Научная статья на тему '«Школа: твоя территория». Уроки внеклассного чтения по современной поэзии'

«Школа: твоя территория». Уроки внеклассного чтения по современной поэзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
CONTEMPORARY CHILDREN''S POETRY / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ / СТИХОТВОРЕНИЯ О ШКОЛЕ / ТЕМА ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ / УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / POEMS ABOUT SCHOOL / SCHOOL THEME IN LITERATURE CLASSES / EXTRACURRICULAR READING LESSONS / THE PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ручьева Олеся Вячеславовна

Предлагается логика урока внеклассного чтения и проектной работы по современной поэзии для детей, посвященной школьной теме. Материал для методического освоения составили стихотворения для детей М. Бородицкой, А. Гиваргизова, Е. Клюева, М. Яснова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“School: your area”. home reading lessons for contemporary poetry

Logic lesson offered extracurricular reading and project work on contemporary poetry for children, dedicated school subject. Material for methodological development amounted poems for children M. Boroditskaya, A. Givargizov, E. Klyuyeva, M. Yasnova.

Текст научной работы на тему ««Школа: твоя территория». Уроки внеклассного чтения по современной поэзии»

ИДЕТ УРОК

УДК 372.882.161.1’321 ББК Ч426.839-058.0

О. В. Ручьева

Екатеринбург, Россия

«ШКОЛА: ТВОЯ ТЕРРИТОРИЯ». УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

Аннотация. Предлагается логика урока внеклассного чтения и проектной работы по современной поэзии для детей, посвященной школьной теме. Материал для методического освоения составили стихотворения для детей М. Бородицкой, А. Гиваргизова, Е. Клюева, М. Яснова.

Ключевые слова: современная детская поэзия, стихотворения о школе, тема школы на уроках литературы, уроки внеклассного чтения, проектная деятельность.

O. V. Ruchieva

Ekaterinburg, Russia “SCHOOL: YOUR AREA”.

HOME READING LESSONS FOR CONTEMPORARY POETRY

Abstract. Logic lesson offered extracurricular reading and project work on contemporary poetry for children, dedicated school subject. Material for methodological development amounted poems for children M. Boroditskaya, A. Givargizov, E. Klyuyeva, M. Yasnova.

Keywords: contemporary children's poetry, poems about school, school theme in literature classes, extracurricular reading lessons, the project activity.

Опыт преподавания литературы в современной школе показывает, что тексты, написанные сегодня, повышают читательский интерес детей ничуть не меньше, чем классическая литература, следовательно, изучение современной детской литературы является на сегодня актуальным вопросом методики.

На уроках внеклассного чтения в 5 классе предлагаем сосредоточить внимание школьников среднего звена на современной поэзии, посвященной школе и учению, поскольку, во-первых, это одна из главных тем современной литературы для детей и подростков, а во-вторых, школа — это та среда, в которой проходит немалая часть жизни современного ребенка, и взглянуть на школу со стороны, глазами поэтов, для него совсем не вредно.

За несколько дней до проведения урока советуем провести анкетирование ребят по вопросам такого рода: что тебе нравится в школе? Тебе больше нравится сидеть дома или приходить в школу? Быть в школе и учиться — это одно и то же? Что бы ты хотел изменить в твоей школе? Полагаем, что здесь подойдет именно анкетирование, а не беседа по личным впечатлениям, поскольку тема животрепещуща, и разговор может сильно затянуться и стать весьма эмоциональным — особенно если ученики доверяют преподавателю. Но это момент индивидуальный. Этап анкетирования в осмыслении школьной темы в современной русской поэзии можно заменить домашним заданием проектного типа: просим ребят представить проект идеальной школы — снять

видеоролик, анимационный фильм, нарисовать, начертить, рассказать о школе, в которой было бы комфортно.

Урок внеклассного чтения на тему «Школа: твоя территория», в таком случае, начнется либо с анализа детских анкет, либо с представления проектных работ. Завязкой урока послужит предложение учителя сопоставить представления ребят о школе с тем, что предлагают взрослые — современные поэты.

Далее урок может строиться либо как эвристическая беседа по текстам, либо, если в классе есть традиция такой работы, — как урок семинарского типа; с нашей точки зрения, второе — предпочтительнее, поскольку, во-первых, учитель отойдет от методической формы, традиционной для рабочих уроков литературы, акцентировав статус урока внеклассного чтения, а во-вторых, урок будет более динамичным — в силу того, что разные группы представят авторов в своей манере, а не следуя за вопросами учителя. Итак, ласс делится на группы, каждая группа получает по 2-3 стихотворения одного поэта, пишущего сегодня о школе, — А. Гиваргизова, Е. Клюева, М. Яснова, М. Бородицкой, А. Усачева и других.

Группам ребят предлагаются вопросы, отражающие логику работы над литературным материалом В. Г. Маранцмана: сначала — вопрос на выявление эмоции учеников, затем — вопрос на выявление эмоции героев, потом- вопрос на воображение, развитие фантазии, наконец, вопрос, ориентирующий на анализ деталей художественного

текста, позволяющий выйти на уточнение авторского взгляда на изображенное. [Маранцман]. Эти вопросы могут быть примерно такими: 1) какие эмоции возникают у вас при чтении этих стихотворений? Что в них кажется Вам странным? Непонятным? В Вашу модель идеальной школы данный образ школы вписывается или противоречит ему? 2) Как ощущают себя в этой школе ученики? А как представлены учителя? Взаимодействуют ли они друг с другом? 3) хотелось бы вам оказаться в мире школы, которая изображена у этого автора? Почему? Оцените иллюстрации к стихотворениям (если есть). Так ли вы себе все представляли? 4) можно ли понять авторское отношение к школе, судя по этим стихотворениям? хочется ли Вам возразить автору? Выразить сомнения? Возможно, поблагодарить его?

Предлагаем материал для учителя, решившего провести урок по теме школы в современной поэзии.

О творчестве московской поэтессы М. Я. Бородицкой высказывается Т. О. Бобина: «Принадлежа к поколению писателей перестроечной волны, М. Бородицкая исповедует принципы литературы, свободной от стереотипов, от идеологического каркаса, раскованной, игровой по духу. Поэтесса убеждена, что детские стихи пишутся с запасом нечаянной радости — от открытия, от совпадения авторского и читательского восприятия, эстетического удовольствия от смысла и слова. Оттого ее стихи успешно способствуют формированию глубоких, чутких, творческих читателей» [Бобина 2010].

Герои стихотворений Бородицкой — взрослые, дети, животные, предметы и светила — пребывают в ладу друг с другом. Марине Бородицкой помогает находить близкие ребятам темы и сюжеты опыт школьной учительницы и мамы двух взрослых сыновей. В стихотворении «Канцелярская сказка» звучит всем знакомая тема предсентябрьской кутерьмы:

Лист кленовый, желтый, влажный — Отправляется в полет.

В магазин писчебумажный Устремляется народ.

[Бородицкая 2010: 25]

Обыкновенный канцелярский магазин у Бородицкой полон «всяческих чудес». «Поэтесса вскрывает чудесность обычного, повторяющегося течения времени и особую, ни с чем не сравнимую, атмосферу последних августовских дней перед школой» [Бобина 2010]. «Волшебными» в ее стихотворении оказываются «тетрадки в горошек», «плывущие сами» «ручка-самописка», «карандаш-самогрызка», похожие на сказочных героев дети-гномы. Перед самым учебным годом продавец в

канцелярском магазине говорит: «Вот и полки опустели, скоро листья полетят» [Бобина 2010].

Стихотворение «Первое сентября» начинается с описания подготовки в школу, волнующей суеты:

Обернуты книги,

Готовы закладки,

Бумагою гладкой Сияют тетрадки.

[Бородицкая 2010: 27]

В «Первокласснике» нарисован трогательный образ новоиспеченного школьника с помощью зримых примет облика и поведения:

Первоклассник, первоклассник Нарядился как на праздник!

Даже в лужу не зашел:

Погляделся — и пошел.

[Бородицкая 2010: 30]

В стихотворении «Последний день учения» описана знакомая всем с детства ситуация — выдача новых учебников на следующий учебный год:

И новые учебники На следующий год За стопкой стопку пёструю Дежурный раздаёт.

[Бородицкая 2010: 35]

Автор чувствует настроение детей, переживает вместе с ними происходящие события:

И чуть не плачет Рыбочкин,

Лентяй и весельчак:

«Мне не досталась алгебра,

Марь-Пална, как же так?»

Детские переживания, обиды, радости описаны здесь так точно, что, кажется, М. Бородицкая сама только вышла из-за парты, и все эмоции свежи.

Школьная любовь — это еще одна новая тема в современной поэзии для детей. Искренняя, верная любовь, изображенная поэтессой, встречает всё больше и больше поклонников — маленьких читателей. «Прогульщик и прогульщица» — стихотворение, давшее название всей книге, — не просто рассказ о ребятах, решивших вместо школы отправиться в музей: это трогательная история первой любви, когда, повесив курточки в гардеробе, наши чудные прогульщики «в пластмассовые номерки друг дружке пальцы вдели...» [Бородицкая 2010:5]. Бородицкая пишет не только лирику для детей, но и лирику для подросткового возраста. На первом месте у поэтессы не желание чему-то научить ребенка, а понять его, психологически поддержать.

В стихотворениях Бородицкой приметы школы окружены ореолом нежности и шутки, часто передается настроение ученика, идущего в школу — и из этого описания ясно, что в школе совсем не страшно, это место, где дружат, общаются, влюбляются.

Артур Гиваргизов пишет необычные пьесы, рассказы и стихи. Работает педагогом музыкальной школы (классическая гитара). Считает, что дети «понимают больше, чем взрослые. Понимают, что окружающий мир не такой злой и страшный, как кажется папам. Несмотря на учебу в музыкальной школе, дополнительные занятия английским, немецким, китайским — жизнь прекрасна!.. Вообще детям многое легче объяснить...» — пишет Нина Колоскова [Колоскова].

Л. Д. Гутрина отмечает: «Школа у

Гиваргизова — по-настоящему милитарный образ; при чтении стихотворений об учителях вспоминается лицемерная жалоба Власа, лентяя и лоботряса: «Прошу письмо учителю, учителю-

мучителю». Атрибуты школы — не по-детски суровы: школьной тетрадкой можно оглушить

«большущего дядьку», потому что тетрадки бывают «в тяжёлых чугунных обложках» [Гиваргизов 2006: 51]; дорога в школу и из неё сопряжена с опасностями: «Дети в школу еле-еле / Шли. Им град царапал лица.» [Гиваргизов 2006: 47]. ; «Вот ползёт домой из школы / По-пластунски Саша Зверев» [Гиваргизов 2006: 44]. Поэт демонстрирует незнакомый и неожиданный образ школы: учеба — это тяжелый, угнетающий труд, опасности подстерегают на каждом шагу:

.в это же время мальчик зачем-то куда-то Шёл, а точнее он полз после школы убитый.

Роту увидел и крикнул: — Чего ж вы, ребята?!

Вы тут сидите, а там педагоги-бандиты Заняли школу, к доске отвечать вызывают Лучших людей, указками колют в живот.

[Гиваргизов 2006: 78]

Основные приемы Гиваргизова — гротеск и «перевертыш», своего рода инверсия, когда все привычное превращается неожиданно в свою противоположность. Перевертыши создают атмосферу шалости, игры, которые выступают механизмами защиты от навязываемого взрослыми порядка. Артур Гиваргизов включается в игру в поддержку детей. Так в стихотворение «Алло, это школа?» поэт дает ученику новую роль — начальника, руководителя:

Алло, это школа? Это Витя,

Ваш первоклассник. Нет, Филимонов.

Скоро буду, сидите ждите.

(Витя в постели лежал с телефоном).

Комическая ситуация позволяет маленькому читателю ощутить себя взрослым, играя и шаля. Учителя, в свою очередь, представлены в стихотворении учениками:

Так что ждите, не разбегайтесь.

(Витя вылез из теплой постели).

[Гиваргизов 2QQ6: 32].

Артур Гиваргизов не заставляет любить школу, не навязывает общее мнение о необходимости учебы:

Дедушкам в школу не надо ходить.

Вот бы и мне до такого дожить.

[Гиваргизов 2QQ6:45].

Каждый ребенок хотя бы раз об этом мечтал. Поэт не делает из нежелания ходить в школу проблемы, а открыто говорит о том, что всем знакомо.

Школа в книге Гиваргизова — это не только учителя и уроки, но и романтическая любовь. Несколько стихотворений посвящено хулигану Гаврилову и его любимой девочке Свете; стихотворения выдержаны в элегической тональности:

Болеть мы любим. Только Света

Болеть не любит и Гаврилов.

Они сидят на задней парте,

И если б парта говорила,

Она б сказала: «Посмотрите!

Они — Ромео и Джульетта!»

К доске ушёл Гаврилов Витя.

«Я буду ждать!» — сказала Света.

[Гиваргизов 2QQ6: 3Q]

Кроме гротеска и перевертыша, для поэтики Гиваргизова характерны драматургичность (стихи представляют собой сценки, диалоги, разговоры, монологи), разговорность интонации. Большую роль в создании образа школы в книге «Драконы и милиционеры» играют иллюстрации Елены Блиновой, которые поддерживают атмосферу школьных шалостей и моделируют именно детский взгляд на жизнь.

Евгений Клюев и Михаил Яснов — поэты, сходные в своем отношении к поэтическому языку (оба активно используют в своем творчестве языковую игру) и придумавших школьные предметы, которых никогда не было; у Клюева, например, это «надувание шаров», «вынимание заноз», «рисование загогулин», а у Яснова — «Урок летания на облаке», «Урок беготни по улицам» и др.

О книге Е. Клюева «Учителя всякой всячины» [Клюев 2QQ9] написана великолепная статья О. В. Ловцовой: «Излагая замысловатые сюжеты своих стихотворений в юмористической манере, он

затрагивает очень серьезные вопросы философии и логики. Принцип «обучать, играя» лег в основу его сборника стихотворений «Учителя всякой всячины», ориентированного на читателей дошкольного и младшего школьного возраста» [Ловцова: 31].

Содержание книги построено в виде расписания уроков, это — «уроки детства», которые распределены по дням недели, как и занятия в школе. Учителя — главные герои стихов сборника «Учителя всякой всячины», что отражено уже в названии. Они обучают разным важным умениям, которые значимы именно для ребенка: для него важна «всякая всячина», из нее ребенок извлекает самые важные уроки в своей жизни.

Книга Михаила Яснова «Урок Муравьедения» представляет собой переводы стихов французских поэтов, скомпонованные по разделам — «урокам»: «урок считалок и загадок», «урок беготни по улицам», «урок про все на свете» и др. «Когда я учился в школе, у нас бывали уроки

обществоведения. Учитель у доски объяснял всякие

скучности и неинтересности, а я поглядывал в окно и придумывал сам для себя весёлые и интересные предметы. А однажды я придумал урок

муравьедения. Смотрите, какое любопытное слово: в нём есть „муравей“ и „муравьед“, „мурава“ и „ура!“, „въедение“ и даже немножко „муры“! Нынче, собрав переводы из моих любимых французских поэтов, я подумал, что у меня опять получился Урок

Муравьедения» [Яснов 2005].

В этих стихах переданы детские ощущения от открытия мира, которые можно пронаблюдать в «застывших картинках». В этих картинках подчас мелкие и, казалось бы, несущественные детали, увиденные внимательным ребёнком, становятся настоящими событиями его душевной жизни. Изучение алфавита поэт предлагает в стихотворной форме:

Если внимательным будет щенок,

Выучит он алфавит назубок...

Лёгкие запоминающиеся строки позволяют без труда освоить азы чтения у маленьких детей:

ботинки, босоножки, боты...

Ботинки, босоножки, боты...

Как много за едой работы!

В стихотворении «Про того, у кого ветер в голове» использован прием материализации метафоры:

Если ветер, если ветер В голове ученика,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что ни утро, что ни вечер —

Он взлетает в облака.

Ветер в голове — метафора легкомысленного человека. Яснов, вслед за французским поэтом, превращает метафору в «картину»: ученик, у которого ветер в голове — в прямом смысле слова улетает, выходит из под контроля взрослых:

Удержи его, пожалуй...

Вечно нужен глаз да глаз...

Автор выражает позицию взрослого, озабоченного исчезновением ученика, однако путь, который предлагается в конце стихотворения, — вполне детский, вполне хулиганский: найти

специальный клей или особую скрепку, поэтому можно говорить о том, что авторская позиция в стихотворении двойственна.

В стихотворении «Классное задание» противопоставлен мир цифр, однотипных скучных занятий (Два плюс два — четыре, / четыре плюс четыре — восемь,/восемь плюс восемь — шестнадцать... / — Ещё раз! — просит учитель.) и мир птицы-фантазии (И вдруг над школьною крышей / птица-лира плывёт), которая изгоняет сухие цифры и приводит к высвобождению детских душ. Учитель представлен в стихотворении ментором, занудой, не понимающим детской жажды играть:

И учитель кричит:

— Прекратите паясничать!..

А итогом игры в финале становится то, что дети видят воочию, без нудных объяснений: стекло сделано из песка, парты — из древесины, мел — природное ископаемое. Пафос стихотворения в том, что все может быть донесено до ребенка через игру. Школа, для поэта, — не только источник знаний, но и время-пространство реализации своих фантазий, где каждый может проявить себя. В предисловии к своей книге Михаил Яснов говорит: «Я надеюсь, что, побывав на наших уроках, вы смело потопаете в школу и всегда сумеете находить в ней достаточно интересности и пользы» [Яснов 2005].

Общим в понимании учения современными поэтами является убежденность в необходимости гуманизации процесса обучения. Ребенок становится субъектом в образовании и воспитании, в стихотворениях главная роль отводится именно ребенку, его мыслям и чувствам, а не школе и учителям. Учителю отводится роль помощника и друга ученика. При этом можно говорить о спектре взглядов на школу. Марина Бородицкая школьную жизнь описывает трогательно, с нежностью и мягким юмором. Артур Гиваргизов более революционен: учение — это тяжелый труд,

ученики — трудяги, достойные восхищения; а учителя могли бы быть и посердечнее. Михаил Яснов и Е. Клюев предлагают обыденные скучные

уроки превращать в интересные и веселые — постигать все самые сложные материи через игру — в том числе языковую.

На завершающем этапе урока предлагаем ребятам обсудить вопрос: есть ли согласие между вами, пятиклассниками, и современными поэтами в понимании того, какой должна быть школа?

Полагаем, что предложенный выше материал материал может стать основой для осуществления в школе более развернутой во времени проектной работы. Вот какой может быть система внеклассных занятий по литературе для 5 класса по тому же материалу, но рассчитанная на большее количество часов.

Первое занятие — погружение в проект. Занятие строится в форме беседы о роли школы в жизни каждого человека. Учителем предлагаются вопросы для обсуждения, в ходе беседы вместе с ребятами вспоминаются известные произведения о школе. Заранее подготавливается выставка книг со стихотворениями на школьную тему. Уместен анализ нескольких стихотворений о школе с целью определения личностной значимости данной темы. В ходе беседы ставится основная проблема: незнание современных текстов о школе. Важно зародить интерес учащихся к поднятой проблеме и вызвать желание провести исследовательскую работу на эту тему.

Второе занятие — организация деятельности учащихся. В ходе занятия планируется развивать представления о понятиях «проект», «исследовательская деятельность»; необходимо определить и сформулировать цель и задачи проекта, проблему и актуальность реализации проекта; а также способствовать формированию личностной значимости в осуществлении проектно-исследовательской деятельности. Занятие проводится в форме эвристической беседы.

Третье занятие может быть посвящено работе со справочной литературой, библиотечными сайтами, личными страницами современных поэтов в интернете. Его цель — формировать навыки поиска информации в различных источниках. От учителя требуется создать условия для формирования умения находить информацию в различных источниках, структурировать её, оформлять ссылки на книги и сайты.

Творческим продуктом по данному проекту может быть электронная презентация «Образ школы в стихотворениях современных поэтов» (группы ребят выбирают автора из перечня, предложенного учителем), сценарий и проведение литературного «ералаша» (веселой литературно-музыкальной композиции) или литературной игры «Школа: твоя тер-

ритория» (название для игры дети с удовольствием придумают сами) для других классов параллели или учащихся начальной школы. На данном этапе формируются творческие способности учеников (сцена-ристские, поэтические, музыкальные и т. д.), воспитывается личная ответственность за выполнение коллективной работы.

Предлагаемая система занятий является примерной, нам хотелось лишь показать, что обширный материал, связанный со «школьной темой» в русской поэзии, дает почву для проведения уроков разнообразных методических форм, способствует реализации требований ФГОС, а главное — способствует формированию личного отношения к происходящему вокруг, ведь школа — существенная часть жизни современного школьника.

ЛИТЕРАТУРА

Бородицкая М. Я. Детские стихи Марины Бородицкой // Материнство: сетевой журнал. — 2006. URL: http://www.materinstvo.ru/art/852 (дата обращения: 27.01.2014).

Бородицкая М. Я. Прогульщик и прогульщица.

— М.: Самокат, 2010.

Гиваргизов А. Мы так похожи. — М.: Самокат, 2006.

Гиваргизов А. Про драконов и милиционеров.

— М.: Эгмонт Россия Лтд., 2006.

Гутрина Л. Д. Ребенок и социум в современной детской поэзии (А. Гиваргизов, Е.Клюев )// Политическая лингвистика. — 2011. — № 4. С. 194— 196.

Клюев Е. Учителя всякой всячины. Книга на промокашках. М.: Гаятри, 2009.

Колоскова Н. Этот «непедагогичный» Артур Гиваргизов. // Книжка в газете. Электронный ресурс: http:// lib.1september.ru Дата обращения: 27.01.2014.

Ловцова О. В. Сочетание дидактической и парадоксально-игровой традиций детской поэзии в сборнике Е. Клюева «Учителя всякой всячины». // Современные научные исследования и инновации.

— Май, 2011. URL: http://web.snauka.ru.

Маранцман В. Г. Цели и структура курса литературы в школе // Электронный ресурс: http://www.prosv.ru/ebooks/Maranz_Lit_5-9_kl70.html Дата обращения: 27.01.2014.

Яснов М. Д. Урок муравьедения. Стихи французских поэтов в переводах и пересказах Михаила Яснова // Электронные пампасы. Для тех кому за 10: лит. журн. для детей и взрослых (дата обращения: 27.01.2014).

Яснов М. Д. Яснов о Яснове. Лучшие стихи для детей. — СПб: Издательский Дом «Нева», 2005.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Олеся Вячеславовна Ручьева — учитель русского языка и литературы Скатинской СОШ Камышловского района.

Адрес: 624843, Свердловская обл., Камышловский р-н, п. Восход, ул. Комсомольская, 15 E-mail: oles.pecheorckina@yandex.ru

ABOUT THE AUTHOR

Olesya Vyacheslavovna Ruchjeva is a Teacher of Russian Language and Literature in school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.