Научная статья на тему 'Повышение результативности современного урока'

Повышение результативности современного урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1187
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК / СТРУКТУРА И ПОДСТРУКТУРА УРОКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / РОЛЬ УЧИТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / MODERN LESSON / STRUCTURE AND FINE-TUNING OF LESSON / TEACHING METHODS / ROLE OF A TEACHER / INDIVIDUALIZATION OF TEACHING AND LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Избасарова Римма Шаймерденовна

Автор анализирует содержание и структуру современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на недостатки, которые часто встречаются при планировании и проведении уроков, такие как увлечение учителем планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание личности школьника и классных коллективов, несоответствие методов обучения содержанию и структуре урока, недостаточное применение домашних заданий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to maximize the impact of a modern lesson at school

The author analyses maintenance and structure of a modern lesson in comprehensive school focusing on failings which often occur in planning and conducting a lesson, such as planning very carefully a single lesson without sufficient connection with a set of lessons, weak knowledge of a personality of schoolchildren and class groups, disparity of methods of teaching maintenance and structure of a lesson, insufficient application of home assignments, etc.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности современного урока»

Актуальные проблемы педагогики

Р.Ш. Избасарова

повышение результативности современного урока

Автор анализирует содержание и структуру современного урока в общеобразовательной школе, делая акцент на недостатки, которые часто встречаются при планировании и проведении уроков, такие как увлечение учителем планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание личности школьника и классных коллективов, несоответствие методов обучения содержанию и структуре урока, недостаточное применение домашних заданий и т.д.

Ключевые слова: современный урок, структура и подструктура урока, методы обучения, роль учителя, индивидуализация обучения.

Формы организации учебной работы имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. Чтобы урок был наиболее эффективным и давал положительные результаты в процессе обучения учащихся, необходимо выявить основные недостатки, которые должны быть устранены учителем в ходе подготовки к уроку.

Так, наиболее часто встречающийся недостаток урока - это увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, сла-

бое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие. Каждый урок имеет свою законченную тему и содержание, в то же время он является логическим продолжением предыдущих и основой для последующих уроков. Все это нацелено на содержательное и глубокое разъяснение нового материала учителем и умение поддерживать внимание и мыслительную активность учащихся при работе с ним. Кроме этого, на уроке, в ходе изучения нового материала, идет и работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного. Невозможно изучать новый материал, не вспоминая, не анализируя, не опираясь на уже пройденный материал, не применяя его при выводах каких-то новых положений [4, с. 56-64].

Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты взаимодействия элементов урока друг с другом. Следовательно, при подготовке к проведению разделов урока учителю необходимо обратить внимание на основное содержание как вводных, так и изучающих новый материал и обобщающих уроков. Все они должны нести главную идею данного раздела. Конечно, учитель может выделить уроки, на которых будут даваться основные теоретические и базовые знания. Но надо также уделить внимание урокам закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Вторым часто встречающимся недостатком урока является слабое знание личности школьника и классных коллективов. Как следствие этого, возникают уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях. В таких случаях преподаватель не учитывает возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Но ему необходимо учитывать характер связей и взаимодействия компонентов, предопределяющих логику процесса обучения, поэтапного движения ученика от незнания к знанию, которое сводится к тому, что всякое формирование новых знаний и способов деятельности осуществляется непосредственно на базе актуализации прежних знаний и опыта деятельности и систематического применения усвоенных знаний и опыта в теоретической и практической учебной деятельности школьника [2, с. 24-26].

Третьим недостатком урока является недооценка специального продумывания задач урока, неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке). К каждому уроку должны быть кратко сформулированы образовательные задачи в целом и их составные

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

элементы, а также их связь с развивающими и воспитательными задача-элементы, а также их связь с развивающими и воспитательными задачами, что создаст условия успешного учения.

При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей и задач, где немаловажную роль в обеспечении успешности учебно-познавательного процесса - процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний - играют создание мотивации, психологического комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. М.И. Махмутов выделяет даже так называемую внутреннюю логико-психологическую подструктуру урока, которая, по его мнению, выступает связующим звеном между дидактической структурой и методической подструктурой урока [5, с. 69-73, 88-94].

Следующим недостатком урока представляется перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилие второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника. Естественно, что каждый учитель старается за время урока дать как можно больше теоретического материала, выходящего иногда за рамки учебной программы, но при этом надо учитывать возможности усвоения теоретического материала учащимися, перезагруженность учебного процесса.

Многие учителя отмечают недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования. При подготовке к уроку учителю необходимо определить меры для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению). А также для реализации данной задачи приемлема организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений.

Одной из проблем современного урока считается бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия. К выбору методов обучения учитель должен подходить с тщательностью, решающую роль в эффективности самого урока играет своевременное использование словесных методов обучения в комплексе с наглядными или практическими [1; 3].

Важной стороной урока автор считает оптимальный выбор форм обучения и деятельности учащихся. Так, слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны, слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке снижает его результативность. Учитель должен помнить, что организация учащихся на обучение возможна путем деления их на группы по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке. Планирование урока должно происходить в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся, проведение урока - с учетом сильных и слабых учеников и дифференцированного подхода к ним [6].

Недостатками современного урока также считаются пассивная позиция части школьников в учебном процессе, бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда, преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.). Этому аспекту в настоящее время начали уделять внимание не только учителя-предметники, но и авторы учебных программ и Г осударствен-ных стандартов образования общеобразовательных школ. Так, на внеурочную форму обучения школьников уделяется от 5% до 20% учебного времени в зависимости от профиля обучения [7].

одним из важных моментов, на которые необходимо обратить внимание, является нерациональное использование времени на уроке, отсутствие установки на усвоение главного и, как следствие, перегрузка учащихся домашними заданиями, не развивающими познавательную активность и творчество, слабая дифференциация заданий, отсутствие необходимых пояснений к их выполнению. К инструктажу домашнего задания учителя давно не обращаются, порой учащиеся находятся в парадоксальной ситуации, не зная, как грамотно выполнять домашнее задание. Часто учитель ограничивается только названием параграфа и перечнем вопросов, на которые ученики должны дать устный или письменный ответ. А сколько возможностей хранят в себе творческие задания, позволяющие развивать любовь к предмету и желания узнать больше интересного в той или иной области наук!

Стремление любой ценой выполнить заранее намеченный план полностью имеется практически у каждого учителя-предметника, независимо от возникших на уроке обстоятельств, и как следствие этого - формализм, слабый учет реальной обстановки, отсутствие запасных методических вариантов.

Педагогика и психология

Актуальные проблемы педагогики

Учитывая все выявленные недостатки, учитель может заранее быть готовым к планированию уроков, выбрать правильные методы обучения, применить знания по психологии развития личности школьника, его индивидуальных и возрастных особенностей.

Хороший урок - это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желание школьников размышлять бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть впросак. А современный учитель, как творческая личность, может менять урок, чувствовать настроение учащихся и играть, как актер на сцене.

Библиографический список

1. Дубровина И.В. Психологическое здоровье детей. М., 2001.

2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М., 1984. С. 24-26.

3. Ингекамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М., 1991.

4. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980. С. 56-64.

5. Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985. С. 69-73, 88-94.

6. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.

7. Скаткина М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.