байджанском Нагорно-Карабахском конфликте до мирового сообщества. Сохранение ситуации «ни мира, ни войны» не только тяжело отражается на безопасности Азербайджана, но и является угрозой для безопасности на Южном Кавказе. Поэтому международные организации, в том числе и НАТО, должны содействовать урегулированию Армяно-Азербайджанского Нагорно-Карабахского конфликта.
Литература
1. Азербайджан. 1997. 22 авг.
2. Азербайджан. 2000. 10 дек.
3. Азербайджан. 2001. 18 янв.
4. Азербайджан. 2005. 9 февр.
5. Айна. 1992. 11 авг.
6. Архив Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Парламентская Ассамблея НАТО: док. 2004. 28 июля-7 дек. 551 с. Л. 188-191.
7. Архив Милли Меджлиса Азербайджанской Республики. Ф. 291. Оп. 1. Д. 899.
8. Зеркало. 1998. 16 мая.
9. Халг. 1992. 20 февр.
10. www.aliyevheritage.org.
11. www.media-az.com.
СЕИДОВА СЕВИНДЖ МАМЕД КЫЗЫ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории тюркских и восточно-европейских народов и методики преподавания истории, Азербайджанский государственный педагогический университет, Азербайджан, Баку (а[email protected]).
SEYIDOVA SEVINDIJ MAMED KYZY - candidate of historical sciences, assistant professor, Azerbaijan State Pedagogical University, Azerbaijan, Baku.
УДК 341.18(09)“1945”
ББК Т3(0)62- 612.13
В.И. СОКОЛОВА, В.А. МОРОЗОВ
ПОТСДАМСКАЯ (БЕРЛИНСКАЯ) КОНФЕРЕНЦИЯ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ:
ИТОГИ, РЕШЕНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Ключевые слова: Потсдамская (Берлинская) конференция, СССР, США, Великобритания, репарация, Германия, мирный договор.
Рассмотрены экономические и политико-правовые аспекты решений Потсдамской (Берлинской) конференции. Особое внимание уделено вопросам реализации решений конференции в послевоенные годы.
V.l. SOKOLOVA, V.A. MOROZOV POTSDAM (BERLIN) CONFERENCE OF THE HEADS OF THE GOVERNMENTS USSR, USA AND UNITED KINGDOM: RESULTS, DECISIONS AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE POSTWAR YEARS
Key words: Potsdam (Berlin) conference, USSR, USA, United Kingdom, repayment, Germany, peace treaty.
In the article has been considered economic, legal and political aspects of the decisions of Potsdam (Berlin) conference. Special attention is paid to the issues of implementation of the decisions of the conference in the postwar years.
После победы над нацистской Германией 17 июля - 2 августа 1945 г. во дворце Сесилиан-Хоф (Цецилиенхов) в Потсдаме, близ Берлина, состоялась конференция глав правительств главных держав-победительниц во Второй мировой войне - СССР, США и Великобритании. В конференции принимали участие: глава Советского правительства И.В. Сталин, президент США Г. Трумэн и премьер-министр Великобритании У. Черчилль (с 28 июля - К. Эттли), министры иностранных дел - В.М. Молотов, Д. Бирнс и А. Иден (с 28 июля -Э. Бевин). Заседания конференции были прерваны на два дня в связи с объ-
явлением итогов парламентских выборов в Великобритании, в результате которых к власти пришло лейбористское правительство К. Эттли.
Идея новой встречи «большой тройки» исходила от У. Черчилля, который со словарем в руках долго подбирал наиболее подходящее наименование конференции руководителей антигитлеровской коалиции. По его предложению было принято кодовое название - Терминал (Terminal - конечный пункт, станция, конечный, заключительный). В представлении английского премьера оно означало «последнюю станцию» на совместно пройденном с СССР пути, т.е. по существу конец сложившегося в годы войны сотрудничества. Формально инициативу по созыву конференции взял на себя Г. Трумэн [3. С. 97].
Говоря о настроениях лидеров в ходе подготовки к будущей конференции, необходимо отметить, что У. Черчилль стремился ускорить встречу в связи с тем обстоятельством, что в июле в Англии предстояли выборы в парламент и ему лично хотелось принять участие в столь важной конференции, так как он не был уверен в победе на этих выборах его партии консерваторов. И. Сталин предлагал провести мероприятие в июне. Американское правительство предложило, однако, созвать конференцию 15 июля 1945 г. Г. Трумэн оттягивал встречу до того, как в США будет испытана атомная бомба, чтобы использовать «атомную дипломатию» в переговорах с представителями СССР [7. С. 665].
Конференция с условным названием «Терминал» открылась в Большом зале дворца Гогенцоллернов Сесилиан-Хоф в 5 часов вечера 17 июля 1945 г. По предложению И. Сталина председателем конференции стал Г. Трумэн. По воспоминаниям У. Черчилля, работу конференции освещали около 180 корреспондентов, в том числе будущий президент США Джон Кеннеди, в то время корреспондент одной из военных газет. Вместе с Черчиллем на встречу прибыл лидер лейбористской партии К. Эттли, которого Черчилль пригласил на случай своего поражения на выборах. Поскольку это и случилось (выборы состоялись 5 июля, итоги были объявлены 26 июля), то с 28 июля К. Эттли, ставший премьер-министром, возглавил английскую делегацию. Накануне конференции, 16 июля 1945 г., был произведен взрыв американской атомной бомбы. Западным политикам казалось, что появилось средство давления на И. Сталина [7. С. 665].
Далее необходимо более подробно осветить вопросы участия работников тыла фронта в подготовке Потсдамской конференции. Служба тыла советских войск начала кропотливую работу по подготовке к конференции с поиска места для его проведения. Группа офицеров, среди которых находился представитель начальника тыла 1-го Белорусского фронта Г.Д. Косогляд (начальник квартирно-эксплуатационного отдела фронта), объехала окрестности Берлина. Их выбор пал на Бабельсберг, рядом с Потсдамом. Это была красивая дачная местность, вся в зелени, где ранее жила элита немецкого общества. Владельцы домов покинули свои дома, оставив прислугу. Рядом находился парк Сан-Суси с дворцом бывшего германского кронпринца [4. С. 677-678].
Г.К. Жуков одобрил этот выбор, после чего И.В. Сталин также остановился на этом варианте. В своем послании от 18 июня 1945 г. на имя У. Черчилля И. Сталин рекомендовал местом для проведения конференции Бабельсберг. Для каждой союзнической делегации отводились отдельные помещения, а совместные заседания международной конференции намечалось проводить во дворце Гогенцоллернов Сесилиан-Хоф [4. С. 677-678].
Пока шла дипломатическая переписка, тыловиками были начаты ремонтностроительные работы. Их объем оказался значительным. В Бабельсберге перед приходом советских войск все подземные коммуникации были взорваны, водопровод, канализация и энергосеть выведены из строя. Предстояло заново отремонтировать по 6-8 дачных домов в Бабельсберге для каждой делегации и подвести отдельные подъездные пути к ним. Работа шла чуть ли не
24 часа в сутки. Всего было построено 6 км новых дорог, отлично заасфальтированных, и восстановлено 15 км прежних. Особо сложным оказался ремонт дворца кронпринца. Он много лет не ремонтировался, и внутренняя отделка его обветшала. Здесь имелось 36 комнат, из них на первом этаже 22 комнаты. Каждой делегации должен был быть предоставлен отдельный подъезд. Один общий подъезд предназначался для корреспондентов и обслуживающего персонала. Конференц-зал, где должны были проходить совместные заседания, также имел четыре отдельных входа. Кроме того, рядом с этим залом для каждой делегации было приготовлено по одному общему залу и несколько рабочих комнат. Так появились «Белый зал» - для советской делегации, «Голубой зал» - для американской и «Розовый зал» - для английской [1. С. 279-280].
Дворец был полностью отремонтирован, наружные его стекла не нужно было закрывать плотными шторами, так как они были затянуты густо разросшейся декоративной зеленью. Конференц-зал еще в прежние годы был отделан внутри дубом, и теперь потребовалась лишь тщательная зачистка стен. Представители США и Англии наблюдали за ходом ремонтно-восстановительных работ, предъявляя порой весьма высокие требования. По их желанию пришлось стены в залах и спальнях отделать цветным натуральным шелком. Полы всюду были застланы дорогими коврами.
Казалось, что и И.В. Сталину надо обставить особняк не менее роскошно, и в этом направлении кое-что уже было сделано. Но представитель Москвы генерал Н.С. Власик разъяснил, что чем скромнее будет отделка и убранство, тем лучше. Вместо дорогих кроватей и столов были поставлены простая кровать и простые диваны, строгий письменный стол и кресло к нему. Кабинет, спальня, приемная были заново выкрашены в темные цвета, все ковры из помещения убраны и заменены дорожками.
Для конференц-зала круглый стол диаметром 6,8 м был изготовлен на московской мебельной фабрике «Люкс» (на месте такого большого не нашли). Вокруг него размещалось два ряда кресел: первый ряд - для глав и членов делегации, второй - для их помощников и консультантов.
Для производства ремонтных работ в помещениях и восстановления нарушенных подземных коммуникаций были привлечены немецкие инженеры, техники и рабочие. Для них начальник тыла 1-го Белорусского фронта выделил 1200 продовольственных пайков. Хорошо потрудились дорожники и саперы. Они с необыкновенной быстротой вымостили и заасфальтировали все въезды и выезды, проложенные с таким расчетом, чтобы всюду было исключено встречное движение. Было построено два новых моста через озеро в Потсдаме и два моста восстановлено. Большие работы были проведены по благоустройству приусадебных территорий и восстановлению парка Сан-Суси. Туда привезли и высадили более 1500 туй, серебристых елей и других насаждений, устроили 50 клумб и высадили много цветов [1. С. 279-280].
В целях безопасности всю ближайшую территорию разделили на три кольца - внешнее, среднее и внутреннее. Охрану двух колец несли советские граждане, внутреннее кольцо было разделено на три сектора, из них каждый охранялся людьми соответствующей державы.
Питание и другие виды обслуживания по предварительной договоренности обеспечивала себе каждая делегация своими силами и ресурсами (на Крымской (Ялтинской) конференции было иначе, там все заботы и расходы нес Советский Союз), только буфет в конференц-зале был общим, за счет СССР [1. С. 279-280].
Теперь эта работа по приему гостей, доставившая немало хлопот тыловикам, кажется совсем незначительной. Но этот пример еще раз подтверждает истину, что незначительных событий в межгосударственных отношениях не
бывает. Конечно, справиться с описанными работами - это не то, что обслуживать миллионные войска. Но и здесь советские тыловики работали без устали и находились в постоянном нервном напряжении.
По окончании конференции многие непосредственные исполнители, занятые подготовкой и обслуживанием конференции, были вполне заслуженно отмечены правительственными наградами. Необходимо отметить, что хотя во время войны слово «тыловик» в устах некоторых военных нередко звучало как бранное слово, и невежественные люди позволяли себе говорить с тыловиками высокомерно, это нисколько не умаляет значения того огромного вклада, что внесли работники тыла в победу над врагом.
Конференция в Потсдаме в первую очередь рассмотрела вопросы послевоенного устройства. Она прошла в сложной обстановке. В Потсдаме уже не было того большого количества речей, которые были характерны для встреч в Тегеране и Ялте. Не было и той атмосферы, которая царила раньше, хотя теперь на приемах играли оркестры и выступали известные артисты: талантливый американский пианист Лист, советские исполнители Д. Ойстрах, Э. Ги-лельс, Г. Баринова. Причина этого была не в том, что партнеры постарели или устали, а в том, что окончание войны вскрыло различный подход сторон к вставшим перед миром проблемам [3. С. 161].
На Потсдамской конференции было принято решение, что верховную власть в Германии будут осуществлять главнокомандующие вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждый в своей зоне оккупации, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, в качестве членов Контрольного совета, созданного для осуществления высшей власти союзных держав в Германии на время ее оккупации.
Конференция приняла постановления об отмене нацистских законов, о наказании военных преступников, денацификации Германии, предоставлении населению демократических свобод, установила важнейшие экономические принципы координированной политики союзников по отношению к Германии на основе признания ее как единого экономического целого. Для уничтожения германского военного потенциала было принято решение о запрещении и предотвращении производства вооружения, военного снаряжения и орудий войны, а также всех типов самолетов и морских судов.
Другим важным разделом решений конференции явились постановления о репарациях, которые вызвали острейшую дискуссию. Прямой ущерб, причиненный гитлеровцами Советскому Союзу на оккупированной территории, советскими специалистами был исчислен в 128 млрд долл. [5. С. 262; 7]. На Крымской конференции американская делегация соглашалась рассматривать в качестве основы для решения этого вопроса предложение советского правительства о том, что Германия обязана возместить в максимально возможной мере причиненный ею ущерб. Общая сумма репараций должна была составлять 20 млрд долл. и 50% этой суммы полагалось СССР как стране, наиболее пострадавшей от гитлеровской агрессии. В Потсдаме американская сторона отступила от своей первоначальной позиции. Она предложила отказаться от определения конкретной цифры репараций для каждого государства. Советская делегация, стремясь найти компромиссное решение, приняла точку зрения американской делегации, отказавшись от выставления определенной цифры и количества, и перешла на проценты [10. С. 340].
В результате принципиальной, и в то же время гибкой позиции советской делегации было достигнуто соглашение, по которому репарации должны были взиматься с Германии в трех формах: единовременные изъятия оборудования, станков и т.д.; ежегодные товарные поставки текущей продукции; использование германского труда. Репарационные претензии СССР должны были
удовлетворяться путем изъятий из зоны Германии, оккупированной советскими войсками, и из соответствующих германских вложений за границей (в Болгарии, Румынии, Венгрии, Финляндии и Восточной Австрии). Кроме того, СССР должен был получить из зон Германии, оккупированных западными державами: 15% пригодного к использованию и комплектного промышленного капитального оборудования, которое не являлось необходимым для германской мирной экономики; это оборудование должно было быть изъято в обмен на эквивалентную стоимость в продовольствии, угле, поташе, нефтяных продуктах и других материалах; 10% такого промышленного капитального оборудования, которое не являлось необходимым для германской мирной экономики, которое должно было быть изъято из западных зон для передачи советскому правительству в счет репараций без оплаты или возмещения любым образом. СССР обязывался удовлетворить из своей доли репараций репарационные претензии Польши. Репарационные претензии США, Великобритании и других стран должны были быть удовлетворены за счет ресурсов западных зон и из соответствующих германских заграничных активов [2. С. 32-34].
Потсдамская конференция согласилась с предложением о передаче СССР г. Кенигсберга с прилегающим районом Восточной Пруссии. Принято было также важное решение о новой польско-германской границе. Бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря западнее Свинемюнде (Свиноуйсце) и оттуда по реке Одеру и далее по реке Западная Нейсе до чехословацкой границы, включая часть Восточной Пруссии и территорию бывшего свободного города Данцига (ныне Гданьск), должны были находиться под управлением Польши. С установлением новой польско-германской границы немецкое население должно было переместиться в Германию. Так конференция придала своему решению о западной границе Польши окончательный характер.
Потсдамская конференция приняла решение учредить Совет министров иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции и Китая (СМИД) для продолжения подготовительной работы по мирному урегулированию. На Совет были возложены составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и выработка предложений по урегулированию неразрешенных территориальных вопросов.
Конференция рассмотрела вопрос об Австрии, которая в марте 1938 г. была оккупирована нацистской Германией (аншлюс), весной 1945 г. при решающей роли Советской армии была освобождена, временно оккупирована войсками СССР, США, Англии и Франции. Конец оккупации Австрии положил Государственный договор 1955 г. о восстановлении независимой и демократической Австрии. Что касается репараций со стороны Австрии, то три правительства согласились не взыскивать их с этого государства. Советское правительство предложило распространить компетенцию Временного австрийского правительства на всю Австрию. Однако было решено изучить этот вопрос после вступления британских и американских войск в г. Вену. По рассмотрению вопроса о подопечных территориях было решено передать вопрос об итальянских колониальных территориях на рассмотрение Совета министров иностранных дел. Конференция приняла постановление о пересмотре процедуры союзных контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии.
Конференция приняла также ряд других решений, в том числе об использовании германского военного и торгового флота, о переселении немцев из Чехословакии, Польши и Венгрии, о суде над главными военными преступниками и др. Постановления конференции были оформлены в виде акта, озаглавленного «Сообщение о Берлинской конференции трех держав». Этот акт был подписан главами трех правительств И. Сталиным, Г. Трумэном и К. Эттли [2. С. 32-34].
Советский Союз подходил к вопросу о репарациях с принципиальной точки зрения, считая, что агрессия никогда не должна оставаться безнаказанной. В дальнейшем, учитывая дружественные отношения, установившиеся после войны с Румынией, Венгрией, Финляндией (Болгария перед СССР никаких репарационных обязательств не несла, а Италия - мизерное количество), и желая облегчить восстановление экономики этих стран, советское правительство значительно сократило размеры причитающихся СССР репарационных платежей.
После войны значительное место в работе сессий СМИД и других мероприятиях занимали вопросы о репарациях. Решением Потсдамской конференции составление проектов мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии было возложено на СМИД. Особый вклад в решение вопросов послевоенного устройства внесла Парижская мирная конференция, состоявшаяся 29 июля - 15 октября 1946 г. 10 февраля 1947 г. мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией были подписаны в Париже и вступили в силу 15 сентября 1947 г. после ратификации четырьмя державами - Советским Союзом, США, Англией и Францией [6. С. 45].
Если ГДР добросовестно осуществляло репарационные поставки, пока советская сторона не отказалась от них, то из Западной Германии СССР фактически не получил ничего. 5 мая 1946 г. военный губернатор США в Западной Германии Л. Клей распорядился прекратить любые авансовые репарационные поставки СССР, фактически и не начавшиеся. Вслед за этим к указанному решению присоединились Англия и Франция. Согласно данным самих западных держав, до 1 января 1947 г. Советский Союз получил репараций из западных зон лишь на сумму 12,5 млн долл. Вопреки основным постановлениям Потсдамской конференции впоследствии западные державы взяли курс на политическое и экономическое разделение Германии, в результате которого на карте Европы появились два государства - ФРГ (сентябрь 1949 г.) и ГДР (октябрь 1949 г.) [3. С. 182].
В мае 1950 г. по просьбе правительства ГДР советское руководство сократило наполовину сумму репараций и продлило выплату оставшихся платежей с 10 до 15 лет. Это решение было согласовано с правительством ПНР. К концу 1950 г. ГДР выплатила 3658 млн долл. Сокращение наполовину оставшейся суммы репараций составляло приблизительно одну треть 10 млрд долл., или 3658 млн долл. [3. С. 260].
Это благотворно сказалось на отношениях СССР и ГДР. В доказательство приведем цитату из письма Премьер-министра ГДР Отто Гротеволя Иосифу Сталину: «Глубокоуважаемый Генералиссимус Сталин. Настоящим подтверждаю получение и содержание Вашего письма от 15 мая 1950 г. о сокращении суммы, выплачиваемой Германией в счет репараций.
От имени Временного Правительства Германской Демократической Республики выражаю Правительству Союза Советских Социалистических республик благодарность немецкого народа за решение сократить наполовину остающуюся сумму немецких репарационных обязательств и значительно облегчить ее выплату путем рассрочки уплаты на 15 лет.
Этот великодушный и полный доверия шаг ускорит развитие нашей экономической и культурной жизни, а также дальнейшее улучшение условий жизни нашего населения...
...С глубоким уважением О. Гротеволь. 19 мая 1950 г. Берлин» [9].
Представители США и Англии делали вид, что репарации их не интересуют, и в то же самое время умалчивали о том, что захватили все золотые запасы Германии, германские заграничные активы (за исключением тех стран, которые были освобождены Вооруженными Силами СССР), получили большие средства от продажи германского угля и леса, а также от ввоза ценного лабораторного и иного оборудования. По данным западногерманской печати,
все ценности, полученные США и Англией в Германии, оцениваются более чем в 10 млрд долл. А согласно официальным западногерманским данным только общая сумма конфискованного имущества за границей составляла, в довоенных ценах, не менее 20 млрд марок. Огромные суммы (приблизительно 3 млрд марок ежегодно) американцы получали от ФРГ под видом покрытия дефицита по содержанию своей армии на западногерманской территории [9].
Советское правительство оказало ГДР значительную поддержку, объявив о прекращении взимания с 1954 г. репараций, о передаче в ее собственность ряда промышленных предприятий, перешедших ранее к СССР в счет репараций, о сокращении расходов ГДР, связанных с пребыванием на ее территории советских войск, и об освобождении Германии от уплаты Советскому Союзу послевоенных государственных долгов. ГДР был предоставлен крупный кредит. На основе заключенного соглашения между двумя странами установилось широкое экономическое, культурное и научно-техническое сотрудничество. Однако на Западе мирные шаги СССР оценивались неоднозначно, нередко фальсифицировались, так как в этот период уже шла холодная война.
25 марта 1954 г. советское правительство объявило, что оно устанавливает с ГДР такие же отношения, как и с другими суверенными государствами. Отныне правительство ГДР было свободно решать по своему усмотрению все вопросы внутренней и внешней политики, включая вопросы взаимоотношений с ФРГ. За Советским Союзом сохранялось лишь право осуществлять на территории ГДР те функции, которые были связаны с соглашениями четырех держав о Германии - функции по обеспечению безопасности [8. С. 356].
Подводя итоги Потсдамской конференции, необходимо отметить, что в целом послевоенный мир развивался под знаком принятых на конференции решений. Тем не менее не все решения конференции были реализованы, а некоторые из них и вовсе сорваны. Однако в целом они послужили исходной базой всего послевоенного развития и составили фундамент, на котором строится современная Европа.
Литература и источники
1. Антипенко Н.А. На главном направлении. Воспоминания заместителя командующего фронтом. М.: Наука, 1967.
2. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1950. Т. 5.
3. Высоцкий В.Н. Мероприятие «Терминал». Потсдам, 1945 года. М.: Международные отношения, 1975.
4. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: Новости, 1971.
5. Известия. 1945. 13 сент.
6. История внешней политики СССР: в 2 т. М.: Международные отношения, 1977. Т. 2.
7. История дипломатии. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. Т. 4.
8. История международных отношений и внешней политики СССР. Т. 3. 1945-1963 гг. М.: Международные отношения, 1964.
9. Красная Чувашия. 1950. 24 мая.
10. Тегеран. Ялта. Потсдам: сб. документов. М.: Международные отношения, 1971.
СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
SOKOLOVA VALENTINA IVANOVNA - doctor of historial sciences, professor of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
МОРОЗОВ ВАЛЕРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры региональной истории, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
MOROZOV VaLeRIY ALEKSEEVICH - doctor of historical sciences, professor of Regional Histori Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.