Научная статья на тему 'О ВКЛАДЕ ФАКИРИ В БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЛИЧНОСТИ И КАК ПОЭТА'

О ВКЛАДЕ ФАКИРИ В БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЛИЧНОСТИ И КАК ПОЭТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКИРИ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЖИВОПИСЕЦ / ПОЭТ / КАЛЛИГРАФ / ДУТAР / МАСНАВИ / МУРАББА / МУХАММАС / МУСАДДАС / МУСТАЗАД / РУБАИ / ХИВА / МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Муминова Гузал Игамовна

В статье говорится о великом поэте, живописце и каллиграфе Абдураззаке Факири. Он был просвещенным, со светлыми мыслями и прогрессивным литератором с широким кругозором. В доме Факири был национальный инструмент дутар. У Абдураззака Факири родился сын от Пашшаджон, назвал его Эгамберганом. Кто знал, что этот ребенок, рожденный в Хиве, внесет неоценимый вклад в будущее своей Родины, своей страны, в духовное и культурное развитие будущих поколений. Рождение талантливого Эгамбергана Муминова и стало большим вкладом Адураззака Факири в будущее узбекской музыки. Кроме того, стихи Факири используются в классической музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAKIRI’S CONTRIBUTION TO THE FUTURE OF MUSICAL ARTS AS A PERSON AND AS A POET

Speaking of the great poet, painter and calligrapher Abdurazzak Fakiri. He was enlightened, bright-minded and a progressive and broad-minded writer. In the house of Fakiri there was a national instrument dutar. Abdurazzak Fakiri had a son from Pashshajon, named him Egambergan. Who knew that this child, born in Khiva, would make an invaluable contribution to the future of his Motherland, his country, to the spiritual and cultural development of future generations. The birth of the talented Egambergan Muminov became Adurazzak Fakiri’s great contribution to the future of Uzbek music. In addition, Fakiri’s poems are used in classical music.

Текст научной работы на тему «О ВКЛАДЕ ФАКИРИ В БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЛИЧНОСТИ И КАК ПОЭТА»

О ВКЛАДЕ ФАКИРИ В БУДУЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ЛИЧНОСТИ И КАК ПОЭТА Муминова Г.И. Email: Muminova17161@scientifictext.ru

Муминова Гузал Игамовна — преподаватель, кафедра макомного инструментального исполнительства, факультет узбекского национального музыкального искусства Узбекский национальный институт музыкального искусства им. Юнуса Раджаби, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится о великом поэте, живописце и каллиграфе Абдураззаке Факири. Он был просвещенным, со светлыми мыслями и прогрессивным литератором с широким кругозором. В доме Факири был национальный инструмент дутар. У Абдураззака Факири родился сын от Пашшаджон, назвал его Эгамберганом. Кто знал, что этот ребенок, рожденный в Хиве, внесет неоценимый вклад в будущее своей Родины, своей страны, в духовное и культурное развитие будущих поколений. Рождение талантливого Эгамбергана Муминова и стало большим вкладом Адураззака Факири в будущее узбекской музыки. Кроме того, стихи Факири используются в классической музыке.

Ключевые слова: Факири, просвещение, живописец, поэт, каллиграф, дутар, маснави, мурабба, мухаммас, мусаддас, мустазад, рубаи, Хива, музыка.

FAKIRI'S CONTRIBUTION TO THE FUTURE OF MUSICAL ARTS AS A

PERSON AND AS A POET Muminova G.I.

Muminova Guzal Igamovna - Lecturer, DEPARTMENT OFMAKOMINSTRUMENTAL PERFORMANCE, FACULTY OF UZBEK NATIONAL MUSICAL ART, UZBEK NATIONAL INSTITUTE MUSICAL ART NAMED AFTER YUNUS RAJABI, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: speaking of the great poet, painter and calligrapher Abdurazzak Fakiri. He was enlightened, bright-minded and a progressive and broad-minded writer. In the house of Fakiri there was a national instrument dutar. Abdurazzak Fakiri had a son from Pashshajon, named him Egambergan. Who knew that this child, born in Khiva, would make an invaluable contribution to the future of his Motherland, his country, to the spiritual and cultural development of future generations. The birth of the talented Egambergan Muminov became Adurazzak Fakiri's great contribution to the future of Uzbek music. In addition, Fakiri's poems are used in classical music.

Keywords: Fakiri, enlightenment, painter, poet, calligrapher, dutar, masnavi, murabba, muhammas, musaddas, mustazad, rubai, Khiva, music.

УДК 078

В конце XIX начале XX вв. в Хорезмской литературе, имеющей давнюю традицию, активизировалось воспевание демократических идей. Как последователь Аваза Отара, первого представителя узбекской литературы в Хорезме, Факири является одним из ведущих писателей и интеллектуалов своего времени, выступавших против древности и угнетения в поэзии.

Кстати, о поэте, живописце и каллиграфе Абдураззак Факири. Он был просвещенным, писателем светлыми мыслями и с широким кругозором.

Абдураззак Факири - сын муллы Абдуджаббара, родился в 1878 году в Хиве. «Ваш отец родился в год коровы и умер в возрасте 46 лет, когда умер Ленин. Он родился и умер под созвездием Хут (Рыбы)», - Пашшаджан (настоящее имя Саодатпашша) рассказывала своему сыну Эгамбергану [1].

Получив начальное образование, Абдураззак Факири учился в медресе Аллакулихана в Хиве. Его творческая деятельность началась в 1898 году. Он изучал классическую восточную литературу и начал писать стихи. А научился искусству резьбы по дереву и монетам у своего отца. И был учеником знаменитого каллиграфа Худойбергана Девана (Деванов).

С 1914 по 1915 год Факири собрал свои стихи и создал «Девани Факири Хорезми». Деван («Д. - сборник стихов разных форм») состоит из стихов, написанных в таких жанрах, как газель, маснави, мурабба, мухаммас, мусаддас, мустазад, рубаи, касида и чистон. Они

воспевают идеи любви и преданности, патриотизма, любови к Родине, просвещения, справедливости, дружбы народов, свободы личности.

Копия рукописи «Деван» поэта хранится в Институте востоковедения АН РУз (инв. 7679) [2].

По свидетельству современников Факири, у него в доме был дутар. Возможно это и служит причиной, что потомки Факири профессионально увлекаются музыкой.

У отца Абдуджаббара было четверо сыновей по имени Абдулатиф, Абдумалик, Абдумумин и Абдураззак. Всех их называли Кори Кораном, потому что знали Коран наизусть и были наставниками. Даже мы потомки когда говорим, что мы родились в Ичан-Кале города Хивы и если нас они спросят: «Вы чьих будете?», Мы отвечаем: «Мы из расы Кори Коранцев».

У Абдураззак Кори была жена по имени Бикаджан, и у них было трое дочерей. После смерти брата Абдумумина Кори, он также взял в жёны его вдову Пашаджан и стал выполнять отцовские обязанности перед двумя его сыновьями. Через определённое время Пашаджон родила сына и назвали его Эгамберганом. Кто знал, что этот ребенок, рожденный в Хиве, внесет неоценимый вклад в будущее своей родины, своей страны, в духовное и культурное развитие будущих поколений.

Эгамберган осиротел от отца, когда был пятидневным ребенком. Однако в сложный период того периода свидетельства о рождении не выдавались вовремя. Затем детям приписывали приблизительную дату рождения, основываясь их росту и телосложению. По этой причине, по инициативе его старшего брата Маткарима (Мухаммадкарим сын Абдумумина), ставшего отцом вместо отца, дату рождения Эгамбергана зарегестрировали как 20 мая 1926 года, а инициалы - Игам Абдураззакович Муминов.

В 1934 году он был принят в 7-летнюю русскую школу «Интернационал» в г. Хиве, которую окончил в 1942 году.

В 1938 году он присоединился к Хивинскому духовому оркестру. Хотя он начал свое обучение как исполнитель тенора, позже он научился игре на кларнете у сына своего учителя. В 1940 году устроился на работу в Хивинский государственный театр. Однако из-за разразившейся войны весной 1942 года и театр, и оркестр прекратили свою деятельность.

В 1942 году И. Муминова пригласили работать в оркестр духовых инструментов, действовавший в городском парке Ургенча (столица Хорезмской области), где он продолжил свою работу, а в 1943 году пошел добровольцем в армию. Во время службы в армии в 1944 году он сочинил музыкальные произведения в жанрах марша и вальса.

Демобилизован в октябре 1950 г. Во время службы в армии, увидев талант И. Муминова, дирижера духового оркестра открыл путь в музыкальное училище в Харькове. Но Игам вернулся на родину, потому что он был патриотом, гуманистом и человеком, считавшим семью священной крепостью, и в этом же году, в этом месяце, он был принят в Бухарское музыкальное училище. Благодаря своему настоящему таланту, практическим и особенно теоретическим знаниям, он окончил 4-летнюю учёбу за один год, т.е. в 1951 году. В сентябре этого года он поступил в Ташкентскую Государственную консерваторию по классу кларнет.

С 1952 по октябрь 1956 года работал музыкантом оркестра Театра юного зрителя имени Ахунбабаева.

В 1956 году окончил Ташкентскую Государственную консерваторию и вернулся в родную Хиву. И. Муминов - человек с абсолютным слухом, к тому же Первый кларнетист Хорезма. Он начинает работать педогогом в Хивинской детской музыкальной школе в октябре этого года. Его первой задачей было ходить из дома в дом, чтобы заинтересовать жителей и детей музыкой. Несмотря на тяжелый период после Великой Отечественной войны, И. Муминов внес большой вклад в духовное и культурное воспитание подрастающего поколения.

С 1959 по 1973 годы работал директором этой же музыкальной школы. За годы работы он отремонтировал и оборудовал музыкальную школу, создав все условия для юных артистов. В 1973-1978 годах он продолжил педагогическую деятельность, теперь ему доверили преподавание не только кларнета, но и сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературы. Для этого была причина. Так как...

Так как И. Муминов - человек, жаждущий знаний. Будучи студентом, он связался с Московской консерваторией по почте, чтобы улучшить свои теоретические знания. В ответ специалисты Московской консерватории прислали ему пластинки. После того, как Муминов овладел знаниями, экзамены проводились по почте. В нынешние дни прогресса это можно сравнить с обучением на растоянии, через интернет, Online.

С сентября 1978 г. по сентябрь 1986 г. работал учителем в Детской музыкальной школе № 2 г. Ургенча. Он вышел на пенсию в 1986 году. С этого года по июнь 2002 года работал в Детской музыкальной школе № 12 Хивинского района.

В 1971 году в Хивинской районной газете «Пионер Востока» было опубликовано, что оперу «Гуси-лебеди» поставили учащиеся Хивинской музыкальной школы. (Первая детская опера в Узбекистане)

В 2000 году за самоотверженный труд был награжден орденом «Эль-Юрт Хурмати» («Уважаемому народом и Родиной»). Рождение столь талантливого Игама Муминова - это и является большим вкладом Адураззака Факири в будущее узбекской музыки. Стихи Факири также используются в узбекской классической музыке.

Сегодня пятеро из шестерых детей Игама Муминова (3 девочки, 3 мальчика) продолжили профессию отца. Его внуки и правнуки также вносят свой вклад в развитие музыкальной индустрии и развитие молодых исполнителей. Его ученики - Рустам Абдуллаев (председатель Союза композиторов Узбекистана, профессор), Батыр Матякубов (кандидат искусствоведения, профессор).

Игам Муминов скончался 27 июня 2019 года. Но он продолжает жить в сердцах и творчестве его потомков и учеников.

Список литературы / References

1. Личное интервью с Игам Муминовым. Хорезм. Хива: 9 мая 2014.

2. Мирзаев В. Абдураззок Факири. Ташкент, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.