Научная статья на тему 'Служба Т. Волси потрактату У. Тиндела «Практика папистских прелатов»'

Служба Т. Волси потрактату У. Тиндела «Практика папистских прелатов» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИНАЛ / КАНЦЛЕР / РЕФОРМАТОР / МИНИСТР / CARDINAL / CHANCELLOR / REFORMER / MINISTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чугунова Т. Г.

Анализируется оценка службы английского кардинала и канцлера Томаса Волси, данная этому государственному мужу его соотечественником и современником У. Тинделом. Применяя метод текстового анализа, автор подробно рассматривает трактат У. Тиндела «Практика папистских прелатов», в котором английский реформатор освещает деятельность кардинала, анализирует его роль во внутренней и внешней политике государства. Не питая никаких добрых чувств к первому министру Генриха VIII, Тиндел обвиняет его во всех бедах, выпавших на долю Англии в первой трети XVI столетия (неудачная война с Францией на стороне империи, развод короля со своей супругой Екатериной Арагонской, преследования реформаторов). Уильям Тиндел называет английского кардинала предателем, государственным изменником, слишком легко, по его мнению, поплатившимся за свои бесконечные злодеяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THOMAS WOLSEY’S SERVICE ACCORDING TO THE TREATISE OF W. TYNDALE «PRACTICE OF PAPISTICALL PRELATES»

In this article, we look at W. Tyndale’s assessment of the service of the English cardinal and chancellor Thomas Wolsey. In the treatise «Practice of the Papisticall Рrelates», the English reformer covered in detail the activities of the cardinal and analyzed his role in domestic and foreign policy of the state. Tyndale, who harbored no good feelings to the first minister of Henry VIII, accused him of all the troubles that befell England in the first third of the 16th century (unsuccessful war with France on the side of the Empire, the king's divorce from his wife, Catherine of Aragon, the persecution of reformers). William Tyndale called the English Cardinal a traitor to the State, who, in his opinion, paid too small a price for his endless atrocities.

Текст научной работы на тему «Служба Т. Волси потрактату У. Тиндела «Практика папистских прелатов»»

История

Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2015, № 5-6, с. 150-154

УДК 94 (410)

СЛУЖБА Т. ВОЛСИ ПО ТРАКТАТУ У. ТИНДЕЛА «ПРАКТИКА ПАПИСТСКИХ ПРЕЛАТОВ»

© 2015 г. Т.Г. Чугунова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Н. Новгород

tat-chugunova@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.09.2015

Анализируется оценка службы английского кардинала и канцлера Томаса Волси, данная этому государственному мужу его соотечественником и современником У. Тинделом. Применяя метод текстового анализа, автор подробно рассматривает трактат У. Тиндела «Практика папистских прелатов», в котором английский реформатор освещает деятельность кардинала, анализирует его роль во внутренней и внешней политике государства. Не питая никаких добрых чувств к первому министру Генриха VIII, Тиндел обвиняет его во всех бедах, выпавших на долю Англии в первой трети XVI столетия (неудачная война с Францией на стороне империи, развод короля со своей супругой Екатериной Арагонской, преследования реформаторов). Уильям Тиндел называет английского кардинала предателем, государственным изменником, слишком легко, по его мнению, поплатившимся за свои бесконечные злодеяния.

Ключевые слова: кардинал, канцлер, реформатор, министр.

Служба Томаса Волси (1473-1530) - известного церковного и политического деятеля, первого министра английского короля Генриха VIII, получившего от соотечественников прозвище alter rex, стала предметом бурных обсуждений со стороны его современников (Дж. Скелтона, П. Вергилия и др.). Среди тех, у кого личность кардинала и канцлера вызвала особый интерес, был и английский реформатор, переводчик Библии У. Тиндел (1494-1526). В настоящей статье дается оценка службы Томаса Волси, представленная реформатором в одном из самых известных его трактатов «Практика папистских прелатов». В этом сочинении Тиндел отводит анализу деятельности кардинала достаточно большой раздел.

Сын зажиточного мясника, торговца скотом и владельца таверны в Ипсвиче, Т. Волси сделал блестящую карьеру, став видным государственным деятелем в Англии в первой трети XVI века. По окончании Оксфордского университета он был рукоположен в 1498 г., а в 1507 г. стал духовником Генриха VII. После вступления на престол в 1509 г. Генриха VIII карьера Волси пошла стремительно вверх. В 1514 г. он к уже имеющемуся посту епископа Линкольнско-го прибавил пост архиепископа Йоркского. В следующем, 1515 году ему были пожалованы кардинальская шапка от папы и должности канцлера королевства и первого министра короля [1, с. 250]. По сути, Томас Волси сосредоточил в своих руках всю внешнюю и значительную часть внутренней политики Англии [2, р.

98]. По пышности и убранству двор министра английского короля превосходил двор самого короля Генриха VIII [3, р. 15]. С 1518 г. Волси пожизненно стал папским легатом. Занимая эту должность, он все свое усердие направил на подавление протестантской ереси, ликвидацию текстов лютеран, включая и английский перевод Нового Завета, осуществленный У. Тинделом [4, р. 69, 74-76].

В своих реформаторских сочинениях Уильям Тиндел очень часто называет римского понтифика Антихристом, а его прелатов - слугами Антихриста. Вполне логично, что английский кардинал стал для реформатора главной мишенью для нанесения удара по католической церкви во главе с ее святым отцом. Тиндел весьма категоричен и субъективен в своих выводах, он обвиняет Томаса Волси во всех бедах, выпавших на долю Англии в первой трети XVI столетия. Реформатор отмечает, что король Генрих VIII даже не подозревает о тех махинациях, которые творит духовенство во главе с Волси за его спиной [5, р. 375]. В «Практике папистских прелатов» он пишет, что кардинал «втерся в доверие королевской милости» и фактически управлял королем [5, р. 367]. Так же считает и один из бывших сторонников Волси - историк Полидор Вергилий, отмечающий, что кардинал часто внушал королю мысль о том, что тот не должен обременять себя делами королевства [6, р. 195].

Тиндел не скупится на эпитеты и сравнения в адрес канцлера, называя его «Синоном, что предал Трою», «злобным волком», «бушующим

морем», «погибелью для всей Англии». С иронией Тиндел пишет о том, благодаря каким методам карьера Волси пошла стремительно вверх: «И по мере того, как развивались его карьера и достоинство, он стал собирать вокруг себя хитроумных людей, а также тех, кто был опьянен жаждой славы, как и он сам. После того, как они приносили страшную клятву, он продвигал их, давая им большие обещания и делая сообщниками во лжи, и представлял их также его королевской милости. Посредством этих шпионов в пределах часа или двух Волси узнавал, что делалось или говорилось при дворе против него. Если что-то затевалось против него, Волси являлся и с помощью магии убеждал всех в обратном. Если кто-либо при дворе говорил против кардинала и не был в особой милости у короля, то кардинал позорил его перед всеми, а затем прогонял того прочь. Если Волси был облечен королевской милостью, то он льстил, убеждал и совращал всех подарками, засылал послов, а некоторых сделал управителями в Кале, Хайне (Haines), Джернси (Jarnsie) и Гернси (Gernsie) или отсылал их в Ирландию и на север, держал их там, пока король совсем не забывал про них, а потом их менял на других, покуда не достигал всего, что намеревался сделать» [5, р. 368]. На лживость политики Т. Волси указывают и многие современные зарубежные исследователи, среди которых Р. Дуерден [7].

У. Тиндел отмечает, что как в случае с Генрихом V, так и в случае с Генрихом VIII английское духовенство во главе с Волси отклонило внимание короля от внутренней политики государства к участию в войнах с иностранными державами. Здесь реформатор имеет в виду один из периодов длительных итальянских войн. Тиндел отмечает, что папа Юлий II попросил Томаса Вольффа (так уничижительно называет автор Волси) помочь святому престолу и выступить против Франции. «Французы были христиане и большой грех было лить их кровь»,- пишет Тиндел в «Практике папистских прелатов» [5, р. 369]. Как показали дальнейшие события, союзники Генриха, Фердинанд и Максимилиан, в 1514 году заключили мир с Францией, за что навлекли на себя гнев короля Англии, долго не прощавшего им их предательства. Генриху ничего не оставалось, как заключить с Францией мир. Кроме того, он выдал замуж за короля Франции свою младшую сестру Марию [5, р. 369-370]. «И когда был заключен мир, - пишет Тиндел, - наши англичане, как овцы, вернулись домой на зиму, оставив шерстку на чужбине, а затем немалое их число, когда они начали искать себе новой одежки дома, бы-

ли повешены за воровство и разбои» [5, р. 369]. Вот как оценивает роль Томаса Волси во всех этих событиях реформатор: «Томас Вольфф, кардинал и легат, сильно пожелавший сделаться папою, хотя это явно чересчур для его тайных намерений, решил свести нашего короля и нынешнего короля Франции и вынудить их заключить длительный мир и дружбу между собой, и это при том, что оба короля и их знать враждовали друг с другом. Они шли не объявлять, а заключать мир, навечно и еще на один день. Но, говоря о роскошном одеянии самого нашего господина и его сподручных, можно сказать, что они сошли бы за двенадцать апостолов. Я готов биться об заклад, что если бы Петр и Павел увидели их всех разом вместе, то едва ли поверили бы, что все они или даже один из них -их духовные преемники, как Фома неверующий не был готов поверить, что Христос воскрес» [5, р. 370].

В трактате «Практика папистских прелатов» Тиндел пишет, что Волси втерся в доверие королевских служащих, чтобы узнавать нужную для него информацию. «Он вертел дамами и джентльменами, кем как хотел, всеми, кто был велик, задаривая их подарками. Да, и где святой Фома из Кентербери хотел прийти после, кардинал Томас Волси часто приходил до, мешая своему князю, он извращал порядок святого человека. Если какая-либо из дам была хитра и подходила для его цели, он заставлял ее клясться в том, что она предаст королеву и будет докладывать ему то, что та говорила и делала. Я знаю одну, которая покинула двор по той причине, что не выносила более предавать госпожу. И по тому же образцу он наводнил двор капелланами и своими собственными учениками и детьми, лично им выпестованными, которые собирались обсуждать суетности и поливать те цветы, что посадил кардинал. Если кто-либо из этих бакланчиков попадал в фавор у короля, находил занятие при дворе и хотел проводить политику, противную политике кардинала, то кардинал отсылал его в Италию или Испанию, или его ввязывали в скандал и вышвыривали со двора, как выкинули Стоуксли»,- писал Тиндел [5, р. 368]. Как отмечает Р. Варник, Волси использовал все возможности, чтобы избавиться от своих конкурентов [8, р. 252]. Подобными нападками наполнена и поэма Дж. Скелтона «Почему ты не появляешься при дворе?», адресованная герою нашего исследования. В ней автор обвиняет Томаса Волси во всех смертных грехах, включая и обвинение в государственной измене [9, р. 1-2]. Как точно заметил А. Кинней, английский кардинал - «общий враг Тиндела и Скелтона» [10, р. 276].

152

Т. Г. Чугунова

Помимо всего вышесказанного Тиндел обвиняет кардинала в подстрекательстве короля к разводу. По мнению реформатора, идея о разводе исходила от Волси и его «прихвостня» Лонгланда, епископа Линкольна, и была одной из серии темных и грязных интриг, которые плели священнослужители в течение сотен лет [5, р. 320-321]. «Он сделал нынешнего епископа Линкольна, своего старого друга, исповедником, и что бы ни говорил ему король на исповеди, кардинал узнавал в тот же день. Это неудивительно, как твари божии должны повиноваться Богу и служить ему, так и творения папы должны повиноваться папе и служить его святейшеству», - писал реформатор [5, р. 368-369]. Наконец, Тиндел обвинял Волси в сообщничестве с Томасом Мором для борьбы с реформаторами [5, р. 373]. Волси, по словам Тиндела, убедил королевскую милость назначить своим преемником Томаса Мора, поскольку «Мор -ученый человек и мирянин, он заслужил этой должности своими сочинениями против Мартина Лютера, а также против «Послушания» и «Маммоны» (У. Тиндела. - Т. Ч), стал защитником чистилища и написал против заступничества за нищих и бродяг» [5, р. 373]. Волси, а вслед за ним и Томас Мор являлись активными инициаторами кампаний против лютеранской ереси [11, с. 167; 4, с. 70, 74].

Без сожаления пишет Уильям Тиндел об отставке кардинала. «По поводу кардинальского низвержения у меня много мыслей. Во-первых, я никогда не слышал и не читал, чтобы человек, бывший таким предателем и изменником, подвергся такой легкой смерти. Потом естественное расположение и наклонность человека, как и его основное усердие, да и все его везение и внутренняя радость всегда должны были возбуждать такой ангельский ум (как мой господин из Линкольна имеет хвалить его) на подобные ходы и комбинации в целях обдурить всех людей и всячески связать весь свет, о чем я не могу судить иначе, кроме как по признакам господина, очевидных любому здравомыслящему наблюдателю, но и это ничего более, кроме как его обычный финт. Так что Бог обрушил на него его собственное зло. Волси поплатился за измену, которую он замыслил против короля и тех, кого он отвел от народа, дабы против него не восстали. Он удумал обвести судьбу своими уловками (как доказал ход трагедии), остался сидеть в своем кабинете, чтобы дальше руководить и противостоять Богу, как он уже давно делал. Главнейший из всех его приспешников не менее искусен своего хозяина во лжи, притворстве и двуличии. Кардинал не мог говорить с королевской милостью, у него была отобрана

широкая печать, Волси был обвинен в государственной измене, но о главной измене, которую он замыслил, не было сказано ни слова», - писал реформатор [5, р. 373]. Волси, действительно, был обвинен в государственной измене, за что ему грозила смертная казнь, однако он умер до свидания с королем, на пути из Йорка в Лондон.

Не со всеми утверждениями английского реформатора можно согласиться. Прежде всего, Тиндел неправильно оценивает английскую внешнюю политику. Во-первых, он уверяет, что иностранные дела вначале полностью диктовались папством, а затем Волси. Это упрощенное искажение действий английского кардинала. Волси, как утверждают некоторые современные исследователи, был ревностным опекуном интересов английского государства [12, р. 302306; 13, р. 260-265]. Его действия во многом диктовались сложным разнообразием политических дел в Англии и на континенте. Во-вторых, Тиндел не прав, утверждая, что Волси спровоцировал развод короля. Волси рекомендовал Генриху не разводиться и позже был согласен с римским понтификом Клементом VII, который под влиянием императора Карла V отказался аннулировать брак Генриха VIII. Намерения Волси мирно разрешить конфликт с папством не увенчались успехом, кардинал был обвинен Генрихом VIII в государственной измене [14, р. 15-16; 15, р. 774, 784]. В дальнейшем последовала отставка кардинала и ожидание эшафота [16, р. 172; 17, р. 24]. Любые попытки Волси использовать иностранные связи за свое восстановление, вероятно, также закончились бы обвинением его в измене. Третье, в чем, возможно, ошибался Тиндел, то, что падение Волси - это уловка, совершенная Римом, чтобы позволить продолжаться его злодеяниям при преемнике Томасе Море. При этом реформатор опускает такую важную ссылку, как речь Мора-канцлера перед парламентом, в которой последний осудил кардинала в попытке обмана и давления на короля [18, vol. 2, р. 338]. Более того, отечественный исследователь И.Н. Оси-новский пишет о конфликте этих двух государственных мужей [19, с. 167; 20, с. 82]. Как впоследствии Мор отрицал достижения Тиндела в переводе Библии, пытаясь представить его как простого популяризатора учения Мартина Лютера, так и Тиндел преуменьшает действия Мора и Волси, сводя их только к участию в английской кампании по запрещению перевода Священного Писания. Приравнивая Волси и Мора в их преданности ложной церкви Антихриста, Тиндел должен был тогда описать и организацию ими какого-нибудь заговора.

Отрицательная оценка службы английского кардинала и папского легата Томаса Волси существенным образом повлияла на мнение Тиндела, чтобы также негативно представить всю историю и деятельность католической церкви на протяжении восьми предшествующих ему столетий. Реформатор, несомненно, многое упрощал и делал категоричные, ошибочные утверждения. Возможно, Тиндел имел недостаточную информацию о современной политике, он готов был принять только самое плохое в изображении папства, преследуя при этом свои цели в скорейшем проведении английской Реформации. И всё же Тиндела нельзя назвать лгуном: причины, по которым он давал себе право на такие преувеличения, действительно были. Моральный произвол, царивший в католической церкви, непорядочность папских прелатов, в том числе и Т. Волси, во многих вещах, позволили английскому реформатору сделать подобные выводы.

Список литературы

1. Гаврилов С.Н. Томас Уолси - «Alter rex» Англии 1515-1529 гг. // Слава и забвение: парадоксы биографики: Сб. науч. ст. СПб.: Алетейя, 2014. С. 248-264.

2. Черняк Е.Б. Тайны Англии: Заговоры. Интриги. Мистификации. М.: Остожье, 1996. 492 с.

3. Cavendish G. The life and death of Cardinal Wol-sey / ed. by R. S. Sylvester, L., 1959. Reprint / Ed. Ian Lancashire. Toronto: Web Development Group University of Toronto Library, 1997. 187p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.library.utoronto. ca/utel/ret/cavendish/cavendish.html (дата обращения: 15.06.2015).

4. Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел. Историческая биография. Н. Новгород: НГПУ, 2014. 241 с.

5. Tyndale W. Practice of papisticall Prelates // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / ed. John Foxe. London: Printed by J. Daye, 1573. P. 340-377.

6. Vergilius Polidorus. The Anglica Historia of Poli-dore Vergil A.D. 1485-1537 / ed. with a transl. by D. Hay. L.: Office of the Royal Historical Society, Camden 3rd Series, 1950.

7. Duerden R.Y. The Temporal and Spiritual kingdoms: Tyndale's Doctrine and its Practice // Reformation. Vol. 1. 1996. P. 118-129 [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tyndale.org/reformation/reformj1. html (дата обращения: 24.10.2015).

8. Warnicke R.M. Sexual heresy at the court of Henry VIII // The Historical Journal. Vol. 30. № 2. 1987. P. 247-268.

9. Walker G. John Skelton and the Politics of 1520 s. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 2002. 244 p.

10. Kinney A.F. Skelton and Tyndale: Men of the Cloth and of the Word // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 275-286.

11. Соколов В. А. Реформация в Англии (Генрих VIII и Эдуард VI). М.: Типография А. Снегирева, 1881. 537 с.

12. Clark J.A. Corrupt Prelates in Tyndale and Shakespeare // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 287-306.

13. Wyly T.J. Tyndale as Interpreter of Henrician Politics // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 259-274.

14. Wriothesley C.A. Chronicle of England during the reigns of the Tudors: From A. D. 1485 to 1559 / Ed. from a. ms. in the possession of H.M. Perce by W.D. Hamilton. 2 vols. London: Nichols, 1875-1877.

15. Hall E. Hall's chronicle, containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs to the end of the reign of Henry the Eight in which are particularly described the manners and customs of those period. Carefully collated with the ed. of 1548 a. 1550. N.Y.: AMS Press, 1965. 868 p.

16. Гейссер Л. История Реформации / Пер. под ред. В.Я. Михайловского. М.: Типография Э. Лисс-нер и Ю. Роман, 1882. 724 с.

17. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М.: Наука, 1976. 183 с.

18. Grafton R. Graftons's chronicle or history of England, to which is added his table of the bailiffs, sheriffs, and mayors of the city of London. From the year 1189 to 1558. 2 vols. London, 1809.

19. Осиновский И.Н. Томас Мор. М.: Наука, 1974. 167 с.

20. Осиновский И. Н. Томас Мор и Реформация Генриха VIII (К вопросу о противоречиях идеологических взглядов Т. Мора) // Очерки социально-экономической и политической истории Англии и Франции XIII-XVII вв.: Сб. ст. / Отв. ред. В.Ф. Семенов. М.: МГПИ, 1960. С. 79-95.

THOMAS WOLSEY'S SERVICE ACCORDING TO THE TREATISE OF W. TYNDALE «PRACTICE OF PAPISTICALL PRELATES»

T.G. Chugunova

In this article, we look at W. Tyndale's assessment of the service of the English cardinal and chancellor Thomas Wolsey. In the treatise «Practice of the Papisticall Рrelates», the English reformer covered in detail the activities of the cardinal and analyzed his role in domestic and foreign policy of the state. Tyndale, who harbored no good feelings to the first minister of Henry VIII, accused him of all the troubles that befell England in the first third of the 16th century (unsuccessful war with France on the side of the Empire, the king's divorce from his wife, Catherine of Aragon, the persecution of reformers). William Tyndale called the English Cardinal a traitor to the State, who, in his opinion, paid too small a price for his endless atrocities.

Keywords: cardinal, chancellor, reformer, minister.

154

T.r. Цугуноeа

References

1. Gavrilov S.N. Tomas Uolsi - «Alter rex» Anglii 1515-1529 gg. // Slava i zabvenie: paradoksy biografiki: Sb. nauch. st. SPb.: Aletejya, 2014. S. 248-264.

2. Chernyak E.B. Tajny Anglii: Zagovory. Intrigi. Mistifikacii. M.: Ostozh'e, 1996. 492 s.

3. Cavendish G. The life and death of Cardinal Wol-sey / ed. by R. S. Sylvester, L., 1959. Reprint / Ed. Ian Lancashire. Toronto: Web Development Group University of Toronto Library, 1997. 187p. [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.library.utoronto. ca/utel/ret/cavendish/cavendish.html (data obrashcheni-ya: 15.06.2015).

4. CHugunova T.G. Uil'yam Tindel. Istoricheskaya biografiya. N. Novgorod: NGPU, 2014. 241 s.

5. Tyndale W. Practice of papisticall Prelates // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes, three worthy Martyrs and principall teachers of this Church of England collected and compiled in one Tome together, being before scattered now in Print here exhibiten to the Church / ed. John Foxe. London: Printed by J. Daye, 1573. P. 340-377.

6. Vergilius Polidorus. The Anglica Historia of Poli-dore Vergil A.D. 1485-1537 / ed. with a transl. by D. Hay. L.: Office of the Royal Historical Society, Camden 3rd Series, 1950.

7. Duerden R.Y. The Temporal and Spiritual kingdoms: Tyndale's Doctrine and its Practice // Reformation. Vol. 1. 1996. P. 118-129 [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www.tyndale.org/reformation/reformj 1. html (data obrashcheniya: 24.10.2015).

8. Warnicke R.M. Sexual heresy at the court of Henry VIII // The Historical Journal. Vol. 30. № 2. 1987. P. 247-268.

9. Walker G. John Skelton and the Politics of 1520 s. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 2002. 244 p.

10. Kinney A.F. Skelton and Tyndale: Men of the Cloth and of the Word // Word, Church, and State. Tyn-

dale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 275-286.

11. Sokolov V.A. Reformaciya v Anglii (Genrih VIII i Ehduard VI). M.: Tipografiya A. Snegireva, 1881. 537 s.

12. Clark J.A. Corrupt Prelates in Tyndale and Shakespeare // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 287-306.

13. Wyly T.J. Tyndale as Interpreter of Henrician Politics // Word, Church, and State. Tyndale Quincentenary Essays. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. P. 259-274.

14. Wriothesley C.A. Chronicle of England during the reigns of the Tudors: From A. D. 1485 to 1559 / Ed. from a. ms. in the possession of H.M. Perce by W.D. Hamilton. 2 vols. London: Nichols, 1875-1877.

15. Hall E. Hall's chronicle, containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs to the end of the reign of Henry the Eight in which are particularly described the manners and customs of those period. Carefully collated with the ed. of 1548 a. 1550. N.Y.: AMS Press, 1965. 868 p.

16. Gejsser L. Istoriya Reformacii / Per. pod red. V.Ya. Mihajlovskogo. M.: Tipografiya Eh. Lissner i Yu. Roman, 1882. 724 s.

17. Vejsh Ya.Ya. Religiya i cerkov' v Anglii. M.: Nauka, 1976. 183 s.

18. Grafton R. Graftons's chronicle or history of England, to which is added his table of the bailiffs, sheriffs, and mayors of the city of London. From the year 1189 to 1558. 2 vols. London, 1809.

19. Osinovskij I.N. Tomas Mor. M.: Nauka, 1974. 167 s.

20. Osinovskij I.N. Tomas Mor i Reformaciya Genriha VIII (K voprosu o protivorechiyah ideologicheskih vzglya-dov T. Mora) // Ocherki social'no-ehkonomicheskoj i politicheskoj istorii Anglii i Francii XIII-XVII vv.: Sb. st. / Otv. red. V.F. Semenov. M.: MGPI, 1960. S. 79-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.