Научная статья на тему 'Физиология, история и поэзия: творчество Марии Степановой на уроках литературы в старших классах'

Физиология, история и поэзия: творчество Марии Степановой на уроках литературы в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
511
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ / УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ / ТЕМА ВОЙНЫ / АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / MODERN POETRY / TEACHING LITERATURE AT SCHOOL / METHODS OF TEACHING LITERATURE / LITERATURE LESSONS / WAR THEME / POETRY ANALYSIS / HEURISTIC CONVERSATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гутрина Лилия Дмитриевна

В статье предлагается методическая модель урока по лирике современной поэтессы Марии Степановой. Урок строится как эвристическая беседа по анализу двух стихотворений. В процессе урока школьники знакомятся с гранями творческой индивидуальности Марии Степановой, которой свойственны установление связи между событиями современности и фактами большой истории, усложненная ассоциативность, многослойность поэтического образа. В центре внимания исследование лирического сюжета стихотворений Марии Степановой и анализ ключевых метафор стихотворений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGY, HISTORY AND POETRY: MARIA STEPANOVA’S WORKS AT LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL

A methodical model of a lesson devoted to the lyrics of modern poet Maria Stepanova is observed. The lesson is constructed as a heuristic conversation about the analysis of two poems. During the lesson, students get acquainted with the artistic personality aspects of Maria Stepanova which are: a connection between the nowadays events and historical facts, complicated associativity, multi-layered poetic image. The center point of the lesson is the study of lyrical plot of Maria Stepanova’s poems and the analysis of key metaphors.

Текст научной работы на тему «Физиология, история и поэзия: творчество Марии Степановой на уроках литературы в старших классах»

ИДЕТ УРОК_

УДК 372.882.161.1-1:371.321

ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Л. Д. Гутрина

Екатеринбург, Россия

ФИЗИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ И ПОЭЗИЯ:

ТВОРЧЕСТВО МАРИИ СТЕПАНОВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье предлагается методическая модель урока по лирике современной поэтессы Марии Степановой. Урок строится как эвристическая беседа по анализу двух стихотворений. В процессе урока школьники знакомятся с гранями творческой индивидуальности Марии Степановой, которой свойственны установление связи между событиями современности и фактами большой истории, усложненная ассоциативность, многослойность поэтического образа. В центре внимания — исследование лирического сюжета стихотворений Марии Степановой и анализ ключевых метафор стихотворений.

Ключевые слова: современная поэзия; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки литературы; тема войны; анализ стихотворений; эвристические беседы.

L. D. Gutrina

Yekaterinburg, Russia

PHYSIOLOGY, HISTORY AND POETRY:

MARIA STEPANOVA'S WORKS AT LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL

Abstract. A methodical model of a lesson devoted to the lyrics of modern poet Maria Stepanova is observed. The lesson is constructed as a heuristic conversation about the analysis of two poems. During the lesson, students get acquainted with the artistic personality aspects of Maria Stepanova which are: a connection between the nowadays events and historical facts, complicated associativity, multi-layered poetic image. The center point of the lesson is the study of lyrical plot of Maria Stepanova's poems and the analysis of key metaphors.

Keywords: modern poetry; teaching literature at school; methods of teaching literature; literature lessons; War theme; poetry analysis; heuristic conversation.

Поэзию Марии Степановой парадоксально называют «лирическим эпосом» — в ней воплощается лирическое переживание поэтом современности и исторического прошлого. По словам Н. В. Барковской, в «нулевые» годы лирика взяла на себя такие функции эпоса, как анализ актуальной социокультурной ситуации, проблематизацию новой (постсоветской) идентичности, опровержение/восстановление традиций, проработку исторических травм» [Барковская 2016: 154].

Освоение некоторых стихотворений М. Степановой в старших классах имеет большой потенциал для формирования личностных и предметных результатов. Во-первых, у юного читателя формируется представление о специфике современной эпохи: с одной стороны, это время необыкновенных возможностей, нано-технологий, которые, помогая человеку, одновременно меняют саму человеческую природу; с другой — это эпоха информационного шума, в котором способно исчезнуть все необычное, яркое, удивительное. Следовательно, это эпоха, которая остро нуждается во вспоминающем человеке, поскольку без скрепляющей разрозненные элементы памяти мир может рассыпаться на ничего не значащие фрагменты. В процессе работы над стихотворениями сложится представление о лирической героине М. Степановой как человеке, сосредоточенном на больных вопросах жизни страны и мира, возлагающего на новую эпоху надежды, связанные с преодолением смерти, остро чувствующего опасности времени. Наконец, само знакомство с Марией Степановой — профессиональным литератором, журнали-

стом, главным редактором Colta.ru, автором девяти поэтических книг — будет полезно школьникам, стоящим перед необходимостью самоопределения.

Предметные результаты урока будут связаны с осмыслением связей современной поэзии с модернистской поэзией XX вв.; осознанием роли мотива в поэтическом тексте; углублением представлений о тропике (метафора и метаморфоза), лирическом сюжете стихотворения.

Урок по поэзии М. Степановой предлагаем построить как эвристическую беседу по двум стихотворениям ее лирической книги «Физиология и малая история» (2005). При подготовке к урокам учитель может обратиться к работам, в той или иной степени затрагивающим специфику данной книги М. Степановой: это исследования Н. Арлаускайте [Арлаускайте 2005], Д. Бака [Бак 2010], Е. Вежлян [Вежлян 2012],

A. Кузнецовой [Кузнецова 2006], Л. Панн [Панн 2006],

B. Шубинского [Шубинский 2006] и др.

На предкоммуникативном этапе урока предложим ребятам ответить на вопрос о том, на какие темы обычно пишутся стихотворения. Перечень, получаемый от учащихся, включает в себя любовь, одиночество, войну, родину, природу, поэзию. Первая «точка удивления» на уроке — предлагаемый медиаслайд с разворотом атласа физиологии и вопрос учителя к слайду: «А пишут ли про это?». На слайде поместим определение физиологии как науки: «Физиология — это наука, изучающая функции организма и процессы, происходящие в нем». Далее учитель представит автора — поэта Марию

Степанову, которая слово «физиология» использует в названии книги стихотворений, причем, ставит его на первое место. Можно попросить ребят сформулировать одну из проблем урока; возможные варианты: почему Степанова решает писать о физиологии? Что именно в физиологии ее интересует?

Вторая часть предкоммуникативного этапа может быть связана с осмыслением названия книги — «Физиология и малая история» (2005). Просим ребят оценить, прокомментировать вторую часть названия: что в нем не так? Странно? Непривычно? Как правило, школьники говорят, что «малая история» — это история жизни одного человека, однако следует проблематизировать разговор, например, таким образом: почему не «частная история», не «личная история», а малая? В чем специфика сочетаемости этого слова? Вспомнив хотя бы Малую Медведицу, ребята смогут прийти к тому, что малое существует там, где есть Большое: Малая Медведица и Большая Медведица, Малая Земля и Большая Земля. На этом этапе может быть поставлен новый вопрос: что значит для Степановой «малая история»? какие факты в нее включаются? Есть ли связь Малой истории и Большой истории (всеобщей, мировой) в ее лирике?

Так, наметив две ветви будущего разговора, движемся ко второму этапу — коммуникативному — этапу чтения и анализа текста.

Работа по освоению лирики М. Степановой начинается со знакомства с двумя начальными фрагментами самого первого цикла книги — «Чемпионат Европы по футболу» (подчеркнем, что речь идет о Чемпионате 2004 года, который проходил в Португалии; победителем Чемпионата тогда стала сборная Греции). М. Степанова в первом же произведении книги дает «ключ» к пониманию того, что значит для нее малая история. Учитель прочитает ребятам фрагмент, который выведен на экран и соседствует на слайде презентации с фотографией футбольной команды — например, ликующей сборной Греции:

Бело-синяя Греция выбивает,

Голоногая Чехия выбывает.

Перекатят поле, считаясь славой.

С португальским кем-то орел двуглавый.

Англия, не глядя, поля туманит,

Рыжая Германия мяч чеканит...

[Степанова 2005: 7].

Предлагаем вопрос для осмысления: соответствует ли фотография на слайде тексту? (нет, потому что в тексте прямо названы или подразумеваются страны Европы, а на слайде — люди).

Прочитаем начало второго стихотворения цикла, намеренно акцентируя разность интонаций: в первом фрагменте — комментаторская (к примеру, деталь «с португальским кем-то» выдает футбольного комментатора, которому во время матча многое не видно, — поэтому приходится быть приблизительным), во втором — напряженная лирическая, в звучании которой (особенно в начале) можно услы-

шать настойчиво повторяющиеся йотированные гласные, создающие ощущение плача:

В день июньского солнцестояния

Я как солнце стояла в Германии.

.Цыган, просящий на опохмелку,

Индус, торгующий серебрами.

Раскосый мальчик, кормящий белку,

Обозначаются номерами,

В каких — без смысла — произнесенье

Моя забота о всех-спасенье.

Возможные вопросы для осмысления фрагмента:

- есть ли интонационная разница первого и второго фрагментов? кому принадлежит данное высказывание и почему появляется мысль о «всех-спасенье»? Высказывание строится от лица Я, чего не было в первом фрагменте; если там был невидимый комментатор, который не мог, по сути, разглядеть подробностей, то сейчас лирическая героиня говорит о своей ответственности и заботе обо всех. Только кто эти «все»?

- похож ли перечень в этом фрагменте на перечень в первом фрагменте? Как он соотносится с той же фотографией? (Теперь в тексте названы люди (не страны), и в них подчеркнута принадлежность к определенной народности; с фото может объединять только «номер», который есть у футболиста, и пока не ясно, почему он появляется у цыгана, румына, раскосого мальчика).

- почему, если Чемпионат Европы был в 2004 году в Португалии, героиня говорит о себе: «В день июньского солнцестояния Я, как солнце, стояла в Германии»? Какое значение имеет упоминание места и времени? Как эти детали проясняют смысл фрагмента? Какая аналогия и почему возникает в сознании лирической героини? Как М. Степанова связывает спортивное событие (предположим, «малую историю») и Большую историю?

В конце разговора подчеркнем принцип работы Степановой с фактами истории: событие современности ассоциативно связывается с трагическим фактом мировой истории; героиня Степановой за спортивной схваткой видит трагедию Второй Мировой, когда европейские страны оказались втянуты в войну, когда люди «неарийской расы» (цыган, индус, раскосый мальчик) становились номерами — узниками концентрационных лагерей.

Вторая часть второго этапа — работа со стихотворением «Собираюсь брать мировой рекорд.» [Степанова 2005: 73-74]. С первым стихотворением его сближает тема Большой истории, Большой войны, неявно входящая в текст, а также тема физиологии, заявленная в заглавии книги как основная. Поскольку стихотворение довольно большое, а поэтический язык Степановой непрозрачен, разумнее построить работу, прочитав сначала первую часть текста — до строк «Вот маленькие радиосигналы».

Прежде всего просим ребят прочитать про себя первые 6 строк стихотворения и решить, какие слова

заставили бы обратиться к поисковым системам Интернета:

Собираюсь брать мировой рекорд Природе наперекорд.

За оградой детского автодрома В окошко салтыковского дома. Сквозь черную землю полною пустотою Увидишь, как я стартую.

Во-первых, школьники замечают странность неологизма «наперекорд». Оказывается, что корд — это 1) российский пулемет, изобретенный в 1990-е годы; 2) модель самолета, обладающая двигателем внутреннего сгорания, летающая по кругу на привязи из двух тросиков. Пока эта информация нам не помогает, но, возможно, пригодится потом.

Во-вторых, вопросы вызывает «салтыковский дом». И на этом этапе урока можно провести небольшую экскурсию по старинной Салтыковке, а ныне Балашихе — подмосковном дачном поселке. На рубеже X[X-XX вв. здесь жили и творили А. Белый, В. Маяковский, И. Левитан. Начиная с XVII века, земли, на которых расположена современная Балашиха, принадлежали князьям Долгоруким и Салтыковым. До сих пор в Балашихе сохранились руины усадебного дома — дома управляющего, который называют «салтыковским домом». В середине XIX века в нем была открыта гимназия, но, поскольку к началу XX века здание сильно обветшало, рядом было отстроено новое здание, которое действует до сих пор. Напротив старого и нового зданий гимназии установлен бюст Евгении Рудневой — выпускнице Салтыковской гимназии, студентке матмеха МГУ, которая страстно была увлечена астрономией и написала несколько научных работ о Солнце. В 1941 году она, как штурман бомбардировщика, начала боевые вылеты. Погибла в бою под городом Керчь в 1944 году, где и похоронена [Руднева].

Затем учитель читает вслух первые четыре строфы стихотворения (приведем здесь 3-4 строфы, поскольку 1 и 2 приведены выше):

Отрываясь от ближних, пуговиц и крючков, Вертикальная, без сигареты и вне очков, Всяких внешних примет лишима До состоянья дыма:

Белый еврей муженского пола Возраста роста среднего. Место, пригодное для глагола — У колеса переднего. Лобовое доведено до блеска. Не шалит невидимая подвеска. Бок трепещет. Живот прикрыт. И пора на парад, парад. И по креслам трепет желанья При включении зажиганья.

Для работы над текстом можно задать следующие вопросы:

- как звучит стихотворение? Какие ассоциации возникают в связи со звучанием? поддерживает ли текст подобные ассоциации? (дети слышат здесь рычание двигателя (звуки [р] при чтении вслух следует голосом выделить), некоторые ощущают нарастание темпа, которое, действительно, возникает и связано с изменением синтаксиса: четвертая строфа стихотворения, по преимуществу, — простые предложения: либо назывные, либо нераспространенные). При обращении к тексту школьники обнаруживают, что говорящая героиня напоминает механизм; одни убеждены, что это ракета, другие — что гоночная машина, третьи — что самолет. Просим учащихся выписать в тетрадь те строки, слова, образы, которые аргументируют их мнения; аргументы находятся для всех трех случаев. Обращаем внимание ребят на мастерство М. Степановой в создании поэтического образа, он оказывается многослойным — четырехслойным по меньшей мере! Перед нами и ракета, преодолевающая закон земного тяготения (природе наперекор), и гоночная машина, стартующая с детского автодрома, и самолет (тем более что в начале разбора уже прозвучало слово «корд» и было подчеркнуто, что Е. Руднева была военной летчицей), и героиня, оказавшаяся рядом с Салтыковской гимназией. Попутно вспоминаем, какой троп лежит в основе подобного образа: человек сопоставляется с гоночным автомобилем, самолетом, ракетой (метафора). Однако метафора в этом стихотворении превращается в метаморфозу, потому что осуществляется сращение человека и механизма: перед читателем героиня, обладающая сверхспособностями, своего рода кентавр — ракето-человек, самолето-человек и т.д.

- предлагаем школьникам обсудить, на чем основана такая фантазия Степановой? Есть ли у нее реальная подоплека? М. Степанова — поэт, ориентированный на современность. Полагаем, что, создавая «Физиологию и малую историю», она отслеживала принципиальную для концепции данной книги информацию. В ряду событий, которые могли ее заинтересовать, например, следующее: «21 апреля 2004 года был осуществлен первый частный пилотируемый суборбитальный космический полет на корабле SpaceShipOne. До конца года было осуществлено еще три полета» [Космический туризм]. Данный эпизод — прямое свидетельство того, как современность, новые технологии существенно меняют, расширяют человеческие возможности. На данном этапе можно предложить ребятам для просмотра небольшой ролик 2016 года, рекламирующий Cicret Bracelet, — браслет со встроенным датчиком, который проецирует на кожу человека экран смартфона [Cicret Bracelet.]. Человек, таким образом, сам становится и телефоном, и компьютером, и планшетом, а уж это — еще более явное свидетельство того, как меняется сегодня человеческая физиология. После просмотра ролика зададим ребятам вопрос: как оценить такое прямое вмешательство технологий не просто в человеческую жизнь, но в его организм, в его физиологию?

Следующий этап работы над текстом будет посвящен анализу ситуации разговора героини с неким

собеседником: «Увидишь, как я стартую», — говорит героиня стихотворения. К кому же она обращается, пока она еще не стала человеко-ракетой? Кто ее собеседник? Зачем она предупреждает собеседника о «рекорде природе наперекорд»? Следует обратить внимание ребят, что собеседник находится рядом с салтыковским домом и что он (она) может увидеть героиню Степановой только «сквозь черную землю». Мысль о том, что героиня говорит с уже умершим человеком, появляется у учащихся не сразу, но, появившись, обрастает аргументами. Ребята вспоминают памятник Е. Рудневой, историю ее гибели как штурмана военного самолета; что она увлекалась астрономией, и поэтому ей было бы очень интересно узнать о возможности полета в космос обычного человека. Итак, героиня Степановой говорит с молодой девушкой, погибшей в период Второй Мировой войны, вероятно, рассчитывая, что ее услышат. Вообще для творчества М. Степановой тема связи с уже ушедшими родными — очень важна (см., например, стихотворение «Я, мама, бабушка, 9 мая»). В процессе урока ребята обращают внимание на самоописание героини, связанное с утратой ею всего внешнего (4-я строфа стихотворения). После исчезновения-размывания пола, нации, возраста («Белый еврей муженского пола / Возраста роста среднего») остается самое сущностное, неисче-заемое, вечное — душа человека. Вознесение души — залог возможности разговора, встречи с девушкой-летчицей периода войны. Для Степановой ее время, «малая история» — это шанс установления связи с ушедшими и, может быть, победы над смертью, попрания ее, — и в этой связи имя Иисуса Христа также может возникнуть в пространстве урока.

На заключительной части аналитического (второго) этапа урока прочитаем ребятам последние две строфы стихотворения, предварительно дав задание подчеркнуть имена существительные и определить ведущую тематическую группу (ею становится группа «СМИ»):

Вот маленькие радиосигналы Как ниточки, протягивают вести, И тео- или телеоканалы Включают зрение на ровном месте, И желтая газетная бумага Ложится под и полосы раздвинет, Как складки государственного флага — Для новости, которая остынет

И будет, как покойник на столе, Какой-то срок не предана земле.

Основной вопрос для данного этапа урока —

что происходит с новостью — какой бы она ни была, хоть полет человека в космос, хоть «рекорд природе наперекорд» — в современном мире? Ее заглушает информационный шум, обилие фактов. Современное общество способно уравнять важное и неважное, значительное и незначительное, прекрасное и безобразное, высокое и низкое — сделать все одинаково безликим.

На этапе рефлексии предложим ребятам рассмотреть обложку книги «Физиология и малая ис-

тория» (дизайн книги К. Ильющенко) [Степанова 2005]: на фоне грубой карандашной штриховки — поверженная скульптура израненного Аполлона Бельведерского. Удачна ли обложка? Отражает ли наши наблюдения и выводы? Как связана с оценкой М. Степановой своей эпохи — той современности, в которой мы живем, — нашей «малой истории»?

Работа над стихотворениями М. Степановой на уроке позволит сформировать представление о разных гранях творческой индивидуальности М. Степановой:

0 ее сосредоточенности на осмыслении проблем своего времени, судьбе человека в будущем и прошлом; о ее пристальном внимании к трагическим страницам истории; об особенностях ее поэтического языка — использовании неологизмов, ярких метафор и метаморфоз, семантизации ритма стихотворения, значимости мотива в структуре поэтического текста.

ЛИТЕРАТУРА

Арлаускайте Н. Частная экономика. Рец.на кн.: Степанова М. Физиология и малая история. — М.: Прагматика культуры, 2005 // НЛО. — 2005. — № 76. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ar20.html.

Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Д. Быкова и М. Степановой // Октябрь. — 2010. — № 3. Режим доступа: http://www.stihi.ru/2012/02/28/8675.

Барковская Н. В. Книга стихов «Командировочное предписание» Ю. Гуголева: лирическое освоение жанра делового документа» // Политическая лингвистика. — 2013. — № 3 (45). — С. 154-160.

Вежлян Е. Метафизика тела и хора (Заметки о творческой эволюции поэта Марии Степановой // Знамя. — 2012. — № 5. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.

Космический туризм. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81% D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%BA%D 0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0 %B7%D0%BC.

Кузнецова А. Любовный эпос, или Физиологическая лирика. — Арион. — 2006. — № 2. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/arion/2006/2/ku27.html.

Панн Л. Метафизиология Марии Степановой // Новый мир. — 2006. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.

Руднева Е. М. Герои России. — Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1652.

Степанова М. Физиология и малая история. — М.: Прагматика культуры, 2005. — 88 с.

Шубинский В. Сила выдоха. Мария Степанова. Физиология и малая история. 2005 // Знамя. — 2006. — № 2. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/2/sh15 .html.

Cicret Bracelet. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9J7GpVQCfms.

REFERENCES

Arlauskayte N. Chastnaya ekonomika. Rets.na kn.: Ste-panova M. Fiziologiya i malaya istoriya. — M.: Pragmatika kul'tury, 2005 // NLO. — 2005. — № 76. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ar20.html.

Bak D. Sto poetov nachala stoletiya. O poezii D. Bykova

1 M. Stepanovoy // Oktyabr'. — 2010. — № 3. Rezhim dostupa: http://www.stihi.ru/2012/02/28/8675.

Barkovskaya N. V. Kniga stikhov «Komandirovochnoe predpisanie» Yu. Gugoleva: liricheskoe osvoenie zhanra de-lovogo dokumenta» // Politicheskaya lingvistika. — 2013. — № 3 (45). — S. 154-160.

Vezhlyan E. Metafizika tela i khora (Zametki o tvor-cheskoy evolyutsii poeta Maiii Stepanovoy // Znamya. — 2012. — № 5. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.

Kosmicheskiy turizm. — Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81 % D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%BA%D 0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0 %B7%D0%BC.

Kuznetsova A. Lyubovnyy epos, ili Fiziologicheskaya lirika. — Arion. — 2006. — № 2. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/arion/2006/2/ku27.html.

Pann L. Metafiziologiya Marii Stepanovoy // Novyy mir. — 2006. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.

Rudneva E. MGeroi Rossii. — Rezhim dostupa: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1652.

Stepanova MFiziologiya i malaya istoriya. — M.: Pragmatika kul'tury, 2005. — 88 s.

Shubinskiy V. Sila vydokha. Mariya Stepanova. Fiziologiya i malaya istoriya. 2005 // Znamya. — 2006. — № 2. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/2/sh15 .html.

Cicret Bracelet. — Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=9J7GpVQCfms.

Данные об авторе

Лилия Дмитриевна Гутрина — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: gutrina@bk.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Liliya Dmitrievna Gutrina is a Candidate of Philology, Docent of the Department of Literature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.