Научная статья на тему 'УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
организация урока / образование / урок иностранного языка

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шыхыев Дж.

Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание средства, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

Таким образом, некоторые аспекты деятельности классного руководителя можно найти еще в дореволюционной педагогике - безоговорочный авторитет, ведущая роль в воспитательном процессе, огромная нравственная ответственность за подрастающее поколение, формирование патриотических качеств личности подопечных. Возрастание роли классного руководителя, который непосредственно занимается решением ежедневных воспитательных и образовательных проблем класса, обусловлено социально-экономическими изменениями в нашей стране. Успешное выполнение функций классного руководителя в современной школе требуют осмысления и обобщения опыта воспитательной работы в отечественной педагогике через призму истории.

Необходимость изучения истории феномена классного наставничества, обусловлена тем, что информация выполняет функцию социальной и культурной памяти, способствует сохранению педагогического наследия от забвения. Анализ исторического опыта позволит выявить не только теоретические представления, но и сформулировать конструктивные выводы, актуальные для современной образовательной практики. Список использованной литературы:

1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. - 86 с.

2. Козлова Г.Н. Социально-воспитательные традиции русской гимназии Х1Х-начала ХХ в. // Педагогика. -2009. - №10. - С.69-71.

3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: Избр. пед. труды. - М., 2010. - 335 с.

4. Очерки истории отечественной педагогики и образования: коллективная монография / Науч.ред. и сост. М.А.Захарищева. - Глазов: ГГПИ, 2008. - 216 с.

5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 224 с.

© Третьякова О.С., Никулина Н.В., 2023

УДК 37

Шыхыев Дж.,

канд. пед. наук, председатель кафедры педагогики, Туркменский государственный университет имени Махтумкули.

Ашхабад, Туркменистан.

УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором представлены все его основные элементы: цели, задачи, содержание средства, методы и организация. Качество урока зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

Ключевые слова: организация урока, образование, урок иностранного языка

Урок иностранного языка имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения.

Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

Основа для построения урока - это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы.

Строя урок, необходимо определить какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке:

• на уровне восприятия, осмысления и запоминания;

• на уровне применения знания по образцу;

• на уровне применения знаний в новой ситуации.

Но так как урок - это звено целостного учебного процесса, то не на каждом уроке основное его содержание может быть усвоено на всех трех уровнях. Состав современного содержания образования и закономерности процесса обучения в целом, а усвоения в частности, определяют ряд непременных требований к уроку, которые необходимо учитывать:

• Урок должен предусматривать не только изложение материала, содержания, но и задания, предполагающие применение усвоенных знаний на практике;

• Часть этих знаний должна быть получена учащимися в процессе самостоятельного поиска путем решения нескольких поисковых задач. Насколько доступен поиск такого содержания для учащихся соответствующего возраста, настолько важны способы деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска;

• Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях излагается готовая информация в форме объяснения и с помощью иллюстраций, в других содержание знаний изучается путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей её доказательного решения;

• Одним из основных требований к уроку является научность, непременным условием научности содержания урока является ознакомление учащихся с доступными им методами науки;

• Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной формой коллективной работы весьма нелегкая задача, так как это и внесение в изложение содержания различной степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, и поручение;

• Структура каждого урока в соответствии с его логикой должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения. Но этими частями являются не традиционный опрос, изучение

нового, закрепление и т.д., а шаги, обуславливающие движение к цели урока, то есть усвоение его содержания;

• На уроке должно иметь место закрепление знаний учащихся посредством воспроизведения знаний, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения заданий на применение знаний в измененной ситуации;

• Учебный процесс немыслим без неоднократного повторения содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной, в зависимости от целей урока и его содержания;

• На уроке должен иметь место систематический и планомерный контроль за качеством усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а обученность учащихся, достижение целей урока;

• Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.

При планировании урока учитель должен особенно тщательно продумывать его начальный этап. От

того, насколько ярко он начнет урок, насколько непринужденно "введет" учащихся в атмосферу иноязычного общения, зависит успех всего урока и психологический настрой класса. Список использованной литературы:

1. Бим И.Л., Леонтьев А.А., Шатилов С.Ф. Общая методика обучения иностранным языкам. - М.: Русский язык. - 1991.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ - ГЛОССА. - 2000.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе.М., Просвещение, 1991г.

© Шыхыев Дж., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.