Научная статья на тему 'Наши методические находки'

Наши методические находки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1207
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерипаска Е.И., Филоненко О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши методические находки»

УДК 372.8

НАШИ МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Дерипаска Е.И., директор ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Филоненко О.А. методист ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга., 2016

Новизна представляемого нашими педагогами на страницах журнала опыта заключается в новом подходе к разработке уроков по формированию УУД и обеспечению системного включения ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Это уроки развивающего типа, эффективные с точки зрения современных образовательных целей. Ценность опыта проявляется в том, что он даёт образцы педагогической гибкости, прозорливости, умения применять общие правила в конкретной ситуации, находить нестандартные решения в непрестанно меняющихся условиях. Основные теоретические позиции, идеи, которые явились исходными при проведении работы и лежат в основе методических находок.

В чем заключается сущность современного учебного процесса? Это процесс взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленный на осознанное и прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Сегодня учебный процесс направлен не столько на достижение предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, на получение предметных и метапредметных результатов. Что же мы подразумеваем под предметными результатами? Это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана. Предметные знания — опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний. А предметные действия - те, в основе которых лежат универсальные учебные действия. На разных предметах эти действия преломляются через специфику предмета. Состав формируемых действий носит специфическую «предметную» окраску. Поэтому вклад разных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальных учебных действий различен.

Формирование одних и тех же действий на материале разных предметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданного предметом круга задач, а затем и переносу на новые классы объектов. Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Достижение метапредметных результатов обеспечивается благодаря компонентам образовательного процесса — учебным предметам.

Введение в школу новых федеральных образовательных стандартов изменило подход педагогов к учебно-воспитательному процессу. Проектирование уроков современного типа и связано с целеполаганием, которое подводит учащихся к осознанию темы урока, позволяет формировать познавательные, общеучебные, коммуникативные УУД. В статье «Целеполагание как этап современного урока русского языка в условиях ФГОС» Филиппова Е.Г., учитель русского языка и литературы, показывает работу над созданием проблемных ситуаций, в которых ученики формулируют и присваивают себе цель, сталкиваясь с ситуацией обнаруживающей дефицит их знаний. Использует различные приемы создания проблемных ситуаций, выбор которых определяется содержанием учебного материала, целью урока. Важным компонентом учебной деятельности являются контроль и самооценка, направленные на формирование умения обучающихся контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. ФГОС сегодня ставит задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля - на самоконтроль и рефлексию, осмысление познавательного процесса и его результатов, формирующее оценивание, стимулирующее познавательную деятельность, понимание учащимися причин успехов и затруднений, фиксации метапредметных результатов.

В статье «Педагогические методы формирования регулятивного УУД «контроль» Судакова А.О., учитель начальных классов и Волкова И.Н., учитель математики, рассматривают приёмы формирования регулятивного УУД «контроль», позволяющие вовлечь обучающихся в процесс возникновения желания и умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря развитию системы универсальных учебных действий. Педагоги останавливаются на приемах, помогающих выработке УУД в начальных классах на различных предметах и на уроках математики основной школы. При переходе из начальной в основную школу у некоторых обучающихся возникают сложности в восприятии новых форм и методов обучения. В связи с этим необходимо совершенствование приемов формирования универсального учебного действия «Контроль», применяемых в начальной школе. Например: прием «Найди ошибку» - универсальный метод, активизирующий внимание обучающихся, формирующий умение анализировать информацию, обеспечивающий возможность применять знания в нестандартной ситуации, позволяющий критически оценивать полученную информацию, а также развивающий у обучающихся навык самоконтроля, который становится необходимой частью образовательного процесса.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, включающий: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. При оценке сформированности учебной деятельности нашими педагогами учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания деятельности. В основе концепции УУД лежит системно - деятельностный подход. Функции универсальных учебных действий включают: обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В статье учителя математики Демидовой Т.А «Формирование познавательного УУД «синтез» с помощью метода алгоритмизации на уроках математики в 5 классе рассматриваются приемы, которые позволяют учащимся адаптироваться к новым условиям обучения математике, развивают их способности к осуществлению логических операций: сравнение, анализ, синтез. Учитель начинает обучение математике в 5 классе с применения тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Использование активных методов работы на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильных решений. Одним из активных методов обучения, применяемых на уроках математики, является составление и выполнение различных алгоритмов, что относится к познавательным универсальным учебным действиям.

Урок сегодня не является единственной формой образовательной деятельности, он существует наряду с внеурочной работой. Внеурочная деятельность также дает возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов СМИ позволяют приобрести главное - способность детей к использованию «теории» в качестве средства решения реальных жизненных задач. В работе «Формирование познавательного УУД «анализ» в курсе внеурочной деятельности «История и я» в 5 классе учитель истории Иунихина Г.Д. знакомит коллег с условиями формирования и применения этого УУД в процессе обобщения, классификации материала по родовидовым признакам, установлению аналогий. В разработке учителя английского языка Ласуковой Н.А. «Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка в 5 классе» рассматривается развитие творческого мышления учеников с использованием ТРИЗ в обучении английскому языку. Педагогом представлено занятие по английскому языку в рамках реализации программы внеурочной деятельности в 5 классе по теме "My home is my castle" («Мой дом - моя крепость») с применением педагогической системы НФТМ-ТРИЗ. В статье Бадмаевой Л.С., учителя русского языка, и Егоровой М.В., учителя начальной школы, «Диалогическое взаимодействие как фактор формирования коммуникативного УУД» рассматривается создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. А предложенная ими методика «ЛУЧ» показывает путь к решению коммуникативных проблем в условиях диалогического взаимодействия, принятию различных точек зрения, аргументации собственного видения ситуаций.

Удовикова В.А. учитель начальной школы в статье «Технология формирования коммуникативного УУД «планирование учебного сотрудничества» раскрывает условия для формирования умений задавать вопросы, необходимые для организации деятельности в сотрудничестве учащихся, определения цели, функции участников, способов взаимодействия. Предлагает методы позволяющие договариваться о распределении ролей в совместной деятельности на основе взаимной помощи и поддержки, взаимосвязи членов группы. «Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству». Именно так называется статья учителя начальных классов Авдеевой и учителя ИЗО и черчения Саубановой Л.Р., в которой они предлагают дидактические игры, развивающие коммуникативные УУД, которые позволяют ученику чувствовать себя принятым, понимающим и понимаемым, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим, окруженным заботой и заботящимся. Игры направлены на развитие процессов памяти, наблюдательности, навыков вербального и невербального общения, доверия и взаимопонимания, они развивают аналитические способности, ну и, конечно же, коммуникативные навыки.

Опыт учителя начальных классов Чертушкиной Н.В. представлен в разработке «Формирование коммуникативных УУД посредством моделирования социальных ситуаций», где рассматриваются условия, необходимые для создания коммуникативных ситуаций на уроках в начальной школе, приведены примеры использования метода моделирования социальных ситуаций. Учитель биологии Быстрова В.В. делится наработками по «Использованию активных методов обучения на уроках биологии в 8 классе». Разработка урока «Первая медицинская помощь, правила оказания первой медицинской помощи» для обучающихся 8 классов, может быть использована при проектировании уроков биологии, ОБЖ, а также при проведении внеклассных мероприятий. Педагог показывает приемы АМО, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, развитию социальных навыков, формированию умения добывать знания и применять их на практике, способствуют воспитанию милосердия и взаимопомощи помощи в экстремальных условиях, формирует потребность быть чутким, внимательным к чужой боли.

В разработке урока по ОРКСЭ для учащихся 4 классов «Золотое правило этики» учитель начальной школы Лавренко О.В. дает представление о сути и Евангельском контексте золотого

правила этики, учит различать отношение к греху и согрешившему человеку. Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе модуль «Светская этика» «Действия с приставкой «СО» разработана учителем начальных классов Судаковой А.О. Это урок открытия новых знаний, в конструировании которого используются активные методы обучения. Их использование обеспечивает деятельность обучаемого, которая носит продуктивный, творческий, поисковый характер, приводит к созданию ситуации успеха. Дидактическая игра «Продолжи», «Мозговой штурм» и применение приёма «Синквейн» позволяют организовать групповую и индивидуальную работу, включить каждого обучающегося в процесс усвоения нового материала. Посредством этого учитель знакомит детей с понятиями «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие».

В статье Бабушкиной Н.В. учителя английского языка «Применение ИКТ технологий на уроках английского языка» представлен многолетний опыт работы педагога по разработке и применению ИКТ технологий, направленный на повышение качества обучения английскому языку. Технологическая карта к уроку географии в 6 классе по теме «План местности» разработана учителем географии Кардаш Л.А. Это практическая работа, в которой используются элементы анимации, текста литературного произведения. На уроке учитель продолжает формировать представление о плане местности, масштабе, формирует умение читать планы местности, распознавать условные знаки. Левина М.М. отмечает, что «метод - это не сама деятельность, а способ ее осуществления. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение». Каждый метод имеет свое предметное содержание. Метод принадлежит действующему лицу - педагогу. В представленных работах учителей нашей школы хотелось бы отметить стремление педагогов отбирать те методы, которые направлены на прочное овладение учебным материалом, использование в работе инновационных приёмов, выполнение задач воспитания и развития школьников. Надеемся, что статьи и разработки уроков наших коллег, педагогов ГБОУ 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, окажутся полезными в работе.

УДК 372.8

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО УУД «ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

Удовикова В.А., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016.

Современному обществу необходимы граждане, способные учиться в течение жизни, обладающие критическим мышлением, готовые и умеющие принимать творческие решения, работать с информацией. Одним из показателей качественного образования является формирование такой ключевой компетенции как «умение учиться».

Федеральный государственный образовательный Стандарт начального общего образования устанавливает следующие требования к результатам обучения:

- «готовность слушать собеседника и вести диалог; .. .излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;

- «.умение договариваться;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Следовательно, коммуникативные УУД являются основой деятельности человека в любой сфере жизни.

В структуру коммуникативных УУД входит такое умение как планирование учебного сотрудничества.

Планирование учебного сотрудничества включает следующие умения:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.