Эхо Потсдама
К 70-летию Потсдамской конференции трёх держав
Анатолий Исаков
Семьдесят лет назад, в 1945 г. (с 17 июля по 2 августа), состоялась Потсдамская конференция трёх великих держав - СССР, США и Великобритании, которая подвела военные и политические итоги Второй мировой войны. Вместе с И.В.Сталиным в ней приняли участие новый Президент США Г.Трумэн и премьер-министр Великобритании У.Черчилль, которого в ходе конференции сменил лейборист К.Эттли, победивший на парламентских выборах. После завершения войны всё явственнее проявлялись коренные противоречия между государствами с различным общественно-экономическим строем и политическими устремлениями. Как это уже неоднократно случалось в истории, по мере приближения к окончанию войны интересы победителей всё более расходились, особенно по послевоенному устройству Германии и Польши, а также международным отношениям.
Германия поднимает голову
Главное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос. И это не случайно. Решая судьбу Германии, союзники стремились заложить основы нового мироустройства и межгосударственных отношений в Европе, а также систему международной безопасности.
На конференции было решено полностью разоружить и демилитаризовать Германию, упразднить её силовые структуры и спецслужбы -вермахт, РСХА, абвер, СС, СД и гестапо, ликвидировать военную промышленность, наказать преступников; запрещалась любая нацистская
ИСАКОВ Анатолий Исаакович - доктор военных наук, независимый эксперт. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: Вторая мировая война, послевоенное устройство, холодная война, реванш, развал Советского Союза.
и милитаристская деятельность и пропаганда; предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. Вопрос о расчленении германского государства, в отличие от Ялтинской конференции, где предусматривалось создать четыре зоны оккупации, уже не рассматривался.
Государства-победители обязались принять все меры к тому, чтобы Германия никогда больше не угрожала миру на планете и выплатила положенные репарации. Правда, последний вопрос выявил среди «Большой тройки» определённые разногласия. СССР и США удалось выработать компромиссное решение, согласно которому Советский Союз получил репарации из своей зоны оккупации и за счёт германских вложений за рубежом, а также четверть промышленного оборудования из западных зон. При этом из своей доли, по настоянию Великобритании, Советский Союз должен был удовлетворить и репарационные претензии Польши.
Немало споров возникло вокруг возрождения промышленности Германии. По общему согласию союзников, возрождение промышленного потенциала Германии должно было носить исключительно мирный характер, хотя хорошо известно, что чёткой грани между военной и невоенной промышленностью не существует.
Последующие события показали, что Германия, быстро восстановив тяжёлую промышленность, угледобычу, машиностроение, уже к началу 60-х годов прошлого столетия, вопреки решениям Потсдамской конференции, создала основу для
возрождения военной промышленности.
Сейчас Германия - одно из наиболее промышленно развитых государств Западной Европы.
Объединив экономику ФРГ и ГДР и, по сути, возглавив ЕС, она в 2013 г. производила: 535 млрд кВт.ч электроэнергии (на тепловых и 22 атомных электростанциях), 110 млн т каменного угля, 57 млн т стали, 46 млн т чугуна, 3,1млн т нефти, 5,2 млн автомобилей.
Это позволило Германии создать первоклассную военную промышленность, оснастить бундесвер современной боевой техникой и развернуть широкий экспорт оружия.
Сейчас бундесвер - одна из самых высо-котехнически оснащённых армий мира. На 1 января 2014 г. под ружьё при населении 82,3 млн чел. и военном бюджете 25 млрд долл. (2013 г.) поставлено 250 тыс. чел. (танков - 3140, БМП - 2118, БТР - 814, орудий -3100, самолётов - 400, вертолётов - 640, подводных лодок - 26 и надводных боевых кораблей - 14).
Резерв вооружённых сил составляет 370 тыс. чел., мобресурсы - более 1 млн чел.
По планам НАТО, бундесвер совместно с вооружёнными силами Польши должен быть основной ударной силой для «предотвращения» угрозы с Востока.
С целью расширения географических рамок применения германских вооружённых сил и создания условий для их задействования вне зоны ответственности блока ещё в 2003 г. бундестагом одобрен документ «Основные направления политики ФРГ в области обороны», в котором впервые в послевоенной истории страны бундесверу определяется цель - «готовиться к решению задач за пределами национальной территории».
Правда, в течение ряда последних лет, особенно в 2010-2013 гг., в экономике Германии усилились застойные явления, следствием чего явилось общее ухудшение уровня жизни населения.
Так, темпы роста ВВП в течение 2012 и 2013 гг. были близки к нулю, а в ряде отраслей - отрицательными. Безработица несколько лет достигала уровня 4,5 млн чел., а в начале 2014 г. превысила цифру 5 млн.
Остро стоит вопрос с выравниванием уровней экономического развития в старых и новых федеральных землях. Пока уровень жизни восточных немцев отстаёт от западных на 10-12%, а безработица в восточных землях выросла до 18%.
Население Германии стареет. Пенсионному фонду грозит многомиллиардный дефицит.
Германский рынок труда с 2010 г. открыт только для высококвалифицированных иностранцев.
В настоящее время Германия уверенно занимает 4-е место среди мировых экспортёров вооружений (после США, России и Франции).
Как сообщалось в германской печати, в 2013 г. на мировом рынке Германия реализовала оружия и военной техники на сумму 4,5 млрд евро.
В СМИ также отмечалось, что правительство Ангелы Меркель не намерено сокращать программу экспорта вооружений, особенно после обострения положения на Украине.
Одновременно Германия выступает в качестве одной из основных движущих сил в процессе реформирования Евросоюза, главной цел ью которого является обретение большей независимости объединённой Европы от США в экономической, военно-политической и военной сферах. В достижении своих целей руководство Германии рассчитывает на
поддержку союзников, и в первую очередь Франции. Однако со стороны США, Великобритании и других европейских государств планы Германии воспринимаются с настороженностью.
Основными направлениями внут-риблоковой деятельности Германии являются:
- совершенствование структуры и системы управления ВВС НАТО;
- повышение коалиционных возможностей по реагированию на нетрадиционные угрозы (в первую очередь связанные с международным терроризмом и оружием массового поражения);
- содействие дальнейшей интеграции с альянсом вновь принятых стран.
Для усиления своих позиций в НАТО Германия добивается повышения роли возглавляемых ею комитетов и сохранения на прежнем уровне своего значительного по численности военного компонента в составе объединённых вооружённых сил.
Идя на поводу у США и НАТО, Германия (ФРГ) неоднократно демонстрировала свои антидемократические настроения. В 60-х - 80-х годах прошлого столетия вермахт составлял основной ударный кулак НАТО, нацеленный на страны социалистического содружества. В 1953 и 1961 гг. она была главным инициатором провоцирования беспорядков в Германской Демократической Республике. В начале 90-х годов прошлого столетия, как об этом пишет независимый канадский учёный М.Коллон, Германия, возглавляемая канцлером Г.Колем, спровоцировала войну в Боснии и явилась основным инициатором распада Югославии, а позже, в
2001 г., направила свой воинский контингент в Афганистан. В 2014 г. она выступила инициатором санкций против России в связи с обострением положения на Украине.
Ещё в 1979 г. немецкая разведка (БНД) направила в Загреб группу тайных агентов. Их задачей было поддержать Франье Туджмана - расиста, который пропагандировал этническую ненависть и делал всё возможное, чтобы развалить Югославию. ФРГ финансировала и снабжала его оружием. Объяснялось это просто: Германия никогда не признавала объединённого югославского государства, которое мужественно сопротивлялось германской агрессии во время двух мировых войн.
Стремясь ещё раз разъединить Югославию на мини-государства, Германия пытается установить безраздельный контроль над Балканами. Это была бы зона, которую она могла бы экономически аннексировать и доминировать на её рынке. Учитывала Германия и то обстоятельство, что через Югославию пролегают основные стратегические маршруты нефти и газа с Ближнего Востока и Кавказа.
Совсем недавно министр внутренних дел Баварии заявил: «Гельмуту Колю и Ангеле Меркель удалось сделать то, что не смогли сделать ни император Вильгельм, ни Гитлер».
Но этими «благими» деяниями не ограничивается послевоенный послужной список германских руководителей. Он сейчас значительно расширился и простирается через Югославию до Ирака, Афганистана и Украины.
Определённый интерес в вопросе послевоенного устройства Германии представляет четырёхтомное изда-
ние «История германского государства», написанное группой видных немецких политиков и экономистов. В работе довольно подробно излагается объединение двух германских государств - ФРГ и ГДР и делается осторожный намёк-прогноз о возможности виртуального «собирания» германских земель (Судеты, Силе-зия, Померания, Восточная Пруссия). Правда, на пути этих надежд немцев как неприступная стена встают решения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций трёх великих держав, определивших послевоенное устройство и границы Германии. Но это вовсе не значит, что для германского государства все вопросы территориального устройства решены окончательно и бесповоротно. Ведь уже прошло 15 лет нового XXI в. Здесь есть над чем подумать не только Чехии, Польше и России, но и другим державам - США, Великобритании, Франции и Италии. Последние кровно заинтересованы не в укреплении, а в ослаблении их постоянного конкурента не только на европейском, но и на мировом рынке.
Характерна реакция западных держав на объединение Германии в 1989 г. Они, прежде всего Великобритания во главе с премьер-министром М.Тэтчер, были против этого шага, который активно будировали канцлер ФРГ Г.Коль и Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачёв.
Великобритания, Франция и в определённой степени США считали, что объединение Германии приведёт к усилению её экономического и политического влияния в Европе, поставит перед ними трудноразрешимые задачи. В результате так и
получилось. За последние 30 лет Германия превратилась в одну из самых влиятельных держав не только на
Европейском континенте, но и в мире, исподтишка вынашивая планы нового похода на Восток.
Польша в тисках глобализма
Вторым по значимости на Потсдамской конференции был польский вопрос. Польша как цент-ральноевропейское государство всегда играла роль связующего звена между Западной Европой и Россией, более того - своеобразного плацдарма Запада для агрессии против неё. Поэтому западные державы всегда были заинтересованы иметь в Польше такую власть, которая бы надёжно обеспечивала их интересы на востоке Европы. Советский Союз, наоборот, стремился к тому, чтобы Польша была бы свободным демократическим государством, находившимся в добрососедских отношениях с нашей страной.
Вот почему ещё на Ялтинской (411 февраля 1945 г.) конференции глав государств СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о правительстве и границах Польши. Было предусмотрено создать на широкой базе Временное правительство Польши с включением демократических деятелей самой Польши и поляков из-за рубежа, в частности С.Миколайчика, который в 1943-1944 гг. был премьер-министром польского эмигрантского правительства в Лондоне. Советско-польскую границу предлагалось провести по линии Керзона, а польско-германскую - по р. Нейсе и Одер. Позже эти вопросы были конкретизированы на Потсдамской конференции.
В результате Потсдамских соглашений к Польше отошла восточная
часть Германии (Силезия и Восточная Померания, южная часть Восточной Пруссии, побережье Балтийского моря в районе Данцига и Гдыни). Соответствующим образом, как это было предусмотрено в Ялте, определялись границы Польши.
Потсдамская конференция не предусматривала каких-либо рекомендаций в отношении её экономического потенциала. Считалось, что он может быть восстановлен на собственной основе и за счёт поступления репараций из Германии. Но прошли годы, и экономика Польши значительно превзошла довоенный уровень.
Она стала производить, по данным на 2013 г.: 161 млрд кВт-ч электроэнергии, 220 млн т каменного угля, 20,9 млн т стали, 14,1 млн т чугуна, 398 тыс. т меди, 251 тыс. т цинка, 410 тыс. автомобилей.
На этой основе к началу 2000-х годов Польша стала располагать достаточно развитой военной промышленностью, смогла обеспечить потребности в вооружении собственной армии и флота, а часть боевой техники направить на экспорт. Однако на протяжении последних лет военный потенциал Польши значительно уменьшился главным образом из-за мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.
Перелом к лучшему наметился лишь в начале 2012 г., когда правительство страны изменило подход к военному сектору и его нуждам. Оживилась деятельность концернов, главным из которых в настоящее время является «Бумар» и Агентство
развития промышленности (АРП). Структурные изменения позволили удешевить военную продукцию, повысить её качество и доверие со стороны потенциальных зарубежных заказчиков (стран Юго-Восточной Азии и Индии).
Войско Польское, оснащённое главным образом боевой техникой и вооружением собственного производства, представляет собой серьёзную боевую силу, повысившую военный потенциал НАТО, и имеет общую границу с Союзным государством России и Белоруссии.
На 1 января 2014 г. численность вооружённых сил Польши при населении 39 млн чел. составляла 120 тыс. чел. (танков - 700, САУ -420, орудий - 440, самолётов - 155, вертолётов - 150, подводных лодок - 5, надводных боевых кораблей - 22). Резерв вооружённых сил - 230 тыс. чел., мобресурсы - 10 млн чел.
Видя уязвимость своего положения в системе восточноевропейских государств (скачкообразное развитие экономики, слабое освоение западных земель, сложность польско-германских и польско-российских отношений), Польша стремится хотя бы частично компенсировать это активизацией деятельности в рамках НАТО, дальнейшим обострением польско-российских и польско-белорусских отношений, безропотной поддержкой акций США на международной арене (Иран, Афганистан, Косово), размещением американских ракетных комплексов Patriot на своей территории в районе Меронг (90 км от границы с Калининградской обл.).
Отдельного внимания заслуживает оценка польско-российских отношений, которые в последнее время продолжают обостряться, причём
из-за специфической позиции польского руководства. Особых причин, как отмечают многие обозреватели, две: историческая память (главным образом Катынь) и соблазн реванша в новой исторической обстановке (нахождение Польши под «зонтиком» НАТО и ослабленное положение России).
Действительно, исторически Польша всегда была плацдармом для вторжения агрессоров в Россию. Именно с её территории начинались походы на Москву Литвы, Франции и Германии. Иными словами, угроза с Запада для России исходила всегда с территории Польши на протяжении многих веков и осталась в памяти российского народа. Да и сама Польша неоднократно пользовалась периодами ослабления России для завоевания исконно русских земель. Достаточно вспомнить Смутное время (1598-1613 гг.), когда Польша захватила значительную часть западных земель Российского государства. Или взять 1920 г., когда Польша, воспользовавшись критическим положением ослабленного в войне с Германией молодого советского государства и поражением Красной армии в советско-польской войне, захватила Западную Украину и Западную Белоруссию, жестоко обошлась с советскими военнопленными.
Получается, что в историческом противоборстве Западной Европы с Россией Польша всегда играла роль своеобразного «восточного плацдарма», а то и прямого агрессора, который, с одной стороны, сдерживал влияние России на Западную Европу, а с другой - служил исходным рубежом для агрессии западноевропейских стран против России.
Это позволило Польше периодически усиливать свою мощь и вести империалистическую политику. Царская Россия отвечала Польше тем же. Она совместно с Пруссией и Австрией организовала несколько территориальных разделов Польши. Неслучайно к концу 70-х годов XVIII столетия Польша как государство представляло собой удручающую картину: анархия достигала небывалых размеров, шляхта, не подчиняясь центру, создавала на местах собственные воинские формирования, рассчитывая тем самым повысить свой авторитет на международной арене.
В новых исторических условиях Польша, видимо, сочла возможным возродить былую славу антироссийского плацдарма, рассчитывая на всемерную поддержку США, которые заинтересованы держать Россию под своим влиянием и под натовским прицелом. Более того, за океаном всячески поощряют стремление Польши взять на себя роль лидера тех стран, которые недовольны процессом объединения стран Старого Света. Неслучайно в США заговорили о «новой» Европе, имея в виду Польшу и некоторые другие страны Евросоюза, которые заявили о своей готовности покорно идти
Холодная война
К сожалению, Потсдамская конференция не смогла определить более жёсткие рамки послевоенного устройства мира, мирного сосуществования государств с различным социально-экономическим строем.
В результате на протяжении почти 70 лет после окончания Второй мировой войны в мире сохраняется
в натовской упряжке. В этой связи следует вспомнить особую позицию Польши в рамках ЕС по Ираку, по Конституции Европейского союза, активизацию «польско-балтийской линии» в ЕС по вопросу его политики стратегического партнёрства с Россией, объявление России злейшим врагом Польши. Такое поведение Варшавы вполне объяснимо. Борьба между Польшей и Россией за политическое, экономическое и военное влияние на Белоруссию и Украину ведётся уже более 500 лет с переменным успехом. В новых условиях, с превращением Польши в активного члена НАТО, у польского руководства возник соблазн геополитического реванша.
Справедливости ради следует отметить, что у Польши сейчас нет для этого реальных возможностей. Если не считать амбиций польской элиты.
Достойно сожаления то обстоятельство, что польское руководство ещё находится в плену реваншистских иллюзий. Оно упорно не хочет видеть политические реалии завтрашнего дня, когда со всей остротой встанет вопрос о западных землях Польши, судьбе Силезии и Восточной Пруссии, поиске путей налаживания взаимоотношений Польши с Украиной, Белоруссией и Россией.
продолжается
напряжённая политическая, экономическая, дипломатическая и военная конфронтация, известная как холодная война, и идёт её продолжение после распада Советского Союза.
Обратимся к фактам.
Первой на счету послевоенных политических баталий остаётся Германия, которая на протяжении мно-
гих лет была ареной острых политических и экономических конфликтов. Вначале был Берлинский кризис 1947-1949 гг., связанный с сухопутной блокадой Западного Берлина. Блокада, объявленная советской стороной, была обусловлена её отстранением западными державами от совместных решений по экономическому положению Западного Берлина. В результате блокады снабжение этой части Берлина продовольствием и углём было сокращено (велись только воздушные перевозки), а западные державы повели курс на дальнейшую конфронтацию с советской стороной, приведшей в конечном счёте к созданию НАТО (апрель 1949 г.).
Очередное обострение положения в ГДР относится к 1953 г., когда в силу затруднений экономического и политического порядка 17 июня 1953 г. в ГДР вспыхнула всеобщая забастовка, а во многих городах республики прошли массовые демонстрации, которые были подавлены властями.
Дальнейшее расширение конфронтации западных держав с СССР было обусловлено отсутствием чётких границ. Экономическая экспансия Запада против ГДР привела к необходимости установления последней 13-22 августа 1961 г. железобетонной стены в Берлине, которая просуществовала почти 30 лет, вплоть до 1990 г.
Наконец, последним заметным обострением взаимоотношений между ФРГ и ГДР следует считать расширение разведывательно-диверсионной деятельности Запада против германского демократического государства в середине 70-х годов прошлого столетия, когда на тер-
риторию ГДР с Запада буквально хлынули сотни разведчиков и диверсантов различного толка. За всем им стояла западногерманская разведка БНД и натовские разведслужбы.
Беспокоил западные державы и Дальний Восток, где им не нравилось появление двух государств социалистической ориентации - Китайской Народной Республики (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Не решаясь ввязываться в единоборство с таким государством, как Китай, они направили свою агрессию против КНДР. С этой целью в конце июня 1950 г. они подтолкнули Республику Южная Корея (сейчас - Республика Корея) к нападению на своего северного соседа.
25 июня 1950 г. почти стотысячная корейская армия при поддержке 4-й пехотной дивизии США, 800 танков и 300 самолётов перешла в наступление против вооружённых сил КНДР, которая в свою очередь, нанеся контрудар, развернула наступление на Сеул. США срочно перебросили соединения 8-й армии из Японии на Корейский полуостров, а затем высадили сильный морской десант в Инчхоне. Вскоре был захвачен Пхеньян - столица КНДР.
В это время, получив помощь со стороны китайских добровольцев, войска КНДР перешли в контрнаступление и заставили агрессора отойти за 38-ю параллель.
Обстановка вскоре стабилизировалась, и в июле 1953 г. между сторонами было заключено мирное соглашение о прекращении огня. Но угли корейской войны тлеют до сих пор. КНДР, которая обладает ядерным оружием, является бельмом на глазу у США, Японии, Республики Корея да и стран НАТО.
Но США и другие западные державы на этом не успокоились. Они решили покончить с партизанским движением в Южном Вьетнаме и за-
одно с Северным Вьетнамом, где к 1955 г. возникло новое демократическое государства социалистической ориентации. К этому времени Южный Вьетнам создал 150-тысячную армию, но никак не мог покончить с набирающим силу партизанским движением. Тогда на помощь ему пришли США, которые к середине 1964 г. перебросили в Южный Вьетнам свою 350-тысячную армию, доведя к 1968 г. её численность до 540 тыс. чел. Однако южновьетнамские партизаны к этому времени сумели освободить до трёх четвертей территории Южного Вьетнама. В начале 1968 г. созданная партизанами Армия освобождения перешла в общее наступление, которое привело к образованию в 1969 г. Республики Южный Вьетнам.
Поражение в войне и требования мировой общественности вынудили США подписать Парижское соглашение о прекращении боевых действий (январь 1979 г.). Общие потери США во вьетнамской войне составили более 360 тыс. чел. Агрессия США и их союзников во Вьетнаме потерпела крах.
Несколько позже, в начале 1975 г., Армия освобождения Южного Вьетнама, проведя ряд решительных операций, разгромила остатки вооружённых сил сайгонской армии и в начале мая 1975 г. овладела столицей Южного Вьетнама. Успех демократических сил позволил уже в 1976 г. создать на территории полуострова на основе объединения Северного и Южного Вьетнама единое государство - Социалистическую Республику Вьетнам.
Очередной вехой холодной войны явился Карибский кризис (1962 г.),
возникший в результате резкого обострения международной обстановки, вызванного действиями США против Кубы. Этому предшествовала неудачная высадка американского десанта на кубинское побережье в районе Плайя-Хирон (1961 г.). Соединённые Штаты решили продолжить давление на Кубу, организовали её морскую блокаду, призвали более 150 тыс. резервистов, вели круглосуточное боевое дежурство своей авиации и стали готовиться к новой операции по вторжению на остров. В этой кризисной ситуации руководство Кубы обратилось за помощью к Советскому Союзу. 23 октября 1962 г. Правительство СССР предупредило руководство США о его ответственности за судьбы мира и организовало операцию «Анадырь» по скрытой доставке на остров советских ядерных ракет, авиации и средств ПВО. 28 октября СССР, США и Куба в присутствии Генерального секретаря ООН начали мирные переговоры, в результате которых угроза ядерной войны была снята. СССР вывел свои ракеты и авиацию с острова, а США сняли морскую блокаду и обещали не нападать на Кубу.
Это был, пожалуй, самый острый рецидив холодной войны, который показал, что силовые попытки победить молодые демократические государства социалистической ориентации путём прямой агрессии обречены на провал. Западные державы в борьбе за мировое господство пошли на последний шанс - ликвидацию СССР и его союзников, прежде всего в Европе, изнутри. Речь шла о реванше в холодной войне.
Эта была хорошо продуманная стратегия развала Советского Союза
и всего социалистического содружества, которая была начата с разложения советского руководства и руководства других социалистических стран, подрыва их экономического потенциала и морально-политического единства. К сожалению, эти усилия западных государств привели к определённым результатам. На территории СССР и других социалистических стран возникли новые государства с рыночными отношениями. Запад праздновал победу в холодной войне, которая в последнее время получила продолжение.
В чём же дело? Ответ напрашивается сам.
Возрождение на руинах СССР нового демократического государства -Российской Федерации с самостоятельной внешней и экономической политикой, независимый подход к решению ряда международных вопросов, энергичная деятельность новых политиков (В.В.Путин, Д.А.Медведев, Е.М.Примаков, С.Б.Иванов и др.) не устраивает Запад во главе с США.
Обуреваемые идеей глобализма с однополярным миром, они вновь обрушились на нашу страну.
Пристально наблюдая за развитием социалистического Китая, который вышел на 2-е место в мире по уровню экономического производства, и видя в нём своего основного соперника, Запад во главе с США решил сначала разобраться с проблемой России, а затем - нависнуть над Китаем. Покончить с Китаем действительно заманчиво - убить сразу двух зайцев: основного политического противника с его марксистской идеологией и главного экономического конкурента. Но на его пути ока-
залась непослушная Россия во главе с одним из наиболее авторитетных политиков мира В.В.Путиным. Значит, Западу надо продолжать холодную войну и снова идти на Восток.
Опасность этого воскресшего гитлеровского лозунга нельзя недооценивать. Его проявления очевидны. Прежде всего они выразились в стремлении Запада внести раскол в СНГ и другие организации - ОДКБ, ШОС, БРИКС. Основной удар США и их союзники был направлен на СНГ и в качестве тарана была выбрана Украина - государство с нестабильной властью, одержимое идеей «самостийности» и оголтелого национализма, слабой экономикой, легко подающееся посулам западных стран. Неслучайно лозунгом руководителей этой страны стали «Мы - Европа!», «Слава Украине!». Основную роль в дестабилизации положения на Украине и нацеливании её против России на протяжении уже более десятка лет стало играть посольство США в Киеве, превратившееся в своеобразный штаб, который руководил всеми украинскими событиями. Здесь получают инструкции лидеры политических партий, националисты, командиры различного рода незаконных вооружённых формирований.
По указанию США руководители Украины, олигархи, раздувая антироссийскую истерию, пытаются покончить с Донецкой и Луганской Народными Республиками и готовят «поход на Крым».
Одновременно западные державы предпринимают все меры по расширению блока НАТО за счёт приёма в него Украины, Молдавии и Грузии при политической и экономической изоляции России. Здесь и обвинения
России в агрессивности, и исключение нашей страны из «Восьмёрки» с намерением впоследствии - и из «Двадцатки»; бойкот российских предложений в Европарламенте, Организации Объединённых Наций и других международных форумов; дискредитация Президента России В.В.Путина; активизация неконструктивной оппозиции в России (А.Навальный, Б.Немцов, Г.Каспаров и др.).
Не ограничиваясь этими мерами, Запад стремится воздействовать на Россию путём:
- применения к ней экономических санкций (провоцирование снижения цен на нефть и газ;
- ограничения поставок различных товаров;
- сужения сфер деятельности российских банков;
- бойкота российского экспорта; сокращение инвестиций;
- усиления поползновений на экономические ресурсы российской Арктики.
Как всегда, впереди армады агрессоров всех мастей идут западные спецслужбы и различного рода подрывные организации. Они день ото дня усиливают заброску на территорию России разведчиков, активизируют вербовку российских граждан в качестве своих агентов, совершенствуют средства космической, радиотехнической и радиолокационной разведки, всемерно поддерживают на нашей территории деятельность незаконных вооружённых и бандитских формирований.
Не преминул Запад усилить в последнее время и военное давление на Россию. Мало того что он приступил
к формированию специального корпуса по немедленному парированию российских угроз, но он ещё разместил в странах Балтии часть своих сил (авиацию, спецподразделения), а Польша передислоцировала некоторые военные соединения из западных воеводств в восточные. Участились полёты разведывательной авиации США и НАТО вблизи российских границ. Растут военные бюджеты западных стран.
Только военный бюджет в США в 2014 г. составил 624 млрд долл. На высоком уровне остаётся численность вооружённых сил (в США вместе с Национальной гвардией и организованным резервом - 2,5 млн чел., в Германии - 250 тыс., Франции - 547 тыс., Турции - 480 тыс.).
В последние годы стало правилом круглогодичное проведение военных учений и манёвров стран НАТО вблизи границ России (Чёрное море, Прибалтика, Норвегия).
Налицо, таким образом, дальнейшее давление США и их союзников на Российскую Федерацию по проторенным дорогам их предшественников. Чем закончились эти поползновения на русские земли, хорошо известно. Как никогда здесь уместно вспомнить слова Президента России В.В.Путина, сказанные им на форуме Народного фронта в середине ноября 2014 г.: «США не унизить нас хотят, они хотят нас подчинить. Хотят за наш счёт решать свои проблемы, хотят подчинить нас своему влиянию.
Эта стратегия заранее обречена на провал. Никогда, ни у кого в истории это в отношении России не получилось и ни у кого не получится».
Выводы
1. Потсдамская конференция трёх великих держав - СССР, США и Великобритании, состоявшаяся 70 лет тому назад, имела важное военно-политическое и экономическое значение и способствовала сохранению мира на планете, несмотря на опасные вызовы холодной войны, в том числе последнего времени. Особенно велика была её роль в развитии политических и экономических процессов в Западной Европе.
2. Конференция в Потсдаме явилась своеобразным стартом похода западных держав против социалистических стран и демократических государств независимой ориентации, которая с переменным успехом ведётся до сих пор. На смену открытым угрозам превентивной ядерной войны против СССР пришли её скрытые формы, направленные на подрыв демократической России изнутри, вытеснение её из числа мировых держав и установление над ней политического, экономического и военного контроля.
3. Германия как одно из ведущих государств Европы, которое вопреки решениям Потсдамской конференции быстро восстановила свой экономический и военный потенциалы, проявляет завидную активность в международной политике. Поглотив ГДР, она уже помышляет о своих границах до Второй мировой войны и рвётся к решению вопросов мироустройства далеко за пределами Европейского континента. Всё более откровенными становятся её посягательства на Калининградскую область Российской Федерации. Идеи реванша за поражение во Второй мировой войне ещё не выветрились из голов современных немецких политиков.
4. Польша, получившая в Потсдаме карт-бланш на самостоятельное демократическое развитие, после распада СССР, Организации Варшавского договора и вступления в НАТО стала проводить откровенно антироссийскую и антибелорусскую политику, претендуя на роль передового натовского плацдарма. Пользуясь покровительством США и Европейского союза, Польша явно пренебрегает сложившимися реалиями в мире.
5. Советская сторона создала самые благоприятные условия для проведения конференции (быстро восстановила инфраструктуру Постдамского дворца бывшего германского кронпринца и прилегающей к нему территории парка Сан-Суси, организовала надёжную охрану района конференции) и показала её участникам образец русского гостеприимства, как и подобает основному победителю немецкого фашизма.
6. СССР, а позже Россия, получив на Потсдамской конференции определённые гарантии своей безопасности и проиграв холодную войну, в настоящее время поставлена в ситуацию страны, блокируемой санкциями США и Евросоюза, и молчаливого свидетеля негативных процессов, протекающих у её западных границ. Современная геополитическая и экономическая обстановка на планете подтверждает основной итог Потсдамской конференции: за мир надо бороться, не забывая уроков истории.