УДК 347.45/.47
ВНУКОВ Н.А. Специальные (потребительские)
права гражданина-потребителя, свойственные любому виду потребительского договора
В статье рассматриваются особенности содержания специальных (потребительских) прав гражданина-потребителя, свойственные любому виду потребительского договора. Обозначены проблемы правового регулирования данных правоотношений, и предложены пути их решений.
Ключевые слова: гражданин-потребитель, потребительский договор, публичный договор, предварительный договор.
Систему договорного регулирования потребительских отношений целесообразно строить, исходя из общей правовой природы данных отношений, которая обеспечивает единство потребительских договоров. При этом однородные договорные потребительские отношения должны регулироваться общими нормами права. В связи с этим в целях повышения эффективности правового регулирования и правоприменительной практики необходимо установить в гражданском законодательстве единую (универсальную) юридическую конструкцию договора с участием гражданина-потребителя (потребительского договора).
Субъектный состав потребительского договора следует ограничивать двумя контрагентами - гражданином-потребителем и хозяйствующим субъектом. Производители товара, не являющиеся продавцом по данному договору, на которых закон в отдельных случаях возлагает ответственность за нарушение прав граждан-потребителей, и иные третьи лица сторонами договора не являются.
В качестве исключения из общего правила к такому субъекту, как гражданин-потребитель, следует относить не только физическое лицо, заказывающее, приоб-
ретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской или иной социально значимой и профессиональной деятельности, но и физических лиц, пользующихся товаром (работой, услугой) на законных основаниях с согласия непосредственного её приобретателя. При этом такие третьи лица должны приобретать лишь специальные (потребительские) права, не приобретая общих прав, свойственных исключительно правовой природе соответствующего вида потребительского договора.
В числе специальных прав гражданина-потребителя следует выделить следующие специфичные права:
1. Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей (далее - Закон о ЗПП) гражданину-потребителю предоставлено право на свободный выбор товаров (работ, услуг) и право свободы заключения потребительского договора, закрепленные ст. 426, 428, ч. 1 ст. 731 ГК РФ, являющиеся составной частью принципа свободы договора (ст. 420 ГК РФ).
Гражданин-потребитель, вступая в отношения с продавцом (исполнителем), может оказаться в положении, когда он
вынужден заключить потребительский договор на условиях, предложенных контрагентом, особенно в случае, когда таковыми выступают субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Для обеспечения охраны интересов гражданина-потребителя в такой ситуации законодатель предусмотрел ряд правил: нормы о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ), нормы, посвященные договору присоединения (ст. 428 ГК РФ), более частные нормы: например, ст. 731 ГК РФ «Гарантии прав заказчика». Все указанные правила в той или иной мере связаны с защитой права гражданина-потребителя на свободный выбор товаров, свободное заключение договора. Ст. 16 Закона о ЗПП закрепляет специальные правила, обеспечивающие эти права потребителя.
Первое правило связано с недействительностью условий потребительского договора, ущемляющих права гражданина-потребителя, по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. При этом если в дополнение к данной норме проанализировать положения ст. 428 ГК РФ «Договор присоединения», то недействительными следует признавать не только условия, прямо противоречащие отдельным нормам, но и не соответствующие экономическим интересам гражданина-потребителя. Если в результате исполнения такого договора у гражданина-потребителя возникли убытки, они подлежат возмещению в полном объеме. Второе правило связано с прямым запретом подменять приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров, а также навязывать гражданину-потребителю дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены (например, путем включения в общую цену заказа), требовать возврата уплаченной суммы.
В настоящее время широкое распространение получил сетевой маркетинг, когда товары предлагаются агентами продавца, а иногда просто навязываются в различных местах: служебных помещени-
ях, у двери дома, на улице и т.д. В результате граждане-потребители часто совершают необдуманные покупки. По мнению автора, в ГК РФ необходимо предусмотреть специальное правило об отмене такого рода потребительских договоров.
Данную норму автор предлагает изложить в следующей редакции: «Гражданин-потребитель имеет право отменить потребительский договор в случае, если его заключение происходило: путем устных переговоров на его рабочем месте, в средствах транспорта, в общественных местах, не отведенных для торговли, или в жилом помещении.
Право на отмену не действует, если: заключение договора явилось следствием предшествующего заказа гражданина-потребителя; момент заключения договора совпадает с моментом исполнения и оплата не превышает 1000 рублей.
Требование покупателя об отмене потребительского договора подлежит удовлетворению в течение 14 дней с момента заключения, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца».
2. Право на информацию о товаре и о продавце (исполнителе, изготовителе) -ст. 495, 498, 732, 726 ГК РФ, ст. 8-11 Закона о ЗПП, включающее обязанность информировать гражданина-потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) - ст. 36 Закона о ЗПП.
Такая информация должна включать в себя:
1. Информацию о контрагенте потребителя: фирменное наименование организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Данная информация размещается на вывеске (п. 1 ст. 9 Закона о ЗПП). Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Закон указывает на обязанность предоставления информации о лицензировании, если вид деятельности подлежит лицензированию (п. 2 ст. 9 Закона о ЗПП).
2. Информацию о товаре, предусмотренную п. 2 ст. 10 Закона о ЗПП. Данная
информация доводится до сведения потребителя в технической документации, прилагаемой к товару, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Законодатель предъявляет к такой информации особые требования: она должна быть необходимой (полной и позволяющей сделать разумный и обоснованный выбор при приобретении и использовании товаров по назначению) и достоверной (соответствующей действительности); доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно на языке субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. Важно не только какая информация предоставляется гражданину-потребителю, но и как она доводится до сведения потребителя. Она должна доводиться в наглядной и доступной форме при заключении договора, а также при осуществлении «нестационарной» торговли, бытового и иных видов обслуживания, т.е. вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя) - п. 3 ст. 9 Закона о ЗПП.
По отдельным видам потребительских договоров законодатель предоставил дополнительные гарантии потребителю. Так, например, согласно ст. 26.1 Закона о ЗПП в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества по договору дистанционной продажи товаров не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
По мнению автора, за нарушение данных сроков необходимо предусмотреть ответственность продавца, в связи с чем предлагаем дополнить ст. 26.1 Закона о ЗПП п. 6, изложив его в следующей редакции: «За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков продавец уп-
лачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере половины процента цены товара».
3. Право на приобретение и использование товара надлежащего качества (ст. 469-474, 721 ГК РФ, ст. 4 Закона о ЗПП). Само понятие «качество» имеет различные смыслы: философский, технико-экономический, правовой1. Правовое понятие «качество» трактуется широко: как соответствие товара условиям договора, а если договор не содержит условий о качестве, -целям, для которых товар такого рода обычно используется» а при наличии обязательных требований к качеству - соответствие этим обязательным требованиям. В любом случае товары должны быть пригодны для их использования по назначению.
Отступление от требований, предъявляемых стороной к качеству, должно рассматриваться как нарушение договора. Так, если товар сопровождает информация о том, что изделие высшего сорта, а эксперт определяет, что, в лучшем случае, - второго, то речь должна идти не только о нарушении права потребителя на достоверную информацию о товаре, но и права потребителя на качество товара, соответствующее условиям договора. Если потребитель при заключении договора поставил своего контрагента в известность о конкретных целях приобретения товара, то как недостаток рассматривается невозможность использования товара в соответствии с этими целями.
Законодательством могут быть предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), закрепленные законами или иными актами в порядке, установленном законом. Эти требования содержатся в федеральных законах «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.20022, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 в ред. от 30.12.20083, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 в ред. от 28.09.20104.
В Законе о ЗПП само понятие «ненадлежащее качество» не определяется. В преамбуле Закона о ЗПП даны лишь определения понятий «недостаток» и «существенный недостаток». В частности, «не-
достаток» - это несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товаров по образцу и (или) описанию. Поэтому практика определяет несоответствие требований к качеству через наличие в товаре недостатков: качество следует считать ненадлежащим, если в товаре имеется хотя бы один из указанных выше признаков.
5. Право на безопасность, означающее, что товары при обычных условиях использования, хранения, транспортировки и утилизации должны быть безопасны для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вред его имуществу (ст. 7 Закона о ЗПП). Саму безопасность потребителя предложено рассматривать как правовое состояние, цель которого -свести к минимуму риск возникновения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя посредством создания и наиболее оптимального взаимодействия правовых механизмов обеспечения безопасности продукции, обеспечения и защиты субъективных прав потребителей5.
Законодатель предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение причинения вреда: препятствование поступлению в оборот небезопасных товаров путем установления обязательных требований, которым они должны соответствовать, в том числе через систему обязательной сертификации; установление обязанности изготовителя в случае необходимости разработать и указать в сопроводительной документации к товару, на этикетках, маркировкой и иным способом специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации. Довести указанную информацию до потребителя обязан продавец.
С целью обеспечения безопасности Закон о ЗПП устанавливает обязательное требование для изготовителя об установлении срока службы на товары (работы), которые по истечении определенного вре-
мени могут представлять опасность для жизни, здоровья или имущества потребителя, а в отношении ряда товаров (работ) - срока годности, по истечении которого они считаются непригодным для использования по назначению (ст. 5 Закона)6. Безопасность товара (работы, услуги) должна быть обеспечена в течение этих сроков. Если же изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить их безопасность в течение 10 лет со дня передачи их потребителю. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности или на которые должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещена.
Если всё же установлено, что при соблюдении гражданином-потребителем всех установленных правил товары причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителя или окружающей среде, их производство должно быть незамедлительно приостановлено до устранения причин вреда, а при необходимости - приняты меры по изъятию товара из оборота и отзыву от гражданина-потребителя за счет изготовителя (исполнителя). Если причины вреда неустранимы, такой товар, работа, услуга должны быть сняты с производства, а если они все же реализуются, - изъяты у продавца в установленном законом порядке. Так, по данным Росимущества, на 21 января 2010 г. около 100 тысяч тонн изъятых товаров на Черкизовском рынке, в частности обувь, одежда, текстиль, кожгалантерея, «решениями Басманного районного суда подлежат уничтожению в качестве вещественных доказательств». Указанное имущество не отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей и представляет угрозу для окружающей среды7.
6. Право на использование товара по назначению, которому корреспондируют обязанности продавца (исполнителя, изготовителя) в области установления срока службы, срока годности, гарантийного срока (ст. 5 Закона о ЗПП) и обязанность по обеспечению возможности ремонта и технического обслуживания товара в течение его срока службы как способы обес-
печения возможности использовать товар по назначению (ст. 6 Закона о ЗПП).
Право потребителя на качество товара предполагает не только передачу потребителю товара, отвечающего определенным требованиям, но и предполагает гарантии поддержания товара (результата работы) в состоянии, пригодном для использования в течение определенного срока. Для этого Закон определяет понятие «срок службы» - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п. 1 ст. 5 Закона о ЗПП), и «срок годности» - период времени, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (п. 4 ст. 5 Закона о ЗПП).
Помимо указанных сроков изготовитель (исполнитель, продавец) вправе установить «гарантийный срок» - период времени, в течение которого названные субъекты принимают на себя повышенные обязательства перед потребителем, минимальный объем которых указан в ст. 18, 29 Закона о ЗПП. В соответствии с принципом свободы договора установление гарантийного срока - право, а не обязанность изготовителя (исполнителя, продавца). Закон содержит единственное ограничение: гарантийный срок, установленный продавцом, не может быть меньше срока, установленного изготовителем. Если гарантийный срок не установлен изготовителем, продавец вправе установить на товар (работу, услугу) гарантийный срок любой продолжительности (без учета каких-либо нормативных требований). При этом природа гарантийного срока, устанавливаемого продавцом в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона о ЗПП, четко не определена, что порождает спор: позволяет ли его установление в потребительском договоре между продавцом и потребителем определять иные последствия продажи товара ненадлежащего качества, нежели предусмотренные Законом о ЗПП, или предусматривать лишь некоторые из них (например, только устранение недостатков в пе-
риод гарантийного срока)? Отвечая на этот вопрос, необходимо проанализировать нормы ГК РФ и Закона о ЗПП, регулирующие вопросы гарантии качества.
ГК РФ различает два вида гарантии, предоставляемой покупателю: «законную» (п. 1 ст. 470 ГК РФ) и «договорную» (п. 2 ст. 470 ГК РФ). «Законная» гарантия представляет собой ручательство об отсутствии в товаре в момент его передачи, а также в пределах разумного срока недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных договором, или целей, для которых товар такого рода обычно используется. «Договорная» гарантия - это «дополнительное» ручательство продавца за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного им времени - гарантийного срока. В этом случае контрагент гражданина-потребителя принимает на себя «повышенные» обязательства, а потому «договорная» гарантия рассматривается как дополнительное обязательство к гарантии качества, а гарантийный срок - как срок «договорной» гарантии. «Законная» гарантия имеет место при отсутствии «договорной», и отсутствие в договоре гарантийного срока восполняется сроком, установленным законом, в частности п. 2 ст. 477 ГК РФ: покупатель вправе предъявить претензии к качеству в течение разумного срока8 при условии, что они обнаружены в пределах 2-х лет. Указанный срок «законной» гарантии действует в случае, если иной срок не установлен законом.
Предоставление гарантии качества в рамках ЗПП, урегулированное в нем лишь указанием на гарантийный срок (поэтому сама гарантия качества лишь подразумевается), характеризуется рядом особенностей. Во-первых, ЗПП устанавливает как «договорную» (п. 6, 7 ст. 5 Закона о ЗПП), так и «законную» (п. 1 ст. 19, п. 3 ст. 29 Закона о ЗПП) гарантии качества. Во-вторых, ЗПП регулирует отношения не только между продавцом (исполнителем) и потребителем, но и отношения между потребителем и изготовителем, поэтому нормы о гарантии качества (как «договорной», так и «законной»), установленные им, распространяются на отношения потребителя как с продавцом (исполнителем), так и с изго-
товителем. Практически это означает, что гражданин-потребитель вправе предъявить требования по поводу недостатков в товаре (работе, услуге) в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - в разумный срок в пределах двух лет (пяти лет в отношении недостатков в строении или ином недвижимом имуществе) как к продавцу (исполнителю), так и к изготовителю. Правила о «законной гарантии» (по терминологии ГК РФ) распространяются на изготовителя в том случае, когда им не предоставлена дополнительная гарантия качества, названная в ЗПП «гарантийным сроком». Предоставление гарантийного срока продавцом («договорной» гарантии) не исключает распространения в отношении таких товаров (работ, услуг) требований «законной гарантии», но последнее будет действовать в отношении изготовителя, не установившего гарантийный срок на свои товары. В-третьих, продавец вправе установить «собственный» гарантийный срок только в двух случаях: если он устанавливает гарантийный срок большей продолжительности, чем установлен изготовителем, и если изготовителем таковой вообще не установлен. При этом продавец в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 19 Закона о ЗПП обязан удовлетворять требования гражданина-потребителя, предусмотренные ст. 18 Закона о ЗПП, и в том случае, когда им дополнительная гарантия качества не предоставлялась, а имеет место только гарантия изготовителя.
Согласно ст. 18 Закона о ЗПП гражданин-потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за то-
вар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом гражданин-потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара гражданин-потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
В Европе на товары также существует два вида гарантии: «правовая», вытекающая непосредственно из закона, и «коммерческая», означающая любое дополнительное (по отношению к установленному законодательством) обязательство, взятое на себя производителем или продавцом, нести ответственность за товар в случае его несоответствия условиям договора9. Принципиальное отличие коммерческой гарантии от правовой в том, что любая коммерческая гарантия должна предоставлять более благоприятные условия, чем установленные правилами о «правовой» гарантии. Положение рассматривается как более выгодное, когда потребитель просто получает дополнительные преимущества. Законодательство большинства
стран-участниц Европейского союза оговаривает необходимость указания в гарантийном документе на существование «правовой гарантии». Важно, чтобы потребитель знал объем своих законных и контрактных прав. Потребитель вправе ознакомиться с гарантийными документами до покупки. В них должны четко устанавливаться все важные условия, необходимые для исполнения гарантии, в том числе: имя и адрес гаранта, географический ареал и срок действия гарантии. Таким образом, основной принцип коммерческой гарантии (аналог «договорной» гарантии в российском законодательстве) - это дополнительные, повышенные условия.
От гарантии (как законной, так и договорной) следует отличать послепродажное обслуживание, включающее в себя все виды обслуживания, связанного с эксплуатацией и ремонтом товара. Послепродажное обслуживание - это услуги, не связанные с осуществлением гарантии и предоставляемые за отдельную плату. В соответствии с требованиями Закона о ЗПП изготовитель обязан обеспечить обслуживание товара путем его ремонта и технического обслуживания, выпуска и поставки в торговые и ремонтные организации запасных частей в необходимых объемах в течение всего срока производства, а после снятия с производства - в течение установленного срока службы или десяти лет с момента снятия товара с производства, если срок службы не установлен. Если данные обязанности не исполнены, потребитель лишен возможности отремонтировать товар, он вправе обратиться к изготовителю для возмещения убытков в связи с устранением недостатков третьими лицами или для замены.
7. Гражданин-потребитель согласно ст. 25 Закона о ЗПП имеет право на обмен товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки, за исключением товаров, не подлежащих возврату или обмену в соответствии с перечнем10 таких товаров. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-
продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. Закон обязывает продавца незамедлительно сообщить потребителю о поступлении товара.
По мнению автора, за нарушение данных сроков необходимо предусмотреть ответственность продавца. В связи с чем предлагаем дополнить п. 2 ст. 25 Закона о ЗПП следующей нормой: «За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара».
Также, по мнению автора, п. 2 ст. 25 необходимо дополнить нормой, обязывающей рассмотреть заявление об обмене именно в день обращения потребителя с соответствующим заявлением.
8) Гражданину-потребителю предоставлено право на одностороннее расторжение потребительского договора о выполнении работ, оказании услуг, право на отказ от исполнения договора (ч. 2 ст. 731, ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о ЗПП), позволяющее ему в любое время расторгнуть договор, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части выполненной работы и возместив произведенные расходы.
9) Гражданину-потребителю предоставлен ряд дополнительных возможностей по защите своих прав, обусловивших наибольшую специфику его специального правового статуса. Достаточно сказать, что две главы Закона о ЗПП посвящены вопросам защиты прав потребителя при продаже товаров (глава II), выполнении работ, оказании услуг (глава III), главой IV специально регламентированы вопросы государственной и общественной защиты прав потребителя.
Таким образом, наличие обширного комплекса специфичных правовых возможностей, предоставленных гражданину-потребителю, дополняющих права и обязанности любого покупателя, заказчика и тем самым конкретизирующих правовое положение гражданина-потребителя как
субъекта потребительского договора, позволяет говорить о том, что законодатель наделяет гражданина-потребителя целой совокупностью специальных (потребительских) прав, свойственных любому виду потребительского договора и направленных на обеспечение равенства участников таких договорных отношений.
1 Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей. Курс лекций. М., 1994. С. 18 - 19.
2 СЗ РФ. 2002. № 52 (ч.2). Ст. 5140.
3 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
4 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2003. № 27. Ст. 2700.
5 Товмасян А.Р. Обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара (работы, услуги) // Автореф. дис. ... кандидата юридических наук. М., 1999. С. 5,13.
6 Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (в ред. от 10.05.2001) // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2942; 2001. № 20. Ст. 2023.
7 Росимущество уничтожит 100 тысяч тонн товаров с Черкизовского рынка [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.klerk.ru/ boss/news/171717
8 В литературе высказываются различные мнения о природе установленного законом «разумного» срока в пределах двух лет. Так, высказано мнение, что, как следует из формулировки п. 2 ст. 477 ГК РФ, законодатель не считает данный срок гарантийным, однако «по своей природе он весьма близок к нему, ибо также является сроком, в течение которого товар должен соответствовать условиям договора о качестве: Гражданское право: Учеб.: в 3 т. Т. 2 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, К.М. Арсланов и др. Под. ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2009. С. 30. Данное мнение представляется обоснованным.
9 Законодательство Европейского экономического сообщества о защите прав потребителей. Серия «Законодательство зарубежных государств». М., 1994. С. 31-32.
10 Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. от 27.01.2009) // СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 482.