Научная статья на тему 'УРГЕНЧСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

УРГЕНЧСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1020
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТЫ / ФАКУЛЬТЕТЫ / ПРОФЕССОРЫ / Н. МАВАЕВ / П. БУРОВ / ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEMPUS ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ERASMUS MUNDUS / ERASMUS PLUS / KOICA ЮЖНОЙ КОРЕИ / DAAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Йулдошев Ифтихор, Жуманиязова Феруза

В этой статье вы узнаете об Ургенчском государственном университете, одном из старейших высших учебных заведений Узбекистана, и его истории. В статье описаны организация, деятельность, достижения, роль этого учреждения в обеспечении известных ученых и ведущих специалистов Хорезмской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URGENCH STATE UNIVERSITY. HISTORY AND MODERNITY

In this article, you will learn about Urgench State University, one of the oldest higher educational institutions in Uzbekistan, and its history. The article describes the organization, activities, achievements, the role of this institution in providing well-known scientists and leading specialists of the Khorezm region

Текст научной работы на тему «УРГЕНЧСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 94

Йулдошев Ифтихор

Магистрант Ургенчский Государственный Университет

Жуманиязова Феруза Стажёр-исследователь. Хорезмская Академия Маъмуна

Yuldashev Iftixor Magisr. Urgench State University Jumaniyozova Feruza Reasercher. Khorezm Ma'mun Academy

УРГЕНЧСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

URGENCH STATE UNIVERSITY. HISTORY AND MODERNITY

Аннотация: В этой статье вы узнаете об Ургенчском государственном университете, одном из старейших высших учебных заведений Узбекистана, и его истории. В статье описаны организация, деятельность, достижения, роль этого учреждения в обеспечении известных ученых и ведущих специалистов Хорезмской области.

Resume: In this article, you will learn about Urgench State University, one of the oldest higher educational institutions in Uzbekistan, and its history. The article describes the organization, activities, achievements, the role of this institution in providing well-known scientists and leading specialists of the Khorezm region.

Ключевые слова: Университеты, факультеты, профессоры, Н. Маваев, П. Буров, вклад в развитие народного образования, Tempus Европейского Союза, Erasmus Mundus, Erasmus Plus, KOICA Южной Кореи, DAAD

Key words: Universities, faculties, professors, N. Mavaev, P. Burov, contribution to the development of public education, Tempus of the European Union, Erasmus Mundus, Erasmus Plus, KOICA of South Korea, DAAD

Внимание к молодежи занимает особое место в политике Узбекистана. Мероприятие «Пять важных инициатив» направлено на то, чтобы дать молодым людям в Узбекистане полноценный отдых, продемонстрировать свои таланты в области театра, искусства и спорта, овладеть информационными технологиями и улучшить отношение к чтению. В частности, для молодежи создаются

прекрасные условия для получения высшего образования. Сегодня количество учебных заведений в Узбекистане достигло 102. 85 из них - местные университеты и их филиалы, 17 зарубежных университетов и их филиалов.

Мы хотели бы рассказать вам об Ургенчском государственном университете, который расположен в самой северной части Узбекистана (Хорезмская область), но является вторым по величине в Узбекистане по количеству студентов (22,5 тысяч).

Ургенчский государственный университет - первое и крупнейшее высшее учебное заведение Хорезма. Впервые он был основан в 1935 году как Хорезмский педагогический институт. В нем функционировал физико-математический факультет и факультет узбекского языка и литературы. Первыми ласточками университета стали 64 человека, они все были местные жители. Первым директором Хорезмского педагогического института был назначен Н. Маваев, а заместителем директора по учебно-научной работе П. Буров.

Правительство бывший СССР оказало значительную помощь в укреплении материальной базы Хорезмского педагогического института и повышении качества подготовки учителей. В 1939 году на юго-восточной стороне Ургенча было построено двухэтажное здание института. Здание было хорошо оборудованным, просторным, с светлыми аудиториями и лабораториями. 9 сентября 1939 года в Ургенче состоялось торжественное открытие нового корпуса института.

Правительство бывший СССР и Министерство народного образования активно помогали Хорезмскому педагогическому институту. Сюда были направлены опытные преподаватели с Узбекского государственного университета, Среднеазиатского государственного университета, Бухарской и Ферганской области.

В 1938-1939 учебном году число профессоров и преподавателей в институте превышало 20 человек. Из них О. Йовбосаров, окончив Узбекский

государственный университет на протяжение многих лет преподавал математику в Хорезмском педагогическом институте. Также, преподавали Н. Отажонов по узбекскому языку и литературе, П. Буров по физике, Б. Рузматов и А. Рахмонов по истории и социологии, М. Элькибоева и А. Каримов по физико-математическим наукам, Х. Кадыров, Л. Ходжаев по химии, математике и общественным наукам, Н. Скидон по русскому языку и литературе.

В 1936 году институт выпустил своих первых ласточек. В этом году институт успешно окончили 12 студентов по физико-математическому направлению. А в 1937 году закончили обучение 21 студента по специальности «узбекский язык и литература» [2, с.60]. Хорезмский педагогический институт начал ежегодно подавать десятки квалифицированных учителей в региональные школы. В 1938 году в институте был открыт новый факультет - факультет русского языка и литературы.

Одними из первых, успешно окончивших Хорезмский педагогический институт и получивших почетное звание учителя и внесших большой вклад в развитие народного образования в регионе считаются К. Джабборов, С. Абдиев, Г. Ниязов, Б. Янгишев, М. Киличев, О. Бободжонова, Н. Нуруллаев, Т. Раззаков, Ф. Хайитбаев, Н. Каландаров, О. Собиров, И. Абдуллаев.

Накануне Второй мировой войны учебно-материальная база института была значительно укреплена. Улучшился и педагогический состав. Увеличилось количество преподавателей и студентов, занимающихся исследованиями.

В годы войны Л. Гасанов и другие преподаватели института принимали активное участие в работе областной юбилейной комиссии по подготовке к 500-летию узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. По их инициативе было собрано множество рукописей великого поэта и его современников в Хорезме. Некоторые рукописи можно было найти в библиотечном фонде этого института в 60-е годы.

За эти годы количество студентов увеличилось. В 1940 учебном году количество студентов, принятых в институт, превысило 150 человек. В том году институт успешно окончил 71 студента [1, с. 12,].

Вообщето, в 1936-1940 годах 288 человек успешно окончив Хорезмский педагогический институт по 3 направлениям, были направлены на работу в областные школы. Около 90 процентов из них были и числа местного населения.

В 1942-1945 годах в институте были открыты годичные курсы по подготовке учителей истории, географии и физики и математики, их заведующим был назначен А. Саломатов. По этом курсе для областных школ были подготовлены около 150 учителей.

В годы войны население республики показало высокий пример единства наций и народов. Узбекский народ предоставил свое убежишь и сердце тысячам людей, вынужденных покинуть оккупированные врагом районы. В те годы из центра на работу в институт были направлены А. Афанасов, А. Магазинник, Э. Штраус, Гринько, И. Старцев, Р. Болтачева.

1 сентября 1944 года на базе Хорезмского педагогического института был создан Хорезмский государственный педагогический институт. В этом году в институте обучалось около 400 студентов. С 1945 года в институте было открыто заочное отделение, на заочное отделение было принято 260 студентов по 6 специальностям. Заочное отделение возглавил ветеран войны М. Курбаниёзов.

В 1949 году в Хорезмском педагогическом институте открылось новое отделение географии и биологии. Оно также имел отделения в дневной и заочной форм обучения, на которых обучалось 50 студентов.

С каждым годом количество студентов в институте увеличивалось. В 1960 году количество учеников достигло 740 человек. В начале 60-х годов в институте работали преподаватели по 10 специальностям.

В послевоенные годы, то есть в 1946 -1953 гг., Министерством народного образования бывшего СССР и руководством института были приглашены В.

Абдуллаев (литературный критик), Я. Бобоев (философ), Ю. Тохирий (педагог), Н. Маллаев (литературовед), Ф. Абдуллаев (лингвист), Х. Иноятов и М. Абдураимов (историки), десятки опытных учителей из Ташкента, Самарканда, Андижана и Бухары. Они читали высококлассные лекции на спецкурсах института и возглавляли научное руководство талантливой молодежью.

В Хорезмский государственный педагогический институт по направлению Министерства народного образования приехали работать талантливые молодые люди, Усманов Я.М., Самандарова, Г. Камилов, П. Зимин, Ф. Иноятова, Р. Катакольникова, А. Андреев, Е. Фомина, успешно окончивший Ташкентский и Самаркандский университеты в 1946-1953 гг. Среди них были также присутствовали Я. Раджабов, М. Салаева, Г. Ходжикурбанова, С. Ходжаниязова. В те годы в институт была направлена группа учителей из Российского государства. В частности, на протяжении многих лет кафедры возглавляли В. Ишкорев, М. Столярев и П. Слободинский.

В результате из числа местного населения стали учеными М. Якубова, Х. Якубова, М. Абдурахимов, О. Сотликов, А. Нурметов, С. Рузимбаев, Н. Кобулов, Х. Сапаев, Р. Оллаберганов, М. Матякубов, О. Собиров и Ш. Машарипова. В институте 7 факультетов, 22 кафедры, начали подготавливать педогогов с высшим образованием примерно по 20 специальностям [2, с.45,]

В 1970-1990 годах Хорезмский государственный педагогический институт возглавляли доктора наук О. Мадрахимов, Р. Джуманиязов и К. Наврузов. Проректорами по научной и воспитательной работе были Х. Абдуллаев, М. Матниёзов, С. Искандаров и Х. Бободжонов. Придя к этому периоду, количество преподавателей, обучающих молодежь в институте, превысило 150 человек. Из них 8 имели докторскую степень и более 70 научную степень кандидата наук.

К концу 1980 года количество студентов, обучающихся в Хорезмском государственном педагогическом институте, превысило 3000 человек. Известные ученые республики академики С. Сирожиддинов, И. Муминов, Я.

Гуломов, А. Аскаров, С. Камолов, С. Искандаров, М. Саидов и другие, профессора Х. Иноятов, Х. Зиёев, Ф. Абдуллаев, А. Ахмедов, Б. Исмоилов, активно помогали нашему институту в подготовке кадров.

В сентябре 1991 года, значительные изменения начались в системе государственного и высшего образования в области образования и воспитания, а также обучения молодежи. Коренным образом перестроена подготовка специалистов в соответствии с требованиями независимости. Указом первого президента Республики Узбекистан И.А. Каримова от 28 февраля 1992 года на базе Хорезмского государственного педагогического института был создан Ургенчский государственный университет имени аль-Хорезми.

За годы независимости была укреплена материально-техническая база университета, кабинеты, лаборатории, информационно-ресурсный центр были оснащены современными компьютерными информационно-

коммуникационными технологиями. Все корпуса университета были капитально отремонтированы. Были построены новые здания. В общежитии были созданы все условия для студентов.

Ургенчский государственный университет стал местом подготовки высококвалифицированных кадров, которые будут обучать нашу молодежь знаниям и навыкам мирового уровня. В 2012-2015 годах капитально отремонтировано 10 корпусов вуза, построен 1 новый учебный корпус и столовая. Все они были оснащены современной техникой. Для этого были потрачены 37,4 миллиарда сумов.

В настоящее время в университете подготавливаются преподаватели по 54 специальностям бакалавриата. В университете также существует отделение магистратуры, информационный ресурсный центр, оснащенный с современными информационными и коммуникационными технологиями с более чем 300 000 книг, современно оборудованные аудитории и лаборатории, а также студенческое общежитие со всеми удобствами.

Сегодня в университете обучаются 21 051 студента, из них 20 561 студенты и 403 аспиранта. Также, обучаются в специально заочном отделении 648 студента и заочном отделение 3 775 студента. Их обучают 845 профессоров и преподавателей. Из них 25 профессоров, докторов наук, 175 доцентов, кандидатов наук, 152 старших преподавателей, 493 ассистентов и преподаватели.

Молодежь обучают профессора и преподаватели с большим научным потенциалом, глубокими знаниями и опытом, высокими педагогическими способностями. Все эти прекрасные возможности и условия созданы для получения образования молодежью. Достойна похвалы работа, проводимая в университете по внедрению инновационных идей в производство.

Университет активно научно сотрудничает с Хорезмской Маъмуна академией. Ученые университета и академии совместно изучают историю древней государственности, уникальной цивилизации и культуры Хорезма, роль богатого научного потенциала этого великого оазиса в развитии мировой науки и культуры, биолого-физические и разработка научных основ по охране памятников архитектуры Хорезма от других негативных воздействий, регулярные научные наблюдения за экологическим состоянием оазиса, создание научных рекомендаций и разработок по его улучшению, рациональное использование имеющихся земельных и водных ресурсов, разработка эффективной системы приумножения плодородия почв, почвенного климата Хорезмского оазиса, проводятся научно-исследовательские работы в области предотвращения засоления и опустынивания путем акклиматизации сельскохозяйственных культур, пригодных к условиям.

На сегодняшний день, Ургенчский государственный университет предлагает широкий спектр обучения, исследований и обмена опытом с зарубежными университетами в Европейском Союзе, США, Китае, Египте, Индии, Южной Корее, Малайзии и других странах, а также не сотрудничает с

Организацией Объединенных Наций, Агентством по образованию и культуре Европейской комиссии и многими другими международными организациями.

В результате этого сотрудничества на сегодняшний день, в университете реализовано и реализуется более 20 крупных и малых проектов. Более 100 профессоров, исследователей и студентов обменялись опытом и повысили свои навыки в университетах и исследовательских центрах развитых стран. Особо следует упомянуть Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Tempus Европейского Союза, Erasmus Mundus, Erasmus Plus, KOICA Южной Кореи, DAAD Германии и Technical Assistance.

Кроме того, в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным с Калифорнийским университетом, США, 1-я Международная конференция американо-узбекских ученых, проведенная 20-23 мая 2014 г. в сотрудничестве с учеными из Калифорнийского государственного университета в Фуллертоне, укрепило сотрудничество между университетами, и эта конференция проводился в 2016 году в Узбекистане. Кроме того, совместно c учеными двух университетов был представлен Национальному научному фонду (National Science foundation) проект, по научной работе студентов из США с учеными Ургенчского государственного университета во время летних каникул и по их изучению истории Узбекистана.

В университете большое внимание уделяется дальнейшему развитию талантов и способностей студентов, и для этого созданы все условия. Ё.Ерназарова и Г.Атаджанова были удостоены Государственной премии имени Зульфии.

За время руководства университетом под руководством академика Академии Наук Республики Узбекистан А.Садуллаева (1992-2007 гг.) были достигнуты эффективные результаты в образовательной, исследовательской, методической, духовно-просветительских областях. Укреплена материально-техническая база университета [3, с.40].

Постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» по коренному совершенствованию системы высшего образования, подготовки кадров в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны был принят с целью кардинально переосмыслить смысл и содержание, создать необходимые условия для подготовки высококвалифицированных специалистов на уровне международных стандартов. В постановлении определены важнейшие задачи для дальнейшего комплексного развития системы высшего образования. В целях обеспечения полной реализации поставленных задач, повышения качества и кардинального повышения уровня высшего образования, укрепления и модернизации материально-технической базы высших учебных заведений, оснащения их современными учебными и научными лабораториями, информационными и оснащения коммуникационными технологиями системы высшего образования была принята Комплексная программа развития на 2017-2021 годы.

Согласно программе, на основе изучения зарубежного опыта будут переработаны бакалавриат, магистратура, государственные образовательные стандарты, учебные планы и структура и содержание учебных программ, нормативное обеспечение. Будет введена централизованная система создания новых учебников для высшего образования, а также нормативные требования к созданию, внедрению, публикации, обновлению литературы. Будет усовершенствована система управления методическим обеспечением духовно -просветительской деятельности в высших учебных заведениях. Программа также предусматривал дальнейшее укрепление материально-технической базы Ургенчского государственного университета.

Согласно программе в течение 5 лет в Ургенчском государственном университете организовался 6 направлений по бакалавриату и 7 направлений по магистратуре. Это агрономия (овощеводство и садоводство), технология и оборудования легкой промышленности, строительные материалы, археология,

малый бизнес и частное предпринимательство (по отраслям) и другие направления бакалавриата, математическая инженерия, педагогическая история и теория (по видам деятельности), география (по изучению предметов), историографии, источниковедению и методам исторического исследования (по странам), магистерским специальностям, таким как археология. В результате появится возможность обеспечить эти направления высококвалифицированным персоналом.

В университете модернизируется база из 7 учебных лабораторий, информационно-коммуникационные технологии были оснащены современными оборудованиями, материально-техническая база учебных корпусов и общежитий еще более развились, уделяется внимание переподготовке и повышению квалификации учителей в зарубежных странах и национальных центрах. Увеличилось количество профессорско-преподавательского состава нашего университета с учеными степенями, квота приема растет из года в год. Усовершенствованы система, структура докторантуры, порядок защиты научных работ, усиливается система поощрения научной и эффективной педагогической деятельности преподавателей. Программа обеспечила качественное улучшение системы высшего образования.

Библиографический список:

1. "К 70-летию Ургенчского государственного университета. Пособие. Ургенч. 2005 год

2. "Ученые Ургенчского государственного университета". Ургенч 2017

год

3. "Мой университет-моя гордость". Сборник сведений о научно-педагогическом персонале УрГУ ". Ташкент, 2006 год.

4. Машарипова С. Кддриятлар эъзози.Тошкент. Истщлол нури, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.