Суицидология
дание от предстоящей беседы (ожидают эмоциональную поддержку, информационную помощь от консультанта). После разговора с психологом Детского телефона доверия дети и подростки обычно меняли свое первоначальное решение о суицидальном исходе, у них наблюдалось уменьшение психической напряженности, ощущения безнадежности, появлялись позитивные мысли о ближайшем будущем.
Цель эффективной кризисной помощи на Телефоне доверия - установление таких взаимоотношений, благодаря которым абонент мог бы высказать свои мысли и чувства и, благодаря этому, придти к принятию решения. Задачи экстренного психологического консультирования: восстановление эмоционального равновесия, формулирование проблемы, расширение пространственно-временной зоны восприятия, увеличение числа и разнообразия вариантов решения проблемы, восстановление или установление социальных и межличностных связей [4].
Основная задача психолога детского Телефона доверия заключается в поддержке ребенка в кризисной ситуации, снятии эмоционального напряжения, создании условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности преодоления жизненных трудностей. Учитывая специфику детского телефонного консультирования психолог вправе, с согласия абонента, передать информацию в организации, оказывающие психолого-медико-социальную, правовую помощь детям и подросткам. Особое внимание при этом уделяется передаче оперативных сведений о фактах грубого нарушения прав детей для дальнейшей работы по устранению вскрывшихся фактов [2].
Суицидальные намерения подростков чаще носят ситуативный, демонстративный характер. Как показывает практика, психолог может предотвратить реализацию этих мыслей более чем 90% случаях. Общение подростка с психологом по статистике в 62% предотвращают последующие попытки суицида, связанного с трудной жизненной ситуацией ребенка [7].
Литература:
1. Смертность подростков в Российской Федерации // Доклад, выполнен в Научном Центре здоровья детей РАМН по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. -М., 2010.
2. Вихристюк О.В. Кризисное консультирование на Детском телефоне доверия // Материалы Международной научно-практической конференции "Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма" 20-22 октября 2011 г., Махачкала, 2011.
3. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание / Гилинский Я., Гурвич И. [и др.] СПб.: Медицинская пресса, 2001.
4. Руководство по телефонному консультированию, НПО «Эгос», М., 1994.
5. Смертность российских подростков от самоубийств // Доклад, выполнен в ФБГУ «Центральный научно-исследовательский Институт организации и информатизации здравоохранения» по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, М., 2011.
6. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // http://www.fond-detyam.ru/?node=210&lang=ru(дата обращения: 04.09.2013).
7. Эванс-Стронг Д. Руководство по телефонному консультированию. Работа с суицидом и кризисом. НПО "ЭГОС", М., 1994.
8. Maris R.W. Suicide // Lancet. - 2002. - № 360. - Р. 319-326.
УРОКИ НРАВСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Л.М. Крыжановская
Московский ГПУ, ИПССО, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
Уроки нравственной психологии в школе - новейшая технология коррекции суицидального поведения подростков. Подростки усваивают новую поведенческую модель.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение; психокоррекция.
Суицидальное поведение - более широкое понятие и, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуици-ды) [1]. Нравственная психология, направленная на коррекцию подростков с суицидальным поведением имеет теоретическое и прикладное значение. Нравственная психология представляется как активный метод социально-психологического обучения подростков в условиях образовательной школы. Подростки обучаются эмпатии, толерантности.
Это планомерный организованный и целенаправленный процесс усвоения знаний о себе, самопознания. В процессе уроков нравственной психологии повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях [5].
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпа-тичный человек со сниженной способностью переносить боль [2].
На уроках нравственной психологии осуществляется деятельность в сфере перцептивного узнавания себя в другом: «В чем мое сходство с другими людьми. Уроки нравственной психологии являются важнейшей формой психологической поддержки учащихся, а в какой-то мере и психокоррекции их суицидального поведения. Ведь именно здесь создается возможность человеку общаться с другим человеком в непринужденной обстановке, испытывать сопереживание, полностью открываться другим и почувствовать их искреннее расположение к себе. На этих уроках, пожалуй, как нигде более подростками приобретается опытное, эмоционально пережитое знание о родственности других людей, об их человеческой сущности, доброте, отзывчивости — словом те знания, тот опыт, которые прочно запечатлеваются в душе, записываются на скрижалях сердца [3].
Педагог-психолог - главное лицо, от которого зависит атмосфера каждого такого урока. Сообразуясь с актуальными психическими состояниями учащихся, с событиями (факторами), которые их порождают, психолог определяет тему и главную цель уро-
54
Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013
Суицидология
ка, а также основные выразители атмосферы - темпо-ритм, тональность музыкального воздействия, освещение.
Перед тем, как начать урок, учителю необходимо глубоко знать особенности внутреннего мира каждого подростка, его помыслы и мотивы поступков, отношение к окружающему миру, его душевное состояние, а также отношение к нему сверстников, но прежде всего - значимых для него взрослых, линию его поведения, характер поступков. Без таких знаний проводить урок нравственной психологии учитель не имеет моральных оснований.
Цели и задачи уроков могут быть сформулированы следующим образом:
- На основе уяснения психологических, эмоциональных проблем каждого подростка помочь ему понять и осознать их, определить свое отношение к ним, что не преминет положительно сказаться на адаптации, учебе, поведении.
- Используя психологические методы: внушение и убеждение, социально- психологические тренинги оказать психологическую поддержку и помощь в развитии творческого потенциала личности, достижения оптимальной работоспособности, волевой активности.
У подростков с суицидальным поведением почти всегда выявляются провоцирующие кризисные ситуации [4]. Нельзя не учитывать и того, что учащиеся, испытывая потребность быть замеченными, пытаясь овладеть инициативой и вниманием окружающих, самоутверждаясь, действуют в определенных ролях (активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся), вступают в своеобразное состязание, соперничество. В этой связи возникают взаимные, нередко критические, комментарии о поступках и качествах, друг о друге, возникают тенденции к проявлению эмоциональных реакций, в том числе и враждебного характера. «Снимать» подобную агрессию можно специальными психологическими упражнениями, в которых подростки совместно размышляют, совету-ютсяОрриншэуают нвирнияя активность класса, помогая ему выработать собственный стиль участия в уроке, педагогу-психологу, желательно пользоваться своим авторитетом, а затем, может быть, стать просто наблюдателем, обеспечивая тем самым простор для активности учащихся и поддерживая становление их самостоятельности. Начальную неуверенность школьников в себе можно устранять положительной мотивацией к познанию нового, особенно к познанию самого себя, своих возможностей. Реализовать это несложно, так как все учащиеся, как правило, знают друг друга, постоянно общаются, достигают свои и общие цели, руководствуются общими нормами.
Самосознание, мировоззрение учащихся определяются в общении, философских дискуссиях, проводимых на уроках нравственной психологии.
Педагог становится поистине водителем подростков по жизни, так как создает условия простоты, искренности и бережности. На уроках нравственной психологии осуществляется методы и приемы личностного роста подростков. В процессе личностного
роста значимым становится так называемый сюжетный пример социального поведения, поведенческой модели, способствующей преодолеть суицидальное поведение. Идеей, образцом для личности, могут стать и фактические данные - эпизоды, примеры из жизни, рефлексивные элементы мысли, доминирующие мысли. В процессе личностного роста человек находит верное решение проблемы, правильное поведение в своей жизненной ситуации, человек спорит сам с собой, стремясь прийти к решению, установить истину. Волевые качества личности, такие как: целеустремленность; решительность; инициативность; рефлексия; свобода выбора; активность; ответственность; умение прощать; принятие решения (конструктивное) - таков результат психокоррекции сделанных ошибок. Подросток может сохранить ценность результатов, достигнутых в процессе развития.
Выводы:
Таким образом, уроки нравственной психологии в школе корригируют суицидальное поведение подростков. Уроки помогают достигать учащимся самостоятельности, уверенности в своих силах, успехов в учебной деятельности, вызывают интерес к себе как личности.
В результате положительной обратной связи новое поведение закрепляется, так как учащийся убеждается в своих возможностях, которые обнаруживаются в процессе разнообразных тренингов. Такое поведение ему нравится значительно больше, он накапливает положительные эмоции, чувства, которые стимулируют дальнейшие положительные изменения его личности.
Литература:
1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - Спб.:Речь, 2005. -436 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2008 - 288.
3. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. М., ВЛАДОС, 2013. - 123 с.
4. Психотерапия детей и подростков: Перевод с нем. Х.Ремишмидта. - М.: Мир, 2000. - 656 с.
5. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. Перевод с англ. / Под ред. А.А. Реана. Спб.: Питер, 2000. - 600 с.
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОДАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ЧЕРНОГО ЮМОРА
М.В. Мусийчук
Магнитогорский ГУ, г. Магнитогорск, Россия E-mail автора: [email protected]
На основе черного юмора происходит изменение модально - оценочной направленности, через изучение теории и практики самоконтроля, как профилактика суицидального поведения.
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
55