Научная статья на тему 'Концептуальные идеи программы развития'

Концептуальные идеи программы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2179
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются концептуальные идеи программы развития, связанные с необходимостью школы решать вновь поставленные задачи инновационного развития, отражающие основные ориентиры развития образования на период до 2020 года. Предложенные автором концептуальные идеи определяют стратегию обновления и развития школы, механизм ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные идеи программы развития»

В статье рассматриваются концептуальные идеи программы развития, связанные с необходимостью школы решать вновь поставленные задачи инновационного развития, отражающие основные ориентиры развития образования на период до 2020 года. Предложенные автором концептуальные идеи определяют стратегию обновления и развития школы, механизм ее реализации.

Сорокина Светлана Юрьевна

директор МОУ «Лянторская СОШ №б» кандидат биологических наук lschool6@rambler.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Как создать условия для развития личности учащегося как субъекта собственной жизнедеятельности?

Ключевые слова: программа развития, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, социокультурная компетентность

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Изменения, происходящие в социально-экономической жизни страны, в частности, переход от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), обуславливают необходимость качественных изменений и в школьном образовании. Знаниево-ориен-тированная система образования, формирующая «человека знающего», в настоящее время уступает место системно-деятельному (компетентностному) подходу, формирующему «человека деятельного».

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в области образования и Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина,

Исходя из требований сегодняшнего дня и новых образовательных запросов государства, общества и семьи выпускник школы должен уметь решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, т.е. «владеть базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью» и быть способным к реализации «творческих когнитивных задач».

Таким образом, современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации:

• систему универсальных учебных действий;

• систему научных представлений о природе, обществе, человеке;

• систему духовно-нравственных ценностей.

Программа определяет стратегию обновления и

развития школы, механизм ее реализации.

Цель программы развития: создание условий для развития личности учащегося как субъекта собствен-

ной жизнедеятельности и формирование его социокультурной компетентности через развитие ценностных отношений и реализацию системно-деятельностного подхода за счёт обновления содержания образования, внедрения технологий развивающего обучения, повышения квалификации педагогов, создания новой системы оценивания деятельности ученика и учителя.

Задачи программы:

1. Построение субъект - субъектных отношений в образовательном пространстве школы.

2. Внедрение предметно-деятельностной структуры содержания образования, ориентированной на формирование компетентностей учащихся.

3. Реализация различных вариантов системно-дея-тельностного подхода в обучении и воспитании учащихся.

4. Внедрение технологий личностно-ориентиро-ванного и развивающего обучения, механизма индивидуального психолого-педагогического сопровождения учащихся.

5. Совершенствование принципов организации учебно-воспитательного процесса (в том числе организация обучения учащихся по индивидуальным образовательным программам).

6. Совершенствование механизмов интеграции школы, семьи, институтов гражданского общества для формирования социокультурной компетентности личности.

7. Разработка системы мероприятий, направленных на развитие профессиональной компетентности, мотивационной готовности педагогов.

8. Создание новой системы оценивания и контроля деятельности ученика и учителя, в том числе форм и методов диагностики уровня сформированности качеств деятельной личности.

Предполагаемый срок реализации программы -2010 - 2020 годы.

Исполнителями основных мероприятий являются администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родители (законные представители), социальные партнеры.

Важнейшие показатели программы - обеспечение доступности качественного образования, высокого качества обучения и внеучебной деятельности, социализации учащихся, комплексной безопасности субъ-

ектов образовательного процесса, компетентности педагогического коллектива, материально-технических условий для реализации программы, продуктивности реализации программы развития.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап. Аналитико-диагностический (2009-2010 гг.).

2 этап. Экспериментально-внедренческий (2011-2014 гг.).

3 этап. Этап промежуточного контроля и коррекции (2015-2016 гг.).

4 этап. Этап полной реализации (2017-2020 гг.).

Ожидаемые конечные результаты реализации программы - наличие условий для развития личности учащегося как субъекта собственной жизнедеятельности, формирования его социокультурной компетентности (в соответствии с моделью выпускника школы).

Выпускник школы - личность, у которой сформированы:

1. основы системы научных знаний (картина физического, органического, социального, духовного мира);

2. учебная деятельность (потребность и умение самостоятельно учиться);

3. основы инновационной и исследовательской деятельности (постановка задач, анализ ситуации, прогнозирование, проектирование, планирование, контроль и оценка (измерения), коммуникация, рефлексия, выработка решений проблем);

4. система ценностных ориентиров, в центре которой находятся ценности личностного саморазвития и самореализации;

5. образ себя (образ «Я») и реалистичный жизненный план на перспективу.

Для оценки эффективности реализации программы в 2010г. в школе создан Совет по реализации программы развития, его составляющей является служба мониторинга. Поэтапный контроль планируется по годам (по мере разработки годовых планов реализации программы развития).

Обсуждение результатов анализа осуществляется на заседаниях управляющего совета, методических объединений, семинарах, научно-практических конференциях, педагогических советах.

Информирование общественности происходит через школьный сайт, публичный доклад, публичную презентацию.

Концепция программы развития как общий образ школы к 2020 году возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, заключается в определении факторов и направлений развития, которые на сегодняшний момент имеются в школе, и дальнейшей их модернизации (совершенствования).

С учетом нового социального заказа и результатов проблемно-ориентированного анализа, определены приоритетные направления развития и сформулирована миссия школы: создание благоприятных условий для полноценного развития учащихся (с учетом их возможностей, способностей, подготовки, интереса и склонностей) как субъектов собственной жизнедеятельности.

В соответствии с миссией определена модель образовательного учреждения, как школы деятельной личности, суть которой заключается в разработке и создании условий для формирования учащихся как субъектов собственной жизнедеятельности, а в перспективе - переходе от «человека знающего» к «человеку деятельному».

Концепция исходит из понимания личности, как субъекта собственной жизнедеятельности, предложенной научной школой В.В.Давыдова: «Свойством быть личностью обладает тот, кто способен проявлять свою индивидуальность, реализуя себя как субъект деятельности... Деятельность понимается как целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя». Вместе с тем, деятельность без знания и инструментария, позволяющего добывать или создавать знания, не возможна. Поэтому знания должны быть фундаментальными, они - есть знания основ, а школа должна развивать базовые способности, которые на основе этих знаний позволяют осуществлять продуктивную деятельность.

Данная концепция позволяет достаточно технологично выстроить процесс реализации разработанной модели выпускника через все этапы учебно - воспитательного процесса.

Для осуществления данной миссии коллективу школы предстоит решить актуальные проблемы, выявленные в ходе проблемно-ориентированного анализа. В проектируемой педагогической системе школы на каждой ступени обучения должны быть созданы необходимые условия для реализации целей и задач программы.

Структура школы по ступеням образования

Образовательные программы, реализуемые в школе укладываются в пять основных модулей образования (образовательных программ), - дошкольное, начальное, основное среднее, дополнительное образование.

Дошкольное образование охватывает детей в возрасте 5-6 лет, задача - подготовка к общему образованию посредством развития базовых способностей детей через активные занятия с педагогами, психологами, логопедами.

Программа дошкольного образования позволяет осуществлять органичный переход от дошкольного детства к системе школьной жизни со всеми ее ограничениями и нагрузками.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность -игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне, а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

Основным новообразованием дошкольника является соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»), формирование самооценки, перестройка социальной позиции по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязание на признание со стороны взрослого.

Критерием достижения качества дошкольного образования является - сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3. положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепри-

нятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л,Венгер, 1988).

Начальная школа является ключевой ступенью в обра-зовательной вертикали, решает задачи развития базовых способностей ребенка, с которыми он пришел из дошкольной ступени, формирует главные инструменты познания.

В начальной школе ведущей деятельностью детей является обучение. Учебная деятельность детей, т. е. та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний, управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельностью в этот период. При ее осуществлении у ребенка происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил. Ведущее значение учебной деятельности определяется также и тем, что через нее опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье.

У младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность психических процессов, рефлексия, дифференциация внешней и внутренней стороны личности, осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений.

Критерием достижения качества образования в начальной школе являются: развитие базовых способностей ребенка; формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие ребенка как субъекта отношений между людьми; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; сохранение физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

Основная школа реализует задачу развития базовых способностей детей, создает ситуации выбора и познавательной ориентации через систему внеурочной деятельности, дополнительного образования и пред профильной подготовки. В основной школе получают дальнейшее развитие предметное обучение, информационная культура, основы проектной деятельности, функциональная грамотность.

Ведущей деятельностью ученика основной школы (подростка) наряду с его учением в школе является соци-ально-значимая деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки подростков. И главная задача школьного образования в основной школе - организовать самые разнообразные виды общения подростков (деятельность художественная, спортивная, общественно-организационная и учебная). В процессе общения происходит углубленная ориентация в нормах этих отношений и их освоение.

У ребенка основной школы в процессе общения в разных коллективах, в разных видах деятельности (учебной - учебный коллектив, спортивной - спортивный коллектив, художественной - художественный коллектив и пр.) появляются такие новообразования, как половая идентификация, абстрактное и практическое мышление, практическое сознание и самосознание, а они вызывают потребность в общественно значимой деятельности.

Критерием достижения качества образования в основной школе являются: формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социаль-но-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний опыта деятельности, в котором задана мера прав и обязанностей.

Средняя школа - сочетание общекультурного ядра общего образования с избранным профилем обучения, Общее образование в средней школе формирует универсальные учебные действия, готовность к мобилизации внешних и внутренних ресурсов для решения жизненной задачи. Учащиеся включаются в проектную деятельность, которая формирует умения определять стратегии решения проблемы, анализа ресурсов и потребности в планируемом результате, умение работать с информацией, разрешать противоречия, приводить аргументы, публично предъявлять результаты работы.

У учащегося средней школы личное общение становится той деятельностью, внутри которой оформляются свойственные учащимся взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, - одним словом, формируются личные смыслы жизни. Благодаря этому появляются предпосылки для возникновения новых задач и мотивов дальнейшей собственной ведущей деятельности, которая превращается в деятельность, направленную на будущее и приобретающую в связи с этим характер профессионально-учебной, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственного и социального самоопределения.

У ребенка средней школы самоопределение личности и целенаправленная саморегуляция поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего являются психологическим новообразованием, а они вызывают потребность в построении жизненных планов во временной перспективе.

Критерием достижения качества в средней школе является выпускник, соответствующий изложенной выше модели.

Дополнительное образование вариативно, свободно и является необходимым компонентом индивидуализации учебного процесса. Предметные области общего и дополнительного образования пересекаются между собой. Воздействие дополнительного образования на успешность общего осуществляется тремя способами:

- расширяя предметные области, добавляя к ним новые компоненты;

- оснащая учащегося иными, более совершенными средствами познания;

- повышая мотивацию познавательной деятельности.

Задачи образования определяют отбор содержания

образования, которое должно включать в себя совершенствование учебного плана, учебных программ, организации учебно-воспитательного процесса, кадрового потенциала, материально-технической базы, мотивационной среды.

Содержание образования в школе уровневое (базовый и профильный уровни), определяется исходя из «природной» (естественных, генетических задатков) и «культурной» (выращенных, актуализованных, образованных) составляющих личности (Л.С.Выготский). В соответствии суровневым построением содержания образования осуществляется:

- преподавание общеобразовательных предметов в рамках учебного плана (для отдельных учащихся - с высоким уровнем усложнения программ), задаваемых на основе углубления, обогащения, проблематизации, что позволяет сделать ее опережающей (стратегия ускорения); это особенно продуктивно для детей, участвующих в олимпиадах различных уровней);

- введение индивидуальных (групповых) образовательных программ, начиная со 1-го класса, индивидуальных инновационных и исследовательских проектов, объединяющих творческую содеятельность педагога и детей;

- система программ спецкурсов, корректируемая в соответствии с уровнем интеллектуального развития детей и социального заказа.

Новое содержание образования требует модернизации учебного плана.

Учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта. Часть часов (10-15%) в рамках учебных предметов используется на различные виды деятельности (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).

Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности учащихся.

В разделе «Внеурочная деятельность» реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы.

1 ступень - начальная школа (1-4 класса

Образование в начальной школе является фундаментом последующего обучения. Содержание образования на первой ступени обеспечивает целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Содержание образования инвариантной части направлено на формирование гражданской идентичности учащихся; приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни; личностное развитие учащихся в соответствии с их индивидуальностью.

Вариативная часть учебного плана предусматривает изучение основ информатики, развития речи, развития познавательных и творческих способностей.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реа-

лизацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и тд.

В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

2 ступень - основная школа (5-9 класс)

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней школе, создает условия для получения среднего образования, подготовки учащихся к выбору профиля дальнейшего образования, их самоопределения и самообразования.

Особое место на этой ступени принадлежит 5-6 классам. Содержание обучения в 5-6 классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В 7-9 классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в средней школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание образования основной школы направлено на формирование у учащихся умения организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Инвариантная часть учебного плана включает перечень необходимых предметов, которые в достаточной степени обеспечивают формирование общей культуры, функциональной грамотности, способности к самоопределению и жизни в современном обществе.

Вариативная часть используется на изучение информатики (5-6 класс), для увеличения часов на изучение отдельных учебных предметов, интегрированных курсов, курса «Основы проектной деятельности» (5-9 класс); организацию предпрофильной подготовки (8-9 класс); проведение индивидуальных и групповых занятий.

За счет часов на внеурочные занятия реализуются дополнительные образовательные программы спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, патриотической и обществен-но-полезной направленности, программы социализации учащихся, воспитательные программы.

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся - формирование

Структура школы

Дошкольное образование Начальная школа Основная школа Средняя школа

Группы пред школьной подготовки (ГПП) Классы развивающего обучения (КРО) Классы углубленного изучения отдельных предметов (КУОП) Классы профильного обучения (КПО)

Классы компенсирующего обучения (ККО) Классы компенсирующего обучения (ККО)

Группы кратковременного пребывания (ГКП) Классы традиционного обучения (КТО) Классы традиционного обучения (КТО) Классы универсального обучения (КУО)

Дополнительное образование

нравственной позиции, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

3 ступень - средняя школа МО-11 класс)

Содержание образования на третьей ступени обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию учащихся, содействует их общественному и гражданскому самоопределению, направлено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Достижение указанных результатов возможно при введении профильного обучения, которое расширяет возможности выстраивания учащимися индивидуальной образовательной траектории.

Содержание учебного плана включает учебные предметы базового и профильного уровней, профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащихся.

Базовый уровень ориентирован на формирование общей культуры и связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами образования и социализации.

Инвариантная часть учебного плана (федеральный компонент) включает обязательные базовые учебные предметы, направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.

Вариативная часть (федерального компонента) включает базовые и профильные учебные предметы, определяющие специализацию профиля обучения.

Вариативная часть (школьный компонент) используется для организации элективных курсов, индивидуальных и групповых консультаций.

Исходя из запросов учащихся и родителей, а также по медицинским показаниям осуществляется обучение по индивидуальным учебным планам, индивидуальным образовательным маршрутам и программам.

Новое содержание образования требует внесения изменений в программы учебных предметов, курсов а также отбора, апробации и внедрения учебных программ развивающих спецкурсов, междисциплинарных курсов, а также дидактических и учебно-методических материалов.

В соответствии с новым содержанием образования необходимым становится разработка и внедрение программы универсальных учебных действий (УУД), которая выявляет возрастно-специфические формы УУД, выделяет условия и факторы развития УУД, определяет значение учебных предметов для формирования УУД, содержит рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса, в том числе методы и средства оценки сформированное™ УУД, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию проверки. Программа позволит поэтапно формировать способности и готовность учащихся реализовывать универсальные учебные действия, планировать результаты образовательного процесса, задать критерии и показатели психического развития детей, необходимые для обучения.

Новое содержание образования требует применения широкого спектра образовательных технологий. Основными для применения в образовательном процессе являются следующие образовательные технологии:

• технология развивающего обучения Д.Б. Элько-нина - В.В.Давыдова;

• технология дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузиков);

• технология индивидуализации обучения

(A.C. Границкая, В.Д. Шадриков);

• личностно-ориентированная технология обучения И,С. Якиманская);

• групповые и коллективные способы обучения (И.Б. Первин, В.К. Дьяченко);

• компьютерные и информационные технологии;

• технология дистанционного обучения;

• технология инновационных и исследовательских проектов;

• проблемное обучение;

• технология проблемно-диалогового обучения;

• модульно-блочная технология и другие.

Выбор той или иной технологии осуществляется

педагогами в зависимости от возраста и категории (интеллекта, психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня подготовки и развития) учащихся на каждой ступени обучения.

В соответствии с новым содержанием образования требуются изменения и в направлениях воспитательной работы. Основой воспитательной деятельности избраны современные научные концепции о социальной сущности человека, о становлении и развитии личности, о ценностях и ценностных отношениях (Н.Е.Щуркова). Философской базой является идея гуманизма - признания Человека наивысшей ценностью.

Особенностью всех воспитывающих мероприятий является деятельный характер взаимодействия учащихся и педагогов, Педагог организует деятельность детей, в процессе которой ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром на уровне культуры и обретает социальнопсихологические, культурные и личностные новообразования, соответствующие человеку современной культуры.

Программа воспитания школьника очерчивает границы обязательного наполнения организуемой деятельности и определяет, что именно педагог должен получить как продукт своей профессиональной работы.

Основной целью воспитания является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

В основу построения программы заложены принципы:

■ ценностный - выступает основанием для определения содержания программы, предписывает характер отбора, определяет ценностные отношения как содержания воспитательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенок обретает способность к присвоению (от восприятия на начальной ступени обучения до потребности действия на старшей ступени обучения), то есть, включению в свой внутренний личностный мир, совокупности ценностей: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

■ линейно-концентрический - очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам при психолого-педагогическом учете возрастных особенностей развивающихся школьников.

Взаимозависимость происходящих психических процессов в личности ребенка соответственно его возрасту и основных механизмов педагогического воздействия на него (см. рис. 2).

Исходя из этого определяются ценности как доминанты воспитательного процесса: младшеклассник

ПРОЦЕССЫ

Духовно-нравственная автоноллизация личности, физическое и нравственное совершенствование, социально-психологическая адаптация

Интенсивное физическое и социальное созревание личности, начало процесса культурной самоидентификации, обретение позиции человека культуры

Обеспечение здоровья ребенка, потребности в деятельности, развитие его природных способностей, нравственных и эстетических чувств, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством

(2-4 класс) - правила жизни, младший подросток (5-6 класс) - Человек, старший подросток (7-8 класс) - общество, старшеклассник (9-10 класс) - жизнь, выпускник (11 класс) - «мое Я».

■ целостности - указывает педагогу на способ работы по данной программе, через воздействие по психологическим каналам: рациональному, эмоциональному и поведенческому.

Избранные принципы и научные концепции закладываются в основу построения программы воспитания школьника.

В результате целенаправленной воспитательной деятельности осуществляется последовательное обретение ребенком личностных ценностных новообразований, определяющих его восхождение к образу достойного Человека.

Одним из приоритетов нового содержания образования является духовнонравственное развитие и воспитание учащихся как важный компонент социального заказа школе.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников посредством реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, где каждая из этих ценностей превращается в воспитательную задачу.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности учащегося в школе осуществляется на основе:

* нравственного примера педагога;

* социальнопедагогического партнёрства;

* индивидуальноличностного развития;

* интегративности программ духовнонравственного воспитания;

* социальной востребованности воспитания.

В программе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся находят свое отражение конкретизация задач, ценностей, содержания и планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации учащихся, взаимодействия школы с субъектами социализации (семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями допол-

ПЕД.ВОЗДЕИСТВИЕ

СТАРШАЯ

ШКОЛА

ОСНОВНАЯ

ШКОЛА

НАЧАЛЬНАЯ

ШКОЛА

Рис. 2. Взаимозависимость психических процессов ребенка и механизмов педагогического воздействия (по Н.Е.Щурковой)

нительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации). Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовнонравственного развития и воспитания ребенка.

На всех ступенях обучения одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка является программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, направленная на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью),

- формирование установки на использование здорового питания, рационального режима дня, оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастной, психологической и иных особенностей, развитие потребности в занятиях спортом;

- становление навыков противостояния негативным факторам риска здоровью.

Новое содержание образования требует внесения изменений в систему комплексного психолого-ме-дико-педагогического сопровождения детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, интересов и склонностей, которая включает выявление особых образовательных потребностей у учащихся, мониторинг динамики развития, их успеш-

ности в освоении образовательных программ, проведение коррекционных мероприятий.

Обязательным компонентом обновления психоло-го-медико-педагогического сопровождения детей является подбор научно обоснованных диагностических методик развития ребенка, учитывающих целостность и индивидуальные особенности личности.

В процессе становления учащегося как самостоятельного субъекта учебной деятельности качественно изменяются цели и содержание контрольно-оценочной деятельности как со стороны учителя, так со стороны самого учащегося. Основная цель состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития учащегося как субъекта учения. В связи с этим становится необходимым создание системы оценки образовательных достижений учащихся, учитывающей динамику их развития, На каждой из ступеней обучения содержание контрольно-оценочной деятельности конкретизируется.

Так, если на начальных этапах (1-5 классы) контрольнооценочные действия направлены на определение соответствия способа действия объективным условиям решаемой задачи, то на этапе подростковой школы (6-9 классы) целью контроля и оценки со стороны учащегося становится выявление субъективных возможностей выполнения того или иного действия. Основой личной самооценки учащегося 10-11 класса становится рефлексия, придающая учебной деятельности смысл соизмерения. В подростковом возрасте содержание контроля и оценки со стороны учащегося составляют способы и результаты в рамках учебного предмета, а также, в отличии от 1 -5 классов, личностно значимые для подростка вопросы и способы действия.

Для реализации нового содержания образования требуются педагоги, способные к инновационной профессиональной деятельности, обладающие необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей педагогической деятельности.

С целью повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, конкретизации их деятельности по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, на основе принципов организации образовательного процесса создается система методической работы, которая позволит перевести педагогов в статус субъектов образовательной, научно-методической и управленческой деятельности. Профессиональная компетентность учителей совершенствуется в соответствии с принципами деятельностного обучения в процессе адаптации и апробации ими различных образовательных инноваций.

Одним из приоритетов в инновационной профессиональной деятельности педагога является его мотивационная готовность к реализации поставленных перед школой целей, освоению новшеств образования и степень освоения педагогами технологий деятельного подхода.

Среда, в которой происходит процесс обучения, имеет влияние на способ обучения и на вероятность достижения успешных результатов. Педагог, создающий эту среду, является важным элементом процесса развития и обучения, мотивация и вовлеченность в процесс совместной деятельности - важные факторы, обеспечивающие постоянный интерес учащихся к занятиям. Для выявления мотивационных факторов ребенка используются характеристики: внутренняя мотивация к изучению

того или иного предмета (интерес); внешняя (инструментальная) мотивация; отношение к школе или конкретному педагогу; чувство принадлежности к школе; оценка собственных способностей в том или ином предмете.

Для реализации нового содержания образования необходимо совершенствование материально-технических и финансовых условий.

Материально-техническое обеспечение модернизируется с учетом требований образовательной среды, адекватной развитию ребенка. Финансирование реализации программы осуществляется из бюджетных источников, а также привлекаются дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц.

Реализация программы развития требует некоторого пересмотра структуры управления школой (с сохранением четырехуровневой структуры):

На первом уровне - уровне директора (по содержанию - это уровень стратегического управления) формируется совет по реализации программы развития школы, который:

- ежегодно уточняет перечень программных мероприятий, при необходимости вносит коррективы и изменения в план мероприятий;

- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;

- ведет годовую отчетность по реализации программы;

- с учетом финансовых средств на реализацию программы ежегодно уточняет затраты по программным материалам;

- ежегодно отчитывается перед педагогическим коллективом, родителями о ходе реализации программы, о достигнутых результатах и доводит план действий на следующий год.

На втором уровне - уровне заместителей директора (по содержанию - это уровень тактического управления) происходят изменения организационной структуры: организуется совет руководителей подпрограмм и проектов программы развития, усиливается роль научно-методического совета школы, вводится руководитель муниципального ресурсного центра.

На третьем уровне - уровне руководителей кафедр, методических объединений (по содержанию - это уровень оперативного управления) предполагается создание новых организационных структур: проблемных лабораторий, проектных команд, кафедр с целью осуществления межпредметных связей и межпредметной координации учебного материала, совершенствование системы работы службы психолого-медико-педагогического сопровождения детей. На третьем уровне управления модернизацию претерпевает деятельность классного руководителя как субъекта реализации новой воспитательной программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На четвертом уровне - уровне учащихся (по содержанию - это уровень соуправления и самоуправления) значительных изменений не предполагается, вместе с тем курирование, помощь, педагогическое руководство направлены на создание условий для превращения ученика (как участника управляющей системы) в субъекта управления, что является важнейшим фактором развития (саморазвития) его личности как субъекта собственной жизнедеятельности.

Основными направлениями развития являются:

1. Обогащение содержания образования деятельностным компонентом (разработка подпрограммы «Развитие и формирование универсальных учебных действий»).

2. Апробация и внедрение новых курсов («Основы проектной деятельности» (5-9 класс), «Развитие познавательных и творческих способностей» (2-4 класс), «Развитие речи» (2-4 класс), «Основы информатики» (2-4 класс)», элективных курсов по предметам (9-11 класс)).

3. Освоение технологий развивающего обучения (начальная школа), дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения (индивидуальные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты), позволяющие реализовать идеи компетентностного подхода к обучению.

4. Отработка модели профильного обучения с использованием технологии дистанционного обучения (10-11 класс).

5. Совершенствование системы комплексного психо-лого-мед ико-педагогического сопровождения детей, ориентированной на диагностику и сопровождение процесса формирования деятельных качеств личности учащихся.

6. Создание воспитательной системы школы, основанной на воспитании личности, способной строить жизнь, достойную Человека, формировании личности гражданина России (разработка программы воспитания школьника и программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся).

7. Внесение изменений в организацию образовательного процесса (разработка подпрограммы «Образовательная программа школы», проектов: «Система построения и поддержки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся», «Развитие одаренных детей в условиях общеобразовательной школы», «Система оценки и контроля деятельности ученика и учителя»).

8. Расширение сетевого взаимодействия с целью совершенствования возможностей саморазвития и самоопределения учащихся (в том числе участие в международных проектах через Интернет, организация совместной деятельности с представителями вузов).

9. Разработка модели развития профессиональной компетентности учителя как средство реализации модели выпускника.

10. Внедрение инновационных технологий по здоро-вьесбережению учащихся (разработка подпрограммы «Формирование культуры здорового образа жизни»).

11. Организация деятельности школы в статусе ресурсного центра по направлениям деятельности: государственно-общественное управление образовательным учреждением, система построения и поддержки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

12. Совершенствование структуры управления школой.

Для оценки эффективности реализуемой программы развития в 2010 г. создается Совет по реализации программы развития, его составляющей является служба мониторинга.

Предмет ее деятельности:

- оценка и контроль эффективности решения задач программы развития на всех этапах реализации;

- проведение мониторинговых процедур оценки эффективности произошедших изменений на каждом из 4-х этапов и в целом за периодом исследования на этапе промежуточного контроля и коррекции;

- отслеживание динамики уровня обученности, личностного развития и воспитанности, прохождения программ, используемых технологий обучения;

- проведение экспертизы педагогической целесообразности внедрения подпрограмм и проектов программы развития;

- сопоставление, корреляция и выявление зависимости между результатами и оценкой качества эффективности решаемых задач;

- контроль за наличием необходимых ресурсов для реализации программы развития;

- вынесение вопросов о ходе реализации программы на педагогический совет, управляющий совет;

- представление ежегодных результатов реализации программы развития.

Поэтапный контроль планируется по годам (по мере разработки годовых планов реализации программы развития).

Ожидаемые результаты преобразований:

Если в ходе реализации программы будут достигнуты поставленные цели и выполнены задачи, то выпускник школы будет соответствовать модели, определенной настоящей программой.

Разработка оценочной шкалы уровня сформированное™ каждого качества модели выпускника и описания признаков, позволяющих относить оцениваемый объект к тому или иному уровню - один из этапов реализации программы развития (проект «Система оценки и контроля деятельности ученика и учителя»).

Литература

1. Алексеева М.П. Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства// Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №6

2. Артемьева Л.Н., Веду нова Г. В., Капустина Н.Г. Программа развития ученического самоуправления // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №2.

3. Балашова А.И., Ермолова Н.А. Развитие исследователь-ских умений учащихся в процессе преподавания литературы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.

4. Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

5. Будникова В. С., Паршуков Ю.Н. Программа развития систе-мы педагогического мониторинга качества пред профильной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008.- №5.

6. Воровщиков С. Г. Внутри школьная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - №1.

7. Лазарев B.C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с.

8. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. Учебное пособие. - М., Центр педагогического образования, 2008. - 352 с.

9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 2001. - 320 с.

10. Управление развитием школы: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений./ Под редакцией М.М.поташника и В.С.Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.-464 с.

11. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.