УДК 327(569/1+47+73)
«Ялта-1945»: от войны к миру
Опыт и уроки достижения национального интереса
Сергей ВОРОБЬЕВ
В современном быстро меняющемся мире в контексте приближающейся даты - 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией - активизировались псевдоисторики и псевдомыслители-«специалисты» от политики в пересмотре причин, хода и итогов Второй мировой войны. При этом ставится под сомнение вклад нашей страны в победу над фашизмом.
Чем больше времени проходит после тех суровых лет тяжелейших испытаний для нашего народа, да и для многих народов, подвергшихся агрессии, тем сложнее отстаивать историческую правду.
В научном и политическом сообществе современной России сформировалась традиция обращения к проблематике проведения Крымской конференции в различных её аспектах в юбилейные годы.
Так, в 2015 г. в Симферополе и Москве проводились мероприятия научного характера, посвящённые Ялтинской конференции 1945 года - встрече руководителей стран антигитлеровской коалиции, с обсуждением значения результатов этой встречи в контексте перехода от Второй мировой войны к войне холодной. Не хотелось бы повторяться по тематике предыдущих обсуждений этого знакового для мира события, однако в сегодняшней обстановке есть насущная необходимость представления убедительных доказательств оценки того времени, как вклада в борьбу за историческую справедливость, через раскрытие трёх основных аспектов в вопросе определения значения результатов конференции в Ялте в феврале 1945 г.
ВОРОБЬЕВ Сергей Владимирович - доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: 352147@ gmall.com
Ключевые слова: 75-летие Победы, Великая Отечественная война, антигитлеровская коалиция, Атлантическая хартия, Ялтинская конференция 1945 г., ленд-лиз, Вторая мировая война.
Первый аспект - историческое измерение формирования антигитлеровской коалиции в контексте достижения национального интереса каждого из ведущих её участников.
Второй аспект - оценка военно-стратегической обстановки на театрах Второй мировой войны к началу 1945 г., времени проведения конференции в Крыму.
Третий аспект - анализ двух первых в контексте формирования опыта и уроков прошлого для реализации национального интереса Российской Федерацией в современной международной среде.
Историческое измерение формирования антигитлеровской коалиции
Раскрывая первый аспект, следует
сказать, что результаты формирования международной системы коллективной безопасности, возложенные на Лигу Наций, не оправдали своих надежд. Особенно это стало очевидным в период активного распространения влияния фашизма в Европе в 1929-1939 гг. Отсутствие реальных механизмов предотвращения войн и военных конфликтов у этой международной организации привело к изменению формата сохранения мира и безопасности. Свидетельством тому может служить переход к практике по заключению двусторонних договоров о ненападении между европейскими странами (так называемых пактов о ненападении), таких как:
- советско-французский и советско-польский пакты 1932 г.;
- польско-германский 1934 г.;
- англо-германский и франко-германский 1938 г.;
- советско-германский 1939 г.
Эти договоры, как показал дальнейший ход исторических событий, фактически являлись ширмой для заключивших их стран по подготовке к войне, так как у каждого европейского государства можно уви-
деть преследование собственного национального интереса в зависимости от положения, в котором находилась страна. И прежде всего это касалось интересов экономики государств и их экономических элит. После 1933 г. и прихода Гитлера к власти в Германии стало понятно, что войны в Европе не избежать. Большинство европейских государств, понимая это, активизировали деятельность по развитию своих экономик и адаптации их к мобилизационным условиям военного времени. Не стал исключением и СССР.
Оценка результатов первых советских пятилеток (1928-1933 гг., 19341937 гг.) показывает, что именно в эти годы впервые в нашей стране появилось понятие «модернизация» и были созданы не существующие у нас до этого времени отрасли экономики: авиастроение, машиностроение, станкостроение, тракторостроение, электроэнергетика, химическое производство и др. Политическое руководство страны, отдавая себе отчёт во враждебности к нам зарубежного окружения, предпринимало в предвоенные годы беспрецедентные меры по наращиванию силового оборонного потенциала.
Это выразилось в акцентировании внимания в экономике на производстве продукции военного назначения. Рост производства к концу 30-х годов достигал 23-28% в год, что позволило СССР выйти на первое место в Европе и второе в мире по этому показателю.
Если говорить более конкретно, то в нашей стране на основе широкой индустриализации реализовы-вался ленинский принцип о защите социалистического отечества. Успехи первых пятилеток в стране были достигнуты за счёт усиления внимания высшего политического руководства государства на развитие тех отраслей промышленности, от которых зависела национальная безопасность и оборонные возможности государства. Опыт участия СССР в предвоенных конфликтах подтвердил это.
Суммарный потенциал ВВП (возможности экономики плюс людские ресурсы) СССР и Великобритании к 1941 г. по отношению к фашистской Германии и её европейским союзникам составлял 1:1 [ 1].
Великобритания объявила войну Германии 3 сентября 1939 г. из-за нарушения гарантий неприкосновенности Польши, определённых 31 марта 1939 г. британским парламентом. Страна, считая себя «великой европейской державой», создателем системы международных отношений в Европе после окончания Первой мировой войны, преследовала в этой войне как политические, так и экономические цели. К политическим целям следует отнести
утрату возможности сохранения паритета сил на континенте и сохранения политического веса Великобритании после Мюнхенского соглашения (1938 г.), получившего название в истории «сговора». В вопросах экономики Великобритания боролась даже с причинами, которые могли привести к потере её источников ресурсов, находившихся в ее колониях и доминионах, и обеспечить стабильность финансово-торговых отношений на Европейском континенте, которые могли быть нарушены из-за роста силового влияния Германии.
Фашистская Германия своими целями в войне определяла: во-первых, достижение мирового господства как компенсацию за позорные результаты Первой мировой войны; во-вторых, физическое уничтожение советского народа как носителя марксистско-ленинской идеологии; в-третьих, уничтожение народов Восточной Европы для заселения их территории представителями немецкой нации.
Соединённые Штаты Америки не собирались участвовать в мировых войнах, определив для себя внешнеполитическую позицию «развязанных рук» через принятие 31 августа 1935 г. закона о нейтралитете, действие которого устанавливалось на 6 месяцев, что обеспечивало свободу маневрирования США в зависимости от развития ситуации [2].
По поручению конгресса определять срок, на который вводилось эмбарго на передачу воюющим странам вооружения, должен был прези-
1 https://www.calend.ru/events/4293/
2 Ьспдег Ш.Ь., Gleason S.Е. "Ше №а11е^е to ^оМюп. 1937-1940. N.Y.: Нагрег&ЪгоШеге, 1952. Р. 16.
дент США. К 1937 г. действие закона стало постоянным, что определило роль и место Соединённых Штатов на все предвоенные годы. Принятие этого закона в стране ознаменовалось не только бескомпромиссной внутриполитической борьбой, но и выходом на передовые позиции определения внешнеполитического интереса американского государства оружейного лобби. Кроме этого, ситуация с американским нейтралитетом, по оценке большинства специалистов-экспертов, развязывала руки агрессорам Германии, Италии, Японии и подталкивала их к войне.
С началом Второй мировой войны США были вынуждены, в том числе из-за настойчивых просьб Великобритании (в частности, У. Черчилля), изменить свои национальные приоритеты. Первым шагом Соединённых Штатов в борьбе с фашизмом стало принятие 31 марта 1941 г. Закона по обеспечению защиты Соединённых Штатов (An Act to Promote the Defense of the United States), известным как Закон о ленд-лизе [3].Этот закон и поставки в Великобританию и Советский Союз вооружения, военной техники, материальных средств и продуктов питания были названы Гитлером в декабре 1941 г. как одной из причин объявления войны Соединённым Штатам Америки.
Как показывает анализ исторических событий того периода, каждая из стран, участвующих в той или иной степени во Второй мировой войне, приписывает себе основные заслуги в победе над фашизмом.
Великобритания, вступая во Вторую мировую войну в первые её дни,
начала с попытки умиротворения агрессора - гитлеровской Германии, сбросив на её территорию более 13 т антифашистских листовок [ 4]. Продолжение политики умиротворения, что было характерным для 30-х годов ХХ в., оказалось неудачным. И Великобритания за годы войны в полной мере ощутила на себе ошибочность оценок возможностей Германии предвоенного времени. Лелея надежду использовать Германию как средство борьбы с коммунизмом в Европе, пытаясь направить агрессию на Советский Союз, Великобритания не вела активных боевых действий фактически до мая 1940 г. Этот период получил в истории Второй мировой войны название «странная война». И только потеря четверти военного и трети гражданского флота от действий подводных лодок гитлеровской Германии, людские и инфраструктурные потери от авианалётов люфтваффе, уничтоженные сотни тысяч тонн грузов на морских коммуникациях в первые годы войны подтолкнули высшее политическое руководство страны к поиску возможностей коалиционной борьбы против фашизма в условиях начавшихся боевых действий.
Военная мощь фашистской Германии и её амбиции на мировое господство заставили Великобританию, США и другие государства поддержать СССР после начала агрессии Гитлера против нашей страны. Уже 22 июня 1941 г., выступая по радио, премьер-министр Великобритании У. Черчилль заявил о поддержке СССР в борьбе с гитлеровской агрессией. 23 июня государственный де-
3 РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5965. Л. 13. Документы Наркомвнешторга.
4 https://www.calend.ru/events/4293/
партамент США приветствовал усилия советского народа по отражению немецкого нашествия, а 24 июня на пресс-конференции президент США Ф. Рузвельт пообещал предоставить нашей стране всевозможную помощь. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии*.
14 августа 1941 г. состоялась встреча премьер-министра Великобритании У. Черчилля и президента США Ф. Д. Рузвельта на военно-морской базе Арджентия (Ньюфаундленд, Канада), где была принята Атлантическая хартия - документ, который стал основой для создания антигитлеровской коалиции. 24 сентября к этой хартии присоединились Советский Союз и ещё 9 государств**.
Оценивая, с использованием принципа историзма, подписанный странами документ, следует утверждать, что это была не только программа действий против агрессии. В хартии, принятой в период действующей тогда Версальско-Вашинг-тонской системы международных отношений, была заложена основа формирования будущей послевоенной системы международной среды, которая бы устранила просчёты Версаля и не позволила создать ситуацию для возникновения новой мировой войны. Особенностью этого документа явилось то, что его подписали США - страна, официально не
участвующая в войне. Хартия предопределила базовые принципы, реализованные международным сообществом, благодаря странам-победительницам после создания ООН в 1945 г.
Останавливаясь несколько подробнее на содержании этого исторического документа, необходимо отметить следующее. Казалось бы, государства - инициаторы хартии и присоединившиеся к ней страны делили шкуру неубитого медведя -до победы над гитлеровской Германией уже определяли послевоенное мироустройство и основные его принципы. Хотя агрессор - фашистская Германия - к этому времени захватил практически весь Европейский континент, а абсолютной уверенности в том, что Советский Союз выдержит силу ударов немецкой армии и ее союзников по агрессии*, действующих на Восточном фронте против СССР численностью более 4 млн 300 тыс. чел. и вооружением и военной техникой, превышающей возможности Красной армии более чем в 3 раза, не было [ 5].
И тем не менее Атлантическая хартия, став программным документом, подтвердила возможность установления мира на Европейском континенте и во всём мире только через коалиционные совместные действия. Созданное военно-политическое объединение государств определило:
5 https://rg.ru/2016/06/16/rodina-sssr-germaniya.htm1
* В течение двух предыдущих лет проводились консультации между военными ведомствами Великобритании и Советского Союза по вопросам взаимодействия в борьбе против фашизма. Эти встречи на уровне комиссий военных ведомств результата не дали.
** От СССР хартию подписал Чрезвычайный и Полномочный Посол в Великобритании И. М. Майский; страны-подписанты: представители правительств стран в иммиграции Бельгии, Чехословакии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Греции и Югославии и «Свободная Франция» Шарля де Голля.
- отказ от территориальных претензий;
- отказ от поддержки территориальных изменений на основе заинтересованной воли народов;
- свободное установление формы правления освобождённых стран как суверенного права народов;
- свободный доступ всех стран к ресурсам и мировой торговле;
- глобальное экономическое сотрудничество для повышения благосостояния людей;
- свободу от нужды и страха с обеспечением глобальной безопасности народов мира;
- свободу морей;
- разоружение государств-агрессоров и общее послевоенное разоружение как основы стабильной международной безопасности и недопущения новой войны;
- отказ от применения силы в международных отношениях [ 6].
Основываясь на принятой хартии, уже 16 августа Великобритания предоставила СССР беспроцентный заём 10 млн ф. ст., а первый союзный конвой с материалами, различным оборудованием и вооружением, сформированный Великобританией, прибыл в Архангельск уже 31 августа 1941 г. [7]
С этого времени и до конца войны материальная помощь США Великобритании, Советскому Союзу, Франции, Китайской Республике
и Ирану стала постоянной и оценивается (в ценах 2019 г.) около 750 млрд долл. Доля СССР в этих поставках - 22% [ 8, 9], что составляло суммарно всего 4% от продукции, произведённой в Советском Союзе за этот же период. Основным адресатом ленд-лиза была Великобритания. К слову сказать, только в 2006 г. Россия закрыла вопрос о взаимных расчётах по военным поставкам союзников.
Анализируя историю формирования антигитлеровской коалиции в XX в., следует отметить, что её основы были заложены не только на базе военно-политической или экономической частей национального интереса входивших в неё государств. Важнейшей объединительной основой стала цивилизационная составляющая, т. е. понимание необходимости выживания всего человечества и уничтожения фашизма как главной угрозы этому.
Не будем акцентировать внимание на негативе в союзнических отношениях того времени, а рассмотрим только позитивные моменты военной действительности 75-летней давности.
Двигаясь поступательно в своём стремлении уничтожить фашизм, страны - союзники по антигитлеровской коалиции доказывали приверженность этому союзу в течение всех лет войны. Это выражалось
6 https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1941-atlantlc-charter/index. html
7 https://drevo-info.ru/articles/26078.html
8 Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948. С. 47.
9 Джонс Р.Х. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941-1945 / пер. с англ. А. Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2015. С. 22.
* Союзниками Третьего рейха были Финляндия, Словакия, Венгрия, Румыния, Италия, Хорватия.
и в совместном проведении стратегических действий на театрах войны, и взаимовыручке.
Подтверждением тому могут служить проведённые практически одновременно две стратегические операции на Восточном и Западном фронтах в июне-августе 1944 г.: Белорусская наступательная операция Красной армии и Нормандская десантная операция англо-американских войск, по результатам которых были к концу августа освобождены Белоруссия и Франция.
Примером взаимовыручки может служить активизация бомбардировок авиацией союзников важных военно-промышленных объектов на территории Германии, а также беспокоящие, пусть
и малочисленные, десантные операции на территорию Франции в сложный период обороны Москвы и Сталинграда.
Следует отметить и раннее начало шести до конца не подготовленных наступательных операций Красной армии, включая Висло-Одерскую, по просьбе англо-американского командования, когда войска союзников несли значительные потери в Арденнах.
Об уровне же межчеловеческого общения в это время нужно говорить отдельно. Чего стоит одна только ковентрийская скатерть и 20 тыс. ф. ст., переданные жителями Великобритании в помощь жителям Сталинграда в 1944 г.! В те дни они были, вероятно, ценнее самого дорогого подарка в мире.
Военно-стратегическая обстановка перед конференцией в Крыму
Анализировать значение Ялтинской 1945 г. конференции без учёта военно-политической и военно-стратегической обстановки на театрах военных действий было бы непростительной ошибкой. Это связано с тем, что именно на фоне успехов Красной армии в период летне-осенней кампании 1944 и зимней кампании 1945 гг. шла подготовка в течение двух месяцев и проводилась сама конференция в Крыму. И от успехов советских вооружённых сил на фронтах напрямую зависела и позиция нашей делегации и возможность определять основы решений встречи на высшем уровне.
Следует сказать, что к началу конференции вооружённые силы стран антигитлеровской коалиции перешли в стратегическое наступление на всех театрах военных действий. Красная армия громила группировки немецких войск в Польше, Венгрии, Австрии, Чехословакии
и Германии. Советско-германский фронт к этому времени после завершения Висло-Одерской стратегической наступательной операции находился на удалении 60-70 км от столицы фашистской Германии -Берлина.
Важнейшей чертой стратегических действий советских вооружённых сил на Европейском театре военных действий являлась их исключительно высокая активность. В проводимых операциях стратегического масштаба участвовало одновременно по несколько фронтов численностью до 2 млн чел. и более.
Непосредственно перед началом конференции, 3 февраля 1945 г., закончилась Висло-Одер-ская наступательная операция, в результате которой была практически освобождена Польша и наши войска вступили на территорию Германии, захватив плацдармы на р. Одер.
Уже в период самой конференции, 8 и 10 февраля 1945 г., начались Верхне- и Нижне-Силезская
наступательные операции, когда были заняты важные рубежи для проведения Берлинской наступательной операции. К 8 февраля относится и начало Восточно-Померанской операции по ликвидации группировки вермахта, нацеленной на создание благоприятных условий наступления Красной армии на Берлин.
Завершалась Западно-Карпатская наступательная операция (с 12 января 1945 г.), целью которой было начало освобождения Чехословакии и разгром немецкой и венгерской группировок на южном крыле советско-германского фронта. Заканчивалась Будапештская наступательная операция, в результате которой 13 февраля был взят Будапешт и Венгрия вышла из войны.
В апогее находилось проведение и Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (13 января - 25 апреля 1945 г.) по отсечению от основных сил группировки немецкой армии, находившейся в Восточной Пруссии и её уничтожению.
Одно перечисление операций говорит об одновременных наступательных действиях стратегического уровня Красной армии. А это свидетельствует о возможностях советской экономики по обеспечению армии вооружением, техникой, боеприпасами и иными материальными средствами для осуществления военных действий самого высокого стратегического уровня. Это подтверждает и тот факт, что наше военное руководство, накопив четырёхлетний опыт войны, в полной мере и по стилю управления войсками, и по реализации замыслов политического руководства страны, вышло на самый высокий, так называемый «умный» уровень управления военно-стратегическими действиями, когда с каждой проведённой операцией количество людских потерь
снижалось, несмотря на увеличивающуюся общую численностью участников боевых действий.
Англо-американская группировка вооружённых сил в это время проводила операции по овладению Мар-шалловыми, Марианскими, Каролинскими и Филиппинскими островами, нанося поражение японским войскам в Новой Гвинее и Индонезии.
На Тихоокеанском ТВД наступление союзников осуществлялось перемещением войск с одной группы островов, захватываемых в ходе десантных операций, на другую с постепенным продвижением в сторону Японии. На морских коммуникациях в Тихом и Атлантическом океанах действовали надводные и подводные силы союзников.
Все боевые действия советскими вооружёнными силами и армиями союзников проводились при значительном превосходстве в людях и технике над вооружёнными силами Германии и её союзников.
Численность вооружённых сил СССР к этому времени достигла около 11 млн чел. (из них более 7,8 млн воевали в Европе).
Численность войск фашистской Германии, действовавших против Красной армии, составляла около 4 млн чел.
Армии США на Европейском континенте, к этому времени насчитывающей около 3 млн чел. [10], совместно с армией Великобритании (около 2 млн чел.) [11] противостояло в Западной Европе чуть более 1,8 млн чел. немецкой армии.
Приводя доказательную базу вклада воюющих стран антигитле-
10 https://eurasia.expert/voomzhennye-sily-ssha-v-ewope-ot-pervoy-mirovoy-do-obedmemya-germanii/
11 https://www.kommersant.ru/doc/576136
ровской коалиции в победу над фашизмом, следует назвать военные потери за период войны. Они сегодня разнятся и у разных исследователей, и в разных источниках. Одно неизменно и едино.
Самые большие военные потери во Второй мировой войне понёс Советский Союз - более 11,3 млн солдат и офицеров.
США потеряли в войне чуть более 191 тыс. чел., Великобритания - около 390 тыс. [12, с. 233235].
Опыт и уроки прошлого для современной Россией
Анализируя результаты и значение Крымской конференции с позиции сегодняшнего дня, можно сделать ошибочные выводы. Это связано прежде всего со множественностью факторов, влияющих на оценивание. В этом ряду следует указать:
1. Прошло три четверти века -это жизнь уже двух поколений, а значимость исторических событий становится в полной мере открытой и прозрачной не ранее, чем через 30 лет, что доказано исторической наукой.
2. Как бы ни приуменьшалось фальсификаторами значение вклада Советского Союза в разгром фашистской Германии, нельзя отрицать очевидные факты. А они таковы: наша страна вела войну один на один на полях сражений с фашистами в течение трёх лет, более 70% численности вооружённых сил и вооружений гитлеровской Германии были потеряны в военных действиях на Восточном фронте. Уменьшенный благодаря действиям Красной армии в оборонительных и наступательных сражениях 1941-1942 гг., потенциал немецких вооружённых сил на Восточном фронте начиная уже с 1943 г. не позволял проводить
стратегические наступательные операции. Протяжённость фронта на востоке Европейского театра боевых действий в разное время составляла от 3000 до 6200 км, тогда как на западном направлении - до 800 км, а на Североафриканском и Итальянском - не более 350 км. На Тихоокеанском театре такие параметры были обозначены несколькими десятками километров при проведении в основном десантных операций.
3. Наличие союзников и стратегических партнёров у нашей страны в годы Второй мировой войны не трансформировалось в союзническое и стратегическое партнёрство с Российской Федерацией сегодня. Этого не произошло даже после окончания холодной войны. Невзирая на устранение основного идеологического противоречия между демократическими принципами западного сообщества и коммунистическими идеалами, ушедшими в небытие, с постсоветской Россией, продолжает сохраняться фактическая враждебность в отношении к нашей стране стран западного мира. С подачи западного сообщества «расцвела» в полную силу враждебность наших бывших друзей
12 Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.
и соратников по социалистическому лагерю. Сформировался так называемый «синдром окружения» [12, с. 325], основанный на присоединении бывших союзников СССР по ОВД к НАТО совместно с прибалтийскими республиками СССР и продвижению Североатлантического альянса к границам России. Мирное сосуществование в современных международных отношениях не означает наличие и возможности честных открытых коалиционных действий с западным сообществом по широкому спектру взаимодействий. Это касается в первую очередь вопросов международной безопасности, предотвращения войн и военных конфликтов, что подтверждают события в межгосударственном общении после 2012 г. как отправной точки начала противодействия России на всех направлениях, усугубившегося в 2014 г. Всё это происходит и углубляется и сегодня - уже в начале третьего десятилетия XXI в.
4. Отсутствие у ведущих государств мира (даже под эгидой ООН) единого взгляда на общемировые проблемы служит разобщающим фактором. Необходимость выработки общих стратегических механизмов борьбы с проблемами цивилизации в сегодняшней международной среде заменена извлечением выгоды конкретного национального интереса конкретного субъекта международных отношений в ущерб национальному интересу другого субъекта. Срабатывает обратная сущностная составляющая выражения «что русскому хорошо, то немцу смерть».
Выступая на конференции по международной безопасности в Мюнхене (2007 г.), президент Рос-
сии В. В. Путин предложил акцентировать внимание международного сообщества на широком спектре вызовов и угроз современности, обозначив не только эти вызовы и угрозы, но и пути противодействия им. Казалось бы, давайте бороться с вызовами и угрозами сообща. Парадокс реакции западного сообщества заключался в том, что практически все озабоченности России, высказанные главой нашего государства на конференции, стали чуть ли не программными положениями в последующих документах безопасности западных стран, направленных против нас.
Это можно увидеть в большинстве документов западных государств: от Стратегической концепции НАТО 2010 г. до национальных концепций безопасности ведущих мировых и региональных держав.
5. Давая оценку военно-стратегической обстановке на театрах военных действий, следует отметить, что Красная армия с середины 1943 г. могла проводить военные операции различного уровня по разгрому противостоящих сил Германии и её союзников на любом важном оперативном или стратегическом направлении: на фронте шириной от 80 до 1200 км и более с привлечением группировок войск и сил численностью более миллиона человек.
6. Результаты силовых возможностей нашей страны в период подготовки и проведения конференции в Ялте в 1945 г. позволили не только настоять на месте проведения конференции, но определить и навязать собственную стратегию переговоров. Это касалось не только подходов к репарациям и определению по-
слевоенных границ (той же Польши «по линии Керзона»), но и отстаиванию своего национального интереса в Восточной Пруссии (Калининградская область), по Курилам и Сахалину.
7. Опыт предыдущих войн в политическом и военном аспекте продолжает изучаться и сейчас. Несмотря на то что и современные люди совершенно иные и средства вооружённой борьбы шагнули далеко вперёд и шагают семимильными шагами, остаётся неизменным фактор человеческого влияния. Нет научных исследований ни в нашей стране, ни за рубежом, которые бы раскрыли психологические и иные аспекты принятия военно-политических и управленческих решений высшим политическим и военным руководством нашей страны в годы войны. Другими словами, остался неисследованным стиль управленческой деятельности не только высших политических деятелей СССР, но и наших командующих, команди-
ров и начальников. Если бы такие труды были, то сегодня мы могли бы ответить, почему главные участники Ялтинской конференции 10 и 11 февраля, обсуждая будущее своих стран через 50 лет, фактически обозначив реалистичный прогноз, озвучили очень правдоподобные сценарии развития событий сегодняшнего дня [13].
8. Российский национальный интерес в мирное и военной время может быть достижим только благодаря совместным усилиям всего общества, единению всех уровней управления страной для достижения единой цели - процветанию России и улучшению благосостояния народа через абсолют обеспечения внутренней и внешней безопасности. Сильная Российская армия и передовое вооружение в мире ничто без продуманной целенаправленной системы воспитания и патриотического влияния на сознание людей во всех сферах межчеловеческих коммуникаций.
Библиография • References
Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948.- 192 с.
[Voznesenskij N. Voennaya ekonomika SSSR v period Otechestvennoj vojny. M.: Gospolitizdat, 1948.- 192 s.]
Джонс Р.X. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США в СССР во Второй мировой войне. 1941-1945 / пер. с англ. А. Л. Андреева. М.: Центрполиграф, 2015.- 350 с.
[Dzhons R. H. Lend-liz. Dorogi v Rossiyu. Voennye postavki SSHA v SSSR vo Vtoroj mirovoj vojne. 1941-1945 / per. s angl. A. L. Andreeva. M.: Centrpoligraf, 2015.350 s.]
РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5965. Л. 13. Документы Наркомвнешторга.
[RGAE. F. 413. Op. 12. D. 5965. L. 13. Dokumenty Narkomvneshtorga]
Сьянова Е. Е. Гитлер - директория // URL: https://biography.wikireading.ru/13522
[S'yanovaE.E. Gitler - direktoriya // URL: https://biography.wikireading.ru/13522]
13 Сьянова Е. Е. Гитлер - директория // URL: https://biography.wikireading.ru/13522
Штоль В. В. Россия и Запад: несостоявшийся альянс, или Противостояние как
неизбежность. СПб.: Алетейя, 2019.- 434 с. [SHíoí' V. V. Rossiya i Zapad: nesostoyavshijsya al'yans, ili Protivostoyanie kak
neizbezhnost'. SPb.: Aletejya, 2019.- 434 s.] Langer W. L., Gleason S. E. The Challenge to Isolation. 1937-1940. N.Y.:
Harper&brothers, 1952.- 794 р. https://drevo-info.ru/articles/26078.html
https://eurasia.expert/vooruzhennye-sily-ssha-v-evrope-ot-pervoy-mirovoy-do-
obedineniya-germanii/ https://rg.ru/2016/06/16/rodina-sssr-germaniya.html https://www.calend.ru/events/4293/ https://www.calend.ru/events/4293/ https://www.kommersant.ru/doc/576136
https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1941-atlantic-charter/index.html
Статья поступила в редакцию18 февраля 2020 г.