Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ (АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Е.А. БУШИНСКАЯ)'

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ (АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Е.А. БУШИНСКАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / РЕЧЬ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушинская Е. А.

В статье описывается комплексная речевая гимнастика для детей 3-7 лет, отмечается актуальность её применения в современных условиях. Рассматривается структура построения комплексной речевой гимнастики. Предлагаются упражнения, входящие в её состав, а также даются методические рекомендации при выполнении упражнений комплексной речевой гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ (АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Е.А. БУШИНСКАЯ)»

УДК 373.24

Е.А. Бушинская

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ (АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА Е.А. БУШИНСКАЯ)

В статье описывается комплексная речевая гимнастика для детей 3-7 лет, отмечается актуальность её применения в современных условиях. Рассматривается структура построения комплексной речевой гимнастики. Предлагаются упражнения, входящие в её состав, а также даются методические рекомендации при выполнении упражнений комплексной речевой гимнастики.

Ключевые слова: звукопроизношение, комплексная речевая гимнастика, речевые нарушения, речь, фонематический слух.

Правильная, хорошо развитая речь - это один из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе, который имеет важное значение для формирования полноценной личности дошкольника и универсальных учебных действий, являющихся ведущими в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Однако по данным российских медицинских и образовательных организаций, сегодня около 85% детей имеет нарушение речевого развития [2, с. 87], что оказывает отрицательное влияние на процесс обучения грамоте, развитие высших психических функций и овладение чтением и письмом. Кроме того, в современной системе дошкольного образования отмечается закрытие логопедических групп, открытие логопедических пунктов и отсутствие учителей-логопедов в большинстве детских садов, что также приводит к усугублению развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Все проблемы, связанные с нарушением речевого развития дошкольников, ложатся на плечи воспитателей, не имеющих дефектологического образования, а также родителей, дети которых посещают дошкольное образовательное учреждение. Кто должен помочь нашим детям? Кто поможет им заговорить правильно, красиво и чётко, даст им возможность развиваться полноценно? Ответ на все эти вопросы один: ЛОГОПЕД.

В связи с современной системой дошкольного образования учитель-логопед поставлен в невыгодное положение: работая в условиях логопедического пункта, он не может комплексно оказать логопедическую помощь ребёнку, имеющему нарушения речи, что связано с большим количеством детей, посещающих логопедический пункт (20-25 человек) и нехваткой времени. Воспитатели и родители в таком дошкольном образовательном учреждении надеются на высокий проффесионализм учителя-логопеда и не оказывают ему никакого содействия в коррекции речевых нарушений. Автоматизация звуков и их постановка в условиях логопедического пункта требуют более длительного времени. Для того чтобы автоматизация нарушенного звука в произношении осуществилась более быстро и качественно необходимо взаимодействие всех участников педагогического процесса. В других детских садах, где нет ставки учителя-логопеда, воспитателям и родителям дошкольников приходится надеяться на самих себя, только они могут помочь ребёнку говорить правильно, чётко и красиво, проговаривая все звуки.

Учитель-логопед (если он есть), воспитатель и родители должны работать в системе, в которой никто ни на кого не надеется, а помогает друг другу ради осуществления одной цели: научить ребёнка правильно слышать и произносить все звуки отчётливо, нарушенные в произношении.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин, а также от совместных усилий родителей, педагогов, в окружении которых малыш растёт и развивается. Овладения грамотной, чёткой, чистой и ритмической ре-

© Бушинская Е.А., 2013.

чью осуществляется только при наличии правильного произношения звуков. Оно обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать полноценные, согласованные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата, развить фонематический слух, необходимый для формирования правильного звукопроизношения, осуществить постановку звука, нарушенного в произношении, его автоматизацию и дифференциацию помогает комплексная речевая гимнастика. Она даёт возможность детям освоить нормы звукопроизношения родного языка и подготовить их артикуляционный аппарат к правильному произношению звуков.

Комплексная речевая гимнастика проста и эффективна в применении и является решением всех вышеперечисленных проблем, с которыми сталкиваются родители, воспитатели и учителя-логопеды. Использование комплексной речевой гимнастики позволяет формировать правильное звукопроизношение не только в стенах логопедического кабинета, но и при самостоятельном её применении дома родителями и воспитателями в детских садах.

В комплексах упражнений, представленных в комплексной речевой гимнастике [1], большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, способствующих быстрому восстановлению нарушенных функций. В них органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, дифференцированных движений пальцев рук, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Кроме развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки чётких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные упражнения помогают решить следующие задачи:

- улучшить координацию движений пальцев рук,

- выработать правильное речевое дыхание,

- развить интонационную выразительность речи,

- развить познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление и воображение),

- уточнить пространственные представления,

- осуществить постановку и автоматизацию часто нарушенных звуков у детей дошкольного возраста ([с], [ш], [ж], [л], [р]) изолированно и в слогах.

Все артикуляционные упражнения, входящие в состав комплексной речевой гимнастики, сопровождаются голосовым оформлением и движениями рук, что усиливает воздействие на двигательный центр, снимает и забирает на себя напряжение с органов артикуляции. Синхронизация движений рук и органов артикуляции способствует расширению зрительного диапазона, равномерному распределению внимания, заключающемуся в необходимости следить одновременно за движениями языка и рук [4, с. 16], а также способствует активизации моторных речевых зон головного мозга, что, по мнению М.М. Кольцовой, приводит к развитию речевой функции, формированию правильного звукопроизношения [3].

Комплексная речевая гимнастика является авторской разработкой, в основу которой положен комплексно-игровой метод коррекции речевых и психофизических нарушений. Данная гимнастика позволяет максимально активизировать работу всех мышц артикуляционного аппарата и пальчиковой моторики, автоматизировать нарушенные звуки изолированно и в слогах, развить речевого дыхание и интонационную выразительность речи. Проводится такая артикуляционная гимнастика учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а также родителями, заинтересованными в овладении детьми правильным звуко-произношением.

При отборе материала для комплексной речевой гимнастики соблюдалась определённая последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность мышц губ (упражнения для губ) и дифференцированные движений пальцев рук. Постепенно первоначальные артикуляционные упражнения заменяются упражнениями, которые направлены на формирование определённого артикуляционного уклада, являющегося основой для правильного произношения звука, нарушенного в произношении (упражнения, направленные на формирование кинестетических ощущений от положения языка). Выполнение указанных упражнений осуществляется параллельно с развитием фонематического слуха (соотнесение слу-

хового образа звука и его произнесение). Данное направление работы основывается на положении о том, что кора задней трети верхней височной извилины (зона Вернике), участвующая в слуховом анализе и синтезе, имеет тесные ассоциативные связи с задними отделами нижнелобной зоны (зона Брока), что и делает эту часть височной зоны весьма приспособленной для анализа и синтеза речевых звуков, в которых существенную роль играет артикуляционный аппарат [5, с. 91]. Поэтому, развитие артикуляционной моторики и фонематического слуха осуществляется одновременно с формированием правильного звукопроизношения, так как данный вид коррекционно-развивающей работы оказывает компенсаторное воздействие на поражённые речевые участки коры головного мозга и способствует дальнейшему речевому развитию.

Затем отрабатываются чёткие артикуляционные уклады, проводится работа по развитию речевого дыхания и интонационной выразительности речи. Также используются упражнения на переключаемость движений, согласованную работу органов артикуляционного аппарата (упражнения, направленные на формирование кинетических ощущений от движений языка) и дифференцированных движений пальцев рук. Любое упражнение, входящее в состав комплексной речевой гимнастики, осуществляется параллельно с развитием мышц пальцев и кистей рук. В таблице 1 представлены упражнения, входящие в состав комплексов упражнений комплексной речевой гимнастики, по каждому направлению работы формирования правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха. При разучивании отдельного упражнения следует обращать внимание как на точность выполнения, так и на синхронизацию и координацию движений.

Таблица 1

Виды упражнений комплексной речевой гимнастики

Направления работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха Виды упражнений

1 .Развитие подвижности мышц щёк и губ 1. Упражнение «Домик открывается»: улыбнуться, широко открыть рот и произносить звук [а], одновременно ритмично сжимать и разжимать пальцы рук (упражнение «Жмурки») на каждый произнесённый звук. 2.Упражнение «Толстячки»: надуть щёки и изобразить руками шарик (соприкасаются запястья и пальцы рук), (упражнение «Шарик»). 3. Упражнение «Худышки»: втянуть щёки, ладони выгнуть внутрь и соединить бугорками, пальцы и запястья развести как можно дальше (уп-ражнение «Шарик лопнул»). 4.Упражнение «Улыбка - трубочка»: руки установить на уровне груди, пальцы развести в стороны и произносить слог [пы] (упражнение «Улыбка»), затем руки соединить, ладони вместе, пальцы развести в стороны и произносить слог [пу] (упражнение «Трубочка»).

2.Формирование кинестетических ощущений от положения языка (формирование артикуляционных укладов на звуки) 1. Упражнение «Моторчик»: присосать кончик языка в нёбную ямочку, сделать вдох ртом, на выдохе произносить [тр] и одновременно рисовать на столе завиток указательными пальцами левой и правой руки на столе (упражнение «Улитка»). Важно! Если ребёнок не может произнести сочетание звуков [тр], то тогда необходимо кончик языка поставить в нёбную ямочку и произносить звук [д], ускоряя темп произнесения сплавным переходом на звук [р]. Выполнение упражнения руками остаётся то же самое. 2.Упражнение «Чашечка»: поднять боковые края и широкий кончик языка вверх, занести «чашечку» в рот и произносить звук [ш], при этом кисти рук изображают глубокую чашечку (упражнение «Чашечка»). Важно! Если ребёнок не может произнести звук [ш], то тогда необходимо удерживать языком только «чашечку», выполнение упражнения руками остаётся то же самое.

Окончание таблицы 1

Направления работы по формированию правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха Виды упражнений

3. Упражнение «Солдатик»: поднять язычок вверх, убрать его за верхние зубки так, чтобы кончик языка упирался в них, и произносить звук [л], при этом ладонь правой руки упереть на пальцы левой руки (упражнение «Солдатик»). Важно! Если ребёнок не может произнести звук [л] при поднятии язычка за верхние зубки, то тогда необходимо кончик языка зажать между зубами и произносить звук [л], получится межзубный его вариант. Выполнение упражнения руками остаётся то же самое.

4. Упражнение «Горочка»: убрать кончик языка за нижние «зубы» и произносить звук [с], кисть правой руки согнута и образует «горочку» (упражнение «Горочка»). Важно! Если ребёнок не может произнести звук [с], то тогда необходимо кончик языка убрать за нижние зубы, удерживать его в таком положении, выполнение упражнения руками остаётся то же самое.

3. Формирование кинетических ощущений от движения языка 1.Упражнение «Часики»: улыбнуться, широко открыть рот, язык высунуть вперёд и осуществлять им движения вправо-влево. Локоть правой руки поставить на стол, пальцы сжать в кулак, указательный палец выставить вперёд, выполнять им движения вправо-влево в соответствии с движениями языка (упражнение «Часики»). 2. Упражнение «Болтушка» (без голоса): осуществлять быстрые движения языком вперёд-назад, цепляясь за верхнюю губу, пальцы ведущей руки образуют «чашечку» и повторяют движения языка (упражнение «Болтливый язычок»). 3. Упражнение «Мячик»: рот закрыть, осуществлять движения языком с внутренней стороны рта, плавно очерчивая кончиком языка круг, затем выполнять движения языком в обратном направлении. Указательный палец вытянуть вперёд и выполнять им движения в соответствии с движениями языка (упражнение «Нарисуй круг»).

4.Развитие голоса и речевого дыхания 1. Упражнение «Свекла растёт»: сделать вдох ртом, вытянуть руки перед собой, на выдохе произносить [ох-ох], начиная тихо и заканчивая громко, при этом руки поднимаются вверх в соответствии с повышением модуляции голоса. 2.Упражнение «Вкусные яблоки»: сделать вдох ртом, ладошки расположить параллельно друг другу на уровне груди, на выдохе произносить [м-м-м-а], при этом на [а] необходимо хлопнуть в ладошки. 3. Упражнение «Соберём ежевику»: правую руку вытянуть вперёд, сделать вдох ртом, на выдохе руку согнуть в локте, повернуть к себе и произносить [у-у-х], сначала громко, затем тихо.

Надо отметить, что выработка артикуляционного уклада на определённый звук представляет собой длительный и трудоёмкий процесс, требующий систематической работы. Одни комплексы упражнений ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие - за несколько месяцев. Например, формирование «чашечки» (артикуляционный уклад для звуков [ш] и [ж]), «горочки» (артикуляционный уклад уклад для звуков [с] и [з]), поднятие языка вверх, за верхние зубы и к альвеолам (артикуляционный уклад для звуков [л] и [р]) вызывают у детей значительные трудности, которые оказывают отрицательное влияние на развитие речевой функции. В связи с этим при формировании артикуляционного уклада следует обращать внимание на графу «Важно», в которой родители, воспитатели или учителя-логопеды найду для себя важную информацию, направленную на учёт индивидуальных артикуляционных возможностей ребёнка.

Выполнение упражнений, входящих в состав комплексной речевой гимнастики, требует от дошкольника больших энергетических затрат, определённых усилий и терпения. Эффективность выработки артикуляционного уклада на нарушенный звук зависит от систематического повторения и выполнения комплекса упражнений. Однако иногда ребёнок отказывается выполнять упражнение, что связано с необходимостью многократного повторения артикуляционных укладов, создание которых вызывает у дошкольника трудности. В связи с этим комплексная речевая гимнастика, содержащая упражнения, которые имеют условные названия или связаны с определённым игровым образом, вызывает интерес, не утомляет и способствует воспитанию устойчивости внимания, а также усидчивости у детей [1]. Все предлагаемые задания тесно взаимосвязаны между собой: голосовые упражнения позволяют развивать речевое дыхание, повторение слоговых сочетаний - подвижность и переключаемость органов артикуляции, а развитие дифференцированных движений пальцев влияет на развитие речевой функции в целом. При проведении комплексной речевой гимнастики следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

1. Проводить комплексную речевую гимнастику следует ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более точными.

2. Непосредственная работа над развитием артикуляционной и пальчиковой моторики должна занимать не менее 5 минут, а всё занятие 15-20 минут, при условии наличия коротких перерывов (пауз) перед каждым новым движением. Они позволяют взрослому контролировать качество движения, а ребёнку - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои движения.

3. Комплексную речевую гимнастику необходимо выполнять сидя перед зеркалом, так как в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать ребёнка перед зеркалом надо так, чтобы он хорошо видел лицо логопеда (педагога, родителя) и его губы. Если малыш выполняет упражнение с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

4. Некоторые упражнения, входящие в состав комплексной речевой гимнастики, проводятся под счёт, который ведёт взрослый, что позволяет вырабатывать устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

5. Упражнения следует выполнять поэтапно. Кроме того, необходимо осуществлять поэтапную проверку выполняемого упражнения, так как это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.

6. Взрослый (педагог, родитель) должен обращать внимание на графу «Важно», следить за качеством, точностью и синхронизацией выполняемых движений, в противном случае комплексная речевая гимнастика не достигает своей цели.

Таким образом, комплексная речевая гимнастика - это эффективное средство формирования правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха, развития дифференцированных движений пальцев рук, речевого дыхания и интонационной выразительности речи, а также эмоциональной сферы ребёнка. Её творческое использование педагогами и родителями приведёт не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию дошкольника, его познавательной и эмоционально-волевой сферы, формированию универсальных учебных действий.

Библиографический список

1. Бушинская Е.А. Комплексная речевая гимнастика для детей 3-7 лет: учеб. пособие для педагогов и родителей. Екатеринбург: центр Учебная книга, 2013. 64 с.

2. Гурьянова Т.Л. Проблемы формирования компетенций // Логопед. 2013. № 5. С. 86-89.

3. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка. М.: Педагогика, 1973. 144 с.

4. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: метод. рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: Каро, 2006. 92 с.

5. Пятница Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии: часть 2. / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. М.: ТЦ Сфера, 2011. 64 с.

6. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. М.: Моск-ий психоло-го-соц. ин-т, 2002. 640 с.

БУШИНСКАЯ Елена Александровна - студент Института специального образования Уральского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.