Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные убыстренным ави-тальным стремлением и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей или при достижении такой интенсивности напряжения, когда человек не видит перспективной возможности. Перспектива жизни отражается в концепции человека, осознанная и обобщенная его целями, которые опираются на жизненные потребности, как правило, многочисленные и разнообразные. Можно определить смысл жизни по отношению к потребностям, мотивирующим человека к активности и выступающих механизмом самореализации и самовыражения. Смысл является ценностью и одновременно переживанием этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообра-зующими факторами, участвуют в определении целей и средств; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать, особенно в решении внутренних конфликтов, указывая на предпочтительный выход; вносят устойчивость в поведение личности и общественную жизнь, обеспечивая возможность их предвидения.
Выявить основные формы реализации превентивной функции ценностей в суицидологии и показать их социальную значимость в условиях кризисной действительности становится возможным через использование средств библиотерапии. При этом остановимся на ряде принципиальных терапевтических моментах применения этих средств.
1. В ситуации суицида цели становятся ближайшими, человек в значительной мере сужает рефлексивное пространство, внешние ориентиры теряют ценностное наполнение и границы. С помощью книги как материального объекта можно решить задачу внешней фиксации внимания человека («вынос» напряжения во вне). Книга становится внешней точкой отсчета, находящейся в ближайшем (безопасном) пространстве суицидента. Превентивная ценность и терапевтический эффект на этом уровне описывается ожиданием процесса чтения и принятием определённой временной протяженности как данности, расширяющей жизненную перспективу (не возможно ускорить развязку прочитав конец книги).
2. На этапе собственно чтения книги возникает эффект проявления ранее заданных (превентивных) ценностей. Чтение книги способствует осознанию соответствующего смыслового, эмоционально - переживаемого, личностного отношения к жизни. Человек помещает себя в систему ценностей, задаваемых другими людьми и, тем самым разделяет ответственность за происходящее, что терапевтически снижает напряжение, связанное с кризисом самого человека, но не за счет успокоения, разрушения или безразли-
чия, а за счет переноса нагрузки на объекты библио средств. Условия жизни - это, прежде всего, другие люди и потребность в понимании, в признании непосредственно связана с этим, но разделенная с другими в библиосфере напряженность становится условием для личностного роста конструктивного формата. Содержанием жизни выступает деятельность, и человек в своей жизни определенным образом соподчиняет свои потребности ей. Чтение как деятельность в библиотерапии задает ориентиры будущих потребностей и ценностей, а соответственно и время жизни на их удовлетворение.
3. Библиотерапия связана с переживанием (реальностью) вне личностного (иррационального, внеположного человеку). В процессе чтения и осмысливания текста суицидент принимает ответственность за другого, что в терапевтическом плане является более важным, чем принятие ответственности за себя. У личности появляется возможность вернуться к таким аспектам жизни как бессмысленность и отреф-лексировать это как с самим собой, итак и с другими людьми (в том числе с героями книги). Здесь превентивный анализ ценности поступка моделируется вместе с сопровождающим этот процесс ценностным переживанием. Моделирование действия в библиотерапии позволит не поступать определенным образом с реализацией в действии; в острой фазе суицида проявление бессмысленности совершенного, как правило, обнаруживается в момент действия (зачастую после прохождения точки невозврата). Поэтому психологическое переживание виртуального компонента текста позволяет пережить как моменты жизни, так и моменты смерти, усиливая человека и придавая ему автономность (развитую индивидуальность). Можно сказать, что способность личности переживать ценности (пусть заданные текстом) составляют смысл ее жизни.
4. Использование библиотерапии в антисуицидальной работе имеет большое значение. Опыт показывает, что для кризисных пациентов художественные произведения выступают медиатором выражения их собственных чувств, страхов, опасений и идентификации, соотнесения собственных свойств, смысла «Я» с другими [1], поэтому работа с книгами особенно значима при обсуждении на групповых занятиях. Однако мы понимаем, что существуют книги, оказывающие противоположный, антитерапевтический и суицидальный эффект. Это требует от психолога и педагога внимательного исследования воздействия текста на человека и более компетентной работы с ним.
Литература:
1. Анохин А.М. Трансформация идентичности: адаптация социальной системы и актора в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 4. - С. 199-209.
ДИСТАНЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ НАМЕРЕНИЯМИ
О. В. Вихристюк
МГППУ, г. Москва, Россия
Е-mail автора: [email protected]
В статье рассматривается оказание кризисной психологической помощи средствами телефонного консультирования детям с суицидальными намерениями; представлен профиль типичного несовершеннолетнего абонента, обращающегося за помощью на Телефон доверия по поводу суицидальных мыслей, намерений.
Ключевые слова: суицид, самоубийство, телефон доверия.
За последние 50 лет количество самоубийств в мире выросло приблизительно на 60%. Всемирная организация здравоохранения признала важность проблемы самоубийств для общественного здоровья и в 1999 г. выступила с глобальной инициативой профилактики самоубийств. Для России проблема самоубийств является особо актуальной, поскольку и по общему уровню смертности от суицидов, и особенно по показателям для подростков наша страна входит в число самых неблагополучных стран мира [1, 5].
По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимой в отношении самоубийства возрастной группой являются старшие подростки и юношество в возрасте от 15 до 19 лет [8]. Смертность подростков от самоубийств является второй важнейшей причиной подростковой травматической смертности. Наиболее опасный возраст завершенных суицидов - с 14-15 лет и выше [3]. Проблема подросткового и молодежного суицида является комплексной и требует полипрофессионального подхода с участием различных организаций и ведомств.
Одним из звеньев системы суицидологической помощи в России являются службы Телефонов доверия. Подобные службы организованы на базах: медицинских учреждений (при кабинетах кризисной помощи, психоневрологических диспансерах, клинических больницах): учреждений социальной защиты населения (при специализированных центрах); учреждений системы образования (при центрах психолого-медико-социального сопровождения). Основной целью деятельности Телефонов доверия является оказание экстренной (психологической и иной) видов помощи населению средствами телефонного консультирования. Часто на Телефон доверия обращаются люди, переживающие психологический кризис, то есть переживающие субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (или ее угрозу), состояние при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения. В этом случае Телефон доверия выполняет функцию экстренной психологической помощи, так как имеет возможность работать с человеком, непосредственно переживающим кризисную ситуацию [2].
Среди Телефонов доверия существуют специализированные службы, направленные на консультирование несовершеннолетних, их родителей и близ-
ких, молодежи. Основной целью деятельности молодежных (детских) Телефонов доверия является оказание дистантной экстренной, кризисной психологической помощи, психологическое консультирование детей, их родителей и близких, работников сферы образования. Цель такой помощи - способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи [6].
Статистика обращений подростков и молодежи на линии Всероссийского детского телефона доверия показывает, что начиная с апреля 2012 г. по 1 июля 2013 г., на линии детских телефонов доверия по всей России поступило 6435 обращений по проблеме суицида, в том числе: 47,4% обращений - от детей и подростков; 14,2% - от родителей детей и подростков (лиц, их заменяющих); 38,4% - от иных граждан [6]. Запросы абонентов линий Всероссийского детского телефона доверия по проблеме суицида в среднем составляют 0,3% от общего числа поступающих звонков. Вместе с тем, лидирующими по количеству подобных обращений являются: Кемеровская область, Ростовская область, Челябинская область, республика Башкортостан, г. Москва, г. Санкт-Петербург [6]. Например, количество обращений по проблеме суицида, поступающие на линии Всероссийского детского телефона доверия в городе Москве, в среднем колеблется в пределах 1,5-1,9% от всех обращений, поступающих на Телефоны доверия.
На основе исследования, проведенного в 2013 г. на базе «Детского телефона доверия» Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) Московского городского психолого-педагогического университета (МГГПУ), выделен профиль (психологический портрет) типичного абонента, обращающего на Телефон доверия по проблемам суицида. Исследование проводилось методом анкетирования психологов Всероссийской линии детских телефонов доверия (Центрального федерального округа РФ). Всего опрошено 42 психолога, работающих не менее двух лет на Телефонах доверия и консультирующих несовершеннолетних абонентов (в том числе по проблеме суицида).
Профиль типичного абонента, обращающегося на «Детский телефон доверия» по проблеме суицида, можно охарактеризовать следующим образом: девушка от 14-ти до 18-ти лет, интровертированная по характеру, находящаяся в подавленном настроении, с преобладанием тревоги, опасений, страхов, содержательно связанных с психотравмирующей ситуацией. В основе переживаний лежит безнадежность, одиночество, ощущающая безвыходность ситуации. Среди мотивов - желание «уйти от боли» и/или отомстить окружающим, заставить их пожалеть о ней, переживающая разрыв любовных отношений. Занимающая активную позицию - при звонке на Телефон доверия самостоятельно и прямо заявляющая о своей проблеме, в процессе консультации находящая ресурсы преодоления ситуации в поддержке близких людей и/или в увлечениях, хобби, удовольствиях.
Как правило, при запросе на Детский телефон доверия абоненты высказывают конструктивное ожи-
Том 15, № 3, 2013 Тюменский медицинский журнал
53
дание от предстоящей беседы (ожидают эмоциональную поддержку, информационную помощь от консультанта). После разговора с психологом Детского телефона доверия дети и подростки обычно меняли свое первоначальное решение о суицидальном исходе, у них наблюдалось уменьшение психической напряженности, ощущения безнадежности, появлялись позитивные мысли о ближайшем будущем.
Цель эффективной кризисной помощи на Телефоне доверия - установление таких взаимоотношений, благодаря которым абонент мог бы высказать свои мысли и чувства и, благодаря этому, придти к принятию решения. Задачи экстренного психологического консультирования: восстановление эмоционального равновесия, формулирование проблемы, расширение пространственно-временной зоны восприятия, увеличение числа и разнообразия вариантов решения проблемы, восстановление или установление социальных и межличностных связей [4].
Основная задача психолога детского Телефона доверия заключается в поддержке ребенка в кризисной ситуации, снятии эмоционального напряжения, создании условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности преодоления жизненных трудностей. Учитывая специфику детского телефонного консультирования психолог вправе, с согласия абонента, передать информацию в организации, оказывающие психолого-медико-социальную, правовую помощь детям и подросткам. Особое внимание при этом уделяется передаче оперативных сведений о фактах грубого нарушения прав детей для дальнейшей работы по устранению вскрывшихся фактов [2].
Суицидальные намерения подростков чаще носят ситуативный, демонстративный характер. Как показывает практика, психолог может предотвратить реализацию этих мыслей более чем 90% случаях. Общение подростка с психологом по статистике в 62% предотвращают последующие попытки суицида, связанного с трудной жизненной ситуацией ребенка [7].
Литература:
1. Смертность подростков в Российской Федерации // Доклад, выполнен в Научном Центре здоровья детей РАМН по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. -М., 2010.
2. Вихристюк О.В. Кризисное консультирование на Детском телефоне доверия // Материалы Международной научно-практической конференции "Психологические аспекты противодействия идеологии экстремизма" 20-22 октября 2011 г., Махачкала, 2011.
3. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание / Гилинский Я., Гурвич И. [и др.] СПб.: Медицинская пресса, 2001.
4. Руководство по телефонному консультированию, НПО «Эгос», М., 1994.
5. Смертность российских подростков от самоубийств // Доклад, выполнен в ФБГУ «Центральный научно-исследовательский Институт организации и информатизации здравоохранения» по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, М., 2011.
6. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] // http://www.fond-detyam.ru/?node=210&lang=ru(дата обращения: 04.09.2013).
7. Эванс-Стронг Д. Руководство по телефонному консультированию. Работа с суицидом и кризисом. НПО "ЭГОС", М., 1994.
8. Maris R.W. Suicide // Lancet. - 2002. - № 360. - Р. 319-326.
УРОКИ НРАВСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С СУИЦИДАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Л.М. Крыжановская
Московский ГПУ, ИПССО, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
Уроки нравственной психологии в школе - новейшая технология коррекции суицидального поведения подростков. Подростки усваивают новую поведенческую модель.
Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение; психокоррекция.
Суицидальное поведение - более широкое понятие и, помимо суицида, включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления (парасуици-ды) [1]. Нравственная психология, направленная на коррекцию подростков с суицидальным поведением имеет теоретическое и прикладное значение. Нравственная психология представляется как активный метод социально-психологического обучения подростков в условиях образовательной школы. Подростки обучаются эмпатии, толерантности.
Это планомерный организованный и целенаправленный процесс усвоения знаний о себе, самопознания. В процессе уроков нравственной психологии повышается роль самостоятельного преодоления трудностей. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях [5].
Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента. Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный, эмпа-тичный человек со сниженной способностью переносить боль [2].
На уроках нравственной психологии осуществляется деятельность в сфере перцептивного узнавания себя в другом: «В чем мое сходство с другими людьми. Уроки нравственной психологии являются важнейшей формой психологической поддержки учащихся, а в какой-то мере и психокоррекции их суицидального поведения. Ведь именно здесь создается возможность человеку общаться с другим человеком в непринужденной обстановке, испытывать сопереживание, полностью открываться другим и почувствовать их искреннее расположение к себе. На этих уроках, пожалуй, как нигде более подростками приобретается опытное, эмоционально пережитое знание о родственности других людей, об их человеческой сущности, доброте, отзывчивости — словом те знания, тот опыт, которые прочно запечатлеваются в душе, записываются на скрижалях сердца [3].
Педагог-психолог - главное лицо, от которого зависит атмосфера каждого такого урока. Сообразуясь с актуальными психическими состояниями учащихся, с событиями (факторами), которые их порождают, психолог определяет тему и главную цель уро-