Научная статья на тему 'Современный взгляд на проблему подростковых суицидов'

Современный взгляд на проблему подростковых суицидов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5801
823
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукашук А. В., Байкова М. А.

Статья посвящена обзору современных отечественных и зарубежных литературных данных, касающихся проблем суицидальной активности среди детей и подростков. Рассмотрены вопросы актуальности изучения данной проблемы, распространенности в России и за рубежом, различных вариантов формирования суицидального поведения, роли семьи, в которой воспитывается подросток. Исследование данных вопросов в дальнейшем позволит создать превентивные методики, эффективные терапевтические и профилактические модели возможной психокоррекции обнаруживаемых нарушений, а так же выявить наиболее значимые для терапии точки психотерапевтического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный взгляд на проблему подростковых суицидов»

УДК 616.89-008

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ ПОДРОСТКОВЫХ СУИЦИДОВ

Лукашук А.В.,

аспирант кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Байкова М.А.,

клинический ординатор кафедры психиатрии ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский

университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Статья посвящена обзору современных отечественных и зарубежных литературных данных, касающихся проблем суицидальной активности среди детей и подростков. Рассмотрены вопросы актуальности изучения данной проблемы, распространенности в России и за рубежом, различных вариантов формирования суицидального поведения, роли семьи, в которой воспитывается подросток. Исследование данных вопросов в дальнейшем позволит создать превентивные методики, эффективные терапевтические и профилактические модели возможной психокоррекции обнаруживаемых нарушений, а так же выявить наиболее значимые для терапии точки психотерапевтического воздействия.

Ключевые слова: подростки, суицид, самоубийство.

Общеизвестно, что под суицидом подразумевается «результат действия, преднамеренно начатого и совершенного человеком с полным знанием или ожиданием фатального исхода» [4, 39]. Термин «суицид» ввел английский врач Томас Браун для обозначения одной из крайних форм девиантного поведения [31]. Показатель суицидальной активности — наиболее объективный критерий психического здоровья населения [11]. В последние годы внимание врачей и исследователей всего мира приковывает проблема суицида, но, несмотря на ведущуюся работу в этом направлении, показатели смертности по-прежнему остаются довольно высокими. ВОЗ прогнозирует, что в 2020 году посредством суицида погибнет более 1,5 млн. человек, а суицидальных попыток будет в 20 раз больше — это значит, что каждые две секунды будет происходить попытка суицида, и каждые 20 секунд одна из них будет «удачной» [27]. Предполагается так же, что к 2020 году суицид станет второй в мире причиной смерти, обогнав рак и уступая только сердечно-сосудистым заболеваниям. Уже сейчас у лиц в возрасте 1534 лет смерть от суицида входит в «тройку» лидирующих причин смерти [31]. Предвидится, что в последующие десять лет количество самоубийств среди подростков будет расти быстрее, чем ранее [32].

Суицид, как явление, коснулся не только зрелого населения, но и лиц молодого возраста, детей и подростков, причем именно молодые люди чаще совершают попытки суицида [40].

К сожалению, наша страна уже традиционно ежегодно занимает лидирующие места по показателям подросткового суицида и это является актуальнейшей проблемой нашей современности [14, 21, 31]. Средний показатель самоубийств у населения РФ подросткового возраста больше чем в три раза превышает среднемировой показатель [41]. Ежегодно, каждый 12 подросток в мире в возрасте 15-19 лет совершает попытку самоубийства [5].

Э. Гроллман убеждена, что за последние 50 лет частота суицидов среди подростков и молодых людей в возрастном диапазоне 15-22 лет увеличилась на 265% [12]. Необходимо также учитывать, что на один завершенный суицид у подростков приходится до 200 суицидальных попыток [38]. Последние исследования дают нам следующую картину — мысли о суициде присутствуют у 11,8-14% школьников, а именно желание убить себя у 4-8,8% [33].

Уровень суицидов выше 20 случаев на 100 тысяч населения считается критическим. По мнению некоторых авторов, количество самоубийств в Российской Федерации может достигать 50 на 100 тыс. населения против, например, 10 на 100 тысяч в США [6].

Согласно официальной статистике, подростковые суициды составляли 19,8 случаев на 100 тысяч человек в 2005 году, 19,3 случая — в 2006, 20,1 - в 2007, 19,4 - в 2008, 19,8 - в 2009 году. В последние пять лет смертность подростковых суицидов находится на том же уровне [30].

Чаще всего, согласно официальной статистике, подростки уходят из жизни через повешение, наносят себе несовместимые с жизнью раны или принимают яд, лекарства и т.д. [8, 17].

Изучение проблемы суицида показывает, что для молодых людей, совершающих попытку суицида, характерны депрессии и субде-пресии, повышенный уровень тревожности и агрессии [3, 9, 35].

Мысли о самоубийстве имеются у 45% российских девушек и у 27% юношей. Также рост суицидальной активности подростков происходит в периоды кризисов, возрастных кризов, социальных преобразований, политической нестабильности [7]. Не вызывает сомнения тот факт, что реальное число суицидов намного выше, поскольку не всегда сообщается о реальной причине смерти или она скрывается под названием «смерть от несчастного случая» [18]. Бывший главный психиатр ООН г. Залбург уверен, что «статистические данные о суицидах, какими они являются сегодня, не заслуживают доверия. Слишком много суицидов не называется своими собственными именами». Под этим он подразумевает, что значительная часть самоубийств может маскироваться под несчастные случаи, ДТП, злоупотребление ПАВ, занятия альпинизмом, горнолыжным спортом и т.д. Для примера, суицид с помощью отравления легко принимают за передозировку наркотиками.

Проблема недооцененности реальной цифры суицидов характера и для нашей страны. С одной стороны, родственникам погибшего спокойнее думать, что произошел несчастный случай, чем искать истину. Они же стараются скрыть факт самоубийства, чтобы избежать пересудов, косых взглядов знакомых, похоронить «нормально». С другой стороны, у компетентных органов нет желания детально разбираться в делах подобного рода. Кроме этого, решающим мнением является мнение следователя, ведущего дело, а не судебно-медицинского эксперта. В низких цифрах смертности от суицида заинтересовано и региональное правительство для «улучшения» показателей региона.

Условно суицид делится на две большие группы — истинный суицид и псевдосуицид (демонстративный). Истинный суицид является хорошо осмысленным, подготовленным и спланированным мероприятием, задача которого — лишить себя жизни без учета мнения родственников и

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2016

друзей, окружения. Демонстративный суицид под собой не несет глобальной задачи — умереть, его цель заставить окружающих обратить свое внимание на личность и ее проблемы. По данным А.Е. Личко [19] только в 10% случаев подростками руководит истинное желание умереть, а во всех остальных случаях суицидальная попытка — «крик о помощи». Именно поэтому 80% попыток самоубийств происходит дома, днем, чаще в выходные дни. Многие исследователи убеждены, что рефлекс чувства самосохранения в полной мере формируется по достижению 20-ти лет.

Существует большое количество работ, целью которых является поиск истинных причин подростковых суицидов. Рассмотрим основные из них.

В отечественной суицидологи наиболее известна точка зрения Амбрумовой А.Г.: «суицидальное поведение — это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микроконфликта» [1, 2]. По ее мнению, к особенностям подросткового суицида относятся:

1. Подросток не может адекватно оценить итоги и результаты своего поступка. Но осознание смерти, обозначающей конец жизни, полностью формируется только у взрослой зрелой личности. Подростки-суициденты хотят стать свидетелем реакции людей на их смерть, жалости по отношению к ним, ждут от окружающих пересмотр отношения к их личности. Таким образом, от суицида они ждут «второго рождения». Подростки не подходят к суициду с полной продуманностью своего поступка, как взрослые, но это не делает их суицидальную попытку менее опасной [10]. И у детей, и у взрослых общая причина суицида — социально-психологическая дезадаптация, связанная с психотравмирующими событиями и нарушением отношений с социумом.

2. Незначительность причин, толкнувших подростка к суициду (с точки зрения взрослых людей).

У взрослых причины суицида выявляются проще, как например, в случае полного «развала» жизни — увольнение с хорошей должности, развод, разрыв значимых отношений и так далее, подросткам чаще всего достаточно конфликтов со сверстниками и натянутых отношений в семье. Такие «несерьезные» мотивы остаются незамеченными для окружающих.

3. Наличие взаимосвязи суицидальных попыток подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, аутоагрессивным поведением и т.д. При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых. Действия подростков чаще всего направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений [13].

В зарубежной литературе существует так называемая «когортная теория» [34, 37], в соответствии с которой есть строгая пропорциональная связь между количеством суицидов и количеством подростков этой же возрастной когорты. Авторы считают, что при высоких значениях возрастной когорты, происходит более трудная «борьба» за образование, работу, условия жизни и т.д. Проще говоря, чем больше в городе живет твоих сверстников, тем тяжелее поступить в университет, так как конкурс выше. Фрустрация вызывает депривацию и ау-тодеструктивные действия у подростков.

Ю.В. Попов и А.В. Бруг [29] считают, что суицидальное поведение подростков в случаях длительного стресса, негативного климата в семье, в отсутствии позитивного опыта решения стрессовых ситуаций может фиксироваться как способ решения семейных и личных проблем. Такой способ выхода из проблем может в будущем стать стандартным «клише», стереотипным паттерном. П.Б. Зотов считает, что суицидальное поведение не формируется за какой-то конкретный короткий срок, для этого требуется длительное время (иногда годы) и, так называемый, «внешний ключ» — значимое событие, актуализирующее переживания [17]. Кроме того, у этого процесса имеется определенные этапы и динамика с характерными проявлениями внутренних и внешних форм [18].

Есть сведения, что гомосексуальные подростки имеют повышенный риск совершения суицида и совершают суицид от двух до шести раз чаще своих гетеросексуальных сверстников [36], что в общем-то согласуется с вышеизложенными теориями. Указывается, что среди детей и подростков, совершивших суицид, более трети имели родителей, страдающих различными психическими расстройствами (чаще болезни

зависимости) [23, 24, 26, 29]. Согласно В.Т. Кон-драшенко [22], суицидальные попытки подростков связаны с: 10% — психотические расстройства; 15% — невротические состояния; 1% — тяжелые соматические заболевания; 12% — сложная семейная ситуация; 18% — сложная романтическая ситуация; 15% — проблемы самореализации в референтной группе; 7% — боязнь ответственности за совершенные действия; 8% — дидактогении; 5% — употребление алкоголя и наркотических веществ; 9% — невыясненные причины.

По нашему мнению [20, 25], огромную роль играет климат в семье, в которой воспитывается ребенок. Предполагаем, что в «деструктивной» семье не происходит «обучение» детей позитивным паттернам поведения, именно поэтому подростки находят выход в попытке расстаться с жизнью.

Мы считаем, что подростковый суицид невозможно рассматривать в рамках одной теории, каждая имеет свои доказательства и, объективно, мы можем это отследить. Скорее задача исследователей объединить их все для создания превентивных методик, которые будут работать на федеральном уровне, затрагивать все сферы, касающиеся воспитания подростка.

Литература

1. Амбрумова, А.Г., Жезлова, Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. - М.: МЦ СССР, 1978. - 13 с.

2. Амбрумова, А.Г., Тихоненко, В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности. Актуальные проблемы суици-дологии / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко. — М., 1978. — С. 6-28.

3. Белозерцева, И.Н. Детский суицид: профилактика и коррекция / И.Н. Белозерцева. — Иркутск: Сервико, 2001. — 47 с.

4. Блейхер, В.М., Крук, И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. / Под ред. канд. мед. наук С. Н. Бокова. В 2-х томах. Т. 2. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 448 с.

5. Васяткина, Н.Н., Меринов, А.В. Клиническая практика детско-подростковых суицидов в Рязанской области / Н.Н. Васяткина, А.В. Меринов // Тюменский медицинский журнал. — 2014. — Том 16. — № 3. — С. 4-5.

6. Вишневская, О. А. Опыт оказания комплексной медицинской помощи больным, совершившим суицидальные попытки / О.А. Вишневская // Психическое здоровье, Санкт-Петербург - 2000 (материалы конференции). — СПб., 2000. — С. 169-171.

7. Вертолете, Х.М. Распространенность самоубийств в мире: эпидемиологический обзор (1959-2000 гг.) / Х.М. Вертолете. - М.: Смысл, 2005. - С. 17-27.

8. Ворсина, О.П. Суицидальные попытки детей и подростков в г. Иркутске / О.П. Ворсина // Суи-цидология. - 2011. - № 2. - С. 28-29.

9. Вроно, Е.М., Ратинова, Н.А. О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у психически здоровых подростков / Е.М. Вроно, Н.А. Ратинова. - М.: НИИ психиатрии, 1999. - С. 38-46.

10.Вроно, Е.М. Диагностика суицидального поведения при различных вариантах депрессии у детей и подростков. Научные и организационные проблемы суицидологи / Е.М. Вроно. - М., 1983. -С. 80-89.

11.Всемирная организация здравоохранения (WHO) Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г. // Психическое здоровье: новое понимание, новые надежды. - 2001. - 215 с.

12.Гроллман, Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах / Э. Гроллман. - М., 2001. - С. 270-352.

13.3иновьев, С.В. Суицид. Попытка системного анализа / С.В. Зиновьев. - СПб: Сотив, 2002. - 135 с.

14.Злова, Т.П., Ахметова, В.В., Ишимбаева, А.Н. Суицидальная смертность у детей в Забайкальском крае: структура, динамика за 15-летний период (по материалам бюро СМЭ) / Т.П. Златова, В.В. Ахметова, А.Н. Ишимбаева // Суицидология. - 2010. - № 1. - С. 9-10.

15.Зотов, П.Б. «Внешний ключ» - как элемент суицидальной динамики и объект психологического воздействия у подростков / П.Б. Зотов // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15. - № 3. - С. 42-44.

16.Зотов, П.Б., Уманский, С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения / П.Б. Зотов, С.М. Уманский // Суицидология. - 2011 -№ 1. - С. 3-7.

17.Зотов, П.Б., Родяшин, Е.В. Суицидальные действия в г. Тюмени и юге Тюменской области (Западная Сибирь): динамика за 2007-2012 гг. / П.Б. Зотов, Е.В. Родяшин // Суицидология. - 2013. -Том 4. - № 1. - С. 54-61.

18.Игумнов, С.А. Психотерапия детей и подростков: Психоанализ в детском возрасте; Суицидальное поведение подростков; Семейное консультирование; Комплексная реабилитация / С.А. Игумнов. - Ростов: Феникс, 2005. - 288 с.

19.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №2 2016

20.Лукашук, А.В., Меринов, А.В. Актуальность исследования клинико-психологической характеристики родителей подростков, совершивших суицидальную попытку / А.В. Лукашук, А.В. Меринов // Тюменский медицинский журнал. — 2014. - Том 16. - № 3. - С. 20-21.

21.Любов, Е.Б., Морев, М.В., Фалалеева, О.И. Экономическое бремя суицидов в Российской Федерации / Е.Б. Любов, М.В. Морев, О.И. Фалалеева // Суицидология. — 2012. — № 3. — С. 3-10.

22.Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. — Минск: Беларусь, 2005. - С. 77-83.

23. Меринов, А.В. Суицидологические характеристики молодых людей, воспитанных в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью / А.В. Меринов // Суицидология. - 2012. - № 4. - С. 22-28.

24.Меринов, А.В. Парасуицидальное поведение женщин, состоящих в браке с мужчинами, страдающими алкогольной зависимостью (на примере Рязанской области) / А.В. Меринов // Суицидология. - 2012. - № 3. - С. 15-19.

25.Меринов, А.В. Аутоагрессивное поведение и оценка суицидального риска у больных алкогольной зависимостью и членов их семей: авто-реф. дис. ... д-ра. мед. наук: 14.01.27; 14.01.06 / А.В. Меринов. - М., 2012. - 48 с.

26.Меринов, А.В., Лукашук, А.В. Особенности детей, выросших в семьях, где родитель страдал алкогольной зависимостью [Электронный ресурс] / А.В. Меринов, А.В. Лукашук // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: электрон. науч. журн. - 2014. - № 4. URL: http:// humjournal.rzgmu.ru/art&id=109

27.Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д. Вассерман; пер. Е. Ройне. -М.: Смысл, 2005. - 310 с.

28.Положий, Б.С. Суицидальное поведение (клинико-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты) / Б.С. Положий. - М.: РИО «ФГУ ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010. - 232 с.

29.Попов, Ю.В., Бруг, А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подростков / Ю.В. Попов, А.В. Бруг // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2005. - №1. -С. 24-26.

30.Смертность подростков в Российской Федерации / В.Ю. Альбицкий, А.Е. Иванова, А.Г. Ильин, Р.Н. Терлецкая. - М.: БЭСТ-принт. - 2010. - 66 с.

31.Смертность российских подростков от самоубийств / А.Е Иванова, Т.П. Сабгайда, В.Г. Семенова, О.И. Антонова, С.Ю. Никитина, Г.Н. Евдокушкина, М.В. Чернобавский. - М.: ЮНИСЕФ, 2011. - С. 8-18.

32.Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия / Г.В. Старшенбаум. — М.: Коги-то-Центр, 2005. - 205 с.

33.Холмогорова, А.Б. Когнитивная психотерапия суицидального поведения: история разработки, современное состояние, перспективы развития [Электронный ресурс] / А.Б. Холмогорова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (19). URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 18.11.2014).

34.Easterlin, R.A. Birth and fortune / R.A. Easterlin. — New York: Basic Books, 1980. - P. 65-96.

35.Fombonne, E., Wostear G., Cooper V. The Maudsley long-term follow-up of child and adolescent depression / E. Fombonne, G. Wostear, V. Cooper // Brit. J. Psychiatr. - 2001. - Vol. 179. - P. 210-217.

36.Hegna, K. «Is there an elevated risk of attempted suicide among homosexual adolescents?» / K. Hegna. - Tidsskr Nor Laegeforen. - 2001. - 121 p.

37.Holinger, P.C., Offer D. Prediction of adolescent suicide: a population model / P.C. Holinger, D. Offer // Am. J. Psych. - 1982. - 52 (3). - 302-307.

38. Maris, R.W Suicide / R.W Maris // Lancet. - 2002. -Vol. 360. - P. 319-326.

39.Murthy, R.S. The World health report 2001: Mental health: New understanding, new hope / R.S. Murthy.

- Geneva: World Health Organization, 2001. - 186 p.

40. Spicer, R, Miller, T. Suicide acts in 8 states: incidence and case fatality rates by demographics and method / R. Spicer, T. Miller // Am. J. Public Health, 2000.

- Vol. 90. - P. 85-91.

41. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G. Global suicide rates among young people aged 15-19 / D. Wasserman, Q. Cheng, G. Jiang // J. World Psychiat.

- 2005. - Vol. 4. - N 2. - P. 114-120.

© AyKamyK A.B., EamoBa M.A., 2016

УДК 159.9

АНОМИЯ, КАК ИСТОЧНИК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Жевелик О.Д.,

главный врач БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», врач психиатр высшей категории, заслуженный врач РФ

Долгицкий О .Д.,

медицинский психолог БУ «Нижневартовская психоневрологическая больница», аспирант кафедры

философии Сургутского государственного университета

В данной статье раскрывается связь между аномией, как социально-экономическим беспорядком, и физиологической дезадаптацей отдельных индивидов, причиной которой служит отсутствие средств приспособления к социальной среде.

Ключевые слова: процесс адаптации, девиантное поведение, стресс, аномия.

Проблема аномии с позиции современных методологических подходов связана, в первую очередь, с выделением определенных предметных областей ее исследования.

В начале 20-го века понятие аномии Э. Дюр-кгейм использовал для описания состояния общественного беспорядка (безнормности) в применении к большим и малым общностям. Позже, в середине прошлого века, американский социолог и психолог Лео Сроул(LeoSrole), в свою очередь, распространил понятие аномии на сферу человеческой жизни в качестве отображающей психологическое состояние индивидуальной депривации. Понятие аномии, распространенное на область психического состояния индивидов, он предложил обозначать термином «anomia», соответствующим его древнегреческому произношению, отличив тем самым индивидуальный план аномии от

социального, обозначенного Дюркгеймом термином «anomie».

Сегодня мы можем выделить два направления разработки вопроса о смысле понятия аномии. Первое, в рамках апошга, уходит корнями в античную философию и характеризует состояние индивидуальной депривации индивида от общества. Второе, в рамках апошгв, раскрывает состояние общества, охваченного беспорядком, связанным с пренебрежением его членов к закону, юридическим нормам.

При этом объективно наблюдаемым явлением, вызванным аномией, принято считать «деви-антное поведение». Впервые данное понятие появилось в работе Эмиля Дюркгейма «Суицид» [1].

Одним из основных факторов, способствующих появлению девиантного поведения, как считает Дюркгейм, является рост уровня культурной неоднородности, который, по его мнению, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.