УДК 372.821.161.1-93:371.321
ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Н. Е. Анохина
Екатеринбург, Россия
УРОК-ЗНАКОМСТВО: АРТУР ГИВАРГИЗОВ.
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Аннотация. Статья посвящена проблемам преподавания современной детской поэзии, которое предлагается Примерной программой основного общего образования по литературе федерального государственного стандарта. Предмет освоения на уроке в 5 классе — творчество Артура Гиваргизова. Цель статьи — предложить к рассмотрению один из вариантов урока-знакомства. В центре урока — как решение практических, актуальных вопросов, так и анализ стихотворений в разных аспектах: субъектный анализ, специфика лирического сюжета, эмоциональная палитра стихотворения, синтез комического и драматического. Статья рассчитана, в первую очередь, на учителей литературы, работающих в 5-6 классах. Актуальность статьи определяется проблемами современной методики преподавания литературы.
Ключевые слова: уроки литературы; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; детская литература; современная поэзия; уроки-знакомства.
N. Ye. Anokhina
Yekaterinburg, Russia
LESSON AS ACQUAINTANCE: ARTHUR GIVARGIZOV.
THE STUDY OF MODERN LITERATURE FOR CHILDREN IN THE 5th GRADE
Abstract. The article is devoted to the problems of teaching the contemporary poetry for children, which is offered by the model program of general education literature federal state standard. The subject of the lesson for the 5th grade is the works by Arthur Givargizov. The purpose of the article is to offer for the consideration one of the possible variants of the lesson: acquaintance. The lesson is focused both on a solution of practical, current issues, and also on the poems' analysis in different aspects: a subjective analysis, the specifics of the lyrical plot, emotional palette of the poem, and the synthesis of the comic and dramatic principles. Primarily, the article is intended for teachers of literature who work in 5-6 grades. The relevance of the article is determined by the problems in modern methods of teaching literature.
Keywords: literature lessons; teaching literature at school; methods of teaching literature; literature for children; modern poetry; acquaintance lesson.
Урок прошел апробацию в двух пятых классах гимназии № 9 г. Екатеринбурга. Наверное, уже нет необходимости в том, чтобы вновь убеждать учительскую и родительскую аудиторию в важности чтения и изучения в школе современной литературы.
Имя Артура Гиваргизова известно многим учителям литературы. Оно включено в список современных авторов, чье творчество предлагается для изучения в 5-9 классах Примерной программой по литературе [Примерная программа]. И в то же время оно остается неизвестной величиной для большинства наших учеников. Хотя автор — музыкант, пишущий и стихи, и прозу, и пьесы для детей — много и успешно публикуется в последнее время.
Урок-знакомство с творчеством Артура Ги-варгизова мы предлагаем ученикам 5 класса. Это оказалась действительно первая встреча с поэтом. Ведь, проведя данный урок в двух пятых классах, мы, к сожалению, обнаружили, что ни один из читающих учеников этих классов не знаком с его книгами.
В этом году наша гимназия праздновала юбилей, 155-летие. Это событие стало основой создания проблемной ситуации. Что подарить на день рожденья любимой гимназии? Мы быстро отклонили все варианты, которые были бы невозможны без финансовой поддержки родителей. Поскольку дети были на уроке литературы, то это довольно быстро привело к мысли о книге в качестве подарка. «Но у нас нет денег, а к родителям мы обращаться не будем, иначе это будет их подарок, а не наш», — говорит учитель. С этой проблемой пятиклассники тоже
справились, решив составить список наших пожеланий для библиотеки. Это очень важный момент урока. Ученики называют произведения и авторов, которых считают интересными и полезными для себя, которых готовы порекомендовать своим одноклассникам. Ребенку надо не только вспомнить, что его заинтересовало из прочитанного, но и сделать выбор по определенным критериям. При необходимости можно особо обратить внимание детей на то, что такие критерии должны быть. Возможно также обсудить их вместе с классом. Ребята обычно говорят о том, что книга увлекательна по сюжету, обращают внимание на интригу, яркие характеры, особое внимание уделяют тому, что книга обращена к современности, описывает знакомую им реальность, говорит на их языке. Однако учитель последовательно должен подводить учеников к мысли о том, что зачастую в книжном магазине мы обращаем внимание не только на имена знакомых авторов, но и на книги писателей и поэтов, чьи имена мы видим впервые. Идея описания такого подарка близка тому, что предполагает жанр буктрейлера (по сути, это реклама книг автора), но в данном случае сам продукт (буктрейлер) не создается. Напротив, работа над буктрейлером предполагает работу с уже знакомым и интересным для ребенка текстом. Тут же мы обращаем внимание детей на книги неизвестного им автора.
Следующий вопрос учителя обращает учеников к решению практической задачи: «Если вы пришли в книжный магазин и хотите приобрести книгу незнакомого вам автора, на что вы будете обра-
щать внимание?» Одним из первых вариантов звучит ответ о советах, которые они слышали от друзей, учителей и родителей. На это надо обратить внимание — значит, и наш «подарок» будет небесполезен. Еще один частый ответ — привлекательное оформление книги, иллюстрации на обложке, которые могут вызвать интерес. Интересное, необычное, интригующее название также обращает на себя внимание. В этот момент урока учитель предлагает вниманию класса слайд — коллаж из обложек книг Артура Ги-варгизова. «На эти книги вы обратили бы внимание? Захотелось бы их взять в руки? Прочитать?»
Интерес пятиклассников вызвала и «пластилиновая» обложка книги «Дима, Дима и Дима», и необычное, как они сказали, «блокнотное» оформление книги «Про драконов и милиционеров». Вызвали обсуждения и смешные, необычные названия книг: «Как-то я летел с рябины», «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия», «Записки выдающегося двоечника», «Со шкафом на велосипеде». В чем необычность этих названий, почему они «цепляют» взгляд?
Создав определенного рода интригу, учитель может обратиться к некоторым фактам из жизни Артура Гиваргизова или предложить самим ребятам пофантазировать: а каким может быть человек, который сочиняет книжки с такими названиями? Веселый, понимающий детей, любящий игры, шутки, не занудный.
После этого предварительного этапа урока мы предлагаем ребятам подборку стихотворений поэта. В нашем случае это были такие тексты, как «И всё-таки...», «Приключенье», «Индеец», «Непривычно» и некоторые другие. Ученикам предлагалось время для того, чтобы познакомиться с этими небольшими произведениями, выбрать то, которое понравилось больше всего, прочитать его вслух и прокомментировать свой выбор. К отвечающему могли присоединиться те, кто сделал такой же выбор. Чаще всего выбирали следующие стихотворения: «И всё-таки...», «Волки» и «Приключенье». В них ребятам понравился игровой абсурд, неожиданность решения лирического сюжета (надо сказать, забегая вперед, что именно их пятиклассники дома выберут для того, чтобы проиллюстрировать). Обычная повседневная, совершенно заурядная для них самих ситуация, — дорога в школу — оказывается, может стать поводом к совершенно фантастической картине («Приключенье»):
Дорога в школу. На дороге Лежит дракон четырёхглавый. По леву руку — топь-болото, Стена отвесная — по праву. И от болота плохо пахнет, И со стены летят каменья. Вот обязательно, как в школу, Так небольшое приключенье
[Гиваргизов 2006: 31].
Что в представлении героя является «небольшим» приключеньем по дороге в школу? Почему это вызывает улыбку?
Комизм, а не страх вызывает и картина стихотворения «Волки», когда в квартире, заставленной новогодними елками, вдруг сами по себе заводятся волки. («Сидим, едим под ёлками, // Приятно пахнут ёлки. // Вдруг вой какой-то жуткий. // Похоже, это волки» [Сайт иронической поэзии]). Казалось бы, и в том, и в другом случае описывается нечто страшное, опасное для жизни — «вой жуткий», «дракон четырёхглавый», «топь-болото», «каменья», но вызывает это только улыбку. Как сказал один из пятиклассников: «Я всё равно знаю, что это он только пугает и всё будет хорошо, поэтому мне и не страшно». Мир кажется безопасным, он только щекочет нервы. Как этого достигает автор? С помощью чего?
В качестве примера мы выбрали стихотворение «Сейчас узнаешь», но предложено оно было детям без названия:
Меня ведёт на поводке собака бультерьер. Она ведёт меня к реке. А я вот, например, пошёл бы в лес, а не к реке. Но поводок — не руль. А интересно, почему её назвали «буль»?
[Сайт иронической поэзии]
Какое название вы бы предложили и почему? «Прогулка», «Непредвиденное купание», «Случай на прогулке». А что происходит в стихотворении? Какую картину вы видите? Кто кого ведёт на прогулку, о которой вы сказали? В чём комизм (а может, и трагизм) этой ситуации? Собака на поводке, значит, выгуливает ее человек. Но человек, видимо, маленький, а бультерьер — собака сильная. Отсюда — «меня ведёт на поводке», «она ведёт меня к реке». Герою и сделать ничего не удаётся, даже свернуть не получается, «ведь поводок не руль». Он может лишь размышлять, фактически оказавшись на поводке сам. (В этот момент на уроке в одном из пятых классов появился еще один вариант названия стихотворения: «Размышления мальчика, которого тащит в реку собака, а он думает, что он её выгуливает».) О чем же он думает, что чувствует в это время? Наверное, он что-то подозревает, раз к реке идти не хочет. Можно, на наш взгляд, обратить внимание на незаметное слово «например» («а я вот, например, пошёл бы в лес, а не к реке»). Внимание к слову, понимание того, что в лирике сказанное
слово не случайно, важно воспитывать и формировать последовательно, помня об этом даже при работе с такими игровыми текстами. Мы предлагаем прочитать эту строку с вводным словом и без него. По мнению детей, слово придает ироничность описанию, создает ощущение, что герой что-то контролирует в жизни, хотя он не контролирует в ней ничего. Последняя фраза — главный вопрос стихотворения («А интересно, почему её назвали «буль»?) — основана на языковой игре, каламбуре, который легко улавливают пятиклассники. Буль — это и первый слог названия породы собаки, и слово, передающее звук, который издает человек под водой. Так почему ее назвали буль? Именно в этот момент можно открыть классу название стихотворения, которое дал автор — «Сейчас узнаешь». Оказывается, ответ на вопрос в конце текста дан в самом его начале. Но ответ ли это? Скорее, говорят дети, это предупреждение, угроза. Страшная ли? Уже не очень, поскольку после внимательного чтения становится понятно, что поэт с нами играет. Но и совсем до конца напряжение не уходит. Неизвестность держит в напряжении. Мир Гиваргизова именно подобным образом балансирует между страшным и безобидным, знакомым до мелочей и четырехглавым драконом посередине дороги в школу. Но и мы живем так же. Интересно, например, что явно понравившееся пятиклассникам стихотворение «Индеец» с такими провокационными строчками: «И пусть бледнолицые учителя // Мой дневник получить не надеются» [Гиваргизов 2006: 67] вслух они читать не решились: игра игрой, а кто знает, как отреагируют эти взрослые.
Очень важным этапом урока становится работа со стихотворением «Полёт самолёта по нотам». В том неясном эмоциональном состоянии, в котором ученики находятся после работы со стихотворением «Сейчас узнаешь», когда оказалось, что простое детское стихотворение не так уж и просто, это произведение раскрывается им куда глубже, чем для неподготовленного читателя.
Полёт самолёта по нотам
Мы играли в разбойников и вышибалы.
Нас в двенадцать часов загоняли в постели.
Мы пекли куличи, но песка не хватало.
Нам однажды враги завязали качели.
Нас не слушали даже и аккумулятор
Заставляли обратно нести на помойку.
Мы мечтали хоть раз разобрать экскаватор,
Но родители нас не пускали на стройку.
Мы учились полгода на виолончели
И играли «Полет самолета» по нотам.
Тяжело было в детстве, мы часто болели
Свинкой, ежиком и бегемотом
[Гиваргизов 2006: 56].
Кто говорит «мы» в этом стихотворении? Кто является в нем лирическим героем? В стихотворении Гиваргизова говорят дети. Как те, кто является детьми сейчас, так и те, кто был когда-то ребенком. Их судьба похожа, поэтому они и говорят «мы». Можете ли вы произнести это стихотворение и от своего лица? Почему? Что вам близко, что узнаваемо в этом стихотворении? Что чувствует его
герой? Это и сожаление, и протест, и светлая печаль. Жизнь ребенка полна несправедливости: «аккумулятор // заставляли обратно нести на помойку. // Мы мечтали хоть раз разобрать экскаватор, // но родители нас не пускали на стройку». Это и совершенно узнаваемые детские проблемы, когда загоняют спать (и тут очень важен выбор слова «загоняли» — именно того самого, которое звучит из детских уст). И тут же какие-то абсурдные, необъяснимые враги, завязывающие качели (современные дети, оказывается, почему-то не предполагают, что качели могут быть на веревках). Это и мучения юных музыкантов, и необъяснимая ситуация с песком, которого почему-то «не хватало». Дети в классе получают истинное наслаждение, рассказывая о своих «тяготах» детства, вспоминая конкретные случаи из своей жизни. Но секрет оказывается в том, что это тогда казалось: «тяжело было в детстве». На самом деле было не только тяжело, но и интересно. Поэтому снова возникает игра в стихотворении. Игра автора со своим читателем. Тяжесть детства еще и в болезнях: «мы часто болели...». И правда, болели, только названия у болезней были какие-то смешные — свинка, например. Значит, можно поиграть в слова и придумать другие смешные болезни: «Тяжело было в детстве, мы часто болели // Свинкой, ежиком и бегемотом». Зачем, с какой целью с нами автор играет? Какой образ детства создается? Очень важно, как нам кажется, чтобы у детей возникло понимание того, что в этих стихах нет единого простого чувства, что оно сложное, противоречивое, как и бывает в жизни.
Необходимым этапом в таком уроке является рефлексия. Это новый для ребят материал, поэтому учителю очень важно понять, какое отношение к современной лирике формируется у учеников, как они оценивают новые тексты, какие выводы начинают делать. Организовать этот этап нам показалось возможным с помощью простых вопросов, возвращающих нас к началу урока: «Будем ли мы рекомендовать книги Артура Гиваргизова нашей библиотеке? Будете ли вы советовать его книги друзьям и знакомым? Хотите ли сами прочитать и другие его книги? Почему?».
Домашнее задание к такому уроку должно быть вариативным и творческим. Мы предлагали на выбор одно из следующих: нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Гиваргизова, или придумать обложку для его книжек, или написать добрый совет нашей библиотеке — книги каких современных авторов вы хотели бы находить на ее полках и почему. То, какой выбор домашнего задания был сделан, тоже послужило своеобразной формой рефлексии уже для самого учителя. В нашем случае многие ученики предпочли проиллюстрировать стихи, которые звучали на уроке.
Нам показалось, что урок удался. Творчество Артура Гиваргизова вызвало интерес у пятиклассников. Они живо откликались на вопросы, которые ставились на уроке. Реагировали на происходящее непринужденно. А это значит, что еще один шаг навстречу современной литературе был сделан.
ЛИТЕРАТУРА
Гиваргизов А. Космонавты. — М.: ЭКСМО, 2013. — 56 с.
Гиваргизов А. Про драконов и милиционеров. — М.: Эгмонт Россия Лтд., 2006. — 128 с.
Примерная программа основного общего образования. — Режим доступа: http: //fgosreestr.ru/registry/primemaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
Сайт Артура Гиваргизова. — Режим доступа: http://givargizov.ru/reason/#more-1316.
Сайт иронической поэзии. Артур Гиваргизов. — Режим доступа: http://ironicpoetry.ru/autors/givargizov-artur.
REFERENCES
GivargizovA. Kosmonavty. — M.: EKSMO, 2013. — 56 s.
Givargizov A. Pro drakonov i militsionerov. — M.: Eg-mont Rossiya Ltd., 2006. — 128 s.
Primernaya programma osnovnogo obshchego obrazova-niya. — Rezhim dostupa: http: //fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
Sayt Artura Givargizova. — Rezhim dostupa: http://givargizov.ru/reason/#more-1316.
Sayt ironicheskoy poezii. Artur Givargizov. — Rezhim dostupa: http://ironicpoetry.ru/autors/givargizov-artur.
Данные об авторе
Наталья Евгеньевна Анохина — учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 9» (Екатеринбург). Адрес: 620014, Россия, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 33. E-mail: [email protected].
About the author
Natalya Yevgenievna Anokhina is a Teacher of Russian Language and Literature in Gymnasium № 9 (Yekaterinburg).