«Гуманитарное, — пишет А.Х. Назиев, — это относящееся к природе человека. Природа человека заключается в его духовной культуре, то есть в способности руководствоваться разумом в убеждениях и помыслах» [7, с. 354.]
При таком подходе становится ясно, что ни одна учебная дисциплина не имеет привилегии заранее считаться гуманитарной. Каждая из них может оказаться как гуманитарной, так и не гуманитарной в зависимости от того, как она будет пре-
подаваться. Таким образом, исходя из выше рассмотренных толкований слова «гуманитарный» гуманитарный потенциал школьного курса математики, в том числе школьного курса алгебры и начал анализа можно трактовать как совокупность компонентов в содержании курса математики, в том числе алгебры и начал анализа, которая способствует формированию у ученика ценностного отношения к окружающему миру, к себе и к своей собственной деятельности в нем [8, с. 112].
Библиографический список
1. Кант, И. Логика. Пособие к лекциям: в кн.: Логика и риторика. Хрестоматия / сост. В.Ф. Берков, Я.С. Яскевич. - М: НТООО "ТетраСистемс'', 1997.
2. Проблемы гуманитаризации математического и естественно-научного знания: сб. научно-аналитических обзоров. - М., 1991.
3. Касьян, А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. - 1998. - № 2.
4. Каган, М.С. Гуманитарные науки и гуманитаризация образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб., 1994.
5. Миракова, Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2001.
6. Корнилов, В.С. Теоретические и методические основы обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в условиях гуманитаризации высшего математического образования: дис. .. .д-ра пед. наук. - Москва, 2008.
7. Назиев, А.Х. Гуманитаризация основ специальной подготовки учителей математики в педагогических вузах: дис... д-ра пед. наук. - Москва, 2000.
8. Шкильменская, Н.А. Гуманитарный потенциал курса алгебры и начал анализа профильной школы. Модель, принципы и особенности реализации: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК: 910 (075.5)
М.С. Любов, доц. АГПИ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ГЕОГРАФОВ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В работе проанализированы пути совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах с учетом принципа регионализации. На основе анализа научных работ и диссертационных исследований, посвященных проблемам моделирования профессиональной педагогической подготовки специалистов, автором разработана модель профессиональной подготовки будущих учителей с учетом региональной направленности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, регионализация образования, модель, учитель-географ.
Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, диктуют необходимость внесения корректив в систему общего и профессионального образования. Современной школе необходим высококвалифицированный педагог, разносторонне образованный, способный к творческой, инициативной деятельности, умеющий найти методы, приемы и средства педагогического воздействия на школьников, которые обеспечили бы достижение целей социального заказа общества по подготовке молодого поколения к трудовой деятельности в условиях конкретного региона, учитывающих как культурные традиции, сложившиеся в нем, специфику социально-экономического уклада жизни людей, так и своеобразие территориального устройства, его природно-климатических и иных особенностей.
Для последнего времени характерен переход от единой централизованной системы педагогического образования к формированию региональных и муниципальных систем, что требует осмысления и научного обоснования путей усиления региональной направленности профессиональной подготовки педагогических кадров.
Проблемы профессиональной подготовки кадров в социальном, экономическом, организационном, аксиологическом,
педагогическом аспектах исследовались многими отечественными учеными (А.П. Беляевой, Ю.К. Бабанским, К.Я. Вази-ной, Б.С. Гершунским, В.В. Николиной, А.А. Червовой и некоторыми др.). Особое значение в настоящий период приобретает наличие конкретных знаний, умений и навыков, качества профессиональной готовности, их реализация в условиях конкретного региона.
Регионы России имеют свои, только им присущие, физико-географические, социально-экономические, историкокультурные, природно-экологические характеристики. Существенность их различий и обусловливает внесение изменений в содержание образования, в частности, географического.
Анализ учебных программ, научных работ и нормативных материалов таких авторов, как Л.Ф. Греханкина, И.К. Журавлев, В.П. Беспалько, М.И. Зайкин, А.М. Новиков, Ю.Н. Петров, В.А. Сластенин и др., а также диссертационных исследований В.С. Кошкиной, А.А. Туний, В.Т. Худяковой, М.А. Якунчева и др. свидетельствует об усилении внимания к вопросам регионализации образования посредством определения оптимального соотношения содержания федерального и национально-регионального компонентов базисного учебного плана. Федеральный компонент создает единство образова-
тельного пространства страны, а национально-региональный обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации, позволяет интегрировать предметные поля и формировать новое мышление на основе целостного представления о мире, природе, человеке, связывая всеобщее и индивидуальное, рассматривая естественнонаучное и гуманитарное как единство общечеловеческого. Велика роль принципа региональности в реализации идей гуманистической концепции образования. Личностно-ориенитированное обучение предполагает более широкое использование регионального материала на всех этапах обучения и во всех формах организации учебного процесса.
Исследователи подчеркивают, что осуществление современных целей и задач образования в сложившемся образовательном пространстве в значительной степени определяется готовностью педагогических кадров к реализации регионального компонента в учебном процессе. Тем не менее, экспериментальные исследования, проведенные нами, показали, что лишь незначительная часть педагогов Нижегородской области активно внедряет региональный материал в содержание учебного процесса, еще меньшая осознает его место и роль в инновационном образовательном процессе. Большая часть научно-методических исследований посвящена формированию регионоведческих знаний учащихся в процессе изучения школьного курса географии, тогда как вопросам совершенст-
Теоретических знаний и практических умений явно недостаточно, чтобы специалист стал профессионально компетентным. Будущий педагог должен уметь привнести региональный материал в учебный процесс посредством реализации различных видов деятельности - познавательной, эстетической, ценностно-ориентировочной, преобразовательной, коммуникативной, направленных на эффективное изучение содержания регионального компонента. Поэтому следующей составляющей готовности учителя к регионализации школьного образования является умение педагога привнести в процесс обучения региональный материал. При этом содержательными компонентами данной составляющей готовности целесообразно считать: психолого-педагогическое мастерство, способствующее привнесению региональной специфики в учебный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; профессионально-методическую компетентность, позволяющую наиболее эффективным образом с методологической точки зрения реализовать региональ-
вования качества профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации географического образования школьников не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует и проведенный анализ программ учебных пособий по названной проблеме. Таким образом, назрела необходимость в усовершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах с учетом регионализации их профессионально-педагогической деятельности.
Профессиональная подготовка современного учителя в контексте решения проблем регионализации образования предполагает качественное обновление как содержательного, так и процессуального аспектов обучения. Современный учитель должен обладать глубокими знаниями своего предмета. Для учителя-географа это в первую очередь знание основ общего землеведения, геологии, картографии, почвоведения, биогеографии, экономики, страноведения, региональной географии. При этом будущий специалист должен обладать не только теоретическими знаниями, но и владеть практическими умениями. К числу первостепенных умений учителя географии следует отнести умения пользоваться географической картой, работать с метеорологическими и геодезическими приборами, ориентироваться на местности, организовывать и проводить экскурсии с использованием географических инструментов, умения вести зарисовки, записи, чертежи в полевых условиях (см. таблицу 1).
ный компонент в образовательном пространстве; технологичность, предполагающую точность целей, дозированность, надежность средств и способов, делающих возможным управление учебным процессом в нужном русле регионализации; творчество, придающее процессу обучения импровизированный характер современного проживания жизненнопрофессиональных ситуаций, активизирующих развитие творческих способностей обучаемых; единство группового и индивидуального обучения, способствующее включению как внутренних, так и внешних механизмов непрерывного саморазвития обучающегося, на основе которых формируется личностное сознание.
Профессиональная подготовка учителя сама по себе не является ведущим качеством педагога, хотя она выступает определяющей для всех других. Образование учителя определяет его авторитет, качество педагогического мастерства, реальность и успешность стратегии управления образовательным процессом в необходимом направлении. Однако профес-
Таблица 1
Основные профессиональные умения и навыки учителя-географа
Область географического знания Профессиональные умения
1. Картография -определение географических и прямоугольных координат; -вычисление углов направлений, расстояний и площадей на карте; -изготовлени различных картографических пособий;
2. Гидрометеорология -владение навыками работами с гидро- и метеоприборами; -измерение скорости течения, расхода воды, дебита источника и других характеристик;
3. Геология и геоморфология -владение основными приемами топографической съемки местности; -умение производить измерения отдельных форм рельефа, крутизны и экспозиции склонов; -проведение геоморфологического профилирования;
4. Почвоведение -владение навыками описания и зарисовки почвенных шурфов; -освоение методики создания масштабного монолита;
5. Топография -освоение простейших видов топографических съемок; -владение навыками работы с геодезическими инструментами; -зарисовка рельефа в горизонталях в полевых условиях.
сиональную подготовку не стоит сводить только к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Исключительно специализированная подготовка не всегда позволяет достаточно глубоко увидеть и оценить сложную проблему, предвидеть последствия различных вариантов ее решения. Поэтому необходимо, чтобы специальная профессиональная подготовка обучающихся сочеталась с достаточным уровнем общего образования, культуры и высоким потенциалом саморазвития. Только это сочетание может определить реальный успех специалиста в области образования, к чему и должен стремиться последний. Следовательно, к дополнительным составляющим качества готовности учителя к преподаванию учебного предмета вообще и регионального курса в частности целесообразно еще отнести способность к логическому и активному мышлению и успешному применению его в решении проблемы, а также уровень эмоциональной зрелости (способность управлять собой, своими эмоциями).
Таким образом, в свете вышеизложенного профессиональное педагогическое образование выступает как форма образовательной деятельности, целевой ориентацией которой является целостное развитие личности в условиях региона, поступательное обогащение ее интеллектуального потенциала, постоянный рост творческих сил и способностей. Реализация идеи совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей с учетом региональной направленности стала возможной благодаря переходу на инновационную образовательную основу. Профессиональное развитие педагогов осуществляется не путем дискретного овладения определенным количественно возрастающим набором знаний, умений и навыков, а целостным овладением личностью богатствами профессиональной культуры в соответствии с региональными географическими особенностями, культурно-историческими традициями и тенденциями социально-экономического развития региона.
Схема 1
Модель профессиональной подготовки будущих учителей с учетом региональной направленности
Профессиональная подготовка учителя с учетом региональной направленности
І
Теоретические основы
Требования ГОС Личностно- деятельностный подход Системно- содержательный подход Региональный подход Дидактические принципы Педагогические средства и технологии
І
Блоки профессиональной подготовки учителя
-базовые теоретические курсы; -спецкурсы и факультативы -профессиональные практики -рефераты; -курсовые и ВКР
І
Методическое обеспечение
Модуль технологических карт регионализации теоретических базовых курсов Модуль учебных программ спецкурсов региональной направленности Модуль учебно-исследовательских заданий профессиональных практик на региональной основе
І
Результат
Профессионально-педагогическая готовность учителя
Для каждого человека профессиональное образование есть процесс формирования и удовлетворения его познавательных интересов, духовных потребностей, развития задатков и способностей, гарантия сохранения его личности и про-
фессионализма в динамично развивающемся обществе, государстве в целом и отдельно взятом регионе. Процесс подготовки учителя опирается на принципы системнодеятельностного и личностного подходов, заключающихся в
том, что обучающийся доступными ему способами овладевает богатствами, накопленными человечеством в области естественно-географических и гуманитарных знаний. Эти принципы диктуют необходимость методов активного обучения, учета личностных особенностей каждого обучающегося на всем протяжении обучения.
Для организации профессионального развития специалиста, готового к регионализации школьного образования, недостаточно переосмыслить методологию отбора содержания или зафиксировать сам факт смены парадигмы образования, надо изменить все компоненты, определяющие состояние образовательного пространства: предусмотреть соответствующие цели, формы организации образовательноразвивающего процесса, создать необходимую учебноматериальную базу, спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи в ходе сотворчества, содеятель-ности учителя и учащихся. Приоритетную значимость приобретает методическое обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации образования школьников.
Региональная направленность профессионального образования будущих учителей сегодня принимает характер педагогической системы и становится эффективным средством последующего профессионального саморазвития и повышения качества готовности к преподаванию при соблюдении функциональной взаимосвязи содержательных элементов федерального и регионального компонентов учебного плана.
Исходя из вышеизложенного, заключаем, что совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей в педвузах с учетом принципа регионализации целесообразно осуществлять на основе специальной модели. Моделированию педагогического процесса посвящены исследования многих ученых - педагогов: А.П. Беляевой, К.Я. Вазиной, Л.Ф. Гре-ханкиной и др. [1; 2; 3]. В них решаются вопросы методологических и теоретических основ моделирования педагогического процесса, рассматриваются содержание и структура профессиональной деятельности. Вопросам моделирования профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов уделено внимание в диссертационных исследованиях С.И. Мещеряковой, М.Н. Сорокина и некоторых др. [4; 5].
Анализ научных работ и диссертационных исследований, посвященных проблемам моделирования профессиональнопедагогической подготовки специалистов, позволил обобщить накопленный материал с учетом принципа регионализации образования и разработать модель профессиональной подготовки будущих учителей. Эта модель отражает следующие аспекты:
- требования, предъявляемые обществом к качеству профессиональной готовности учителя с учетом региональной направленности;
- организация целостного процесса обучения будущих учителей в условиях конкретного региона;
- основные идеи исследований по проблеме оптимизации подготовки педагога (основные направления совершенствова-
ния подготовки будущих учителей с учетом регионализации школьного образования);
- содержание профессиональной подготовки в виде знаний, умений и способов привнесения регионального материала в учебный процесс;
- методическое обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации образования;
- основные категории и показатели уровней качества обучения педагогов (см. схему 1).
Согласно полученной модели, цели профессиональной подготовки будущих учителей к регионализации школьного образования определяет социальный заказ региона, требования которого отражаются в государственном образовательном стандарте, регламентирующем систему профессиональных знаний и умений. В содержании государственного стандарта федеральный и национально-региональный компонент представлены самостоятельными блоками, вне функциональной взаимосвязи между ними. Следовательно, этот стандарт должен модифицироваться с учетом взаимодействия федерального и национально-регионального компонентов и синтеза всех составляющих системы профессиональной подготовки будущего учителя. Опираясь на разработанную в исследовании модель профессиональной подготовки учителей, можно утверждать, что организация процесса обучения должна способствовать устранению установленных нами противоречий между потребностью общеобразовательных школ в учителях, профессионально подготовленных к регионализации образования школьников, и отсутствием системы такой подготовки в педагогических вузах.
Центральное звено представленной модели составляют теоретические основы подготовки специалиста, направленные на развитие профессиональных качеств учителя в специфических условиях региона, в соответствии с основными дидактическими принципами и содержательными блоками профессиональной подготовки педагогов. В процессе педагогического моделирования нами разработан комплекс методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей, в частности, учителей географии, с учетом региональной направленности, охватывающий все стороны географической подготовки учителя и представляющий собой совокупность модулей данного обеспечения. В качестве результата профессионально-педагогической подготовки учителя к регионализации школьников образования выступает его профессионально-педагогическая готовность.
Таким образом, повышение качества готовности будущего специалиста к педагогической деятельности в условиях конкретного региона целесообразно осуществлять посредством разработанной модели профессиональной подготовки учителей с учетом региональной направленности. Предложенная модель может быть использована преподавателями педвузов в их практической деятельности с целью повышения качества и эффективности обучения студентов, учителями географии в процессе преподавания, а также при разработке программ, учебных и методических пособий для студентов естественногеографических факультетов и учителей географии.
Библиографический список
1. Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. - 2001. - № 8.
2. Вазина, К.Я. Модель саморазвития человека. - Н. Новгород, 1994.
3. Греханкина, Л.Ф. Модели включения регионального содержания в учебный процесс / Л.Ф. Греханкина // География в школе. - 2000. - № 5.
4. Мещерякова, С.И. Дидактические основы обучения методу моделирования: дис. ... д-ра пед наук / С.И. Мещеряков. - Новосибирск, 1998.
5. Сорокин, М.Н. Методическое обеспечение экологической подготовки руководителей предприятий в системе дополнительного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2002.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 371.3
В.А. Шеманаев, доц. АГПИ, г. Арзамас, Е-тай: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена усилению внимания реализации краеведческого подхода в условиях реформирования школьного географического образования. Данная проблема, являясь актуальной и значимой в теории и методике обучения географии, приобретает приоритетную роль в регионализации, гуманизации и модернизации географического образования на основе культурологической образовательной парадигмы.
Ключевые слова: культурологическая парадигма, краеведение, краеведческий подход, Родной край.
Современный этап развития идеи краеведческого подхода в обучении географии родного края предполагает качественное изменение фундаментального краеведческого содержания «в нем закладываются основы формирования системы знаний о своеобразии родного края», а также форм учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности. Это связано с формированием новой культурологической парадигмы образования, в рамках которой развиваются принципы гуманной педагогики, направленные не на формирование личности, а ее свободное творческое развитие. Культурологическая парадигма вместо жестокого целенаправленного руководства развитием личности вводит новые смыслы в сущность воспитания и образования. Так образование рассматривается как процесс освоения (присвоения) человеческой культуры. Новая культурологическая образовательная парадигма предполагает перенос акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, переориентация «знаниецен-трической» системы образования в «культуросообразную». Реализация такого подхода выдвигает в качестве цели образовательного процесса развитие, движение к умственной, духовной зрелости личности, последовательное наращивание кругозора и, таким образом, получение просвещенной, нравственно развитой личности. Новая культурологическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, интеллектуального, думающего, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, имеющего свою позицию и рационально организующего самостоятельную познавательную деятельность. При этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение распорядиться своими знаниями. Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должно быть культуросообразным. Проектирование идей культурологической парадигмы в систему обучения географии вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая должна пронизывать все элементы методической системы обучения, трансформируя ее цели, содержание, методы и др.
Наибольшими возможностями для культурологического образования располагает география и особенно география своего региона, построенная на основе гуманитарного страноведения. Плодотворной в этом отношении представляется, на наш взгляд, концепция геокультурного пространства, активно
разрабатываемая в последнее время в научной географии (Д.Н. Замятин, В.Л. Каганский, А.Г. Манаков). Геокультурное пространство - это системное территориальное образование, возникающее в результате взаимодействия различных территориальных систем: природных, экономических, территориальных общностей людей и др. [1].
Технология образно-географического познания мира должна строиться на основе современных разработок в области психологии и педагогики, ориентированных на развитие нравственности и духовности личности. Одна из возможных технологий может выстраиваться на основе концептуальных идей личностного развития студента от природного к духовному через социокультурное.
Реализация этой технологии в практике обучения опирается на развитие образного мышления. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию образа, придавая особе значение в структуре образа чувственности «чувственной ткани». Ученый утверждал, что:
• чувственная ткань есть некоторое впечатление, некий чувственный отпечаток предметного мира, порождаемый взаимодействием с внешним предметным миром;
• она служит материалом, из которого строятся сознательные - предметные (значимые) образы;
• она выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию придания реальности сознательной картине мира [2].
На основе работ В.В. Николиной о реализации краеведческого подхода следует подчеркнуть, что в основе современного краеведческого подхода лежит теория «образа мира», где под «образом мира» понимается система знаний, способов действий, ценностных ориентаций, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие [3]. Создание «образа мира» (он у человека имеет разноуровневый характер: планета в целом, своя страна, отдельные регионы, свой край) позволяет рассматривать личность в традициях своего края, сопричастности к его истории, географии, культуре.
Умение создавать образы и оперировать ими - отличительная особенность интеллекта человека. Она состоит в возможности произвольно актуализировать образы на основе заданного наглядного материала, видоизменять их под влиянием различных условий, свободно преобразовывать и на этой основе создавать новые образы, существенно отличные от исходных.