Научная статья на тему 'Интерактивные методы изучения имени прилагательного в школе'

Интерактивные методы изучения имени прилагательного в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СИНКВЕЙН / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / МЕТОД "РЕДАКТОР" / МЕТОД "ЭСТАФЕТА" / МЕТОД "КОЛЬЦА" / INTERACTIVE METHODS / SYNQUAIN / BRAINSTORMING / EDITOR METHOD / RELAY METHOD / RING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Шмульская Лариса Степановна

В статье представлены апробированные на практике интерактивные методы изучения имени прилагательного на уроках русского языка в 5 классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна, Шмульская Лариса Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS OF STUDYING OF AN ADJECTIVE IN SCHOOL

The article presents tried-and-tested interactive methods for studying the name of an adjective in Russian language lessons in the 5th grade.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы изучения имени прилагательного в школе»

Педагогика

УДК 373

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат филологических наук, доцент Шмульская Лариса Степанова

Лесосибирский педагогический институт - Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье представлены апробированные на практике интерактивные методы изучения имени прилагательного на уроках русского языка в 5 классе.

Ключевые слова: интерактивные методы, синквейн, «мозговой штурм», метод «редактор», метод «эстафета», метод «кольца».

Annоtation. The article presents tried-and-tested interactive methods for studying the name of an adjective in Russian language lessons in the 5th grade.

Keywords: interactive methods, synquain, brainstorming, editor method, relay method, ring method.

Введение. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вступление в мировое образовательное пространство. В связи с этим возрастает роль и значимость инновационных форм обучения, направленных на усовершенствование процесса обучения, поиск активных методов и форм обучения, способствующих достижению высокого уровня активности учащихся.

Усвоение нового материала на уроке - это база, от которой зависит все дальнейшее обучение, усвоение знаний и умение применять эти знания на практике. Качество полученных знаний зависит прежде всего от выбранного метода изучения той или иной темы. Стоит заметить, что выбор доминирующего метода (приема) не решает полностью проблему усвоения материала, важно то, как будет применен этот метод обучения, как он будет способствовать развитию познавательной и самостоятельной деятельности в учебном процессе. При изучении определенной темы можно использовать различные методы и приемы, в зависимости от цели и задач урока, которые в свою очередь дадут необходимый результат.

Понятие метода обучения отечественные педагоги трактовали по-разному. Д.И. Тихомиров определил как «способ передачи другим познаний», в свою очередь К.В. Ельницкий отнес к понятию «все способы, приемы и действия учителя, направленные на достижение целей образования». Н.М. Шульман рассматривал методы обучения как «путь, который заранее намечен и ведет к достижению целей образования...», М.А. Данилов - как «применяемый учителем способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и обалдевают умениями и навыками» и т.д. [4, с. 566].

В процессе овладения методом у обучающихся развиваются мыслительные, коммуникативные и рефлексивные способности, совершенствуется и осваивается технология решения проблем. С помощью метода происходит осознание собственных способностей в какой-либо деятельности. В общеобразовательной школе выбор методов и приемов обучения русскому языку зависит от цели и задач обучения, содержания учебного материала, учитываются возрастные и личностные особенности, этапность усвоения знания.

Цель данного исследования - описать интерактивные методы, способствующие эффективному усвоению раздела «Имя прилагательное» в 5 классе.

Изложение основного материала статьи. Современная школа должна выпускать школьников способных ориентироваться в любой ситуации, для того, чтобы этим овладеть были разработаны инновационные методики и педагогические технологии. Они в свою очередь дают возможность свободно обмениваться знаниями, какими-либо идеями и мнениями, также способствуют сплочению классного коллектива. Атмосфера познавательной активности основывается на взаимодействии обучающихся друг с другом и учителем, взаимной оценке совместной деятельности.

Интерактивное обучение - «это способ организации процесса познания в форме совместной деятельности обучающихся, при котором все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно изучают общие проблемы, моделируют ситуации. погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества, направленного на решение познавательных задач» [3, с. 41-42]

Интерактивный метод дает возможность создать комфортные условия обучения, при которых школьник будет чувствовать свою успешность, проявлять самостоятельность в выполнении заданий, тем самым делая свой процесс обучения продуктивней. Таким образом, интерактивна технология обучения способствует решению трех основных задач: учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей и социально-ориентированной [3].

К элементам данного метода можно отвести:

• Нетрадиционное начало урока - создаётся эмоциональный настрой на предстоящую работу (эпиграф, ребус, загадка и др.).

• Методы развития критического мышления (мозговой штурм, дебаты и др.).

• Внедрение особых элементов, так называемых «изюминок» урока: головоломки, кроссворд, шарады, задания, требующие углубленных знаний и др.

• Ориентация на парную и групповую работу.

• Проведение нетрадиционных уроков или частей урока (урок-путешествие, урок-сказка, урок-викторина и др.).

• Наличие на уроке игровых моментов и игр и др.

Сегодня для учителя не составит труда подобрать свой перечень методов для работы в школе и каждый раз их совершенствовать. Это обучающие игры, задания творческого характера, работы в группах и т.д. Оптимальными методами являются викторина, «мозговой штурм» синквейн и др.

«Мозговой штурм». По Г.С. Альтшуллеру данный метод помогает решить определенную проблему «на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из

общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике» [1, с. 76].

Главной целью заданий подобного рода является получение большого количества разных вариантов ответа по данной задаче. При использовании этого метода обучающиеся должны знать или иметь при себе ряд правил:

• Критика идей одноклассников строго запрещается.

• Все идеи обучающихся, даже фантастические, учитываются.

• Особое внимание надо уделять идеям, который имеют развитие и доказательную основу.

• Идеи высказываются непрерывно и кратко.

• Идей должно быть много - такова суть метода.

Метод состоит из определенной последовательности действий: 1. Постановка задачи. 2. Высказывание идей 3. Обсуждение этих идей. 4. Принятие окончательного решения.

Рассмотрим пример метода «Мозговой штурм», который может быть использован на уроке по русскому языку по теме «Имя прилагательное». В заранее распределённых группах определяется руководитель. Из числа участников выбирается и независимый секретарь, который будет фиксировать выдвинутые идеи. Перед группами ставится задача, которую они будут решать.

Задание первой группе: представьте себе ситуацию, что у прилагательных нет ни числа, ни падежа. Как помочь прилагательным отыскать и приобрести эти грамматические категории? Предполагаемый ответ: обратиться к существительному за помощью и т.д.

Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи в один момент исчезли все прилагательные. Что случится с нашей речью?

Предполагаемый ответ: наш язык перестанет быть красочным; мы будем говорить серо и безвкусно и т.д. Задача следующего этапа - проанализировать выдвинутые идеи и доказать, какие из них самые важные. Стоит отметить, что руководителям необходимо в это время следить за порядком в группах. Далее следует обработка результатов и оглашение окончательных выводов.

Учителю необходимо после работы групп подвести итоги с помощью наводящих вопросов: Чем прилагательное обязано имени существительному? Какова же роль прилагательных в нашем языке?

Итак, заметим, что данный метод похож с методом проб и ошибок, который активизирует мыслительную деятельность обучающихся в условиях активной работы, повышает интерес к теме.

Синквейн. Для обучающихся такой вид работы позволяет легко и интересно представить любую тему или сделать, таким образом, вывод по теме.

Синквейн в переводе с французского языка - стихотворение без рифмы. Метод стал популярен в США в начале XX века под оказавшим на него влияние японской поэзии [2]. Структура синквейна проста для понимания и применения:

1. Первая строка - одно слово или словосочетание, определяющее тему синквейна.

2. Вторая строка - два прилагательных или причастия, указывающие или описывающие на качества, свойства явления.

3. Третья строка - три глагола, отражающие действия или состояние, явления о котором идет речь.

4. Четвертая строка - четыре слова, составляющие единую фразу, в которой отражена суть явления. Может быть афоризм или просто предложение с авторским отношением.

5. Пятая строка - одно слово, четко характеризующее первую строку. Приведем примеры синквейнов по теме «Имя прилагательное»:

1. Имя прилагательное Краткое, полное

Украшает, относится, склоняется Обозначает признак предмета Часть речи

2. Качественные прилагательные Белый, горький

Отвечает, изменяется, обозначает Обозначает различные качества предмета Разряд

Синквейн универсален, поэтому его можно применить к любому разделу русского языка и в частности к теме «Имя прилагательное». Для написания синквейна стоит отводить 5-8 минут. Форма проведения может быть как индивидуальная, так и групповая. При оценивании синквейна стоит особое внимание уделять правильности высказываний и отражение логичности во всех пяти строчках.

Метод «эстафета». Учитель подготавливает текст, в котором пропущены все прилагательные. Размер текста зависит числа обучающихся. Листочек, начиная с первой парты, передается по очереди каждому ученику, задача - вписать по одному прилагательному в зависимости от контекста. Рассмотрим пример текста с пропусками по теме «Имя прилагательное»:

_лес зимой._,_, повис на ветках снег. С ветвей елей свисают_шишки. Тихо поют

_синички. Под деревьями_сугробы. Дороги замело_снегом. На сугробах видны_следы

зайца. В округе стоит_погода.

В завершении работы учитель зачитывает получившийся текст, а после оригинал.

Такая форма работы будет интересна школьникам, а также способствует развитию совместной деятельности и активизации мышления.

Метод «редактор». Учитель подготавливает карточки с текстом, где заведомо допускает ошибки в правописании имен прилагательных и др. Задача учеников - увидеть и исправить эти ошибки.

Для того, чтобы работа была интересней учителю стоит наметить условные обозначения орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Выдать карточки с обозначениями и предоставить обучающимся дополнительное время для проработки найденных ошибок. Примерный перечень обозначений: / - орфографическая ошибка.

V - пунктуационная ошибка.

Ф - фактическая ошибка.

Z - красная строка (нет отступа).

Г - нарушение границы предложения (Девочка села. И спросила о погоде).

V - пропуск слова, предложения.

Главное не только научить видеть ошибки, но и способствовать тому, чтобы такие ошибки обучающиеся могли объяснить, а в дальнейшем не допускать в письменной или устной речи.

Метод «кольца». Рассматриваемый метод целесообразно использовать в начале и в конце урока. В начале урока ребятам дается видеоматериал, афоризм, картина, пословица и т.д., которые готовят обучающихся к восприятию нового материала. А по завершении урока ученикам предстоит написать эссе по афоризму, раскрыть понимание видеоматериала и т.д.

Например, в начале урока дается задание: ознакомьтесь со стихотворением, определите какие части речи выделены в стихотворении В. Жуковского.

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

0. Родина, все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но все с тобой

Душой.

Обучающиеся вступают в диалоговое общение с учителем и между собой, учатся формулировать четко мысль, объяснять свой выбор.

Далее на основе стихотворения учитель подводит класс к определению тема урока «Прилагательные краткие и полные», следующий шаг - разбор запланированных правил и упражнений.

В конце урока дается следующая работа: ответьте письменно на вопрос «Что изменится в стихотворении В. Жуковского, если краткие прилагательные заменить на полные?».

Метод «кольца» дает возможность использовать на уроке не отдельные элементы интерактивности, а построить занятие интерактивной форме.

Выводы. Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач. Во-первых, интерактивные методы основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением, то есть реальностью. Во-вторых, в интерактивном обучении личный опыт учащегося служит не просто вспомогательным материалом и иллюстрацией к основному содержанию образования, а центральным источником учебного познания, что активизирует процессы самоактуализации. В-третьих, в интерактивном обучении активность педагога уступает место активности школьника.

Литература:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Баранов А.М. Учимся делать вместе. Материалы для тренинга учителей. М.: Интуит.ру., 2007.

3. Образовательные технологии в вузе: опыт Национального исследования Саратовского государственного университета / под ред Е.Г. Елиной, Е.И. Балакиревой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993

Педагогика

УДК:378.147

кандидат педагогических наук Иванов Михаил Айуолович

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Ершова Нина Васильевна

Автономное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского - II» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных методов обучения, формирующих и развивающих профессиональные компетентности студентов педагогического института. Авторы определяют таковыми методы деятельностного обучения, а также дают описание новых деятельностных методов профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, студенты педагогического института, деятельность, методы деятельностного обучения.

Annotation.The article is devoted to the search for effective teaching methods that form and develop professional competencies of students of the pedagogical institute. The authors define the methods of activity-based training with these, as well as provide a description of the new activity methods of vocational education.

Keywords: professional competence, professional competence, students of the pedagogical institute, activity, methods of activity learning.

Введение. Динамический характер нашей жизни, когда появляются новые и исчезают еще вчера востребованные профессии и специальности, делает особенно актуальным формирование не столько профессиональных умений, знаний стандартов, сколько развитие профессиональных компетентностей студентов. Вместе с этим Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее ФГОС ВО) ставят новые требования к результатам профессионального образования, определяя их в виде компетенций.В этих условиях необходим поиск средств, механизмов, технологий их формирования и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.