Научная статья на тему 'Социальная природа суицида (теоретические основания методики исследования)'

Социальная природа суицида (теоретические основания методики исследования) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4320
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕПРЯМОЕ САМОРАЗРУШЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / SUICIDAL BEHAVIOR / SUICIDE / INDIRECT SELF-DAMAGE / SOCIAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гизатулина Анастасия Александровна

В статье раскрываются теоретические подходы в изучении самого явления самоубийства, производится и обобщается анализ факторов, способствующих совершению суицидального поведения человека; предложен методический поход выявления лиц, склонных (предрасположенных) к самоубийству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals the theoretical approaches in the study of suicide. Produced and summarized analysis of factors contribute to the commission of suicidal behavior proposed methodological approach to revealing of the persons inclined to suicide.

Текст научной работы на тему «Социальная природа суицида (теоретические основания методики исследования)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 35 (289).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. С. 73-79.

А. А. Гизатулина

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА СУИЦИДА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ)

В статье раскрываются теоретические подходы в изучении самого явления самоубийства, производится и обобщается анализ факторов, способствующих совершению суицидального поведения человека; предложен методический поход выявления лиц, склонных (предрасположенных) к самоубийству.

Ключевые слова: самоубийство, суицидальное поведение, непрямое саморазрушение, социальные факторы.

Увеличение роста количества самоубийств за последние десятилетия во всем мире и число суицидальных попыток исследователи рассматривают как одну из наиболее социально значимых проблем.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала важность проблемы самоубийств для общественного здоровья и опубликовала стратегию по повышению осознания ее масштабов властям: «Самоубийство

- одна из самых важных проблем общественного здоровья, вызывающая огромные социальные затраты и страдания человека, семьи, общества»1. По статистике, ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около 3 тыс. человек, ежегодно - примерно 1 млн человек, что составляет 1,5 % всех смертельных случаев2. Масштабы этой проблемы еще более значительны, поскольку число попыток самоубийств существенно больше, чем число завершенных самоубийств. Во всех странах мира суициды входят в число десяти ведущих причин смерти населения. По этой причине ВОЗ провозгласила 10 сентября Всемирным днём предотвращения самоубийств.

По прогнозам Министерства здравоохранения и социального развития, к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя рак и уступив лишь сердечно-сосудистым заболеваниям. Указывая на то, что уже сейчас в группе молодежи в возрасте 15-24 лет суицидальная смертность входит в «тройку» лидирующих причин смерти. Г. Белоглазов приводит статистические данные: среди мужчин число самоубийств втрое больше, чем среди женщин. Россия занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств среди мужчин - свыше 80 %. Одна из возможных причин, по мнению автора, крайне неблагоприятные условия жизни мужско-

го населения в России. При этом он выделяет ряд регионов, где процент смертности мужского населения от самоубийства минимальный: Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ставропольский край и Ростовская область (т. е. северокавказский регион). В отношении Северного Кавказа это объясняется «мужественностью» мужчины, его способностью противостоять влиянию внешней среды и знать свое положение в обществе3.

Существуют особые организации, которые в большей степени влияют на суицидальное поведение. По мнению Э. Дюркгей-ма, это организации с жестким внутренним контролем: армия, тюрьма, детские дома и колонии. К повышенному риску также относятся и те, кто принадлежит к особой этнической группе, для которых суицид является элементом национальной культуры4. Анализ воздействия различных факторов на процент самоубийств позволяет Дюркгейму сформулировать некоторые закономерности, касающиеся самоубийств. Их процент выше среди мужчин, чем среди женщин; одинокие, вдовые, разведенные делают это чаще, чем женатые; солдаты чаще, чем гражданские лица; протестанты чаще, чем католики; процент самоубийств выше летом, чем зимой4.

Несмотря на то, что самоубийство является острой проблемой современного общества: во-первых, самоубийство подрывает не только здоровье и жизнь отдельного человека, но и, во-вторых, является заразительным примером как формы поведения, к которой прибегает человек в той или иной конфликтной ситуации. Однако в диагностике и профилактике самоубийств специалисты различных служб сталкиваются с большой проблемой, а именно: единой теории, объясняющей

природу суицидов, не существует, поскольку это «...социальное явление, связанное социально-экономическими, культурно-историческими и этническими условиями развития отдельных сообществ»5 (А. Г. Абрумова). До сих пор ни одна наука не высказала своего решающего слова, относить ли самоубийц к здоровым людям, попавшим в тяжелую конфликтную ситуацию, или считать их психически больными.

В настоящее время отсутствует эффективная система защитных барьеров, достоверно снижающих риск самоубийств, не существует общепринятых установленных методик работы с потенциально суицидальной личностью. По мнению А. Г. Абрумовой, профилактика самоубийств в стране малоэффективна, отличается недостаточной превентивной направленностью, ограничениями программного финансирования и слабо координируется5.

Наука, изучающая самоубийство, «суици-дология», является междисциплинарной наукой, в которую входят различные научные дисциплины, каждая из которых высказывает свою точку зрения на самоубийство. Термины ‘суицид’ или ‘самоубийство’ употребляются в литературе как синонимы, направленные на прекращение человеком собственной жизни. В современной научной литературе для обозначения самоубийства человека используются различные термины. Однако их объединяет одно - «что смерть человека наступила в результате его собственных действий по убийству самого себя».

Более четкое определение самоубийству дал Э. Дюркгейм: «Самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредственно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». Современный суицидолог М. Фарбер писал, что «Самоубийство - это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни»6. Такой термин предполагает, что человек совершает убийство самого себя сознательно. Философ Е. Дюринг выделяет особый род смерти, под которым понимает самоубийство человека и дает следующее определение «самоубийству»: «Самоубийство - это добровольная смерть связывается не только с величайшим страданием для решившегося на нее, но вместе с тем является и общим протестом против

^ 7

порядка вещей, вынудившего на этот акт»7. Американский исследователь Э. Шнейдман определил самоубийство как осознанный акт самоуничтожения, понимаемый наилучшим образом, как многогранное расстройство личности, имеющей проблему, для решения которой самоубийство представляется лучшим вариантом8.

В последние десятилетия XX века в периодической печати появляются работы доктора медицинских наук Айны Григорьевны Абрумовой (это первый ведущий суицидолог России, основательница первого суицидологического центра в России и службы телефона доверия), которая сформулировала и дала определение «самоубийству» личности. По её словам, «самоубийство - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро-социального конфликта»9. Понятия социально-психологической адаптации и дезадаптации в применении к суициду как единичного явления остаются незыблемыми. Эта концепция вобрала в себя социальные и личностные категории, факторы внутренней и внешней среды, их ролевое значение в формировании суицидального поведения. Под «адаптацией» авторы А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко понимают приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями, причем «адаптация» - это и процесс, и его результат, то есть определенная организация. Понятие «дезадаптации» отражает различную степень и качество несоответствия организма и среды. В многочисленных публикациях в соавторстве с В. А. Тихоненко и др. А. Г. Ам-брумова рассматривает вопросы детерминанта суицидального поведения, характеристики групп риска, особенности возрастных проявлений суицидального поведения. В работах вышеупомянутых авторов описываются и систематизируются суицидологические реакции, мотивы и поводы суицидального поведения, приводится статистика самоубийств в рамках сравнительно-возрастных исследований. Однако А. Г. Амбрумова отмечает, что хотя накоплен богатый практический материал суицидологической отечественной школы, но теоретически он пока еще не осмыслен10.

Согласно определению ВОЗ, «самоубийство - это преднамеренный акт убийства самого себя»11.

Большинство используемых авторами терминов полностью совпадают с классическим

пониманием самоубийства. Каждое из этих определений включает в себя в качестве обязательного критерия «наличие осознанности намерения», а также «действий, направленных на прекращение собственной жизни».

В ряде работ исследователи Э. Фромм, К. Меннингер, Э. Дюркгейм, А. М. Меейоо.

Н. Б. Табачников вводят понятия ‘непрямое саморазрушение’, ‘скрытый суицид’, которые также связывают с самоубийством. «Са-моразрушающее поведение» американский исследователь Н. Б. Табачник определяет как совершение любых действий, над которыми у человека имеется реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении ранней физической смерти12. «Непрямое саморазрушение» отличается от «прямого суицида» двумя моментами: протяженность во времени и неосознанность последствий. К «непрямому саморазрушению» Э. Фромм относит такие феномены, как алкоголизм, курение, безудержный азарт, неоправданный риск, «трудоголизм». Указывая на то, что суицидальное поведение в настоящее время нужно рассматривать в рамках «саморазрушительного» поведения, «самоубийство еще далеко от сознания, но для него уже строится основа»13. Суицидолог А. М. Меег1оо, сюда же относил такие феномены, как занятия опасными видами спорта, переедание или отказ от еды, неосторожное вождение машины (автоцид)14.

Попытки психиатров, социологов, философов, историков и юристов понять и объяснить причины самоубийств представлены в весьма незначительном количестве теоретических и эмпирических исследований.

Первой работой в социологическом направлении, посвященной самоубийству, стала монография французского социолога Эмиля Дюркгейма, в которой анализируются социальные факторы самоубийств. Смысл его теории заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств. По Дюрк-гейму, суицид характеризуется разрывом внутренних, личностных связей человека с той социальной группой, к которой он принадлежит. Э. Дюркгейм не исключает наличие психологической предрасположенности к самоубийству, которую можно объяснить с точки зрения психологии или психопатологии, но основной фактор, предопределяю-

щий самоубийства, носит, по его мнению, не психологический, а социальный характер. В соответствии с его взглядами существует три основных вида суицидов15.

Первый вид - это эгоистическое самоубийство: саморазрушение в этих случаях обусловлено тем, что индивид чувствует себя отчужденным и изолированным от общества, семьи и друзей.

Второй вид - аномическое самоубийство: как реакция индивида на аномию (буквально «беззаконие»), которое совершается, согласно анализу Дюркгейма, из-за ощущения того, что жизнь больше не имеет смысла, из ощущения одиночества, изоляции и рассогласованности с нормами и ценностями общества.

И последний вид самоубийства Э. Дюрк-гейм называл альтруистическим. Это суицид, который совершается человеком, если авторитет социума или группы подавляет его собственную эгоистичность, и он жертвует собой во благо общества, ради какой-либо социальной или религиозной идеи.

Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер видел причины суицидального поведения в определенном переживании человека. Он утверждал, что чувство неполноценности, возникшее в раннем детстве, основанное на дефектах воспитания, приводит к суицидальному поведению. В итоге возникает регрессия - действие, состоящее в суицидальной попытке, которая одновременно является актом мести и осуждения в отношении тех, кто ответствен за непереносимое чувство неполноценности, и поиском сочувствия к себе16.

Психолог Э. Гроллман в своей работе «Превенция, интервенция и поственция суицида» под этими терминами понимает профилактику самоубийств, непосредственную психологическую помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась. Изучая факторы суицида, он считал, что одним из важных факторов суицидального поведения является «нездоровый климат в семье». «Чтобы понять суицидальных людей, нужно хорошо знать их семейную жизнь, поскольку она отражает эмоциональные нарушения. Важно понимать не только переживания суицидального индивида, но и его эмоциональный климат в семье»17. Также немаловажную роль играют такие показатели, как пол человека (частота самоубийств у мужчин выше,

чем у женщин), возраст (молодежь от 15-24 лет чаще заканчивает жизнь самоубийством). Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоцен-ности и ненужности. Эмоциональные переживания являются основными показателями возможности суицида. Любой внезапный личностный конфликт всегда является серьезным предупреждением.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

- нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы;

- погруженность в размышления о смерти;

- отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Ведь завтра я могу умереть»)17.

Юрист А. Кони выделяет три основных фактора, влияющих на частоту самоубийств. «Обращаясь к зловещему явлению современного общежития, приходится остановиться на подготовительной к нему почве». На первое место среди причин самоубийства выходит ослабление семьи и разрушение ее внутренней гармонии. Вторая причина общественно-политического свойства, связана с изменениями социально-экономических условий. Третьей причиной он называет борьбу за существование, связанную с крайней нуждой и безработицей, безвыходностью положения18.

Проблема суицидального поведения решается в логотерапии (от гр. logos - мысль, разум, и гр. therapeia - лечение) и экзистенциального анализа австрийского психиатра

В. Франкла. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишь немногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностные конфликты, выражающиеся с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos - смысл)19. По мнению автора теории,

внутриличностный конфликт в виде нооген-ного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, нооген-ный невроз - это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни. Автор строит классификацию ценностей, в основе этой классификации положены вида (формы) ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск обретения смысла своей жизни. Эти ценности могут быть обозначены как ценности преодоления человеком самого себя в ситуации, когда он не может практически воздействовать на ее изменения. С точки зрения В. Франкла именно ценности преодоления себя, ценности определения своего глубоко индивидуального отношения к страданиям часто оказываются несформированными и становятся предпосылкой формирования суицидального поведения. В. Франкл добавляет: «В конечном счете, самоубийца не боится смерти - он боится жизни». Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных В. Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки19.

Представитель экзистенциализма, русский философ Н. Бердяев, напротив, говорил, что потеря смысла жизни есть потеря Бога. «Самоубийство есть психологическое явление, и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству»19. Спасение от самоубийства Бердяев видит в сверхсмысле. Человек может вынести лю-

бые страдания, если он видит в них смысл. По Н. Бердяеву, личность существует только в том случае, если существует сверхличное, иначе она растворяется в том, что ниже ее. Нельзя искать только самого себя и стремиться только к себе, искать можно только то, что выше меня, и к нему стремиться. Порождает самоубийство бессмысленность страдания и безнадежность, единственным выходом из которого является религия, дающая человеку духовную силу20.

Суицидолог Э. Шнейдман в ходе проводимого им исследования предсмертных записок самоубийц установил, что в основе суицидального поведения лежит особый психологический механизм, названный им «душевной болью» ^усЬаЛе). Когда переживание негативных эмоций и драматических аспектов жизни становится особенно интенсивным, человек испытывает душевные страдания, и для того, чтобы по-настоящему понять самоубийство, следует, прежде всего, подумать о том, что заставляет человека лелеять мысль о смерти как способе прекращения страданий21. Согласно концепции Э. Шнейдмана, «самоубийство основывается на душевной боли, а главным ее источником являются фрустри-рованные психологические потребности». Среди таких потребностей человека можно выделить два типа: к первому относятся потребности человека в повседневной жизни (модальные потребности, с которыми человек живет). Ко второму типу относятся те потребности, которые становятся актуальными для человека в ситуациях давления, страдания, внутреннего напряжения и душевной боли (витальные потребности). Когда появляются мысли о суициде, внутренний фокус сознания смещается с обычных (модальных) к витальным потребностям, которые человек считает важнейшими для продолжения жизни и которые подвергаются фрустрации вследствие наличия угрозы, давления, боли или других обстоятельств. Эти характеристики представляют собой основные положения мотивационной теории суицидального поведения. Э. Шнейдман придерживается той точки зрения, что почва, исходные причины такой повышенной уязвимости к психическим травмам у взрослого скрываются в наиболее затаенных уголках личности и закладываются в очень раннем детстве. К детству довольно часто проявляют варварское отношение. «Есть основания предполагать - хотя

я и не могу утверждать с точностью, - что любой человек, совершающий самоубийство в каком бы то ни было возрасте, чувствует себя жертвой поруганного детства, в котором подвергался психическому разбою и насилию, из-за чего важные для него потребности оказались растоптанными и задавленными злобными, слишком занятыми собой или недалекими взрослыми»21.

Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд высказывает то, что в человеке заложена природой склонность к самоубийству. Влияние на самоубийство З. Фрейд видит в разрушительных импульсах смерти, цель которых -уничтожение жизни. Он первый пытался объяснить суицид как выражение неосознанных конфликтов между влечением к жизни (Эрос) и влечением к смерти (Танатос). В своей работе Фрейд анализирует суицид на основании представлений о существовании в человеке двух основных влечений: Эроса - инстинкта жизни и Танатоса - инстинкта смерти. С возрастом сила Эроса убывает, а Танатос становится все более сильным, напористым и реализует себя полностью, лишь приведя человека к смерти. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлениями разрушительного влияния Танатоса, то есть агрессией. Различие состоит в её направленности на себя или на других (крайняя форма внешней агрессии - убийство, а крайняя форма внутренней агрессии - самоубийство)22.

Профессор А. Г. Амбрумова считала, что, несмотря на то, что самоубийство является результатом личного решения, оно никогда не совершается в социальном вакууме, поскольку многие стрессовые ситуации имеют социальное происхождение. Амбрумова полагала, что надо принимать во внимание три основных компонента: во-первых, серьезность нарушений привычных условий жизни индивида, во-вторых, интерпретацию индивидом изменившихся условий жизни (жизненный крах, личностная катастрофа в перипетиях межличностных конфликтов), и, в-третьих, желание или готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым условиям жизни (иногда возникает усталость от жизни, нежелание прилагать усилия).

Сложной суицидальной обстановки в большинстве случаев связано с условиями жизни человека, и от того, как человек относится к жизненной ситуации. Суицидолог

В. Ефремов указывает на то, что неблагопри-

ятная социально-психологическая ситуация, существующая на момент суицида, находит непосредственное отражение в мотивационной составляющей суицидального поведения и в большинстве случаев рассматривается как основная причина самоубийств. Поводом часто определяется ближайшее к суициду событие, играющее роль «последней каплей» для самоубийцы23. В отечественной суицидологии психологический кризис рассматривается в качестве одного из основных проявлений социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта в различных жизненных ситуациях. Конфликт - это столкновение двух разнонаправленных тенденций в переживаниях человека, связанных с неблагоприятной социально-психологической ситуацией. Конфликт формируется как столкновение нескольких мотивов, которые одновременно не могут быть удовлетворены24.

Вышеизложенное позволяет нам зафиксировать в качестве исходных следующие теоретические положения.

1. Самоубийство является сознательным, добровольным поступком человека.

2. Самоубийство представляет собой протест против неблагоприятной ситуации (конфликта).

3. Самоубийство является наиболее благоприятным (с точки зрения самоубийцы) разрешением конфликтной ситуации.

4. Самоубийство явление социальное, основные факторы самоубийств имеют социальное происхождение.

Знание основных вариантов (групп) неблагоприятных социально-психологических ситуаций, лежащих в основе мотивационной составляющей суицида, оказывается необходимым элементом понимания и объяснения случившегося. На данном основании мы в качестве исследовательской гипотезы предполагаем, что сможем получить социальнопсихологическую статистику для изучения тех социальных факторов, которые будут способствовать самоубийству. То есть человек должен попасть в такую вынужденную ситуацию, которая вызовет конфликт в её разрешении.

Предпосылки успешной превенции является социологическое прогнозирование динамики и распространённости суицидов. Этот прогноз делается на основе эмпирических исследований, которые раскрывают корреля-

цию суицидального поведения с условиями жизни респондентов. Полученные результаты, с одной стороны, должны будут представлять собой показатели неблагоприятно складывающихся социально-психологических факторов, лежащих в основе мотивационной составляющей суицида. С другой стороны, полученные результаты должны будут представлять собой показатели степени риска суицида. При определении степени суицидального риска необходимо выявлять как суицидальные, так и антисуицидальные факторы. На индивидуальном уровне это устойчивое позитивное отношение к жизни, к будущему и негативное - к смерти.

Соответственно задачам исследования принципиальное содержание методики опроса (вопросы, которые будут заданы) выглядит следующим.

1. В связи с положениями В. Франкла об утере смысла жизни (бесперспективности будущего для человека) как факторе суицидального поведения, методика будет неполна без эмпирической информации (данных опроса) о перспективности-бесперспективности будущего для респондента.

2. В связи с работами Н. Берядева об утере сверхсмысла (потеря веры человека в то, что его существование, его деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее несут какой-то смысл) как факторе суицидального поведения, методика будет неполна без эмпирической информации, о понимании смысла-бессмысленности своей деятельности.

3. В связи с концепцией А. Н. Абрумовой

о переживании микросоциальных конфликтов как факторе суицидального поведения методика будет неполна без эмпирической информации о положительном-отрицатель-ном отношении к явлениям своей жизни (семья, школа, деятельность).

4. Исследование превенции суицида

Э. Гроллмана, Э. Шнейдмана, социальных и психологических предвестников суицида (данные об эмоциональном климате в семье,

об эмоциональном нарушении). Методика будет неполна без эмпирической информации о гармоничные-дисгармоничные отношения с родителями, положительное-отрицательное состояние на данный момент (по Шнейдману «Что вас беспокоит, что у вас болит?»).

5. В связи с концепцией Э. Дюркгейма о социальных факторах, способных оказывать

на суицидальное поведение индивида внешнее давление и имеющие в то же время свое собственное существование, независимое от него, эмпирическая информация будет неполной без вопросов, связанные с выделенными видами самоубийств (принадлежность - отчужденность социальной группы, гармоничность - хаос в семейных отношениях, религиозная принадлежность, экономические условия респондента: высокий - низкий уровень жизни).

Примечания

1 Войцех, В. Ф. Суицидология. М. : Миклош, 2007. С. 13.

2 Самоубийства. Сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.who.int/features/ qa/24/ru/index.html.

3 Цит. по: Белоглазов, Г. Социологический анализ самоубийств в России [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://katatonia.narod.ru/ ssuicide.html.

4 Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1992.

5 Абрумова, А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // Сравнительно-возрастные исследования в суицидологии : сб. науч. тр. М., 1989. С. 8-24.

6 Цит. по: Чхартишвили, Г. Писатель и самоубийство. М. : Захаров, 2006.

7 Дюринг, Е. Ценность жизни. Минск : Хар-вест ; М. : АСТ, 2000. С. 197.

8 Шнейдман, Э. Душа самоубийцы. М., 2001.

9 Цит. по: Войцех, В. Ф. Суицидология. С. 104.

10 Абрумова, А. Г. Возрастные аспекты суицидального поведения. С. 8-24.

11 Самоубийства. Сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

12 Войцех, В. Ф. Суицидология. С. 60.

13 Фромм, Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетивой. М. : АСТ : Хранитель, 2006. С. 204.

14 Цит. по: Ефремов, В. С. Основы суицидоло-гии. СПб. : Диалект, 2004. С. 23.

15 Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1992.

16 Адлер, А. Смысл жизни // Филос. науки. 1998. № 1. С. 15-26.

17 Цит. по: Гроллман, Э. Суицид : превенция, интервенция, поственция // Суицидология : прошлое и настоящее : проблемы самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М., 2001. С. 307.

18 Цит. по: Кони, А. Самоубийство в законе и жизни // Суицидология : прошлое и настоящее... С. 113.

19 Франкл, В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. С. 366.

20 Бердяев, Н. А. О самоубийстве. М., 1992.

21 Шнейдман, Э. Душа самоубийцы. М., 2001.

С.263.

22 Фрейд, З. Печаль и меланхолия // Суицидо-логия : прошлое и настоящее... С. 235.

23 Ефремов, В. С. Основы суицидологии.

С.133.

24 Цит. по: Ефремов, В. С. Основы суицидо-логии. С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.