный совет в Германии создавался для осуществления верховной власти в Германии в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции, а также координированной политики союзников в отношении Германии в период оккупации (Большая советская энциклопедия / под ред. Б.А. Введенского. 2-е изд. М.: Большая советская энциклопедия, 1953. Т. 22. С. 478).
требования убедить немецкий народ в абсолютном военном фиаско и невозможности избежать ответственности за причинённый ущерб странам-победительницам, в первую очередь Советскому Союзу. Значимым политическим принципом также стало тотальное уничтожение Национал-социалистической партии и её подконтрольных организаций, осуществлявших фанатичное ведение войны, что в итоге явилось причиной разрушения германской экономики и внесло хаос в международные отношения нацистской Германии с большинством стран. С этой целью вводилось запрещение любой нацистской или милитаристской пропаганды, а разработанное и утверждённое законодательство, являвшееся базисом гитлеровского порядка, в том числе устанавливавшее какую-либо дискриминацию, было отменено.
Одним из главных политических принципов стала и организация суда над военными преступниками и их сообщниками в планировании и осуществлении ими нацистских мероприятий. Этот принцип стал предтечей самого крупного международного судебного процесса -Нюрнбергского трибунала.
Основой экономических принципов стала организация как репарационных мероприятий, так и тех, которые были необходимы для самообеспечения Германии. Справедли-
вости ради следует сказать, что компромиссное решение в спорах между главами «Большой тройки» было достигнуто не сразу. При этом СССР ещё обязывали удовлетворить репарационные претензии Польши из своей доли, несмотря на то что в Великобритании на тот момент ещё оставался основной польский актив - около 20 млн ф. ст. золотом [ 2]. В итоге Союзная комиссия, исходя из общей суммы репараций, согласилась со следующей пропорцией: СССР - 56%, США и Великобритания по 22% [ 3].
В дальнейшем стало очевидным, что, восстановив добычу энергоресурсов, Германия вопреки решениям, принятым на Потсдамской конференции, в достаточно короткий срок возродила тяжёлую промышленность, в первую очередь машиностроение, создав тем самым основу для реконструкции военной отрасли и выпуска соответствующей продукции.
В настоящее время Германия является наиболее развитым государством Западной Европы. После падения Берлинской стены в 1990 г. и появления объединённой Германии она стала политической и экономической основой Евросоюза.
В 2019 г. общий объём ВВП Германии составил более 4 тыс. млрд долл. При этом конкурентными являются такие экономические секторы, как автомобильное производство, хи-
2 Запись второго заседания глав правительств от 18 мая 1945 г. // Международная жизнь. 1965. № 10.
3 Согласование Союзной комиссии по репарациям. О политике в отношениях Германии. Приложение 3 к Меморандуму делегации США от 17 июля 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1980. С. 314.
мическая и электропромышленность, станко- и приборостроение, чёрная и цветная металлургия.
На высоком уровне находится производство авиационной и космической техники, а также судостроение.
Основой денежных показателей в Германии является её золотой резерв в объёме 3367 т. Несмотря на достаточно непростое положение Евросоюза, связанное с миграционными процессами, исходящими из азиатско-африканских регионов, Германия в 2019 г. произвела 2900 тыс. т стали, выпустила более 2,8 млн автомобилей [4].
Это позволяет Германии в настоящее время не только развивать военную промышленность, оснащая свои вооружённые силы и специальные подразделения современной боевой техникой и оружием, но и расширять их экспорт. Продолжает оставаться на достаточно высоком уровне мобилизационная готовность страны. На 1 января 2020 г. при общей численности населения 81,4 млн чел. и военном бюджете около 50 млрд долл. Германия готова поставить под ружьё более 250 тыс. чел. Резервом её вооружённых сил продолжает оставаться около 370 тыс. чел. при поддержке мобилизационного ресурса в один миллион человек.
На новый уровень вышла артилле-рийско-стрелковая промышленность, 50% объёма производства которой предназначено для экспорта в страны Евросоюза и НАТО. Высокий уровень поддерживается в области судо-
строения, в первую очередь в выпуске и переоснащении подводных лодок. За период с 2018 по 2020 г. планируется переустановка их вооружения, прежде всего замена более современными ЗРК. Получили новые заказы, в том числе с большим объёмом экспорта, боеприпасная и радиопромышленность [5].
Кроме того, потребность в экспорте боевых машин в страны Евросоюза, в первую очередь Польшу, Венгрию, Румынию и Болгарию, составляет более 600 гусеничных и более 900 колёсных боевых машин в год [5]. Это объясняется тем, что в планах НАТО Германия и Польша являются основной передовой силой для «предотвращения удара с Востока». В этой связи немецкие СМИ неоднократно отмечали о наращивании экспорта вооружений, особенно после обострения положения на Украине и в Сирии.
Для расширения географических рамок применения германских вооружённых сил вне зоны ответственности блока бундестагом ещё в 2003 г. был одобрен документ «Основные направления политики ФРГ в области обороны», в котором впервые после окончания Второй мировой войны определялись направления подготовки, связанной с «решением задач за пределами национальной территории». Однако в течение ряда последних семи лет начиная с 2012 г. в экономике Германии усилились застойные явления, следствием чего явилось общее ухудшение уровня жизни населения.
4 Биржевой портал № 1. Экономика Германии. 2019 // URL: https://take-profit.org/ statistics/countries/germany/
5 Дружинин Е. Военная промышленность Германии // Зарубежное военное обозрение. 2018. № 3.
Так, темпы роста ВВП к концу 2019 г. составили 0%. При этом уровень безработицы к марту 2020 г. стал равен 2,3 млн чел. Не уменьшается уровень безработицы среди молодёжи - 5,3%. Несмотря на некоторую стабилизацию в демографической ситуации, население Германии стареет, пятая часть его в настоящее время представляет контингент старше 65 лет, а естественного прироста не наблюдается (ежегодно Германия не досчитывает более 200 тыс. чел.). Существенным фактором, нарушающим баланс занятости немцев, является миграционный прирост населения (более 250 тыс. чел.), что в дальнейшем будет приводить к повышению уровня безработицы и дефициту бюджета [ 6].
Одновременно с этим Германия остаётся основной движущей силой в процессе реформирования Европейского союза, ведущей целью которого является обретение большей независимости от США как в политической, так и в экономической, военной и других сферах. В достижении указанной цели высшее политическое руководство Германии ищет поддержку среди других стран европейского объединения, в первую очередь рассчитывая на помощь Франции. Это вызывает у США и Великобритании определённую настороженность. Совсем негативно воспринимаются любые обоюдозначимые контакты с Россией, являющейся для Германии стратегическим экономическим союзником.
Новым направлением внутрина-товской деятельности Германии, наряду с совершенствованием струк-
туры и системы управления ВВС НАТО и содействием дальнейшего включения в блок новых стран, является борьба с международным (транснациональным) терроризмом, вынашивающим намерения применения химического, биологического и ядерного (радиационного) средств поражения. Удерживать свои высокие позиции в альянсе Германии удаётся за счёт руководства комитетами и значительными объёмами своего экспорта.
Поддерживая проамериканскую политику, ФРГ неоднократно демонстрировала миру свои антидемократические настроения. Ещё в 60-80-х годах ХХ в. она составляла ударную основу европейских сил НАТО, направленных против стран Варшавского договора. Неоднократно она была инициатором беспорядков в ГДР - сначала в 1953 г., затем в 1961 г.
В конце прошлого столетия независимым канадским учёным М. Колоном было высказано вполне обоснованное мнение, что именно Германия, руководимая канцлером Г. Колем, спровоцировала войну в Боснии, которая явилась впоследствии одной из причин распада Югославии. Несколько позже, в 2001 г., германский военный контингент был направлен в Афганистан. С 2014 г. по настоящее время она является инициатором санкций против России в связи с положением на юго-востоке Украины.
Ещё в 1979 г. одна из спецслужб Западной Германии (БНД) направила в г. Загреб (Югославия) группу тайных агентов с задачей поддер-
6 Население Германии в 2019 году // URL: https://countrymeters.info/ru/ Germany#population_2019
жать расиста Ф. Туджмана, пропагандировавшего этническую ненависть среди населения республики. Результатом стал развал Югославии, для чего Германия осуществляла финансирование этого «проекта», а также снабжала оружием оппозиционные силы внутри республики. У Германии старые счёты с Югославией: стоит напомнить о мужестве народов объединённого югославского государства, проявлявшегося в сопротивлении германской агрессии во время двух мировых войн [7].
Стремление Германии установить контроль над Балканами связано и с тем, что по территории Югославии проходили основные энергетические магистрали и сухопутные торговые маршруты с Ближнего Востока и Кавказа. Справедливости ради стоит сказать, что ни императору Вильгельму, ни Гитлеру сделать это в своё время не удалось. Развалив Социалистическую Федеративную Республику Югославию, германские политики устремили свои взгляды и действия дальше на Восток - на Ирак, Афганистан, Сирию, а также Украину.
Немалая работа проводится германскими специалистами в поисках «исторической правды». Ловко подтасовывая факты и тем самым фальсифицируя историю, группа видных немецких учёных навязывает идею «собирания земель». В своём многотомном издании «История германского государства» немецкие историки, политики и экономисты не только подробно излагают объединение двух последних государств - ФРГ
и ГДР, но и обосновывают присоединение к Германии якобы исконных территорий - Судетов, Силезии, Померании и Восточной Пруссии. Но на пути реализации этой теории, отчасти напоминающей взгляды лидера нацистской Германии, стоят решения Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференций, на которых три великие державы чётко определили её послевоенное устройство и границы.
Однако по истечении двух десятилетий нынешнего века Германия считает, что её территориальное устройство окончательно не разрешено. Здесь есть ещё над чем поразмышлять не только России, Польше, Чехии, но и другим странам - США, Великобритании, Италии и Франции. Последние не заинтересованы в укреплении их постоянного исторического конкурента на мировом рынке.
Подтверждение этому можно найти и в возмущении бывшего премьер-министра Великобритании М. Тэтчер, которая выступала против позиции Г. Коля и М. Горбачёва, стремившихся к слиянию Западной и Восточной Германии в одно государство. В этом английского лидера поддерживали Франция и США, опасаясь усиления германского потенциала на политической арене и в экономическом пространстве не только Европы, но и мира, что ставило перед ними трудно решаемые задачи. Результат оказался предсказуем. За последние 40 лет Германия превратилась в одну из самых влиятельных мировых держав, снова устремляя свой взор на Восток.
7 Гуськова Е. История Югославского кризиса: 1990-2000. М.: Русское право/Русский национальный фонд, 2001. С. 146-147.
Судьба Польши
Вторым по значимости на Потсдамской конференции было решение польского вопроса. Это объяснялось тем, что Польша, являясь центрально-европейским государством, всегда играла роль связующего звена между Западной и Восточной Европой, прежде всего Россией. Заинтересованность руководства западных стран иметь в Польше власть, обеспечивающую их интересы на востоке Европы, была очевидной. Кроме того, польские территории всегда рассматривались Западом как своеобразный плацдарм для осуществления агрессивных планов против России.
Стремления СССР в отношении Польши всегда были противоположными. Советский Союз, а в настоящее время и Российская Федерация постоянно пытались выстраивать с ней конструктивный диалог и добрососедские отношения как со свободным демократическим государством. Это наглядно проявилось ещё
во время работы Крымской конференции трёх держав - СССР, США и Великобритании, проходившей с 4 по 11 февраля 1945 г. в Ялте. Из материалов конференции становится ясно, что все три державы подтвердили своё желание видеть Польшу сильной и независимой [8, с. 269].
В это же время было принято решение о создании Временного польского правительства национального единства и предварительного обсуждения новых границ страны. Ввиду того что в период работы совещания на территории Европы ещё продолжались боевые действия, было принято решение определить только восточную границу Польши, т. е. с Советским Союзом. Предлагалось взять за основу «линию Керзона»* с некоторыми незначительными отступлениями от неё в пользу Польши. Определение западной границы было отложено до мирной, в данном случае Потсдамской, конференции [9, с. 473].
8 Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 4. Крымская конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1978.
9 Протокол Берлинской конференции трёх великих держав от 1 августа 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (19411945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав -СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1980.
* «Линия Керзона» - условное наименование демаркационной линии, рекомендованной 8 декабря 1919 г. Верховным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Основой определения данной линии послужило решение делегаций главных союзных держав, считавших необходимым включить в состав Польши лишь её этнографические области. 12 июля 1920 г. английский министр иностранных дел Дж. Керзон обратился с соответствующей нотой к Советскому правительству, однако данное предложение было отклонено. Указанная демаркационная линия проходила приблизительно через Гродно - Яловка - Немиров - Брест-Литовск - До-рогуск - Устилуг, воточнее Грубешова, через Крылов и далее западнее Равы-Русской, восточнее Перемышля до Карпат (Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 4. Крымская конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1978. С. 306).
На Потсдамской конференции западная граница Польши была окончательно установлена и стала проходить от Балтийского моря вдоль рек Одер и Западная Нейсе до границы с Чехословакией. При этом Польша получила бывшие немецкие территории (Силезию, Померанию и часть Восточной Пруссии), в том числе г. Данциг [8, с. 270]. Премьер-министром Временного польского правительства стал Э. Осубка-Моравский, а вице премьером - С. Миколайчик, занимавший пост премьера польского эмигрантского правительства в Лондоне в 1943-1944 гг.
Конференция в Потсдаме не предусматривала каких-либо прямых репарационных действий для восстановления экономического потенциала Польши (исключением было только обязательство СССР в удовлетворении претензий Польши к Германии за счёт своей доли репараций). Основную часть своей экономики Польша должна была восстанавливать самостоятельно [9, с. 467].
За послевоенный период (19451990 гг.) Польша очень существенно повысила уровень своей экономики по сравнению с довоенным периодом.
Только к концу 2019 г. она произвела около 14,5 гВтЛч электрической энергии, 650 тыс. т стали, 20,1 тыс. ед. автомобилей, добыла 21 ВВ1_ЛЭ/1К сырой нефти [ 10].
Такое состояние позволило ей в настоящее время развить свою во-
енную промышленность и обеспечить потребности собственных вооружённых сил.
Это дало возможность экспортировать оружие в страны Юго-Восточной Азии и Индии. Доход от экспорта к концу 2019 г. составил 21 млн долл.
Большая половина бюджета Польши (58%) расходуется на военные нужды и составляет 10,75 млрд долл. [10]
Следует отметить, что польская армия в основном имеет своё отечественное оснащение боевой техникой и стрелковым вооружением.
При общей численности населения республики в 38,7 млн чел. к началу 2020 г. её армия составляет 120 тыс. военнослужащих. В число основного вооружения входят 892 танка (четвёртый по численности танковый парк НАТО после США, Турции и Греции), 5 подводных лодок, 39 надводных кораблей разного типа, более 150 самолётов [ 11].
Немаловажным обстоятельством в отношениях России с Польшей является и наличие общей границы с союзным государством - Республикой Беларусь. Не следует также забывать, что на польской территории в 90 км от Калининградской области развёрнут американский ракетный комплекс «Патриот». Осознавая своё нестабильное положение в системе восточноевропейских государств (скачкообразное развитие экономики, слабое освоение западных земель, неустойчивое состояние польско-германских отношений и резко негативное настроение к России и Белоруссии), Польша стремится
10 См.: Биржевой портал № 1. Экономика Польши. 2019 // URL: https://take-profit.org/ statistics/countries/poland/
11 ТиханскийА. Милитаризация Польши // URL: https://www.sonar2050.org/publications/ politika-dobrososedstva-po-polski/
компенсировать это деятельностью в рамках Североатлантического альянса, в том числе на международной арене (направление войсковых контингентов в Ирак, Афганистан, Косово).
Особого внимания заслуживает оценка польско-российских отношений, которые продолжают обостряться в основном из-за позиции польского руководства. Как отмечают многие обозреватели, для этого имеются две причины: историческая память (главным образом Ка-тынь) и соблазн реванша в новой исторической и политической обстановке (пребывание Польши под покровительством НАТО и ослабление позиций России в мире в 90-е годы).
Исторически Польша всегда была плацдармом для вторжения агрессоров в Россию. Именно с её современной территории начинались походы на Москву Литвы, Франции и Германии. Иными словами, угроза с Запада для России на протяжении многих веков исходила именно из Польши и осталась такой в памяти российского народа. Неоднократно и сама Польша пользовалась периодами ослабления России для завоевания исконно русских земель [ 12, с. 264-268].
Достаточно вспомнить Смутное время (1598-1613 гг.), когда Польша оккупировала значительную часть западных земель Русского государства, пытаясь установить над ними свой
протекторат и поставить выгодного для них правителя. Или, например, когда в 1920 г. Польша, воспользовавшись критическим положением ослабленного в войне с Германией молодого Советского государства и поражением Красной армии в советско-польской войне, захватила западные территории Украины и Белоруссии, жестоко обращаясь с советскими военнопленными. Российскими исследователями приводятся достаточно внушительные цифры.
Например, в одних отечественных работах фигурирует количество пленных в 165 500 чел. [ 13], а в других на основании документов II отделения Генерального штаба Войска Польского (хранятся в РГВА), удалось извлечь данные по красноармейцам на 1920 г. равные 146 813 пленных [ 14].
Очевидно, что в историческом противоборстве Западной Европы с Россией Польша всегда играла роль своеобразного «восточного плацдарма», а в некоторых случаях и прямого агрессора, который, с одной стороны, сдерживал влияние России на Западную Европу, а с другой - служил исходным рубежом для экспансии западноевропейских стран на территорию нашего Отечества.
Данное обстоятельство позволяло Польше периодически усиливать свою мощь и вести агрессивную политику по отношению к своим соседям: Российской империи, Пруссии и Австрии. Как итог - три её раздела.
12 Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.
13 Михутина И. В. Так сколько же советских военнопленных погибло в Польше в 19191920 гг.? // Новая и новейшая история. 1995. № 3. С. 66.
14 Симонова Т. М. Поле белых крестов. Русские военнопленные в польском плену // Родина. 2001. № 4. С. 53.
Неслучайно к концу 70-х годов XVIII столетия Польша представляла собой удручающую картину: достигшая небывалых размеров анархия, когда шляхта, отказываясь подчиняться центру, формировала на местах воинские соединения, создавая проблемы для своих соседей.
В новых исторических условиях уже чётко просматривается желание Польши возродить прежнюю славу антироссийского плацдарма, рассчитывая на всемерную поддержку США, которые заинтересованы держать Россию под натовским прицелом. За океаном всячески поощряют стремление Польши взять на себя роль лидера тех стран, которые недовольны процессом объединения Старого Света. Неслучайно в США заговорили о «новой» Европе, имея в виду Польшу и ряд других стран Евросоюза, заявивших о своей готовности подчиниться американскому давлению. В этой связи следует вспомнить особую позицию Польши в рамках ЕС по Ираку, конституции Европейского союза, активизацию «польско-
балтийской линии» в ЕС по вопросу его политики стратегического партнёрства с Россией, объявлении России злейшим врагом Польши. Такая политика Польши вполне объяснима. Борьба между Польшей и Россией за политическое, экономическое и военное влияние на население Белоруссии и Украины ведётся уже более 500 лет с переменным успехом. В новых условиях с превращением Польши в активного члена НАТО у её руководства возникает соблазн геополитического реванша.
Однако в настоящее время у Польши нет для этого реальных возможностей, не считая амбиций польской элиты, которая продолжает оставаться в плену реваншистских иллюзий. Польское руководство упорно не желает признавать политические реалии будущего, когда со всей остротой встаёт вопрос о западных землях самой республики, судьбе Силезии и Восточной Пруссии, а также поиске путей в налаживании взаимоотношений с Украиной, Белоруссией и Россией.
Мирное сосуществование или холодная война
Так сложилось, что Потсдамская конференция не смогла определить более жёсткие рамки послевоенного устройства мира, сосуществования государств с различным социально-экономическим строем. В результате на протяжении 75 лет после окончания Второй мировой войны в мире сохраняется напряжённая политическая, экономическая, дипломатическая и военная конфронтация, известная как холодная война, которая не прекратилась и после распада Советского Союза.
Первой на счету послевоенных политически баталий остаётся Германия, которая на протяжении долгих лет была ареной многих политических и экономических конфликтов. Вначале был Берлинский кризис 1948-1949 гг., которому предшествовали закулисные действия бывших союзных стран-победительниц по создании сепаратного западногерманского государства [12, с. 302-304]. Своими манипуляциями западные державы добивались исключения Советского
Союза из четырёхстороннего контроля над Рурским экономическим «локомотивом» Германии, продукция которого была частью репарационных требований СССР [ 15].
На территории Рурской области располагалось управление пяти мощных индустриальных концернов: «Крупп», «Тиссен», «Хёш», «Маннесман» и «Клёкнер».
Послевоенное производство немецкой стали этими объединениями составило 60%, а общегерманская добыча каменного угля была равна 80% [ 16].
В ответ на эти провокационные действия советской стороной 24 июня 1948 г. были введены тотальные ограничения на все виды передвижения по водным и наземным магистралям между западными зонами и западными секторами Берлина. В результате такой блокады решение экономического положения Западного Берлина и соответствующей части Германии было существенно затруднено, что в итоге послужило возникновению конфронтации между Советским Союзом и западными державами.
Очередное обострение положения в ГДР относится к июньскому кризису 1953 г. Предвестником данной ситуации стал курс на социалистическое строительство в Восточной Германии, когда сельское хозяйство было преобразовано по подобию советских колхозов, а все предприятия
национализировались [17]. Толчком к активным действиям местного населения послужило повышение более чем на 10% норм производительности без дополнительной оплаты труда. Такое состояние приводило к массовому переходу граждан ГДР на территорию Западной Германии. Только за период с января 1951 г. по апрель 1953 г. на Запад бежало более 447 тыс. чел. [17]
Из-за недовольства населения политической и экономической ситуацией 17 июня 1953 г. на территории ГДР (более чем в 400 населённых пунктах) вспыхнули забастовки. В некоторых городах, подогреваемые западными СМИ, стачки переросли в стихийные демонстрации, в которых, по разным подсчётам, участвовало от 3 до 4 млн чел. Это в итоге послужило причиной объявления в ГДР военного положения и введения в крупные города и населённые пункты контингента советских войск.
Интересно отметить, что в докладах американской администрации президенту США указывалось, что советские войска проявляли крайнюю сдержанность, не применяя оружие в отношении демонстрантов, что являлось удивительной неожиданностью для мировой общественности. В основном по бастующим гражданам открывали огонь на поражение их же соотечественники из народной полиции. Окончательно разрешить ситуацию удалось только к 21 июля, когда все волнения были нейтрализованы.
Итогами Восточногерманского кризиса 16-21 июля 1953 г. стала отмена повышенных норм произво-
15 Кройцбергер Ш. Первый Берлинский кризис. Советская блокада // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. ХХ век. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. С. 215.
16 Рурская область ФРГ // URL: https://scicenter.online/mirovaya-geografiya-scicenter/ rurskaya-oblast-frg-39349.html
17 Хавкин Б. 17 июля 1953 г. Июньский кризис в ГДР // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. ХХ век. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. С. 224-225.
дительности, передача ГДР имевшихся на её территории более 30 советских акционерных предприятий и объявление о её суверенитете. Это, в свою очередь, послужило освобождению ГДР от дальнейших репарационных выплат.
Последующее расширение конфронтации западных держав с СССР было обусловлено отсутствием чётких границ между ФРГ и ГДР, а также экономической экспансией между двумя немецкими государствами. Попыткой разрешения этой проблемы являлся так называемый «ультиматум Хрущёва». В этих требованиях, выдвинутых впервые 27 ноября 1958 г., советский лидер настаивал на заключении мирного договора между двумя странами, признания их суверенитета и получении Западным Берлином статуса свободного города.
Совершая такие шаги, советская сторона и правительство ГДР рассчитывали на решение проблемы массовой миграции немецкого населения на Запад, отток которого к августу 1961 г. составил более 2,7 млн чел. [ 18] Предполагалось также, что эти действия остановят экономическую экспансию Запада против ГДР.
Западные державы, понимая, что выполнение требований ультиматума приведёт к потере их оккупационных прав и законного основания присутствия в Западном Берлине, игнорировали предложения СССР и обострили ситуацию, введя в подконтрольную часть города вооружённые силы, включая бронетехнику. Советскому Союзу пришлось
принять ответные меры, в результате чего возникла опасная ситуация.
В ноябре 1960 г. после избрания на пост президента США Дж. Кеннеди, Н. С. Хрущёвым была предпринята повторная попытка выдвинуть ультиматум, но с более растянутыми сроками. Понимая, что причиной нарастания потока беженцев в Западную Германию являются акции саботажа и вербовки западников, советский лидер распорядился усилить военное присутствие в ГДР. Однако этот шаг, получивший название Второго Берлинского кризиса, не дал положительных результатов и спровоцировал решение о возведении железобетонной стены на границе секторов в Берлине. Установленная в период с 13 по 22 августа 1961 г. Берлинская стена частично играла стабилизирующую роль во взаимоотношениях двух немецких государств.
Последним заметным обострением взаимоотношений между ФРГ и ГДР следует считать разведывательно-диверсионные акции Запада против германского демократического государства в середине 70-х годов. В это время на территорию ГДР буквально хлынули с Запада агенты западногерманской разведки БНД и натовских спецслужб.
Параллельно с событиями в Европе на мировой арене возникали и другие вооружённые противостояния. Беспокоил западные державы и Дальний Восток, где проходило становление и развитие двух государств социалистической ориентации - Китайской Народной Республики (КНР) и Корейской Народно-Демократиче-
18 Веттиг Г., Новик Ф. Второй Берлинский кризис. «Ультиматум Хрущёва» и возведение «Берлинской стены» // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. ХХ век. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. С. 258.
ской Республики (КНДР). Не решаясь ввязываться в единоборство с таким государством, как Китай, они направили свою агрессию против КНДР.
В конце июня 1950 г. США и их союзники по НАТО подтолкнули Республику Южная Корея (ныне - Республика Корея) к нападению на своего северного соседа. 25 июня 1950 г. почти 100-тысячная южнокорейская армия при поддержке 4-й пехотной дивизии США, 800 танков и 300 самолётов перешла в наступление против вооружённых сил КНДР [19]. Северокорейскими силами в свою очередь был нанесён контрудар и развёрнуто наступление на Сеул. Это вынудило США срочно перебросить соединения своей 8-й армии, дислоцировавшейся в Японии, на Корейский полуостров, высадив сильный десант в Инчхоне. Такие манёвры позволили им захватить Пхеньян, столицу КНДР.
Однако получив поддержку со стороны китайских добровольцев, несмотря на военную мощь 15 стран НАТО, войска КНДР перешли в контрнаступление и заставили агрессора отойти за 38-ю параллель. Создалась патовая ситуация, в которой противоборствующие стороны были не в состоянии добиться своих целей военными средствами. Такое состояние привело в июле 1953 г. к заключению мирного соглашения о прекращении огня. Но нестабильное состояние между двумя корейскими республиками сохраняется до настоящего времени, усиленное тем фактом, что КНДР стала обладателем ядерного оружия.
Другим очагом вооружённой борьбы для США и их союзников по
НАТО стал Вьетнам. Решив покончить с возникшей в его северной части демократического государства социалистической ориентации и одновременно с партизанским движением в Южном Вьетнаме, к середине 1964 г. американской стороной была переброшена на территорию последнего 350-тысячная армия. Якобы оказывая помощь 150-тысячной южновьетнамской армии в борьбе с партизанами, американцами к 1968 г. был дополнительно наращен свой военный контингент до 540 тыс. чел., не считая 75 тыс. военнослужащих своих союзников.
Однако при соответствующей поддержке из вне южновьетнамскими партизанами к тому времени было освобождено до трёх четвертей своих территорий, что привело в 1969 г. к образованию Республики Южный Вьетнам, а затем к слиянию в 1976 г. обеих частей в единую Социалистическую Республику Вьетнам.
Поражение в войне и требования мировой общественности вынудили США 27 января 1979 г. подписать Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Безвозвратные потери США во вьетнамской войне колеблются от 40 до 60 тыс. погибшими, более 58 тыс. чел. пропавшими без вести. Кроме того, более 300 тыс. американцев получили ранения и увечья разной степени тяжести. США и их союзники во Вьетнаме потерпели фиаско.
Очередной вехой холодной войны явился Карибский кризис 1962 г., возникший в результате резкого обострения международной обстановки,
19 Донесение начальнику Генерального штаба Советской армии от 26 июня 1950 г. // ЦАМО РФ. Коллекция документов. Д. 12. Л. 9-14.
вызванного действиями США против Кубы. Этому предшествовала неудачная высадка десанта наёмников США на кубинское побережье в районе Плайя-Хирон (апрель 1961 г.). Желая исправить положение, Соединённые Штаты решили продолжить давление на Кубу. Призвав более 150 тыс. резервистов, введя круглосуточное боевое дежурство авиации, США стали готовиться к новой операции по вторжению на остров. В этой кризисной ситуации руководство Кубы обратилось за помощью к Советскому Союзу [20]. 23 октября 1962 г. правительство СССР предупредило руководство США о его ответственности за судьбы мира и организовало операцию «Анадырь»*.
28 октября 1962 г. СССР, США и Куба в присутствии Генерального секретаря ООН начали мирные переговоры, в результате которых угроза ядерной войны была снята. СССР вывел свои ракеты и авиацию с острова, а США сняли морскую блокаду с Кубы, заверяя о прекращении дальнейшей агрессии в отношении Гаваны.
Карибский кризис, пожалуй, можно назвать самым острым рецидивом холодной войны, который показал, что силовые попытки победить демократические государства социалистической ориентации путём прямой агрессии обречены на провал. Западные державы в борьбе за мировое господство пошли на последний шанс - подрыв СССР и его
союзников, прежде всего в Европе, изнутри.
Эта была хорошо продуманная стратегия развала Советского Союза и всего социалистического содружества, которая была начата с разложения советского руководства и правительств других социалистических стран, подрыва их экономического потенциала и морально-политического единства. К сожалению, эти усилия западных государств привели к определённым результатам. На территории СССР и других социалистических стран возникли новые государства. Запад праздновал победу в холодной войне, которая и после развала соцлагеря не прекратилась.
В чём же дело? Ответ напрашивается сам.
Возрождение на руинах СССР новой России с самостоятельной внешней и внутренней политикой, независимым подходом к решению международных вопросов, энергичной деятельностью новых политиков (В. В. Путина, Е. М. Примакова, С. Б. Иванова, С. В. Лаврова и др.) не устраивают страны Запада во главе с США.
Наблюдая за развитием коммунистического Китая, который вышел на второе место в мире по уровню экономического производства, Запад видит в нём своего основного соперника. Покончить с Китаем -это действительно заманчивая идея. Убить сразу двух зайцев: основного политического противника с его
20 Мутагиров Д. З. Подлинные причины Карибского Кризиса // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 9(2). С. 139.
* «Анадырь» - кодовое название операции СССР по скрытной доставке и размещению на острове Куба советских армейских боевых частей, на вооружении которых находились ракеты. В дополнение к этим силам в операции участвовали 7 ударных подводных лодок, оснащённых ядерными боеголовками. Руководил операцией генерал армии И. А. Плиев.
марксистской идеологией и главного экономического конкурента. Но и не забыть устранить непослушную Россию во главе с одним из наиболее авторитетных политиков мира В. В. Путиным. Значит, Западу надо продолжать холодную войну и снова идти на Восток (Drang nach Osten).
Реальная опасность этого воскресшего гитлеровского лозунга нельзя недооценивать. Его проявления очевидны. Прежде всего, они выразились в стремлении Запада внести раскол в СНГ и такие организации, как ОДКБ, ШОС, БРИКС. Основной удар США и их союзники решили нанести по СНГ, выбрав в качестве основного разрушителя Украину, государство с нестабильной властью, одержимой идеей «самостийности» и оголтелого национализма, слабой экономикой, легко поддающейся посулам западных стран. Неслучайно лозунг руководителей «незалежной» - «Мы - Европа!». Основную роль в дестабилизации положения на Украине и нацеливании её против России на протяжении уже более полутора десятка лет стало играть посольство США в Киеве. Оно превратилось в своеобразный штаб, который руководил всеми событиями на Украине. Здесь получают инструкции лидеры всех политических партий, националисты, командиры различного рода незаконных вооружённых формирований.
По указанию США руководители Украины, олигархи, раздувая антироссийскую истерию, пытаются покончить с Донецкой и Луганской народными республиками и готовят новый «поход на Крым».
Одновременно Запад предпринимает все меры по расширению блока НАТО за счёт приёма в него Украины и Грузии и по политической и эконо-
мической изоляции России. Здесь и обвинения России в агрессивности; исключение нашей страны из «восьмёрки» и попытки её исключения из «двадцатки»; бойкот российских предложений в Европарламенте, Организации Объединённых Наций и других международных форумах; дискредитация президента России В. В. Путина; активизация неконструктивной, а в некоторых случаях открыто антироссийской реакционно настроенной оппозиции в России (А. Навальный, Г. Каспаров и др.).
Не ограничиваясь этими мерами, Запад стремится воздействовать на Россию, применяя к ней экономические санкции, в том числе провоцируя снижение цен на углеводороды, ограничивая поставки в Россию различных товаров, сужая сферы деятельности российских банков, бойкотируя российский экспорт, сокращая инвестиции, посягая на экономические ресурсы российской Арктики.
Как всегда, впереди армады агрессоров идут западные спецслужбы. Они усиливают заброску на территорию России разведчиков и террористов, активизируют вербовку российских граждан, совершенствуют средства космической и радиоэлектронной разведки, всемерно поддерживают на нашей территории деятельность незаконных вооружённых и бандитских формирований. Ими вынашиваются идеи использовать в своих целях, в том числе с помощью международных (транснациональных) террористических организаций, новых методов поражения, основанных на высоких технологиях: ядерные (радиационные), химические и биологические средства поражения. Начали появляться новые виды преступлений массового характера, такие как кибертерроризм.
В последнее время Запад усилил военное давление на Россию. Приступив к формированию специального корпуса по немедленному парированию российских угроз, он разместил в странах Балтии часть своих сил (авиацию, спецподразделения). К этим действиям немедленно присоединилась Польша, которая передислоцировала некоторые военные соединения из западных воеводств в восточные. В последние годы стало правилом круглогодичное проведение военных учений и манёвров стран НАТО вблизи границ России (Чёрное море, Прибалтика, Норвегия), где в качестве противника практически без условностей обозначается Российская Федерация. Активизировала полёты и разведывательная авиация США и НАТО вблизи российских рубежей. Растут и военные бюджеты западных стран. Только в США на 2019 г. он составил 3422 трлн долл. На высоком уровне остаётся численность вооружённых сил ведущих стран Североатлантиче-
ского альянса (в США вместе с национальной гвардией и организованным резервом - 2,5 млн в Германии -250 тыс., Франции - 547 тыс., Турции - 480 тыс. чел.) [21].
Таким образом, дальнейшее давление США и их союзников на Российскую Федерацию идёт по проторенным дорогам их предшественников. Чем закончились подобные поползновения на русские земли, хорошо известно.
Уместно вспомнить слова президента Российской Федерации В. В. Путина, сказанные им на форуме «Народного фронта» в середине ноября 2014 г.: «США не унизить нас хотят, они хотят нас подчинить. Хотят за наш счёт решать свои проблемы, хотят подчинить нас своему влиянию. Эта стратегия заранее обречена на провал. Никогда, ни у кого в истории этого в отношении России не получилось и ни у кого не получится». Эти слова очень созвучны со словами Александра Невского.
Урок
1. Потсдамская конференция трёх великих держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 75 лет тому назад, имела важное военно-политическое и экономическое значение. Она способствовала сохранению мира на планете, несмотря на опасные вызовы холодной войны, в том числе последнего времени. Особенно велика была её роль в развитии политических и экономических процессов в Западной Европе.
2. Конференция в Потсдаме одновременно явилась своеобразным стартом для похода западных держав против социалистических стран и демократических государств независимой ориентации. На смену открытым угрозам превентивной ядерной войны против СССР пришли скрытые формы, в том числе международный (транснациональный) терроризм, направленные на подрыв демократической России изнутри, попытки вытеснения её из
21 Бюджеты стран мира на 2019 // URL: http://fincan.ru/artides/84_byudzhety-stran-mira-na-2019-god/
числа ведущих мировых держав. При этом возникает вероятность использования противниками России, в первую очередь их спецслужбами, а также международных (транснациональных) террористических организаций, новых средств массового поражения на основе высоких технологий и основанных на ядерном (радиационном), химическом и биологическом принципах действий.
3. Германия, как одно из ведущих государств Европы, несмотря на решения Потсдамской конференции, быстро восстановила свой экономический и военный потенциал. Вопреки нормам международного права она уже тайно помышляет о своих границах до Второй мировой войны и рвётся к решению вопросов мироустройства далеко за пределами Европейского континента. Всё более откровенными становятся её посягательства на Калининградскую область России.
4. Польша, получив в Потсдаме карт-бланш на самостоятельное демократическое развитие, после распада Советского Союза, Организации Варшавского договора и вступления её в НАТО стала проводить откровенно антироссийскую и антибелорусскую политику, претендуя на роль передового натовского плацдарма и явно пренебрегая сложившимися реалиями в мире.
5. Советский Союз, а позже Российская Федерация, получив на Потсдамской конференции определённые гарантии своей безопасности и проиграв холодную войну, в настоящее время подвергается санкциям США и Евросоюза. Современная геополитическая и экономическая обстановка на планете подтверждает основной итог Потсдамской конференции: за мир надо бороться, не забывая уроков истории.
Библиография • References
Биржевой портал № 1. Экономика Германии. 2019 // URL: https://take-profit.
org/statistics/countries/germany/ [Birzhevoj portal № 1. Ekonomika Germanii. 2019 // URL: https://take-profit.org/
statistics/countries/germany/] Биржевой портал № 1. Экономика Польши. 2019 // URL: https://take-profit.org/
statistics/countries/poland/ [Birzhevoj portal № 1. Ekonomika Pol'shi. 2019 // URL: https://take-profit.org/
statistics/countries/poland/] Большая советская энциклопедия / под ред. Б. А. Введенского. 2-е изд. М.:
Большая советская энциклопедия, 1953. Т. 22.- 420 с. [Bol'shaya sovetskaya enciklopediya / pod red. B.A. Vvedenskogo. 2-e izd. M.:
Bol'shaya sovetskaya enciklopediya, 1953. T. 22.- 420 s.] Бюджеты стран мира на 2019 // URL: http://fincan.ru/articles/84_byudzhety-
stran-mira-na-2019-god/ [Byudzhety stran mira na 2019 // URL: http://fincan.ru/articles/84_byudzhety-
stran-mira-na-2019-god/] Веттиг Г., Новик Ф. Второй Берлинский кризис. «Ультиматум Хрущёва» и возведение «Берлинской стены» // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. ХХ век. М.: Интеграция: образование и наука, 2015.- 400 с.
[Vettig G., Novik F. Vtoroj Berlinskij krizis. «Ul'timatum Hrushchyova» i vozvedenie «Berlinskoj steny» // Rossiya - Germaniya. Vekhi sovmestnoj istorii v kollektivnoj pamyati. Institut voennoj istorii RAN. T. 3. XX vek. M.: Integraciya: obrazovanie i nauka, 2015.- 400 s.] Гуськова E. История Югославского кризиса: 1990-2000. M.: Русское право/
Русский национальный фонд, 2001.- 717 с. [Guskova E. Istoriya YUgoslavskogo krizisa: 1990 -2000. M.: Russkoe pravo/Russkij
nacional'nyj fond, 2001.- 717 s.] Донесение начальнику Генерального штаба Советской армии от 26 июня
1950 г. // ЦАЫО РФ. Коллекция документов. Д. 12. Л. 9-14. [Donesenie nachal'niku General'nogo shtaba Sovetskoj armii ot 26 iyunya 1950 g. //
CAMO RF. Kollekciya dokumentov. D. 12. L. 9-14] Дружинин E. Военная промышленность Германии // Зарубежное военное обозрение. 2018. № 3. С. 31-38. [Druzhinin E. Voennaya promyshlennost' Germanii // Zarubezhnoe voennoe obozrenie.
2018. № 3. S. 31-38] Запись второго заседания глав правительств от 18 мая 1945 г. // Mеждународная
жизнь. 1965. № 10. С. 156-160. [Zapis' vtorogo zasedaniya glav pravitel'stv ot 18 maya 1945 g. // Mezhdunarodnaya
zhizn'. 1965. № 10. S. 156-160] Кройцбергер Ш. Первый Берлинский кризис. Советская блокада // Россия -Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. XX век. M.: Интеграция: образование и наука, 2015.400 с.
[Krojcberger SH. Pervyj Berlinskij krizis. Sovetskaya blokada // Rossiya - Germaniya. Vekhi sovmestnoj istorii v kollektivnoj pamyati. Institut voennoj istorii RAN. T. 3. XX vek. M.: Integraciya: obrazovanie i nauka, 2015.- 400 s.] Михутина И. В. Так сколько же советских военнопленных погибло в Польше
в 1919-1920 гг.? // Новая и новейшая история. 1995. № 3. [Mihutina I. V. Tak skol'ko zhe sovetskih voennoplennyh pogiblo v Pol'she v 19191920 gg.? // Novaya i novejshaya istoriya. 1995. № 3] Мутагиров Д. З. Подлинные причины Карибского Кризиса // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 9(2). С. 137-147. [Mutagirov D. Z. Podlinnye prichiny Karibskogo Krizisa // Politicheskaya ekspertiza:
POLITEKS. 2013. № 9(2). S. 137-147] Население Германии в 2019 году // URL: https://countrymeters.info/ru/
Germany#population_2019 [Naselenie Germanii v 2019 godu // URL: https://countrymeters.info/ru/
Germany#population_2019] О политике в отношении Германии. Mеморандум делегации США от 17 июля 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. M.: Госполитиздат, 1980.- 511 с. [O politike v otnoshenii Germanii. Memorandum delegacii SSHA ot 17 iyulya 1945 g. // Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyh konferenciyah perioda Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). T. 6. Berlinskaya (Potsdamskaya) konferenciya rukovoditelej tryoh soyuznyh derzhav - SSSR, SSHA i Velikobritanii (17 iyulya - 2 avgusta 1945 g.). Sb. dokumentov / pod red. A. A. Gromyko. M.: Gospolitizdat, 1980.- 511 s.] Протокол Берлинской конференции трёх великих держав от 1 августа 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конфе-
ренция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1980.- 511 с. [Protokol Berlinskoj konferencii tryoh velikih derzhav ot 1 avgusta 1945 g. // Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyh konferenciyah perioda Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). T. 6. Berlinskaya (Potsdamskaya) konferenciya rukovoditelej tryoh soyuznyh derzhav - SSSR, SSHA i Velikobritanii (17 iyulya - 2 avgusta 1945 g.). Sb. dokumentov / pod red. A. A. Gromyko. M.: Gospolitizdat, 1980.- 511 s.] Рурская область ФРГ // URL: https://scicenter.online/mirovaya-geografiya-
scicenter/rurskaya-oblast-frg-39349.html [Rurskaya oblast' FRG // URL: https://scicenter.online/mirovaya-geografiya-
scicenter/rurskaya-oblast-frg-39349.html] Симонова Т. M. Поле белых крестов. Русские военнопленные в польском плену //
Родина. 2001. № 4. С. 52-59. [Simonova T. M. Pole belyh krestov. Russkie voennoplennye v pol'skom plenu //
Rodina. 2001. № 4. S. 52-59] Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 4. Крымская конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1978.- 302 с. [Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyh konferenciyah perioda Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). T. 4. Krymskaya konferenciya rukovoditelej tryoh soyuznyh derzhav - SSSR, SSHA i Velikobritanii (4-11 fevralya 1945 g.). Sb. dokumentov / pod red. A. A. Gromyko. M.: Gospolitizdat, 1978.- 302 s.] Согласование Союзной комиссии по репарациям. О политике в отношениях Германии. Приложение 3 к Меморандуму делегации США от 17 июля 1945 г. // Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Т. 6. Берлинская (Потсдамская) конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании (17 июля - 2 августа 1945 г.). Сб. документов / под ред. А. А. Громыко. М.: Госполитиздат, 1980.- 511 с. [Soglasovanie Soyuznoj komissii po reparaciyam. O politike v otnosheniyah Germanii. Prilozhenie 3 k Memorandumu delegacii SSHA ot 17 iyulya 1945 g. // Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyh konferenciyah perioda Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). T. 6. Berlinskaya (Potsdamskaya) konferenciya rukovoditelej tryoh soyuznyh derzhav - SSSR, SSHA i Velikobritanii (17 iyulya - 2 avgusta 1945 g.). Sb. dokumentov / pod red. A. A. Gromyko. M.: Gospolitizdat, 1980.- 511 s.] Тиханский А. Милитаризация Польши // URL: https://www.sonar2050.org/
publications/politika-dobrososedstva-po-polski/ [TihanskyA. Militarizaciya Pol'shi // URL: https://www.sonar2050.org/publications/
politika-dobrososedstva-po-polski/] Хавкин Б. 17 июля 1953 г. Июньский кризис в ГДР // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Институт военной истории РАН. Т. 3. XX век. М.: Интеграция: образование и наука, 2015.- 400 с. [Havkin B. 17 iyulya 1953 g. Iyun'skij krizis v GDR // Rossiya - Germaniya. Vekhi sovmestnoj istorii v kollektivnoj pamyati. Institut voennoj istorii RAN. T. 3. XX vek. M.: Integraciya: obrazovanie i nauka, 2015.- 400 s.] Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как
неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.- 434 с. [SHíoí' V. V. Rossiya i Zapad: nesostoyavshijsya al'yans, ili Protivostoyanie kak neizbezhnost'. SPb.: Aletejya, 2019.- 434 s.]
Статья поступила в редакцию 2 мая 2020 г.