Научная статья на тему 'Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики'

Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
3677
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ЧУВСТВО ЮМОРА / КОГНИТИВИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МОТИВ ОСТРОУМИЯ / ПЕРЕНОС КОНТЕКСТА / БИСОЦИАЦИЯ / HUMOR / SENSE OF HUMOR / COGNITIVE SCIENCE / PERSONALITY TRAITS / THE MOTIVE OF WIT / THE TRANSFER OF CONTEXT / BISOCIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жаркой Сергей

Проведенное исследование направлено на изучение факторов, влияющих на развитие чувства юмора, прежде всего роли личностных характеристик и способности к переносу контекста. Теоретическая значимость данной работы состоит в развитии современных научных представлений о том, что скрывает чувство юмора и какие личностные особенности стоят за этим явлением. Научная новизна данного исследования заключается в применении одного из первых авторских методов оценки чувства юмора с точки зрения измерения предпочтительных контекстуальных мотивов шуток. В этом исследовании затрагивается тема основных механизмов формулирования шутки через оценку построения бисоциаций и зависимости юмора от личностных особенностей. Таким образом, в работе объединяются наиболее разработанные подходы к проблематике юмора (психоаналитический, когнитивный, психолингвистический), а также дается обобщенный ответ на вопросы возникновения и формирования данного психического явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poliparadigmal research of a humor sense as a complex personal characteristic

The research is aimed at studying the factors that influence the humor sense development, primarily, the study of the personal characteristics role and ability to transfer the context. The theoretical significance of this work is in development of modern scientific ideas about what the humor sense of an individual hides and what personal characteristics are behind that phenomenon. The scientific novelty of the study lies in the use of one of the first author’s methods of assessing the sense of humor in terms of measuring the preferred contextual motifs of jokes. This work concerns discussion of the main joke’s formulating mechanisms through an assessment of the construction of bisociations and the dependence of humor on the personality characteristics. Thus, the work combines the most developed approaches to the problematics of humor (psychoanalytic, cognitive, psycholinguistic), it also gives a generalized answer to the questions of the emergence and formation of this mental phenomenon.

Текст научной работы на тему «Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики»

Работы молодых ученых

УДК 159.925

DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-81-95

Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики

Сергей Ю. Жаркой

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Проведенное исследование направлено на изучение факторов, влияющих на развитие чувства юмора, прежде всего роли личностных характеристик и способности к переносу контекста. Теоретическая значимость данной работы состоит в развитии современных научных представлений о том, что скрывает чувство юмора и какие личностные особенности стоят за этим явлением. Научная новизна данного исследования заключается в применении одного из первых авторских методов оценки чувства юмора с точки зрения измерения предпочтительных контекстуальных мотивов шуток. В этом исследовании затрагивается тема основных механизмов формулирования шутки через оценку построения бисоциаций и зависимости юмора от личностных особенностей. Таким образом, в работе объединяются наиболее разработанные подходы к проблематике юмора (психоаналитический, когнитивный, психолингвистический), а также дается обобщенный ответ на вопросы возникновения и формирования данного психического явления.

Ключевые слова: юмор, чувство юмора, когнитивизм, личностные особенности, мотив остроумия, перенос контекста, бисоциация

Для цитирования: Жаркой С.Ю. Полипарадигмальное исследование чувства юмора как комплексной личностной характеристики // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 2 (12). С. 81-95. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-2-81-95

© Жаркой С.Ю., 2018

Poliparadigmal research of a humor sense as a complex personal characteristic

Sergei U. Zharkoi

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The research is aimed at studying the factors that influence the humor sense development, primarily, the study of the personal characteristics role and ability to transfer the context. The theoretical significance of this work is in development of modern scientific ideas about what the humor sense of an individual hides and what personal characteristics are behind that phenomenon. The scientific novelty of the study lies in the use of one of the first author's methods of assessing the sense of humor in terms of measuring the preferred contextual motifs of jokes. This work concerns discussion of the main joke's formulating mechanisms through an assessment of the construction of bisociations and the dependence of humor on the personality characteristics. Thus, the work combines the most developed approaches to the problematics of humor (psychoanalytic, cognitive, psycholinguistic), it also gives a generalized answer to the questions of the emergence and formation of this mental phenomenon.

Keywords: humor, sense of humor, cognitive science, personality traits, the motive of wit, the transfer of context, bisociation

For citation: Zharkoi SU. Poliparadigmal research of a humor sense as a complex personal characteristic. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;2(12):81-95. DOI: 10.28995/2073-63982018-2-81-95

Введение

Возрастающий интерес к когнитивным наукам все чаще отражается в экспериментальных исследованиях особенностей познавательной деятельности человека в различных междисциплинарных сферах. Одной из наиболее интересных областей является изучение психических процессов и явлений, которые до XX в. чаще всего выносились за рамки процессов познания, хотя и являются

интересными психологическими феноменами. Одним из таких явлений, а скорее когнитивных особенностей человека, является чувство юмора. За последние десятилетия изучение юмора в науке обычно сводилось к исследованию шуток и анекдотов внутри филологии, лингвистики, социологии и изредка когнитивной науки. При этом стоит отметить, что юмор отмечался как важная психологическая составляющая еще в классическом психоанализе и в истоках эволюционной психологии, что указывает нам на фундаментальную важность данного психологического явления. З. Фрейд [1] ввел понятие «мотива остроумия» в качестве одного из проявлений бессознательных побуждений человека, тем самым впервые определив место юмористических процессов в сфере психического.

В данной работе мы попытались связать самые ранние представления о юморе в психологии с тем лингвистическим и когнитивным опытом, которым обладает современная наука сейчас, через применение новой экспериментальной методики изучения особенностей чувства юмора. Все это необходимо для определения истинной природы юмора и его взаимосвязи с личностными и когнитивными особенностями.

Описание чувства юмора сводится к двум различным пластам знаний: к знаниям о структуре личности и к знаниям о мыслительных процессах. Первые берут свое начало еще с работ Фрейда о бессознательных мотивах проявления юмора, вторые же касаются исключительно процессов образования так называемого комического эффекта и развиваются в когнитивном подходе со второй половины XX в., они опираются на опыт лингвистов и когнитивных психологов и рассматривают юмор в качестве мыслительной операции преобразования контекстов.

Проведенная работа направлена на выявление основных закономерностей функционирования «чувства юмора» на основе определенных личностных характеристик и способностей к переносу контекста с опорой на опыт когнитивного подхода, который, к слову, не исключает многие аспекты классических психоаналитических воззрений на процессы, связанные с юмором. Проведенное исследование пытается дать ответ на вопрос о структурных особенностях чувства юмора и об основных механизмах его функционирования в основном через оценку связей личностных особенностей и предпочитаемых мотивов юмора (современной аналогии мотивов остроумия Фрейда). Перед непосредственным обращением к поставленному вопросу стоит отметить основные теоретические положения различных подходов, на которых базируется проведенное исследование.

Бисоциация как основа шутки

В первую очередь стоит обратиться к структурной особенности шутки и того мыслительного процесса, который отвечает за ее «расшифровку» — процесса переноса контекста. Данный феномен в своем привычном названии редко рассматривается в психологии, хотя его аспекты можно проследить практически во всех генетических теориях и теориях развития индивидуальной психики. У Пиаже [2] окончательное формирование способности к переносу контекста связано со стадией освоения формальных операций. У Выготского [3], к примеру, первое появление манипуляций с контекстом связано с моментом создания первой мнимой ситуации внутри игры, при этом дальнейшее развитие данной способности описывается с точки зрения построения третичных связей в подростковом возрасте. Так как у разных авторов периоды генезиса описанной мыслительной операции крайне размыты и разнятся друг с другом, проследить возрастную норму формирования способности к переносу контекста невозможно. Обобщая данные различных авторов, можно утверждать, что в возрасте 12-13 лет у ребенка в норме мыслительная операция перенесения контекста на новое основание уже активно функционирует. Не исключено, что данная способность может возникать гораздо раньше, тем не менее для данного исследования это важно только с точки зрения формирования выборки.

Возвращаясь к проблематике данного исследования, стоит отметить, что в наиболее современных лингвистических и когнитивных работах перенос контекста носит название процесса «построения бисоциации», что означает сопоставление двух и более контекстов и образование нового.

Для понимания механизма образования комического через столкновение контекстов и образование бисоциаций был сформулирован фреймовый подход. С помощью данного подхода можно определить, какие когнитивные средства трансформируют серьезное в смешное. Многие исследователи при выделении когнитивных механизмов достижения комического эффекта оперируют понятиям «стереотипная ситуация» и «игра», которые создают базовые противоречия и выступают как условие реализации комического противоречия [4].

Оценивая шутку через рассмотрение бисоциаций, образованных фреймами, можно заметить, что комичность является не просто результатом несовпадения двух контекстов, а сложным продуктом когнитивной работы человека. Комизм является не просто скрытым смыслом, который закреплен внутри некой лингвистической

конструкции - это результат сложного мыслительного процесса -как со стороны того, кто продуцирует шутку, так и со стороны того, кто эту шутку воспринимает. При этом, разумеется, ощущение комизма может быть достигнуто и продуцированием шутки для самого себя, однако сам эффект будет достигнут только при окончательном формулировании лингвистической конструкции.

Процесс столкновения двух фреймов и образования бисоци-ации в сознании человека является базисом образования любой шутки. На основании этого можно предполагать различие между двумя фундаментально различными типами юмора - юмора истинного и юмора пошлого. Истинные шутки - это лингвистические конструкции, которые содержат в себе различные контексты, при пересечении которых в сознании адресата шутки возникает бисо-циация. Возникновение бисоциации в сознании обеспечивает комический эффект. В то время как пошлые шутки - это конструкции, содержащие в себе только один контекст. Возникновение комического эффекта данными шутками достигается через использование табуированных тем, маркированных слов, наиболее острых для адресата контекстов и т. д.

Личность и чувство юмора

Как отмечалось выше, З. Фрейд был первым, кто поставил вопрос о свойствах остроумия и функциональном значении чувства юмора. Согласно автору, остроумие человека основывается на процессах психологической защиты и позволяет ему преодолевать конфликтные ситуации с действительностью. Другими словами, чувство юмора всецело зависело от структурных особенностей личности (преимущественно работы Ид и сверх-Эго). Дальнейшие работы, описывающие чувство юмора в структуре личности, так или иначе ссылались на работы Фрейда и всегда указывали на детерминирующую силу личностных особенностей над процессами, связанными с юмором. К примеру, в работах Зив [5] детерминация чувства юмора связана с работой преимущественно агрессивных и сексуальных мотивов личности, которые закладываются на уровне дошкольного воспитания в семье. Аналогичный подход можно наблюдать также в работах Клайна [6]. Теоретическая основа данных исследований в целом состояла из постфрейдистских представлений о юморе в качестве проявления подавленных бессознательных влечений.

Ряд других работ, посвященных исследованию юмора в ХХ в., не имел в своей основе какой-либо теоретической базы. Эти

работы были основаны на выработанных эмпирическим путем моделях и не объясняли функциональную значимость юмора как такового. Примером такого рода работы является трехфакторная модель юмора Руха 3 WD Humor test [7]. Данная модель включает в себя оригинальную категоризацию юмора, но избегает выбора наиболее важных личностных параметров, отвечающих за восприятие юмора, и по сути ничем не отличается от примитивной психометрии. Переходя рубеж 2000-х годов, ситуация в науке, строго говоря, не изменилась. Личностные подходы к изучению чувства юмора как самостоятельные практически исчезли. В большинстве исследований вопрос о взаимосвязи личностных особенностей и особенностей чувства юмора был заменен на более фундаментальный - почему юмор настолько приятен? Наиболее разработанной в данном ключе является теория М. Аптера [8]. Согласно Аптеру, юмор есть разновидность игры - это особая психическая установка по отношению к миру и действиям в нем. Чтобы переживать юмор, мы должны находиться в этом игривом (или, вернее, игровом) настроении. Он предположил, что игра характеризуется «защитными рамками», которые необходимы для ограждения себя от серьезных забот реального мира. Аптер назвал это игривое настроение парателическим состоянием, чтобы отличить его от телического (направленного на цель) состояния, которое лежит в основе более серьезных действий. Он полагал, что мы в разное время переключаемся то в одно состояние, то в другое.

Теория переключения рассматривает юмор как форму межличностной коммуникации с точки зрения социальной психологии. Также теория переключения позволяет оценить роль юмора в сов-ладании с фрустрацией. Способность юмористической синергии вызвать катарсическое состояние дает возможность преодолевать фрустрирующие ситуации в игровой форме, а не воспринимать их как серьезную угрозу. При этом отношение человека к фруст-рирующим ситуациям всегда будет отражаться в его личностных особенностях. Тем самым данный подход обобщает когнитивные представления о чувстве юмора как о мыслительной деятельности, при этом не исключает из дискурса классические представления о личностных детерминантах чувства юмора с точки зрения взаимодействия с окружающей действительностью. Принимая во внимание данное обобщение, проведенная работа направлена на анализ связей между личностными особенностями и спецификой чувства юмора, а также на изучение юмора с точки зрения синер-гий - мыслительных процессов взаимодействия с контекстами.

Исследование взаимосвязей предпочтительных мотивов юмора, личностных особенностей и процессов переноса контекста

Выборка

В исследовании приняли участие 76 респондентов в возрасте от 17 до 37 лет: 38 мужчин и 38 женщин. Участники исследования в электронном формате заполняли методику, время на заполнение не ограничивалось.

Методики

В проведенном исследовании использовались как стандартизованные методики, так и авторские, составленные специально для данной работы:

- Для изучения личностных особенностей респондентов был выбран Фрайбургский опросник (РР1).

- Для изучения способностей к переносу контекста была использована методика Зейгарник на соотношение пословиц, метафор и фраз (1934 г.). Данная методика использовалась для получения коэффициента контекстуальных несоответствий, который выражается количеством ошибок, допущенных при ее выполнении. Этот коэффициент (от 0 до 16) показывает, насколько респондент продуктивно переходит от одного контекста к другому, умеет оперировать «скрытым» и переносным смыслом. Чем выше данный показатель, тем хуже респондент взаимодействует с контекстными переходами.

- Для оценки предпочтений в юмористических высказываниях была составлена специальная методика. На первом этапе были отобраны 70 различных кратких юмористических высказываний, которые отличаются по своей тематике (сексуальной, расистской, нейтральной, политической и т. д.) и по своей структуре (шутки-диалоги, новостные сводки, риторические вопросы, анекдотические высказывания и т. д). На втором этапе полученный список шуток прошел экспертную проверку. Список предъявлялся восьми экспертам, которыми выступили случайные люди в возрасте от 18 до 39 лет. Экспертам предлагалось не оценивая то, насколько шутка смешная, определить основной мотив шутки - ее «подтекст». Ориентировочно экспертам предлагались основные мотивы для выбора: агрессивный, абсурдный, сексуальный, черный, нейтральный и пошлый. В результате чего были отобраны 42 шутки, каждая из которых принадлежала к одной из шести категорий - по семь

шуток к каждой категории. Составление итоговой методики происходило следующим образом: были составлены 7 блоков по 6 шуток в каждом. В каждом блоке было по одной шутке определенного мотива. Испытуемым предлагалось оценить каждую шутку по 6-балльной шкале, при этом каждую оценку можно использовать лишь единожды в каждом блоке. Нули, обозначающие, что респондент не понял шутки или не нашел в ней ничего смешного, разрешалось ставить неограниченное число раз. Таким образом, респонденты демонстрировали предпочитаемые мотивы юмористических высказываний через прямую оценку. Каждый мотив юмора в итоге оценивался по среднему показателю всех семи блоков (от 0 до 6). - Для оценки способности к образованию комичных ситуаций через построение бисоциаций была использована еще одна специально составленная методика. Методика состоит из 10 незаконченных предложений, каждому испытуемому предлагается остроумно закончить фразу. В данной методике оценивалось наличие бисоциаций в каждом законченном предложении по трем критериям. Эти критерии распространяются на две части предложения - предъявляемую и заканчивающую, только при удовлетворении всех приведенных критериев законченное предложение считается бисоциативным (и начисляется 1 балл за правильно составленную бисоциацию, всего от 0 до 10 баллов):

1) вторая часть предложения содержит в себе новую информацию;

2) информация из двух частей предложения составляет общий контекст;

3) общий контекст несет в себе новую информацию, которой не было в отдельных частях предложения.

Анализ результатов

Выполнение испытуемыми методики оценки юмористических высказываний в среднем по выборке дало следующие результаты (рис. 1):

Наиболее высокие оценки получили «нейтральные» шутки, необремененные никаким подтекстом, что в первую очередь свидетельствует о том, что подобранные шутки в данных блоках действительно не соотносятся ни с одним конкретным мотивом и удовлетворяют чувство юмора в целом. Наименьшие оценки получили шутки с сексуальными мотивами и шутки с отсутствием бисоциа-ции. «Сексуальные» шутки, скорее всего, оцениваются ниже других, так как затрагивают наиболее интимные и «неприемлемые»

Средние оценки шуток по выборке

Агрессивные Нейтральные Абсурдные Сексуальные Черные Пошлые

Рис. 1. Средние оценки юмористических высказываний

для обсуждения темы, что сдерживает респондентов в положительной оценке подобного юмора. Шутки пошлые, в свою очередь, оцениваются еще ниже, так как являются крайне специфичным типом юмора, распространенным в интернете и на юмористических телепередачах с довольно своеобразной аудиторией. Следовательно, относительно всей выборки можно наблюдать отличительные особенности в оценке «нейтрального» юмора в большей степени, а «сексуального» и «пошлого» юмора в меньшей.

Статистическая обработка методом ранговой корреляции Спирмена показала достаточно много достоверных связей между показателями личностных особенностей и предпочтительных мотивов юмора, тем не менее все корреляции показывали слабую связь, что может быть объяснено первым использованием русскоязычной методики на поиск предпочтительных типов юмора.

При проведении корреляционного анализа между оценкой юмористических высказываний и личностными особенностями в первую очередь предполагалось обнаружение связей, которые классически выделялись в исследованиях личностных детерминант чувства юмора, разработанных в контексте фрейдистских представлений. К примеру, связи между раздражительностью (эмоциональной неустойчивостью) и положительными оценками агрессивного и черного юмора, высокой оценкой шуток с сексуаль-

ным подтекстом и низкой маскулинностью у мужчин и т. д. Тем не менее, проведенный анализ показал некоторые нетривиальные достоверные связи, которые находят довольно интересное объяснение. Показатели наличия достоверных связей изображены в таблице 1 (прямая связь отмечена светлым цветом, обратная - темным).

Таблица 1

Связи между предпочтительными типами юмора и личностными особенностями

Агрессивные Нейтральные Абсурдные Сексуальные Черные Пошлые Средние оценки

Спонтанная агрессивность 0,26 0,33 0,29 0,35 0,22 0,31

Депрессивность 0,31

Раздражительность 0,26 0,25

Общительность -0,23 -0,29 -0,29

Уравновешенность -0,27

Открытость -0,29 -0,26

Маскулинность 0,23

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что существует прямая положительная связь спонтанной агрессивности с большинством мотивов юмора, в особенности с нейтральным и сексуальным, а также связь спонтанной агрессивности с общим высоким уровнем оценок бисоциативного юмора. Таким образом, можно судить о том, что люди с повышенной субъективной агрессивностью в целом сен-зитивны к юмору и обладают «хорошим» чувством юмора.

Была обнаружена обратная связь общительности и средних оценок юмористических высказываний (И = -0,29; р < 0,05), прямая связь спонтанной агрессивности и оценок нейтральных юмористических высказываний (И = 0,33; р < 0,01); обратная связь открытости и средних оценок юмористических высказываний в общем (И = -0,26; р < 0,05); прямая связь депрессивности и оценок нейтральных юмористических высказываний (И = 0,31; р < 0,01). Таким образом, установлено, что общий «отрицательный личностный фон», выражающийся в депрессивности, раздражительности, необщительности и закрытости характеризуется высокой оценкой нейтральных шуток. Пониженная «открытость» и низкая общительность характерны для людей, которые в среднем высоко оценивают шутки различных мотивов. Эти данные указывают на то, что юмор вопреки расхожим суждениям больше характерен для людей «закрытых» от окружения, нежели для людей общительных и открытых внешним контактам. Эти данные могут являться подтверждением вышеупомянутых представлений о том, что юмор зачастую используется для преодоления фрустрирующих ситуаций действительности. Стоит отметить, что это вовсе не означает, что «хорошее» чувство юмора присуще только людям, которые находятся в конфликте с окружением. Речь здесь идет о функциональной стороне чувства юмора, которое может выступать неким «окном в действительность» - способом взаимодействия и переосмысления самого себя и реальности.

Как и предполагалось на основе классических исследований юмора, высокая оценка «черного» юмора характерна для людей раздражительных и необщительных, что свидетельствует о том, что «черный» юмор по своему личностному отражению схож с юмором нейтральным. Это в свою очередь может указывать на единую «природу возникновения» двух типов юмора, которая основывается на поиске путей взаимодействия с окружающим миром и преодоления в нем фрустрирующих ситуаций. Вероятно, «черный» юмор функционально выступает как посредник при взаимодействии с наиболее травмирующими явлениями действительности, в основном с темами смерти и потери, в то время как нейтральное чувство юмора позволяет человеку обыгрывать повседневные несоответствия в желаемом и действительном.

Интересные данные были получены при анализе гендерных различий в оценке юмористических высказываний и их связи с личностными особенностями. Мужчины оказались в среднем более сензитивны к юмористическим высказываниям, чем женщины, при этом наибольшее различие обнаружено в оценке сексуального, черного и агрессивного юмора. Полученные данные связаны с оценкой

юмора с сексуальным подтекстом. Высокая маскулинность характерна для людей, которые высоко оценивают сексуальные шутки. При этом следует подчеркнуть, что данное явление наблюдается как у мужчин, так и у женщин. В группе мужчин была выявлена слабая положительная взаимосвязь (к = 0,27, р < 0,05). При изучении тех же взаимосвязей на группе женщин была выявлена более сильная прямая взаимосвязь (И = 0,35, р < 0,05). Другими словами, протекающая по мужскому типу психическая деятельность связывается с положительной оценкой шуток, в которых так или иначе затрагивается тема сексуальности, половых связей и интимной сферы.

При оценке связей способности к переносу контекста и понимания переносного смысла метафор и фраз со способностями к построению бисоциаций были получены достоверные данные, свидетельствующие о наличии прямой, слабой по силе связи (И = 0,32; р < 0,01). Респонденты, допустившие большее количество ошибок при выполнении методики Зейгарник, также сумели построить меньшее количество верных бисоциаций, нежели респонденты, которые лучше справились с заданием на понимание переносного смысла метафор и фраз. Как и предполагалось на основе представлений когнитивных психологов и психолингвистов, мыслительные процессы переноса контекста и способность человека продуцировать бисоциации, а следовательно, и шутки, связаны между собой. Кроме того, эти данные свидетельствуют о том, что разработанная Зейгарник патопсихологическая методика может быть использована на здоровой выборке для изучения особенностей мыслительных процессов.

Последний раздел данного исследования был направлен на изучение отмеченного в начале различия между двумя диаметрально противоположными по структуре типами юмористических высказываний пошлых и бисоциативных. В ходе оценки связи между средними оценками шуток с бисоциацией и шуток пошлых был получен следующий результат - чем выше человек в среднем оценивает шутки с бисоциациями, тем выше оценки пошлых юмористических высказываний (И = 0,58; р < 0,001). График рассеяния корреляции показан на рис. 2.

Полученный результат является свидетельством наличия значительной положительной связи между оценками бисоциативных и пошлых шуток, что указывает на то, что люди, склонные к высокой оценке юмористических высказываний, таким же образом высоко оценивают и «неюмористические» пошлые высказывания, построенные без бисоциаций. Следовательно, люди, которые высоко оценивают юмор, не дифференцируют его на «истинный»

4

3,5 3 2,5

? 2

5?

О

I

■|И

■■■■ .1 ■ ■■ ■■

£ Столбец К

1,5

: - - ■

1 ■ ■ ■ ■ ■

|В| ■

О

О 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5

Пошлые шутки

Рис. 2. График рассеяния корреляции оценок пошлых шуток и средних показателей оценок бисоциативных шуток

и «ложный» (на юмор с бисоциацией и без нее). Возможно, полученный результат свидетельствует об особенностях аудитории, положительно оценивающей пошлый юмор. Как видно по сопоставлению средних показателей, оценки юмористических высказываний с различными мотивами, шутки без бисоциаций были положительно оценены наименьшей частью выборки. Этот факт может служить подтверждением специфики аудитории данного типа юмора. Тем не менее особенности мыслительных операций по переносу контекста этой части выборки остаются неизвестными, т. к. достоверных связей между оценкой пошлых высказываний и способностями к пониманию переносного смысла выражений обнаружено не было.

Выводы

Проведенное исследование было направлено на изучение чувства юмора и его связи с личностными особенностями и способностями к переносу контекста. Данная работа решала проблему неполноты знаний о чувстве юмора как о психологической категории через обобщение когнитивных, психоаналитических и психолингвистических знаний и построение эмпирического исследования по определению взаимосвязей личностных и когнитивных особенностей.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что юмор в действительности может выступать в качестве способа преодоления фрустрирующей ситуации через преуменьшение ее значения в комичной ситуации. Таким образом, чувство юмора и позитивное восприятие шуток сильнее развито у людей с «закрытым» типом взаимодействия с окружением.

Положительная оценка определенных мотивов юмора в действительности связана с личностными особенностями, полом, и это характерно для шуток с сексуальным, агрессивным и «черным» подтекстом.

Также было показано, что наиболее схожими по своему функциональному значению являются, на первый взгляд, противоположные по своим мотивам шутки — нейтральные и «черные». Этот факт указывает на то, что все виды юмора, независимо от их мотива, являются результатом работы одинаковых психологических механизмов, которые предположительно связаны с процессами взаимодействия с окружением и оценкой ситуации.

В проведенном исследовании обнаружена связь между способностью человека к построению комичных ситуаций (способностью шутить) и способностью к переносу контекста (пониманию переносного смысла).

При изучении пошлого и «истинного» юмора не было выявлено дифференцирующих различий. Напротив, было установлено, что положительное восприятие человеком юмора выражается как в оценке «истинного юмора», так и в оценке пошлого. Поэтому само по себе противопоставление данных типов юмора можно считать безосновательным.

Дальнейшие исследования в данной области могут касаться углубления в когнитивную составляющую процессов, связанных с юмором. К примеру, с изучением процессов продуктивного мышления и различных компонентов интеллекта, таких как общая осведомленность, абстрактное и вербальное рассуждение и т. д. Кроме этого, вызывает интерес и составление специальной методики для оценки семантической составляющей законченных испытуемыми юмористических высказываний, которые дополнят результаты успешности построения бисоциаций в данных заданиях. Эти показатели могут быть использованы для более глубокого анализа мотивов юмора.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // Фрейд З. Художник и фантазирование: сборник работ. М.: Республика, 1995. С. 20-128.

2. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 416 с.

3. Выготский Л.С. Педология подростка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 433 с.

4. Панина О.В. Комическое и языковые средства его выражения: дис. ... канд. филол. наук. М., 1996.

5. Ziv A. Personality and sense of humor. Springer Publ. Co., 1984.

6. Kline P. Fact and Fantasy in Freudian Theory. 2nd Edition. London: Methuen, 1981.

7. Ruch W. A temperament approach to humor. In W. Ruch (Ed.) The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Berlin, Germany: Walter de Gruyter, 1998. P. 203-228.

8. Apter M.J. Motivational styles in everyday life: A guide to reversal theory. Washington: American Psychological Association, 2001.

References

1. Freud Z. Wit and its Relation to the Unconscious. V: Freud Z. An Artist and Artists Fantasizing. Works Collection. Moscow.: Respublika Publ.; 1995. P. 20-128. (In Russ.)

2. Piaget Zh., Inhelder B. The Genesis of simple mental structures. Classifications and seriations. Moscow: Eksmo-Press; 2002. P. 155-78. (In Russ.)

3. Vygotskii LS. Pedology of a teenager. V: Vygotsky LS. Coll. works. In 6 vol. Vol. 4. Moscow: Pedagogika Publ.; 1984. 433 p. (In Russ.)

4. Panina OV. The Comic and Language Tools of its Expression: Dis. ... kand. filol. nauk. Moscow; 1996. (In Russ.)

5. Ziv A. Personality and sense of humor. Springer Publ. Co., 1984.

6. Kline P. Fact and Fantasy in Freudian Theory. 2nd Edition. London: Methuen, 1981.

7. Ruch W. A temperament approach to humor. W. Ruch (Ed.) The sense of humor: Explorations of a personality characteristic. Berlin, Germany: Walter de Gruyter, 1998. P. 203-28.

8. Apter MJ. Motivational styles in everyday life: A guide to reversal theory. Washington: American Psychological Association, 2001.

Информация об авторе

Сергей Ю. Жаркой, бакалавр психологии, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; [email protected]

Information about the author

Sergei U. Zharkoi, bachelor in psychology, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Misskaya sq., Moscow, Russia, 125993; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.