Научная статья на тему 'Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества'

Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1475
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВАЯ ИНТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЮМОР / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мышкина М. С., Гудзовская А. А.

Статья посвящена юмору как одной из содержательных характеристик мотивационно-смысловой интенции личности в аспекте динамики его становления у современных студентов, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриат» и «специалитет»). Эмпирически показано, что особенности чувства юмора связаны с осмысленностью жизни и личностной зрелостью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to humour as a substantional feature of motivational and meaning intention of a person in the aspect of dynamics of its formation at modern students also in conditions of studying in different systems («Bachelor’s programme» and «specialist programme»). The peculiarities of the sense of humour are connected with comprehending of life and personal maturity that is shown by means of experiment.

Текст научной работы на тему «Юмор как содержательная характеристика мотивационно-смысловой интенции современного студенчества»

УДК 159.9.072

М. С. Мышкина, А.А. Гудзовская *

ЮМОР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ИНТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Статья посвящена юмору как одной из содержательных характеристик мотивационно-смысловой интенции личности в аспекте динамики его становления у современных студентов, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриат» и «специалитет»). Эмпирически показано, что особенности чувства юмора связаны с осмысленностью жизни и личностной зрелостью.

Ключевые слова: мотивационно-смысловая интенция личности, юмор, личностная зрелость, осмысленность жизни.

Мотивационно-смысловая интенция личности, являясь системным образованием, определяющим область «значимого» личности и задающим ориентиры как ближайшего ее поведения и развития (на ближайшем интервале жизненного пути), так и дальнего будущего (на более отдаленных отрезках жизни) [9], может рассматриваться как феномен, позволяющий определить направление этого развития как в содержательном, так и в структурном планах. Это, в свою очередь, позволяет задавать параметры развития и прогнозировать ожидаемые результаты. Критериями развития являются в этом случае содержательно-структурные характеристики мотивационно-смыс-ловой интенции личности [6]. Юмор служит важным смысловым компонентом экзистенциального сегмента мотивационно-смысловой интенции личности, включающего в себя, помимо форм организации жизнедеятельности, категории идеального. Данные категории содержательно характеризуют полноту и широту мотивационно-смыс-ловой интенции. В результате юмор рассматривается как один из критериев оценки ее содержания, что делает возможным на этой основе определять направления ее развития.

То, что человеку кажется смешным, часто характеризует его актуальные внутри-личностные проблемы и его мотивационную направленность. По характеру смеха можно судить, как человек взаимодействует с миром, что он ждет от него, как к нему относится. Известную поговорку не без оснований можно перефразировать следующим образом: «Скажи, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты». Чувство юмора как способность понимать и продуцировать смешное психологи, занимающиеся проблемами развития личности, относят к значимым качествам личности, характеризующим ее как зрелую. Эти положения можно найти в концепциях Г. Олпорта, А. Маслоу, А. Адлера, А. Бергсона, С.Л. Рубинштейна и др.

Г. Олпорт среди шести черт психологически зрелого человека выделил чувство юмора как важную составляющую самопознания, как то свойство, которое препят-

* © Мышкина М.С., Гудзовская А. А., 2015

Мыгкина Марина Сергеевна ([email protected]), кафедра социальной психологии, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1

Гу1зовская Алла Анатольевна ([email protected]), Самарская государственная областная академия (Наяновой), 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 196.

** Работа выполнена при по11ержке Российского гуманитарного научного фон1а. Проект 14-16-63003 а (р).

ствует «напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству». Оно позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Г. Олпорт, — это способность посмеяться над самым любимым (включая свое собственное) и все же продолжать ценить его [7]. В концепции А. Маслоу главной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом [4]. С. Л. Рубинштейн писал о том, что комическое, юмористическое восприятие тех или иных жизненных ситуаций выступает как определенный способ разрешения их противоречий, а не просто как восприятие смешных и забавных сторон жизни [8].

Такой подход позволил сформировать программу экспериментального исследования юмора как содержательной характеристики мотивационно--смысловой интенции современного студенчества, обучающегося в системах «бакалавриат» и «специалитет», в котором приняли участие 109 человек в возрасте 17—24 лет. Оно осуществлено Л. Г. Сидоровой под научным руководством М.С. Мышкиной. Все испытуемые — студенты механико-математического, филологического и психологического факультетов очного отделения Самарского государственного университета. Для исследования использовался специально разработанный бланк ответов и сформированный на основе специально подобранных анекдотов стимульный материал.

Для стимульного материала были отобраны анекдоты разных стилей, посвященные ситуациям студенческой жизни, всего 80 анекдотов, по 20 каждого стиля, тексты взяты из популярных интернет-ресурсов. Стилевая типологизация проводилось в соответствии с критериями, которые выделил Р. Мартин: 1) агрессивный стиль: содержит насмешки, унижения, критику, высмеивание или даже оскорбления; 2) аффи-лиативный: юмор используется для выражения поддержки, установления отношений, ослабления напряженности в межличностных отношениях; 3) самоуничижительный стиль: юмор используется с целью снискать расположение других, рассказывая о себе нечто, идущее в ущерб репутации (о своих слабостях, промахах, ошибках); 4) самоутверждающий: юмор отражает склонность шутить над несоответствиями жизни, позитивное отношение к себе в стрессовых или бедственных ситуациях [5, с. 316—322]. Испытуемым предлагалось оценить по 5-балльной шкале каждый текст по трем содержательным характеристикам, выделенным И.В. Блинниковой и Е.М. Андриановой (когнитивная сложность, «забавность» и новизна шутки) [1, с. 43—52]. С целью исследования стилистических особенностей генерирования юмора испытуемым было предложено написать какую-либо смешную историю или рассказ из собственной жизни.

Обработка результатов производилась с помощью программ Excel 2007 и статистического пакета StatSoft Statistica v.6.1. (русская версия). Для обработки оценок воспринятого юмора применялся четырехфакторный дисперсионный анализ. В качестве независимых (группирующих) переменных были взяты: год обучения (1—5 гг. — 5 градаций) в аспекте разных систем обучения: 1—3 гг. — «бакалавриат», 4—5 гг. — «специалитет»; пол (2 градации); стиль анекдотов (4 градации); факторы оценки (3 градации). Два последних фактора (стиль анекдотов и факторы оценки) рассматривались как внутригрупповые по модели повторных измерений. Для обработки гене-

2

рируемого юмора использовался критерий X Пирсона.

Полученные данные свидетельствуют о том, что все испытуемые с достаточно высокой степенью достоверности давали более высокие оценки шуткам аффилиатив-

ного стиля. Оценки по остальным стилям в среднем значимо не различаются, значимые различия выявлены только между показателями аффилиативного стиля (табл. 1).

Таблица 1

Статистические показатели значимости предпочтения стиля юмора

НЗР крит.; перем. ЗП 1 (данные, таблица в стат.) Вероятности для апостер. критериев Ошибка: внутр. Ы8 = ,23800, сс = 297,00

Стиль {1} {2} {3} {4}

1 агрессивный - 0,000000 0,349116 0,648098

2 аффилиативный 0,000000 - 0,000000 0,000000

3 самоуничижительный 0,349116 0,000000 - 0,630930

4 самоутверждающий 0,648098 0,000000 0,630930 -

Выявлена динамика восприятия по критерию года обучения, которая оказалась зависимой от фактора пола: оценки шуток отличаются у студентов мужского и женского пола, обучающихся на разных курсах. Оценки юмора у девушек первого курса достаточно высокие, но к последнему курсу оценки шуток в целом становятся более низкими. У юношей, наоборот, на первом курсе оценки юмора достаточно низкие, но к старшим курсам средние оценки анекдотов становятся более высокими. В середине обучения оценки юмора у девушек и юношей практически одинаковые.

Выявлено, что оценки интеллектуальной сложности шутки не зависят от оценки забавности и новизны шутки. В целом интеллектуальная сложность всех шуток оценивалась достаточно низко. Это позволяет предположить, что забавность шутки далеко не всегда зависит от ее эмоциональной оценки, что не совсем согласуется с некоторыми теориями юмора, в которых когнитивный компонент считается самым важным. Выявлена взаимосвязь оценок новизны и забавности шуток, при этом не выявлено взаимосвязи в оценивании юмора по факторам интеллектуальной сложности и забавности. По сути, эти компоненты являются разными сторонами юмора, и то, что общие оценки забавности выше оценок интеллектуальной сложности, свидетельствует о том, что забавность шутки зависит от дополнительных факторов. Сходные оценки новизны шуток и их забавности говорят в пользу теоретических представлений о том, что значимым в юморе является неожиданность как нечто еще неисследованное.

Таким образом, на оценку анекдотов независимо влияют как стиль и сущностные характеристики, так и взаимодействие факторов пола и курса обучения (табл. 2).

Исследование генерируемого юмора показало, что не все испытуемые склонны к его порождению (табл. 3).

Выявлено, что у студентов обеих систем обучения предпочтителен аффилиатив-ный стиль; у студентов специалитета выявлено статистически достоверное (на уровне значимости р = 0,01) предпочтение стиля агрессивного юмора и отсутствие стиля самоуничижительного юмора. В целом студенты не только оценивают более высоко шутки аффилиативного стиля, но и предпочитают генерировать аффилиативные шутки. Возможно, сами по себе аффилиативные шутки как поддерживающие и содержащие минимум агрессивного компонента вызывают больше приятных эмоций.

В другом исследовании опрошено 45 человек разного возраста с целью выявления связи особенностей чувства юмора с характером личностной зрелости и осмысленности жизни [2; 3]. Для оценки личностной зрелости использован тест смысложизнен-ных ориентаций (СЖО, версия, адаптированная Д.А. Леонтьевым), контент-анализ

сочинения «Я — человек» (для выявления позиции соотношения себя с родовой человеческой сущностью — человечеством) и смешной истории (для определения направленности чувства юмора на себя или другого). Контент-анализ смешной истории предполагал определение главного героя: сам автор, другие люди, животные.

Таблица 2

Взаимосвязь оценки юмора с различными факторами

Наименования SS Степени MS F P

курс 36,456 4 9,114 1,4876 0,211715

пол 8,973 1 8,973 1,4647 0,229072

курс*пол 49,997 4 12,499 3,0401 0,034555

стиль 6,167 3 2,056 8,6368 0,000016

стиль*курс 3,581 12 0,298 1,2538 0,245729

стиль*пол 0,480 3 0,160 0,6717 0,569968

стиль*курс*пол 2,890 12 0,241 1,0118 0,437727

факторы 7,907 2 3,954 6,1531 0,002556

факторы*курс 5,120 8 0,640 0,9960 0,440391

факторы*пол 2,679 2 1,339 2,0847 0,127064

факторы*курс*пол 10,527 8 1,316 2,0479 0,062713

стиль * факторы 0,506 6 0,084 1,2193 0,294363

стиль* факторы *курс 1,462 24 0,061 0,8810 0,629306

стиль*факторы *пол 0,421 6 0,070 1,0161 0,413618

стиль * факторы *курс*пол 0,548 24 0,023 0,3304 0,999064

Таблица 3

2

Показатели генерирования юмора каждого стиля (С Пирсона, Р = 0,01)

Стили ген. юмора эмп. частота теор. частота (/э - /т) (/э - /т)2 (/э - /^/д

агрессивный 29 21,4 7,6 57,76 2,699

аффилиативный 41 21,4 19,6 384,16 17,951

самоутвержд. 9 21,4 -12,4 153,76 7,185

самоуничижит. 12 21,4 -9,4 88,36 4,129

отказ от выполн. 16 21,4 -5,4 29,16 1,363

Суммы 107 107 - - 33,327

2 = 2 Результат: С Эмп 33.327 Критические значения С при v=4

V P

0,05 0,01

4 9,488 13,277

В результате анализа эмпирических данных выявлена тенденция: участники эксперимента, рассказывающие смешные истории о себе, чаще других потребностей имеют в качестве актуальной высшую потребность (по А. Маслоу) — потребность в самоактуализации (31,4 %). Если человек в качестве объекта шутки выбирает себя, а не другого, то у него отмечается более высокий показатель осмысленности жизни в целом. Если человек предпочитает рассказывать смешную историю не о себе, а о «смешном другом», то чаще у него актуализирована потребность в любви и признании (у 37,0 %). Показатели осмысленности жизни у него в целом ниже (109,6 и 104,6 баллов соответственно).

Участники эксперимента были разделены на три группы: 1. «Личностно зрелые» (респонденты с высоким и средним показателем осмысленности жизни по СЖО и сочинениями типа «Я — человек»). 2. «Условно зрелые» (обследованные со средним показателем осмысленности жизни и сочинениями типа «Человек», т. е. с позицией «несоединенности» со своей родовой человеческой сущностью). 3. «Инфантильные» или «Незрелые» (испытуемые с низким показателем ОЖ и сочинениями типа «Я»).

Анализ особенностей чувства юмора участников эксперимента, отнесенных к разным группам по уровню личностной зрелости, показал, что тематика смешных историй в разных группах различна. Так, «зрелые» чаще рассказывают истории философского, общего характера, а в других группах — это более простые, бытовые истории о падении, испачканности и пр.

Соотношение показателей контент-анализа сочинений и выбора смешных анекдотов показывает, что чувство юмора «зрелой» личности отличается от чувства юмора других людей: 57,1 % человек в группе «зрелых» сами являются героями смешных историй, т. е. они чаще всего смеются над собой, 28,6 % из них смеются над другими, 14,3 % — над животными. Следовательно, чувство юмора «зрелой» личности чаще направлено на себя. Смешными они считают анекдоты на самопринятие (42,9 % всех опрошенных против 15% в других подгруппах), на самоактуализацию и структурированность (28,6 % — «зрелые», 18,3 % — остальные). В подгруппах с «условной» и «низкой» зрелостью личности в качестве смешного героя выступают сами авторы (38,7 % случаев). Респонденты с «низкой» зрелостью, инфантильностью в качестве наиболее частой актуальной потребности демонстрируют потребность физиологического уровня (пища, сон, вода и пр.), только у 15 % обследованных этой подгруппы актуализирована потребность в самоуважении.

Таким образом, чувство юмора зрелой личности обладает специфическими особенностями: юмористическое восприятие направлено на себя, чувство юмора носит «философский характер», смешным оказываются противоречия в сфере потребности в самоактуализации. Противоречия в сфере физиологических потребностей не воспринимаются такими людьми достаточно смешными.

Полученные данные свидетельствуют о том, что юмор можно рассматривать как содержательную характеристику мотивационно-смысловой интенции личности, характеризующую современное студенчество с точки зрения содержательно-стилевых и гендерных особенностей — в аспекте динамики его становления, в том числе и в условиях обучения в разных системах («бакалавриат» и «специалитет»), а также как свойство его личностной зрелости и осмысленности жизни.

Библиографический список

1. Блинникова И.В., Андрианова Е.М. Психосемантический анализ юмористических текстов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 43—52.

2. Гудзовская А.А. Юмористическое восприятие мира как признак зрелости самоактуализирующейся личности // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы I Всероссийской научной конференции, Самара, 29 июня — 2 июля 2007 г. Самара: ПФ ИРИ РАН-СамНЦ РАН-СГПУ, 2007.

3. Гудзовская А.А., Марчук Е.В. Особенности чувства юмора муниципальных служащих // Вестник Самарского муниципального института управления. 2005. № 3. С. 152—162.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 77—105.

5. Мартин Р. Психология юмора / пер. с англ. под. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2009. 480 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

6. Мышкина М.С. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности старших дошкольников и младших школьников: сравнительный анализ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004.

7. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: Смысл, 2002. 464 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

9. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

References

1. Blinnikova I.V., Andrianova E.M. Psycho-semantic analysis of humorous texts. Prikladnaia iuridicheskaia psikhologiia [Applied legal psychology], 2009, no. 3, pp. 43—52 [in Russian]

2. Gudzovskaya A.A. The humorous perception of the world as a sign of maturity of self-actualizing person. Psikhologiia soznaniia: sovremennoe sostoianie i perspektivy: Materialy I Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, Samara, 29 iiunia — 2 iiulia 2007g. [Psychology of consciousness: current state and perspectives: Materials of the I All-Russian scientific conference, Samara, 29 June - 2 July 2007]. Samara, PF IRI RAN - SamNTs RAN - SGPU, 2007 [in Russian]

3. Gudzovskaya A.A., Marchuk E.V. Peculiarities of the sense of humour of municipal office workers. Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniia: teoreticheskii i nauchno metodicheskii zhurnal [Vestnik of Samara municipal institute of management: theoretical and research and methodology journal]. Samara, Izd-vo «Samarskii munitsipal'nyi institut upravleniia», 2005, no. 3, pp. 152-162 [in Russian].

4. Maslow A. Motivation and Personality. SPb., Evraziia, 1999, pp. 77-105 [in Russian]

5. Martin R. Psychology of humour. Translation from English. L.V. Kulikov (Ed.). SPb., Piter, 2009, 480 p., ill. (Series «Masters of Psychology») [in Russian]

6. Myshkina M.S. Psikhologicheskie osobennosti motivatsionno-smyslovoi intentsii lichnosti starshikh doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov: sravnitel'nyi analiz. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological peculiarities of motivational and meaning intention of a person of senior preschoolers and junior schoolers: comparative analysis. Extended abstract of Candidate's of Psychological Sciences thesis]. M., 2004, 23 p. [in Russian].

7. Allport G. The Nature of Personality. Selected papers. M., Smysl, 2002, 464 p. [in Russian]

8. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. SPb., Piter, 2000 [in Russian]

9. http://grant.rfh.ru/?context=_external~&f=task_show_edit&m=rfh&target=exec&rid= 1 NJrm00JZ3 E60E00PM2aLb00

10. Suraeva G.Z. Psikhologicheskie osobennosti motivatsionno-smyslovoi intentsii lichnosti (sotsiokurturnyi aspekt). Avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk. [Psychological peculiarities of motivational and meaning intention of personality (social and cultural aspect). Extended abstract of Candidate's of Philological Sciences thesis]. M., 2002. [in Russian].

M.S. Myshkina, A.A. Gudzovskaya*

HUMOUR AS A SUBSTANTIAL FEATURE OF MOTIVATIONAL AND MEANING INTENTION OF MODERN STUDENTS**

The article is devoted to humour as a substantional feature of motivational and meaning intention of a person in the aspect of dynamics of its formation at modern students also in conditions of studying in different systems («Bachelor's programme» and «specialist programme»). The peculiarities of the sense of humour are connected with comprehending of life and personal maturity that is shown by means of experiment.

Key words: motivational and meaning intention of a person, humor, personal maturity, comprehending of life.

Статья поступила в редакцию 12/VIII/2015. The article received 12/VIII/2015.

* Myshkina Marina Sergeevna ([email protected]), Department of Social Psychology, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Gudzovskaya Alla Anatolievna ([email protected]), Nayanova University, 196, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443001, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** The work was supported by the Russian Foundation for Humanities. Project 14—16—63003 a(r).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.