Семинар
управление эффективностью и результативностью
МИЛЮКОВ АНАТОЛИЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков, руководитель Экспертного совета КСОТ, бывший директор управления Мосбизнесбанка, бывший руководитель группы экономических консультантов председателя ВС РФ, бывший исполняющий обязанности генерального директора Парламентского центра РФ. Доктор экономических наук, профессор.
Родился в 1938 году в Гомельской области, Белоруссия. В 1956 году окончил Пинский учетно-кредитный техникум, а в 1960 году - Московский финансовый институт.
В 1970-1980-е годы работал в экономическом отделе ЦК КПСС. В 1987-1990 годах - заместитель заведующего социально-экономическим отделом - руководитель группы экономических консультантов ЦК КПСС. В1985-1987годах - первый заместитель заведующего отделом по вопросам совершенствования управления народного хозяйства аппарата Совета министров СССР. В 1990-1991 годах был руководителем экономического отдела в аппарате президента СССР. Отдел обеспечивал анализ и экспертизу социально-экономического развития страны.
С 2001 года работает в Ассоциации российских банков. В настоящее время - вице-президент ассоциации. Имеет ряд опубликованных монографий, статей общим объемом свыше 160 печатных листов.
Управление
эффективностью
экономики России
(Финансовый аспект)
В наше беспокойное время такие страсти накаляются вокруг различных проблем, в том числе экономических. И самое время поговорить
об эффективности экономики, об эффективности производства.
Я убежден, что экономический рост - главная исходная забота, которая должна нас всех волновать. Сейчас есть несколько подходов к развитию экономики России и, в частности, к темпам роста. Одни считают, что ускорение или повышенные темпы роста для нас вообще не актуальны. Что сначала надо разобраться в делах, которые мы натворили, и исправлять их. А потом уже как получится, так и получится.
Есть и другая точка зрения, которая более распространена, ее поддерживал в своей статье Владимир Владимирович Путин, что наш сложившийся темп роста примерно 4% - это не так уж и плохо, что это выше, чем у многих развитых стран, и в общем дела у нас идут успешно. Но мои расчеты показывают, что это плохо - 4%. 4% для нас - это топтание на месте еще 4, 5, 6,
7 лет в стагнации, в поисках каких-то частных решений. Нам надо выходить на 6-7% роста.
Почему это так важно? Потому, что от того, как мы мобилизуем наши возможности, от того, как мы мобилизуем наши резервы, от того, как мы успешно пойдем вперед, зависит ре-
2012 ■№ 1 (70)
шение не только наших важнейших общестратегических экономических задач, оборонных, но и в целом поднятие уровня жизни, общая ситуация в стране. Нам надо ориентироваться на более высокие темпы роста. Возможностей для этого у нас много.
Я попытаюсь остановиться на трех проблемах: проанализировать уровень эффективности производства, затем - возможные пути его повышения и, самое главное, финансово-банковские
на тысячу населения в России - 9,7. В США - 2,7, в Японии - 1,9 и т. д. Огромное количество людей отвлечено на обеспечение государственного аппарата. Основная проблема состоит еще и в том, что тот аппарат, который отвлечен от производства, работает неэффективно.
Теперь возвратимся к производству. Если на АвтоВАЗе разделить число выпускаемых в год автомобилей на число работников, получается 7. А на «Форде» - 25,9. В «Тойоте» - 27. Потряса-
_ эффективное Антикризисное "правление
рычаги этого роста.
Россия явно проигрывает в производительности труда...
Эффективность производства
Итак, по поводу производительности труда как основы для экономического роста. Если взять данные Всемирного банка, мы видим, что по производительности труда, если измерять в расчете на одного работника и особенно -на один час рабочего времени, мы очень сильно отстаем. Россия в три раза как минимум отстает от США, не говоря уже о Норвегии и так далее. Правда, в печати встречается и более суровая оценка, что отставание идет в 4-4,5 раза. Я помню, что мы во времена социализма мучились над тем, что отставание в 2 раза нас губит, что надо что-то исправлять, и так далее. Сейчас это отставание, к сожалению, усилилось, и довольно существенно.
Но проблема даже не в том, что у нас производительность труда ниже, -проблема в том, кто создает прибавочную стоимость и кто реально формирует производительность труда. У нас снизилась доля работоспособного населения, которая действительно что-то производит. У нас множество военных, множество властных структур, священнослужителей, нотариусов, адвокатов и т. д. Такого огромного количества людей, не создающих реальной производительности, вообще трудно себе представить. Теперь посмотрим, какова эффективность наших силовых органов. Количество сотрудников силовых органов
Показатели производительности труда
3 ВВП >ьт спіши л работника. тыс ДОпЛ. США
■ ВВП н* 1 чэс рабочего ІРЙММИ, ДОЮ США
0,00 20,00 40,00 60.00
Палочники: ОЭСР, Всемирный банк
00.00 100.00 120,00
...но основная проблема в том, что реально создает прибавочную стоимость очень ограниченный круг трудящихся
Й личный сктав вооруженных снп и епецспуиО
□ ГПЧ Л .11, ЦП 11 ПЛС7 ІIIЛ
структур всех урое-чй Минне-!ерсти и ведоме?а в сдоипсчис Пу*Г|П н\-*1
□ і ін>,.:инмп т;к: I иь. *
еірамиьи (іруґгур
□ НЗІ4М/С1І, сотрудлоин ЩЛЩЦЧАСКИТ бчро.
аДВСЛЙТ и л ЗВЩЮЧ^ЫЫО
□ ндерог пвхеииаы»
, СІріЗХООШГ и
гіричмі Фиппи
■ безработные
5В%
14%
О остальные нчяі ые
Источник: агентство «РиФ»
I
Семинар
Уровень эффективности государственного аппарата невысок...
Количество сотрудников С НЛО вы к органов ка 1000 чел, населения
Франция 2
Япония Н 1,9
Топ-15 стран по количеству
зарегистрированных полицией
преступлен*!!
США ^■ 11,6
Германия 6,3
России Южная Африка ■ М 2,5
ЯГМния Н 2А
Канада ш г а
Италии ■ 1|2
Испания Ш U9
Нидерланды Я 1,3
Австралии U 1,3
Прпьи« ■ t.3
Шае^ия рм
Дании 1 0,5
Норвегии 1 0,3
Источники: Взгляд, Eurostat
ющая разница производительности. Правда, специалисты автопроизводства утверждают: в этих таблицах некорректно отражена численность занятых в сопутствующих производствах. Но это принципиально не меняет картины.
Почему же так произошло? Есть общие причины, я на них долго останавливаться не буду. Мы составили такой график - «Доли импорта по секторам российского рынка». Одежды мы ввозим
...также как и в сфере производства
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ АВТОКОНЦЕРНОВ
МГШ1
сооо
728 000
102 ООО i
х7/14
6 257 ООО
369928 (
х 16,91
5 532 000
213 000 А
х 25,97
8 547000
ШЛЫйСШН и ■ t ОД
316121 ютри
27,03
4200000
132 000
=15pfex3W
42
I
95% от потребляемой в стране, бытовой техники - 93%, лекарств - 77%, мебели -47%. Что касается экспорта: минеральные продукты в разных вариантах - почти 65%, металлы - 16%, остальное тоже ближе к сырьевым ресурсам. Значит, это все производительность общественная не повышает, потому что переработка вся в загнанном состоянии.
Вторая причина и проблема - это отсталость технологии, изношенность фондов. Эти цифры часто публикуются, я долго на них останавливаться не буду. У нас 48% основных фондов полностью изношены. Средний возраст оборудования в России - уже 28 лет. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции только 1,5%. Конечно, это мрачно, конечно, не хочется нагнетать, но это надо видеть. Надо видеть, потому что резервы в этом направлении колоссальные и укладываться в 3-4% роста просто недопустимо.
Третья проблема - весьма неожиданная для нашей страны. Это квалификация рабочей силы. Квалификация рабочей силы стала одним из главнейших тормозов развития экономики. Квалифицированных сотрудников для производства недостает. Об этом уже во весь голос говорят предприниматели, которые держат в своей собственности крупные производства.
Мне в своей жизни пришлось работать после окончания института на производстве. Я попросился на завод. Все ехали в финорганы, а я просился или в колхоз, или на завод. Мне сказали: «Ладно, ты сталинский стипендиат, - было такое, - мы тебе сделаем исключение». И послали меня на завод в Серпухов. Это оборонный завод, он назывался «почтовый ящик 1». Мы осваивали гироскопы для ракет СС-300. За период, который я там работал (а я был сначала в цехе, потом начальником планового отдела завода), производство выросло потрясающе. Мы освоили новейшие технологии. Правда, оборудование закупали в Швейцарии. Министр Сергей Александрович Афанасьев, дважды Герой Социалистического Труда, приезжал к нам на завод, он каждого высококвалифицированного рабочего знал по фамилии. Он называл их «профессора». Я потому об этом говорю, что прошло
2012|№1 (70)
несколько лет, я приехал на свои родной завод -и увидел такую картинку: некоторые из цехов закрыты, оборудование распродали, а рабочие, которые были «профессорами», торгуют на базаре, на рынке серпуховском овощами или мясом. Это уже было видно в середине 90-х годов. Я тогда работал у Николая Ивановича Рыжкова, в его Со-
Такой механизм должен включать несколько требований.
В организационном плане должна быть четко продуманная структура государственного управления. Министерства и отдельные федеральные органы должны обеспечивать обобщение и управление отраслями-подотраслями. Нужны
_ ффективное Антикризисное правление
. так же как и в сфере производства
Доля импорта на сегмента* российского ры нка, ■%.
Ойеида Еь-1сзар гемникз Лекаре таз Игруигн
АВТШОЁМЛ!
Мебель
Продовольствие Стройматериалы 1~ 11?
0 20
] 95
□ 93
:тт
□70
¡58
□47
136
Структура российского экспорта в 2010 г.
40
60
30
100
□ М.'нерал^нь* просу™
ОМ&апгни драгоценные каынн
□ Маииноироилвгьнап продукция
О Древесина н изделия из и«
' Прсдавопьсге«
■ Проч«
юзе товаропроизводителей, мы писали, кричали: «Остановите развал!» И ничего! Теперь это ничего стало колоссальной проблемой. Но ее можно исправить, надо исправлять. Надо восстановить ПТУ, восстановить производство квалифицированных сотрудников. Производительности труда без этих людей мы не получим. Я так эмоционально говорю, потому что все это пережито.
Управление
ЭКОНОМИКОЙ
В чем же проблема? Проблема - в управлении. Я в этом глубоко убежден. Дело в том, что есть некоторые базовые вопросы управления, которые должны быть решены, которые на устах у всех, о которых говорят сейчас все политики. Это дружественность делового климата, это интенсивность конкуренции, это эффективная защита прав частной собственности, это эффективность государственного управления и частногосударственного партнерства. Это такие общие, фоновые вопросы, я их не раскрываю, потому что все мы их знаем. Я остановлюсь на более конкретном экономическом подходе к управлению экономическим процессом. Самое убийственное, что мы сейчас видим, - это то, что у нас нет четкого, отлаженного механизма управления экономикой, системного управления.
четко встроенные функции каждого звена управления, порядок подготовки и сроки подготовки проектных решений, все необходимые требо-
Качественный уровень
ПрйизводитйльнйС1ьтруда в Баннам
(активы Ь.ннковскои системы/
число сотрудников), нлн.евра
Росси я ■ 1
Польша Чили ■ 1,4 В 2,6 2007
Эстония ВЮ ■ 200^
США юи
Италия
Г ермания
Испания
Финляндия
Дания
Франция
Щпщии
Швейцария
Норвегия
Нидерлан,. Ирландия
I
Семинар
Территориальная и г^еновая доступность банковских услуг
Числе банковских офисе в, на № тыс. человек населення
Процентная стачка по долгосрочным заимствованиям, ЭД
Стейны с
ВЫСОКИМ Причин МЙ*ЙНІЬЄН
2000 гооі гиг гооз -О-Актрмя ^“К-виадо ■=*^Дания
^^ИрланДн*
Ш ІІМіваІ
Нидерланды Следом я Шмун*
В.брт-дчнр
—•—Россия
2004 2005 2000 2007 2008 2009 2010 МіЬПМ “^ЧЙСИЯ
ФИНЛЯНДИЯ
ГгрНЛи^й
ИТАЛи*
^■—Норвегия
—ИґЛЛнгіЯ
---ШмАийр**
-■-США
Паночники: СОАР, ОЭСР, Банк России
I
вания. Недавно мне пришлось столкнуться с гарантиями по кредитам. Гарантии по кредитам -важнейшее дело, которое толкнет кредиты в производство, ускорит технический прогресс. Несколько постановлений выходило по этому вопросу. Триста миллиардов было выделено в бюджете на гарантии. Ничего не использовано. Банки не могли давать кредиты. Субсидиарной ответственности не было, то есть была солидарная.
Следующий раздел принятия решений - система подключения ученых, специалистов. Согласование подготовленных проектов со смежниками, с нижестоящими звеньями. Нужны программные решения.
Наконец, еще два момента. Форма обоснования предполагаемых решений, аргументы. Нужно восстановить порядок, когда каждое решение, прежде чем оно выйдет, должно проходить не-
Банковская инфраструктура России требует существенного совершенствования, особенно в региональном разрезе
Количество банкоматов
Италия
Швейцария 150
Испания 1;о
Австрия 102
Франция 97
Хорватия 64 из 100 тис. чеп-
Польша ана 1000 кВ. КЧ.
Украина _ ^
Индия я
Мексика Л 17
Беларусь щ 13
Норвегия
Россия 1 г — . і
ФИНЛЯНДИЯ |-6-
Уэбекистан , 0
Количество РОЗ-терминалов
Нидерланды ^
Великобри., | А 977
Италия
Австрия | ^^502
Бельгия 3 514
Швейцария 3 200
Испания
Франция Ші 261
Хорватия ^^534 ■ на 100 тыс, ч*л.
Польша ■ на 1000 кв. км.
Норвегия
Мексика Різо
Иидия \ 176
Узбекистан Г 143
Беларусь Г134
Украина Г 129
РЧксия КГ "1 і і
ФИНЛЯНДИЯ
Источник: СОАР
2012 ■№ 1 (70)
сколько итераций. Ты его разрабатываешь, спускаешь вниз. Получаешь обратную волну отзывов. Выправляешь. Снова следующая итерация, и так далее. Без этого, без такой координации с жизненно важными звеньями экономики невозможно создать эффективное решение, которое двинет процесс вперед. Плюс еще, конечно, формы контроля, которые крайне слабы.
Без долгосрочных комплексных программ, стратегических показателей, балансов, стимулов развития отраслей и регионов мы не сможем развить банковскую деятельность. Каждый банк, когда обращается к своему клиенту, смотрит, какова перспектива развития у этого предприятия. Если он не включен в общую программу действий, его кредитовать трудно. Мы часто кредитуем банки за то, что они не кредитуют производство, особенно под технологические процессы. Но спрашивается: кого кредитовать? Под какую идею? Под какое направление? Как можно убеждать банки кредитовать, если нет по крупным производствам развития? Есть, конечно, хорошие коллективы, особенно в металлургии, есть налаженные современные производства, но их мало.
Что надо? Я не призываю возвращаться к Госплану, хотя я вам скажу, как родилась идея Госплана. Многие, наверно, знают, что после всех революционных событий был найден умный человек академик Кржижановский, и ему было предложено создать модель стратегического развития экономики, опираясь на развитие энергетики.. И вскоре создали плановую комиссию. Плановая комиссия разрабатывала стратегию -электрификацию страны, и на эту электрификацию нанизывались, как на шампур, все остальные звенья. Затем пошло строительство комплексных металлургических заводов и так далее. А потом, к сожалению, Госплану придали функции директивные по всем отраслям, подотраслям и производствам. И он превратил весь план в директиву, в приказ. И приказ делать вот именно это и это шел сверху донизу вплоть до цехов. И задача каждого состояла в том, чтобы добиться «нижней планки». Это была, конечно, та ошибка, которая социализм во многом погубила.
Потом уже, когда пришел Косыгин к управлению правительством страны, он это понимал, он был очень мудрый человек. Я с ним десять лет проработал. Была так называемая косыгинская
Эффективное
нтикризисное
правление
Россия имеет существенный потенциал для развития электронных банковских услуг
Число банковских счетов,
имеющим дистанционный доступу млн.
Распределение плате *гиы* операций по канапам доставки, %
ІПП интернету по мОбиЛ »нпму телефону
і пмгежн и Офисе**
Чеки
■ Электронные
ПАТЧИМ*
Россия США Нидерланды
Доля пользователей электронных банковских услуг в общем числе населения России составляет всего 5%
Паночники: Bank of Russia; McKinsey Global Institute, International Data Corporation
(* включая платежи через банкоматы и Интернет / ** включая транзакции через почтовые офисы)
I
Семинар
реформа. В чем был ее смысл? Была сделана попытка соединить план со стимулами. Строили модели, стабильные нормативы. Конечно, толчки были, но это было все наивно. Это все не могло сработать, потому что рынок был отодвинут. Нужен был рынок. Реформы, которые мы начинали в 80-е годы, двигались к этому. Мне кажется, мы могли бы потом пойти по китайской модели. Я ее сторонник, но произошло то, что произошло.
Но вернемся к сегодняшней ситуации. Не нужен Госплан в прежнем виде, но плановая комиссия, которая разрабатывает программы умные, грамотные, стратегические, тактические, должна быть. Я вспоминаю, как заведовал в то время группой экономических консультантов ЦК КПСС. Руководство вызывает и говорит: «Вот, звонил сегодня Василий Леонтьев (был такой академик очень известный) и говорит: «Вы не туда ездите». Мы ездили, действительно, в Стокгольм, шведскую модель социализма изучали, социал-демократические модели Европы. Пытались найти что-то для России. Он говорит: «Идите в Японию. Япония выходила из феодального состояния, из разваленного состояния после войны методами, которые вам будут подходящи-
ми». Мне было предложено: «Возьмите бригаду и поезжайте».
В состав команды были включены известные и уважаемые сегодня экономисты (Е. Ясин, Г. Явлинский, покойный Б. Федоров и др.)
Мы две недели не вылезали из компаний, институтов, бирж. Было принято специальное решение правительства Японии дать полную возможность ознакомиться российским коллегам с местной системой. Ученые были подключены. Мы сделали большой доклад. Он был издан в Японии, мы дали его на Политбюро, было поручено министрам ознакомиться. Начали раскручивать всю модель, но было уже поздно, уже страна покатилась, и произошли события 1991 года.
Я неделю изучал все процессы в японской плановой комиссии. Потрясающее дело. Несколько тысяч человек работают при правительстве. Разрабатывают стратегию развития страны. Я спрашиваю: где же ваши тогда товарно-денежные отношения, где же ваш рынок? А мне отвечают: «Каждый уважающий себя крупный предприниматель, прежде чем развернуть новое дело, считает своим долгом сверить часы с этой
«Интернетизация» и использование ИТ - магистральное направление развития банковского бизнеса
Топ-10 сгран-пользователей интернета в Еapone, млн. пользователей {1 июня 2010 гада)
79Д%
Уровень
42,8^
32/5%
:б8,9%;
45,0%
51,7%
£2j5%j
58,4%
33,7%
лроннкнвденнй
'• se, 6%:
Число мобильны* телефонов, на 100 человек населения (1января2010 года)
Саудовская
Арэеия
Источник: Росстат, Internet. World Stats 2010, World Economic Forum / The Global Competitiveness Report 2010-2011
46 В
плановой комиссией». Прийти и согласовать. Это не директива, это ориентир работы.
Поэтому формирование такой четкой, грамотной, умной плановой комиссии было бы неплохим делом. Может, эти функции должны выполнять на базе Министерства экономического развития, но тогда надо убрать множество частных функций, которые несет сейчас министерство, а из них оставить только стратегические направления. И потом это министерство должно стать «над всеми министерствами».
Финансово-кредитный механизм
И последнее - «совершенствование финан-сово-кредитных механизмов». Несколько общих положений, фраз. Конечно, стоит задача оторваться от денежных баз, сформированных за счет цен на нефть. Нужны новые модели формирования финансовых ресурсов исходя из внутренних возможностей. Может, разграничить нефтяные деньги от внутренних ресурсов. Это большой вопрос, который надо обсуждать. Но есть один аспект, региональный. В августе прошлого года силами Ассоциации российских банков мы провели очередную, двенадцатую банковскую конференцию в Нижнем Новгороде, под одним углом зрения - «Банки и региональный аспект деятельности». Приехало очень много специалистов из регионов. Есть вещи, которые просто потрясают.
85% промышленного хозяйственного потенциала создается вне Москвы и Санкт-Петербурга, но на эти два города приходится 85% консолидированных активов банков. В условиях, когда эти банковские, экономические, финансовые, бюджетные ресурсные части сосредоточены в центре, думать о том, что регионы оживут, невозможно.
В последнее время стали чаще говорить в правительстве, что надо больше налогов оставлять в регионах. Но, судя по тем проектам, которые создаются, этого долго придется ждать. В действительности, не передав часть финансовых ресурсов в регионы, трудно что-нибудь изменить.
Тем не менее в ряде регионов даже в этих условиях пытаются скоординировать деятельность финансовых и банковских органов, увязать их со стратегическими задачами региона, скоординировать их. И добиваются очень неплохих результатов.
Теперь по банковской системе непосредственно. Есть общие проблемы. Во-первых, отношение активов финансовых органов, финансовых институтов к ВВП. Посмотрите, что происходит. В Китае банковский капитал к ВВП - 230%. В Германии - 185%. Россия здесь достаточно
2012
сильно отстает. В результате активно использовать кредиты для повышения эффективности производства мы не можем, потому что их про- , сто мало.
Поэтому первая задача - количественный рост. Еще четыре года назад мы в Ассоциации российских банков разработали стратегию развития банковской системы до 2020 года. Назвали ее «Стратегия банкизации». Потом этот термин в какой-то мере даже проник в литературу.
Недавно Минфин принял стратегию развития банковской системы до 2015 года. Там показатели существенно ниже, чем те, на которых настаивает ассоциация. Конечно, это не значит, что мы непременно настаиваем на наших показателях. Но это надо обсуждать, надо показывать, что с низким уровнем кредитов мы далеко не уедем. А нам опять говорят об опасностях наращивания кредитного портфеля, о проблеме невозврата кредитов. Такой подход сдерживает экономику, сдерживает кредитование, сдерживает развитие производства. Конечно, мы не просто должны давать банковские активы, мы должны подкрепить их теми программами развития производства, о которых я говорил подробно выше. И под эти программы давать кредиты. А сейчас вложение в экономику идет в основном не через кредитные формы, а через финансирование. Нам надо быстрее наращивать кредитный оборот. Иначе активного воздействия на эффективность добиться трудно.
Это проблема количественного роста. Но есть и другая проблема - качественного уровня. Качество работы банков - это особый вопрос. Вообще, если оценить те структуры, ту финансовую инфраструктуру, которая создана в России, то банки, пожалуй, наиболее успешно работают, наиболее успешно организованы. И я думаю, что, за редким исключением, потребители финансовых услуг должны это чувствовать.
Но этого мало. Надо резко улучшать качество работы банков в широком плане. И мы считаем, что ближайшие годы должны быть посвящены качественной работе банков. Если говорить опять о производительности труда: соотношение активов банковской системы к числу сотрудников в России составляет 1, в Нидерландах - 18, в Ирландии - 24 и т. д. Надо повышать эффективность работы самих банков.
Следующая проблема - надо расширять банковские офисы. У нас на 100 тысяч человек только 29 банковских офисов, в то время как в Италии - 52, даже в Белоруссии - 45.
Совершенствование финансовой и банковской инфраструктуры, повышение уровня квалификации финансовых работников - это же
путь развития банковских рычагов воздействия на производство.
Стандарты качества работы банков
Большую помощь банкам могут оказать разработка и применение стандартов качества банковской деятельности.
Особую роль при этом играют стандарты организации управления банковским бизнесом. Они учитывают лучший мировой опыт в области управления качеством, а также опираются на достижения отечественных банков. Разрабатываемые стандарты содержат, прежде всего, конкретные требования к конкретным банковским процессам, продуктам, на основании которых могут быть выработаны конкретные рекомендации по улучшению управления в банках.
Работа над стандартами - это важная и необходимая деятельность для банковского сообщества. Сегодня в АРБ создан специальный Координационный комитет АРБ по стандартам качества банковской деятельности, который вот уже 7 лет с широким участием банков занимается этой проблемой. Эта работа требует больших усилий, привлечения лучших специалистов банков, обобщения всего лучшего, передового и выработки предложений.
В непосредственной работе Комитета АРБ по подготовке стандартов качества принимают участие уже более 100 специалистов. В обсуждениях и дискуссиях комитета участвуют более 150 специалистов. К процессу разработки стандартов подключается все больше и больше профессионалов своего дела. Только по нашим наблюдениям, специалистами опубликовано более 80 печатных статей и интервью по данной проблеме.
Большие достижения в этой области достигнуты потому, что деятельность по подготовке стандартов опирается на практическую поддержку банков крупнейшего региона - Башкортостана. Банковские специалисты республики прониклись этой идеей и верят в нее.
За прошедший период (7 лет) подготовлены в рабочих группах, обсуждены на комитетах, конференциях и утверждены (одобрены) Советом АРБ 17 стандартов.
Деятельность по подготовке стандартов продолжается. К ней подключается все больше и больше энтузиастов, практиков, ученых.
Идеи стандартизации овладевают многими специалистами, банками. Надо решительными шагами двигаться и добиваться цели в повышении качества работы российских банков.
Ежегодно Ассоциация российских банков совместно с Банком России организовывает и проводит специализированную научно-практи-ческую конференцию «Банки. Процессы. Стандарты. Качество» в Уфе, посвященную современным подходам к управлению в банковской сфере и решению задачи повышения качества банковской деятельности.
В настоящее время Координационный комитет АРБ по стандартам качества банковской деятельности наметил разработку ряда новых стандартов. В феврале 2012 года в Уфе при поддержке Банка России состоится очередная, восьмая конференция.
Оценивая пройденный путь, можно сделать некоторые общие выводы и предложения.
Первое. Идея разработки и применения стандартов привлекает все больше банков. Одни выдвигают свои предложения по стандартам, другие - соизмеряют свои возможности. Этот процесс пошел.
Вместе с тем, общий темп и скорость распространения стандартов еще недостаточны. Есть ряд объективных и субъективных причин, сдерживающих работу по стандартизации. Их надо понимать и преодолевать.
Второе. Российские банки находятся еще во многом на этапе экстенсивного развития, когда качество работы не всегда является первейшей целью их деятельности. Зачастую на рынке действуют факторы временные, конъюнктурные, связанные с недобросовестной и несправедливой конкуренцией. Сильнейший пресс давит и со стороны регулятора, который в системе надзора предъявляет все новые и новые требования, отвлекает банки от их работы по качеству управления.
Третье. Проблема состоит и в том, что разработкой стандартов занимаются специалисты банковского сообщества на добровольных, общественных началах. В эту работу еще не включена система банковского надзора, которая могла бы положительно оценить качество работы банков, применяющих в своей деятельности стандарты. Это серьезно повысило бы стимулы работы банков во внедрении лучших методов работы.
Все эти проблемы решаемы и преодолимы. Нужна настойчивая ежедневная работа по улучшению качества стандартов, их упрощению, позволяющая применять рекомендации по стандартам в широком масштабе.
Вывод: только комплексная система
управления экономикой страны - 5алог успеха в повышении эффективности.
через редакцию:
.«4@аа])ээ^=0э=<ав!7
■И16/7 ^ ©
Факс: ([©00]) 32В'=0®,=09 e-mail. [-ХЭфЙЗОЗЭ^^
О Стоимость одного номера — TfSB рублей О Стоимость годовой подписки — 4УЗЭ® рублей о Для стран СНГ и Балтии — W®® рублей
Цены включают стоимость почтовой доставки и НДС ^0% Для физических лиц действует скидка
агентство «Роспечать», иэоэшт щ]]ушжщ
шэджшаЗ сгшзяз= 82293
агентство «АРЗИ», кшэш? «Дрэззэ Рэззга№> пнмлсжзтэЭ штшз, = 88089
агентство «МАП», [ГШЖйЭП3 «ДОТШ РЭЗЗШ№>
КЕШЕШЭЗ исщзез = 35860
/^тасжиз чзров шзшзппза ООО «Урал-Пресс» во всех регионах РФ,
ООО «ИНТЕР-ПОЧТА-2003», ООО «СЗА «ПРЕССИНФОРМ »