Научная статья на тему 'Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: психологическое сопровождение (из опыта работы психологической службы МБОУ гимназия № 11 Г. О. Самара)'

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: психологическое сопровождение (из опыта работы психологической службы МБОУ гимназия № 11 Г. О. Самара) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / GENERAL PURPOSE EDUCATIONAL ACTIVITIES / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / OBJECTIVE/META-OBJECTIVE/PERSO-NAL RESULTS / DIAGNOSTIC MINIMUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савицкая Елена Матвеевна

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, глубоко психологичных по своей сути, потребовало создания программы психологического сопровождения. Для решения этой задачи была разработана и апробирована модель диагностического минимума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: психологическое сопровождение (из опыта работы психологической службы МБОУ гимназия № 11 Г. О. Самара)»

УДК 159.9.07

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

(из опыта работы

психологической службы МБОУ гимназия № 11 г.о. Самара)

IMPLEMENTING FEDERAL STANDARDS OF GENERAL EDUCATION: A PSYCHOLOGICAL SUPPORT

(experience of the Psychological Service Center,

Gymnasium School No. 11, Samara, Russia)

© Е.М. Савицкая Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© Ye. M. Savitskaya Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, глубоко психологичных по своей сути, потребовало создания программы психологического сопровождения. Для решения этой задачи была разработана и апробирована модель диагностического минимума.

Implementing the 2nd generation federal standards of general education, profoundly psychological in their essence, required creating a psychological support program. A diagnostic minimum model was worked out and tested for the purpose.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; психологическое сопровождение; предметные, метапредметные, личностные результаты; диагностический минимум.

Keywords: general purpose educational activities; psychological support; objective/meta-objective/perso-nal results; diagnostic minimum.

С сентября 2011 года все школы Российской Федерации перешли на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения [4 ; 5], в которых наряду со знаниями по предметам предполагается формирование у школьников универсальных учебных действий (УУД) - совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Сюда же включена и способность к самостоятельной организации познавательного процесса. Универсальные учебные действия должны оцениваться с помощью системы мониторинга, и для их реализации проектируются специальные условия [2].

Напомним: образовательный стандарт предполагает, что у учащихся будут сформированы четыре группы УУД: личностные (самоопределение, смыслообразо-вание, ценностная и морально-этическая ориентация); регулятивные (управление

своей деятельностью); коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества); познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения задачи, выполнение логических операций).

Поскольку УУД психологичны по своей сути, они требуют от педагогов и администрации образовательных организаций не только знания возрастной и педагогической психологии, но и владения технологиями формирования УУД в учебном процессе и внеучебной деятельности [1 ; 6]. Эта задача неразрешима без участия психологов.

Каждый опытный педагог при планировании образовательного процесса обязательно учитывает необходимость формирования этих навыков у детей, иначе процесс обучения превратился бы в элементарное заучивание. о никто никогда не отделял эту деятельность от общего

учебного процесса, а тем более не оценивал ее. В этой ситуации еще большую роль начинает играть психолого-педагогическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов [3].

Система психолого-педагогического сопровождения процесса обучения, воспитания и развития учащихся гимназии № 11 существует уже около 20 лет. Она не ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении и включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав учащихся. В связи с тем, что новые стандарты образования, помимо предметных и метапредметных результатов, предусматривают также личностные результаты, возникла необходимость рассмотрения условий их достижения, а также возможностей школьной психологической службы по их формированию. Стандарты нового поколения ориентированы на формирование УУД учащихся, однако комплексная система психолого-педагогического сопровождения не обозначена. Возникла необходимость переструктурировать, частично дополнить, а в будущем, возможно, создать новую модель комплексного психолого-педагогического сопровождения. Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широко использовать в системе сопровождения программ развития социальные навыки, способность к личностному самоопределению и саморазвитию.

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения учащимися планируемых результатов в ходе их личностного развития. Они представлены в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования УУД.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформиро-

ванность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Решение поставленных задач потребовало анализа уже имеющихся психодиагностик УУД, а также создания собственной модели диагностического минимума, апробированного в текущем учебном году.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося, и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Е.М. Савицкая

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование различных методов.

Тестирование (метод тестов) - исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос - получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью - вербально-коммуника-тивный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создает благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включенное наблюдение - наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение -направлено на фиксирование строго определенных параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.

1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся

и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы) изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся.

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации учащихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации учащихся.

Пока рано говорить об уровне эффективности внедрения новых стандартов и их психологического сопровождения. Однако данные, которые получены в результате психологического мониторинга, проводимого в гимназии № 11 , позволяют сделать первые оптимистичные выводы.

Анализ данных диагностики уровня мотивации учения и эмоционального отношения к учению (методика Ч.Д. Спил-бергер, модификация А.Д. Андреевой) учащихся 5-х классов показал, что в течение года уровень познавательной активности учащихся повысился. Уровень тревожности в целом понизился, при этом уровень школьной тревожности понизился в 2,5 раза. Повысился уровень продуктивной мотивации, позитивного отношения к учению, до нулевой отметки снизился показатель «резко отрицательное отношение к школе и учению». Повысился на треть уровень продуктивной мотивации и позитивного отношения к учению.

Таблица 1

Диагностический минимум

№ Блок УУД УУД Критерии оценивания Методики

1.1 Л Самоопределение. Развитие Я-концепции и самооценки Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия Диагностика самооценки и уровня притязаний учащихся 5-х классов (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

1.2 Л Самоопределение Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием Методика выявления характера атрибуции (успеха/неуспеха); рефлексивная оценка каузальной атрибуции неуспеха

1.3 Л Самоопределение Формирование картины мира Диагностика психоэмоционального состояния (проективный тест «Несуществующее животное»)

1.4 Л Самоопределение, самооценка Представленность в Я-концепции различных социальных ролей; рефлексивность Методика М. Кун «Кто Я»

1.5 Л Смыслообразование Структура мотивационно-смысловой сферы школьников, изучение временной перспективы будущего Методика мотивационной индукции Ж. Ньюттена (ММИ)

1.6 Л Смыслообразование Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Диагностика эмоционального компонента учебной деятельности (групповая методика диагностики эмоционального отношения к учению Ч. Спилберг (модификация А.Д. Андреевой)

1.7 Л Смыслообразование Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах успешного ученика Изучение особенностей адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднее звено (анкетирование групповое и индивидуальное

1.8 Л Смыслообразование Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению, приобретению новых знаний и умений; установление связей между учением и будущей профессиональной деятельностью Диагностика учебной мотивации учащихся (методика диагностики отношения к учебным предметам Л. Балабкиной; методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

1.9 Л Нравственно-этическое оценивание Уровень развития моральных суждений; адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы Диагностика уровня развития морального сознания (дилеммы Л. Колберга)

1.10 Л Нравственно-этическое оценивание Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм Анкета «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А Кургановой и О.А. Карабано-вой, 2004 г.)

Продолжение таблицы 1

№ Блок УУД УУД Критерии оценивания Методики

1.11 Л Нравственно-этическое оценивание Знание основных моральных норм Диагностика «Уровень нравственной воспитанности» (опросник-самооценка)

1.12 Л Нравственно-этическое оценивание Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Диагностика личностных качеств (сокращенный вариант Висбаденского опросника ^1РРБ)

1.13 Л Нравственно-этическое оценивание Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Диагностика ценностных ориентаций школьников (методика М. Рокич)

1.14 Л, К Коммуникации как взаимодействие и личностные особенности ребенка Общий уровень развития (предпосылки формирования коммуникативных УУД в соответствии с особенностями ВНД и типа темперамента) Определение индивидуального психолого-педагогического типа, характерологических особенностей учащихся 5-х классов (тест Г. Айзенка, адаптация Т.В. Матолиной)

1.15 Л, К Общение как взаимодействие Эмоциональная окраска отношения к процессу сотрудничества в контексте общения «учитель - ученик» Диагностика уровня школьной тревожности учащихся (тест Филипса)

1.16 Л, К Общение как взаимодействие, коммуникация как кооперация Эмоциональная окраска отношения к процессу общения и сотрудничества, владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; способность сохранять доброжелательное отношение к друг другу в ситуации конфликта Диагностика агрессии у подростков (групповая, опросник А. Басса и А. Дарки (адаптация А.К. Ос-ницкого)

1.17 Л, К Коммуникации как взаимодействие и личностные особенности ребенка Общий уровень развития (предпосылки формирования коммуникативных УУД в соответствии с особенностями направленности личности) Диагностика «Направленность личности» (ориента-ционная анкета Б. Басса)

1.18 Л, К Коммуникация как взаимодействие и личностные особенности ребенка Общий уровень развития (предпосылки формирования коммуникативных УУД в соответствии с особенностями социометрического статуса учащегося в детском коллективе) Диагностика межличностных отношений в коллективах 5-х классов (социометрия)

2.1 К Коммуникация как общение и взаимодействие Умение слушать собеседника Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера

2.2 К Коммуникация как интеракция Анализ оснований для того или иного мнения партнеров по общению, учет позиций собеседника (коммуникативная рефлексия) Модифицированная методика «Кто прав?» Г. Цу-керман

2.3 К Коммуникация как кооперация Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта Методика «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» К. Тома

Окончание таблицы 1

№ Блок УУД УУД Критерии оценивания Методики

2.4 К Коммуникация как условие интери-оризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, передачи информации другим людям, способствуют осознанию и усвоению содержания) Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

3.1 П Общеучебные, логические Умение описать понятие, сравнение по некоторому критерию, установление содержательных отношений между понятиями Диагностика отдельных сторон понятийного мышления и особенностей процесса развития младших подростков (групповая методика ШТОМ-5 (Школьный тест освоенности мышления учащихся 5-х классов))

3.2 П, Р Общеучебные, логические Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Диагностика умственного развития и способности к учебной деятельности на этапе перехода из начальной школы в среднюю (групповой тест «Интеллектуальная лабильность»)

3.3 П, Р Общеучебные, логические. Волевая саморегуляция Структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение. Способность к мобилизации сил и энергии Групповой тест интеллекта ГИТ

3.4 П, Р Логические Синтез, сериация, установление причинно-следственной связи Исследование способностей воспринимать абстрактные формы (прогрессивные матрицы Дж. Ра-вена)

4.1 р Контроль, коррекция Актуальный контроль на уровне произвольного внимания Проба на внимание «Исправь ошибки» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

4.2 р Контроль и коррекция; волевая саморегуляция Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном Исследование особенностей внимания, работоспособности (Тест Тулуз-Пьерона)

Примечание: Л - личностный, К - коммуникативный, П - перцептивный, Р - регулятивный компоненты УУД.

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из главных документов системы образования, определяющих базовые нормы и правила, по которым должна жить школа. Это касается не только педагогов, завучей, детей, но и всех участников образовательного процесса, к которым относится и психолог. овые стандарты задают новый вектор движения школы, которая должна в первую очередь формировать УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные, а не просто давать предметные знания. Никогда еще

стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые школой в области коммуникации, самоорганизации, мотивации, познавательной деятельности и др. Именно поэтому столь велика роль психолога в процессе внедрения и сопровождения этих стандартов.

ногие задачи еще находятся в стадии решения, много проблем, требующих обсуждения, еще появятся, поэтому обмен уже имеющимся опытом столь необходим и актуален сегодня.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г.Асмолов и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2011.

2. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.

3. Солоницына О.М. Проблема психологического сопровождения ФГОС // Р еализация идей ФГОС на уроке и во внеурочной деятельности : сб. ст. М. : РЦР О, 2012. С. 25-39.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт / Министерство образования и науки Ф. Стандарты второго поколения. . : Просвещение, 2010.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. М. : Просвещение, 2010.

6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010.

Сведения об авторе

Елена Матвеевна Савицкая, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: (846) 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.