Научная статья на тему 'Уроки качества'

Уроки качества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УРОК / УРОК КАЧЕСТВА / ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ / THE CONSUMER''S RIGHT / LESSON / LESSON QUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Славгородская И. В.

В статье проиллюстрированы несколько возможных уроков качества, предназначенных для учеников 8-11 классов, разработанных в рамках Краевой программы «Качество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки качества»

И.В. Славгородская

учитель химии высшей категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ№51, г. Краснодар I. V. Slavgorodskaya chemistry teacher of the highest category, Honorary worker of the general education of the Russian Federation, School № 51, Krasnodar (sta117-21@yandex.ru)

УРОКИ КАЧЕСТВА

Аннотация. В статье проиллюстрированы несколько возможных уроков качества, предназначенных для учеников 8-11 классов, разработанных в рамках Краевой программы «Качество».

Annotation. The article illustrates several possible quality lessons for pupils of 8-11 forms developed under the regional program "Quality".

Ключевые слова: урок, урок качества, право потребителя.

Key words: lesson, lesson quality, the consumer's right.

Уроки: «Основы потребительской грамоты» к Краевой программе «Качество» для школьников 8-11 классов.

Урок №1, 1 час

1. Кто такой потребитель? Продавец? Реализатор? Производитель?

2. Почему потребитель - главное лицо на рынке? Что такое суверенитет потребителя? Чем и почему он ограничен?

3. Краткая история потребительского движения. Возникновение потребительского законодательства.

Урок №2, 1 час

1. Права потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей». Защиту каких прав гарантирует Закон?

2. Может ли потребитель защитить свои права сам и что для этого нужно

знать?

Урок №3, 1 час

Право потребителя на качество и безопасность товара.

1. Что является показателем качества товара?

2. Что понимает Закон под правом потребителя на качество товара? Понятия «срок службы», «срок годности, «гарантийный срок».

3. Что понимает Закон под «правом потребителя на безопасность товара»?

4. Какие права дает Закон потребителю, купившему некачественный товар? Можно ли обменять качественный, но не подошедший покупателю товар и что для этого нужно?

Урок №4, 2 часа

Право потребителя на информацию.

1. Источники информации. Выбираем магазин. Выбираем продавца. Выбираем товар. Что можно узнать по вывеске, по этикетке, ценнику? Учимся чи-

тать маркировку!

2. Как защититься от обвеса, обсчета? Куда жаловаться, если Ваши права нарушены?

3. Каковы права школьника, студента, абитуриента, какая информация поможет им избежать нарушений потребительских прав при поступлении в ВУЗ.

Задача занятий - помочь учащимся усвоить основные понятия потребительского поведения, осознать себя потребителями, самостоятельно ДОЙТИ до понимания, почему потребитель является главной фигурой рыночное экономике вообще, и рынка - в частности, научиться защищать СВОИ потребительские права. Занятия могут проходить в форме дискуссии, при подведении итогов преподаватель уточняет или разъясняет смысл новых терминов. Учащимся можно поручить составить словарь «Потребительской грамоты», в который записывать все новые понятия и термины из преамбулы к Закону «О защите прав потребителей» и самого Закона.

Урок №1. Кто такой потребитель?

В ходе первого урока надо предложить учащимся дать определения понятием «потребитель», «продавец», «реализатор», «производитель». Все они раскрыты в преамбуле к закону «О защите прав потребителей». Затем более детально остановиться на понятии «потребитель». Учащиеся сами находят определение этого понятия, зачитывают его, а затем выясняют его смысл, обращая внимание на то, что Закон называет потребителем любого гражданина, который приобретает, имеет намерение приобрести или использует приобретенный товар исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с бизнесом, Такое определение потребителя дано в Законе не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть, что Закон защищает только тех, кто является не юридическим, физическим лицом, ибо первых защищают профессионалы (юристы, экономисты, аудиторы), а потребитель должен сам добиваться соблюдения своих прав, не имея при этом специальных знаний.

Важно подчеркнуть и другой момент определения: потребителем является не только тот, кто купил вещь, но и тот, кто эту вещь получил в подарок и ею пользуется, а также тот, кто собирается сделать покупку.

Для лучшего уяснения этого момента, можно предложить учащимся сценки из жизни.

Покупатель осматривает товар и просит показать документы, подтверждающие качество и безопасность товара, т.к. потребитель имеет право.

Продавец заявляет:"Если купишь - покажу, а так - с какой стати? Все вы тут будете о правах потребителя говорить. Раз сами не покупаете, значит и прав у вас нет».

Учащиеся должны объяснить, в чем ошибка продавца.

По закону любой гражданин, обратившийся к продавцу с просьбой показать товар, рассказать о его свойствах, о производителе товара - уже является потребителем и обладает правами, защиту которых гарантирует Закон «О защите прав потребителей».

Возможна и такая ситуация: школа закупила для учащихся формы. У некоторых учеников, получивших форму от школы бесплатно, обнаружены дефекты в пошиве курточек.

Могут ли они как потребители предъявить претензию магазину (или ателье, пошившему формы) с требованием обменять некачественную вещь на качественную или безвозмездно устранить недостатки?

Да, могут. Ученики и их родители. Хотя не платят сами деньги за форму, являются потребителями и имеют право на получение качественной вещи.

Для закрепления понятия «потребитель» можно задать вопрос-задание.

Кто из перечисленных людей является потребителем?

1) Валя спекла пирожки и угостила Таню. Кто из них является потребителем?

2) Валя спекла пирожки и продает их на рынке. Мальчик, купивший у нее пирожок. Обнаружил в нем муку и требует обменять пирожок или вернуть деньги.

Является ли мальчик потребителем и правомерно ли его требование?

Следует остановиться на вопросе о том, почему потребитель является главным лицом рынка.

В ходе дискуссии ученики сами придут к правильному ответу.

Некоторые затруднения может вызвать вопрос о суверенитете потребителя.

Для начала нужно выяснить содержание самого понятия «суверенитет», предложить учащимся найти это понятие в словаре. Исходя из определения самого термина, можно поставить вопрос: чем ограничивается относительная независимость потребителя в решении купить тот или иной товар?

В ходе дискуссии учащиеся сами назовут такие факторы, как:

- дефицит (приходится покупать не то, что хочется, а то, что есть в продаже);

- монополизация в торговле, навязывающая некачественные товары по высоким ценам;

- реклама, особенно недобросовестная;

- потребитель не профессионал - он не знает характеристику всех товаров, продавец может «навязать» потребителю то, что хочет продать, может скрыть дефекты товара, «подсунуть» некачественный товар, занизить гарантийный срок.

Желательно подтвердить все примерами из жизни. Вывод из всего выше-рассмотренного:

Каждый из нас является потребителем и как потребитель может оказаться обманутым на рынке. Чтобы избежать этого, мы должны знать свои права и уметь защищать самостоятельно.

Кроме того, нужно знать те организации, которые помогают защищать права потребителей. Завершить урок можно заслушиванием сообщения об истории борьбы потребителей за свои права.

История потребительских сражений за признания своих прав начиналась в глубокой древности. Фигура потребителя появилась в мире вместе с появлением обмена и развитием торговли. Когда пещерный человек, обменяв у соседа каменный топор на глиняный горшок, и обнаружив в последнем трещину, кидался на обманщика с дубиной - он тем самым защищал свое потребительское право на качество полученного товара. Постепенно методы борьбы становились более цивилизованными.

Соблюдение интересов потребителей на древних рынках начинало зависеть не только от решительности и смелости самого потребителя, но и от обычаев, традиций данного общества. В ряде стран эти обычаи закреплялись законами или постановлениями городской общины.

В 18 веке до нашей эры в древнем Вавилоне царь Хаммурапи составил правила, в которых были статьи о наказаниях за обсчет, обвес и торговлю некачественными товарами.

В России Новгородский князь Всеволод в 1135 году ввел наказания за обвесы на рынках.

В г. Екатеринодаре в 1793 г. кошевой атаман Захарий Чепига принял ордер, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей «дабы во всем были меры и весы справедливы и в продаже товары производили в самой точности, без малейшего примешательства и дороговизны».

В конце 19 веке в мире появляются первые организации потребителей. В Америке первыми идеологами движения в защиту прав потребителей стали ... предприниматели, осознавшие на практике справедливость утверждения Генри Форда первого, что «прибыль создает потребитель». В США появляются не только общественные, но и государственные организации, защищающие потребителей от недобросовестной рекламы, недобросовестных фармацевтов. В 60-х годах 20 века появилась первая международная организация союзов потребителей, в которую вошли потребительские организации США, Великобритании, Австрии, Франции и Нидерландов.

В России первое потребительское общество - клуб потребителей - возникло в г. Ленинграде в 1988 году. Тогда же появляются организации потребителей в Волгограде, Ростове, Свердловске и Москве.

Общества потребителей объединились в Федерацию обществ потребителей (ФОП), которая затем реорганизуется в международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП), издающую журнал для потребителя - «СПРОС».

В г. Краснодаре в 1990 году инициативная группа, возглавляемая журналисткой З.И. Гусевой, создает ассоциацию по защите прав потребителей, которая существует и поныне.

22 мая 1991 года был принят Закон ССС «О защите прав потребителей».

7 февраля 1992 года был принят, а с апреля вступил в силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

8 1996 году в закон внесен ряд изменений, и он принят в новой редакции.

В1999 году в Закон «О защите прав потребителей» внесены новые дополнения и изменения, которые привели его положения в соответствие с положениями Гражданского Кодекса РФ.

Сегодня, положение о государственной защите интересов потребителей содержатся не только в самом Законе и Гражданском Кодексе РФ, но и в ряде нормативных актов, законах и постановлениях Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского рынка. Это, например, законы «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О сертификации», «Об образовании», «О страховании», «Об антимонопольной политике»,

«Об основах туристической деятельности», Постановления Правительства «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и без-

опасности пищевых продуктов», «Правила продажи отдельных видов товаров» и

др.

Завершая урок, необходимо дать задания учащимся к следующему занятию ознакомиться с содержанием Закона РФ «О защите прав потребителей», подготовить словарь новых понятий и терминов и вспомнить случаи из личной жизни, когда, по мнению учащихся, нарушались их потребительские права. Хорошо, если учащиеся эти случаи представят в форме сценок.

Урок потребительской грамотности № 2

Тема: Права потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей»

Начиная урок, можно напомнить выводы предыдущего урока о том, что с древних времен потребитель пытался защитить свои интересы при взаимоотношениях с торговлей и сферой обслуживания. Интересы потребителя таким образом защищал он сам, сложившиеся в обществе обычаи и традиции и какие-то законодательные акты.

С развитием и расширением рыночных отношений это стало недостаточно. Общество и власть начали ощущать необходимость законодательного признания некоторых прав потребителей, их нарушения и принятия государственной гарантии защиты прав потребителей.

В России долгие годы регулирования отношений по удовлетворению интересов граждан как потребителей осуществлялось в основном нормами гражданского законодательства. Действовавшее в России законодательство не давало системы гарантий охраны прав граждан потребителей. Кроме того, оно не вполне соответствовало нормам международного права, в частности, «Руководящим принципам для защиты прав потребителей» единогласно принятым 9.04.85г. в ООН (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248). Принятые международным сообществом права на информацию, безопасность, потребительское просвещение, возмещение вреда либо не существовали, либо не имели механизма реализации, а потому носили декларативный характер, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей.

Такое положение создавало возможность навязывания потребителям плохих товаров, невыгодных условий договоров. Первой попыткой создания специального законодательства стал Закон СССР «О качестве продуктов и защите прав потребителей» в 1988г.

22 мая 1991г. был принят Закон СССР «О защите прав потребителей», который не вступил в силу в связи с распадом СССР.

7 апреля 1992г. вступил в силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Сегодня мы пользуемся этим Законом во второй редакции 1999г.

После краткого повторения истории становления Российского законодательства следует перейти конкретно к рассмотрению самого Закона, общего знакомства с его структурой и запоминания прав, которых сегодня гарантируется государство.

2. Защита каких прав потребителей гарантируется Законом?

В марте 1962 г. Президент США Д. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей - право на выбор, на безопасность, право быть выслушанным, право на информацию.

В 1985 году в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» были закреплены 8 прав. К выше перечисленным добавлены право на просвещение, право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду, право на компенсацию ущерба.

Все эти права нашли отражение в российском законодательстве по защите прав потребителей. Какие же права гарантирует нам Закон?

Основные права потребителей отражены в первой главе Закона.

Право на просвещение в области защиты прав потребителей:

Статья 3. Это право обеспечивается посредством системы информации потребителей об их правах и действий по защите этих прав путем разработки общеобразовательных и профессиональных программ. В 1966 году в стране разработана программа «Потребительское образование». В учебных заведениях вводятся курсы «Потребительской грамоты». В Краснодарском крае в дни месячника качества управлением Госторгинспекции был подготовлен материал о качестве товаров, о праве потребителей на качество товаров, в школах проводились уроки по этой теме. В СМИ постоянно выходят рубрики для потребителей.

Право на качество товара (работы, услуги) - статьи 4, 5, 6, 14, 18, 21,

24.

В статьях 5 и 6 развиваются положения о том, что право потребителя на качество товара (работы) предполагает не только передачу ему товара, отвечающего определенным требованиям, но и установление гарантии поддержания товара в работоспособном состоянии. Вводятся понятия «срок службы», «срок годности», «гарантийный срок». Статьи 14 и 15 определяют имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара.

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) - статья 7.

В статье предусмотрен ряд мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью потребителя (это право гарантируется и Законом «О сертификации»).

С правом на безопасность товара связано и право на возмещение вреда, причиненного из-за недостатков товара, жизни, здоровью или имуществу потребителя. Вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара.

Вопросы имущественной ответственности за нанесенный потребителю вред рассмотрены в статьях 14 и 15. Возмещению подлежит как материальный ущерб (ст. 14), так и моральный вред (ст. 15).

Право на информацию - статьи 8, 9, 10 и 12. Право на свободу потребительского выбора может быть обеспечено только на основе достоверной и полной информации. Поэтому в Законе определяется не только сам факт необходимости предоставления информации, но и дается расшифровка о формах информации, устанавливается перечень сведений, которые в обязательном порядке должны быть предоставлены потребителю. Указано, что информация должна предоставляться на русском языке.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя предоставить доступную полную информацию о себе или о реализуемых товарах (услугах), но и (ст. 12) устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей. Потребитель в случае нарушения этого права может потребовать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

возмещения убытков, вызванных не предоставлением информации, недостоверным, неполным или несвоевременным ее предоставлением.

Статья 17 - гарантирует право на судебную защиту прав потребителей

В главе 2 «Права потребителя при покупке товаров» установлены гарантии защиты потребителя при заключении договора купли-продажи (общие нормы о договорах купли - продажи содержатся в Гражданском Кодексе РФ (гл. 30 парагр. 1,2)).

О том, как вести себя и какие действия предпринимать, если приобрел некачественный товар или товар надлежащего качества, но не подошедший п каким-либо причинам, в какие сроки можно обменять товар, или получить компенсацию можно узнать из статей 18,19, 20, 21, 22, 25; об ответственности продавца за просрочку выполнения требований потребителя - статья 23; о расчетах с потребителем, купившим товар ненадлежащего качества - статья 24.

Важным дополнением к статьям главы 2 является Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» и сами эти правила.

Глава 3 рассматривает права потребителей при заключении договоре на выполнение работ (оказание услуг) и последствия нарушения сроков исполнения работ или их некачественное исполнение.

Глава 4 определяет полномочия государственных и общественных органов, призванных осуществлять государственный контроль над соблюдением потребительского законодательства.

Все, названные в Законе организации, функционируют в Краснодарском

крае.

Одной из ведущих является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ГТИ), имеющая территориальные отделы в г.г. Сочи, Новороссийске, Тихорецке, Туапсе, Геленджике, Армавире, Кропоткине, Приморско-Ахтарске.

«Ассоциация по защите прав потребителя» является организацией, для которой главное направление деятельности - защита прав потребителей.

Госторгинспекция постоянно информирует потребителей края, дает советы и рекомендации через СМИ (газеты, радио, телевидение), фото-стенд| на рынках, подготовку материалов для потребительского просвещения и выступления с ними в школах, ВУЗах, общественных организациях ветеранов инвалидов.

Потребители участвуют в проведении рейдов по рынкам, в смотрах качества. В этом году было проведен. Помощниками специалистов

Госторгинспекции стали студенты, для которых при управлении создан фи-лиа. кафедры (КГТУ) товароведения. Каждый потребитель всегда может обратиться за помощью и консультациями в управление ГТИ.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что потребитель России защищает закон и множество нормативных документов. Но закон сам по себе не может работать. Для того, чтобы он работал, люди должны знать закон и постоянно им пользоваться.

Среди множества защитников потребителя - главным является САМ ПОТРЕБИТЕЛЬ, вооруженный знаниями своих прав и добивающийся их исполнения

В качестве задания на дом можно предложить учащимся рассказать о ситуациях, при которых покупался некачественный товар, о действиях по защите себя от обмана со ссылками на Закон «О защите прав потребителей»

Урок№ 3 на тему «Право потребителя на качество и безопасность товара»

Начиная урок, необходимо кратко рассмотреть содержание и значение понятия «качество», показать что проблемой качества занимаются многие международные организации. Можно заслушать 5-7 минутное сообщение (подготовленное учащимися заранее) о целях и задачах проводимого с 1989ггода по решению Организации Объединённых наций Всемирного дня качества, о Кубанском месячнике качества и о постановлении главы администрации Краснодарского края А.Н. Ткачёва от 5 мая 2006 года № 309 «О реализации краевой целевой программы «Качество» на 2006-2010 годы».

Необходимо подчеркнуть, что качество жизни каждого из нас в значительной мере зависит от качества приобретаемых нами и используемых в повседневной жизни товаров.

Можно предложить учащимся найти в Законе «О защите прав потребителей» положение, в котором определяется, что закон понимает под качеством товара «его соответствие стандартам, условиям договора или требованиям, обычно предъявляемым к подобным товарам».

По закону право потребителя на качество товара предполагает не только передачу потребителю товара, отвечающего определённым требованиям и пригодным к использованию, но и устанавливает гарантии поддержки этого товара в работоспособном состоянии, а также возлагает на производителя определённые обязательства перед потребителем по гарантии права на качество.

Время использования любого товара ограниченно. Закон в статье 5 вводит понятие «срок службы», который устанавливает производитель. Это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечить потребителю возможность использовать товар по назначению.

Если в период этого срока выявляются существенные недостатки товара, производитель несёт за это ответственность.

Если изготовитель не устанавливает срок службы, то по Закону он будет нести ответственность за вред причиненный товаром, в течение 10 лет со дня передачи его потребителю.

Поскольку не ко всякому товару можно применить нормы Закона о сроке службы. Закон вводит понятие «срок годности», т.е. период времени, по истечению которого товар считается непригодным к использованию по своему прямому назначению. В основном сроки годности устанавливаются для продовольственных товаров, пищевых концентратов, парфюмерно-косметических, товаров бытовой химии.

Любой товар проходит определённый период использования, во время которого могут выявиться его недостатки. Поэтому Закон вводит понятие «гарантийный срок», т.е. период времени, в течение которого изготовитель принимает на себя повышенные обязательства перед покупателем. Объём этих обязательств содержится в статье 18.

Если изготовитель не установил гарантийный срок, продавец вправе самостоятельно установить срок любой продолжительности.

По российским законам при отсутствии указания изготовителя о гарантийном сроке, он считается равным 6 месяцам. К большинству товаров, на которые установлен гарантийный срок, прикладывается гарантийный талон. Покупая товар, следует требовать такой талон и внимательно знакомиться с его содержанием.

С правом на качество тесно связано право на безопасность товара. Право на безопасность означает что товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды.

Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течении установленного срока службы или срока годности товара.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя подлежит возмещению в соответствии со статьями 7 и 14.

В определённой мере гарантией безопасности товара является его сертификация. Покупателю следует проверять наличие сертификата соответствия и удостоверения качества.

После общего ознакомления с правом потребителя на качество и безопасность товара следует перейти к вопросу о гарантиях этого права, т.е. выяснить, как должен вести себя потребитель, если он приобрёл некачественный товар, чтобы избежать негативные последствия неудачной покупки.

Эту часть урока целесообразно провести в форме сценок или в форме учебно-позновательной игры, как соревнование двух команд.

В классе формируются две команды, группа экспертов и болельщиков.

Каждая команда должна разыграть сценку в которой потребитель пытается обменять в магазине приобретённый им некачественный товар.

Члены команд дают оценку поведения покупателя и продавца с точки зрения соответствия их положениям Закона «О защите прав потребителей». Оценка ответов в соответствии со знанием положения Закона даётся членами экспертной группы.

Затем команды задают друг другу вопросы на знание статей Закона «О защите прав потребителей».

Типа:

1. Какие статьи Закона «О защите прав потребителей» устанавливают права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей?

Ответ:

/Статья 4 .Качество товара.

Статья 7 Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)/.

2. Какую ответственность несут изготовитель и продавец за вред, причиненный в следствии недостатков товара?

Ответ:

/Статья 14./

3. Каковы последствия продажи товара ненадлежащего качества? Что может потребовать потребитель, которому продан некачественный товар?

Ответ: /Статья 14,22/.

4. Каковы сроки обмена некачественного товара?

Ответ: /Статья 19,22/.

5. Каков порядок замены некачественного товара?

Ответ: /Статья 21, 23, 24/.

6. Можно ли обменять товар надлежащего качества, если он вам не подошёл, и при каких условиях?

Ответ: /Статья 25/.

6. Что такое моральный вред, и как он компенсируется потребителю?

Ответ: /Статья 15/.

8. Какие товары не подлежат возврату и обмену?

Список этих товаров может быть вывешен на доске (таблицу ученики готовят заранее).

См. приложение №1

9. На что должен обращать внимание потребитель, чтобы не приобрести некачественный товар?

При ответах на поставленные вопросы ученики могут приводить конкретные примеры из своей практики - покупателей.

В завершение урока даётся оценка работы команд, определяются победители и даётся задание всем присутствующим в письменном виде обобщить, какие потребительские знания приобретены в ходе урока «О праве на качество и безопасность товара».

Хорошо, если кто-либо из учащихся заранее подготовит плакаты, которые вывешиваются на доске и зачитываются. Всем участникам урока целесообразно переписать их в тетради. Плакаты же могут быть вывешены в классе, чтобы с их содержанием могли познакомиться все желающие научиться защищать свои потребительские права.

Варианты плакатов: «Ты купил некачественный товар, что делать?» Идти в магазин где товар куплен и соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей» (ст. 18) требовать:

1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьими лицами. То есть речь идет либо о бесплатном ремонте в гарантийной мастерской, либо о ремонте в любой другой мастерской. В последнем случае квитанцию о ремонте предъявляют в магазин для возврата истраченных денег.

2. Соразмерного уменьшения покупной цены. Например, вы купили музыкальный центр и обнаружили в нём дефект, с которым можете примириться. Но вещь с дефектом, естественно, должна быть дешевле безупречного товара. И вы предлагаете продавцу размер уценки и, соответственно, сумму, которую он вам должен вернуть.

3. Замены на товар аналогичной марки (модели, артикула).

4. Замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. То есть, предположим, телевизор вы можете заменить на другой, иной модели. Если эта модель окажется дороже, доплачивать разницу придется вам, если дешевле - магазину.

5. Расторжения договора купли-продажи. В этом случаи вы возвращаете продавцу вещь, а он вам выплаченные за нее деньги.

6. Если товар весит более 5кг., его доставка для ремонта осуществляется за счет магазина.

Требования о замене, ремонте или возврате денег за товар с недостатками потребитель вправе предъявить в течение гарантийного срока, а если срок не установлен - в течение 2-х лет.

7. Магазин имеет право провести экспертизу возвращаемого вами товара. Если экспертиза выявит, что недостаток в товаре возник по вашей вине (неправильно пользовались, нарушали условия хранения), то ремонт товара и стоимость экспертизы придется оплачивать потребителю.

8. Для ряда технически сложных товаров, список которых утверждается Правительством, замена товара или возврат денег допускается только при обнаружении существенного недостатка, т.е. такого недостатка, который делает использование товара по назначению невозможным.

(См. приложение №1).

«Вы купили качественный товар, но он вам не подошел, как быть?»

1). Читайте статью 25 Закона «О защите прав потребителей»

2).Не теряйте товарный или кассовый чек.

3).Сохраните товарный вид вещи, ее потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, упаковку.

4) В течение 14 дней, не считая дня покупки можно обменять непродовольственный товар надлежащего качества. Спешите!

5) Учтите что существует перечень товаров, не подлежащих обмену. (См. приложение №2).

При подготовке урока можно порекомендовать учащимся воспользоваться информацией и советами Госторгинспекции в рубриках: «Контрольная закупка» газ. «Краснодар»

«Клуб потребителя», газ. «Кубань сегодня». «Мы-потребители», «Потребительский рынок Кубани» газ. «Кубань - бизнес».

Можно пригласить на урок специалистов Ассоциации по защите правпо-требителя, Госстандарта, Госсанэпиднадзора, которые расскажут о том, как выбирать качественные продукты, какие бывают подделки качества, фальсификации.

Приложение № 1:

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара

1. Автомобили, мотоциклы и др. виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.

2. Мебель.

3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла).

4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокпятильники, электрочайники, элекпроподогреватели и другие товары).

Приложение №2:

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, форм, габаритов, фасонов, расцветки или комплектации

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля, и др. материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми).

2. Предметы личной гигиены.

3. Парфюмерно-косметические товары.

4. Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, нетканые материалы типа тканей, метражные товары из тканей и нетканых материалов - ленты, тесьма, кружева и другие аналогичные товары).

5. Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6. Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортировки пищевых продуктов).

7. Товары бытовой химии.

8. Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

10. Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним, мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11. Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые, кухонное оборудование, электробытовые машины и приборы, бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника, фото и кино аппаратура, телефонные аппараты и факсимильная аппаратура, электромузыкальные инструменты, игрушки электронные).

Урок №4 на тему «Право потребителя на информацию»

Начиная урок, можно поставить перед учениками вопрос, которым завершилось предыдущее занятие: что помогает потребителю воздержаться от приобретения некачественного товара? Ответы в конечном итоге сведутся к выводу, что таким помощником является информация о товаре и умение покупателя находить, читать и анализировать эту информацию.

Потребительская информация - это компас для потребителя. Не случайно во всех странах, а также в Российском законе «О защите прав потребителей» важнейшим правом является право на информацию. В статьях 8, 9, 10, 11 указаны основные источники потребительской информации, предоставляемые производителем товара, торговыми работниками. В статье 12 говориться об ответственности изготовителя и продавца за предоставление потребителю недостоверной или недостаточно полной информации о товаре и изготовителе.

При подготовке к уроку можно поручить учащимся принести на урок различные этикетки, упаковки от товаров с маркировкой, ценники и предложить оценить ту информацию, которую дают эти документы.

Можно задать вопросы:

1. Почему не стоит покупать в магазине, не имеющем вывески? Какую информацию должна дать покупателю вывеска?

2. Для чего введены визитные карточки и бейджики для продавцов?

3. Что является источником информации о товаре? Почему информация на зарубежные товаре должна быть на русском языке?

4. Какую информацию должна давать этикетка товара?

5. Что вы знаете о символах, которые ставят на одежде? Какую информацию мы получаем от этих символов? (В качестве ответа на этот вопрос можно подготовить наглядное пособие (смотрите схему приложений)).

Можно поручить учащимся подготовить по данному вопросу небольшие сообщения, используя следующие статьи в журнале «Спрос»: «Как читать мар-кировку?»,«Спрос» №4, 1993г. «Без индексов не обойтись», - «Спрос» №3, 1994г. «Нужен ли покупателю штрих код?», - «Спрос», №3 1996г. «Знаки компьютерного мира», - «Спрос», №5 1997г.

Можно подготовить по этим темам рефераты и предоставить их для чтения во внеурочное время.

Для того чтобы, потребители знали, куда жаловаться, если их права нарушены, целесообразно поручить учащимся сделать табличку с адресами и телефонами организаций, проверяющих потребительский рынок и защищающих права потребителей.

Кратко рассказать о «Ассоциации по защите прав потребителя» - чем занимается - телефон 259-64-53 По информации данной ассоциации: в супермаркетах обвесов нет - там вес и стоимость измеряет электронная техника. На рынках контрольные весы установлены. А вот на некачественные товары много жалоб. Кроме местных бракоделов, рынок наполняют заводными «неликвидами» и фальсификатами. Кто повезет за тридевять земель дорогой качественный товар? Везут что подешевле, а значит - некачественный. Вот и бракуем сельдь «Французскую» из Швеции, женские костюмы фирмы «Classik Master», происхождение которых выдают не только кривые лацканы и не выметанные петли, но и ошибки в названии на этикетке.

Многие потребители уже разочаровались в импортных и завозимых из ближнего зарубежья продуктов и предпочитаю покупать продукцию местных производителей. Это породило новую форму обмана: реализаторы выдают импортные продукты за местные. Мы сталкиваемся с факторами, когда на Бразильских цыплятах, Польских консервах и сосисках красуются этикетки краевых мясокомбинатов. Для выявления подобного обмана, надо требовать сопроводительные документы к товарам.

Не случайно рекомендуют отдавать предпочтение местной продукции. Ведь даже высокое качество привозной продукции входе транспортировки может снизиться. Учитывая это, производители привозной продукции часто дают о ней не полную или недостоверную информацию. Летом приходилось снимать с реализации «Фругурты» производства ОАО «Царицынского молкомбината» г. Москвы, так как в информации для потребителей указывалось, что это «терми-

низированный», «натуральный продукт без консервантов». Между тем в качественном удостоверении указывались температурные режимы хранения и сроки реализации, по которым становилось ясно, что продукт прошел высоко температурную обработку, а значит, он может долго сохраняться, но ни какой пользы здоровью не принесет.

Вам следует учесть, что далеко не каждая ложка всевозможных «Чудо йогуртов», «Золотой услады» от «Эрманн» и т.д., которые постоянно мелькают рекламных роликах, - «безупречны от природы» и несут избавления от болезни желудка. В ходе проверок часто снимают с реализации йогурты

которые продают на наших рынках. На коллективном смотре качества йогуртов из 26 образцов 11 оказались нестандартными.

Летом много жалоб на творожные сырки завозимые из Москвы и Ростова. Продавцы на вопрос о сроке годности сырков называют сорок суток, умалчивая при этом что сорок суток сохраняют свое качество со дня изготовления и при температуре -18 С. если же температура хранения 4 С±2 С то срок их хранения только пять суток. И это написано на упаковке сырка. Надо научиться читать то, что значится в маркировке товара.

Поэтому мы считаем, что успех в наведении порядка на рынках зависит от активности и грамотности самих потребителей. Потребитель должен стать контролером качества, научиться защищать свои права. А значит он должен знать эти права, знать Закон «О защите прав потребителей». И хотя это не входит в наши обязанности, мы начали проводить потребительский всеобуч. Проводим его в школах. Школьники заинтересовались и попросили проводить такие же уроки для родителей, бабушек и дедушек. По совету школьников мы охватили занятиями по потребительской грамоты инвалидов пенсионеров.

И вот теперь приехали к вам. Вы тоже потребители - ходите на рынки, в магазины вас тоже обманывают.

Мы решили оказывать вам двойную поддержку - с одной стороны наши специалисты постоянно обеспечивает вам профессиональную защиту с другой стороны, мы хотим помочь вам овладеть методами самозащиты. Вы понимаете, что поставить у каждого прилавка контролера невозможно у нас всего 54 инспектора. А вот если каждый из вас станет контролером, начнет противится нарушениям правил торговли и прав потребителей, будет объявлять бойкот тем кто нарушает права потребителей, ситуация на рынке коренным образом изменится.

Сегодня мы познакомим вас с одним из очень важных прав потребителей -с правом на информацию. В соответствии статьями Закона «О защите прав потребителей» 8, 9, 10, 12, - продавец обязан предоставить потребителям полную, достоверную, достоверную информацию о своей торговой точке, о себе о реализуемых товарах. Эта информация необходима Вам для того, чтобы принять решение стоит ли покупать товары в этом магазине.

Что должна содержать информация о магазине?

Любой магазин должен иметь вывеску с названием, принадлежностью, юридическим адресом, режимом работы. Если такой информации нет, в магазин лучше не заходить, так как под колпаком безымянности могут скрываться нарушения. Заходите пожаловаться на этот магазин - а на кого жаловаться неизвестно.

- зашли в магазин - оглянитесь, осмотрите его. Есть ли в магазине уголок потребителя, где даны адреса и телефоны контролирующих организаций, правила торговли, имеется ли книга жалоб и предложений, доступна ли она потребителю, есть ли контрольные весы.

- осмотрите прилавок: если на нем грязь, если весы зашкаливают, если на одних весах взвешивают рыбу, мясо, сыр, печение, это должно Вас насторожить.

- если торгуют скоропортящимися продуктами, а холодильных установок нет - уходите.

- обратите внимание на весовое хозяйство, средства измерения, на сроки их метрологической поверки (объяснить, что имеется в виду).

Весы должны быть отрегулированы, стрелка весов - на 0. Проверьте гирю, поставив ее на весы: гиря может оказаться облегченной. При взвешивании товара гиря ставится на чашку весов после товара. Если покупаете сыпучие товары, овощи, фрукты, учтите, что тара, в которой производится взвешивание, должна быть чистой и промаркированной с 3-х сторон. За упаковку весового товара продавец не имеет права брать с вас оплату.

- обратите внимание на внешний вид и поведение продавца - это тоже важная для Вас информация. У грязнули и грубияна покупать не стоит.

- не разрешайте продавцу одними руками брать деньги и неупакованный продукт.

- не разрешайте взвешивать колбасу и колбасные изделия вместе с неудаленными концами киглечной оболочки и шпагатом. Целесообразно остановиться на том, какая информация должна быть предоставлена покупателю о товаре.

Информацию о товаре можно получить из маркировки на этикетке или на потребительской упаковке, именно здесь прочитать, кто и когда произвел товар, каков срок годности и хранения молочных продуктов, алкогольных напитках, минеральной воде, жевательных резинках, рассказать, как читать маркировку.

Мы добились, что даже на колбасном батоне дается информация - о производителе, о составе продукта, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения.

Не умея читать информацию, потребитель часто сам себя обманывает. Например: жалуется человек, что купил тушенку, в которой нет мясного вкуса. Откуда ему быть, если тушенка из соевого белка. И это, кстати, указано в маркировке, правда, очень мелким шрифтом. Научитесь, ищите и читайте внимательно товар не покупать.

Необходимо обращать внимание на ценники - они тоже должны давать информацию о товаре и о цене. Если ценники (выставочного ярлыка) нет, или он недооформлен требуйте другие документы о товаре или не покупайте его.

При нарушении Ваших прав никогда не проявляйте покорность и застенчивость. Если Вам кажется, что Вас обвесили, проверяйте вес на контрольных весах.

При любом сомнении в качестве товаров требуйте документы об их происхождении и качестве (накладные, качественные удостоверения, сертификаты соответствия).

Если продавец не соглашается с вашими законными требованиями, обращайтесь к руководителям магазина и администраторам. Если они

своевременно не оказывают содействие на поступившую жалобу, обращайтесь в «Ассоциацию по защите прав потребителя» по Краснодарскому краю, телефон 2-59-64-53.

При проведении урока на предприятии желательно предварительно ознакомиться с продукцией, выпускаемой данным предприятием и дать ей оценку -качеству, по оформлению информации об этой продукции.

Дать советы по улучшению всего вышеназванного.

Важно подчеркнуть: уважение интересов потребителей для работника предприятия для любого предпринимателя является одним из условий производства фирмы. Завершая урок, можно зачитать или вывесить плакат с советами предпринимателю, продавцам.

В завершение рассмотренных вопросов следует прочитать об Ответственности продавца за нарушение прав потребителей, которая рассматривается в статье 13.

Завершить обсуждение первых вопросов урока следует рассмотрением и комментариями схем приложения, которые являются визитными карточками товаров.

А в заключении подготовить сообщение по вопросу об информации для поступающих в ВУЗы, что интересует учащихся.

Важной проблемой для школьников является получение высшего образования. Сегодня на ряду с государственными существуют коммерческие -платные учебные заведения. Да и в государственных всё большее число абитуриентов поступают на коммерческих условиях. Образование становиться платной услугой. Это значит, что заключая договор о платном обучении в ВУЗе, гражданин действует как потребитель, получающий услугу. А значит абитуриент должен вести себя как потребитель - собрать всю информацию о покупаемой услуге, проверить все документы, правильно заключить договор с ВУЗом, чьи услуги он покупает.

Прежде всего надо проверить наличие у образовательного учреждения лицензии на право заниматься образовательной деятельностью. Ознакомиться с организацией учебного процесса, с правами и обязанностями студентов, с порядком сдачи зачётов и экзаменов, с условиями отчисления из ВУЗа, возможностями добровольного отказа от обучения и денежными обязательствами при этом.

Надо заранее обратить внимание на выдаваемый по окончании учёбы диплом - является ли он дипломом государственного образца, т.к. только такой диплом признаётся любым учреждением России. Важно заранее знать условия и порядок оплаты за обучение.

Подписывая договор, который Вы заключаете с ВУЗом, внимательно его прочитайте, проанализируйте.

Если в будущем, в процессе обучения Вы заметите нарушение договора, Вы можете потребовать возврата части заплаченных денег, ссылаясь на то, что не все услуги, указанные в договоре, Вам предоставлены.

Завершая краткий курс потребительской грамоты можно предложить учащимся письменно ответить на вопросы:

1 .Что нового я узнал в ходе уроков потребительской грамоты?

2. Принесли ли эти уроки мне пользу, и в чём она?

3. Изменилось ли моё поведение в магазине, на рынке - конкретно в чём?

4. Мои предложения по совершенствованию уроков грамоты.

Список источников:

1. Закон РФ «О защите прав потребителей»

2. Закон «О рекламе»

3. Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

4. Закон «О сертификации»

5. Закон «Об образовании»

6. Закон «О страховании»

7. Закон «Об антимонопольной политике»

8. Закон «Об основах туристической деятельности»

9. Постановления Правительства «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», «Правила продажи отдельных видов товаров»

10. Статьи в журнале «Спрос»: «Как читать маркировку?», - «Спрос» №4, 1993г. «Без индексов не обойтись», - «Спрос» №3, 1994г. «Нужен ли покупателю штрих код?», - «Спрос», №3 1996г. «Знаки компьютерного мира», - «Спрос», №5 1997г.

11. СМИ: телеканал СТС передача «Галилео», НТК «Кризисная жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.