Научная статья на тему 'РОБЕРТ БАРНЗ И АНГЛИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ'

РОБЕРТ БАРНЗ И АНГЛИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБЕРТ БАРНЗ / КЕМБРИДЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ОБЩИНА АВГУСТИНЦЕВ / МАРТИН ЛЮТЕР / ГЕНРИХ VIII / АННА КЛЕВСКАЯ / РЕФОРМАЦИЯ / АНАБАПТИСТЫ / ИИСУС ХРИСТОС / ROBERT BARNES / UNIVERSITY OF CAMBRIDGE / AUGUSTINIAN COMMUNITY / MARTIN LUTHER / HENRY VIII / ANNA KLEVSKAYA / REFORMATION / ANABAPTISTS / JESUS CHRIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волкова Юлия Алексеевна, Селихова Нина Николаевна

В статье исследуются биография и основные идеи политического и религиозного деятеля Роберта Барнза (1491-1541), рассматривается влияние Барнза на общину августинцев. Стоит отметить, что после его нововведений община внесла значительный вклад в развитие книжного знания в ученой среде Англии первой четверти XVI в. Делается вывод о приверженности Р. Барнза идеям М. Лютера и рассматривается отход Барнза от католической церкви в реформистское крыло. Показаны взаимоотношения Генриха VIII и Роберта Барнза до англиканской Реформации и после. Исследуется его проповедническая и литературная деятельность. Интересным для исследователей при анализе последней проповеди становится факт, который показывает Р. Барнза, в свое время последовавшего за идеями М. Лютера, как католика, исповедующего учение о Святой Троице, и почитавшего Богородицу, от которой воплотился Иисус Христос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBERT BARNES AND ANGLICAN REFORMATION

In the article researched the biography and basic ideas of the political and religious figure Robert Barnes (1491-1541). It is examined the influence of Barnes on the Augustinian community. It is worth noting that after his innovations, the community made a significant contribution to the development of book knowledge in the learned environment of England in the first quarter of the 16th century. It is concluded that Robert Barnes was committed to the ideas of M. Luther and the departure from the Catholic Church into the reformist wing. It is shown the relationship between Henry VIII and Robert Barnes before and after the Anglican Reformation. It is investigated his preaching and literary activity. An interesting fact for researchers when analyzing the last sermon is the fact that shows R. Barnza, who at one time followed the ideas of M. Luther, as a Catholic who professes the doctrine of the Holy Trinity and honors the Virgin, from whom Jesus Christ was embodied.

Текст научной работы на тему «РОБЕРТ БАРНЗ И АНГЛИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ»

УДК 94(415)« 1485/1603»Барнз

ВОЛКОВА Ю.А., СЕЛИХОВА Н.Н. РОБЕРТ БАРНЗ И АНГЛИКАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Ключевые слова: Роберт Барнз, Кембриджский университет, община августинцев, Мартин Лютер, Генрих VIII, Анна Клевская, Реформация, анабаптисты, Иисус Христос.

В статье исследуются биография и основные идеи политического и религиозного деятеля Роберта Барнза (14911541), рассматривается влияние Барнза на общину августинцев. Стоит отметить, что после его нововведений община внесла значительный вклад в развитие книжного знания в ученой среде Англии первой четверти XVI в. Делается вывод о приверженности Р. Барнза идеям М. Лютера и рассматривается отход Барнза от католической церкви в реформистское крыло. Показаны взаимоотношения Генриха VIII и Роберта Барнза до англиканской Реформации и после. Исследуется его проповедническая и литературная деятельность. Интересным для исследователей при анализе последней проповеди становится факт, который показывает Р. Барнза, в свое время последовавшего за идеями М. Лютера, как католика, исповедующего учение о Святой Троице, и почитавшего Богородицу, от которой воплотился Иисус Христос.

VOLKOVA, J.A., SELIKHOVA, N.N.

ROBERT BARNES AND ANGLICAN REFORMATION

Keywords: Robert Barnes, University of Cambridge, Augustinian Community, Martin Luther, Henry VIII, Anna Klevskaya, Reformation, Anabaptists, Jesus Christ.

In the article researched the biography and basic ideas of the political and religious figure Robert Barnes (1491-1541). It is examined the influence of Barnes on the Augustinian community. It is worth noting that after his innovations, the community made a significant contribution to the development of book knowledge in the learned environment of England in the first quarter of the 16th century. It is concluded that Robert Barnes was committed to the ideas of M. Luther and the departure from the Catholic Church into the reformist wing. It is shown the relationship between Henry VIII and Robert Barnes before and after the Anglican Reformation. It is investigated his preaching and literary activity. An interesting fact for researchers when analyzing the last sermon is the fact that shows R. Barnza, who at one time followed the ideas of M. Luther, as a Catholic who professes the doctrine of the Holy Trinity and honors the Virgin, from whom Jesus Christ was embodied.

Реформационный процесс в Европе и церковные реформы Генриха VIII принято считать отправной точкой для проповеднической и политической деятельности многих ученых-богословов, монахов и священнослужителей. В этот период свое влияние на историю средневековой Англии оказал крупный политический и религиозный деятель, доктор богословия Кембриджского университета Роберт Барнз (1491- 1541). Но в отечественной историографии, несмотря на немалое внимание к религиозной истории Англии [1], данная личность не успела стать объектом серьезных специальных исследований, что обуславливает актуальность данной статьи.

Роберт Барнз родился в 1495 году в местечке Линн графства Норфолк. О его родителях и их социальном положении ничего неизвестно. Свое обучение он начал с Кембриджского университета, где был послушником в общине монахов-августинцев. Успехи в учебе позволили Барнзу при помощи его друзей перевестись в Лувенский университет в Брабанте. Обучаясь там, он преуспел в изучении языков, а также получил степень доктора богословия. После Брабанта он вернулся в Англию - в Кембриджский университет, где стал настоятелем и наставником общины августинцев, в которой он и был когда-то воспитан [2]. В новой должности Р. Барнз стал приобщать членов общины к чтению трудов Теренция, Цицерона, Платона. Благодаря этим действиям, Барнз в течение короткого времени привел общину, которая прежде погрязла в «варварском невежестве», к процветанию. Впоследствии она внесла значительный вклад в развитие книжного знания в ученой среде Англии первой четверти XVI в. Ради получения знаний туда приезжали соискатели из других университетов. Заложив своей просветительской деятельностью в общине основу для дальнейшего обучения богословию, Барнз начал открыто читать послания апостола Павла и толковать их по Дунсу Скоту (1266-1308 гг.) - влиятельному францисканскому философу-реалисту и богослову,

который стал первопроходцем в защите учения о непорочном зачатии Богородицы. Так ему удалось в короткое время сделать из простых слушателей - грамотных богословов [3].

После того как Р. Барнз прочел проповедь в церкви Святого Эдварда накануне праздника Рождества Христова, католические богословы заметили, что его воззрения близки к реформистскому крылу. Тема проповеди совпала с темой воскресного апостольского чтения: «Всегда радуйтесь о Господе!». Но в ней Барнз кратко разобрал все послание, следуя правилам толкования Священного Писания и комментариям Лютера [4]. После этого многие ученые и богословы поддержали Барнза. Они открыто показали свои антикатолические взгляды, проповедуя свое учение как в богословских школах, так и в церковной проповеди. Единомышленники встречались в гостинице «Белая Лошадь». Под руководством Томаса Билни - духовного лидера кружка, сторонника М. Лютера - они обсуждали евангельские тексты, а само сообщество называлось «Маленькая Германия», что свидетельствовало об одобрении членами данного объединения взглядов немецкого реформатора [5].

После признания проповеди доктора Барнза антикатолической, он, вместе с единомышленниками, подвергся преследованиям. От него потребовали отречения от своих взглядов, но Барнз ответил отказом. Накануне Пасхального воскресения Барнза и еще нескольких подозреваемых в ереси арестовали. Началась череда обысков в их жилищах, так как действовал указ о запрете книг Лютера, в хранении и чтении которых их подозревали [6]. Затем Барнз был доставлен на прием к кардиналу Уолси (1475-1530) - религиозному и государственному деятелю, который доминировал в правительстве Генриха VIII с 1515 по 1529 год. После беседы кардинал убедился в его критических взглядах на католическое духовенство и предостерег, чтобы тот на церковном суде отвечал сообразно католическому вероисповеданию. Поскольку и на Совете каноников Барнз не отказался от своих убеждений, от него потребовали отречения под страхом смертной казни. Ему пришлось согласиться с данными требованиями. Состоялась процедура публичного покаяния, и он был снова принят в лоно католической церкви. Тем не менее, Барнз оставался под стражей. Поэтому его друзья, зная, что остается угроза смертной казни, организовали побег Барнза в Германию [2].

В Германии проповедник знакомится с Лютером (1483-1546), Меланхтоном (14971560), с герцогом Саксонским и с королем Дании. Здесь Барнз принялся за литературную деятельность, отвечая на критику в свой адрес от многих епископов королевства. Им была издана книга «Деяния римских понтификов», а также «Прошение к королю Генриху VIII» [7]. Затем датский король направил его в качестве посла в Лондон, где он дискутировал с епископами королевства, защищая собственный взгляд на христианскую веру. После этого Барнз снова уехал в Германию, где ожидалось издание его трудов [6].

После того как Генрих VIII разорвал отношения с Папой, Барнз вновь вернулся в Англию, т.к. политическая ситуация в стране благоприятствовала его проповеднической и литературной деятельности. Он продолжал свои проповеди в Лондоне все время, пока Анна Болейн (1501/1507-1536) оставалась королевой. Эти проповеди прославили Барнза, и он стал значимой персоной в королевстве. Затем по замыслу лорда Кромвеля он был отправлен послом от короля Генриха VIII к герцогу Клевскому по вопросу брака короля с Анной Клевской (15151557). Посольство было успешно осуществлено, и 4 сентября 1539 года был подписан брачный договор. После развода Генриха VIII с Анной Клевской произошел поворот в религиозной политике Англии, перемены в которой, несомненно, отразились и на судьбе самого Барнза [5]. Вскоре после развода он был вновь арестован и направлен в королевский суд, где был допрошен в присутствии короля, который позволил ему уехать в Винчестер, домой. Однако затем Барнз снова приезжает в Лондон, где вновь проповедует. После этой проповеди он был заключен под стражу в Тауэр, откуда был доставлен с другими заключенными на Кузнечную площадь. На площади все было приготовлено к казни. Барнз попытался остановить приготовления к сожжению, и обратился к народу, собравшемуся на площади, с проповедью. После проповеди он был казнен [8].

Основные идеи Роберта Барнза можно обнаружить в его последней проповеди. Приведем ее текст ниже. «Вот меня должны сжечь как еретика, но вы должны услышать о

19

моей вере. В свидетели призываю Бога, я никогда (насколько я могу знать) не учил лжеучениям, а только тому, что написано в Писании. В своих проповедях я никогда не поддерживал никаких заблуждений, не организовывал и не давал повода никаким мятежам. Хотя меня оклеветали, будто я в проповеди назвал Богородицу оскорбительным словом, но я протестую перед Богом, что я этого никогда не имел в мыслях и не проповедовал» [9].

Роберт Барнз отмечал, что анабаптисты образовали секту и вводят людей в заблуждение, так как они отрицают, что Иисус Христос воспринял плоть от Блаженной Девы Марии. Он ненавидел и гнушался их сектами. «Услышьте и запомните, что я полностью осуждаю отвратительное и презренное мнение анабаптистов, которые говорят, что Христос не воплощался от Блаженной Девы. И, действительно, на этом месте были сожжены некоторые из них, которым я никогда не благоволил и которых никогда не поддерживал. Но со всем своим усердием я учился, чтобы показать славу Божию, послушание нашему суверену владыке королю и истинное и искреннее учение Христово» [9].

Барнз верил в Святую и Блаженную Троицу и единого Бога в трех лицах, который сотворил весь мир, верил, что Блаженная Троица послала второе лицо, Иисуса Христа, в утробу Преблаженной и Пречистой Девы Марии. Критикуя учение анабаптистов, он утверждал, что, несмотря на то, что Христос был зачат не по человеческой воле, он взял плоть от Девы Марии. «Это подтверждается тем, что Он испытывал голод, жажду, холод и другие непорочные страсти человеческого тела (кроме греха) в соответствии с тем, что сказал святой Петр «во всем уподобился братиям (кроме греха)» [9].

Говоря о взглядах Барнза, стоит также отметить его веру в жизнь Христа среди людей. За выполнение воли Своего Отца и проповедование праведной жизни, по утверждению Барнза, Он пострадал жестокой смертью и этой смертью победил дьявола, грех и ад. «И я верую, что Его смерть и страдание стали достаточной ценой и выкупом за грех всего мира. И я верую, что своей смертью Он победил дьявола, грех и ад. И нет никакого другого удовлетворения Отцу, кроме Его смерти и страдания. Ибо я знаю, что все самые благие труды, которые я когда-либо сделал, являются нечистыми и несовершенными». И в этот момент он широко раскинул руки и возжелал, чтобы Бог простил ему его согрешения. Почему я умоляю Господа, не входить в суд со мной? Как сказал пророк Давид: «Да не внидеши в суд с рабом Твоим». И в другом месте: «Аще беззакония назриши, Господи, кто постоит?» [9].

Ссылаясь на свои грехи и грехи людей, он отмечал, что если бы сейчас настал Суд Божий, то никто не смог бы искупить их добрыми делами. Лишь вера в смерть Христову, по его мнению, могла помочь ему и людям обрести Царство Небесное. «Обратите внимание, что я не высказываюсь против добрых дел, ибо их должно делать, а те, кто их не делает - истинно никогда не войдут в Царство Божие. Мы должны их делать, потому что это заповедано Богом. Через это проявляется наше исповедание. Добрые дела не делают нам заслуг и превосходства, ибо это делает только смерть Христова». Он также верил в Святую Церковь и собрание тех, кто исповедовал Имя Христа. А тех, кто пострадал за имя Христа, он считал святыми и указывал на то, что они восхваляют своими молитвами Бога на небесах, и такую молитву невозможно выразить на человеческом языке. «Я всегда с почтением говорил о святых и восхвалял их, как это дозволяло мне Писание. Что касается Богородицы, то она - была чистой и непорочной девой; она - пречистая дева, которую Бог когда-либо создавал, она - избранный сосуд Божий из которой должен был родиться Иисус Христос» [9].

Роберт Барнз, в контексте данной проповеди, предстает перед исследователем как католик, исповедующий учение о Святой Троице, почитает Богородицу, от которой воплотился Иисус Христос. Категорически Барнз отрицал учение анабаптистов, признавая его вредным для католиков. Также он признавал важность участия христианина в Таинствах Церкви, называл «добрые дела» душеспасительными, придерживаясь очень распространенной в средневековом богословии юридической теории спасения.

Сведения об этой казни присутствуют и в другом источнике XVI века. Джон Фокс в своей «Книге Мучеников» отмечает, что «Доктор Роберт (Каберт) Барнз, Томас Гарнет и Уильям Жером были вызваны на суд лондонского епископа и обвинены в ереси. Всех троих

20

приговорили к заключению в Тауер, а затем и к общему сожжению. 30 июля 1540 г. их привели в Смилсфилд и приковали цепями к столбу. Затем члены суда спросили у Барнза, молятся ли усопшие святые за них. Барнз ответил: «В Писании мы не находим заповеди, чтобы мы молились святым. Я не могу утверждать и того, что святые молятся за нас, так как в таком случае бы проповедовал вам свои умозаключения. Если святые молятся за нас, тогда, надеюсь, я буду молиться за вас в течение следующего получаса» [8]. Когда пламя охватило трех мучеников, они ободряли друг друга с неизменным мужеством, которое могла придать им только реальная вера в Иисуса Христа. По этим сведениям, доктор Барнз не может относиться к католической церкви, так как отправление культа святых занимает у католиков значительное место в богослужебном круге. Отказ от их почитания прямо свидетельствует об его уклонении или уходе в реформаторское крыло.

Несмотря на неясность его религиозных взглядов, можно сделать вывод о значении Роберта Барнза, как политического и религиозного деятеля: он никогда не достигал выдающегося положения и не оказывал влияния на некоторых из своих ближайших современников и соратников - влиятельных фигур, таких как Томас Кранмер, Томас Кромвель и Мартин Лютер, но его место в английском евангелистском движении было отнюдь не незначительным. Напротив, Барнз был признан одним из самых важных и самых противоречивых из ранних реформаторов. Дружеская связь Барнза с ведущими реформаторами привела его в центр религиозных событий не только в Англии, но и за рубежом. Уважение со стороны лютеран Виттенберга и его более поздних английских покровителей Крэнмера и Кромвеля, сделали его особенно подходящим для роли посла и переговорщика между английской и немецкой церквями. С 1531 г., когда корона впервые привлекла его к выяснению мнения Лютера о разводе Генриха VIII, вплоть до его смерти в 1540 г., Барнз был неотъемлемо вовлечен в каждый этап переговоров по объединению Англии с Лютеранским лагерем.

Стоит отметить, что Роберт Барнз был одним из немногих реформаторов, которого казнили в рамках европейской Реформации, а его статус евангелистского мученика быстро стал объединяющей силой влиятельной протестантской пропаганды, производившейся в шестнадцатом веке. Настолько велико было значение его смерти, что даже пятнадцать лет спустя эта дата будет оставаться самой запоминающейся вехой, которой лондонцы датировали прошлые событии [10]. Его выдающаяся и зачастую центральная роль в начале Реформации в Англии объясняет недавнее утверждение о том, что, за возможным исключением Уильяма Тиндела, Барнз, вероятно, является наиболее важным реформатором 1520-х и 1530-х годов в Англии [11].

Литература и источники:

1. Софронова Л.В. Искушение квантификации: проблема антиклерикализма тюдоровского общества в британской историографии 1970 - начала 1990 годов // Диалог со временем. - 2008. - № 24. - С. 304-327.

2. Korey M. The Reformation and Robert Barnes: History, Theology and Polemic in Early Modern England. - Suffolk: Boydell & Brewer, 2010. - P. 145-157.

3. Mullinger J.B. The University of Cambridge: From the earliest times to the royal injunctions of 1535. New ed. - Cambridge: The University Press, 2017. - P. 473-475.

4. The Whole workes of W. Tyndall, Iohn Frith, and Doct. Barnes, three wotrhy Martyrs: and principall teachers of this Churche of England / Ed. W.Tyndale. - Oxford: Text Creation Partnership, 2008. - 478 p.

5. Brigden S. London and the Reformation. - Oxford: The University Press, 1989. - P. 322.

6. McGoldric J. Luther's English Connection: the Reformation Thought of Robert Barnes and of William Tyndale. Northwestern Publishing House, 1979. - P. 115-132.

7. BarnesR. Vitae Romanorum Pontificum.,1555 - P. 206-243.

8. Foxe J. The Acts and Monuments of Matters Happening in the Church. Vol. 9. - London: The Company of Stationers, 1976. - P. 141-153.

9. BarnesR. Supplication unto the Most Gracious Prinse King Henry VIII. - Toronto: University of Toronto Press, 2008. - P.183-205.

10. Saints, Sacrilege and Sedition: Religion and Conflict in the Tudor Reformations. - London: A&C Black, 2014. - P.133-179.

11. Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. - Н. Новгород: Мининский университет, 2017. - С. 41.

References and Sources

1. Sofronova L.V. Iskushenie kvantifikacii: problema antiklerikalizma tyudorovskogo obshchestva v britanskoj istoriografii 1970 - nachala 1990 godov // Dialog so vremenem. - 2008. - № 24. - S. 304-327.

2. Korey M. The Reformation and Robert Barnes: History, Theology and Polemic in Early Modern England. - Suffolk: Boydell & Brewer, 2010. - P. 145-157.

3. Mullinger J.B. The University of Cambridge: From the earliest times to the royal injunctions of 1535. New ed. - Cambridge: The University Press, 2017. - P. 473-475.

4. The Whole workes of W. Tyndall, Iohn Frith, and Doct. Barnes, three wotrhy Martyrs: and principall teachers of this Churche of England / Ed. W.Tyndale. - Oxford: Text Creation Partnership, 2008. - 478 p.

5. Brigden S. London and the Reformation. - Oxford: The University Press, 1989. - P. 322.

6. McGoldric J. Luther's English Connection: the Reformation Thought of Robert Barnes and of William Tyndale. Northwestern Publishing House, 1979. - P. 115-132.

7. Barnes R. Vitae Romanorum Pontificum., 1555 - P. 206-243.

8. Foxe J. The Acts and Monuments of Matters Happening in the Church. Vol. 9. - London: The Company of Stationers, 1976. - P. 141-153.

9. Barnes R. Supplication unto the Most Gracious Prinse King Henry VIII. - Toronto: University of Toronto Press, 2008. - P.183-205.

10. Saints, Sacrilege and Sedition: Religion and Conflict in the Tudor Reformations. - London: A&C Black, 2014. - P.133-179.

11. Chugunova T.G. Uil'yam Tindel: Slovo, cerkov' i gosudarstvo v rannem anglijskom protestantizme. - N. Novgorod: Mininskij universitet, 2017. -S. 41.

ВОЛКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА - преподаватель кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

СЕЛИХОВА НИНА НИКОЛАЕВНА - студентка Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.

VOLKOVA, JULIA A. - University lecturer of Department of General History, Classical Disciplines and Law, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (yulyavolkova1395@mail.ru)

SELIKHOVA, NINA N. - Student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin (selikhova@mail.ru).

УДК 94(430).033« 1559/1579»:284.1

СОФРОНОВА Л.В., ТРОФИМОВА М.А. ЛЮТЕРАНСТВО В XVI ВЕКЕ МЕЖДУ КАТОЛИЦИЗМОМ И ПРАВОСЛАВИЕМ:

TERTIUM DATUR

Ключевые слова: лютеранство, «Аугсбургское вероисповедание», протестантская теология, православие, Филипп Меланхтон, Якоб Андреа, Мартин Крузий, Иоасаф II, Иеремия II.

В статье исследуется важный этап в истории немецкой Реформации, связанный с самоопределением новой церкви. Анализируются попытки лютеранских теологов Ф. Меланхтона, Я. Андреа и М. Крузия наладить диалог с греческой православной церковью в 1559-1579 гг. Переписка немецких богословов с константинопольскими патриархами показывает стремление лютеран к воссоединению с древней христианской традицией и одновременно отстаивание обеими сторонами своего понимания христианства. Попытка объединения лютеранства с Константинополем потерпела неудачу. Объединение двух конфессий допускалось Константинополем только через приобщение протестантов к греческой церкви на основе древней христианской традиции. В этой связи для лютеран стала очевидной необходимость обрести конфессиональную самостоятельность и идти своим путем.

SOFRONOVA, L.V., TROFIMOVA, M.A. LUTERANISM IN THE XVIth CENTURY BETWEEN CATHOLICISM AND ORTHODOXY:

TERTIUM DATUR

Keywords: Lutheranism, «Augsburg confession», protestant theology, orthodoxy, Philip Melanchthon, Jacob Andrea, Martin Cruzius, Joasaph II, Jeremiah II.

The article explores an important stage in the history of the German Reformation, connected with the self-determination of a new church. The attempts of Lutheran theologians Ph. Melanchthon, J. Andrea and M. Cruzius to establish a dialogue with the Greek Orthodox Church in the years 1559-1579 are analyzed. The correspondence of German theologians with the patriarchs of Constantinople shows the Lutherans' intention to reunite with the ancient Christian tradition and, at the same time, upholding by both sides their understanding of Christianity. The unification of the two faiths was allowed by Constantinople only through the communion of Protestants in the Greek Church on the basis of the ancient Christian tradition. The attempt to unite Lutheranism with Constantinople failed. For Lutherans, the need to gain confessional independence and go their own way became obvious.

В истории немецкой Реформации выделяется непродолжительный, но принципиально важный период, когда новая христианская конфессия столкнулась с необходимостью самоопределения, осознания своего места в религиозном пространстве Европы раннего Нового времени. Лютеранство, как известно, выросло на противостоянии с католицизмом, однако даже во второй половине XVI в. тот или иной вариант возвращения протестантов в лоно римской церкви не представлялся окончательно невозможным. Наряду с католицизмом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.