Научная статья на тему 'Модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (или как выполнить послание Президента России?)'

Модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (или как выполнить послание Президента России?) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБОРОНА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ / ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МИРОВОЙ КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орленко Л.П.

Национальная оборона и безопасность России зависят от успехов в предстоящей модернизации с целью перехода от сырьевой к инновационной экономике. Рассматриваются условия проведения модернизации. Обосновывается необходимость всемерной поддержки тех, кто в ней заинтересован. Также для модернизации требуются огромные средства, примерно несколько триллионов долларов. Наконец, успех метаморфозы зависит от некоррумпированной системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (или как выполнить послание Президента России?)»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

34 (91) - 2010

УДК 334.021

модернизация экономики в России: проблемы, состояние и перспективы (ИЛИ как выполнить послание президента России?)

Л. П. орленко,

доктор технических наук, профессор, факультет специального машиностроения E-mail: lporlenko@mail. ru Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Национальная оборона и безопасность России зависят от успехов в предстоящей модернизации в целях перехода от сырьевой к инновационной экономике. Рассматриваются условия проведения модернизации. Обосновывается необходимость всемерной поддержки тех, кто в ней заинтересован. Также для модернизации требуются огромные средства, примерно несколько триллионов долларов. Наконец, успех метаморфозы зависит от некоррумпированной системы управления.

Ключевые слова: безопасность, оборона, стратегические ядерные силы, перевооружение армии, модернизация, инновационная экономика, мировой кризис, управление, коррупция.

Национальная оборона и безопасность, т. е. безопасность военная, продовольственная, экономическая, социальная, экологическая и др., зависят от успехов в предстоящей модернизации и создании инновационной экономики. В статье «Россия, вперед!» и Послании Президента России Федеральному Собранию РФ была поставлена задача модернизации народного хозяйства и перехода от сырьевой к инновационной экономике.

Очевидно, что для проведения модернизации на практике необходим ряд условий: • во-первых, поддержка тех, кто в ней заинтересован (это — ученые, инженеры, рабочие, крестьяне, учителя, преподаватели, студенты и др.);

• во-вторых, для модернизации требуются огромные средства, примерно несколько триллионов долларов (а где их взять в условиях кризиса?);

• в-третьих, необходима некоррумпированная система управления, адекватная поставленным Президентом России задачам, которые аналогичны задачам индустриализации СССР в период 1930—1940 гг. (тогда в период мирового кризиса было построено несколько тысяч предприятий с помощью зарубежных фирм, что позволило увеличить производительность труда в промышленности более чем в три раза и победить в войне 1941—1945 гг.). Индустриализация осуществлялась за счет сельского хозяйства и снижения жизненного уровня населения, поскольку у государства не было столько нефти и газа, как сейчас.

С тех пор в мире было реализовано на практике несколько социально-экономических систем: планово-директивный социализм (СССР), российский капитализм, социально ориентированный капитализм развитых стран (Норвегия, Швеция, Германия), планово-рыночные системы управления (НЭП в СССР, Югославия, современные Китай, Индия, Белоруссия, Вьетнам). Рассмотрим возможную пригодность разных социально-экономических систем для решения проблем модер-

низации и укрепления национальной обороны и безопасности в России.

Российский капитализм. За время проведения либерального курса реформ с 1991г. страна превратилась в сырьевой придаток развитых стран, произошла деиндустриализация производства, в полуразрушенном состоянии оказались многие отрасли народного хозяйства, упала боеспособность армии и флота, деградируют наука, образование и культура. Жизненный уровень большинства граждан уменьшился.

По сравнению с 1990 гг. душевое потребление мяса и мясопродуктов, молочных продуктов и овощей сократилось более чем на треть, а рыбы — более чем на 40 %. Россия потеряла продовольственную безопасность, импортируется около половины продовольствия сомнительного качества, ухудшилось медицинское и санитарное обслуживание населения, и резко возросла доля больных людей (ВИЧ-инфицированных стало больше в 1 000 раз, наркозависимых и больных туберкулезом — в 10 раз и т. д.). В результате за время либеральных реформ «избыточная смертность» составила около15 млн человек [7].

За годы перестройки был практически разрушен наукоемкий сектор производства. Так, производство станков с программным управлением сократилось почти в 60 раз, а автоматических линий для машиностроения — в 500 раз и т. п.. В 20 раз уменьшилось производство гражданских самолетов, практически исчезло производство отечественных фотоаппаратов, бытовых часов, мотоциклов, бытовых швейных машин и др. Производительность труда в электроэнергетике уменьшилась почти вдвое, а в нефтяной и газовой отраслях — соответственно в 2,4 и 2,8 раза [22]. Для сравнения: годовой объем производства наукоемкой продукции в США составляет 700 млрд долл., в Германии — 530, в Японии — 400 млрд долл., а в России — менее 10 млрд долл.

Реформы 1991—2009 гг. существенно ослабили российскую армию. По мировым критериям, если в армии менее 60 % нового оружия, то она малобоеспособна. В настоящее время российская армия имеет на вооружении около 10 % нового оружия, а в НАТО — не менее 70 %. На вооружении в России стоят 20 тыс. устаревших танков и 1 800 боевых самолетов еще советского производства. Из них две трети нуждаются в капитальном ремонте [17, 18, 19]. В наиболее тяжелом состоянии находится отрасль по производству боеприпасов. У тех боеприпасов (снарядов, мин, авиабомб, ракет и др.), которые были изготовлены в СССР, вышел срок безопасного хранения, их нельзя использовать для

стрельбы, могут быть преждевременные разрывы и гибель орудий, самолетов, кораблей, вертолетов, которые эти боеприпасы используют. Производить же серийно новые боеприпасы практически негде, поскольку у боеприпасных предприятий оборудование устарело, а квалифицированные кадры ушли из отрасли и деквалифицировались [20].

Неблагополучное положение сложилось и в области ядерных боеприпасов, созданных еще в СССР, которые имеют определенный срок хранения. Создание новых ядерных боеприпасов невозможно без экспериментальных ядерных взрывов, которые запрещены международными соглашениями. В США складывается аналогичная ситуация с ядерными боеприпасами. Но армия США уже прошла перевооружение на новейшее оружие в отличие от России, и в случае войны без ядерного оружия Россия может оказаться практически беззащитной. Агрессивность США опирается на огромный военный бюджет, который по размерам примерно в 15 раз больше российского военного бюджета.

Стратегической целью США является беспрепятственное использование ограниченных природных ресурсов Земли (нефти, газа, металлов и др.) с помощью мирового господства, основанного на военной силе, поскольку экономическое могущество, которое базировалось на бесконтрольной эмиссии доллара, приходит к концу. Наиболее серьезным препятствием на пути решения этой задачи являются стратегические ядерные силы России (СЯС), которые единственные в мире способны в первом ударе уничтожить США — но Россия не способна защититься от уничтожающего ответного удара (в отличие от США., которая интенсивно создает ПРО).

Заключение договора по ограничению стратегических ядерных вооружений (СНВ) по сокращению ядерных боезарядов и их носителей направлено на сокращение нашего ракетно-ядерного потенциала. Что касается США, то они готовы сокращать не только стратегические, но и тактическое ядерное оружие, поскольку создали превосходящие неядерные вооруженные силы. Для России же существует перспектива потери эффективности стратегических ядерных сил:

• во-первых, вследствие невозможности модернизации ядерных зарядов при отсутствии их испытания;

• во-вторых, из-за ограничений СЯС по договору СНВ;

• в-третьих, из-за интенсивно развивающейся ПРО территории США, которая отсутствует у России.

- 21

В настоящее время СЯС стран НАТО (США, Англия и Франция) имеют существенное превосходство по сравнению с СЯС России, только у США имеется 1 195 стратегических носителей ядерного оружия и 5 573 ядерных боезарядов, а также тысячи стратегических крылатых ракет, у России имеется 811 носителей и 3 906 ядерных боезарядов [14]. США давно готовят свои вооруженные силы для уничтожения советских, а теперь и российских СЯС в первом неожиданном нападении, при этом остатки российских носителей ядерных зарядов, уцелевшие после такого удара, должны быть сбиты американской ПРО, для чего она и создается. Генерал-полковник Л. Ивашов об этом пишет [8]: «США впервые с начала ядерной гонки получают шанс надежно накрыть российский стратегический потенциал системой ПРО и арсеналом высокоточных крылатых ракет во взаимодействии со средствами радиоэлектронного подавления систем управления». Генерал-майор В. Белоус считает, что «внезапный удар 50—60 ядерными крылатыми ракетами морского базирования может сорвать контратаку стратегических сил России» [2]. Аналогичная точка зрения у американских специалистов [29]: «США вскоре будут способны уничтожить дальнобойные ядерные потенциалы России и Китая путем первого удара крылатыми ракетами с ядерными боезарядами, невидимыми для российских и китайских радаров».

Задачи, которые стоят перед вооруженными силами США и России, диаметрально противоположны. США готовятся для нанесения первого удара по российским СЯС. В 2003 г. США приняли концепцию «быстрого глобального удара», которая предполагает одномоментный удар несколькими тысячами высокоточных боеприпасов по стране-цели. Задача — уничтожение стратегических объектов: СЯС, командных узлов управления государством и армией и т. п. [9, 24]. Наиболее вероятной страной-целью является Россия. Для нанесения первого удара США необходимо знать количество СЯС, их координаты в каждый момент времени, уровень их защищенности и возможности ответного удара. В интересах же безопасности России эта информация должна быть закрытой — чем меньше США знают об этом, тем менее вероятен внезапный первый удар по России. В отличие от США в России отсутствует задача уничтожения СЯС США при первом ударе, поскольку у России, во-первых, нет цели стать мировым гегемоном для контроля за природными ресурсами земли. Во-вторых, такой удар был бы равносилен самоубийству российского государства, поскольку отсутствует территориальная ПРО.

22 -

Генерал-полковник Л. Ивашов так оценивает степень защищенности российских СЯС: «Сегодня ситуация в сфере российских ядерных вооружений изменилась кардинальным образом. Образовался ядерный диспаритет в результате выхода США из договора по ПРО: американские ракеты и другие стратегические объекты защищены, а российские — голенькие» [8].

В таких условиях, когда над российскими СЯС нависла реальная угроза уничтожения, Россия на переговорах по ядерному разоружению должна была как минимум требовать, во-первых, замораживания американской ПРО. Во-вторых, учета СЯС Англиии и Франции, поскольку в случае ядерного конфликта между США и Россией английские и французские ракеты полетят в Россию, а не в США. В-третьих, учета в СЯС США стратегических крылатых ракет, а также создаваемого в США космического оружия. В договоре СНВ не учтены эти требования, а только зафиксировано взаимное сокращение баллистических ракет и ядерных боезарядов, это является угрозой для национальной безопасности России, поскольку российские СЯС будут заключены в жесткие рамки, а американские крылатые ракеты и ПРО, а также СЯС Англии и Франции и космическое оружие будут бесконтр-лольно развиваться до уровня, когда с их помощью станет возможным безнаказанное уничтожение СЯС России. Для укрепления национальной безопасности России необходимы усиление и защита СЯС от первого удара, а также система для своевременного обнаружения не только баллистических, но и крылатых ракет, а также космических боевых аппаратов, участвующих в первом ударе, что необходимо для нанесения эффективного ответного удара, неприемлимого для США. Только в этом случае можно уменьшить вероятность первого удара США по российским СЯС. Если такой удар все-таки состоится, то для защиты России необходима боеспособная армия. Для чего необходимо форсированное перевооружение армии новейшим оружием, но для этого необходимы соответствующие средства.

На национальную оборону в период 2011— 2020 гг. сначала было запланировано 13 трлн руб. По данным экспертов, этих средств достаточно для поддержания СЯС, ПВО и авиации, но их недостаточно для перевооружения сухопутных войск, ВМФ и космической группировки. В результате Россия будет не способна воевать даже с такой страной, как Грузия, если США создадут для нее современную ПВО. Для полноценного перевооружения армии новым оружием на 70 %

необходимо потратить 36 трлн руб. к 2020 г. [4]. Таких средств в бюджете страны нет, поэтому до 2020 г. на национальную оборону будет выделено 20 трлн руб., в среднем по 2 трлн руб. в год (но и эти планы выполнить государство не может!). Так, на национальную оборону в 2011 г. выделено только 793 млрд руб. [3]. На период 2011—2013 г. ежегодный дефицит бюджета составляет 1,7—18 трлн руб., необходимое увеличение затрат на оборону невозможно. По прогнозам министра финансов РФ, экономика страны достигнет уровня 2008 г. только к 2014 г., а что будет с экономикой дальше, никто не знает. Выходит, в обозримом будущем у государства нет средств, чтобы выполнить план по перевооружению армии новейшим оружием на 70 % к 2020г. при существующей системе управления, когда величина коррупции превосходит оборонный бюджет более чем в десять раз.

Система управления народным хозяйством имеет решающее значение для проведения военных и экономических эффективных реформ. Сравним результаты реформ в Китае и России, где последние 19 лет использовались разные методы управления в рамках рыночной экономики. С 1990 г. ВВП Китая вырос более чем в 5 (пять!) раз. За этот же период в России с трудом удалось восстановить после спада в 1990-х гг. уровень ВВП 1990 г., но гораздо более низкого качества (потеряна продовольственная безопасность, практически разрушен наукоемкий сектор экономики, понесли большой урон армия и флот, наука, образование и др.), т. е. произошел существенный спад ВВП. За три квартала 2009 г. в условиях кризиса ВВП Китая увеличился примерно на 8 %, а в России ВВП упал на 10 %, а промышленность — на 15 %. Чем объяснить такое огромное различие в результатах реформ в Китае и в России за последние 19 лет в рамках рыночной экономики? Главная причина: используются разные методы управления. В Китае — планово-рыночные методы управления. В России преобладает коррумпированная бюрократическая система управления. Уровень ответственности управленцев и собственников в указанных странах существенно разный. Так, весной 2010 г. в одной из китайских шахт из-за пожара погибли десятки рабочих, а в результате несколько владельцев, виновных в этом, были расстреляны. В России в аналогичной ситуации на шахте «Распад-ская» владельцы отделались легким испугом [25].

В Китае функционирует Госплан, который занимается постоянно планированием и прогнозированием развитием Китая на 15—20 лет, госсектор включает в себя энергетику, добывающие отрасли, авиакосмос, ВПК, телекоммукации, фармацевтику,

металлургию и др. Земля находится в государственной и коллективной собственности. Банки являются в основном государственными. Существуют два типа банков: коммерческие, ориентирующиеся на прибыль, и политические, которые выдают долгосрочные кредиты под низкие проценты для выполнения государственных задач развития. Цены более чем на 90 % устанавливаются рынком. Государство устанавливает твердые цены на базовую продукцию (нефть, газ, электроэнергию, металлы и др.).

В Китае юань, который используется внутри экономики, является неконвертируемым, а в России рубль конвертируем. Для подавления коррупции в Китае используется система мер: контроль трудовых коллективов над администрацией предприятий, конфискация имущества коррупционеров, публичные судебные процессы, смертная казнь, контроль за расходами и доходами чиновников и их родственников и др. Применяемые в России меры борьбы с коррупцией неэффективны. Так, коррупция с 2000 г. возросла более чем в 10 раз [21, 30].

Планово-рыночная система управления в Китае позволяет проводить активную инвестиционную политику, которая, несмотря на хронический дефицит бюджета (6—10 % ВВП) и большое количество денег в экономике-М2 (М2/ВВП«150 %, тогда как в России М2/ВВП=40 %), сдерживает инфляцию (в 2007—2008 гг. она составляла в Китае 5—6 % в год, тогда как в России — 12—13 %). В России часть денег, вырученных за природные ресурсы, изымается из экономики и вывозят за рубеж. В результате доля инвестиций в ВВП России составляет менее 20 % против 50 % в Китае. В Китае используется прогрессивная шкала подоходного налога (от 5 до 45 %), а в России — 13 % для всех граждан.

Для современной России самым важным принципиальным вопросом является следующий: кто заинтересован, а кто — не заинтересован в создании инновационной экономики? Не вызывает сомнения такая заинтересованность у высших руководителей государства (Д. Медведева, В. Путина, Б. Грызлова, С. Миронова, С. Иванова и др.). Но заинтересована ли в этом высшая элита (группа людей, управляющая страной)? По расчетам специалистов, в коррумпированном управлении (деловая коррупция) участвуют около 6 млн человек (чиновники и бизнесмены) и около половины населения (бытовая коррупция) [21, 25, 30]. Нужна ли коррумпированным чиновникам и бизнесменам, с ними связанным, инновационная экономика, если риск большой, требуются долгосрочные капиталовложения, а прибыль низкая и она не гарантирована? Ответ очевиден. Выходит,

- 23

модернизации при криминальном капитализме провести нельзя. Значит, Россия (теоретически) может использовать одну из трех социально-экономических систем: (капитализм развитых стран, советский планово-директивный социализм или планово-рыночную систему).

Капитализм развитых стран. В России невозможно создание социально ориентированного капитализма, поскольку практически отсутствует средний класс (он составляет всего лишь около 10 % населения), подавляющее большинство населения не согласно с приватизацией общенародной собственности узким кругом лиц. Те же, кто незаконно приобрел эту собственность, а также коррумпированные чиновники не заинтересованы в создании правового государства, где неизбежно возникнет вопрос о законности приватизации общенародной собственности. Выходит, в России отсутствует социальная база для построения социально ориентированного капитализма.

Современный Запад, к сожалению, не может быть образцом для России. Его могущество маскирует системный кризис, который переживает западная цивилизация, ее перспективы не столь радужны, как нам хотят представить.

Современный мировой кризис устроила Федеральная резервная система (ФРС) США, которая является частной организацией, «объединяющей десятки частных банков». Именно ФРС бесконтрольно печатает доллары. Главной целью устроенного ФРС кризиса является скупка обесцененных во время кризиса активов. Для этого используется следующий механизм: сначала в экономике как можно больше увеличивается денежная масса (доллары), для чего создается кредитный ажиотаж для населения и бизнеса (кредит под низкие проценты, различные льготы и т. д.) Затем следует резкое сокращение денежной массы и требование возврата долгов [27, 28]. А где взять доллары для оплаты долгов, если кредиты подорожали, а цены акций рухнули? Старая история про бесплатный сыр в мышеловке. В подобную ловушку легко попали, например, российские бизнесмены. Они набрали на Западе кредиты под относительно низкие проценты. В России столь выгодных кредитов не было, поскольку существенная часть полученных за природные ресурсы долларов использовалась для покупки американских «ценных бумаг»! Долг российских бизнесменов Западу составляет около 500 млрд долл. В качестве залога при оформлении кредитов использовались акции российских предприятий. Но кризис обесценил стоимость акций, и бизнесмены не могут отдать долгов. В такой си-

24 -

туации возможны два варианта. Либо отдавать за долги западным банкирам российские предприятия (шахты, заводы и т. д.), либо государство должно выплатить эти долги российских бизнесменов за счет снижения уровня жизни населении и ослабления государства.

Современный мировой кризис становится кризисом государственных финансов, поскольку корпорации и банки перекладывают свои долги на государства. Так, суммарные государственные долги «семерки» в 1980 г. составляли 40 % от их совокупного ВВП, а сейчас — около 100 %. Взрыв долгового пузыря прогнозируется на 2012—2015 гг. [1, 11, 23]. В результате мировая финансовая система, основанная на долларе, должна разрушиться, в ряде стран Запада возможен отказ от демократии и создание авторитарных режимов для наведения порядка. Россия плохо подготовлена к надвигающемуся мировому разрушительному кризису: производство, наука, образование и культура в значительной мере разрушены, потеряна продовольственная безопасность, боеспособность армии и флота находится на низком уровне, социум не доверяет «элите» (чиновникам и бизнесменам). В России продолжают использоваться неэффективные методы управления, то есть «элита» не осознает опасности надвигающегося разрушительного мирового кризиса или просто не способна на адекватные меры [26].

Многие ресурсы (нефть, газ, металлы, питьевая вода и др.) на Земле ограничены. Мировой рынок, распределяющий ресурсы с помощью доллара, уже не удовлетворяет Запад, и прежде всего — США. Поэтому развязываются войны по захвату источников природных ресурсов и путей их доставки. В такой ситуации отнюдь не рынок, а военная сила все больше становится главным инструментом регулирования мировой экономики. Россия не готова к такой ситуации и легко может потерять свои доходы от продажи природных ресурсов.

Планово-директивный социализм. Советская экономика мобилизационного типа позволяла провести индустриализацию страны, победить в крупнейшей в мировой истории войне 1941—1945 гг. и быстро восстановить разрушенное войной хозяйство, несмотря на большие затраты материальных и человеческих ресурсов. Но во второй половине ХХ в. директивные методы управления и затратное ценообразование оказались неадекватными научно-техническому прогрессу и необходимой мотивации работников к творческому труду.

Поскольку основой советских цен была себестоимость (затраты), складывающаяся в производстве, то предприятия были заинтересованы

в максимизации затрат материальных и трудовых ресурсов при производстве плановой продукции. В результате затратного ценообразования предприятия не были заинтересованы в использовании научно-технического прогресса, снижающего затраты при производстве продукции, а стремились получить план поменьше, а ресурсов для его выполнения — побольше, использовать старую и хорошо налаженную технику и привычную технологию. Директивное управление и планирование, затратное ценообразование тормозили научно-технического прогресс, снижали производительность труда (она была равна около 30 % от американского) и жизненный уровень населения, в результате СССР проиграл в этой сфере соревнование с Западом.

Планово-рыночная система управления. В этом случае народное хозяйство работает по плану, рынок является одним из инструментов выполнения плана по реализации задач повышения уровня и качества жизни населения, его национальной обороны и безопасности. При создании в России планово-рыночной системы хозяйствования целесообразно творчески использовать успешный опыт функционирования такой системы в ряде стран: НЭП в СССР, когда за 5 лет было восстановлено производство с 13 % от уровня 1913 г. в 1921 г. до 100 % к 1927 г. Примером служит и Китай, где за последние 30 лет ВВП возрос в 15 раз. Сегодня России, в отличие от НЭПа и Китая, предстоит решать свои специфические задачи: создание инновационной экономики вместо сырьевой, использование для этого имеющихся преимуществ (наличие еще не до конца разрушенного научно-технического потенциала, науки, образования, природных ресурсов, квалифицированных кадров и др.). В этом случае целесообразно использовать опыт Японии и Германии в организации инновационной экономики применительно к российским условиям.

Планово-рыночное управление базируется на следующих положениях [15]:

1) возрастание роли трудовых коллективов и выборных органов власти в жизни общества, т. е. расширение и углубление демократии — власти народа. Поскольку коррупция пронизывает механизм государственного управления, то без ее подавления модернизация России и укрепление национальной обороны и безопасности невозможны. Для борьбы с коррупцией необходим народный контроль, который должен включать в себя, во-первых, контроль трудовых коллективов над администрацией предприятий всех форм собственности, как того требует проект закона «О трудовых коллективов», который был принят в конце 1990-х гг. в первом чтении Го-

сударственной Думой, но затем снят с дальнейшего рассмотрения. Во-вторых, контроль выборного законодательного органа власти (Госдумы) над исполнительной властью, а также за исполнением законов, для чего необходимо принятие подготовленного проекта закона о парламентском контроле. Аналогичная ситуация должна существовать и в регионах. Для подавления коррупции необходим пересмотр существующих законов с точки зрения противодействия коррупции, организованной преступности и теневой экономики, а также принятие ряда законов («Об организованной преступности», «Об административных судах», рассматривающих жалобы граждан на чиновников и др.). Действующий в настоящее время пакет законов о борьбе с коррупцией был принят в конце 2008 г. Но эти меры могут быть лишь одним из элементов эффективной борьбы с коррупцией. Для борьбы с коррупцией необходимо создание эффективной правоохранительной и судебной систем (без взяток, телефонного права, бандитских крыш), определение регламента работы чиновников (права, обязанности, льготы и ответственность). Только четкая система мер может подавить коррупцию, фундаментом которой является контроль как над взяткополучателями, так и взяткодателями со стороны представительной власти, трудовых коллективов и общественных организаций;

2) отмена незаконной приватизации. По оценкам специалистов, не менее 80 % общенародной (государственной) собственности было приватизировано незаконно. Требуется национализация земли и ее недр, добывающих отраслей, энергетики, магистрального транспорта и трубопроводов, связи, предприятий военно-промышленного комплекса, основной инфраструктуры ЖКХ и т. д., которые эксплуатируются неэффективно. На этой основе создаются государственные предприятия (крупные научно-производственные фирмы), работающие в условиях директивного и рыночного управления. Остальные сектора экономики (малые и средние предприятия в сфере инноваций и производства товаров и услуг народного потребления, в сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, розничной торговли и т. п.) образуют рыночный сектор, который ориентируется на спрос потребителя, индикативный план государства и экономические регуляторы (налоги, проценты за кредиты, льготы, штрафы и др.). Этот сектор базируется на государственно-коллективной, коллективной и частной собственности, соотношение между которыми будет меняться в зависимости от их эффективности на практике. Что касается квар-

- 25

тир, личного транспорта, приусадебных, дачных, садовых и гаражных участков, то они являются собственностью граждан и могут свободно продаваться и покупаться;

3) создание инновационной экономики. Научно-технический прогресс в мировой экономике имеет циклическое развитие. В СССР в основном удалось на практике реализовать IV технологический уклад (тяжелое машиностроение, большая химия, энергетика, самолетостроение и др.), что позволило победить гитлеровскую Германию. V технологический уклад (компьютеры, элетроника, Интернет, телекоммуникации, использование электроники в производстве и военном деле и др.) был создан на Западе и частично с опозданием заимствован СССР и Россией, т. е. мы «проспали» этот уклад. В настоящее время этот уклад экономически в значительной мере себя исчерпал. В ближайшем будущем ему на смену должен прийти VI технологический уклад (биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, развитие человека, новая медицина, экологическое развитие, проектирование будущего и управление им), использующий достижения V и IV технологических укладов и создающий новый техноценоз (новые материалы, двигатели, транспорт, строительство, энергетику, эффективные технологии переработки нефти, газа, леса и др., создание новой армии и флота). При создании нового техноценоза (взаимосвязанный комплекс прорывных технологий) Россия имеет существенное преимущество перед развитыми странами, поскольку российское производство физически и морально амортизировано, т. е. ничего практически не стоит в отличие от западного производства, где создание новых технологий приведет к большим потерям (банкротство многих современных отраслей, миллионы безработных и др.). Та страна, которая создаст первой VI технологический уклад, будет конкурентоспособной в мировой экономике в послекризисный период [6, 12].

В период создания инновационной экономики, когда она неконкурентоспособна, все государства (например Япония и Южная Корея) использовали жесткий протекционизм в течение многих лет, но после создания инновационной экономики они стали выступать за свободу торговли. Поэтому вступать в ВТО России в период проведения модернизации народного хозяйства категорически нельзя, поскольку основа ВТО — свободная торговля. Природные же ресурсы, которыми сейчас торгует Россия, и без ВТО неплохо продаются.

Для преобразования сырьевой экономики в инновационную необходимо создание базовых

26 -

заводов, которые производят средства производства, заводов для модернизации амортизированных традиционных отраслей (прежде всего для создания продовольственной безопасности, развития сельского хозяйства, пищевой и фармацевтической промышленности, а также военно-промышленного комплекса, космоса, энергетики, строительства, связи, транспорта, судостроения, самолетостроения и т. д.). Необходимо создание заводов по переработке нефти, газа, леса, металлов и т. д. Базовые заводы, выпускающие автоматические линии, оснащенные электроникой, станками с программным управлением, промышленными роботами, современными материалами и инструментами, необходимо закупать за рубежом, если таких заводов не может создать отечественная промышленность. Такая задача по плечу только государству.

За счет накопленных средств и продажи природных ресурсов необходимо закупать за рубежом не продовольствие, лекарства, одежду, обувь, бытовую технику и т. п. (их надо производить в России) и не «ценные бумаги», а базовые заводы для модернизации и создания инновационной экономики. Тем самым будет ликвидировано отставание от Запада в V технологическом укладе, что является базой для создания VI технологическоо уклада.

Возможен другой вариант модернизации традиционных отраслей — вместо закупки заводов, производящих другие заводы. В этом случае новейшие средства производства для различных отраслей закупаются за рубежом. Но это для России тупиковый путь: во-первых, это более дорогой вариант, во-вторых, страна попадет в полную зависимость от поставщиков средств производства, в-третьих, Россия не сможет в этом случае развивать собственные средства производства (станки, приборы и т. п.), наиболее инновационноемкие в современном машиностроении. Но в условиях современного кризиса, когда цены на современные оборудование и технологии на Западе существенно снизились, целесообразно покупать их, прежде всего, для критических для России отраслей (для производства продовольствия, лекарств, медицинского оборудования и др.).

Инновации рождаются в фундаментальной науке, затем адаптируются к технике с помощью прикладной науки, затем создаются опытные образцы технических изделий. Фундаментальная наука, по определению, не может быть прибыльной, она тратит государственные деньги и создает новые знания, которые должны использовать с прибылью государство и бизнес. Экономическая выгода от инноваций возникает при массовом производстве ин-

новаций, признанных потребителем (населением и производством) с помощью рынка. Чтобы этот этап осуществить, надо, во-первых, иметь нормальный, конкурентный, а не криминально-монопольный рынок, во-вторых, современное производство, способное воспринимать инновации, в-третьих, иметь некоррумпированный государственный аппарат. В современной России, к сожалению, нет ни первого, ни второго, ни третьего.

В инновационой экономике лидерами являются не олигархи, продающие природные ресурсы за рубеж, а специалисты, генерирущие новые идеи и воплощающие их в реальное производство. В этом случае резко возрастает роль творческого труда во всех сферах народного хозяйства (наука, образование, производство, управление, культура и др.), роль ученых и инженеров, изобретателей и высококвалифицированных рабочих, талантливых и честных управленцев, собственников малых предприятий, создающих инновации, от эффективности работы которых зависят успех в инновационной экономике, работников культуры, на плечи которых ложится формирование нравственного творческого человека;

4) проведение социальной политики в интересах всего населения. Ликвидация нищеты и детской беспризорности (сейчас в стране около трех миллионов беспризорных детей, брошенных обнищавшими и спившимися родителями и государством, которое погрязло в коррупции, эти дети — кадровый резерв для уголовного мира), обеспечение права каждого гражданина на бесплатное здравоохранение и образование, минимальный размер оплаты труда и пенсии будут не ниже реального прожиточного минимума (он вдвое выше официального), оплата жилья и коммунальных услуг суммарно не должна превышать 10 % семейного дохода и др.;

5) создание Госплана России (такого типа, как в Китае и Индии), который бы стал широко использовать индикативное планирование, при этом учитывались бы требования разных критериев (социальных, культурных, оборонных, экологических, геополитических, экономических и др.) с целью повышения уровня и качества жизни всего населения и его безопасности.

Рассмотрим алгоритм планирования и управления в условиях планово-рыночных методов управления.. Под руководством Госплана России перед составлением государственного плана органы государственного управления (центральные и региональные) совместно с РАН проводят прогнозирование развития народного хозяйства на 15 и более лет и формируют концепцию экономического

и социального развития и комплексную программу научно-технического прогресса, представляемую Правительством РФ и утверждаемую Госдумой. На их основе создаются проекты федеральных программ на 15—20 лет в непроизводственной и производственной сферах, а также проекты государственных научно-технических программ. С учетом этих программ и требований рынка составляются годовые (двухлетние) конкретные планы производства и ориентировочные пятилетние планы. При прогнозировании используются результаты научных исследований во всех областях, нормативные данные об уровне жизни людей через 15 лет, тенденциях развития научно-технического прогресса, наличии кадров, ресурсов, сохранении природы, уровне обороны и безопасности и др.

При прогнозировании используются результаты научных исследований во всех областях, нормативные данные об уровне жизни людей через 15 лет и информация рынка об уровне рентабельности разной техники, технологии и потребительских товаров. Госпланом для оптимального сочетания экономических и внеэкономических требований к производству планируется проект системы разнообразных нормативов: финансово-экономических (налоги, плата за ресурсы, величина аренды, дотации, льготы, штрафы, процент за кредит, валютный курс рубля и др.), технико-экономических (предельные нормы загрязнения природы, стандарты к др.) и социальных (нижний уровень оплаты труда, правила техники безопасности, длительность рабочего дня и др.). Разрабатывается также система конкурсных государственных заказов. Государство заказывает продукцию и услуги, связанные с обороной, образованием, медициной, транспортом, связью, обеспечением государственных резервов и др.

Рассмотрим алгоритм одновременного планирования системы нормативов, конкурсных государственных заказов, планов хозрасчетных предприятий и цен, путем постепенного (итерационного) процесса согласования интересов населения, товаропроизводителей, регионов и государства в условиях планово-рыночной системы управления. Интересы населения представляют союз потребителей, те предприятия и торговые фирмы, которые затем ведут розничную торговлю.

На основе проекта национальных программ, разработанных в предплановый период с учетом требований рынка и научных прогнозов, Госплан совместно с министерствами и ведомствами, а также регионами составляет проект плана и систему нормативов, конкурсные государственные заказы

- 27

и разрабатывает методы их стимулирования, а также финансовый план, в составлении которого участвуют государственные банки, Минфин России и Центральный банк, которые подчиняются Госплану и контролируются Госдумой. На основе этой информации хозрасчетные организации составляют проект годового (двухлетнего) и ориентировочного пятилетнего плана по объему и структуре своего производства, заключая проекты-договоры с другими хозрасчетными организациями и государственными учреждениями по госзаказам. Региональные плановые комиссии областей, краев и республик интегрируют планы всех производителей, действующих на данной территории, в единый региональный проект плана. При этом определяются финансовый план и система договорных цен на плановый период, которая может отличаться от цен, на основе которых был рассчитан первый проект плана и нормативов (налогов, процента и др.) и госзаказов. После первого цикла информация обобщается в министерствах, ведомствах и регионах и передается в Госплан. При этом могут быть несовпадения между намеченным государством проектом плана на основе программ и той суммой договорных проектов соглашений, которые были определены в первом цикле планирования. В этом случае государственные органы управления анализируют «рыночный» проект плана и сравнивают его с государственным проектом плана и решают, какие изменения вносить в систему нормативов, для того чтобы в плановый период наилучшим образом решить весь комплекс проблем (социальных, экологических, экономических и оборонных). Поэтому необходим второй цикл составления плана и определения соответствующих ему цен и нормативов. Итерационный процесс планирования заканчивается при создании плана, отвечающего поставленным социально-экономическим целям государства с учетом интересов населения, регионов и государства. Резервы разных производственных ресурсов хозрасчетных предприятий, регионов и государства создают необходимые условия для использования изобретений и открытий, сделанных после составления плана в любое время пятилетки.

Описанный выше итерационный процесс планирования, когда идет «купля-продажа» планов производства, представляет собой оптовый планируемый рынок. Он выявляет наиболее рентабельные сферы экономики и служит экономическим механизмом перелива капитала в рентабельные отрасли, т. е. заменяет по функциям существующие спекулятивные фондовые бир-

28 -

жи, которые явились одной из главных причин современного мирового кризиса. Современные средства связи и обработки информации с помощью компьютеров, т. е. наличие «электронного правительства», позволяют быстро осуществить итерационный метод составления плана;

6) установление монополии государства на валюту и «греховные» товары (алкоголь, табак и др.), а также на внешнюю торговлю стратегическими товарами. Необходим отказ от свободной конвертируемости рубля в период кризиса, поскольку нет смысла менять рубль, обеспеченный природными ресурсами, на доллар, не имеющий никакого обеспечения и который в ближайшие годы перестанет быть мировой валютой. Имеющуюся валюту необходимо затратить на покупку новейших технологий и оборудования на Западе, пока она не обесценилась;

7) создание общественного телевидения, которое финансируется государством, но контролируется выборной властью и общественными организациями. Цель общественного телевидения: объективное информирование населения, пропаганда патриотизма, культурных и нравственных ценностей, естественно-научное и гуманитарное просвещение населения вместо широкой пропаганды насилия, навязчивой рекламы и безнравственности по современному телевидению;

8) выборы исполнительных органов и контроль за их деятельностью осуществляет представительная власть. Это эффективный метод подавления коррупции;

9) средства для модернизации. Для осуществления модернизации и укрепления национальной безопасности необходима мобилизация всех имеющихся в стране ресурсов, что позволит увеличить плановые доходы бюджета более чем в два раза [16].

Назовем основные источники финансовых средств, часть которых находится в настоящее время в «связанном» состоянии: • накопленные в бывшем Стабфонде и резервах Центрального банка РФ около 600 млрд долл. (18 трлн руб.). Для безуспешной борьбы с кризисом уже потрачена треть этих средств. Эти средства практически не дошли до производства, зато увеличили вдвое число российских миллиардеров (с 32 до 62), а также сохранили порочную банковскую систему, которая не способна выдавать долгосрочных кредитов под низкие проценты для производства, однако отлично приспособлена для укрепления российской сырьевой экономики. С другой стороны, рубль девальвировался на треть,

для предприятий сократились кредиты и оборотные средства, уменьшилось потребление большинства населения из-за инфляции и девальвации рубля, сократилось производство, увеличилась безработица и др.;

• за рубеж с 1991 г. переправлено не менее двух триллионов долларов [13]. Без возврата этих российских капиталов создание иновационной экономики в России невозможно;

• коррупция ежегодно отнимает от экономики России, по оценке депутата Госдумы Г. В. Гуд-кова [10], около 12 трлн руб. (400 млрд долл. — это 10 годовых оборонных бюджетов государства). В настоящее время в России сложилась система двоевластия. С одной стороны, официальный бюджет (12 трлн руб. в год) утверждает Госдума и его расходует Правительство РФ, с другой стороны, существует «коррупционный бюджет» (12 трлн руб. в год), которым распоряжаются коррумпированные чиновники, что не позволяет провести модернизации экономики, укрепить национальную оборону и безопасность страны и ее граждан;

• переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц вместо налога в 13 %, введение монополии государства на стратегические товары и др.;

• около половины экономики России находится в «тени», что вдвое уменьшает объем налоговых поступлений. 25 млн человек работают в теневой экономике, они не платят налогов;

• одним из источников средств для инвестиций может стать целевая эмиссия Центрального банка РФ, поскольку отношение количества денег в экономике России к ВВП всего около 40 %, тогда как в развитых странах — 80—100 %, в Китае — 150 %.

Использование в России планово-рыночного управления, по расчетам специалистов увеличит темпы роста ВВП в год не менее 10 % (как в Китае) до 2020 г., и ВВП России увеличится примерно в три раза.

Для модернизации народного хозяйства и укрепления национальной обороны необходима новая система управления, и прежде всего Госплан и государственная система крупных банков, способных выдавать долгосрочные низкопроцентные кредиты сельским и промышленным предприятиям для их развития в согласии с требованиями государственного плана. Новой системой управления не могут управлять либеральные экономисты, стоящие сейчас у руля российской экономики, поскольку либеральная теория свободного рынка,

на которую они опираются, в принципе, не пригодна в условиях кризиса и структурной перестройки экономики. Использование этой теории приводит к тому, что руководители России выступают за модернизацию и инновационную экономику, а «продажные чиновники» и «ничего не предпринимающие предприниматели», по словам Президента России, на практике блокируют решение этих задач. Для нового аппарата управления необходимы специалисты, которые имеют опыт государственного управления и понимают необходимость оптимального сочетания плановых и рыночных методов управления для решения проблем модернизации и обеспечения национальной безопасности.

Программа модернизации и создания инновационной экономики должна быть разработана Госпланом при активном участии Российской академии наук и вузов России на основе положений, изложенных в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ.

Список литературы

1. Айвазов А.«Вертолетный Бен» против кризиса // Завтра. 2010. № 37.

2. Белоус В. Опасны, как и стратегические наступательные вооружения // Независимое военное обозрение. 2009. № 41.

3. Бюджет — 2011 — проект одобрен // Военно-промышленный курьер. 2010. № 38.

4. Владыкин О. Деньги оборонке не помогут // Независимое военное обозрение. 2010. № 21.

5. Гаврилов Ю. Орудийный расчет // Российская газета. 24.06.2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Глазьев С. Депрессию преодолевают нововведениями // Деньги. 2009. № 8;

7. Илюхин В. Народная память и безродное беспамятство // Завтра. 2007. № 38.

8. Ивашов Л. Безопасность России или очередное отступление? // Военно-промышленный курьер. 2010. № 7.

9. Карев И. Большая дубинка — 2 // Военно-промышленный курьер. 2010. № 23.

10. Караулов Николай. Момент истины. ТВЦ, 21.06.2009.

11. Калашников М. Так закончится старый мир // Завтра. 2010. № 23.

12. Малинецкий Г. Инновации — последняя надежда России // Знание — власть! Концептуальное приложение к № 461, 2009.

13. МакаревичЛ. Олигархи против государства? // Экономическая и философская газета. 2005. № 6.

14. Оружие России // Каталог вооружения и военной техники. URL: http://www. arms-expo. га.

- 29

15. ОрленкоЛ. Экономическая альтернатива. От криминального капитализма к планово-рыночному социализму. М.: Алгоритм, 2007.

16. Орленко Л. Национальня безопасность и модернизация армии // Независимое военное обозрение. 2010. № 21.

17. Растопшин М. Танковый кризис // Независимое военное обозрение. 2003. № 8.

18. Растопшин М. Бронеиллюзион // Завтра. 2007. № 38.

19. Растопшин М. Танк Т-90 уже не новый и не современный // Независимое военное обозрение. 2010. № 12.

20. Растопшин М. Снаряды не той системы // Время. 2008. № 154.

21 . Рашкин В. Коррупция — системный кризис власти // Политическое просвещение. 2006. № 6.

22. Российский статистический ежегодник: стат. сб. М.: Госкомстат России, 2005.

23. Рикарди Д. Что ждет Россию в ХХ1 веке? // Знание — власть! Концептуальное приложение к № 464, 2009.

24. Рюриков Д. Плюс быстрый глобальный удар // Военно-промышленный курьер. 2010. № 10.

25. Султанов Шамиль. Забытая тайна Советского Союза // Завтра. 2010. № 37.

26. Султанов Шамиль. Неизбежная война // Завтра. 2010. № 4.

27. Стариков Н. Кризис. Как это делается. СПб.: Питер, 2009.

28. Стариков Н. Спасение доллара — война. СПб.: Питер, 2010.

29. Keir A. The rised U. S. nuclear primacy // Foreign affairs. March, April, 2006.

30. URL: www.indem.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.