Научная статья на тему 'Образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогов через проведение мастер-класса'

Образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогов через проведение мастер-класса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / АНАГРАММА / ПРОЕКТ / PROJECT / ПОРТФОЛИО / PORTFOLIO / ЭВАЛЮАЦИЯ / EVALUATION / ANАGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Антонина Васильевна, Шевелёва Татьяна Анатольевна

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам совершенствования профессиональной подготовки педагогов на основе реализации системы теоретических подходов. Основываясь на требованиях ГОС, использование образовательнных технологий должно осуществляться на основе приоритетных в современных условиях подходах: системного, деятельностного, личностно ориентировочного, компетентностного и интерактивного. Идея проведения мастер-класса, согласно авторам статьи, изначально направлена на результативность работы консультанта с аудиторией, а значит является практикои компетентностно-ориентированной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to theoretical and practical issues of improving the professional training of teachers based on the implementation of a system of theoretical approaches. Based on the requirements of the CRP, the use of educational technologies should be carried out on the basis of priority approaches in the current conditions: system, activity, personality orientated, competence and interactive. The idea of conducting a master class, is initially aimed at the effectiveness of the consultant's work with the audience, and therefore is practical and competence-oriented.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии в профессиональной подготовке педагогов через проведение мастер-класса»

Князева Антонина Васильевна

специалист высшей категории, учитель-методист французского языка

Шевелёва Татьяна Анатольевна

специалист высшей категории, учитель-методист английского языка

Горловская ОШI-III ступеней №25 с углублённым изучением отдельных предметов

(г. Горловка, ДНР)

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-

КЛАССА

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS THROUGH THE MASTER CLASS

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам совершенствования профессиональной подготовки педагогов на основе реализации системы теоретических подходов. Основываясь на требованиях ГОС, использование образовательнных технологий должно осуществляться на основе приоритетных в современных условиях подходах: системного, деятельностного, личностно - ориентировочного, компетентностного и интерактивного. Идея проведения мастер -класса, согласно авторам статьи, изначально направлена на результативность работы консультанта с аудиторией, а значит является практико- и компетентностно-ориентированной.

Ключевые слова: Метод, анаграмма, проект, портфолио, эвалюация.

The article is devoted to theoretical and practical issues of improving the professional training of teachers based on the implementation of a system of theoretical approaches. Based on the requirements of the CRP, the use of educational technologies should be carried out on the basis of priority approaches in the current conditions: system, activity, personality - orientated, competence and interactive. The idea of conducting a master class, is initially aimed at the effectiveness of the consultant's work with the audience, and therefore is practical and competence-oriented.

Key words: method, a^gram, project, portfolio, evaluation.

Эпиграфом к данной статье послужило высказывание А. Дистервега:

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием».

Актуальность темы: одной из самых важных характеристик нового профессионализма педагога на современном этапе получили распространение его рефлексивные компетенции, способность к

обобщению и распространению собственного опыта. Введение ГОС поставило перед учителем задачу, прежде всего, самому многому научиться и ответить на многие вопросы, которые раньше, вроде бы, были абсолютно ясны. Чему учить, как учить, зачем учить. Одной из методических форм процесса обучения, которые приобретают большую популярность, являются мастер-классы.

Целью мастер - класса является ретрансляция преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, инновационной деятельности руководителя или консультанта мастер-класса.

Основные задачи мастер-класса:

- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

- распространение передового педагогического опыта;

- внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Консультант моделирует мастер-класс как открытый урок, который

подразумевает активное участие в нём взрослой аудитории. В своей работе по подготовке педагогов мы практикуем три основные типа мастер-классов:

> презентация педагогического опыта: на таком мастер-классе консультант кратко характеризует основные идеи презентуемой образовательной технологии, демонстрирует наглядный пример работы;

> имитационная игра: педагог проводит учебное занятие со слушателями, которые занимают место учащихся; в этом случае слушатели одновременно играют две роли: учащихся и экспертов, присутствующих на открытом учебном занятии;

> моделирование: участники-учителя выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока, предложенной консультантом.

Мы применяем мастер-класс обычно в обучении студентов и повышении квалификации учителей. К его достоинствам относят:

• высокую мотивацию участников, находящихся под обаянием личности специалиста;

• практическую отработку умений по планированию, организации и контролю деятельности;

• возможность индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса.

При подготовке к проведению мастер-класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, чётко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно

новаторской, оригинальной стороны содержания мастер - класса. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объёме и в то же время быть очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер-класс. Эти комментарии могут даваться в демонстрационной части мастер-класса. Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приёмах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать всё это в своей дальнейшей практической работе.

После проведения мастер-класса желательно консультанту сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание форму проведения какие-либо коррективы.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателей. Принцип мастер-класса - «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.

Методы проведения мастер-класса по теме: «Интеграция урока иностранного языка в свете новых ГОС на начальном этапе обучения».

I . Методы приветствия.

Цель - положительный настрой на работу, установление контакта между участниками.

Метод «Щупальцы осьминога» (телесно-ориентированное взаимодействие). Упражнение проводится в парах. Игроки выполняют действие, о которых говорит ведущий: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а пальцами. При этом постарайтесь показать, какое у вас сегодня настроение. «Кто живет в море?» Ведущий предлагает пофантазировать о том, кто живет в море. «Посмотрите на свои ладони. Кого они вам напоминают?» — осьминогов. «Встретились два осьминога и поздоровались указательными пальцами (щупальцами), посоревновались в перетягивании средними пальцами, погладили безымянные пальцы, поцеловались большими и помахали друг другу мизинцами».

II. Метод выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса.

Для выяснения образовательных целей участников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:

1. Метод «Фруктовый сад».

Участникам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным

на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе -«Лимонное дерево».

Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

2. Метод «Микрофон». Передавая микрофон, участники отвечают на вопрос: Что такое интеграция?

Ответы: интеграция- это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития;

- это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Отсюда следует, что в основе интегрированных уроков лежит активное использование межпредметных связей.

III. АМ и ИАМ презентации материала.

1. Метод Анаграмма.

Анаграмма из слов - это один из литературных приемов, суть которого заключается в поиске нового слова путем перестановки букв или звуков исходного слова, в результате которого количество букв остается неизменным и значение слова существует в природе.

Цели метода: предъявление материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся (работа в группах).

Участники разгадывают названия современных педагогических технологий.

Ответы:

• информационно-компьютерная технология;

• проектная методика;

• здоровьесберегающая технология;

• интенсивное обучение;

• ученическое портфолио;

• методы постановки целей и задач;

• методы релаксации и активизации;

• методы работы над темой;

• методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия.

2. Метод «Технологии обучения» (работа в группах).

Команда 1 - Назвать технологии, используемые на начальном этапе обучения. Ответы:

- личностно ориентированное развивающее обучение;

- дифференцированное обучение;

- интегрированный урок.

Команда 2 - Назвать цели применения АМО и ИМО.

Ответы:

^ развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;

^ интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

Команда 3 - Назвать технология интенсивного обучения.

Ответы:

кроссворды, загадки, пословицы, скороговорки, ребусы, песни, стихи, музыка, игры, ролевая игра, физкультминутки, театрализация.

Команда 4 - Назвать этапы урока, на которых можно применять АМО и ИМО?

Ответы:

активные и интерактивные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные и интерактивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Команда 5- Дать определение слову игра. Почему игра важна для младших школьников?

Ответы:

• инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых;

• мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической;

• дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Примеры применения ИМО (мультимедийная презентация).

1. Игра-лото «Бинго».

Правила игры: игрокам раздаются карточки с изображением различных предметов, в зависимости от изучаемой темы. Закрываем кружочками (фишками) те картинки, которые ведущий (учитель) в

произвольном порядке достает из мешочка (коробки) и называет вслух. Первый игрок, у которого все картинки на карточке будут закрыты, кричит Bingo! Он - победитель.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Проект - особая форма организации коммуникативно -познавательной деятельности, которая повышает активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр.

3. Здоровьесберегающая технология:

программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, его сохранения и укрепления;

• физкультминутка;

Метод релаксации «Четыре стихии».

Цель - повысить уровень энергии среди участников.

Проведение:

Ведущий просит участников по его команде изобразить одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Участники начинают дышать глубже, чем обычно.

Земля. Теперь участники должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Ведущий вместе с участниками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх.

Огонь. Участники активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Участники просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде».

4. Портфолио.

Цели «портфолио» состоят в следующем:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

5. Флеш-карты как помощь для осуществлении интеграции при изучении языка. Например: (Предмет «Окружающий мир». Тема урока «Здоровое питание»; Предмет «Физкультура». Тема урока «Подвижные игры»; Предмет «Окружающий мир». Тема урока «Прогноз погоды»; Предмет «Русский язык». Тема урока «Прилагательное. Степени сравнения»; Предмет «Граждановедение». Тема урока «Природа родного края»).

IV. Методы подведения итогов.

1. Метод «Чемодан, мясорубка, корзина». Рефлексия.

Цель: Выяснить получить обратную связь от участников от прошедшего мастер-класса.

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки с изображением чемодана, мясорубки, корзины.

Проведение:

учитель предлагает участникам представить, что сегодня они отправляются в путешествие и ответить на вопрос:

«Что они сделают с материалом, полученным на мастер-классе?»

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

2. Mетод "Аплодисменты по кругу".

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. Педагог, желающий провести мастер-класс, должен в полном объёме уметь раскрыть своё мастерство:

• мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности;

• мастерство убеждения;

• мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

• мастерство владения педагогической техникой (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1.Ефанова З. А. Нестандартные уроки английского языка / З.А. Ефанова. -Волгоград: Корифей, 2006.

2. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: Каро; Мн.: Издательство "Четыре четверти", 2006.

3. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе / В.С. Кукушкин. - Ростов-на-Дону. - 2003.

4. Русских Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности / Г.А. Русских // Методист.- 2002. - № 1. - С. 38-40.

5. Творческая школа "Мастер-класс"/ Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. // Учитель. - 2003. - № 5. - С. 44-74.

6. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира / Е.Н. Потапова. - М.: Новая школа. -2002.

7. URL ЬйрвУ/ш^Шре&а.ощ^Ш/Мастер-класс (дата обращения: 25.04.2017 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.