ЧУВСТВО ЮМОРА И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШУТОК В ЮНОШЕСКОМ И ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
Р.В. Ершова, Р.З. Киямова
Кафедра психологии Государственный социально-гуманитарный университет ул. Зеленая, 30, Коломна, Россия, 140411
В работе представлен анализ существующих представлений о чувстве юмора, его психологических детерминантах и проявлениях. Обосновывается необходимость его изучения как системного свойства личности с позиций структурно-функционального подхода. Анализируются результаты сравнительного исследования чувства юмора у представителей юношеского и зрелого возраста. Рассмотрены и описаны общие связи компонентов чувства юмора представителей юношеского и зрелого возраста с выбором тематических конструктов направленности юмора. Описаны специфические связи переменных чувства юмора представителей юношеского возраста (социоцентричность, осмысленность, осведомленность, субъектность, энергичность, аэнергичность, стеничность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, пагубные пристрастия, деньги, мода, карьера, социальные неурядицы, человеческая глупость). Раскрыты характерные связи переменных чувства юмора представителей зрелого возраста (эгоцентричность, субъектность, энергичность, экс-тернальность) с выбором тематических конструктов направленности юмора (взаимоотношения полов, мода, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве). В конце статьи представлены выводы, описывающие психологические особенности восприятия юмора определенной тематики людьми разного возраста.
Ключевые слова: чувство юмора, юмор, свойство личности, восприятие юмора, структурно-функциональный подход
Исследованиям чувства юмора в психологии посвящено относительно малое количество работ отчасти в силу неоднозначности и противоречивости в понимании самого феномена, отчасти из-за отсутствия валидных и надежных методов его изучения.
В современной психологии выделяется несколько паллиативных, с нашей точки зрения, подходов к чувству юмора. Оно определяется как обычный поведенческий паттерн (тенденция к частому смеху; рассказывание шуток ради забавы других; смех над чужими шутками); способность (умение создавать юмор, вспоминать и создавать шутки); темпераментная черта (обычная жизнерадостность); эстетическая реакция (наслаждение специфическими видами юмористического материала); отношение (позитивное отношение к смешному и к веселым людям); копинг-стратегия (тенденция поддерживать юмористическую перспективу перед лицом неприятности) [12].
М.Г. Ярошевский, А.В. Петровский определяют чувство юмора как способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь [3].
А. Кестлер, рассматривая проблему взаимоотношения юмора и творчества, утверждает, что юмор основывается на процессе бисоциации (формировании
оригинальной связи между различными элементами двух ситуаций («ассоциативных контекстов»), приводящих к образованию новых значений. С его точки зрения, чувство юмора — это способность человека замечать точки соприкосновения разнородных понятий, реалий и совмещать их в единое суждение. Данное умение автор рассматривает как показатель творческих способностей человека, его творческую функцию [10]. Л. Омуэйк подчеркивает важнейшую роль чувства юмора в процессах формирования самосознании личности: чувство юмора «настолько всеобъемлюще и высоко ценимо, что сказать о человеке: "У него замечательное чувство юмора" почти аналогично высказыванию: "Он интеллигентный, компанейский человек, и я его очень люблю"» [7. С. 227]. А. Маслоу рассматривал чувство юмора как одну из важнейших психологических характеристик самоактуализирующейся личности. Представители позитивной психологии причисляют чувство юмора к высшим индивидуально-психологическим человеческим качествам наряду с духовностью, честностью, добротой, творчеством, чувством реальности, альтруизмом, эмпатией и т.д.
А.Н. Лук предлагает изучать не просто психологическую структуру чувства юмора, но и его место среди других «цельно личностных показателей», таких как проявление национального характера, форма мышления. Связывая чувство юмора с некоторыми интегральными личностными характеристиками, он утверждает, что экстраверты предпочитают шутки, связанные с жестокостью и сексом, в то время как интроверты отвергают эти темы [6].
Анализируя тематику юмора, Т. Витч утверждает, что направленность юмора не должна противоречить «субъективным моральным принципам» индивида. Именно эти принципы позволяют оценить шутку в той или иной мере, поэтому феминистка не будет смеяться над шутками про блондинку, а афроамериканец не оценит шутки с расистским подтекстом. Таким образом, человек считает что-либо смешным только в том случае, если это не противоречит его моральным принципам [13].
Очевидно, что многочисленные и разрозненные сведения о закономерностях функционирования, структуре и природе чувства юмора возможно свести воедино лишь при условии рассмотрения этого свойства как интегральной характеристики личности. С позиций структурно-функционального подхода, реализованного в данном исследовании, чувство юмора рассматривается как системное свойство личности, включающее в себя единство мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик и обеспечивающее когнитивную способность личности выявлять, осмыслять и воспроизводить смешное с определенной эмоциональной реакцией в соответствии с ситуацией социального взаимодействия.
Целью исследования было изучение психологических особенностей чувства юмора и связанных с ним тематических предпочтений шуток у представителей юношеского и зрелого возраста [2; 8]. В исследовании приняли участие 164 респондента: 94 представителя юношеского возраста (средний возраст 19 лет) и 70 зрелых респондентов (средний возраст 33 года).
Для изучения структурно-содержательных характеристик чувства юмора был использован бланковый тест «Чувство юмора» (БТЧЮ) Р.В. Ершовой и Р.З. Ки-
ямовой, разработанный на основе бланковых тестов диагностики свойств личности А.И. Крупнова [4]. Бланковый тест чувства юмора позволяет изучать это свойство в единстве установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, результативных, динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных составляющих. Установочно-целевой компонент отражает особенности векторной направленности в восприятии и воспроизведении юмора и состоит из переменных общественно значимой и личностно значимой нацеленности. Мо-тивационный компонент включает переменные социоцентрической (использование чувства юмора с целью помощи другим) и эгоцентрической (побуждения, вызванные желанием проявить себя) мотивации. Когнитивный компонент характеризуется соотношением общих знаний о сущности чувства юмора и представлений о конкретных нормах его восприятия и воспроизведения: переменная осмысленности подразумевает глубокие и целостные представления субъекта о способах восприятия и воспроизведения юмора, а переменная осведомленность — наличие общего, недифференцированного представления о конкретных функциях чувства юмора и его проявления. Продуктивный компонент представлен в предметной (эквивалент общественно значимого результата) и субъектной (результаты, достигнутые с помощью юмора в решении личных проблем) сферах. Динамический компонент раскрывает параметры энергичности (активности в проявлении юмора) и аэнергичности (пассивности в проявлении юмора). Эмоциональный компонент включает переменные стеничность — доминирование эмоций радости и гордости от предвосхищения положительного исхода юмористических действий, и астеничность — доминирование тревоги, апатии. Регуля-торный компонент оценивает локус контроля при воспроизведении и восприятии юмора: интернальная или экстернальная регуляция. Рефлексивно-оценочный компонент подразумевает показатели операциональных (плохое умение шутить) и личностных (неуверенности, тревожности в восприятии или воспроизведении юмора) трудностей.
Диагностика мотивационной направленности юмора (тематические предпочтения) проводилась с помощью Теста юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и А.С. Бабина, в основу которого положен прием свободной тематической классификации многозначных стимулов — юмористических фраз [1]. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной интерпретации должны отнести их к одной из 10 предложенных тем).
Результаты исследования были обработаны с использованием программы ма-тематико-статистической обработки данных Statistica 7.0.
Проведенный корреляционный анализ позволил выделить общие для молодых и зрелых людей тенденции в предпочитаемой ими юмористической тематике в зависимости от структурных характеристик их чувства юмора (рис. 1).
Как показал анализ, шутки, связанные с денежной темой, чаще предпочитают люди с социоцентрической направленностью (можно предположить, что именно приоритетная направленность на интересы группы, игнорирование личных выгод приводит к фрустрации потребности в материальном благополучии (дефициту средств), что сказывается на тематическом предпочтении шуток).
Тематика Компоненты
направленности чувства юмора
юмора
человеческая глупость
деньги
социальные неурядицы
карьера
социоцентричность
осмысленность
осведомленность
энергичность
астеничность
пагубные пристрастия
стеничность
- прямые связи
- — — - обратные связи
Рис. 1. Общие корреляции переменных чувства юмора с тематическими конструктами ТЮФ у представителей юношеского и зрелого возрастов
Те люди, которые хорошо понимают как специфические, так и неспецифические характеристики чувства юмора (переменные осмысленности и осведомленности в БТЧЮ), но не слишком высоко оценивают собственное умение шутить (астеничность в БТЧЮ), чаще реагируют на шутки по поводу социального неблагополучия, «несознательности» окружающих, нарушающих нормы социальной справедливости, что, очевидно, является наиболее понятными для большинства шутками.
«Шутники» (люди с высоким показателем энергичности чувства юмора) охотнее смеются над невежеством, ограниченностью окружающих (в основе этих предпочтений — мотив познания, самоутверждение через демонстрацию своей «от-личности» от объектов шуток). При этом избегаемой темой для них становится тема достижения высокого положения в обществе, получения широкого признания за счет профессионального и социального продвижения по служебной лестнице.
Респонденты, гордящиеся своим умением шутить (стеничность БТЧЮ) предпочитают шутки на алкогольную тематику (можно предположить, что в качестве объяснительного принципа в данном случае выступают глубоко интериоризо-ванные субъектом социальные запреты, чувства вины и стыда).
Специфическая для представителей юношеского возраста картина связи структурно-содержательных характеристик чувства юмора с тематикой их юмористи-
ческих предпочтений формируется за счет появления дополнительных связей у уже описанных при анализе общих корреляций переменных чувства юмора (со-циоцентричности, осмысленности, осведомленности, энергичности, стенично-сти), что может свидетельствовать об особой, системообразующей роли этих переменных свойства, их особенной значимости в характере проявления и тематике шуток в данном возрасте (рис. 2).
Тематика направленности юмора
Компоненты чувства юмора
- прямые связи
- — — - обратные связи
Рис. 2. Специфические корреляции переменных чувства юмора с тематическими конструктами ТЮФ (юношеский возраст)
Молодые люди с недифференцированными представлениями о чувстве юмора (осведомленность БТЧЮ) проявляют особую чувствительность к шуткам о социальных неурядицах, высмеивающим людей, нарушающих нормы социальной справедливости. Корреляция социоцентричности мотивационного компонента чувства юмора с тематическим конструктом «деньги» свидетельствует о том, что молодые люди, сфокусированные на помощи другим, любят пошутить о недостатке денег, высоких ценах и т.п.
Отличительной особенностью чувства юмора молодых людей является связь стеничности эмоционального компонента с тематическими конструктами «пагубные пристрастия» и «взаимоотношения полов», т.е. юноши и девушки, гордящиеся свои умением шутить, чаще шутят на тему секса и вредных привычек.
Интересно, что сочетание в структуре чувства юмора у представителей данной возрастной группы выраженных параметров субъектности и осмысленности определяет зону «апперцептивной слепоты» по отношению к шуткам над человеческой глупостью. Активные «шутники» (энергичность динамического компонента чувства юмора) плохо понимают шутки на тему карьеры, а молодые люди со сниженным желанием шутить (аэнергичность БТЧЮ) — игнорируют юмор, связанный с темой моды, самоутверждения за счет обладания внешними атрибутами социального успеха.
Тематика направленности юмора
Компоненты чувства юмора
бездарность в искусстве
экстернальность
энергичность
субъектность
субъектность
эгоцентричность
- прямые связи
- — — - обратные связи
Рис. 3. Специфические корреляции переменных чувства юмора с тематическими конструктами ТЮФ (зрелый возраст)
В группе взрослых респондентов были обнаружены семь связей показателей чувства юмора со специфическими тематическими конструктами шуток (рис. 3). Центральной характеристикой чувства юмора взрослых, оказывающей наибольшее влияние на тематику юмористических предпочтений, является переменная энергичность динамического компонента. Так называемые шутники, люди часто и активно шутящие, охотнее смеются над шутками на тему моды и престижа и проявляют низкую чувствительность к шуткам о «несознательности» окружаю-
щих, социальной несправедливости, бездарности «людей искусства», что, в частности, может указывать на низкую эстетическую сензитивность.
Прямая связь экстернальности регуляторного компонента чувства юмора с тематическим конструктом «социальные неурядицы» и обратная с «семейными неурядицами» позволяют сделать вывод о том, что люди, использующие юмор лишь в случае крайней необходимости, вряд ли оценят «семейный юмор», для них наиболее понятны и предпочитаемы шутки, связанные с асоциальностью, «несознательностью» окружающих.
Обратная корреляция эгоцентричности мотивационного компонента и субъ-ектности продуктивного компонента чувства юмора с тематическим конструктом «взаимоотношения полов» указывает на то, что взрослые респонденты, активно использующие юмор для достижения личных целей, избегают шутить над интимно-сексуальными взаимоотношениями, что вполне объяснимо: неправильно понятая шутка может нанести существенный вред карьере и репутации.
Следует также отметить, что единственным тематическим конструктом из теста юмористических фраз, не обнаружившим ни одной корреляции с переменными чувства юмора, оказался конструкт «агрессия»: все, что связано с темой угрозы физической безопасности не расценивается как смешное ни представителями юношеского возраста, ни зрелыми респондентами.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. С возрастом тематика предпочитаемых и понимаемых шуток претерпевает изменения, которые, в частности, могут определяться процессами развития чувства юмора как интегральной характеристики субъекта.
2. В юношеском возрасте тематику юмористических предпочтений в первую очередь определяют динамические (энергичность/аэнергичность), эмоциональные (стеничность), когнитивные (осмысленность/осведомленность) характеристики чувства юмора. Респонденты, обладающие глубинными представлениями о юморе, избегают шутить на тему невежества и ограниченности окружающих; плохо разбирающиеся в юморе, напротив, предпочитают «асоциальный» юмор. Активные «шутники» и «юмористы» чаще шутят на тему секса и пагубных привычек и избегают «карьерный» юмор. Молодежь, использующая юмор для помощи другим, предпочитает шутить по поводу денег и материального достатка.
3. Количество характеристик чувства юмора, сопряженных с предпочитаемой тематикой, шуток с возрастом снижается вдвое, тематика юмора как мотиваци-онный конструкт в зрелости в большей мере опосредована индивидуальным жизненным опытом субъекта, своеобразием его убеждений и мировоззренческих позиций, чем структурно-содержательными характеристиками чувства юмора. Взрослые респонденты со сформированной группоцентрической установкой избегают шуток, касающихся интимно-сексуальных взаимоотношений. Любящие пошутить часто шутят на тему престижа, моды, самоутверждения, те же, кто шутит лишь в случае крайней нужды, лучше всего понимают «асоциальный» юмор.
4. Полученные в исследовании результаты позволяют углубить представления об особенностях развития чувства юмора в онтогенезе, влиянии структурно-функционального своеобразия этого свойства на его содержательные характеристики, особенности понимания и проявления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. М.: Соврем. школа, 2007. 496 с.
[2] Ершова Р.В. Психология организованности: теория и практика исследования: монография. Коломна: КГПИ, 2008. 179с.
[3] Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
[4] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: учеб. пособие. М.: МГУДТ, 2007. 56с.
[5] Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
[6] Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.
[7] Мартин Р. Психология юмора. СПб.: Питер, 2009. 478 с.
[8] Шарапова (Киямова) Р.З. Представления о чувстве юмора в психологии // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 16—22.
[9] AllportG.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Reinhart & Winston, 1961.
[10] Koestler A. The Act of Creation. London. 1964. 753 p.
[11] Lefcourt H.M., Martin R.A. Humor and life stress: Antidote to adversity. New York: SpringerVerlag, 1986.
[12] MartinR.A. Sense ofhumor // S.J. Lopez & C.R. Snyder (Eds.), Positive psychological assessment: A handbook of models and measures. Washington, DC: American Psychological Association. 2003. P. 313—326.
[13] Veatch T.C. A Theory of Humor A (V)iolation of what? The subjective moral order // Humor, the International Journal of Humor Research. 1998. No 2. URL: http://www.tomveatch.com/ else/humor/paper/node3.html (Дата обращения 22.12.2011).
SENCE OF HUMOR AND THEMATIC PREFERNCES IN JOKES AT PREADULT AND MATURE AGE
R.V. Ershova, R.Z. Kiyamova
Department of Psychology State University of Humanities and Social Sciences Zelenaya str., 30, Kolomna, Russia, 140411
The research contains the analysis of the existing conceptions of the sense of humor, its psychological determinants and manifestations; this enables to justify the necessity of its study as a system personality trait from a position of structural-functional approach. The results of a comparative study of the sense of humor of the preadult and mature age representatives are analysed. The common links of the sense of humor components possessed by the preadult and mature age representatives with the choice of humor direction thematic constructs are examined and described. The specific links of the sense of humor components possessed by the pre — adult age representatives (such as socio-centricity, meaningfulness, awareness, subjectivity, vigor, inertia, sthenicity) with the choice of humor direction thematic constructs (such as gender interrelation, harmful habits, money, fashion, career, social woes, human stupidity) are described. The typical links of the sense of humor components possessed by the mature age representatives (such as egocentricity, subjectivity, vigor, externality) with the choice of humor direction thematic constructs (such as gender interrelation, fashion, family friction, social woes,
lack of talent in art) are disclosed. In the end the article presents the findings, describing the psychological features of certain theme humor perception by the people of different ages.
Key words: sense of humor, humor, property of personality, perception of humor, structurally-functional approach
REFERENCES
[1] Greben N.F. Psikhologicheskie testy dlyaprofessionalov [Psychological tests for professionals]. Moscow, Modern School Publ., 2007, 496 p.
[2] Ershova R.V. Psychologiya organizovannosti: teoriya ipractica issledovaniya [Psychology of Self-Discipline: Theory and Practice of Research]. Kolomna, KGPI Publ., 2008. 179 p.
[3] Petrovskii A.V., Yaroshevskii M.G. (Eds.) Kratkii psikhologicheskiislovar [Concise Dictionary of Psychology]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 431 p.
[4] Krupnov A.I. Psykhodiagnosticasvoistv lichnostii temperamenta [Psychodiagnostics of Personality and Temperament Characteristics]. Moscow, MGUDT Publ. 56 p.
[5] Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskieproblemi psychologii [Methodological and Theoretical Problems of Psychology]. Moscow, Science, 1984.
[6] Look A.N. Yumor, ostroumie, tvorchestvo [Humor, Wit and Creativity]. Moscow, Art, 1977.
[7] Martin R. Psykhologiyayumora [Psychology of Humor]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 478 p.
[8] Sharapova (Kiyamova) R.Z. Predstavleniya o chyvstve yumora v psykhologii [Concepts of Sense of Humor in Psychology]. Vestnik RUDN. Serija: Psikhologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy], 2012, no. 3, pp. 16—22.
[9] Allport G.W Pattern and growth in personality. New York: Holt, Reinhart & Winston, 1961.
[10] Koestler A. The Act of Creation. London, 1964. 753 p.
[11] Lefcourt H.M., Martin, R.A. Humor and life stress: Antidote to adversity. New York: SpringerVerlag, 1986.
[12] Martin R.A. Sense ofhumor. In Lopez S.J., Snyder C.R. (Eds.), Positive psychological assessment: A handbook of models and measures. Washington, DC, American Psychological Association. 2003, pp. 313—326.
[ 13] Veatch T.C. A Theory of Humor A (V)iolation of what? The subjective moral order. Humor, the International Journal of Humor Research, 1998, vol. 2. Available at: http://www.tomveatch.com/ else/humor/paper/node3.html / (Accessed 22 December 2011).