Научная статья на тему 'УРОКИ ИСТОРИИ В ТРАКТАТЕ РОБЕРТА БАРНЗА «ЖАЛОБА... КОРОЛЮ ГЕНРИХУ VIII» (1534)'

УРОКИ ИСТОРИИ В ТРАКТАТЕ РОБЕРТА БАРНЗА «ЖАЛОБА... КОРОЛЮ ГЕНРИХУ VIII» (1534) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБЕРТ БАРНЗ / ГЕНРИХ VIII ТЮДОР / РЕФОРМАЦИЯ / ЛЮТЕРАНСТВО / АНГЛИКАНСТВО / КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ПАПСТВО / ROBERT BARNES / HENRY VIII TUDOR / REFORMATION / LUTERANISM / ANGLICANISM / CATHOLIC CHURCH / PAPACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Софронова Лидия Владимировна, Селихова Нина Николаевна

Статья посвящена исследованию трактата английского реформатора лютеранского толка Роберта Барнза (1495-1540) «Жалоба … королю Генриху VIII». Сочинение было призвано доказать королю лояльность осужденного за ересь Барнза и показать лютеранство в привлекательной для короны форме. Сравнение двух изданий теста (1531 и 1534 гг.) показывает значительное увеличение исторического материала в поздней версии. Анализ упомянутых в трактате исторических событий и процессов демонстрирует намерение Р. Барнза показать антагонизм церкви и королевской власти. Духовенство изображено как предатель национальных интересов, проводник враждебной политики иностранного государства - папства. В светской и церковной истории Р. Барнз отбирает те моменты, которые были актуальны в условиях нарастания Реформации. Трактат предоставлял королю аргументы для продолжения наступления на католическую церковь и содействовал возникновению антиклерикальных настроений в английском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY LESSONS UNDER THE «SUPPLICATION UNTO... KING HENRY THE VIII» TREATISE BY ROBERT BARNES

The article is focused on the study of the English Lutheran reformer Robert Barnes’ (1495-1540) writing «Supplication unto … king Henry the VIII». The text was meant both to prove to the King the loyalty of Barnes convicted for the heresy and to demonstrate that Lutheranism could be suitable for the royalty. A comparison of two editions of the treatise (1531 and 1534) shows a significant increase in historical materials in the later version. Analysis of the historical events and processes mentioned in the writing demonstrates R. Barnes' intention to show the antagonism of the church and royalty. The clergy is portrayed as traitors of national interests and conductors of hostile policy of a foreign state - the Papacy. Barnes selects those moments in secular and ecclesiastical history, which have found the utmost urgency in the growing Tudor Reformation. The treatise provided the Crown with arguments to continue the offensive campaign against the Catholic Church and contributed to the rise of anticlerical attitudes in English society.

Текст научной работы на тему «УРОКИ ИСТОРИИ В ТРАКТАТЕ РОБЕРТА БАРНЗА «ЖАЛОБА... КОРОЛЮ ГЕНРИХУ VIII» (1534)»

KHAZINA, ANNA V. - Ph.D. in History, Chairperson, World History, Classical Disciplines and Law Department, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (annh1@yandex.ru )

SIDIROV, ARTEM A. - Master of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (arsid1996@gmail.com).

УДК 94(420)« 1531/1534»:94(42)«15»(093)

СОФРОНОВА Л.В., СЕЛИХОВА Н.Н. УРОКИ ИСТОРИИ В ТРАКТАТЕ РОБЕРТА БАРНЗА «ЖАЛОБА... КОРОЛЮ ГЕНРИХУ VIII» (1534)

Ключевые слова: Роберт Барнз, Генрих VIII Тюдор, Реформация, лютеранство, англиканство, католическая церковь, папство.

Статья посвящена исследованию трактата английского реформатора лютеранского толка Роберта Барнза (1495-1540) «Жалоба ... королю Генриху VIII». Сочинение было призвано доказать королю лояльность осужденного за ересь Барнза и показать лютеранство в привлекательной для короны форме. Сравнение двух изданий теста (1531 и 1534 гг.) показывает значительное увеличение исторического материала в поздней версии. Анализ упомянутых в трактате исторических событий и процессов демонстрирует намерение Р. Барнза показать антагонизм церкви и королевской власти. Духовенство изображено как предатель национальных интересов, проводник враждебной политики иностранного государства - папства. В светской и церковной истории Р. Барнз отбирает те моменты, которые были актуальны в условиях нарастания Реформации. Трактат предоставлял королю аргументы для продолжения наступления на католическую церковь и содействовал возникновению антиклерикальных настроений в английском обществе.

SOFRONOVA, L.V., SELIHOVA, N.N.

HISTORY LESSONS UNDER THE «SUPPLICATION UNTO ... KING HENRY THE VIII» TREATISE

BY ROBERT BARNES

Keywords: Robert Barnes, Henry VIII Tudor, Reformation, Luteranism, Anglicanism, catholic church, papacy.

The article is focused on the study of the English Lutheran reformer Robert Barnes' (1495-1540) writing «Supplication unto ... king Henry the VIII». The text was meant both to prove to the King the loyalty of Barnes convicted for the heresy and to demonstrate that Lutheranism could be suitable for the royalty. A comparison of two editions of the treatise (1531 and 1534) shows a significant increase in historical materials in the later version. Analysis of the historical events and processes mentioned in the writing demonstrates R. Barnes' intention to show the antagonism of the church and royalty. The clergy is portrayed as traitors of national interests and conductors of hostile policy of a foreign state - the Papacy. Barnes selects those moments in secular and ecclesiastical history, which have found the utmost urgency in the growing Tudor Reformation. The treatise provided the Crown with arguments to continue the offensive campaign against the Catholic Church and contributed to the rise of anticlerical attitudes in English society.

В последние десятилетия традиционные представления об англиканской Реформации Тюдоров подверглись серьезному пересмотру в рамках новейших направлений британской историографии - ревизионизма и постревизионизма [1]. Среди вопросов, вызвавших наиболее острую полемику ученых, был вопрос об антиклерикализме английского народа, как важнейшей предпосылке церковных преобразований [2, 3]. В трудах «новых историков» доказывается тезис о том, что антиклерикализм был не причиной, а результатом Реформации [4]. Настоящая статья нацелена на верификацию данного утверждения, которую мы намерены осуществить путем анализа трактата Роберта Барнза «Жалоба ... королю Генриху VIII». Сочинение содержит значительные по объему исторические экскурсы, включенные автором в ткань своего произведения. Ответ на вопрос о роли истории в исследуемом трактате составляет содержание данной статьи.

Роберт Барнз (1495-1540) - видный идеолог Тюдоровской Реформации - в момент написания данного сочинения находился в Германии, куда вынужден был в 1528 г бежать из-под стражи [5]. Он был арестован в 1526 г за чтение проповеди, которая была сочтена еретической, а также за распространение английской Библии в переводе У Тиндела [6]. Пройдя через судебное разбирательство, публичное покаяние, он едва избежал костра. Находясь в изгнании, Р. Барнз посетил Виттенберг и близко сошелся с Мартином Лютером, Филиппом Меланхтоном, Юстусом Йонасом и другими лютеранскими деятелями, а также с их покровителем - герцогом Саксонским.

В 1531 г. в Антверпене, где существовала неофициальная колония англичан-протестантов [7], в типографии Саймона Кокка увидело свет сочинение Р. Барнза. Оно было написано на английском языке и представляло собой корпус из десяти очерков, от первого из которых -«Жалоба всемилостивейшему государю, королю Генриху VIII» - оно и получило свое название -«Жалоба Роберта Барнза, доктора теологии, высочайшему и почтеннейшему государю, королю Генриху VIII» [8; мы пользовались новым изданием - 9]. Автор-эмигрант адресовал свою книгу

непосредственно королю и намеревался с ее помощью доказать свою лояльность Тюдорам. Этой цели служили первые три очерка. В первом Барнз обращался к Его Величеству с воззванием -разобрать его судебное дело 1526 года и на этом примере понять неправомочность доктрины «двух мечей» о приоритете духовного меча, то есть власти церкви, над светским мечом -государственной властью. Реформатор предлагал королю обрести полную власть в светских делах: «Ваша милость должна иметь полную власть над всеми мирскими делами, а епископы - только служить Слову Божию, и они не могут узурпировать ничего из того, что принадлежит Вашему мечу» [9, р. 504]. Во втором очерке реформатор предложил королю выяснить справедливость двадцати пяти предъявленных ему епископами обвинений [9, р. 512-529]. Здесь он обрушился с яростной критикой на деятельность церковных судов, обличая злоупотребления, предвзятость епископата, порочность папской теократии. В третьем очерке Р. Барнз, изложив историю своего ареста, суда и заключения, засвидетельствовал свою верность короне. В остальной части трактата автор излагал лютеранское вероучение с целью показать совместимость лютеранства с суверенитетом английской монархии и тем вариантом Реформации, к которой начинал склоняться Генрих VIII.

Р. Барнз отправил в Англию два экземпляра сочинения. Один был направлен самому королю, второй - лорд-канцлеру Томасу Мору (1478-1535). Тот пытался противодействовать распространению лютеранский идей и возвращению реформатора, но потерпел неудачу [10, с. 274278]. В 1532 г. Р. Барнз был приглашен вернуться в Англию, получил королевскую охранную грамоту, удостоился аудиенции у короля, а вскоре был назначен его капелланом [11]. Правительством были использованы и политические связи Р. Барнза в Германии: в течение последующих восьми лет он представлял Генриха VIII на встречах с немецкими протестантскими князьями, нацеленных на заключение союза между Англией и Шмалькальденской лигой.

Таким образом, трактат оправдал надежды автора. Казалось, что предназначенная ему роль уже исполнена. Однако в Лондоне в ноябре 1534 г. вышло второе переработанное издание «Жалобы» [12; нам оказалось доступной более поздняя версия издания - 13]. При сопоставлении его с редакцией 1531 года [14] обращает на себя внимание (среди других изменений) не только слегка измененное название («Жалоба всемилостивейшему государю, королю Генриху VIII»), но заметное расширение второго очерка за счет включения туда объемного исторического материала. Почему автор счел необходимой новую редакцию трактата, и какую роль играли исторические экскурсы и примеры, адресованные королю?

Как известно, в марте 1534 года был принят Акт о Супрематии, кардинально изменивший отношения церкви и государства. Генрих VIII стал главой английской церкви. В новых условиях некоторые разделы трактата утратили актуальность. Зато обострились иные проблемы, прежде всего, касающиеся королевского брака на Анне Болейн, деятельности церковных судов, церковной собственности. Решение этих проблем сопровождалось активной пропагандистской антиклерикальной компанией, организованной правительством Томаса Кромвеля [15]. Учитывая тесную связь Барнза с Кромвелем, можно предположить, что новая редакция «Жалобы» являлась частью данной компании.

Отметим, что использованный в трактате исторический материал касался исключительно темы взаимоотношений католической церкви и государственной власти и показывал процесс возрастания папской власти при усиливающемся ущемлении власти светских правителей. Духовенство во главе с папой всегда было и, подчеркивал реформатор, остается важнейшей политической силой во всех странах, особенно в Англии. Изначально светская власть доминировала над церковью - выборы папы должны были быть подтверждены императором или его экзархом [13, р. 186]. По словам Р. Барнза, начало папского вмешательства в дела европейских государей началось с понтификата Григорий III (731-741 гг.), когда папа выступил против византийского императора Льва III за его поддержку ереси иконоборчества [13, р. 186-187]. Реформатор даже утверждал, что римский понтифик попытался использовать свою власть, чтобы лишить императора его трона, что не является достоверным. Затем Р. Барнз обращался к английскому национальному самосознанию, указывая не только на то, что папство вмешивается во внутреннюю политику других стран, но и на то, что его инструментом всегда была Франция -давний противник Англии. По его словам, для усиления своей позиции в борьбе с Византией Григорий III вступил в союз с майордомом франков Карлом Мартеллом (здесь Барнз не упоминал

главную причину союза Рима с франками - угрозу со стороны лангобардов). Впоследствии, всякий раз, когда папа ссорился с императором или с другим европейским королем, он использовал французов для достижения своих целей [13, р. 192].

В истории раннесредневековой Франции Р. Барнз обращал внимание и на другой пример вмешательства главы католической церкви в дела государства - историю свержения последнего из Меровингов - Хильдерика III папой Захарием I. Понтифик сверг короля якобы потому, что тот был не способен управлять и под предлогом того, что Хильдерик ранее был монахом по имени Самуил. Но на самом деле, утверждал Барнз это было сделано из-за соглашения с Пипином. Захарий заточил Хильдерика в монастыре и сделал Пипина королем Франции. Процесс формирования всевластия церкви завершился, по мнению реформатора, при папе Иоанне XIII (здесь он ошибался, речь идет об Иоанне XII (955-964 гг.)) Альянс этого понтифика с Оттоном I, приведшим к подчинению Рима власти императора и, в перспективе, длительной борьбе за инвеституру, Р. Барнз трактовал как победу духовенства над светской властью. С этого времени, утверждал он, папство начало манипулировать делами Европы в своих интересах [13, р. 198].

Обращаясь к истории Англии, Р. Барнз проследил следующий modus operandi папы по отношению к государственной власти: если король достаточно слаб, то он используется папством для укрепления власти Рима внутри королевства и на международной арене; если король противостоит влиянию папы, духовенство составляет оппозицию своему монарху; если же первоначальная оппозиция не заставляет короля подчиниться римскому престолу, то духовенство отторгает от короля его подданных с помощью проповедей, интердикта и анафемы, предавая его папству - иностранной державе и, при необходимости, окончательно устраняет его. В качестве последнего шага, чтобы устрашить и удержать в подчинении его преемников, духовенство осквернит память свергнутого короля и канонизирует тех, кто его предал. Для иллюстрации он приводил примеры конфликтов с церковью королей Ричарда II и Генриха II и заключал: «Если были за 500 лет в этом королевстве какие-либо смуты против короля, то у их истоков всегда было духовенство» [13, р. 192]. Барнз, обращаясь к духовенству, писал: «Если вы сочтете необходимым, вы свергнете короля, императора или любого другого, кто встанет у вас на пути, как папа Захарий сверг короля Франции и поставил вместо него Пипина». «И без сомнения», - добавлял Барнс, обращаясь к королю, - «что они будут пытаться сделать то же самое или даже хуже, если Вы им не понравитесь» [13, р. 187].

Уроки истории, адресованные королю, касались насущных для Генриха VIII проблем. Первейшая из них - обоснование законности развода короля с Екатериной Арагонской и нового брака с Анной Болейн в январе 1533 г. Как известно, папа не одобрил эти матримониальные шаги Тюдора и интерпретировал их как адюльтер. Р. Барнз затронул данную тему в сюжете о низложении Хильдерика III. Церковь, одобряя этот акт, указывала, что Хильдерик жил в разврате, поэтому свержение последнего Меровинга произошло по закону христианской морали. «Если блуд, -рассуждал Р. Барнз, - это законная причина для свержения монарха, то почему они открыто не проповедуют об этом? Почему позволяют любому прелюбодею быть королем?» [13, р. 186-187]. Вопросы Барнза ставили английское духовенство в сложное положение: оно либо должно свергнуть Генриха VIII как прелюбодея, либо признать, что их предыдущие действия были ошибочны, а брак Генриха с Анной Болейн является законным. Ни одно из этих решений не могло улучшить отношения между королем и церковью. Предупреждая монарха об опасности, грозящей государству от духовенства, Барнз напоминал ему историю Иоанна Безземельного, которого папа отлучил от церкви, а духовенство с готовностью приняло интердикт и фактически передало власть французскому королю. Более того, именно представитель церкви - некий монах - отравил Иоанна, а церковь заранее отпустила ему этот грех [13, р. 189-190].

Реформатор утверждал, что духовенство всегда было «паразитом на теле королевства» и исторически никогда не вносило своей лепты на нужды страны. Обращаясь опять к истории Иоанна Безземельного, Р. Барнз напоминал, что когда тот попросил у клира «малую сумму» на защиту королевства, то получил отказ. В то же время ровно такая же сумма была отправлена в Рим по требованию папы. Автор «Жалобы» молчал однако о деспотизме и вымогательствах этого короля, которые и восстановили против него священство. Он предпочитал утверждать, что английские короли не получили и половины тех средств, что были отняты у его подданных в пользу папства [13, р. 194]. По этой причине Барнз признавал необходимость секуляризации церковной,

прежде всего монастырской собственности. И спустя два года после публикации «Жалобы» все монастырские имущества действительно перешли государству

Важнейший аспект власти церкви касался церковных судов, в ведении которых находился широкий спектр дел, регулировавших повседневную жизнь общества: о признании законности / незаконности брака, о законнорожденности / незаконорожденности, об утверждении завещаний, о праве наследования, о нарушении клятвы, о взыскании долгов, о ереси [16]. Церковная юрисдикция, основанная на каноническом праве, воспринималась реформаторами как незаконное ограничение судебных полномочий короны, к тому же она сопровождалась вымогательствами и нарушениями. Р. Барнз в качестве примера клерикальной тирании приводил свое дело 1526 г. В его предрождественской проповеди, произнесенной в Кембридже в конце 1525 года, усмотрели элементы ереси, он был арестован и предстал перед судом епископов. Описание Р. Барнзом процесса судебного разбирательства демонстрировало, что церковное судопроизводство является насмешкой, и что обвиняемый уже осужден одним лишь фактом обвинения [13, р. 223-226]. Реформатор уверял короля, что такое же отношение испытывают на себе все жители Англии, обвиняя духовенство в духовной, правовой и экономической тирании над англичанами в целом. Нападки Р. Барнза на церковные суды, несомненно, коррелировались с разрабатывавшейся в 15301532 гг. реформой канонического права и сокращением юрисдикции церковных трибуналов.

В кампании против духовенства Барнз также использовал свои знания не только светской, но и церковной истории, чтобы проследить эволюцию власти папства, продемонстрировать безнравственность пап и неапостольское происхождение многих духовных обычаев. Конечная цель использования церковной истории Барнсом такая же, как и его использование светской истории - уничтожить власть римского духовенства в Англии. Важно отметить, что в большем объеме факты из истории церкви содержатся не столько в «Жалобе», сколько в другом его сочинении - «Жизнеописания римских понтификов» (Vitae Romanorum Pontificum, 1536). Хотя этот труд был издан за границей (в лютеранском Виттенберге), он также адресовался Генриху VIII. В своем посвящении реформатор убеждал короля действовать на основании доказательств, которые он собирался в данном тексте представить, призывал наказывать клерикальные злодеяния и устранять клерикальную тиранию над английским троном и народом. «Только когда вы это сделаете, - говорил Барнз, - Вы действительно заслужите звание Защитника Веры» [17, р. 63; 18]. Как известно этот титул - Fidei defensor - был пожалован Генриху VIII в 1521 году по специальной булле папы Льва Х за книгу «В защиту семи таинств» (1521), направленную против Лютера. Р. Барнз призывал короля изменить свою позицию в церковных делах на прямо противоположную и отказаться от защиты папства, индульгенций, системы католических таинств.

При анализе любого исторического нарратива актуален вопрос о его исторических источниках, о методике работы с ними. Источниковую базу «Жалобы» составили известные позднесредневековые хроники и исторические повествования таких авторов как английский хронист Роберт Фабиан, французский хронист Жан Фруассар, итальянские историки Антонин Флорентийский, Эней Сильвий Пикколомини (папа Пий II), Рафаэль Маффеи (Волатеран), Бартоломео Сакки (Платина), а также немецкие протестантские историки Каспар Хедио и Иоганн Науклер. Однако большое число источников не сделало труд Барнза исторически достоверным. В данной связи И.Н. Осиновский справедливо назвал подход Р. Барнза к источникам «пропагандистским» [10, с. 223]. В исследовании Р. Пайнеаса приводятся многочисленные свидетельства манипуляции Р. Барнзом материалами упомянутых исторических повествований, подтасовки и прямого искажения фактов, лукавых умолчаний и тенденциозных интерпретаций [16].

Итак, использование истории в трактате Р. Барнза «Жалоба королю Генриху VIII» характеризуется следующими чертами. Прежде всего, реформатор широко использовал материалы хроник и исторических нарративов XIV-XVI вв., созданных английскими, французскими, итальянскими и немецкими авторами. Свидетельства источников достаточно произвольно и тенденциозно встраивались в повествование Барнза, так как, вероятно, были призваны выполнить определенную функцию. Эта функция становится понятной при выявлении тематики приведенных в трактате исторических сюжетов, которые касаются в основном анатагонизма католической церкви и королевской власти. История становления католической церкви представлена как процесс возрастания и упрочения власти Рима и, одновременно, обусловленного им процесса упадка и

ослабления власти светских правителей повсеместно в Европе и, особенно, в Англии. Духовенство рисуется Р. Барнзом исключительно как противник и предатель национальных интересов английского народа, содействующий оттоку значительных средств в казну другого государства -папства. В светской и церковной истории Р. Барнз отбирает те моменты, которые обрели предельную актуальность в условиях нарастания Реформации Тюдоров.

Время создания второй редакции трактата - с 1532 по 1534 гг. совпало с принятием Парламентом Реформации ряда антипапских законов, ограничивавших полномочия Рима в отношении английской церкви и общества. Уроки истории, преподанные Генриху VIII, предоставляли королю дополнительные аргументы для продолжения наступления на духовенство вплоть до полного отделения английской церкви от римско-католической. Публикация трактата в октябре 1534 г. создавала благоприятные условия для проведения антицерковного законодательства и последующей секуляризации монастырских имуществ. Учитывая тесную связь Барнза с идеологом Реформации Томасом Кромвелем, не приходится сомневаться, что сочинение Барнза стало орудием пропаганды абсолютистской политики Генриха VIII. Экскурсы в историю в трактате Барнза были призваны создать негативный образ католической церкви, и антиклерикальные настроения должны были стать естественной реакцией общества на такой образ. Широко известная сентенция, приписываемая советскому историку-марксисту М.Н. Покровскому о том, что «история - это политика, обращенная в прошлое», была хорошо знакома и тюдоровской историографии.

Литература и источники

1. Ерохин В.Н. Ревизионистское направление в современной британской историографии религиозной Реформации в Англии // Диалог со временем. - 2008. - № 24. - С. 327-351.

2. Софронова Л.В. Искушение квантификации: проблема антиклерикализма тюдоровского общества в британской историографии 1970-начала 1990-х годов // Диалог со временем. - 2008. - № 24. - С. 304-327.

3. Dickens A.G. The Shape of Anticlericalism and the English Reformation // Politics and Society in Reformation Europe. - London: Macmillan, 1987. - P. 379-400.

4. Haigh C. Anticlericalism and the English Reformation // The English Reformation Revised / Ed. by C. Haigh. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988 (2nd ed.) - P. 56-74.

5. Maas K.D. The Reformation and Robert Barnes: History, Theology and Polemic in Early Modern England. - Woodbridge (Suffolk, UK): Boydell & Brewer, 2010. - 250 p.

6. Чугунова Т.Г. Библия У. Тиндела: к специфике источника // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.

- 2016. - №3. - С. 101-105.

7. Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел. Историческая биография. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 241 с.

8. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge Henrye the eyght. Antwerp: Simon Cock, 1531.

9. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge henrye the eyght, 1531 // Barnes R. A critical Edition of R. Barnes' A Supplication Unto the Most Gracious Prince Kynge Henry the VIII, 1534 / Ed. by D.H. Parker. - Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press, 2008. - P. 485-697.

10. Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм. Гуманизм и Реформация. - М.: Наука, 1978. - 326 с.

11. Волкова Ю.А., Селихова Н.Н. Роберт Барнз и Англиканская Реформация // Современная научная мысль. - 2019. - № 4. -

C. 18-22.

12. Barnes R. Supplicacion vnto the most gracyous prynce Henry the VIII. - London: J. Byddell, 1534.

13. Barnes R. Supplication unto the Most Gracious Prince King Henry VIII // The whole workes of W.Tyndall, Iohn Frith, and doct. Barnes, three wotrhy martyrs: and principall teachers of this churche of England / Ed. by J. Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573.

- 885 p.

14. Cargill Thompson W.D.J. The Sixteenth-Century Editions of "A Supplication Unto King Henry The Eighth" by Robert Barnes,

D.D.: A Footnote To The History Of The Royal Supremacy // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. - Vol. 3. - No.2.

- 1960. - P. 133-142.

15. PardueB.C. Printing, Power, and Piety: Appeals to the Public during the Early Years of the English Reformation. - Leiden-Boston: Brill, 2012. - 236 p.

16. Houlbrooke R. Church Courts and the People During the English Reformation. - Oxford: Oxford University Press, 1979. - 304 p.

17. Pineas R. Robert Barnes's polemical use of history // Bibliothèque Humanisme et Renaissance. - 1964. - № 1. - P. 55-69.

18. Barnes R. Vita Romanorum Pontificum. The Lives of the Popes // Barnes R. The Reformation Essays of Dr. Robert Barnes, Chaplain to Henry VIII / Ed. by N. Tjernagel. - Eugen (Oregon, USA): Wipf and Stock Publishers, 2007. - P. 112 etc.

References and Sources

1. Erohin V.N. Revizionistskoe napravlenie v sovremennoj britanskoj istoriografii religioznoj Reformacii v Anglii // Dialog so vremenem. - 2008. - № 24. - S. 327-351.

2. Sofronova L.V. Iskushenie kvantifikacii: problema antiklerikalizma tyudorovskogo obshchestva v britanskoj istoriografii 1970-nachala 1990-h godov // Dialog so vremenem. - 2008. - № 24. - S. 304-327.

3. Dickens A.G. The Shape of Anticlericalism and the English Reformation // Politics and Society in Reformation Europe. - London: Macmillan, 1987.

- P. 379-400.

4. Haigh C. Anticlericalism and the English Reformation // The English Reformation Revised / Ed. by C. Haigh. - Cambridge: Sambridge University Press, 1988 (2nd ed.) - P. 56-74.

5. Maas K.D. The Reformation and Robert Barnes: History, Theology and Polemic in Early Modern England. - Woodbridge (Suffolk, UK): Boydell & Brewer, 2010. - 250 p.

6. Chugunova T.G. Bibliya U. Tindela: k specifike istochnika // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2016. - №3. - S. 101105.

7. Chugunova T.G. Uil'yam Tindel. Istoricheskaya biografiya. - N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2014. - 241 s.

8. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge Henrye the eyght. Antwerp: Simon Cock, 1531.

9. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge henrye the eyght, 1531 // Barnes R. A critical Edition of R. Barnes' A Supplication Unto the Most Gracious Prince Kynge Henry the VIII, 1534 / Ed. by D.H. Parker. - Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press, 2008. - P. 485-697.

10. Osinovskij I.N. Tomas Mor: utopicheskij kommunizm. Gumanizm i Reformaciya. - M.: Nauka, 1978. - 326 s.

11. Volkova Yu.A., Selihova N.N. Robert Barnz i Anglikanskaya Reformaciya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - N° 4. - S. 18-22.

12. Barnes R. Supplicacion vnto the most gracyous prynce Henry the VIII. - London: J. Byddell, 1534.

13. Barnes R. Supplication unto the Most Gracious Prince King Henry VIII // The whole workes of W.Tyndall, Iohn Frith, and doct. Barnes, three wotrhy martyrs: and principall teachers of this churche of England / Ed. by J. Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573. - 885 p.

14. Cargill Thompson W.D.J. The Sixteenth-Century Editions of "A Supplication Unto King Henry The Eighth" by Robert Barnes, D.D.: A Footnote To The History Of The Royal Supremacy // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. - Vol. 3. - No.2. - 1960. - P. 133-142.

15. Pardue B.C. Printing, Power, and Piety: Appeals to the Public during the Early Years of the English Reformation. - Leiden-Boston: Brill, 2012. -236 p.

16. Houlbrooke R. Church Courts and the People During the English Reformation. - Oxford: Oxford University Press, 1979. - 304 p.

17. Pineas R. Robert Barnes's polemical use of history // Bibliothèque Humanisme et Renaissance. - 1964. - № 1. - P. 55-69.

18. Barnes R. Vita Romanorum Pontificum. The Lives of the Popes // Barnes R. The Reformation Essays of Dr. Robert Barnes, Chaplain to Henry VIII / Ed. by N. Tjernagel. - Eugen (Oregon, USA): Wipf and Stock Publishers, 2007. - P. 112 etc.

СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. СЕЛИХОВА НИНА НИКОЛАЕВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (selikhova.mail@mail.ru)

SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Associate Professor, Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina (lidiasof@yandex.ru).

SELIHOVA, NINA N. - Master's student of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after I.I. K. Minin.

УДК 94(430+450)«14/15»:32.001

ВОЛКОВА Ю.А., РОДИОНОВ А.В., ИУДИН В.Д. К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI ВВ.

Ключевые слова: политическая мысль, гуманизм, гуситы, Никколо Макиавелли, М. Лютер, Ж.Кальвин, республика, светское государство.

В статье исследуются политические идеи в области государственного устройства выдающегося итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. При этом отмечается, что предпосылки возникновения позднегуманистической тенденции европейской политической мысли, отличающейся известной независимостью от «теологического» контекста, можно хронологически отнести еще к концу первой четверти XV века. Анализируется трансформация идей об организации светского государства в программных документах гуситов и сочинениях М. Лютера и Ж Кальвина. Показан переход от критики Римского интернационализма к политическому реализму. Делается вывод о том, что реформаторы не видели преобразования церкви без радикальных и быстрых институциональных политических изменений. Подчёркивается мысль о переосмыслении государственного устройства на территории европейский государств в XV-XVI вв.

VOLKOVA, J.A., RODIONOV, A.V., IUDIN, V.D. TO THE QUESTION ON THE DEVELOPMENT TRENDS OF EUROPEAN POLITICAL THOUGHT IN CENTRAL

AND SOUTHERN EUROPE IN THE XV-XVI CENTURIES

Keywords: political thought, humanism, Hussites, Niccolo Machiavelli, M. Luther, J. Calvin, republic, secular state.

In the article researched the political ideas in the field of state structure of the outstanding Italian thinker Niccolo Machiavelli. At the same time, it is noted that the preconditions for the emergence of the late humanistic tendency of European political thought, which is distinguished by a certain independence from the "theological" context, can be chronologically dated back to the end of the first quarter of the XV century. It is analyzed the transformation of ideas on the organization of a secular state in the program documents of the Hussites and the works of M. Luther and J. Calvin. It is showed the transition from criticism of Roman internationalism to political realism. It is concluded that the reformers did not see the transformation of the church without radical and rapid institutional political changes. It is emphasized the idea of rethinking the state structure on the territory of European states in the XV-XVI centuries.

В отечественной историографии начало развития европейской политической мысли, как правило, относят к деятельности выдающегося флорентийского политического деятеля и мыслителя - Никколо Макиавелли (1469-1527). И это не случайно. Ведь в творчестве Макиавелли размышления о государственном устройстве получили по-настоящему новое выражение [1, с.158]. Стоит отметить, что особенностью сочинений Макиавелли (главным образом, работ «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия») считаются применение подхода, связанного с рассмотрением морально-нравственного аспекта деятельности «государей» в рамках развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.