Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI ВВ.'

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ГУМАНИЗМ / ГУСИТЫ / НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ / М. ЛЮТЕР / Ж.КАЛЬВИН / РЕСПУБЛИКА / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / POLITICAL THOUGHT / HUMANISM / HUSSITES / NICCOLO MACHIAVELLI / M. LUTHER / J. CALVIN / REPUBLIC / SECULAR STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волкова Юлия Алексеевна, Родионов Артём Валерьевич, Иудин Василий Дмитриевич

В статье исследуются политические идеи в области государственного устройства выдающегося итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. При этом отмечается, что предпосылки возникновения позднегуманистической тенденции европейской политической мысли, отличающейся известной независимостью от «теологического» контекста, можно хронологически отнести еще к концу первой четверти XV века. Анализируется трансформация идей об организации светского государства в программных документах гуситов и сочинениях М. Лютера и Ж Кальвина. Показан переход от критики Римского интернационализма к политическому реализму. Делается вывод о том, что реформаторы не видели преобразования церкви без радикальных и быстрых институциональных политических изменений. Подчёркивается мысль о переосмыслении государственного устройства на территории европейский государств в XV-XVI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ON THE DEVELOPMENT TRENDS OF EUROPEAN POLITICAL THOUGHT IN CENTRAL AND SOUTHERN EUROPE IN THE XV-XVI CENTURIES

In the article researched the political ideas in the field of state structure of the outstanding Italian thinker Niccolo Machiavelli. At the same time, it is noted that the preconditions for the emergence of the late humanistic tendency of European political thought, which is distinguished by a certain independence from the "theological" context, can be chronologically dated back to the end of the first quarter of the XV century. It is analyzed the transformation of ideas on the organization of a secular state in the program documents of the Hussites and the works of M. Luther and J. Calvin. It is showed the transition from criticism of Roman internationalism to political realism. It is concluded that the reformers did not see the transformation of the church without radical and rapid institutional political changes. It is emphasized the idea of rethinking the state structure on the territory of European states in the XV-XVI centuries.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI ВВ.»

6. Chugunova T.G. Bibliya U. Tindela: k specifike istochnika // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2016. - №3. - S. 101105.

7. Chugunova T.G. Uil'yam Tindel. Istoricheskaya biografiya. - N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2014. - 241 s.

8. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge Henrye the eyght. Antwerp: Simon Cock, 1531.

9. Barnes R. A supplicatyon made by Robert Barnes, doctoure in diuinite vnto the most excellent and redoubted prince kinge henrye the eyght, 1531 // Barnes R. A critical Edition of R. Barnes' A Supplication Unto the Most Gracious Prince Kynge Henry the VIII, 1534 / Ed. by D.H. Parker. - Toronto-Buffalo-London: University of Toronto Press, 2008. - P. 485-697.

10. Osinovskij I.N. Tomas Mor: utopicheskij kommunizm. Gumanizm i Reformaciya. - M.: Nauka, 1978. - 326 s.

11. Volkova Yu.A., Selihova N.N. Robert Barnz i Anglikanskaya Reformaciya // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2019. - N° 4. - S. 18-22.

12. Barnes R. Supplicacion vnto the most gracyous prynce Henry the VIII. - London: J. Byddell, 1534.

13. Barnes R. Supplication unto the Most Gracious Prince King Henry VIII // The whole workes of W.Tyndall, Iohn Frith, and doct. Barnes, three wotrhy martyrs: and principall teachers of this churche of England / Ed. by J. Foxe. - London: Printed by J. Daye, 1573. - 885 p.

14. Cargill Thompson W.D.J. The Sixteenth-Century Editions of "A Supplication Unto King Henry The Eighth" by Robert Barnes, D.D.: A Footnote To The History Of The Royal Supremacy // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. - Vol. 3. - No.2. - 1960. - P. 133-142.

15. Pardue B.C. Printing, Power, and Piety: Appeals to the Public during the Early Years of the English Reformation. - Leiden-Boston: Brill, 2012. -236 p.

16. Houlbrooke R. Church Courts and the People During the English Reformation. - Oxford: Oxford University Press, 1979. - 304 p.

17. Pineas R. Robert Barnes's polemical use of history // Bibliothèque Humanisme et Renaissance. - 1964. - № 1. - P. 55-69.

18. Barnes R. Vita Romanorum Pontificum. The Lives of the Popes // Barnes R. The Reformation Essays of Dr. Robert Barnes, Chaplain to Henry VIII / Ed. by N. Tjernagel. - Eugen (Oregon, USA): Wipf and Stock Publishers, 2007. - P. 112 etc.

СОФРОНОВА ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. СЕЛИХОВА НИНА НИКОЛАЕВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (selikhova.mail@mail.ru)

SOFRONOVA, LIDIA V. - Doctor of History, Associate Professor, Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina (lidiasof@yandex.ru).

SELIHOVA, NINA N. - Master's student of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after I.I. K. Minin.

УДК 94(430+450)«14/15»:32.001

ВОЛКОВА Ю.А., РОДИОНОВ А.В., ИУДИН В.Д. К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI ВВ.

Ключевые слова: политическая мысль, гуманизм, гуситы, Никколо Макиавелли, М. Лютер, Ж.Кальвин, республика, светское государство.

В статье исследуются политические идеи в области государственного устройства выдающегося итальянского мыслителя Никколо Макиавелли. При этом отмечается, что предпосылки возникновения позднегуманистической тенденции европейской политической мысли, отличающейся известной независимостью от «теологического» контекста, можно хронологически отнести еще к концу первой четверти XV века. Анализируется трансформация идей об организации светского государства в программных документах гуситов и сочинениях М. Лютера и Ж Кальвина. Показан переход от критики Римского интернационализма к политическому реализму. Делается вывод о том, что реформаторы не видели преобразования церкви без радикальных и быстрых институциональных политических изменений. Подчёркивается мысль о переосмыслении государственного устройства на территории европейский государств в XV-XVI вв.

VOLKOVA, J.A., RODIONOV, A.V., IUDIN, V.D. TO THE QUESTION ON THE DEVELOPMENT TRENDS OF EUROPEAN POLITICAL THOUGHT IN CENTRAL

AND SOUTHERN EUROPE IN THE XV-XVI CENTURIES

Keywords: political thought, humanism, Hussites, Niccolo Machiavelli, M. Luther, J. Calvin, republic, secular state.

In the article researched the political ideas in the field of state structure of the outstanding Italian thinker Niccolo Machiavelli. At the same time, it is noted that the preconditions for the emergence of the late humanistic tendency of European political thought, which is distinguished by a certain independence from the "theological" context, can be chronologically dated back to the end of the first quarter of the XV century. It is analyzed the transformation of ideas on the organization of a secular state in the program documents of the Hussites and the works of M. Luther and J. Calvin. It is showed the transition from criticism of Roman internationalism to political realism. It is concluded that the reformers did not see the transformation of the church without radical and rapid institutional political changes. It is emphasized the idea of rethinking the state structure on the territory of European states in the XV-XVI centuries.

В отечественной историографии начало развития европейской политической мысли, как правило, относят к деятельности выдающегося флорентийского политического деятеля и мыслителя - Никколо Макиавелли (1469-1527). И это не случайно. Ведь в творчестве Макиавелли размышления о государственном устройстве получили по-настоящему новое выражение [1, с.158]. Стоит отметить, что особенностью сочинений Макиавелли (главным образом, работ «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия») считаются применение подхода, связанного с рассмотрением морально-нравственного аспекта деятельности «государей» в рамках развития

позднегуманистической тенденции и полная независимость от «теологического» контекста. Это был первый мыслитель XVI века, который обратился к вопросу о лучшем государственном устройстве без привязки к религиозным вопросам.

Однако следует подчеркнуть, что вопросы об изменениях в политической сфере в данном ключе еще до Макиавелли начали рассматривать идейные вдохновители борьбы с римско-католической церковью. В программных документах и сочинениях реформаторов неоднократно встречаются размышления о светском начале [2, с. 36-38]. В этой связи предпосылки возникновения позднегуманистической тенденции европейской политической мысли можно хронологически относить еще к концу первой четверти XV века. Именно в этот период начались поиски наиболее благоприятной формы развития политической системы. В эпоху гуситских войн, а впоследствии и реформационных процессов внимание стало уделяться не только вопросам, связанным с церковным переустройством, но и темам, затрагивающим светские основы. Важно понимать, что церковные преобразования были бы невозможны без преобразований в государственном устройстве, а именно без ответной реакции светских феодалов католическому гнёту. Стоит подчеркнуть, что Ян Гус был первопроходцем в обращении к власти с просьбой об изгнании продажных монахов. Таким образом, знамя антикатолического движения переросло в национальное и привело к сплочению большинства общественных элементов [3, с. 121-143].

Отметим, что развитие гуситского движения и его разделение на «каликстинов» («чашечников») и «таборитов», основанное на принципе возрастания степени радикальности (подтверждением чему, в частности, служит возникновение групп «адамитов», превзошедших последних в отношении крайности требований), стало своеобразным индикатором наступления переходного периода от раннереформационной тенденции развития европейской политической мысли к позднегуманистической. Обращает на себя внимание то, что в это время табориты, как впоследствии и Макиавелли, указывали на необходимость установления республиканской власти. По их мнению, только бог мог стоять в центре власти, а люди сами должны вершить земные дела. Налоги и феодальные права должны быть отменены. Всё это активизировало народные массы на борьбу против угнетения. Также стоит уделить внимание четвёртой статье «Пражских статей», которые провозгласили чашечники, где прослеживается стремление к отказу от феодальной иерархии и призыв к равенству людей [3].

Гуситские войны наложили отпечаток на деятельность реформаторов XVI века, в частности на Мартина Лютера. Стоит отметить, что его программные документы также не обошлись без рассуждений о политическом устройстве и роли личности в государстве. Несмотря на явную спорность ряда идей М. Лютера, можно с уверенностью заявить, что именно он впервые дал западному человеку новое видение и понимание государственного устройства. Первый важный трактат, в котором Лютер столкнулся с социальными проблемами - «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» - касался практической проблемы достижения быстрых и радикальных институциональных изменений. В этой работе он стремилась пробудить в немецкоязычном мире негодование по поводу иностранного господства [4, р. 104].

На оси религиозно-государственных отношений особое внимание Лютера сосредоточено на целях гражданского послушания, ограничениях светской силы и призвании христианина в гражданские дела. Подобно Яну Гусу, Лютер энергично отстаивал новые порядки. Хотя первоначально он призывал только к реформе папства. Верующие должны осуществлять светскую власть, как это делает Папа. Церковь, как институт, подчёркивал Лютер, не должна была соперничать с политическими силами. Светская власть должна была обеспечивать нужды бедных и нуждающихся, а ещё лучше если она могла подавлять их нищенство и праздность. Восхваление Лютером светского закона объясняет его неприятие утверждения анабаптистов о том, что среди истинных христиан только слово Евангелия считается законом. В книге «О светской власти» он показал, что светское право необходимо в мире. Он утверждал, что христиане должны использовать светский закон, а не игнорировать мировые дела. В трактовке Лютера, церковь должна была заботится о духовной справедливости, в то время как светские правители несли ответственность за обеспечение внешнего мира и предотвращение злых дел. Это увязывалось с тем, что люди выступали одновременно и как духовные, и как темпоральные существа. В понимании М. Лютера, если бы существовало только светское правительство, лицемерие было бы неизбежно, даже тогда, когда проведение соответствует Божьим заповедям, потому что без

Святого Духа никто не может быть истинно праведным, какими бы прекрасными ни были бы его дела. Но духовный закон, который управляет истинными христианскими душами, сам по себе недостаточен, потому что он не имеет влияния на земное зло. В данном контексте, христианин нуждается в светском законе, чтобы предотвратить распространение злодеяний [5, р. 56-67].

Призыв Лютера к верующим действовать как христианам в рамках светского мира, чтобы реализовать свои обязательства перед ближним стал блестящей демонстрацией взаимосвязи светского и священного. Пародоксальный политический подтекст его состоял в том, что христианин обязан повиноваться светскому князю, чтобы жить как истинный христианин. Результатом этого стало развитие в германских землях особого рода власти, которая была узаконена не её действиями, а её простым существованием. Граждане повиновались ей не потому что она вершила правосудие, скорее повиновение было обязанностью, обусловленной высшей, священной властью [7, р. 78-85]. Кстати, в отличии от Лютера, Ж.Кальвин развивал идею о том, что церковь должна отвечать за свои собственные дела, а не подчиняться гражданским властям. Кальвин больше, чем Лютер думал о том какую форму должна принять политическая система -будь то монархия, аристократия или демократия. Кальвин утверждал, что правительство так же полезно, как хлеб, вода, солнце и воздух, которым мы дышим. Власть, которую Кальвин предоставлял светскому правлению, трактовалась как ограниченная. Он выделял три различных субъекта, вовлечённых в политику: магистраты, которые являются стражами закона, сами законы и народ, который подчиняется законам. Но их подчинение законам не должно было противоречить их обязательствам [8, р. 22-30].

На фоне отмеченных лидеров Реформации, обращаясь к теме взаимосвязи религии и политики, Макиавелли часто ссылался на политическую полезность религии. В его понимании, религия имеет несколько различимых функций. Это лучший общественный инструмент для внушения страха и благоговения и для убеждения публики в послушании. Хотя большая часть его сочинений не являлась вполне совместимой с серьёзной приверженностью христианству, он полагал, что христианство можно приспособить к нуждам современного государства. Его враждебность была направлена не против христианина, как такого, и даже не против развращённости ренессансного папства, а против специфической временной римско-католической церкви, которую он считал главной причиной трагической разобщённости Италии [6, р. 228-231].

В данном контексте, наиболее благоприятной формой государственного устройства для него являлась республика. Республиканские институты выступали для Макиавелли основной парадигмой политического развития, которые сочетались с качеством и стилем жизни, считавшимися мыслителем благородными и достойными похвалы. Но в то же время Макиавелли учитывал также пользу единоличного правления. В частности, он подчёркивал, что оно необходимо для создания хорошо организованного общества, как временная мера его выживания в периоды крайних кризисов. Тем не менее, всё же лучшим режимом для спокойных времён в его понимании была республика, в которой власть разделяется главным магистратом (или магистратами) со «многими» [9].

Цель правителя, если он остается верным своей великой миссии, состояла не в том, чтобы прославлять свою собственную власть, а в том, чтобы использовать эту власть для построения институционального порядка по республиканским линиям. Если республика по своему выбору или необходимости стремится к экспансии за пределы своих границ, то она должна, как это делал Рим, обеспечивать и поощрять участие многих. В свою очередь, это неизбежно ведёт к конфликту между различными элементами общества. В данной связи, только хорошие законы и институты могли сдерживать неизбежные при этом беспорядки в рамках дозволенного [7, р. 78-85].

Таким образом, в целом, можно считать очевидным, что развитие политической мысли в Центральной и Южной Европе началось с последователей Яна Гуса. Но мысли и идеи реформаторов ещё чрезвычайно тесно переплетались с теологической составляющей, так как изменение одного невозможно без изменения другого. И лишь при Н. Макиавелли произошел процесс трансформации политической мысли, который нашел выражение, прежде всего, в ее освобождении от схоластической зависимости. Исследуя различные процессы, явления и события, описанные в известных ему исторических источниках, Макиавелли попытался максимально подробно проанализировать деятельность возглавлявших государства политиков и выработать своеобразное наставление для малоопытных «государей». В частности, Макиавелли предложил в

своих сочинениях аналитический обзор неудачных военных кампаний, акцентируя внимание на сущности и характере допущенных полководцами ошибок, вписывая рассуждения в общий контекст европейской политической традиции.

В целом, нужно указать на поразительное сходство общих подходов реформаторов и Макиавелли, говоривших о необходимости передать власть народу, обособить светскую власть от церкви и, в лучшем случае, установить республику. Тем не менее мы не можем говорить о полном сходстве их идей. Следует отметить ключевое, на наш взгляд, противоречие, которые существует между мыслителями. Если у Макиавелли социальная и политическая философия опирались в первую очередь на сильный коллектив граждан, причем он выделял «Мы-государство» [10, с.512], то, например, внимание Лютера сосредотачивалось, главным образом, на индивидуальной совести человека перед Богом. Преобладающее пастырское стремление Лютера обращаться к личности, как полагаем, во многом скрывало его недоверие к коллективным человеческим действиям, отражая его скептицизм относительно того, будут ли люди действовать сообща на благо всех. И это не случайно. Ведь Лютер, извлекая уроки из крестьянского восстания, указывал на то, что человеческие субъекты действуют по-разному в группах; бунты - это всегда деятельность во множественном числе [11, с.824]. Но в таких случаях образование и должное воспитание, по мнению Макиавелли, способны сдержать низменные черты гражданина, а не только вдохновить его на восстания [12, с.7].

Несмотря на все противоречия, мы можем отметить, что указанных выше мыслителей их деятельность привела к переосмыслению человеческого субъекта и к выработке новых интерпретаций отношений между религией и государством. А поднятые вопросы об эффективном управлении в XV-XVI вв. стали отправной точкой для развития европейских государств последующих столетий.

Литература и источники

1. ЮсимМ.А. Этика Макиавелли. - М.: Наука, 1990.

2. Волкова Ю.А., Селихова Н.Н. К вопросу о влиянии идей Джона Уиклифа на Англиканскую Реформацию // Исторический бюллетень. - 2019. - № 4.

3. РубцовБ.Т. Гуситские войны. - М., 1955.

4. Pecknold C.C. Christianity and Politics. - Oregon: Cascade books, 2010.

5. Germino D. Machiavelli to Marx: Modern Western Political Thought. Chicago and - London: The University of Chicago Press, 1972.

6. Morse D., Thompson W. History of Political Ideas. Columbia and London: University of Missouri Press, 1984.

7. Maclntyre A. A Short History of Ethics: A History of Moral Philosophy from Homeric Age to the twenty century. London, 1998.

8. WalzerM. The Revolution of the Saints: A Study in the Origins of Radical Politics. - London: Harward Unversity Press, 1965.

9. ТолстенкоА.М. «Политический разум» Никколо Макиавелли // Вестник СПбГУ. - 2009. - Вып. 4. - С. 221-229.

10. Макиавелли Н. Государь. - СПб: Азбука, 2017.

11. ЛютерМ. О Вавилонском пленении церкви. - СПб.: Азбука, 2017.

12. Софронова Л.В., Хазина А.В. Школа Св. Павла в Лондоне: ренессансная модель организации школьного дела // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 4 (21).

References and Sources

1. Yusim M.A. Etika Makiavelli. - M.: Nauka, 1990.

2. Volkova Yu.A., Selihova N.N. K voprosu o vliyanii idej Dzhona Uiklifa na Anglikanskuyu Reformaciyu // Istoricheskij byulleten'. - 2019. - № 4.

3. Rubcov B.T. Gusitskie vojny. - M., 1955.

4. Pecknold C.C. Christianity and Politics. - Oregon: Cascade books, 2010.

5. Germino D. Machiavelli to Marx: Modern Western Political Thought. Chicago and - London: The University of Chicago Press, 1972.

6. Morse D., Thompson W. History of Political Ideas. Columbia and London: University of Missouri Press, 1984.

7. Maclntyre A. A Short History of Ethics: A History of Moral Philosophy from Homeric Age to the twenty century. London, 1998.

8. Walzer M. The Revolution of the Saints: A Study in the Origins of Radical Politics. - London: Harward Unversity Press, 1965.

9. Tolstenko A.M. «Politicheskij razum» Nikkolo Makiavelli // Vestnik SPbGU. - 2009. - Vyp. 4. - S. 221-229.

10. Makiavelli N. Gosudar'. - SPb: Azbuka, 2017.

11. Lyuter M. O Vavilonskom plenenii cerkvi. - SPb.: Azbuka, 2017.

12. Sofronova L.V., Hazina A.V. SHkola Sv. Pavla v Londone: renessansnaya model' organizacii shkol'nogo dela // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2017. - № 4 (21).

ВОЛКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

РОДИОНОВ АРТЁМ ВАЛЕРЬЕВИЧ - студент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

ИУДИН ВАСИЛИИ ДМИТРИЕВИЧ - студент Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

VOLKOVA, JULIA A. - University Lecturer of Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (yulyavolkova1395@mail.ru).

RODIONOV, ARTEM V. - student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (artem_rodioniv_1998@inbox.ru) .

IUDIN, VASILIY D. - student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (iudinvd1998@mail.ru).

УДК 94(470.6).06/07:373

ХАЧИДОГОВ Р.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX ВВ. И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Ключевые слова: образование, аманаты, грамотность, Северный Кавказ, российская государственность, школы.

В статье анализируется специфика системы образования на Северном Кавказе, развитие учебных учреждений в регионе в период XVIII - середины XIX вв. Северный Кавказ является поликонфессиональным регионом, что обуславливает необходимость тщательного подхода к образовательной политике с учетом имеющегося расслоения населения. Отмечается, что проблема развития образования на Северном Кавказе всегда ставилась в центр национальной и социальной политики государства. На основе проведенного исследования автором делается вывод о том, что сложившаяся на территории Северного Кавказа система образования и ее развитие в указанный период сыграла важную роль в создании единого образовательного пространства Российской империи.

HACHIDOGOV, R.A.

EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE TERRITORY OF THE NORTH CAUCASUS IN THE XVIII - MID OF THE XIX CENTURIES AND THEIR INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Keywords: education, amanats, literacy, North Caucasus, Russian statehood, schools.

In the article analyzes the specifics of the education system in the North Caucasus, the development of educational institutions in the region during the XVIII - XIX centuries. The North Caucasus is a multiconfessional region, which necessitates a thorough approach to educational policy, considering the existing stratification of the population. It is noted that the problem of the development of education in the North Caucasus has always been put at the center of the national and social policy of the state. Based on the research, the author concludes that the education system that developed in the territory of the North Caucasus and its development during this period played an important role in creating a single educational space of the Russian Empire.

В современный период государственной политике в сфере образования уделяется особое внимание, поскольку образование населения - важнейший показатель экономического, социального, культурного развития государства и общества. Учитывая значимость системы просвещения данная сфера государственных интересов является приоритетным направлением социальной политики, что подтверждается проводимыми реформами в области просвещения и высшего образования. Безусловно, от российской образовательной системы во многом зависит будущее страны. При этом на каждом этапе эволюции государства уровень образования, его доступность, существенно различаются и зависят от ряда показателей: политической ситуации в стране, культурных и национальных особенностей, географической и социальной среды и т.д.

Для того чтобы оценить перспективы развития образовательной сферы необходимо изучать и анализировать генезис формирования образовательных учреждений, особенности их функционирования в различные периоды времени, поскольку без истории нет будущего.

Развитие экономики Российской империи, международных торговых отношений, присоединение части территорий Северного Кавказа в конце XVIII - начале XIX вв. обусловило формирование замкнутой сословной системы просвещения и образования, оказавшей существенное влияние на политику российского государства, что благоприятным образом отразилось на процессе освоения территории Северного Кавказа.

Северный Кавказ представлял собой один из регионов Российской империи, который характеризовался особым разнообразием этносов, народностей, проживавших на его территории, поэтому опыт образовательной политики в регионе и ее встраивания в общероссийское образовательное пространство выступал своеобразным показателем эффективности государственного управления. Образовательная политика в указанном регионе в период существования Российской Империи обладала рядом специфических особенностей. Прежде всего, в ней отражался разрозненный характер расселения ряда народностей, проживавших на территории Северного Кавказа. Для населения региона характерен был высокий уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.