УДК 37.036.5
Н.С. Матвеевская Университет Российской академии образования
г. Москва
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-КРЕАТИВНЫХ УСТАНОВОК УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье рассматривается вопрос развития личностно-креативных установок школьников в результате погружения в культуру и аргументируется значительная роль внедрения технологий культурологического погружения в школе как эффективного средства развития креативности - творческой составляющей, необходимой человеку будущего. В работе исследована проблема формирования творческих способностей учеников средней общеобразовательной школы. Рассмотрено влияние культурологических методов и технологий, в частности театрально-исторического погружения, на создание креативной среды в образовательном пространстве школы и отработку эффективных педагогических условий, воздействующих на формирование, развитие и адаптацию креативного потенциала школьников. Проведен анализ источников, характеризующий состояние применения прикладной культурологии в современном образовании.
Ключевые слова: креативность; культурологическое погружение; театрально-историческое погружение; виртуальное погружение; макет-продукт.
Новой постиндустриальной эпохе нужны люди иного качества - креативные, рефлексирующие, ответственно работающие на результат, целостно воспринимающие общую картину мира и культурно идентифицирующие свою роль в развитии государства. Современная экономика ждет специалистов, способных к высокому темпу интеллектуального и прикладного труда, принятию нестандартных решений, творческой неординарности [1].
Отсюда следует понимание неразрывности двух понятий - «креативности» и «культурологии» [2].
Актуальность исследования. Традиционная педагогика, основанная на эксплуатации долговременной памяти, дисциплинарно-авторитарном подходе, устаревающих формах и методах, должна уступить место творческой личностно ориентированной культуросообраз-ной педагогике. Формирование креативности у школьников как особой творческой способности может происходить только в условиях потребности самореализации, отождествления важности своей судьбы и своего образования с судьбами и вкладом старших поколений в культурно-историческом аспекте.
В связи с этим назрела необходимость превратить образовательное пространство из связки разрозненных креативных проектов в системное творческое сообщество, связанное выполнением единых целей и задач по продвижению продуктивного обучения и воспитания, наполнению методического банка новыми творческими методами и приемами, переходом в режим развития всех участников школьного процесса: учителей, учеников и родителей, построив его на крепком культурно-ценностном фундаменте [2].
Для проведения этого культурологического плана в жизнь нами были использованы технологии театрально-исторического и виртуального погружения, исследовательского макетирования, приемы творческих заданий и выполнения коллективного проекта.
Рассмотрим опыт внедрения культурологических технологий погружения в образовательное пространство одной из общеобразовательных школ Московской области.
Школа находится на территории парковой зоны усадьбы конца XIX в. бывшего фабриканта С.И. Четверикова, в историческом здании. Этот немаловажный факт сподвиг коллектив учебного учреждения поставить усвоение базовых образовательных программ на культурологическую основу. Ежегодный проект «Бал в русской усадьбе» готовится и проводится при помощи различных творческих методов, приемов и технологий, включая технологию
театрально-исторического погружения, позволяющую реконструировать ту или иную эпоху, в традициях которой решено провести бал [5]. Воспитательная программа школы построена вокруг подготовки и проведения ежегодных балов в усадьбе, участниками которых традиционно являются учителя, ученики, родители и приглашенные гости, и направлена на создание в школе интерактивного образовательного пространства - живого музея [6].
Проект разрабатывался по нескольким направлениям, выявленным методом мозгового штурма во время работы с педагогическим и ученическим коллективами школы и позволяющим системно охватить изучение информации о жизни России на данном историческом отрезке. Исследования проводились в течение года по следующим направлениям с учетом поставленных задач. Макет-продукт представляет собой «рукотворную» книгу в стиле заданной эпохи и ее электронный вариант. Каждое направление проекта закрепляется за ответственным педагогом и разновозрастной группой школьников, чтобы учесть интересы и пристрастия каждого.
Подвергнем рассмотрению цели и задачи, а также порученное задание-результат к исследовательскому проекту «Бал в стиле модерн».
Цели и задачи проекта:
- реконструировать временной отрезок жизни России как части Европы на рубеже конца XIX в., осуществить виртуальное и театрально-историческое погружение с последующим макетированием проекта в альбомной и электронной версии;
- изучить характерные черты стиля модерн, творчество различных творческих персоналий-представителей стиля модерн в различных направлениях (архитектура, скульптура, музыка, литература, театр и других), проявление стиля модерн в современной жизни;
- сформировать способность продуктивного воображения, эмпатию, креативность как творческое мышление, эмоционально-ценностное отношение к действительности, умение анализировать и сравнивать эстетический материал, историческое восприятие времени, пространственное мышление (ощущение себя в культурологическом пространстве);
- воспитывать чувство ответственности, трудолюбие, умение переносить опыт веков в современность, чувство коллективизма и умение работать в команде.
Были разработаны следующие направления:
Лингвистическое направление (русский язык и литература): анализ произведений русских и европейских литераторов, содержащих в себе сюжет проведения балов в XIX в.; изучение стиля письменной и устной речи конца XIX в.: эпистолярного, публицистического, художественных текстов, разговорного; лексики и фонетики письменной и устной речи; поэзии конца XIX в.: художественного чтения. Продукт: приглашение на бал в стиле эпохи модерн, иллюстрированная книга цитат и описаний. Лингвистическое направление (иностранный язык): перевод рассказов А.П. Чехова; изучение стилевых особенностей; знакомство с основателями стиля модерн в европейских странах. Продукт: иллюстрированная книга переводов чеховских рассказов на иностранный (немецкий, английский) язык. Историческое направление: исследование эпохи стиля модерн с 1890 по 1914 г. по различным линиям культуры и быта этого времени; разработка видеоряда и предметного наполнения школьного музея; подготовка и проведение дебатов «Этикет жив или мертв». Продукт: оформление музея «Русская усадьба эпохи стиля модерн» и иллюстрированных дидактических пособий по национальной и европейской истории 1890-1914 гг. Музыкально-эстетическое направление: изучение биографий и музыки национальных и европейских авторов, творивших в эпоху стиля модерн; особенности музыкальных стилей конца XIX - начала XX в.; исполнение классического городского романса XIX в. Продукт: работа музыкальной гостиной на балу. Естественно-научное направление: математика - работа с планом здания, подготовка разработки макета здания усадьбы Четверикова; физика, химия, география: изучение истории национальных и европейских открытий конца XIX - начала XX в.; биология: оформление
выставки по интегрированному направлению изучения светского этикета «Язык цветов». Продукт: работа участников проекта естественно-научного направления на научно-практической конференции. Театральное направление: изучение драматического творчества А.П. Чехова; изучение бальных игровых технологий. Продукт: постановка бальных игр, постановка спектакля по рассказам А.П. Чехова. Художественно-изобразительное направление: изучение произведений национальной и европейской живописи и архитектуры эпохи стиля модерн; изучение творчества художников - друзей А.П. Чехова. Продукт: оформление залов усадьбы репродукциями художников эпохи стиля модерн, фотовыставка «Европейский модерн». Хореографическое направление: изучение историко-бытового танца конца XIX -начала XX в., разучивание танцев: полонеза, вальса, польки, кадрили и котильона. Продукт: исполнение танцев на балу. Декоративно-прикладное направление: изучение декоративно-прикладного искусства и костюма эпохи стиля модерн; изучение технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества (декупаж, вышивание лентами пр.) Продукт: проведение бального благотворительного аукциона. Кулинарное направление: изучение русской кухни того времени, приготовление модных в то время блюд. Продукт: работа буфета в русском стиле эпохи модерн. Информационно-технологическое направление: обеспечение техническими средствами, обеспечение презентационного, светового, музыкального оформления подготовки и проведения бала, освещение этапов подготовки и проведения бала в прессе.
Работа над проектом «Бал в русской усадьбе» и проведение самого бала позволили школьникам и педагогам создать общий продукт исследования посредством культурологического подхода, овладеть технологией проведения культурологического исследования, основать интерактивную креативную среду в образовательном пространстве, основать в школе живой музей. Были широко применены методы критического мышления, такие, как мозговой штурм, парная работа, составление кластеров, синквейн, лимерик, творческий дневник и др. Также широко применялись приемы примитивного стихосложения, игры в буриме и методика написания оценочного эссе. Непрерывная актуализация предметов вещественного и духовного наследия европейской культуры, сохранение обычаев, культурных традиций побуждает к формированию и развитию креативности школьников, их активной жизненной позиции и национальной генеалогической культуры.
Макет-продукт представляет собой «рукотворную» книгу-альбом в стиле модерн с использованием всех визуальных атрибутов, погружающих смотрящего в Россию конца XIX -начала XX в.: шрифты, текстура бумаги, стилевые особенности письма, артефактов того времени (фотографий, текстов, изображений бытовых предметов и т.д.).
Книжное моделирование культурного отрезка жизни людей прошлого, реконструкцию как книжный макет в стиле изучаемой эпохи мы назвали виртуальным погружением.
Организация виртуального погружения с подростками 11-14 лет проводилась в разновозрастных группах, составленных с учетом личной мотивации учеников школы. Деятельность коллективно-творческих групп была заранее спланирована, включена в общий план внеурочной и экспериментальной работы школы и проводилась по следующим этапам:
- выбор актуальной темы для исследования в педагогическом коллективе (в рамках дополнительного образования, экспериментальной работы, внеурочной и проектной деятельности);
- образование временных коллективно-творческих разновозрастных групп для продвижения исследования по отработанным ранее направлениям (в рамках дополнительного образования, проектной и внеурочной деятельности);
- отработка плана продвижения каждого направления методом мозгового штурма и назначение ответственных учеников в группе за творческие задания по направлению (в рамках проектной деятельности);
- отработка культурологических маршрутов от данной исторической эпохи до современности (в рамках проектной деятельности);
- отработка формы результата, содержания и дизайна макет-продукта, который будет представлен как результат деятельности группы по заданному направлению (в рамках проектной деятельности);
- продвижение исследований, отслеживание промежуточных результатов (в рамках проектной деятельности, психолого-педагогической диагностики);
- итоговый контроль: предъявление рукотворного книжного макет-продукта, в содержании котором каждая коллективно-творческая группа должна представить результат своей исследовательской деятельности (в рамках проектной деятельности);
- моделирование электронного продукта (презентации) по заданной теме (в рамках проектной деятельности).
Макетирование. Исполнение оригинал-макета книги в стиле изучаемой эпохи мы назвали макетированием или изготовлением макет-продукта.
Организация изготовления макет-продукта с подростками 11-14 лет проводилась в разновозрастных группах, составленных с учетом личной мотивации учеников школы в рамках проектной деятельности по театрально-историческому и виртуальному погружению. Деятельность коллективно-творческих групп была заранее спланирована и проводилась по следующим этапам:
- выбор базы для книжного макета, как правило, альбома с магнитными листами большого размера и количества листов для воссоздания полной системной картины мира избранной эпохи и удобства коллажирования и сохранения собранного материала;
- отработка системы направлений изучения культуры эпохи и стилей, характерных для того или иного времени, методом мозгового штурма;
- назначение ответственных учеников в группе за творческие задания по направлениям (выявление лидеров продвижения проекта) и создание мини-групп для реализации задуманного: создания единого книжного формата (полей, отступов, страничных ориентаций) и цветового фона, выбор шрифта и орнаментов, поиск визуальных материалов по всем направлениям развития культуры, изготовление приглашений на презентацию проекта в стиле эпохи, отработка теоретического материала и составление списка литературы и интернет-источников, создание фотоколлажа с помощью компьютерной графической программы и пр. (в рамках проектной деятельности);
- методы организации подготовки культурологического погружения: парная и групповая работа, синквейн, кластер, мозговой штурм и др.;
- дидактические игры для написания сценариев, текстового рифмованного сопровождения материалов: буриме (франц. bouts rimés - рифмованные окончания), бескрылка;
- изготовление артефактов в стиле эпохи в техниках: вышивка лентами, декупаж (фр. decouper - вырезать) - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т.п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования, состаривание бумаги и других материалов и пр.;
- изготовление - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») (в рамках проектной деятельности).
Вследствие совместного функционирования, определяющего их близость по выполнению поставленных задач, в группах детей разных возрастов, детей и родителей, детей и учителей, учителей и родителей улучшилось взаимопонимание и эффективность взаимодействия на 12%, повысилась активность и скорость действий на 23%, оптимистическая настроенность участников образовательного процесса к миру и другим людям на 26%; интерес к
творческой деятельности на 34%, уровень потребности новизны в оригинальных идеях для решения жизненных ситуаций на 28%, уровень самооценки и оптимизированная самоактуализация на 18%, самооценка уровня творческих (креативных) умений и навыков на 24%, уровень потребности самовыражения на 35%, стремление к управлению организации творческих проектов на 14%, стремление к творческой результативности проекта на 15% [7].
Положительно ответили на вопросы анкеты «Критерии креативной личности» 25% респондентов, что на 19% больше, чем было изначально.
Также опрошенные повысили показатели по отношению к первоначальным ответам на вопросы: как часто вы испытываете чувство увлечения, эмоциональный подъем при подготовке и решении творческих задач? (на 15%); присуще ли вам тяготение к каким-либо творческим достижениям в последний год? (на 28%); важен ли для вас результат вашей творческой деятельности? (на 35%); всегда ли вы хотите получить высокую оценку вашей деятельности? (на 18%); желаете ли вы в будущем заняться каким-либо творческим делом? (на 23%); всегда ли вы доводите начатое дело до конца? (на 15%); вы талантливы? (на 23%); стремитесь ли вы к общению с человеком, опыт творческой деятельности которого хотелось бы перенять? (на 25%); считают ли вас друзья или одноклассники человеком, способным организовать что-то интересное? (на 15%); нравится ли вам выполнять общественные поручения, связанные с организацией других? (на 28%); научились ли вы самостоятельно принимать решения? (на 12%); способны ли вы отстоять свои взгляды? (на 14%) [8].
В процессе разработки и подготовки проектов у учеников-участников появилось целостное восприятие картины мира, исторических причинно-следственных построений, культурологических и культурных маршрутов
По критерию Фишера рост результатов в экспериментальной группе в диагностике уровня развития личных качеств креативного подростка значимо подтвержден на высоком уровне (ф = 2,654, р < 0,01), на низком уровне (ф = 5,522, р < 0,01). За этот же период изменения аналогичных показателей у подростков контрольной группы по предложенным критериям были незначительными и недостоверными.
Итак, в ходе эксперимента с помощью методов опроса и анкетирования, а также метода экспертной оценки были получены данные, аргументирующие эффективность проведения погружения в культуру для формирования креативности школьников и учителей средней общеобразовательной школы.
Научная новизна и практическая значимость нашего исследования состоят в том, что впервые выявлены педагогические условия формирования креативной личности школьника в результате культурологического погружения. Также была разработана условная модель креативности школьников, в которой выявлены критерии креативности как необходимой творческой способности современного человека. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для решения задач формирования и развития креативности школьников, а также при создании программ развития креативности школьников в результате погружения в культуру и прогнозировании особенностей его развивающего эффекта.
Перспективой дальнейших изысканий в этом направлении может стать изучение влияния культурологического погружения на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных универсальных действий (УУД), так как с введениями новых ФГОС становятся востребуемыми системно-деятельностные педагогические технологии, развивающие одновременно с предметными умениями и навыками личностные и мета-предметные.
Библиографический список
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондарев-ская. - Ростов-н/Д : Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.
2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология : монография / М.А. Ариарский. - СПб. : Эго, 2001. - 287 с.
3. Ариарский, М.А. Креативная личность как предмет педагогической культурологи : доклад на «Лихачёвских чтениях» / М.А. Ариарский. - С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. - 2 с.
4. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2011. - 144 с.
5. Видт, И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе / И.Е. Видт. - Тюмень, 2003. - 344 с.
6. Галинская, И.Л. Павел Флоренский об идее живого музея / И.Л. Галинская. - М., 1995. - С. 22-29.
7. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - М. : Прогресс, 1969. - 531 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Что выявляют тесты интеллекта и креативности? / Д.Б. Богоявленская // Психология : журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1. - № 2. - С. 54-65.
© Матвеевская Н.С., 2012
Автор статьи - Наталья Станиславовна Матвеевская, учитель, Центр образования № 1486 города Москвы, соискатель, Университет Российской академии образования, г. Москва, e-mail: [email protected]. Рецензент - Н.В. Богданович, кандидат психологических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет.