ИДЕТ УРОК_
УДК 372.882.161.1-1:371.321
ББК Ч426.839(=411.2)-270 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02
Л. Д. Гутрина
Екатеринбург, Россия
ФИЗИОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ И ПОЭЗИЯ:
ТВОРЧЕСТВО МАРИИ СТЕПАНОВОЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Аннотация. В статье предлагается методическая модель урока по лирике современной поэтессы Марии Степановой. Урок строится как эвристическая беседа по анализу двух стихотворений. В процессе урока школьники знакомятся с гранями творческой индивидуальности Марии Степановой, которой свойственны установление связи между событиями современности и фактами большой истории, усложненная ассоциативность, многослойность поэтического образа. В центре внимания — исследование лирического сюжета стихотворений Марии Степановой и анализ ключевых метафор стихотворений.
Ключевые слова: современная поэзия; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки литературы; тема войны; анализ стихотворений; эвристические беседы.
L. D. Gutrina
Yekaterinburg, Russia
PHYSIOLOGY, HISTORY AND POETRY:
MARIA STEPANOVA'S WORKS AT LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL
Abstract. A methodical model of a lesson devoted to the lyrics of modern poet Maria Stepanova is observed. The lesson is constructed as a heuristic conversation about the analysis of two poems. During the lesson, students get acquainted with the artistic personality aspects of Maria Stepanova which are: a connection between the nowadays events and historical facts, complicated associativity, multi-layered poetic image. The center point of the lesson is the study of lyrical plot of Maria Stepanova's poems and the analysis of key metaphors.
Keywords: modern poetry; teaching literature at school; methods of teaching literature; literature lessons; War theme; poetry analysis; heuristic conversation.
Поэзию Марии Степановой парадоксально называют «лирическим эпосом» — в ней воплощается лирическое переживание поэтом современности и исторического прошлого. По словам Н. В. Барковской, в «нулевые» годы лирика взяла на себя такие функции эпоса, как анализ актуальной социокультурной ситуации, проблематизацию новой (постсоветской) идентичности, опровержение/восстановление традиций, проработку исторических травм» [Барковская 2016: 154].
Освоение некоторых стихотворений М. Степановой в старших классах имеет большой потенциал для формирования личностных и предметных результатов. Во-первых, у юного читателя формируется представление о специфике современной эпохи: с одной стороны, это время необыкновенных возможностей, нано-технологий, которые, помогая человеку, одновременно меняют саму человеческую природу; с другой — это эпоха информационного шума, в котором способно исчезнуть все необычное, яркое, удивительное. Следовательно, это эпоха, которая остро нуждается во вспоминающем человеке, поскольку без скрепляющей разрозненные элементы памяти мир может рассыпаться на ничего не значащие фрагменты. В процессе работы над стихотворениями сложится представление о лирической героине М. Степановой как человеке, сосредоточенном на больных вопросах жизни страны и мира, возлагающего на новую эпоху надежды, связанные с преодолением смерти, остро чувствующего опасности времени. Наконец, само знакомство с Марией Степановой — профессиональным литератором, журнали-
стом, главным редактором Colta.ru, автором девяти поэтических книг — будет полезно школьникам, стоящим перед необходимостью самоопределения.
Предметные результаты урока будут связаны с осмыслением связей современной поэзии с модернистской поэзией XX вв.; осознанием роли мотива в поэтическом тексте; углублением представлений о тропике (метафора и метаморфоза), лирическом сюжете стихотворения.
Урок по поэзии М. Степановой предлагаем построить как эвристическую беседу по двум стихотворениям ее лирической книги «Физиология и малая история» (2005). При подготовке к урокам учитель может обратиться к работам, в той или иной степени затрагивающим специфику данной книги М. Степановой: это исследования Н. Арлаускайте [Арлаускайте 2005], Д. Бака [Бак 2010], Е. Вежлян [Вежлян 2012],
A. Кузнецовой [Кузнецова 2006], Л. Панн [Панн 2006],
B. Шубинского [Шубинский 2006] и др.
На предкоммуникативном этапе урока предложим ребятам ответить на вопрос о том, на какие темы обычно пишутся стихотворения. Перечень, получаемый от учащихся, включает в себя любовь, одиночество, войну, родину, природу, поэзию. Первая «точка удивления» на уроке — предлагаемый медиаслайд с разворотом атласа физиологии и вопрос учителя к слайду: «А пишут ли про это?». На слайде поместим определение физиологии как науки: «Физиология — это наука, изучающая функции организма и процессы, происходящие в нем». Далее учитель представит автора — поэта Марию
Степанову, которая слово «физиология» использует в названии книги стихотворений, причем, ставит его на первое место. Можно попросить ребят сформулировать одну из проблем урока; возможные варианты: почему Степанова решает писать о физиологии? Что именно в физиологии ее интересует?
Вторая часть предкоммуникативного этапа может быть связана с осмыслением названия книги — «Физиология и малая история» (2005). Просим ребят оценить, прокомментировать вторую часть названия: что в нем не так? Странно? Непривычно? Как правило, школьники говорят, что «малая история» — это история жизни одного человека, однако следует проблематизировать разговор, например, таким образом: почему не «частная история», не «личная история», а малая? В чем специфика сочетаемости этого слова? Вспомнив хотя бы Малую Медведицу, ребята смогут прийти к тому, что малое существует там, где есть Большое: Малая Медведица и Большая Медведица, Малая Земля и Большая Земля. На этом этапе может быть поставлен новый вопрос: что значит для Степановой «малая история»? какие факты в нее включаются? Есть ли связь Малой истории и Большой истории (всеобщей, мировой) в ее лирике?
Так, наметив две ветви будущего разговора, движемся ко второму этапу — коммуникативному — этапу чтения и анализа текста.
Работа по освоению лирики М. Степановой начинается со знакомства с двумя начальными фрагментами самого первого цикла книги — «Чемпионат Европы по футболу» (подчеркнем, что речь идет о Чемпионате 2004 года, который проходил в Португалии; победителем Чемпионата тогда стала сборная Греции). М. Степанова в первом же произведении книги дает «ключ» к пониманию того, что значит для нее малая история. Учитель прочитает ребятам фрагмент, который выведен на экран и соседствует на слайде презентации с фотографией футбольной команды — например, ликующей сборной Греции:
Бело-синяя Греция выбивает,
Голоногая Чехия выбывает.
Перекатят поле, считаясь славой.
С португальским кем-то орел двуглавый.
Англия, не глядя, поля туманит,
Рыжая Германия мяч чеканит...
[Степанова 2005: 7].
Предлагаем вопрос для осмысления: соответствует ли фотография на слайде тексту? (нет, потому что в тексте прямо названы или подразумеваются страны Европы, а на слайде — люди).
Прочитаем начало второго стихотворения цикла, намеренно акцентируя разность интонаций: в первом фрагменте — комментаторская (к примеру, деталь «с португальским кем-то» выдает футбольного комментатора, которому во время матча многое не видно, — поэтому приходится быть приблизительным), во втором — напряженная лирическая, в звучании которой (особенно в начале) можно услы-
шать настойчиво повторяющиеся йотированные гласные, создающие ощущение плача:
В день июньского солнцестояния
Я как солнце стояла в Германии.
.Цыган, просящий на опохмелку,
Индус, торгующий серебрами.
Раскосый мальчик, кормящий белку,
Обозначаются номерами,
В каких — без смысла — произнесенье
Моя забота о всех-спасенье.
Возможные вопросы для осмысления фрагмента:
- есть ли интонационная разница первого и второго фрагментов? кому принадлежит данное высказывание и почему появляется мысль о «всех-спасенье»? Высказывание строится от лица Я, чего не было в первом фрагменте; если там был невидимый комментатор, который не мог, по сути, разглядеть подробностей, то сейчас лирическая героиня говорит о своей ответственности и заботе обо всех. Только кто эти «все»?
- похож ли перечень в этом фрагменте на перечень в первом фрагменте? Как он соотносится с той же фотографией? (Теперь в тексте названы люди (не страны), и в них подчеркнута принадлежность к определенной народности; с фото может объединять только «номер», который есть у футболиста, и пока не ясно, почему он появляется у цыгана, румына, раскосого мальчика).
- почему, если Чемпионат Европы был в 2004 году в Португалии, героиня говорит о себе: «В день июньского солнцестояния Я, как солнце, стояла в Германии»? Какое значение имеет упоминание места и времени? Как эти детали проясняют смысл фрагмента? Какая аналогия и почему возникает в сознании лирической героини? Как М. Степанова связывает спортивное событие (предположим, «малую историю») и Большую историю?
В конце разговора подчеркнем принцип работы Степановой с фактами истории: событие современности ассоциативно связывается с трагическим фактом мировой истории; героиня Степановой за спортивной схваткой видит трагедию Второй Мировой, когда европейские страны оказались втянуты в войну, когда люди «неарийской расы» (цыган, индус, раскосый мальчик) становились номерами — узниками концентрационных лагерей.
Вторая часть второго этапа — работа со стихотворением «Собираюсь брать мировой рекорд.» [Степанова 2005: 73-74]. С первым стихотворением его сближает тема Большой истории, Большой войны, неявно входящая в текст, а также тема физиологии, заявленная в заглавии книги как основная. Поскольку стихотворение довольно большое, а поэтический язык Степановой непрозрачен, разумнее построить работу, прочитав сначала первую часть текста — до строк «Вот маленькие радиосигналы».
Прежде всего просим ребят прочитать про себя первые 6 строк стихотворения и решить, какие слова
заставили бы обратиться к поисковым системам Интернета:
Собираюсь брать мировой рекорд Природе наперекорд.
За оградой детского автодрома В окошко салтыковского дома. Сквозь черную землю полною пустотою Увидишь, как я стартую.
Во-первых, школьники замечают странность неологизма «наперекорд». Оказывается, что корд — это 1) российский пулемет, изобретенный в 1990-е годы; 2) модель самолета, обладающая двигателем внутреннего сгорания, летающая по кругу на привязи из двух тросиков. Пока эта информация нам не помогает, но, возможно, пригодится потом.
Во-вторых, вопросы вызывает «салтыковский дом». И на этом этапе урока можно провести небольшую экскурсию по старинной Салтыковке, а ныне Балашихе — подмосковном дачном поселке. На рубеже X[X-XX вв. здесь жили и творили А. Белый, В. Маяковский, И. Левитан. Начиная с XVII века, земли, на которых расположена современная Балашиха, принадлежали князьям Долгоруким и Салтыковым. До сих пор в Балашихе сохранились руины усадебного дома — дома управляющего, который называют «салтыковским домом». В середине XIX века в нем была открыта гимназия, но, поскольку к началу XX века здание сильно обветшало, рядом было отстроено новое здание, которое действует до сих пор. Напротив старого и нового зданий гимназии установлен бюст Евгении Рудневой — выпускнице Салтыковской гимназии, студентке матмеха МГУ, которая страстно была увлечена астрономией и написала несколько научных работ о Солнце. В 1941 году она, как штурман бомбардировщика, начала боевые вылеты. Погибла в бою под городом Керчь в 1944 году, где и похоронена [Руднева].
Затем учитель читает вслух первые четыре строфы стихотворения (приведем здесь 3-4 строфы, поскольку 1 и 2 приведены выше):
Отрываясь от ближних, пуговиц и крючков, Вертикальная, без сигареты и вне очков, Всяких внешних примет лишима До состоянья дыма:
Белый еврей муженского пола Возраста роста среднего. Место, пригодное для глагола — У колеса переднего. Лобовое доведено до блеска. Не шалит невидимая подвеска. Бок трепещет. Живот прикрыт. И пора на парад, парад. И по креслам трепет желанья При включении зажиганья.
Для работы над текстом можно задать следующие вопросы:
- как звучит стихотворение? Какие ассоциации возникают в связи со звучанием? поддерживает ли текст подобные ассоциации? (дети слышат здесь рычание двигателя (звуки [р] при чтении вслух следует голосом выделить), некоторые ощущают нарастание темпа, которое, действительно, возникает и связано с изменением синтаксиса: четвертая строфа стихотворения, по преимуществу, — простые предложения: либо назывные, либо нераспространенные). При обращении к тексту школьники обнаруживают, что говорящая героиня напоминает механизм; одни убеждены, что это ракета, другие — что гоночная машина, третьи — что самолет. Просим учащихся выписать в тетрадь те строки, слова, образы, которые аргументируют их мнения; аргументы находятся для всех трех случаев. Обращаем внимание ребят на мастерство М. Степановой в создании поэтического образа, он оказывается многослойным — четырехслойным по меньшей мере! Перед нами и ракета, преодолевающая закон земного тяготения (природе наперекор), и гоночная машина, стартующая с детского автодрома, и самолет (тем более что в начале разбора уже прозвучало слово «корд» и было подчеркнуто, что Е. Руднева была военной летчицей), и героиня, оказавшаяся рядом с Салтыковской гимназией. Попутно вспоминаем, какой троп лежит в основе подобного образа: человек сопоставляется с гоночным автомобилем, самолетом, ракетой (метафора). Однако метафора в этом стихотворении превращается в метаморфозу, потому что осуществляется сращение человека и механизма: перед читателем героиня, обладающая сверхспособностями, своего рода кентавр — ракето-человек, самолето-человек и т.д.
- предлагаем школьникам обсудить, на чем основана такая фантазия Степановой? Есть ли у нее реальная подоплека? М. Степанова — поэт, ориентированный на современность. Полагаем, что, создавая «Физиологию и малую историю», она отслеживала принципиальную для концепции данной книги информацию. В ряду событий, которые могли ее заинтересовать, например, следующее: «21 апреля 2004 года был осуществлен первый частный пилотируемый суборбитальный космический полет на корабле SpaceShipOne. До конца года было осуществлено еще три полета» [Космический туризм]. Данный эпизод — прямое свидетельство того, как современность, новые технологии существенно меняют, расширяют человеческие возможности. На данном этапе можно предложить ребятам для просмотра небольшой ролик 2016 года, рекламирующий Cicret Bracelet, — браслет со встроенным датчиком, который проецирует на кожу человека экран смартфона [Cicret Bracelet.]. Человек, таким образом, сам становится и телефоном, и компьютером, и планшетом, а уж это — еще более явное свидетельство того, как меняется сегодня человеческая физиология. После просмотра ролика зададим ребятам вопрос: как оценить такое прямое вмешательство технологий не просто в человеческую жизнь, но в его организм, в его физиологию?
Следующий этап работы над текстом будет посвящен анализу ситуации разговора героини с неким
собеседником: «Увидишь, как я стартую», — говорит героиня стихотворения. К кому же она обращается, пока она еще не стала человеко-ракетой? Кто ее собеседник? Зачем она предупреждает собеседника о «рекорде природе наперекорд»? Следует обратить внимание ребят, что собеседник находится рядом с салтыковским домом и что он (она) может увидеть героиню Степановой только «сквозь черную землю». Мысль о том, что героиня говорит с уже умершим человеком, появляется у учащихся не сразу, но, появившись, обрастает аргументами. Ребята вспоминают памятник Е. Рудневой, историю ее гибели как штурмана военного самолета; что она увлекалась астрономией, и поэтому ей было бы очень интересно узнать о возможности полета в космос обычного человека. Итак, героиня Степановой говорит с молодой девушкой, погибшей в период Второй Мировой войны, вероятно, рассчитывая, что ее услышат. Вообще для творчества М. Степановой тема связи с уже ушедшими родными — очень важна (см., например, стихотворение «Я, мама, бабушка, 9 мая»). В процессе урока ребята обращают внимание на самоописание героини, связанное с утратой ею всего внешнего (4-я строфа стихотворения). После исчезновения-размывания пола, нации, возраста («Белый еврей муженского пола / Возраста роста среднего») остается самое сущностное, неисче-заемое, вечное — душа человека. Вознесение души — залог возможности разговора, встречи с девушкой-летчицей периода войны. Для Степановой ее время, «малая история» — это шанс установления связи с ушедшими и, может быть, победы над смертью, попрания ее, — и в этой связи имя Иисуса Христа также может возникнуть в пространстве урока.
На заключительной части аналитического (второго) этапа урока прочитаем ребятам последние две строфы стихотворения, предварительно дав задание подчеркнуть имена существительные и определить ведущую тематическую группу (ею становится группа «СМИ»):
Вот маленькие радиосигналы Как ниточки, протягивают вести, И тео- или телеоканалы Включают зрение на ровном месте, И желтая газетная бумага Ложится под и полосы раздвинет, Как складки государственного флага — Для новости, которая остынет
И будет, как покойник на столе, Какой-то срок не предана земле.
Основной вопрос для данного этапа урока —
что происходит с новостью — какой бы она ни была, хоть полет человека в космос, хоть «рекорд природе наперекорд» — в современном мире? Ее заглушает информационный шум, обилие фактов. Современное общество способно уравнять важное и неважное, значительное и незначительное, прекрасное и безобразное, высокое и низкое — сделать все одинаково безликим.
На этапе рефлексии предложим ребятам рассмотреть обложку книги «Физиология и малая ис-
тория» (дизайн книги К. Ильющенко) [Степанова 2005]: на фоне грубой карандашной штриховки — поверженная скульптура израненного Аполлона Бельведерского. Удачна ли обложка? Отражает ли наши наблюдения и выводы? Как связана с оценкой М. Степановой своей эпохи — той современности, в которой мы живем, — нашей «малой истории»?
Работа над стихотворениями М. Степановой на уроке позволит сформировать представление о разных гранях творческой индивидуальности М. Степановой:
0 ее сосредоточенности на осмыслении проблем своего времени, судьбе человека в будущем и прошлом; о ее пристальном внимании к трагическим страницам истории; об особенностях ее поэтического языка — использовании неологизмов, ярких метафор и метаморфоз, семантизации ритма стихотворения, значимости мотива в структуре поэтического текста.
ЛИТЕРАТУРА
Арлаускайте Н. Частная экономика. Рец.на кн.: Степанова М. Физиология и малая история. — М.: Прагматика культуры, 2005 // НЛО. — 2005. — № 76. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ar20.html.
Бак Д. Сто поэтов начала столетия. О поэзии Д. Быкова и М. Степановой // Октябрь. — 2010. — № 3. Режим доступа: http://www.stihi.ru/2012/02/28/8675.
Барковская Н. В. Книга стихов «Командировочное предписание» Ю. Гуголева: лирическое освоение жанра делового документа» // Политическая лингвистика. — 2013. — № 3 (45). — С. 154-160.
Вежлян Е. Метафизика тела и хора (Заметки о творческой эволюции поэта Марии Степановой // Знамя. — 2012. — № 5. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.
Космический туризм. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81% D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%BA%D 0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0 %B7%D0%BC.
Кузнецова А. Любовный эпос, или Физиологическая лирика. — Арион. — 2006. — № 2. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/arion/2006/2/ku27.html.
Панн Л. Метафизиология Марии Степановой // Новый мир. — 2006. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.
Руднева Е. М. Герои России. — Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1652.
Степанова М. Физиология и малая история. — М.: Прагматика культуры, 2005. — 88 с.
Шубинский В. Сила выдоха. Мария Степанова. Физиология и малая история. 2005 // Знамя. — 2006. — № 2. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/2/sh15 .html.
Cicret Bracelet. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=9J7GpVQCfms.
REFERENCES
Arlauskayte N. Chastnaya ekonomika. Rets.na kn.: Ste-panova M. Fiziologiya i malaya istoriya. — M.: Pragmatika kul'tury, 2005 // NLO. — 2005. — № 76. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/ar20.html.
Bak D. Sto poetov nachala stoletiya. O poezii D. Bykova
1 M. Stepanovoy // Oktyabr'. — 2010. — № 3. Rezhim dostupa: http://www.stihi.ru/2012/02/28/8675.
Barkovskaya N. V. Kniga stikhov «Komandirovochnoe predpisanie» Yu. Gugoleva: liricheskoe osvoenie zhanra de-lovogo dokumenta» // Politicheskaya lingvistika. — 2013. — № 3 (45). — S. 154-160.
Vezhlyan E. Metafizika tela i khora (Zametki o tvor-cheskoy evolyutsii poeta Maiii Stepanovoy // Znamya. — 2012. — № 5. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.
Kosmicheskiy turizm. — Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81 % D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81 %D0%BA%D 0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0 %B7%D0%BC.
Kuznetsova A. Lyubovnyy epos, ili Fiziologicheskaya lirika. — Arion. — 2006. — № 2. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/arion/2006/2/ku27.html.
Pann L. Metafiziologiya Marii Stepanovoy // Novyy mir. — 2006. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2012/5/ve20.html.
Rudneva E. MGeroi Rossii. — Rezhim dostupa: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1652.
Stepanova MFiziologiya i malaya istoriya. — M.: Pragmatika kul'tury, 2005. — 88 s.
Shubinskiy V. Sila vydokha. Mariya Stepanova. Fiziologiya i malaya istoriya. 2005 // Znamya. — 2006. — № 2. — Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/znamia/2006/2/sh15 .html.
Cicret Bracelet. — Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=9J7GpVQCfms.
Данные об авторе
Лилия Дмитриевна Гутрина — кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и методики ее преподавания, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). Адрес: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26. E-mail: [email protected].
About the author
Liliya Dmitrievna Gutrina is a Candidate of Philology, Docent of the Department of Literature and Methods of Teaching, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).