Научная статья на тему 'Урок физической культуры. Современные технологии в обучении'

Урок физической культуры. Современные технологии в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1294
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / УЧАЩИЕСЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна

В статье рассматривается состояние проблемы формирования ключевой компетенции культуры здоровья у учащихся младшего школьного возраста: обозначены функции педагогического коллектива школы по данной проблеме; предложены к рассмотрению формы занятий на основе проектной деятельности; приведены примерные задания для проведения диагностики по выявлению уровня развития культуры здоровья и физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибенко Елена Ивановна, Занина Татьяна Николаевна, Ткачук Полина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок физической культуры. Современные технологии в обучении»

4. -Аннуитетный платеж: В мае планируется взять кредит в банке на некоторую сумму при следующих условия его возврата:

— каждый январь долг возрастает на 28% по сравнению с концом предыдущего года;

— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить часть долга, равную 38 542 691 рубль. Какую сумму планируется взять в банке, если известно, что кредит будет полностью погашен тремя

равными платежами ( то есть за три года)?

5. Дифференцированный платеж: 10 февраля банк предоставил клиенту шестимесячный кредит на развитие бизнеса, при этом был составлен следующий график его погашения:

15.02 15.03 15.04 15.05 15.06 15.07 15.08

Дата

Долг (в процентах от кредита) 100% 90% 80% 70% 60% 50% 0%

28 числа каждого месяца, начиная с февраля, сумма долга возрастала на 6%, а оплата процентов по кредиту и самого остатка кредита осуществлялась с 1 по 15 число каждого месяца, начиная с марта. Укажите процент переплаты по кредиту при таких условиях кредитования.

Очевидно, что для успешного решения экономической задачи на едином государственном экзамене выпускник должен иметь хотя бы общее представление о типе задачи и соответствующей математической модели. При этом заметим, что с основные типы математических моделей встречаются школьникам на протяжении всего курса обучения математике в школе, и большинство школьников свободно оперируют ими, оказавшись внутри модели - решают линейные и квадратные уравнения и неравенства, производят отбор корней в соответствии с заданными условиями и так далее. А вот соотнести эти модели с непривычным экономическим содержанием задачи бывает для них делом непростым, а зачастую и более того - невыполнимым. Поэтому для успешного решения экономической задачи из КИМ ЕГЭ необходимо проработать все выделенные типы задач и соотнести их с соответствующими математическими моделями.

В заключение еще раз подчеркнем, что знание основных типов математических моделей позволяет решать практико-ориентированные задачи различной направленности. Количество различных моделей, используемых в школьной математике не так уж велико, большинство задач сводятся к линейной модели, квадратичной либо показательной. Поэтому умение строить по текстовому условию математические модели и минимальные знания по внутримодельному решению для каждой из них неизменно приводят выпускников к успешному решению задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материаловединого государственного экзамена 2019 годапо математике https://4ege.ru/matematika/56931-demoversii-ege-2019-po-matematike.html

2. Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы. - М.: Изд-во БГУ, 1982. - 256с.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по МАТЕМАТИКЕ http://fipi.ru/sites/default/files/document/1535625213/matematika 2018.pdf

4. Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/

5. Петров, В.А. Прикладные задачи на уроках математики: Кн. Для учителя. Смоленск: СГПУ, 2012., стр 112

6. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления[Электронный ресурс]. URL:http://festival.1 september.ru/articles/642510/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнаvки.рф/документы/938/файл/749/10.12.17.Приказ 1897.pdf].

8. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.]

Е. И. Кибенко, Т. Н. Занина, П. В. Ткачук

УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается состояние проблемы формирования ключевой компетенции -культуры здоровья у учащихся младшего школьного возраста: обозначены функции педагогического коллектива школы по данной проблеме; предложены к рассмотрению формы занятий на основе проектной деятельности; приведены примерные задания для проведения диагностики по выявлению уровня развития культуры здоровья и физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая культура, культура здоровья, учащиеся, проектирование, компетентно-стный подход, двигательные действия.

E.I Kibenko, T.N. Zanina, P.V. Tkachuk

THE LESSON OF PHYSICAL CULTURE. MODERN TECHNOLOGIES IN TEACHING

64

Abstract. The article examines the state of the problem of the formation of key competence - a culture of health in primary school children: the functions of the pedagogical staff of the school on this issue are indicated; proposed to consider the form of employment on the basis of project activities; exemplary tasks are given for conducting diagnostics on revealing the level of development of the culture of health and physical readiness.

Key words: physical culture, culture of health, pupils, designing, competence approach, motor action.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека не теряет своей актуальности. Социально -экономические изменения, демографическая ситуация в стране требуют поиска новых подходов к формированию здорового образа жизни, к здоровьесбережению молодежи, так как здоровье является безусловной общественной ценностью, национальным богатством, национальной безопасностью Российской Федерации.

Проведенные многочисленные исследования показывают, что двигательная активность, имеющая системный характер - единственный источник развития и укрепления внутренних ресурсов человека. Для достижения поставленной цели по сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни, культуры здоровья очень важно учителям начинать работу в этом направлении уже с первого класса [4]. При рассмотрении образовательной программы для учащихся младшего школьного возраста выявлено, что содержание образования в начальной школе акцентирует внимание на сохранении и укреплении здоровья обучающихся, что подразумевает:

- физическое развитие;

- воспитание физических качеств;

- совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;

- обучение физическим упражнениям из видов спорта гимнастика, легкая атлетика и др.;

- овладение простейшими техническими приемами игровых видов спорта;

- освоение подвижных игр в зависимости от возраста обучающихся;

- приобретение умений проведения контроля физической нагрузки, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

- формирование умений коллективного взаимодействия и сотрудничества;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в условиях активного отдыха и досуга и др. [2].

При реализации программ для начальных классов (1-4 классы) общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура», которые в основном направлены на достижение оздоровительного эффекта во время образовательного процесса школьников, что выражается в приобретении знаний, умений и навыков в процессе освоения физических упражнений в о время урочной и внеурочной деятельности, учителю следует обращать внимание также на соблюдение:

- принципа вариативности (выбор учителем программного обеспечения, средств, методов и организационных форм обучения с целью наиболее полной реализации учебного материала соответствующего воз-растно-половым особенностям учащихся, материально-технической оснащенности учебного процесса и пр.);

- принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности занимающихся;

- дидактических правил «от известного к неизвестному», «от простого к сложному» ориентирующих педагога при планирование учебного материала на поэтапное его освоение;

- межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного процесса на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов [11].

Известные ученые, такие как В. Ф. Балашова, A. M. Козин, Л. Н. Волошина и другие в своих работах указывают на проблемы компетентностного подхода в образовании, раскрывают понятие «ключевая компетенция» и дают характеристику этому термину. Включение компетенций в нормативную и практическую систему образования нацелено на решение проблем, типичных для современной школы, когда учащиеся, овладевая теоретическими знаниями, испытывают серьезные трудности во время практической деятельности, предполагающей использование этих знаний в конкретных жизненных или проблемных ситуациях [7].

В начальной школе при освоении предмета «Физическая культура» ключевой компетенцией, которую должен поэтапно формировать учитель, является культура здоровья. Основными принципами формирования культуры здоровья являются:

- принцип сохранения и повышения резервов здоровья, на основе которых происходит обеспечение жизнедеятельности на биологическом, психическом и социальном уровнях;

- адаптация (приспосабливаемое^ организма к изменениям окружающей среды, способность реагировать на внешние раздражители);

- увеличение ресурсов здоровья [7].

Знание и соблюдение этих принципов позволяет эффективно решать задачи физического воспитания, стоящие перед школой.

Формирование культуры здоровья предполагает достижение положительных изменений во всех основных сферах жизнедеятельности учащихся: мотивационной, интеллектуальной, двигательно -деятельностной, мобилизационной, интеграционной, эмоциональной [1]. В возрастном периоде, который затрагивает обучение в начальной школе, учебно-воспитательный процесс по физической культуре требует ответственного отношения учителя к образованию учащихся, который предполагает:

- сообщение основ знаний по сохранению и укреплению здоровья;

- формирование умений и навыков, направленных на повышение уровня двигательной активности;

- создание условий позволяющих повысить уровень физической подготовленности;

- самостоятельное выполнение физкультурно-оздоровительных упражнений;

- организацию и проведение учебно-методических уроков физической культуры на основе проектно-исследовательской деятельности и др.

Учащиеся, не заботящиеся о своем здоровье, не мотивированные на его сохранение и укрепление, на ведение здорового образа жизни в современных условиях жизнедеятельности не смогут быть здоровыми. Экологические, социальные, наследственные факторы, а также большое психоэмоциональное напряжение, которое связано с применением в учебно-воспитательном процессе новых технологий и программ, направленных на интенсификацию образовательного процесса, информационное насыщение содержания обучения, компьютеризация приводят к высокому уровню плотности нагрузок, которые часто оказываются несоразмерными с возрастными и функциональными возможностями школьников, особенно младших классов [6]. Такие условия обучения приводят к стрессовым состояниям организма, функциональным изменениям в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, к перегрузкам учащихся. Поэтому школьнику необходимо соблюдать режим дня; рационально питаться; выполнять гигиенические требования, которые предъявляются не только к учащимся, но и к учебным помещениям образовательного учреждения; заниматься физкультурно-спортивной деятельностью. Педагогам следует продуманно подходить к планированию учебного процесса, учитывая динамику работоспособности, рационально используя современные средства обучения и т.д. [7]. Например, педагог Ж. К. Холодов с целью обеспечения устойчивой умственной работоспособности занятия физической культурой и спортом рекомендует планировать, придерживаясь следующей схемы:

- в начале недели занятия физическими упражнениями должны активизировать психофизическое состояние организма занимающегося;

- в середине недели физическая активность направлена на сохранение высокого уровня работоспособности;

- в конце недели занятия физической культурой и спортом должны способствовать устранению недельного кумулятивного утомления [13].

Основная роль в формировании культуры здоровья принадлежит педагогическому коллективу, семье, культурному окружению и взаимодействию образовательного учреждения с гражданскими институтами [5]. Эффективность формирования ценностных ориентаций, убеждений, активной жизненной позиции зависит от тесного взаимодействия учителей, медицинских работников, родителей, администрации школы.

Деятельность педагогического коллектива по формированию культуры здоровья непосредственно связана с мониторингом здоровья, проведение которого помогает найти рациональный подход к выбору наиболее эффективных форм, средств и методов, направленных на здоровьесбережение при обучении и воспитании школьников. В соответствии с этим выделяют главные задачи, такие как:

- организация учебной деятельности в контексте формирования культуры здоровья;

- развитие психических процессов, позволяющих обеспечить учащимся полноценное образование (воображение и мышление, как логическое, так и образное);

- актуализация коммуникативной деятельности, умение общаться и сотрудничать с другими [1].

Формирование стремления к ведению здорового образа жизни у учащихся младших классов, будет

возможно, если в школьном коллективе достаточно внимания будет уделяться получению знаний о здоровье и умению его сохранять. Но хочется обратить внимание, что в одиночку любому учителю справиться с проблемой здоровьесбережения в школьной среде не представляется возможным. Для этого должна быть разработана программа по сохранению и укреплению здоровья школьников, что требует поиска новых путей для создания эффективных оздоровительных технологий, непосредственно для учащихся младшего школьного возраста. От администрации школы требуется создать условия позволяющие мотивировать школьников к занятиям физической культурой и спортом, это возможно лишь в процессе деятельности всего педагогического коллектива, что и будет являться основой для формирования культуры здоровья участников образовательного процесса [2].

Решение обозначенной проблемы зависит, конечно же, от профессионализма преподавательского состава образовательного учреждения.

Многие школы г. Таганрога уже давно осознали эту проблему. Так МАОУ СОШ № 37 с углубленным изучением искусств и английского языка является школой здорового образа жизни, решение принято на заседании педагогического совета от 30 января 2004 года (протокол № 8). Педагогический коллектив школы подчиняет свою деятельность решению главной задачи - обеспечить детей и подростков полноцен-

ным, качественным образованием в сфере физической культуры и спорта, ориентируясь на их интересы и способности. Основными задачами, реализуемыми педагогическим коллективом, являются: развитие массовой физической культуры и спорта среди учащихся, повышение результативности в физкультурно-спортивной деятельности; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом; профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании среди подростков; совершенствование спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми во внеурочное время [8].

Одной из форм направленных на решение проблемы здоровьесбережения учащихся младшего школьного возраста является организация и проведение учебно-методических уроков по физической культуре на основе проектно-исследовательской деятельности.

Компетентностный подход на уроках физической культуры в общеобразовательных школах предполагает проектирование и структурирование содержания обучения, т.е. определение ключевой компетенции, которая должна быть сформирована на определенном этапе обучения. Ключевая компетенция - это умения и навыки в области физической культуры, которые формируются на опыте собственной деятельности непосредственно во время занятий, при освоении запланированного учителем материала, а также во время участия во внеурочных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводимых педагогами. Это позволяет направлять процесс физического воспитания в начальной школе на достижение поставленной цели - всесторонне развитие личности, формирование культуры здоровья, развитие организационных, общекультурных, учебно-познавательных, коммуникативных, оценочных и других не менее значимых компетенций для обучающихся [7].

Формирование компетенций с помощью проектной деятельности возможно уже на начальном этапе школьного обучения. Обучение на активной основе через целенаправленную деятельность ученика - основа проектной технологии. Метод проектов ориентирован на решение проблемы, что предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную, коммуникативную, практическую деятельность для решения поставленной цели. Для этого используются разнообразные приемы и средства обучения, знания и умения, полученные при освоении других предметов школьной программы. Педагог Г.К. Селевко в своей работе указывает на то, что «метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы» [12, с. 229].

Разработка проекта предполагает самостоятельную работу обучающихся, соответственно, школьники самостоятельно учатся и тем самым определяют содержание своего образования, создается возможность применения полученных умений и навыков для самообразования. Такая работа с учащимися формирует необходимость творческого подхода к использованию средств физического воспитания, побуждает искать и анализировать информацию, сотрудничать с одноклассниками и педагогом. Уроки физической культуры, проводимые при помощи проектной деятельности, способствуют развитию не только физических способностей, но и позволяют учащимся начальной школы развиваться интеллектуально.

Метод проектов, ориентирует учащихся на новые образовательные результаты: учебную и социальную самостоятельность; формирует умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения; приучает к ответственности и инициативности при нахождении путей для решения проблемы [3]. Использование метода проектной деятельности как одного из видов учебной деятельности на сегодняшний день приобретает все большую популярность в основной школе, у младших школьников этот метод используется при решении творческих заданий, например, при проведении, сюжетно-ролевых уроков, игр на развитие творческого воображения, психологическую активизацию творчества, построение ситуации по алгоритму и др.

Основной целью проектного обучения на этапе начального школьного образования является приобретение компетенций при ведении здорового образа жизни, грамотной заботы о своем физическом здоровье.

Учителю необходимо контролировать, направлять учащихся, поддерживать интерес к занятиям физической культурой и спортом. Личность учителя при выполнении этой деятельности занимает ведущее место, так как учащиеся на этом возрастном этапе доверяют педагогу, зачастую подражают ему.

Большая роль в формировании культуры здоровья отводится родителям, задачей которых является: активное участие в жизни ребенка, ответственное отношение к здоровью своих детей, быть примером и вести здоровый образ жизни.

При формировании культуры здоровья большое значение отводится побуждению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Урочная и внеурочные формы занятий физической культурой и спором, а также самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность обучающихся способствуют приобретению необходимых знаний, позволяют осуществлять самостоятельный поиск, анализировать необходимую информацию, через активное взаимодействие и творческое сотрудничество, как с педагогами, так и со своими сверстниками [6].

Ориентация учащихся на самостоятельное использование средств физической культуры позволяет учителю повысить качество преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательном учреж-

дении. Грамотное планирование учебного материала педагогом, понимание роли физических упражнений, которые позволяют учащимся приобрести новые знания, умения и навыки, повысить уровень физической подготовленности, является основой для формирования культуры здоровья. Многие педагоги во время проведения урока планируют определенное время для самостоятельной работы учащихся. Учителем предлагается выполнить определенное задание и ученики без непосредственного участия со стороны педагога осваивают его. Это форма организации урока дает возможность школьникам достичь поставленных целей, прилагая собственные усилия. При такой форме организации уроков задача учителя состоит в следующем: дать знания; сформировать у учащихся умения и навыки, которые в процессе самостоятельной работы будут закрепляться, и совершенствоваться; повысить уровень физических способностей занимающихся; организовать систему индивидуальных заданий, подобрать методику контроля за их выполнением. Именно эти составляющие наиболее важны в работе педагога.

Умение правильно выполнять общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег, упражнения в лазании и перелезании, упражнения, связанные с висами и упорами позволяют учащимся овладеть двигательными умениями и навыками, использовать их во время урочных и внеурочных занятий, в повседневной жизни. Приобретая двигательный опыт, в соответствии с возрастом учащихся, ознакомившись с основными понятиями физической культуры, педагог побуждает занимающихся к занятиям физическими упражнениями [5; 10].

Основой для самостоятельных занятий физическими упражнениями являются знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в процессе организации и проведения уроков и внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Чтобы работа проходила эффективнее, учителю нужно систематически проводить педагогические наблюдения за активностью учеников во время занятий физическими упражнениями, анализировать, насколько интересен для них данный учебный материал. При таком отношении со стороны педагога, обучаемые будут без принуждения заниматься физической культурой, самостоятельно учиться выполнять физические упражнения.

В МАОУ лицей № 28 г. Таганрога учебно-воспитательный процесс имеет трехсеместровую систему, каждый триместр состоит из двух модулей. Учителя физической культуры для повышения эффективности работы по формированию культуры здоровья у учащихся начальных классов в каждом модуле разрабатывают по два домашних задания. В начале модуля проводится один учебно-методический урок, цель которого разучить домашние задания и осуществить предварительное тестирование. В конце модуля проводится итоговое тестирование домашнего задания.

Например, учащимся второго класса при освоении темы «Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью» в течение учебного года предлагается 6 учебно-методических уроков по формированию умений и навыков самостоятельного выполнения физических упражнений. При планировании физической подготовки с общеразвивающей направленностью требуется обращать внимание на формирование умений и навыков самостоятельного выполнения физических упражнений в домашних условиях. При таком подходе выполнение домашнего задания приобретает большое значение. У учеников постепенно формируется привычка, перерастающая в потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Следует обращать внимание на то, чтобы домашние задания были непосредственно связаны с учебной программой, с запланированными спортивными мероприятиями, проводимыми в школе, соответствовали возрасту и физической подготовленности учащихся.

Показателями сформированности культуры здоровья являются:

- знания о разнообразии эффективных форм организации и проведения физкультурно -спортивной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;

- умение рационально подойти к выбору физических упражнений и проводить мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, способствующее сохранению и укреплению здоровья.

На уроках физической культуры педагогу необходимо проводить диагностику уровня развития культуры здоровья у младших школьников. Примером могут служить следующие методы оценки:

1. Полнота представлений и понятий о сущности культуры здоровья (знания).

Метод оценивания: индивидуальная работа с учащимся. Планируемый результат: ученик должен ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «здоровый образ жизни»; охарактеризовать роль и значение утренней гигиенической гимнастики (зарядки), физкультминуток, физкультпауз, уроков физической культуры; понимать значимость проведения мероприятий направленных на закаливание организма, важность прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма.

2. Умения. Метод оценивания: групповая работа с учащимися. Например, учащиеся получают у капитана карточку с изображением одного из упражнений утренней гигиенической гимнастики. Рассматривают и составляют из них комплекс физических упражнений для проведения утренней зарядки. По команде капитана «В одну шеренгу - становись!» выстраиваются в той последовательности, в которой они составили комплекс из физических упражнений. По команде «Комплекс выполняй!» каждый в установленном порядке поочередно выполняет свое физическое упражнение в количестве 3-4 раз.

3. Активность ученика по отношению к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым в режиме дня (контроль за приобретенными умениями и навыками).

Метод оценивания: индивидуальная работа с учащимся. Перечень домашних заданий записывается в «Дневнике по физической культуре». Каждое физкультурно-оздоровительное задание (комплекс утренней гигиенической гимнастики (зарядки), упражнения на развитие физических качеств) рассчитано на одну учебную неделю и включает в себя рисунок (иллюстрацию) и табличку контроля (выполнения). Контроль за выполнением домашнего задания осуществляется родителями.

Планируемый результат: ученик должен выполнять упражнения для коррекции и профилактики нарушений зрения и осанки, а также упражнения, направленные на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости).

Для повышения уровня физической подготовленности при выполнении домашних заданий, педагогу необходимо предлагать учащимся упражнения, доступные для выполнения в домашних условиях, а также учитывать физическую подготовленность занимающихся, применяя личностно-ориентированный подход (индивидуальный подход). Для реализации личностно-ориентированного подхода при формировании мотивации во время выполнения домашних заданий целесообразно осуществлять тестирование физической подготовленности учащихся, используя для этих целей контрольные упражнения-тесты. В начале учебного года тестирование проводится с целью определения состояния исходного уровня физической подготовленности. Результаты тестирования, проведенного в конце учебного года, показывают динамику физической подготовленности учащихся. Контрольные упражнения-тесты могут быть взяты из комплексной программы для общеобразовательных школ по физической культуре или могут быть составлены педагогом самостоятельно. Примерные тесты для оценки уровня физической подготовленности учащихся второго класса:

- бег 30 м с высокого старта, с (быстрота);

- бег 1000 м, мин. с (общая выносливость);

- прыжок в длину с места, см (скоростно-силовые способности);

- наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, см (гибкость);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, кол-во раз (сила) и др.

Достижение учителем и учениками поставленной цели способно обеспечить решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, а также дадут возможность понять социальную роль физической культуры, позволят приобрести теоретические знания и практический опыт, сформируют основы для ведения здорового образа жизни, предоставят возможность эффективнее заниматься физкультурно-спортивной деятельностью, испытать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [6].

Таким образом, формирование культуры здоровья у учащихся младшего школьного возраста необходимо рассматривать как:

- ценностное отношение к своему здоровью, которое предполагает физическое развитие, физическую подготовленность, обучение двигательным умениям и навыкам;

- приобретение знаний о здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья, об умении составлять и выполнять оздоровительные и корригирующие комплексы, состоящие из физических упражнений физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной направленности;

- необходимость в повышении показателей уровня здоровья: физического развития, физической подготовленности; приобретении навыков быстрой, продуктивной и точной умственной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Воло-

дарская, О.А. Карабанова [и др.]. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

2. Балашова, В.Ф. Понятия «компетенция» и «компетентность» как базовые составляющие компетентностного подхода к образованию

// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 5. - С. 59 - 63.

3. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.В. Енжевская [и др.]. - М.:

Просвещение, 2010. - 176 с.

4. Головина, Л.Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе / Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - N° 3. - С. 56 - 58.

5. Гульчевская, В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях / В.Г. Гульчевская, Е.А. Чекунова, О.Г.

Тринитатская, А.В. Тищенко. - М.: АРКТИ, 2010. - 56 с.

6. Занина, Т.Н., Занина, П.В., Кибенко, Е.И. Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры с ис-

пользованием методики развивающего обучения / Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма. Т. 1. Научные труды XVIX-ой Международной научно-практической конгресс-конференции, Ростов-н/Д. - п. Новомихайлов-ский, 2016. - С. 287 - 292.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская

версия - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 35 - 42.

8. Кибенко, Е. И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью

здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А. П. Чехова. - 2013. - Специальный выпуск № 1, - С. 32 - 36.

9. Кибенко, Е. И. Формирование здоровьесберегающей среды образовательного пространства как фактор всестороннего развития чело-

века // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3 (122). - С. 34 - 38.

10. Кибенко, Е. И. Формирование культуры здоровья посредством привлечения студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - Том 9. - № 5/2. - С. 196 - 200.

11. Матвеев, А. П. Программа для общеобразовательных учреждений по физической культуре 1-4 классы / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2008. - 32 с.

12. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816с.

13. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.

С.Н. Кихтенко, А.Д. Сухорукова

ТЕХНИКА МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Формирование индивидуального своеобразия личности на различных этапах ее становления является одной из наиболее актуальных проблем как теоретических, так и практических психолого-педагогических исследований. При этом развитие детского творчества определяется как важнейшее условие самореализации ребенка. В статье рассматриваются методологические основы развития творческих способностей школьников во внеурочной деятельности по программе «Волшебный мир оригами».

Ключевые слова: творческие способности, программа обучения, оригами.

S. N. Kikhtenko, A. D. Sukhorukova

THE TECHNIQUE OF MODULAR ORIGAMI AS A MEANS DEVELOPMENT OF CREATIVE

ABILITIES OF PUPILS

Abstract. The formation of individual identity at various stages of its formation is one of the most urgent problems of both theoretical and practical psychological and pedagogical research. At the same time, the development of children's creativity is defined as the most important condition for the child's self-realization. The article discusses the methodological basis for the development of creative abilities of schoolchild in extracurricular activities under the program "The magical world of origami."

Key words: creativity, training program, origami.

Формирование индивидуального своеобразия личности на различных этапах ее становления является одной из наиболее актуальных проблем как теоретических, так и практических психолого-педагогических исследований [2], [3]. При этом развитие детского творчества определяется как важнейшее условие самореализации ребенка. В психологической литературе развитие творческих способностей детей рассматривается в связи с развитием таких психических функций, как детское воображение и мышление, детская деятельность, детская одаренность и другие.

В обыденном сознании под творческими способностями понимается предрасположенность индивида к разнообразным видам художественной деятельности, таким как рисование, пение, игра на различных музыкальных инструментах, желание писать стихи и музыку и т. п. Что же на самом деле подразумевают под творческими способностями?

Л. А. Венгер полагал, что «способности есть индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, определяющие успешность выполнения какой-либо деятельности, и они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка» [1, с. 24].

Творчество, также как и креативность, относятся к числу понятий более объемных и широких, предполагающих активную созидательную деятельность индивида, часто не вписывающуюся в традиционный стиль мышления, приводящую к появлению новых идей и решений, казалось бы, обычных, стандартных задач.

Школьный период развития творческих способностей является наиболее важным. Именно здесь следует активно вовлекать ребенка в деятельность, имеющую творческий характер, которая заставляет думать, познавать, сопоставлять и удивляться, находить яркие и неожиданные решения в нестандартных ситуациях. Не зря сегодня одной из основных педагогических задач является интенсивный поиск и апробация новых, нестандартных приемов, форм и способов обучения. В связи с чем повышенное внимание уделяется разработке нетрадиционных видов уроков, включающих элементы детского творчества и, конечно же, внеклассной работе, где в полной мере может быть реализован творческий потенциал системы учитель - ученик.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначено: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера» [5].

Одним из эффективных инструментов самообразования, воспитания художественного вкуса, развития логики и пространственного мышления, является оригами - это достаточно самобытное японское искусство по созданию различных моделей и образов путем сгибания листа бумаги [4]. При этом удивительным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.