Научная статья на тему 'Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта'

Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ СТАНДАРТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. / REQUIREMENTS TO RESULTS / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / SUBJECT RESULTS / METASUBJECT RESULTS / PERSONAL RESULTS / THE ACTIVITY STANDARD / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE INITIAL GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Корнилова Людмила Владимировна

Рассматривается концепция перехода учителя к работе на основе положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: дидактические основы организации учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса, адекватного новым целям образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна, Корнилова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Providing Preparedness of Elementary School Teacher to Work in Conditions of the Federal State Educational Standard

The concept of transition of the teacher to work on the basis of positions of the federal state educational standard of the initial general education is considered: didactic bases of the organization teaching and education and health saving process, adequate to the new purposes of education.

Текст научной работы на тему «Обеспечение готовности педагогов начальной школы к работе в условиях федерального государственного образовательного стандарта»

УДК 373.31 ББК 74.202

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Скрипова Н. Е., Корнилова Л. В.

Аннотация. Рассматривается концепция перехода учителя к работе на основе положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: дидактические основы организации учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса, адекватного новым целям образования.

The concept of transition of the teacher to work on the basis of positions of the federal state educational standard of the initial general education is considered: didactic bases of the organization teaching and education and health saving process, adequate to the new purposes of education.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, требования к результатам, системно-деятельностный подход, предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты, деятельностный стандарт, универсальные учебные действия.

The Federal State Educational Standard of the Initial General Education, requirements to results, the system-activity approach, subject results, metasubject results, personal results, the activity standard, universal educational actions.

История развития педагогических концепций и систем состоит из чередования взглядов на цели и задачи образования от узкоутилитарного освоения молодым поколением накопленных в культуре знаний и умений, до ориентации образования на личность, на человека -созидателя культуры. Например, гуманистическая традиция античной школы сменилась схоластикой Средневековья, затем возродилась в эпоху Просвещения, пережила кризис Нового времени и вновь возрождается в наши дни.

Естественно, что парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изме-

нением экономических и социокультурных условий жизни общества.

В период стремительного развития индустриального производства (XVII - XIX вв.) приоритет был отдан «реальному образованию» -приобретению учащимися полезных для практической жизни знаний и умений по различным предметам. Считалось, что именно они определяют успех как различного рода производств, так и жизненный успех каждого отдельного ученика.

Из данных приоритетов исходила и основная установка советской школы: «Передать молодому поколению всю сумму знаний, которые накопило человечество», поддержанная существующими в те годы нормами оценки результатов обучения [1]. А поскольку любая система деятельности работает на ту цель, которая контролируется, то, несмотря на риторику «гармонично развитой личности строителя коммунизма», методы обучения, распространённые в массовой школе, а также система управления и методического сопровождения школы обслуживали именно эту «знаниевую», или, как её называли, ЗУНовскую педагогику.

В последнее десятилетие, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к сознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не только с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, несомненно, очень важно. Но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её расцвета и мирного развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы,

не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное развитие и воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

1. Изменение метода обучения (с объяснительного, репродуктивного на деятельностный). Отечественные учёные аргументировано констатируют кризис знаниевой модели образования: во-первых, поток информации в современном мире невозможно «втиснуть» ни в какие программы. Во-вторых, отпадает сама необходимость её запоминать, ибо созданы и постоянно совершенствуются хранилища этой информации, и важнее научить школьников пользоваться ими. В-третьих, уровень предъявляемых ныне к личности требований ставит школу перед необходимостью развивать у обучающихся (не учащихся) современное мышление, способность и готовность к выбору, субъектность, индивидуальность, коммуникабельность, толерантность, адаптируемость, способность работать в команде и самостоятельно решать различные проблемы. Иными словами, такие качества и свойства, которые характеризуют новый, более полный, личностно и социально интегрированный образовательный результат.

Следовательно, в современных условиях требуется резко изменить характер обучения. Необходимо перейти от модели передачи знаний к моделям совместного приобретения и выработки знаний в ходе учебного процесса.

Поэтому методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обозначен системно-деятельностный подход;

2. Изменение понимания качества образования. Качество образования, определяется её функциональностью, способностью выпускников применять свои знания при решении практических проблем. Качественное образование -это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространённых видах деятельности. Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний. Его образование некачественное. Именно такой концепции качества образования основываются, на-

пример, международные исследования качества образования подростков PISA, проводящиеся несколько лет и согласно которым устойчиво лидирует по качеству образования Финляндия, а Россия находится только в конце рейтинга.

3. Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных результатов, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

4. Изменение системы аттестации педагогических работников (владение современными образовательными технологиями, оценка качества управления учебной деятельностью обучающихся;

5. Изменение системы государственной аккредитации образовательных учреждений в части оценивания основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.

В связи с этим для педагога начальной школы, для образовательного учреждения осо -бенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать? Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как подготовить педагога начальной школы к реализации целей, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования? Как организовать его методическое сопровождение? Какие ресурсы есть для этого у школы, муниципалитета, региона? Как разработать Основную образовательную программу начального общего образования образовательного учреждения, в том числе Рабочие программы учебных предметов, курсов, чтобы они стали «дорожной картой», помощником в этом переходе?

Данная статья посвящена ответу на вопрос: Как обучать? Или механизмы реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования средствами различных учебно-методических комплектов.

Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности (Л. С.

Выготский). Следовательно, формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так сегодня учатся младшие школьники писать и считать, решать задачи и примеры, рисовать и петь. Этот же путь обучающийся должен пройти и при формировании универсальных учебных действий, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания, самоконтроля, коррекции собственных действий, поиск информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и т. д.

Поэтому для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие предлагается как один из вариантов путь, основанный на основе дидактической системы деятельностного метода Л. Г. Петер -сон, состоящий из четырёх этапов, которые проходит каждый ребёнок [3]:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у обучающегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого универсального учебного действия и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, обучающийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего универсального учебного действия (или структуру учебной деятельности в целом);

3) далее изученное универсальное учебное действие включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного универсального учебного действия (далее - УУД) и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках. Так и во внеурочной деятельности.

Данный алгоритм будет создавать благоприятные условия для реализации требований

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к формированию метапредметных результатов образования.

Далее педагогу начальной школы необходимо знать перечень универсальных учебных действий, определённый сопровождающими методическими рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В связи с тем, что в различных методических рекомендациях по определению типов, видов и характеристик универсальных учебных действиях встречаются разночтения, предлагаем свой вариант [2; 4; 5]. Данный подход не противоречит нормативным и методическим материалам Федерального государственного образовательного стандарта, в которых определяются характеристики универсальных учебных действий [5].

Виды универсальных учебных действий.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной дея -тельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого сод ер -жания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

- самостоятельное выделение и формули-рование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; по-

нимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового ха -рактера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Далее необходимо рассмотреть связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, смысловые акценты универсальных учебных действий рассмотрим на основе образовательных ресурсов учебнометодического комплекта «Школа России» и «Перспектива».

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-

смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов учебно-методического комплекта «Школа России» и «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения -приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

1. Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

2. Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и от -ношений между ними.

3. Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (Табл. 1).

Таблица 1

Возможности учебных предметов начальной школы для формирования универсальных учебных действий

Смысловые акценты УУД Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир

личностные жизненное самоопределение нравственно- этическая ориентация смыслообразование нравственно- этическая ориентация

регулятивные целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)

познавательные общеучебные моделирование (перевод устной речи в письменную) смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач широкий спектр источников информации

познавательные логические формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность, познавательные -общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные - определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные -обеспечивающие организацию собственной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

5. Способы учета уровня их сформиро-ванности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфеля достижений обучающегося, который является процессуальным способом оценки достижений обучающихся в развитии универсальных учебных действий.

7. Результаты усвоения УУД формулиру-

ются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Таким образом, способ формирования универсальных учебных действий можно представить в виде следующего алгоритма: первичный опыт и мотивация - знание о том, как учиться -умение учиться - контроль.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для форми-рования универсальных учебных действий.

Литература

1. Большая советская энциклопедия [Текст]. - М.: Гос. науч. изд-во «Большая сов. энциклопедия», 1951. - Вып. 2. - С. 199.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Ас-молов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др., под ред А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.

3. Петерсон, Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии [Текст] / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева, В. А. Петерсон. - М.: изд-во Акад. повыш. квалиф. и проф. перепод-гот. работников образования, 2006. - 159 с.

4. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др., под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

5. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2010. - 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.