Научная статья на тему 'Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора'

Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
371
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ЧЕРНЫЙ ЮМОР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусийчук М. В.

На основе черного юмора происходит изменение модально - оценочной направленности, через изучение теории и практики самоконтроля, как профилактика суицидального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора»

Суицидология

ка, а также основные выразители атмосферы - темпо-ритм, тональность музыкального воздействия, освещение.

Перед тем, как начать урок, учителю необходимо глубоко знать особенности внутреннего мира каждого подростка, его помыслы и мотивы поступков, отношение к окружающему миру, его душевное состояние, а также отношение к нему сверстников, но прежде всего - значимых для него взрослых, линию его поведения, характер поступков. Без таких знаний проводить урок нравственной психологии учитель не имеет моральных оснований.

Цели и задачи уроков могут быть сформулированы следующим образом:

- На основе уяснения психологических, эмоциональных проблем каждого подростка помочь ему понять и осознать их, определить свое отношение к ним, что не преминет положительно сказаться на адаптации, учебе, поведении.

- Используя психологические методы: внушение и убеждение, социально- психологические тренинги оказать психологическую поддержку и помощь в развитии творческого потенциала личности, достижения оптимальной работоспособности, волевой активности.

У подростков с суицидальным поведением почти всегда выявляются провоцирующие кризисные ситуации [4]. Нельзя не учитывать и того, что учащиеся, испытывая потребность быть замеченными, пытаясь овладеть инициативой и вниманием окружающих, самоутверждаясь, действуют в определенных ролях (активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся), вступают в своеобразное состязание, соперничество. В этой связи возникают взаимные, нередко критические, комментарии о поступках и качествах, друг о друге, возникают тенденции к проявлению эмоциональных реакций, в том числе и враждебного характера. «Снимать» подобную агрессию можно специальными психологическими упражнениями, в которых подростки совместно размышляют, совету-ютсяОрриншэуают нвирнияя активность класса, помогая ему выработать собственный стиль участия в уроке, педагогу-психологу, желательно пользоваться своим авторитетом, а затем, может быть, стать просто наблюдателем, обеспечивая тем самым простор для активности учащихся и поддерживая становление их самостоятельности. Начальную неуверенность школьников в себе можно устранять положительной мотивацией к познанию нового, особенно к познанию самого себя, своих возможностей. Реализовать это несложно, так как все учащиеся, как правило, знают друг друга, постоянно общаются, достигают свои и общие цели, руководствуются общими нормами.

Самосознание, мировоззрение учащихся определяются в общении, философских дискуссиях, проводимых на уроках нравственной психологии.

Педагог становится поистине водителем подростков по жизни, так как создает условия простоты, искренности и бережности. На уроках нравственной психологии осуществляется методы и приемы личностного роста подростков. В процессе личностного

роста значимым становится так называемый сюжетный пример социального поведения, поведенческой модели, способствующей преодолеть суицидальное поведение. Идеей, образцом для личности, могут стать и фактические данные - эпизоды, примеры из жизни, рефлексивные элементы мысли, доминирующие мысли. В процессе личностного роста человек находит верное решение проблемы, правильное поведение в своей жизненной ситуации, человек спорит сам с собой, стремясь прийти к решению, установить истину. Волевые качества личности, такие как: целеустремленность; решительность; инициативность; рефлексия; свобода выбора; активность; ответственность; умение прощать; принятие решения (конструктивное) - таков результат психокоррекции сделанных ошибок. Подросток может сохранить ценность результатов, достигнутых в процессе развития.

Выводы:

Таким образом, уроки нравственной психологии в школе корригируют суицидальное поведение подростков. Уроки помогают достигать учащимся самостоятельности, уверенности в своих силах, успехов в учебной деятельности, вызывают интерес к себе как личности.

В результате положительной обратной связи новое поведение закрепляется, так как учащийся убеждается в своих возможностях, которые обнаруживаются в процессе разнообразных тренингов. Такое поведение ему нравится значительно больше, он накапливает положительные эмоции, чувства, которые стимулируют дальнейшие положительные изменения его личности.

Литература:

1. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - Спб.:Речь, 2005. -436 с.

2. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2008 - 288.

3. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. М., ВЛАДОС, 2013. - 123 с.

4. Психотерапия детей и подростков: Перевод с нем. Х.Ремишмидта. - М.: Мир, 2000. - 656 с.

5. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. Перевод с англ. / Под ред. А.А. Реана. Спб.: Питер, 2000. - 600 с.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОДАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ЧЕРНОГО ЮМОРА

М.В. Мусийчук

Магнитогорский ГУ, г. Магнитогорск, Россия E-mail автора: mv-mus@mail.ru

На основе черного юмора происходит изменение модально - оценочной направленности, через изучение теории и практики самоконтроля, как профилактика суицидального поведения.

Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал

55

Суицидология

Ключевые слова: психологическая защита, черный юмор

Изменение модально-оценочной направленности личности эффективно происходит на основе средств черного юмора. Предвидение последствий, как возможных действий или бездействия, с нашей точки зрения, наиболее рельефно проявляется в «черном юморе», в сочетании смешного и ужасного (Бутенко И.А.,1996). Обратим внимание на функции черного юмора: переживание миникатарсиса и подготовка себя к каким-то страшным событиям, переживаем вымышленные ужасы для того, чтобы не оплошать среди ужасов реальных. Постановка экзистенциальной проблемы ответственности, необходимости проявлять волю, развивать собственные защитные механизмы. У детей и подростков рассказывание и прослушивание черного юмора - это своего рода испытание на смелость, на «пригодность» группе сверстников. Черный юмор дает возможность не просто отвлечься от своих неприятностей, которые на фоне чужих кошмаров кажутся мелкими, не серьезными, и в значительной степени зависит от формы, придаваемой содержанию. В кризисной ситуации, при повышении вероятности возникновения суицидального поведения, обусловленной повышенной значимостью объекта для личности, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта, происходит снижение уровня адаптации. Свойство юмора производить эмоциональное отстранение описывалось исследователями со времен античности. Это отмечалось в трудах Аристотеля (юмор - есть ослабление напряжения), Квин-тилиана (юмор - умственная разрядка, отдых, снятие напряженности). Юмор как средство изменения модально-оценочной направленности защитного характера рассматривал З. Фрейд: «Защитные процессы являются психическими регуляторами рефлекса бегства и преследуют цель предупредить возникновение неудовольствия. ... Юмор может быть понят как высшая из защитных функций» [2]. Так в теории З. Фрейда подчеркивается, что разрядка, вызванная воздействием юмора, вызывает чувство удовлетворенности, хотя бы и временное, у участников конфликта и способствует разрешению проблем.

Юмор показывает, где идеал и как мы далеко отошли от него. А. Бергсон рассматривает смех как общественную категорию, направленную на «преодоление косности характера, ума и тела» [1]. А. Бергсон подчеркивал, что подчинение человека сложившимся привычкам, инертность в его поведении, слепое подчинение власти, «общественным пристрастиям» и т. д. приводит к «механизации», автоматизму личности. И это в свою очередь порождает опасность неприспособленности к общественной жизни, нарушает гармонию. «Каждый человек должен быть внимателен к окружающему, должен приспособиться к среде, а не замыкаться в самом себе, в своем внутреннем мире, как банке из слонЮойроеян [позитивный аффект, формирующий адаптивную защиту, рассматривается в исследованиях A.B. Sweney и J.M. May. В созданном названными авторами тесте, выявляющем способы защиты лично-

сти «Defense mechanism index» (DMI), в качестве одной из основных, выступает юмор. Рассмотрим тактики и цели использования юмора некоторыми известными психологами и психотерапевтами для решения поставленной нами проблемы. При этом следует отметить, что, несмотря на имеющиеся различия в тактиках и подходах, цель остается в пределах изменения модально-оценочной направленности личности средствами юмора. Черным юмором обостряется наличное противоречие, присущее взглядам и/или поведению клиента. А. Эллис, изменяя модально - оценочную направленность через несовместимость и преувеличение, которые в значительной степени присущи юмористическим текстам. В то время как Г. Гринвальд рассматривает юмор как благоприятную возможность игры с событиями, которые воспринимались клиентом как травмирующие. Наиболее последовательно выдержанной представляется концепция У. ОКоннела. Следует отметить, что автор определяет жизненную позицию, опосредованную восприятием через призму юмора как критерий зрелости личности в естественной интенсивной терапии (natural high therapy). Так на сеансах, проводимых У. О" Коннелом, привычные попытки клиентов уцепится за вину и упадок духа ради бесполезного социального влияния (власти), вызывают реакцию шутливого испуга терапевта, ошибочные убеждения пациентов подвергаются юмористической пере- и недооценке, что приводит к изменению модально - оценочной направленности личности.

Черный юмор является одной из форм ценностной рефлексии, как факт субъективной реальности юмор отражает действительность и создает возможность для смещения ценностно - нормативных оснований общественных отношений. Освоение реальности в форме черного юмора специфично, это не зеркальное отражение, а преломление ситуации через призму объективных представлений об идеале и действительности

Представляется, что смысл использования черного юмора в изменении модально-оценочной направленности суицидального поведения заключается в опровержении словом и делом лелеемой «реальности» клиентов. Обратим внимание, что психотерапевт относится с уважением к личности клиента и с юмором к болезненной и парадоксальной власти его актуального подавленного состояния. При этом происходит не только изменение модально - оценочной направленности личности по отношению к определённого рода ситуациям или событиям, но и изучение теории и практики самоконтроля, самосовершенствования и развития аналогичных качеств у других людей.

Литература:

1. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене / Г. Бергсон, проф. Высш.

норм. шк.; Пер. с фр. под ред. А. Е. Яновского. - Санкт-

Петербург: XX век, 1900.

2. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет (перев. с нем.). Книга

2. - Тбилиси: Мерани, 1991.

56

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.