Научная статья на тему 'УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
развитие речи / дети дошкольного возраста / упражнения / артикуляция / дыхательная гимнастика / мелкая моторика / моторное планирование / speech development / preschool children / exercises / articulation / breathing exercises / fine motor skills / motor planning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мехедова Р.В., Гвоздикова А.А.

В статье рассматривается важность развития речи у детей дошкольного возраста и предлагается набор упражнений, способствующих этому процессу. Представлены дыхательные, артикуляционные, игровые упражнения, а также методы развития мелкой моторики и моторного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXERCISES FOR SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

Article examines the importance of speech development in preschool children and suggests a set of exercises that contribute to this process. Breathing, articulation, and play exercises are presented, as well as methods for developing fine motor skills and motor planning.

Текст научной работы на тему «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159 Мехедова Р.В., Гвоздикова А.А.

Мехедова Р.В.

студент прикладной лингвистики (теория и практика перевода) Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Научный руководитель: Гвоздикова А.А.

старший преподаватель кафедры «Физвоспитание» Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматривается важность развития речи у детей дошкольного возраста и предлагается набор упражнений, способствующих этому процессу. Представлены дыхательные, артикуляционные, игровые упражнения, а также методы развития мелкой моторики и моторного планирования.

Ключевые слова: развитие речи, дети дошкольного возраста, упражнения, артикуляция, дыхательная гимнастика, мелкая моторика, моторное планирование.

Развитие речи у ребенка начинается задолго до появления первых слов. Новорожденные дети общаются с окружающим миром через крик. Так они не только сообщают о своих потребностях, но и тренируют органы дыхания, артикуляцию. Примерно в два месяца появляется «гуление».

Малыш нараспев произносит главные звуки и их сочетания, но делает их неосознанно. Это своеобразная подготовка речевого аппарата.

После года у детей появляется еще одна интересная особенность. Он показывает пальчиком на предмет, чтобы взрослые назвали его. Перемещая

пальчик с одной вещи на другую, он изучает названия предметов. Как правило, через полгода после появления такой активности малыш произносит первое осознанное слово, означающее предмет. Примерно с 1,5 лет при правильном речевом развитии дети начинают связывать фразы из двух слов. Однако формирование произношения звуков, оперирование предложениями - : все эти процессы протекают индивидуально. Так замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Некоторые малыши долго молчат, а потом говорят сразу фразами.

Основные этапы развития речи у ребенка.

Рассмотрим основные этапы формирования речи:

До года. В раннем возрасте малыш не способен произносить слова, но его речевой аппарат активно к этому готовится. Во время плача развиваются органы дыхания, артикуляции, голосовые связки. С 5 недели жизни младенец реагирует на речь, с 8-й недели - начинает гукать, после 2 месяцев - распевать гласные звуки, а после 5 месяцев - лепетать слоги [1].

Осознанное использование лепетных слов - ма-ма, дай, ба-ба - начинется в 9 месяцев и старше. К году в арсенале малыша есть 10 простых слов. Он реагирует на простые требования: «Дай мяч», «Закрой дверь».

1. От 1 до 2 лет. В этот период малыши произносят названия предметов. Они оперируют существительными, некоторыми глаголами и прилагательными. К концу этого этапа они могут составлять предложения из двух слов.

2. От 2 до 3 лет. Увеличивается словарный запас. Так в детском активном словаре растет количество прилагательных, глаголов, появляются предлоги и союзы. Произношение еще несовершенно, но становится более понятным. От 3 до 4 лет. Малыши могут составлять фразы из 3-4 слов. Они называют свое имя, фамилию, части тела. Могут составить текст из 2-4 предложений. Воспринимают задания, состоящие из двух действий: «Закрой дверь и сядь на диван» [2].

3. От 4 до 5 лет. Ребенок использует обобщающие слова, пользуется словообразованием, пересказывает сказки. В этом возрасте налаживается произношение. Трудности возникают только со звуками [р] и [л]

4. От 5 до 7 лет. К концу дошкольного возраста ребенок легко называет 56 характеристик предмета, меняет словоформы в предложении, пересказывает и делится впечатлениями. Он правильно произносит все звуки и не переставляет слоги. Могут возникать трудности лишь с очень сложными словами: «экскаватор», «электричество» и другие.

К концу детского сада основные речевые навыки уже сформированы. Ребенок готов к дальнейшему обучению: чтению, письму, восприятию материала на слух.

Упражнения для развития речи:

I. Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха:

a) Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри,

b) Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых,

c) Делаем пособия на ниточках - бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них,

d) Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса,

e) Показываем «ветерок» — дуем друг на друга,

1") Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга,

g) Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта [3].

II. Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата:

a) Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем - целуемся,

b) Развиваем артикуляционные мышцы:

1. Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками,

2. Показываем язычок - дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно,

3. Показываем зубы - «У кого есть зубки?!»,

4. «Лакаем молоко» как кошка.

с) Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!

Как коровка мычит? Му-му-му!

Как барабанчик стучит? Та-та-та!

Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!

Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!

Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

III. Эффективные игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь:

a) Прятки игрушек под платочком,

b) Дай! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера),

c) Покажи! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой),

ё) Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые),

е) Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет [4].

IV. Пальчиковые игры и пальчиковый массаж

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

V. Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

1. Регулярность занятий,

2. Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы,

3. Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога. Например:

1. Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват,

2. Использование двух рук сразу,

3. Использование не ведущей руки для выполнения задания,

4. Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина и т.д.),

5. Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз,

6. Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма,

7. Любые задания с использованием новых инструментов, материалов,

задач.

В данной научной работе мы можем понять, что развитие речи при помощи различных упражнений позволяет существенно ускорить, как например насколько раньше ребенок начнет говорить так и развить речь у детей с проблемами в развитии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. 57 упражнений для запуска речи у малышей // ИВАНТЕР ПЛЮС URL: https://bestbabyclub.ru/zrr-excercises/ (дата обращения: 12.05.2024);

2. Никитина, А. В. Пальчиковые игры и логоритмические упражнения для развития речи детей 4-5 лет. — (Школа весёлого пингвина). / А.В. Никитина. -Санкт-Петербург: КАРО, 2021. - 96 с. - ISBN 978-5-9925-1536-7. - URL: http://m.ibooks.ru/bookshelf/392421/readmg (дата обращения: 12.05.2024). - Текст: электронный;

3. Гончарова В. А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие / В.А. Гончарова, Т.А. Колосова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2020. - 128 с. - ISBN 978-5-9925-0723-2. - URL: https://www.ibooks.ru/bookshelf/345313/reading (дата обращения: 12.05.2024). -Текст: электронный;

4. Михаленкова И. А. Эффективные игры и упражнения для развития интеллекта: Для детей старшего дошкольного возраста. — (Школа веселого пингвина) / И.А. Михаленкова, Н.В. Анисимова, Н.В. Мирошниченко, К.В. Дроздовская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2020. - 116 с. - ISBN 978-5-9925-1471-1. - URL: http://rn.ibooks.ra/bookshelf/392440/readmg (дата обращения: 12.05.2024). -Текст: электронный

Mehedova R. V., Gvozdikova A.A.

Mehedova R.V.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

Scientific advisor: Gvozdikova A.A.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

EXERCISES FOR SPEECH DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: article examines the importance of speech development in preschool children and suggests a set of exercises that contribute to this process. Breathing, articulation, and play exercises are presented, as well as methods for developing fine motor skills and motor planning.

Keywords: speech development, preschool children, exercises, articulation, breathing exercises, fine motor skills, motor planning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.