Научная статья на тему 'Представления о чувстве юмора в психологии'

Представления о чувстве юмора в психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17802
1894
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО ЮМОРА / ЮМОР / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ ЮМОРА / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / SENSE OF HUMOR / PERSONALITY PROPERTY / PERCEPTION OF HUMOR / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ершова Регина Вячеславовна, Шарапова Римма Закариевна

Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему юмора. Обосновывается необходимость реализации системно-функционального подхода к исследованию чувства юмора как системного свойства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptions of Sense of Humor in Psychology

The article gives a theoretical analysis of the modern psychological approaches to the problem of the nature and structure of the sense of humor as a personality quality and proves the necessity of the system-functional approach to perceiving the sense of humor as a personality property.

Текст научной работы на тему «Представления о чувстве юмора в психологии»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧУВСТВЕ ЮМОРА В ПСИХОЛОГИИ

Р.В. Ершова, Р.З. Шарапова

Кафедра психологии Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт ул. Зеленая, 30, Коломна, Россия, 140411

Статья посвящена анализу имеющихся в отечественной и зарубежной психологии точек зрения на проблему юмора. Обосновывается необходимость реализации системно-функционального подхода к исследованию чувства юмора как системного свойства личности.

Ключевые слова: чувство юмора, юмор, свойство личности, восприятие юмора, системно-функциональный подход.

Современная психология выделяет чувство юмора как одно из базовых качеств личности, в частности рассматривает его как необходимую характеристику личности профессионала.

Тема юмора разрабатывается философами и психологами на протяжении многих столетий. Бергсон и Фрейд в начале XIX в., сконцентрировавшись на смехе, предложили проверяемую, хотя и не проверенную гипотезу. Начиная с XX в. психологи стали включать чувство юмора в оценку личности. Чапмен и Фут, а также Гольдштейн и Мак-Ги сформировали фундамент для исследований юмора в 1970-х и 1980-х гг. Несмотря на пристальное внимание исследователей, феномен чувства юмора является до настоящего времени мало изученным отчасти в силу того, что в современной психологической науке нет единого мнения относительно природы данного свойства.

Уже в трактовке понятия «чувство юмора» у психологов нет единого мнения. Большинство авторов признают, что чувство юмора — сложное, синтетическое качество личности, состоящее из совокупности свойств, к нему тяготеющих. Однако относительно набора этих свойств единого мнения нет. М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский указывают, что чувство юмора (юмор от англ. humour нрав, настроение) — это способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь [5]. Р. Корсини и А. Ауэрбах считают, что рассматривать юмор необходимо с многих точек зрения: с точки зрения физиологии, клинической и личностной психологии, психотерапии и т.д. Большинство авторов, признавая, что чувство юмора — это сложно организованное свойство личности, делают акцент на его определенной стороне. А.Н. Лук называет чувство юмора способностью воспринимать юмор, но не продуцировать его; это самостоятельная психическая функция, которая хоть и связана с эмоциями и интеллектом, но при этом не может быть сведена только к ним [7]. Ю.Г. Тамберг, рассматривая данную категорию, включает в ее структуру моральный, эстетический, интеллектуальный и эмоциональный компоненты, считая, что чувство юмора пред-

полагает наличие у человека развитого образного, ассоциативного и логического мышления, воображения, наблюдательности, смекалки, знаний и даже смелости.

Анализируя различные источники, можно сделать вывод о том, что в современной психологии чувство юмора может концептуализироваться как обычный поведенческий паттерн (часто смеяться, рассказывать шутки и забавлять других, смеяться над чужими шутками), как способность (умение создавать юмор, вспоминать и продуцировать шутки), как темпераментальная черта (обычная жизнерадостность), как эстетическая реакция (наслаждение специфическими видами юмористического материала), как отношение (позитивное отношение к юмору и к людям, обладающим чувством юмора) или копинг-стратегия (тенденция поддерживать юмористическую перспективу перед лицом неприятностей) [16].

В изучении юмора исследователи ставят и пытаются решить ряд важных задач. Первой является практико-методическая задача нахождения, описания или разработки адекватных методов диагностической, коррекционно-развивающей работы, которые могут обеспечить воспитание и развитие чувство юмора у субъекта. Эта задача решается путем проверки и отбора наиболее удачных из применяемых на практике приемов. Второй задачей является получение научных знаний о природе чувства юмора. Обладание этими знаниями создает основу и предпосылки для исследований, задает им направление и критерии методических поисков.

С точки зрения постановки и решения базовых исследовательских задач все научные работы, выполненные в данном направлении, можно разделить на три группы: 1) работы теоретико-методологического характера (З. Фрейд, А.Н. Лук,

A. Зив, Ю.Б. Борев, В.Я. Пропп, А.Г. Козинцев, А. Кестлер, В. Раскин, С. Аттардо,

B. Рач, С. Свебак, М. Аптер, Т. Витч, 1998); 2) работы практико-методического характера (Е.М. Иванова, Г. Гарднер, Х. Браунелл, Н.В. Дедов, А.В. Цветков, А.В. Дмитриев, Э. Берн, Ю.Г. Тамберг); 3) работы, интегрирующие оба эти подхода (Р. Мартин, П. МакГи, Дж. Чапмен, Б. Дземидок, Л.В. Карасев, М. Минский, Р. Томас, С. Стревей).

Представители первого направления, изучая природу чувства юмора, рассматривают его характеристики и отличительные особенности. А. Зив, говоря о чувстве юмора, предлагает различать процессы понимания, оценки и создания юмора. Оценкой юмора он назвал способность понимать и получать удовольствие от замечаний, имеющих юмористический характер. Создание юмора — следствие восприятия отношений между людьми, объектами или идеями в их несоответствии, а также передача воспринятого другим [23].

В практико-методическом направлении разрабатываются конкретные приемы развития чувства юмора, возможности его использования на практике. М. Такеда с помощниками рассматривали пользу юмора как дополнительную альтернативную терапию для людей со слабоумием. Они предлагают включить юмор в общепринятый комплекс CAM (Complementary and Alternative Medicine), поскольку юмор ассоциируется с положительными эмоциями, помогает снять напряжение. М.П. Беннет, К. Ленахер изучали возможности юмора в комплексной терапии раковых больных. М.М. Цзе и коллеги также показали, что терапия юмором является эффективным нефармакологическим вмешательством.

Ученые, работающие в третьем направлении, в равной мере уделяют внимание как теоретико-методологическим описаниям, так и практико-ориентирован-ным исследованиям. Р.Г. Томас и С.Дж. Стревей, выделив в структуре чувства юмора три фактора — эмоциональное благополучие, личностное развитие и эффективное функционирование, — разработали опросник, в котором лучшим показателем чувства юмора и измерений психологического благополучия стало восприятие юмора.

В настоящее время реализуются два подхода в исследовании чувства юмора. С позиций аналитического подхода чувство юмора рассматривается целостно, чаще всего как эмоциональное, когнитивное или социальное свойство личности (З. Фрейд, А. Зив, А. Бергсон, Ю.Б. Борев, А. Кестлер, В. Раскин, С. Аттардо). В рамках данного подхода накоплено достаточное количество эмпирического материала, при этом чувство юмора рассматривается через призму отдельно взятых его характеристик в противовес положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием [6].

Представители поликомпонентного подхода выделяют несколько составляющих (характеристик) в структуре изучаемого свойства (Р. Мартин, А.Н. Лук, М.И. Стакин, М.В. Мусийчук). Отметим, что многие авторы склонны абсолютизировать одну из сторон этого свойства, делая акцент либо на внешнепове-денческой (формально-динамической), либо на содержательной (мотивационно-смысловой) стороне, игнорируя исследование их внутренних связей.

В исследовании чувства юмора можно выделить следующие направления:

— исследование когнитивных аспектов чувства юмора;

— изучение природных характеристик чувства юмора;

— исследование мотивационно-целевой стороны чувства юмора;

— изучение результативных аспектов чувства юмора.

В исследованиях когнитивных аспектов юмора рассматриваются психические явления (механизмы), обеспечивающие восприятие несоответствия, являющегося основой юмора. А. Кестлер вводит понятие «бисоциации», которое является ранней формулировкой несоответствия, при которой ситуация, человек, событие или идея одновременно воспринимаются с двух внутренне непротиворечивых, но обычно несовместимых или несопоставимых точек зрения. М. Аптер описывает понятие «когнитивной синергии», имеющей сходное значение: две несовместимые интерпретации одновременно активированы в сознании. Чаще всего юмор начинается с одной интерпретации ситуации, затем внезапно активируется вторая противоречащая интерпретация. Р. Уайер и Дж. Коллинз расширяют идеи М. Аптера, говоря о том, что юмор усиливается, когда он не требует слишком серьезной умственной работы, но и не слишком легок [22].

Традиция изучения природных предпосылок чувства юмора связана с исследованиями феномена юмора как особой активности головного мозга. Особенно детально природные детерминанты чувства юмора изучались в клинической психологии. При учете того, что ни одного участка головного мозга, ответственного за «юмор вообще», не выявлено и ни одна из зон головного мозга не специфична

для юмора [4], обнаружено, что больные с приступообразно-прогредиентной шизофренией характеризуются трудностями в распознавании юмора из-за нарушений мышления по типу искажения процессов обобщения [3]. Х. Гарднер, Х. Браунелл выявили, что поражение любого полушария воздействует на восприятие юмора. Поражение правого полушария не позволяет пациенту понять «соль» анекдота. При поражении же левого полушария ни удивления, ни удовольствия, ни смеха не возникает, когнитивные реакции тесно сцеплены с аффективными, пациент все принимает всерьез. Д. Берлайн связал юмор с повышенным возбуждением вегетативной нервной системы, утверждая тем самым, что усиление возбуждения, независимо от его источника, может увеличивать последующее эмоциональное удовольствие от юмора [13].

Важным фактором, определяющим природные характеристики юмора, является предпочтение в способах воспроизведения и восприятия юмора. Проблемы формирования данных предпочтений изучались с позиции психологии личности (А.Н. Лук, Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Г. Олпорт, З. Фрейд, Р. Мартин, Г. Лефкурт, Ф. Хелл, У. Рач, С. Свебак). А.Н. Лук, основываясь на данных, полученных Г. Ай-зенком, говорит о том, что экстраверты предпочитают шутки, связанные с жестокостью и сексом, в то время как интроверты отвергают эти темы [8]. В. Рач, исследуя факторную структуру чувства юмора, показал, что юмор следует классифицировать в соответствии с предпочтениями людей относительно юмора, касающимися структуры, а не содержания [18]. С. Свебак связал чувство юмора с такими личностными характеристиками, как самооценка, экстраверсия, оптимизм, благополучие, нейротизм, депрессивность [20].

Третья группа исследователей в отечественной (М. Минский, С. Аверинцев, Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, К. Глинка, А.Н. Лук, А.А. Сычев, Н.П. Дедов, А.В. Цветков) и зарубежной (З. Фрейд, Р. Мартин, С. Кетаби, Ш. Симин, А. Адлер, Т. Витч) психологии при анализе чувства юмора акцентируется на мотивах и целях использования юмора. Вероятно, что чувство юмора не сводится только к функционированию мозга и набору темпераментных характеристик, содержание и характер проявления юмора определяются мотивами и целями. З. Фрейд в качестве мотива, лежащего в основе юмора, называл механизм экономии психической энергии: «...пользуясь удовольствием от остроумия как предварительным удовольствием, доставить новое удовольствие благодаря упразднению подавлений и вытеснений» [11. С. 148]. Р. Мартин разработал классификацию юмора на основе цели созданного или воспринятого юмористического содержания. Исследователь выделяет четыре стиля юмора. К самоподдерживающемуся и аффилиативному стилю юмора можно отнести чувство юмора здоровой личности как одно из зрелых защитных механизмов. Использование чувства юмора как способа иллюзорного решения проблемы или уход от ее решения относится к агрессивному и самоуничижительному юмору. М. Минский, рассматривая социальную сторону мотивации чувства юмора, говорит, что благодаря юмору можно безопасно указать человеку на его неправильное поведение или способ рассуждения [16]. С. Кетаби и Ш. Симин, рассматривая чувство юмора как характеристику личности учителя

иностранных языков, утверждают, что юмор является одним из эффективных средств повышения мотивации в изучении языка.

А. Адлер описывает эгоцентрическую направленность чувства юмора, в его основе лежит стремление к самоутверждению и желанию обесценить других [1]. В свою очередь, Г. Легмэн говорит, что невротики используют скабрезные и черные анекдоты с целью избавиться от невроза.

Наконец, имеются исследования, посвященные анализу результативной стороны чувства юмора. К. Глинка подчеркивает особую социальную роль чувства юмора в обществе, утверждая, что чувство юмора связано с продвижением по социальной лестнице. Чувство юмора, по Глинке, является оружием агрессии у сильных и выполняет защитную функцию у слабых [2]. Т. Витч считает, что направленность чувства юмора не должна противоречить «субъективным моральным принципам» индивида. Если человек считает что-либо смешным, значит, это не противоречит его моральному принципу [21].

А.Н. Лук считает, что чувство юмора является одним из способов сгладить конфликты между людьми, это своеобразная разрядка отрицательных чувств [15]. А.В. Цветков утверждает что «черный юмор» помогает снять страх перед будущим, нейтрализовать ситуацию и противостоять ненависти и экстремизму [12]. М.В. Мусийчук пришел к интересному выводу о том, что чувство юмора осуществляет функцию дифференциации и интеграции в социальных группах: «...работники, стоящие наверху служебной лестницы, используют юмор для доказательства превосходства. Юмор подчиненных преимущественно представляет собой клапан для сброса избыточного давления...» [9. С. 93]. К. Пауэлл утверждает, что чувство юмора помогает снятию напряжения в группе и контролю над членами группы. Юмор является основным механизмом поддержания групповой солидарности [17].

Зарубежные исследователи, подчеркивая социальную направленность чувства юмора, отмечали, что юмор и смех играют роль «смазочных материалов» в обществе, помогая снизить уровень агрессии и враждебности, а также переключить конфликтные ситуации в игровой план [14; 15; 19]. О. Розеншток-Хюсси, подчеркивала, что чувство юмора помогает не только взглянуть на общепринятые теории, но и отсеять из огромного потока поступающей со всех сторон информации нечто действительно важное и относящееся к делу [10].

Вопреки очевидности взаимосвязи описанных выше когнитивных, регуля-торно-динамических, мотивационных и результативных аспектов чувства юмора они чаще всего рассматриваются отдельно, без учета их взаимосвязи и взаимовлияния. Данное противоречие можно решить в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова [6], предполагающего изучение самого чувства юмора в единстве регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых характеристик, которые обеспечивают готовность и стремление субъекта к реализации того или иного отношения определенным способом [6]. Согласно логике системного подхода изучение чувства юмора как свойства личности должно включать в себя анализ функционального единства установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих (рис. 1).

РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ Рис. Чувство юмора как функциональная система

С позиций системно-функционального подхода чувство юмора рассматривается как системное свойство личности, включающее в себя единство мотиваци-онно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее способность человека обнаруживать, осмыслять и воспроизводить юмор с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия. При этом анализ чувства юмора должен осуществляться с позиций комплексного междисциплинарного подхода, который позволит наполнить это свойство конкретным содержанием, выявить специфику его проявления и развития в зависимости от возраста, пола, национальности, типа личности и т.д., разработать индивидуально-ориентированные программы его развития и коррекции.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адлер А. Взаимосвязь между неврозом и остроумием // Наука жить. — К.: Port-Royal, 1997.

[2] Глинка К. Теория юмора [Электронный ресурс]. — URL: http://e-lub.net/annuals/ht1.htm (дата обращения: 03.08.11).

[3] Иванова Е.М., Ениколопов С.Н. Исследования чувства юмора в психологии (обзор) // Вопросы психологии. — 2006. — № 4. — С. 122—133.

[4] Козинцев А.Г. Человек и смех. — СПб.: Алетейя, 2007.

[5] Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

[6] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

[7] Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. — М.: Искусство, 1968.

[8] Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. — М.: Искусство, 1977.

[9] Мусийчук М.В. Аксиологическая функция юмора // Философские науки. — 2006. — № 6. — С. 91—94.

[10] Розеншток-Хюсси О. Значение юмора для выживания // Вопросы философии. — 1997. — № 8. — С. 147—150.

[11] Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. — М.: Эксмо, 2007.

[12] Цветков А.В. Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: тезисы докладов. — Ч. 3. — М.: МПСИ, 2004. — C. 27—29.

[13] Berlyne D.E. Humor and its kin // J.H. Goldstein & P.E. McGhee (Eds.). The psychology of humor. Theoretical perspectives and empirical issues. — NY: Academic Press, 1972. — P. 43—60.

[14] Dworkin E.S., Efran J.S. The angered: Their susceptibility to varieties of humor // Journal of Personality & Social Psychology. — 1967. — 6(2). — P. 233—236.

[15] Landy D., Mettee D. Evaluation of an aggressor as a function of exposure to cartoon humor // Journal of Personality & Social Psychology. — 1969. — 12(1). — P. 66—71.

[16] Martin R.A. Sense of humor // S.J. Lopez & C.R. Snyder (Eds.). Positive psychological assessment: A handbook of models and measures. — Washington, DC: American Psychological Association, 2003. — P. 313—326.

[17] Powell C. Humor in Society: Resistance and Control. — London, 1988.

[18] Ruch W. Assessment of Appreciation of Humor: Studies with the 3 WD Humor Test // Advances in Personality Assessment. — Volume 9 / Eds. J.N. Putcher, C.D. Spielberger. — Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1992. — P. 27—72.

[19] Singer D.L. Agression arousal, hostile humor, catharsis // Journal of Personality and Social Psychology Monograph Supplement. — 1968. — 8(1). — P. 1—14.

[20] Svebak S. The Sense of Humor Questionnaire: Conceptualization and review of 40 years of findings in empirical research // Europe's Journal of Psychology. — 2010. — 3. — P. 288—310.

[21] Veatch T.C. A Theory of Humor // Humor, the International Journal of Humor Research. — 1998. — N 2 [Электронный ресурс] — URL: http://www.tomveatch.com/else/humor/paper/ node2.html (дата обращения: 22.12.2011).

[22] Wyer R.S., Collins J.E. A theory of humor elicitation // Psychological Review. — 1992. — 99(4). — P. 663—688.

[23] Ziv A. Personality and sense of humor. — N.Y.: Springer Publ. Co, 1984.

CONCEPTIONS OF SENSE OF HUMOR IN PSYCHOLOGY

R.V. Yershova, R.Z. Sharapova

Chair of Psychology Moscow Region State Institute of Humanities and Social Sciences Zelenaya str., 30, Kolomna, Russia, 140411

The article gives a theoretical analysis of the modern psychological approaches to the problem of the nature and structure of the sense of humor as a personality quality and proves the necessity of the system-functional approach to perceiving the sense of humor as a personality property.

Key words: sense of humor, humor, personality property, perception of humor, system-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.