^ИННОВАЦИОННЫЕИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ,ПРОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_
Третьякова Алла Николаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 170 г. Екатеринбург Шишкина Наталья Михайловна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 170 г. Екатеринбург
J ^
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Какие методики могут способствовать формированию толерантности и гражданской позиции у старшеклассников?
S___________________________________________________________г
Аннотация: В статье описан ряд конкретных методик, обеспечивающих формирование толерантности и гражданской позиции в условиях современной школе, что в настоящее время стало задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и для сохранения общества.
Ключевые слова: толерантность, Холокост, интерактивные формы и методики, уроки литературы, внеурочная деятельность.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - жить на земле, как люди.
Б. Шоу
Особенностью современной образовательной системы является воспитание детей в духе терпимости и уважения друг к другу - залог жизнеспособности не только школьного микроклимата, но и всего социума.
Подростки с легкостью впитывают в себя негативные и позитивные установки, предъявляемые обществом. Исследователи утверждают, что поиск идентичности и социального самоопределения у подростков стоит на первом месте. Для сегодняшнего тинейджера, который растет в обстановке идеологической неопределенности, не имеет четкого образа взрослого поведения, но постоянно видит на экране сцены насилия и агрессии, социальное самоопределение становится особенно сложным.
Формирование толерантности и гражданской позиции стало задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и для сохранения общества. Школа как социальный институт не может оставаться в стороне от этих вопросов. А это подразумевает интеграцию основного и дополнительного образования и целенаправленное создание воспитывающих ситуаций. Богатый материал для создания таких педагогических ситуаций дает история и литература, в которых утверждаются общечеловеческие ценности, вопросы
смысла бытия и назначения человека, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества. В этом материале воссоздается облик поколения, времени, его проблемы и ценности.
Обучение в Международной школе Яд Вашем в Израиле, которое проходило в рамках проекта «Толерантность», который реализуется сетью инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона [1,2], позволило в качестве одной из центральных тем для внеклассной деятельности в нашей гимназии выбрать историю Холокоста. Работая над этой темой, которая обладает огромным воспитательным потенциалом, уже в течение трех лет, мы пришли к выводу, что изучать и преподавать историю Холокоста сложно, но необходимо [3, 4, 5, 8].
Как преподавать историю Холокоста, на какие темы, проблемы обратить внимание, как донести до учащихся уникальность этой трагедии в истории человечества, как рассказать о преступлениях нацистов и не оттолкнуть, не ранить еще не окрепшие души? Как сделать так, чтобы полученные на уроках и во внеурочной деятельности знания о Холокосте стали основой для внутреннего противодействия современным проявлениям ксенофобии и антисемитизма? Каждый учитель, который занимается преподаванием истории Холокоста, ищет ответы на эти вопросы в течение всей своей педагогической практики. Не претендуя ответить на все вопросы в рамках небольшой статьи, хотелось бы поделиться собственными педагогическим наработками, ведь опыт каждого учителя уникален, он ценен тем, что может быть переосмыслен и использован другими учителями.
48
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
На наш взгляд, недостаточно дать учащимся знания по истории Холокоста. Необходимо, чтобы эти знания переросли во внутренние убеждения, стали частью мировоззрения школьника. Учебный материал по этой сложной теме должен быть не просто усвоен детьми, но и глубоко осознан, «пропущен через себя».
Для достижения этих целей на уроках по истории Холокоста можно использовать разные методики и приемы, но особую роль среди них играют интерактивные методики: это обучение основано на активном взаимодействии с субъектом обучения и хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, то есть любая хорошо организованная учебная деятельность обладает интерактивностью. Дело в том, что в этом случае информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций [6, 7].
Учитель из ментора и контролера превращается в помощника, координатора, организатора, наставника.
Интерактивные технологии:
• Технология РКМЧП.
• Технология проведения дискуссий.
• Технология «Дебаты».
• Тренинговые технологии.
Рабочие компоненты темы и используемые интерактивные методики
1. Предполагаемые образовательные результаты:
- знания (после изучения данной темы учащийся сможет: ответить на вопросы о..., объяснить..., сформулировать аргументы..., обосновать свою позицию.);
- умения, навыки (после изучения темы учащийся сможет: выполнить., продемонстрировать., осуществить., применить знания.);
- ценности, отношения (после изучения темы учащийся сможет: сделать осознанный выбор., выразить свое отношение., выработать стратегию поведения в конкретной ситуации.).
2. Содержательные компоненты темы:
- термины, понятия;
- нормативные акты;
- проблемы и проблемные ситуации;
- вопросы к размышлению;
- темы для дискуссий и обсуждений;
- тематика эссе, докладов, рефератов;
- общекультурные сведения.
3. Организационно-методические компоненты темы:
- приемы и методики;
- информационные ресурсы (источники информации, из которых можно почерпнуть дополнительные материалы к теме);
- ресурсы внеурочной работы;
- общественные ресурсы (приглашенные специалисты, экскурсии и др.);
- фрагменты сценариев уроков;
- базовая модель стадий урока;
- способы оценки работы учащихся по изучению темы.
Возможная структура учебного занятия
Основу занятия составляет базовая модель трех стадий «вызов» - «реализация смысла» - «рефлексия». Реализация этой модели позволит учащимся самостоятельно определять цели обучения, выбирать источники информации, способы освоения содержания, размышлять о том, что они узнали, применять полученные знания для анализа современных событий и процессов.
На этапе «вызова» в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся у них знаний. История Холокоста является составной частью мировой и российской истории, поэтому приступая к изучению той или иной темы учителю необходимо опираться на исторические знания, которые уже имеются у учащихся. Учитель ориентирует учащихся на использование (применение) изучаемого материала, основных идей, положений для анализа окружающей действительности, показывает значение изучаемого материала для каждого учащегося. На этом этапе учитель организует индивидуальную и групповую работу учащихся, их позиция в учебном процессе активизируется, происходит формирование познавательного интереса. Результатом этих процессов является самостоятельное определение учащимися целей своей учебной деятельности.
На стадии «реализации смысла» учащийся вступает в контакт с новой информацией. На этом этапе происходит ее систематизация, соотнесение с уже имеющимися знаниями, начальный уровень которых был зафиксирован учащимися и учителем на стадии «вызова». Ученик учится формулировать вопросы, выделять спорные проблемы, работать с новыми понятиями. Учитель помогает учащемуся отслеживать процесс самоосознания новых идей.
На этапе «рефлексии» учащиеся закрепляют новые знания, перестраивают собственные представления о предмете изучения, включая в них новые понятия. Таким образом, на этом этапе происходит «присвоение» знания через соотнесение уже имеющихся и новых знаний.
В ходе обучения в рамках данной модели учащиеся учатся строить умозаключения и доказательства, формулировать собственное мнение, аргументировать свою позицию, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся оценивать свою работу и работу своих товарищей, используя конкретные критерии.
При организации обучения в рамках данной модели можно использовать различные приемы и методики, которые каждый учитель может наполнить конкретным содержанием.
Описание отдельных методических приемов
Нами было разработано и проведено несколько масштабных мероприятий: уроки, проекты, исследовательские работы, митинги и презентции, связанные с историей Холокоста. К работе были привлечены учителя мировой художественной культуры, изобразительных искусств, музыки, истории.
Так, целью урока «Холокост: память или предупреждение» стало формирование у учащихся общечело-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
49
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
веческих ценностей: гуманного отношения к людям, толерантности, милосердия, чувства собственного достоинства. На стадии ВЫЗОВА состоялся разговор о знаменитых евреях современности и создана проблемная ситуация о том, что их вклада в развитие цивилизации могло не быть.
Можно в качестве приема «Подсказка» предложить учащимся краткую информацию по теме, своеобразную подсказку, которая поможет учащимся предположить, о чем пойдет речь на уроке, вызовет у них интерес, желание изучать тему. Это может быть текст закона, письмо, объявление, видео - или аудиофрагмент, стихотворение, фотография, репродукция и т. д.
Затем через прием «Ключевые фразы» учащиеся, работающие в группах, должны представить ту информацию, которая им известна, о теме урока.
Прием «Ключевые термины» позволяет учащимся в парах или в группах должны дать общую трактовку этих понятий, объяснить в каком контексте эти понятия употребляются в данной теме, которую им предстоит изучать. Далее учитель предлагает учащимся обратить внимание на эти понятия в учебном тексте на второй стадии урока. Один из этапов - разговор о термине КАТАСТРОФА, позволяющий выйти к проблемам Холокоста.
Прием «Мозговой штурм». Это очень известный прием, который широко используется для организации целеустремленного, активного обдумывания и обсуждения какого-либо вопроса. Он может быть индивидуальным, парным, групповым. Кроме того, может быть составлен список вопросов. Для того, чтобы «мозговой штурм» был эффективным, необходимо установить жесткий лимит времени, например, пять минут.
Например, при изучении темы «Права ребенка и Холокост» во время «мозгового штурма» учащиеся составляли список вопросов:
1. Какие права ребенка нарушались во время Холокоста?
2. Могли ли родители защитить права детей?
3. Существовали ли международные организации, которые защищали права детей во время Холокоста?
4. Что чувствовали сами дети, когда нарушались их права?
5. Менялось ли положение детей в семье в это время?
Необходимо отметить, что учитель на данном этапе урока не корректирует список вопросов, но старается осветить эти вопросы в ходе урока. Поиск ответов
на вопросы, которые остались «за кадром» может стать домашним заданием.
«Разбивка на кластеры» (блоки идей)
Этот прием может использоваться для суммирования ранее полученных знаний по определенной учебной теме. После объявления темы урока учителем, учащиеся высказывают по этой теме свои соображения, все, что они уже знают или думают, что знают по этой теме. Затем эта информация группируется, вокруг названия темы рисуются блоки - «грозди». Выделяются ведущие идеи, которые в свою очередь обрастают идеями-спутниками. Разбивка на кластеры помогает учащимся увидеть всю тему целиком, охватить (даже на уровне неполных знаний и предположений) главную проблему
урока в целом. После чтения текста учащиеся на заключительном этапе урока дополняют и уточняют кластер.
Пример: Кластер по теме «Гетто» (См. кластер 1 -заполнен на первом этапе урока, кластер 2 - дополнен после чтения текста и рассказа учителя). Жирным шрифтом на кластере выделены ведущие идеи.
Приемы на этой стадии урока направлены в целом на активизацию ранее полученных учащимися знаний, на фиксацию исходного уровня знаний по теме урока, на пробуждение интереса, формулирование вопросов, определение целей для дальнейшей работы по теме.
На стадии «Реализация смысла» могут быть использованы следующие приемы: «Двойные дневники». Использование этого приема позволяет учащимся связать содержание текста со своим личным опытом, знаниями, зафиксировать эмоциональный отклик на содержание текста. Этот прием будет полезен, если учащиеся работают с большим текстом самостоятельно, и учителю необходимо отследить, насколько текст ими усвоен. Чтобы начать работу, учащиеся проводят в своей тетради вертикальную линию, разделив пополам чистую страницу. В левой части листа учащиеся записывают часть текста, абзац, цитату, фразу учителя, которые произвели на них наибольшее впечатление. В правой части страницы учащиеся должны объяснить, дать комментарий: что заставило их записать именно эту часть текста? Может быть, это вызвало у них вопрос, сомнение или они не согласны с автором. Может быть какая-то цитата их озадачила, вызвала протест, пробудила интерес. Таким образом, учащиеся читают текст, слушают рассказ учителя или доклад своего товарища и время от времени останавливаются, чтобы записать комментарий к своим заметкам в левой части страницы. Конечно, на эту работу учитель должен отвести специальное время.
Пример: Во время обсуждения проблемы актуальности изучения истории Холокоста, один из учащихся записал в левой части «двойного дневника» фразу Э. Ви-зеля: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма». В правой части был написан комментарий, в котором объяснялось, почему учащийся записал именно эту фразу. В нем говорилось о том, что эта фраза помогает понять уникальность трагедии Холокоста, иллюстрирует понятие «дискриминация», как ущемление, лишение прав по определенному признаку, в данном случае по признаку национальности. Кроме того, одной этой фразой Э. Визель смог ответить на вопрос, почему необходимо особо говорить о трагедии еврейского народа, если во время Второй мировой войны погибло много людей других национальностей.
Здесь следует добавить, что комментарии учащихся также можно и нужно обсуждать. Это может дать большую информацию по степени усвоения и понимания темы учащимися, по эмоциональному воздействию материала на детей, поможет учителю выявить «слабые» места в преподавании данной темы.
Дискуссия. Использование дискуссии на уроках по истории Холокоста позволяет познакомить учащихся с различными точками зрения на ту или иную проблему, научить их не только высказывать свою точку зрения, но и аргументированно отстаивать свое мнение, формулировать вопросы и использовать их в качестве «инструмента познания».
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Используя прием «Дискуссия на основе изучения текстов», класс делится на две части, учащиеся формулируют противоположные точки зрения по какой-либо проблеме или такие ситуации создает учитель. Участники дискуссии отстаивают ту или иную точку зрения, используя цитаты, факты, примеры из изученных текстов. При чтении рассказа М. Хласко «В поисках звезд». («Опечатанный вагон», М.: 2005, стр. 140.) учитель акцентирует внимание на фразе героя рассказа: «... Возможно, Бог сохранит немцев - да, конечно, он их сохранит. Я считаю, изо всех народов они особенно нужны Богу, вот он их и сохранит. Я был плохим учителем, -сказал отец. - Но кое-чему, кажется, научился сам. Когда война окончится, я буду об этом говорить. А пока пойду их убивать и буду молить Бога, чтобы он их сохранил.». Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- с чем вы согласны и почему?
- что вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.
И только в конце дискуссии озвучивается финал фрагмента: «Чтоб все люди знали и нутром чувствовали, как выглядит зло. Для того только, чтобы легче было выбирать добро».
Прием «Дискуссия с использованием сослагательного наклонения «Что было бы, если.»
Этот вид дискуссии можно охарактеризовать и как «анализ альтернатив». Альтернатива - это необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями. На этом этапе урока нами был задан вопрос «Можно ли было еврейскому народу противостоять фашистской машине уничтожения? Почему же эти тысячи сами пришли на место казни и могли ли не прийти?»
Третья стадия урока «Рефлексия».
Один из приемов - «Резюме».Учитель предлагает учащимся подвести итоги своей деятельности на уроке, написать резюме, с использованием опорных слов, ключевых фраз:
- в ходе урока мне удалось.
- самым важным знанием для меня стало.
- в ходе работы над темой я испытывал чувства.
- меня заинтересовали вопросы.
- мне не хватило следующих знаний и умений.
- в этих вопросах мне хотелось бы разобраться подробнее.
- эти вопросы не вызвали интереса, оставили равнодушным.
- я принимал участие в дискуссии, высказывал следующие мнения.
«Синквейн». Синквейн - это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк, составленных по особым правилам. Написание синквейна в конце изучения той или иной темы позволит учащимся не только вспомнить, обобщить изученный материал, но и переформулировать его.
Правила составления синквейна:
Первая строка - одно слово, обычно существительное, в которое переформулирована тема занятия.
Вторая строка - два слова, прилагательные, с помощью которых описывается тема, ее главные, существенные признаки.
Третья строка - три слова, глаголы, с помощью которых описывается действие в рамках темы.
Четвертая строка - фраза из четырех слов, которая показывает отношение автора к теме. При этом это может быть как устоявшееся выражение, «крылатая фраза», так и фраза, придуманная автором синквейна.
Пятая строка - вновь, как и в первой строке, одно слово, которое является синонимом темы, повторяющее ее сущность.
Пример:
Холокост.
Беспрецедентное, страшное.
Страдают, надеются, погибают.
Выжить почти невозможно.
Не дать повториться!
Для учителя использование синквейна может быть диагностическим инструментом, который дает возможность проанализировать результаты усвоения темы или отдельных понятий учащимися. Так, например, анализ приведенного выше синквейна позволяет сделать вывод, что суть понятия «гетто» учащимся усвоена правильно. В качестве синонима к обозначению темы, к слову «гетто» учащийся выбрал слово «темница», тем самым обозначив один из главных признаков гетто - принудительность поселения людей, невозможность самовольно покинуть его пределы. В словах «темное», «страшное» и особенно во фразе «в гетто не живут птицы» можно увидеть восприятие темы уже на эмоциональном уровне.
В заключение хочется сказать, что предлагаемый материал - это не указания, как надо преподавать историю Холокоста, а краткое описание практического опыта, которое может быть для кого-то полезным.
Литература
1. Давыдова Н.Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образования // Образование и наука. Известия УрО РАО, №8(76) 2010. С.32-42
2. Давыдова Н.Н., Поляков Л.П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010 - №3, с. 37-41
3. Альтман И. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941 -1945 гг. - М.: Коллекция «Совершенно секретно», 2002. -544 с.
4. Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. - Яд-Вашем, 2007.
5. Калинкина Е.Г Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: РОССПЭН, 2002. -128 с.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
7. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.
8. Холокост в русской литературе: Сборник уроков и методических рекомендаций. Составители: И.А.Альтман, А.Е.Гербер, Д.В.Прокудин. - М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2006. - 96 с.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
51