Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОРЕЗМА'

ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОРЕЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ИЧОНКАЛА / КРЕПОСТЬ КАЛАДЖИК / УЛЛИ ХОВЛИ / ДЕВКАЛЪА / ОЛМАОТИШГАН СВЯТЫНИ / СУВЕНИРЫ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бектурдиева Шаҳинахон Қурбанбай Кизи

В статье рассматривается имеющийся туристический потенциал Хорезмской области, одного из древнейших поселений Республики Узбекистан, для развития внутреннего туризма. В частности, будет рассмотрен туристический потенциал музея-заповедника Ичон-Кала в Хиве и историко-культурного памятника Каладжик-Кала, расположенного в 21 км к востоку от Хивы, Улли ховли в Ургенче, Девкалъа в Хазараспе, Олмаотишган в Янгиарыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TOURIST POTENTIAL OF KHOREZM

The article examines the existing tourism potential of the Khorezm region, one of the most ancient settlements of the Republic of Uzbekistan, for the development of domestic tourism. In particular, the tourist potential of the Ichon-Kala Museum-Reserve in Khiva and the historical and cultural monument Kaladzhik-Kala, located 21 km east of Khiva, will be considered, Ulli hovli in Urgench, Devkala in Khazarasp, Olmaotishgan in Yangiarik

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОРЕЗМА»

УДК 379.85

Бектурдиева Шахинахон ^урбанбай кизи Bekturdiyeva Shaxinaxon Qurbonboy qizi

Студент Student

Ургенчский Государственный Университет Urgench State University

ВНУТРЕННИЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ХОРЕЗМА DOMESTIC TOURIST POTENTIAL OF KHOREZM

Аннотация. В статье рассматривается имеющийся туристический потенциал Хорезмской области, одного из древнейших поселений Республики Узбекистан, для развития внутреннего туризма. В частности, будет рассмотрен туристический потенциал музея-заповедника Ичон-Кала в Хиве и историко-культурного памятника Каладжик-Кала, расположенного в 21 км к востоку от Хивы, Улли ховли в Ургенче, Девкалъа в Хазараспе, Олмаотишган в Янгиарыке.

Abstract. The article examines the existing tourism potential of the Khorezm region, one of the most ancient settlements of the Republic of Uzbekistan, for the development of domestic tourism. In particular, the tourist potential of the Ichon-Kala Museum-Reserve in Khiva and the historical and cultural monument Kaladzhik-Kala, located 21 km east of Khiva, will be considered, Ulli hovli in Urgench, Devkala in Khazarasp, Olmaotishgan in Yangiarik

Ключевые слова. Внутренний туризм, Ичонкала, крепость Каладжик, Улли ховли, Девкалъа, Олмаотишган святыни, сувениры, систематизация внутреннего туризма.

Key words. Domestic tourism, Ichonkala, Kaladzhik fortress, Ulli hovli, Devkala, Olmaotishgan , shrines, souvenirs, systematization of domestic tourism.

Древний Хорезм в течении нескольких тысячилетия был легендарным краем, в котором происходили разные исторические события. Оно расположено на дельте реки Аму в Средней Азии. Эта дельта является очень широкая и простирается на территории ближе к 50 тыс. кв. км. С северо-востотока его окружает плато Устюрт, с восточной части пустыня Кызылкум и возвышенность

Султан Увейс, с юго-западной части песками Каракума. В этих бесконечных пустынях можете увидеть более 300 крепостей.

Эти места очень красиво смотрятся во время солнечного заката. Направляя свой взор на эти древние крепости под открытом небом, перед глазами появляется остатки древнего великого государства. Это государство великих Хорезмшахов, которое прославилась на весь мир со своей легендой и знаменитым наследником государства Джалалиддином Мангуберди, который до сих пор в устах народа. Так описано в грузинской литературе: «Цар сказал-«Хорезм шах правит Хорезмскою страной. Если он отдаст нам сына-кто сравниться С ним другой».

И царица подтвердила:» Хоразмиец Славный нам

Сына даст в зятья, который не подстать Ничьим сынам» [4, с.13] .

Конечно, в это время Хорезм посещали путешественники и купцы из всего мира. В стране развивалась наука и вместе с этим, оно являлось и центром пропаганды религии Ислам. В стране проживало очень много людей, и они вели оживленную жизнь. Однако, после завоевания монголов, от этого государства остались только руины. На сегодняшний день, сохранившийся Кунъя Ургенч и остатки медресе Турабекханым нуждаются в реконструкции.

На сегодня Хорезмская область, считавшийся самой маленькой областью Республики Узбекистан и до сих пор возвыщает свою славу со своими историческими архитектурными строениями. Хива - является один из многих городов - музеев с историческими памятниками, которые пережили различные природные катастрофы, экономические и социальные кризисы. На ее лице отрожается история древнего Хорезма. Особенно та часть города, где сохранились древние памятники, сегодня представляет большую ценность как

город-музей под открытым небом. То, что Хива был включен состав всемирного наследия со строны ЮНЕСКО является гордостью для всего Узбекистана.

Территория Ичан калы появилася в V веке до н. э. Выходит, что уже прошло 2500 лет с появления данного города. Придя к XIX веку город расширяется, и делится на две части Ичан кала новый Шахристан (внутренний город) и Дишан кала рабат (внешний город). В окрестностях города были расположены десятки деревень.

Зайдя в Ичан калу появляется чувство будто бы попали в средние века. Его великолепные монументальные здания отражают яркую архитектуру и исскуство того времени. Нет сомнений в том, что город является историко-туристическим районом, сохранившимися с неизмененном виде памятниками Ичан калы, структурой рынков, торговых платок, национальностью предлагаемых в них продуктов.

Исследователи попытались подсчитать, сколько времени потребуется на осмотр музей-заповедника Ичан кала. Давайте приведем их данные в полном объеме: "Количество исторических объектов, расположенных на территории Ичан кала, составляет 54. В среднем требуются около 5 минут, чтобы обойти каждый объект без каких-либо объяснений. Значит, за 4 часа 50 минут можно получить первоначальное представление о крепости. В среднем на то, чтобы осмотреть и получить подробное сведение о городе, требуется от 3 до 7 дней, в зависимости от интересов человека". [2, с.49]

Историко-архитектурные объекты Ичан калы крайне интересены. Заходя в музеи, становимся свидетелями того, как само здание построено на народных традициях.

Только в самой Ичан кале видим высокий туристический потенциал только. Крепость площадью 26 га имеет четыре ворот (В исторических источниках существуют сведения, что их было 9). Каждый из ворот имеет историческое значние (Богча дарвоза, Ота дарвоза и т.д). Двери Ота дарвозы у главного входа является старинным образцом резьбы по дереву. Оно было

построено в ХУП-ХУШ веках. Медресе Мухаммад Амин-Хана, построенное в XIX веке и находящийся при входе через ворота, датируется 1855 годом, однако строительство не было завершено, и прилегающей к нему голубая башня «Калта Минар» и мечеть Джоме (Джума) являются историческими достопримечательностями, которые туристы могут осмотреть. Именно, более 200 резных колонн и минаретов в Джума мечети поражают своей красотой и историей. Самые старые орнаментные и без узорные колонны, датируются X веком, а последние - XIX веком. [6, с.41].

Полный комплексов Куня арк, относящийся к ХП-Х1Х векам (включающий ханскую резиденцию, старый курган, мечеть, приемную, гарем, монетный двор, оружейный склад и тюрьму (зиндон)) привлекает своей историей и архитектурой.

Способами путишествия за памятниками в Хиве можно считать следующие.

1. Прогулка пешком по улицам. Ведь, объекты здесь соседствуют друг с другом и находятся в комплексе на одной территории.

2. сверху. Ичан калу можно обойти, пройдя вдоль стены, которая окружает его. Или же, следует подняться на смотровую башню через тронный зал комплекса Куня арк и оттуда можно наблюдать всю красоту старого города. Также, можно наблюдать за городом сверху через минарет Ислам Ходжа (высотой 57 м), который сейчас является самым высоким зданием в городе.

3.Наблюдение окрестностей города на автомобилях.

4. Хива имеет возможность развивать туризм посещения священных мест. Ведь, здесь высоко поднялись святыни известных представителей суфийского пути религии ислама. Например, мавзолей Саида Аловиддина (XIV-XXI вв.), стоит перейти Западную дорогу, чтобы посмотреть, как многие мусульмане посещают эту святыню. Говорят, что Саид Аловиддин Мухаммад был родственником пророка и являлся замечательным суфистом пропагандирующим религию ислама в этом регионе в XIII веке. Еще одним знаменитым паломником

мусульман является мавзолей Пахлавона Махмуда, украшенный очаровательными голубыми куполами и орнаментами. Пахлавон Махмуд (живший в XIV в.) был известным борцом, поэтом, философом и мастером кожевенного дела. Рядом с его мавзолеем находятся покои нескольких ханов и их семей. Или же, комплекс Нуриллабой был построен в честь сына царевича Исфандиер-хана хивинским ханом Мухаммадом Рахим-ханом II в 1893-1904 годах. После смерти отца Исфандиер-хан построил дополнительную крепость для приема иностранных гостей. Оно радикально отличается от других строений своим дизайном и архитектурой. В строительстве крепости смешались восточный и европейский стиль. Камин в русском стиле, большие широкие окна и потолки необычной цветовой гаммы, украшены геометрическими узорами и цветами в восточном стиле. Высокие двери и окна крепости были изготовлены немецкими плотниками. Племя немецких меннонитов проживали в селе Акмачит в ханстве. Можно долго говорить о туристических возможностях Ичан калы. Однако, не только в Хиве, но и во всем Хорезме есть подходящие объекты для туризма. Давайте приведём и виды и маршруты туризма.

Путешествие по историко-архитектурным памятникам. Маршрут: Аэропорт Ургенч или вокзал - Комплекс Улли ховли- Ичан кале - "Кибла тоза бог" - комплекс Саид Мохи Руйи Джахон - двор Чодра (летняя резиденция Мухаммада Рахим-хана) - Каладжик Калъа [3, с. 6] -- " Сулейман Калъа "(Хазарасп)- Амударья

Направление агротуризма. Гурланский рис - Ургенчский инжир-Хивский гранат- Катта багская яблоня- Боготский виноград - Карвакская яблоня

Гастрономический туризм: Шовотский патир- Ургенчский тухум барак -Хива шивит оши (лагман с зеленью), фарш -Янгиарик го'джани (варенный фасоль и жугари) - Ханка Дурвадикский патир

Экотуризм- поездка на верблюде или лошади по степным зонам, поездка на лодках или катерах по Шаватскому каналу, Амударье или Шуркулу

Паломнический туризм; Астана бува - Охунбоба - Мушкулкушод -Юсуф Хамадани, Норимджон бува, Ошик ойдин пир- Султан Увайс бобо

Промысловый туризм: Хивинские сувениры-Чанашикские ковры-КаттабоF - Мадирское гочарное ремесло- Элакчинский плотничье ремесло-Олажайская грубая хлопчатабумажная ткань кустарного производства (буз)

Этнотуризм: Янгибазарские узбеки- Чолишские казахи - туркмены Гойбу. Хивинские сарты- Акмачитские немцы

Подводя итоги, можно сказать, что Хорезм является один из регионов с сильным туристическим потенциалом. Однако, для организации туризма, приведенном в выше порядке необходимы большие средства и крупные инвесторы. Для организации туризма за внутренние средства области требуется длитетельный период времени.

Библиографический список:

1. Жабборов М.И. Антик маданият ва маънавият хазинаси. Тошкент.Узбекистан.1999.

2. Жуманиязова М. "Ичон калъа" - тарихий-этнографик шахдр (2013-2014 укув йили этнографик дала амалиёти х,исоботлари асосида)// Хоразм Маъмун Академияси ахборотномаси. Хива. 2014й. 4-сон. 49-бет

3. Сетмаматов М.Б. Хоразм тарихидан садо берувчи К,алажик калъасини таъмирлаш ва атрофини ободонлаштириш // Хоразм Маъмун Академияси ахборотномаси. Хива. 2020й. 8-сон.6-бет

4. Толстов С.П. Древний Хорезм. Москва, издание МГУ. 1948.

5. Ходжаниязов Г. Кадимги Хоразм мудофаа иншоатлари. Тошкент. Узбекистан. 2007

6. Хива. Ташкент. Узбекистон.1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.