ориентирования на местности, для определения мест положения объекта. С помощью карты можно охватить взглядом обширные территории и увидеть различные природные процессы и явления. С помощью системы условных знаков карта отражает не только размещение, состояние изображенных на них объектов, но и их характеристику, развитие и изменение. Карта дает возможность давать такие характеристики территорий, которые на карте не отражены, но обусловлены той информацией, которая содержится на ней. Например, определяя по карте географическое положение той или иной страны, студент может дать следующие заключения: особенности климата страны, ее растительный и почвенный покров и т. д.
Таким образом, ориентация человека в пространстве - непременное условие его реальной жизнеобеспечивающей деятельности, успешного познания и преобразования действительности окружающего мира. Изучение картографии позволяет создать такую наглядную систему, в которой форма избранных знаков и другие средства индикации напоминают отображаемые объекты, что создаёт особые условия для развития пространственного мышления. Специфика состоит в том, что пространственное мышление является, и условием и следствием изучения картографии. Осмысление картографии как средства развития пространственного мышления и обеспечение успешности освоения приёмов оперирования пространственными образами в процессе обучения позволяет обеспечить успешность усвоения данной дисциплины и придать ей развивающий характер.
А.А. Игнатьева
Особенности организации внеурочной деятельности по географии с использованием системно-деятельностного подхода
Инновационным введением в рамках Федерального государственного образовательного стандарта является использование системно-деятельностного подхода как основы организации взаимодействия между учащимся и учителем. Результатом этого взаимодействия является достижение образовательных целей, которые продиктованы реалиями XXI в. Современность требует от преподавателя географии не столько наполнения головы учащегося разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно находить и анализировать географические данные. Таким образом, на первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Стратегиче-
50
ским приоритетом государственной политики на этом этапе выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования.
Одним из основополагающих нововведений в законодательстве Российской Федерации в области образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Это принципиально новый для отечественной школы документ. При организации обучения новый стандарт предусматривает приоритетное использование системнодеятельностного подхода, концепция которого заключается в том, что любые объекты его могут быть представлены как системы, а вне систем они существовать не могут.
В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы, так как способствует решению важных задач в образовании. Задачи состоят в обогащении учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества, усиление интереса к географической науке.
Одной из наиболее используемых форм организации внеурочной деятельности являются факультативы. Внеурочная деятельность по географии в форме факультатива реализуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Занятия позволяют шире использовать индивидуальный подход в обучении и тем самым повышать уровень успеваемости, заинтересованности в изучении географии и всесторонне развивать подрастающее поколение для профессиональной деятельности.
Переход на новые стандарты открывает возможности для распространения деятельностных методов, позволяющих поддерживать у учащихся интерес к обучению на всем протяжении изучения предмета, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству. В данной ситуации возникает потребность в применении новых методик и технологий при организации внеурочной деятельности с использованием системнодеятельностного подхода. Применяя педагогические технологии на занятиях, процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения, добиваясь более качественных результатов.
Наиболее результативными, позволяющими реализовать основные аспекты системно-деятельностного подхода, являются следующие методики и технологии: технология проектной деятельности школьников; модульная технология; технология индивидуальных образовательных траекторий; игровые технологии; интерактивные
51
методики обучения (кейс-стади, ролевая игра, аквариум, мозговой штурм, дебаты); креативные методы обучения (графические и схематические способы предоставления информации, ментальные карты, схемы Фишбоун, лист опорных сигналов, логическая структура учебной информации в форме графа, когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание», кластеры); коллективный способ обучения; компьютерные технологии обучения; синквейн.
Географическое образование - надёжная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовные и культурные ценности, смысл существования человека в пространстве, необходимо накопление географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения.
Наиболее интересным с точки зрения прослеживания использования системно-деятельностного подхода является метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: постановка проблемы, генерация идей и группировка, отбор и оценка идей. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения.
Постановка проблем - предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей - основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
1) количество идей. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой;
2) необычные и даже абсурдные идеи приветствуются;
3) комбинируйте и улучшайте любые идеи.
На этапе группировки, отбора и оценки идей, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
52
В ходе мозгового штурма проводится несколько мозговых атак. Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
1) участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
2) члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
Успех мозгового штурма зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Технологией, позволяющей актуализировать полученные на предыдущих занятиях знания и оценить глубину понимания пройденного материала, развить речь, является синквейн. Слово «син-квэйн» происходит от французского слова «пять»; это стихотворение, состоящее из пяти строк. Эффективным средством введения синквэйнов является разделение группы на пары. После обозначения темы для синквэйна каждому участнику дается 5-7 мин на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквэйнов они составят один, с которым будут оба согласны.
Алгоритм составления синквейна:
• первая строчка - это ключевое слово в тексте. Заглавие;
• вторая - два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
• в третье строке пишем три глагола, которые также характеризуют ключевое слово;
• четвертая - предложение из четырех слов;
• в пятой излагаем вывод одним словом или словосочетанием.
Этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и
извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими.
С овладения новой педагогической технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: появляется четкость, структурность, ясность методического языка, обоснованность нормы в методике.
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Кроме этого он позволяет эффективно решать задачи в учебно-воспитательном процессе при организации внеурочной деятельности.
53