120
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
5. Рубцова А.В. Продуктивный подход в иноязычном образовании (аксиологические аспекты): автореф. дис. доктор. пед. наук. - СПб., 2012.
6. Бочарова И.Е. Формирование переводческих умений у будущих юристов (на примере английского языка). дис. ... к.п.н. - Саратов, 2005. - 184 с.
УРОК МОДЕРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
© Данцева А.В.*, Ростова М.Л.*
Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск
В статье рассматриваются особенности использования метода модерации на уроках английского языка в средней школе.
Ключевые слова: метод модерации, урок английского языка, деятельностный подход.
Современное общество ставит перед школой новые задачи, которые заключаются в поиске эффективных способов повышения качества образования, поиск решения которых имеет характер национальной проблемы. Роль школы изменилась в общественной жизни. Следовательно, в процесс обучения внедряются новые подходы и технологии. Учитель является не центральной фигурой в процессе образования, а играет роль координатора. В соответствии с этим появилась необходимость в обновлении содержания методики преподавания, внедрения новых технологий и методов оценки деятельности учеников.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться учитель являются:
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностное обучение, которое ориентировано на продукт;
- использование межпредметных связей, формирование УУД;
- учет потребностей обучающихся;
- формирование способностей к самостоятельному поиску знаний.
В полной мере реализация всех этих принципов и достижение высоких предметных и метапредметных результатов возможно с помощью применения технологии интерактивного обучения «Модерация» на уроках английского языка.
Метод модерации может являться хорошим материалом для решения задач развития мышления учащихся на уроках английского языка, в основу
* Студент 4 курса кафедры Иностранных языков.
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
121
которого были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.
Технология применения метода модерации на уроках английского языка в период внедрения ФГОС не изучена в полной мере, именно этот факт обуславливают актуальность исследования.
Термин модерация произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздание». В современном понимании модерация - это направляемый процесс взаимодействия участников группы в целях самостоятельно выработки и принятия группового решения, техники организации интерактивного общения, благодаря которой работа становится более целенаправленной и структурированной.
По статистике, ученики в недостаточной мере владеют устной и письменной речью, часто без желания работают на уроках. Анализ письменных работ и устных выступлений обучающихся позволяет выделить главную проблему, которая требует поиска решений в образовании. Наличие такого противоречия между разным уровнем развития учеников и необходимостью организовать урочную и внеурочную деятельность так, чтобы способствовать коммуникативному развитию всех обучающихся. Для разрешения данной проблемы появилась необходимость выдвинуть на первое место педагогической деятельности технологию модерации, позволяющую в значительной мере повысить результативность и качество работы обучающихся на уроках английского языка в рамках деятельностного подхода [1].
Технология модерации - это эффективная технология, позволяющая в значительной мере повысить результативность и качество учебного процесса. Эффективность этой технологии обусловлена направленностью используемых приемов, методов и форм организации познавательной деятельности на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности учеников, развитие исследовательских умений и коммуникативных способностей, а так же навыков сотрудничества в учебных группах. Процесс совместной работы, который организован при помощи приемов и методов модерации способствует преодолению коммуникативных барьеров, создает условия, способствующие развитию творческого мышления и принятию нестандартных решений, что является основой системно-деятельностного подхода [2].
Урок модерации состоит из следующих этапов:
- инициация (начало урока, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- эмоциональная разрядка (разминки);
122
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока).
Каждый из этапов четко отражает структуру модерации и делает урок логичным и гармоничным.
На различных этапах используются разнообразные приемы и методы. На этапе инициации метод «поздороваться локтями» легко может обеспечить настрой и хорошую атмосферу в классе.
Вхождение или погружение в тему, то есть, сообщение целей урока учитель легко может начать с метода «Угадай тему», что позволит ученикам самим сформулировать цели урока.
В ходе формирования ожиданий учеников можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как метод «воздушные шарики». Метод «любит - не любит» поможет раскрыть для учителя ожидания учеников от урока. Каждый ученик должен сообщить классу, что он/она любит делать, а что не любит и написать это на соответственно белых или серых лепестках. После ответа приклеить это к жёлтой серединке ромашки «ожидания» и чёрной серединке ромашки «опасения».
Интерактивная лекция помогает изучить новый материал, с помощью таких методов как «инфо-угадайка», где наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются. Суть ещё одного метода «Светофор» заключается в следующем: каждый ученик получает карточки. Учитель зачитывает тезисы по одному. Ученики, согласные с тезисом, поднимают зелёную карточку, несогласные - красную, сомневающиеся и воздерживающиеся от решения - жёлтую. Всякий раз необходимо предоставлять ученикам несколько минут на обдумывание решения. «Каждый учит каждого»: цель этого метода - обучить учащихся работать друг с другом в парах сменного состава, ученик попеременно является учеником и учителем. Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал. Также метод «что за стенкой» хорошо подойдет для данного этапа, так как данное задание включает такие процессы как коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг и оценку результатов. Учащимся необходимо разбиться на пары. В парах они показывают друг другу картинку через лист бумаги, угадывают что там, тем самым запоминая новые слова.
Метод «Кот в мешке» поможет раскрыть творческие способности детей и разрядить обстановку. Каждый ребенок здесь может побывать в роли актера. Вытаскивая картинку из мешка, он должен показать что это, не говоря, остальные должны догадаться.
Одним из важных этапов является проработка содержания темы. Чтобы обучающимся было интересно, и можно было всесторонне проработать но-
Современные методы и модели в преподавании иностранных языков
123
вый материал метод «miming game» будет достаточно уместным. Один из учеников садится на стул, учитель держит над его головой картинку, остальные дети, не говоря, должны объяснить, что или кто это. Метод «lotto game»: участники, разбившись на пары, должны объяснять друг другу картинки, если учащийся догадался что это, он кладет картинку на свое игровое поле. Цель игры - закрыть все поля. Данный метод поможет активизировать мыслительные процессы у ребенка и научиться использовать изученный материал на практике, так же как и метод «каждый учит каждого».
Провести подведение итогов (рефлексию, оценку занятий) эффективно, грамотно и интересно поможет метод «какой путь я прошел?». «Шкатулка наших успехов и достижений» будет хорошим способам показать учащимся, чего они достигли и что им будет полезно.
Особенной чертой модерации является ее отличие от автократичных дидактических способов, применяемых в образовании. Учитель и ученик -это равноправные участники образовательного процесса. Ученик теряет функцию объекта обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.
Роль учителя так же изменилась. Теперь он представлен в виде консультанта, наставника, старшего партнера, что принципиально меняет отношение к нему учеников - из «контролирующего органа» учитель превратился в опытного товарища, который работает в одной команде с учащимися. Это способствует росту доверия к учителю, растут его авторитет и уважение [2].
Целью применения технологии модерации является достижение эффективного управления классом в процессе изучения английского языка, максимально полного вовлечение всех обучающихся в образовательный процесс, поддержание высокого уровня познавательной активности в течение всего урока, что является неотъемлемой частью реализации деятельностного подхода. Таким образом, на уроках английского языка с применением технологии модерации, обеспечивается оптимальное использование урочного времени.
Принципы технологии модерации:
- структурированность (содержание урока разделено на определенные части);
- систематичность (отдельные этапы урока взаимосвязаны и логически следуют один за другим, создавая полноценное содержание урока);
- прозрачность (деятельность каждого ученика просматривается учителем, виден ход решения учебной задачи, промежуточные и итоговые результаты) [3].
Технология модерации позволяет создавать аутентичную языковую среду и открывать новые возможности для межкультурного общения, что позволяет обучающимся увидеть практическую пользу изучения английского языка, что позволяет с уверенностью говорить о высокой степени эффективности применения технологии модерации в образовательном процессе.
124
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Использование технологии модерации отмечается стабильный рост достижения ключевых эффектов успешного обучения. Возрастает степень самостоятельности и ответственности учеников за результаты образовательного процесса, что связано с приобретением их новой роли, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями обучающихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу. Это является теми важными эффектами применения технологии модерации на уроках английского языка, которые обеспечивают достижение целей современного образования [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии модерации на уроках английского языка в полной мере отвечают современным требованиям школьного образования в соответствии с реализацией деятельностного подхода.
Список литературы:
1. Бархаев Б.П. Новые аргументы в педагогических технологиях // Школьные технологии. - 2007. - № 14. - С. 47-52.
2. Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - С. 18-23.
3. Новые технологии в преподавании иностранного языка: тез. докл. междунар. конф. - Омск: ОмГТУ 1996. - 43 с.