27 (165) - 2013
Аналитический обзор
роль банков в социально-
экономическом развитии россии*
Тенденции развития экономики и банковской системы России в 2012 г.
Несмотря на положительный рост экономики, 2012 г. стал продолжением периода экономической стагнации в стране, начавшейся годом ранее. Существующих темпов роста ВВП в 3-4 % явно недостаточно. Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что, несмотря на высокие цены на нефть как в абсолютном выражении (превышающие 100 долл./барр.), так и в относительном (выше докризисного уровня), темпы остальных макроэкономических показателей в 2012 г. существенно отставали от средних докризисных показателей (рис. 1).
Кроме того, наблюдаются и стагнация реальных денежных доходов населения, и устойчивый отток капитала из страны (ожидаемая величина по итогам 2012 г.: 56,8 млрд долл. США).
Банковская система России в 2012 г. продемонстрировала достаточно умеренные темпы роста по большинству параметров (табл. 1).
Развитие банков в 2012 г., как и ранее, шло в основном за счет опережающей динамики роста кредитного портфеля (15,9 %) по сравнению с темпами роста совокупных активов (14,5 %) в период с января по ноябрь. При этом рост рынка межбанковского кредитования был небольшим (4,9 %), поэтому увеличение объемов корпоративного и розничного кредитования было еще более значительным (17,7 %), в декабре банки провели традиционную реструктуризацию активов и пассивов, поэтому итоговые значения темпов роста кредитного портфеля были несколько скорректированы в меньшую сторону.
* Публикуются в сокращении материалы доклада к XXIV съезду Ассоциации российских банков «Банки и общество: роль кредитных организаций в социально-экономическом развитии России».
Особенность декабря 2012 г. заключается в том, что впервые за последние четыре года не наблюдалось всплеска кредитной активности. В минувшем году, как и прежде, розничное кредитование стало наиболее динамично увеличивающимся сегментом кредитного портфеля, продемонстрировав темп роста за год в размере 39,4 % (просроченная задолженность увеличилась на 7,5 %, но при этом значительная ее доля была продана коллекторам).
Корпоративное кредитование в прошлом году характеризовалось двумя тревожными тенденциями.
Во-первых, темп роста кредитов нефинансовым организациям (12,7 %) был заметно меньше не только величины увеличения розничных кредитов (39,4 %), но и совокупных активов банковской системы в целом (18,9 %).
Во-вторых, просроченная задолженность компаний росла опережающими темпами, увеличившись с января по ноябрь на 17,6 %, но далее снизившись в годовом исчислении до 12,3 %. Впервые за последние годы показатель достаточности капитала продемонстрировал рост на протяжении трех месяцев подряд, сократившись с начала года с 14,7 до 13,2 % на конец октября, но далее увеличившись до 13,7 % на 1 января 2013 г. Рекордная прибыль кредитных организаций в 1 012,5 млрд руб. (рост по сравнению с 2011 г. составил 19,4 %) явилась причиной этого явления.
По сравнению с прошлыми годами в структуре обязательств банков значительно увеличилась доля кредитов, привлеченных от Банка России (рост этого показателя составил 122 %). Это тем более тревожно, что темп роста депозитов физических лиц (20 %) лишь немного превысил темп роста совокупных активов банков (18,9 %), а прирост средств организаций оказался даже меньше (15 %). Средства Центрального банка РФ позволили стабилизировать ситуацию с ликвидностью, не прибегая к активным заимствованиям на межбанковском рынке: рост
Инвестиции в основной капитал
-Среднее значение
за 2006-2008 гг. ■Среднее за 20X2 г.
Оборот розничном торговли
Цена на нефть марки
Urals, 10 долл./барр. 11,Q
Выпуск товаров и услуг
Промпроизводство
Расходы на покупку товаров и услуг
Безработица
Jm
Реальные располагаемые денежные доходы
Грузооборот транспорта
Источник: Банк России, аналитический департамент Ассоциации российских банков (АРБ).
Рис. 1. Прирост ключевых макро- и социально-экономических показателей, % к предыдущему году
Таблица 1
Некоторые показатели банковского сектора РФ
Показатель, млрд руб. январь 2012 г. январь 2013 г. Февраль 2013 г. Прирост, %
Активы 41 627,5 49 509,6 48 428,7 18,9
Кредиты юридическим лицам 17 715,3 19 971,4 19 924,9 12,7
Просрочка юридических лиц 822,6 924,1 934,7 12,3
Кредиты физическим лицам 5 550,9 7 737,1 7 795,6 39,4
Просрочка физических лиц 291,1 313,0 326,5 7,5
Кредиты банкам 3 958,0 4 230,4 4 155,6 6,9
Просрочка межбанковская 5,1 5,2 5,7 2,0
Инвестиции в ценные бумаги 6 211,7 7 034,9 7 086,9 13,3
Ликвидность 3 973,6 5 197,2 4 356,8 30,8
Капитал 5 242,1 6 112,9 6 133,6 16,6
Депозиты физических лиц 11 871,4 14 251,0 14 069,3 20,0
Средства юридических лиц 8 367,4 9 619,5 8 871,1 15,0
Кредиты Центрального банка РФ 1 212,1 2 690,9 2 197,8 122,0
Кредиты от банков 4 560,2 4 738,4 4 509,8 3,9
Резервы на потери 2 318,8 2 441,3 2 486,9 5,3
Достаточность капитала, % 14,7 13,7 13,6
Доля ссуд 4 и 5-й категорий в кредитном портфеле, % 6,6 6,0
Доля резерва на потери по ссудам в кредитном портфеле, % 6,9 6,1
Рентабельность активов, % 2,4 2,3
Рентабельность капитала, % 16,6 18,2
Примечание: в состав ликвидных активов отнесены наличные денежные средства и драгоценные металлы/камни; корсчета банков в Центральном банке РФ; банковские корреспондентские счета, по которым осуществляются все операции по исполнению корреспондентом поручений банка, в иностранных банках.
Источник: Банк России.
выданных кредитов составил 6,9 %, а объем привлеченных вырос на 3,9 %.
Таким образом, банковская система России функционировала в условиях стагнации экономики, поэтому не продемонстрировала значительных темпов роста, но сумела добиться высокой прибыли (в том числе за счет агрессивного розничного кредитования) и переломить тренд на снижение достаточности капитала.
В 2012-2013 гг. развернулась особенно активная дискуссия о необходимости снижения стоимости кредитных ресурсов и приоритетной роли Банка России в этом процессе. Причиной этого является устойчивое удорожание стоимости кредитных ресурсов, которое происходит в условиях крайне ограниченного роста экономики и деловой активности. Из-за невысокого роста продаж и рентабельности организациям намного тяжелее обслуживать дорожающие кредитные ресурсы, особенно инвестиционной направленности (табл. 2).
Этим и объясняется снижение роли кредита как источника инвестиций в основные фонды. В результате одной из важнейших особенностей развития банковской системы России в посткризисный период явилось то, что кредит все меньше участвует в процессах развития производства, но по-прежнему является эффективным механизмом расширения внутреннего спроса.
Ситуация постепенно меняется в лучшую сторону: уже на стадии проекта Основных направлений единой
Таблица 2
Разница между рентабельностью и уровнем процентных ставок по кредитам, %
Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г.
Ставки по кредитам нефинансовым организациям в рублях на срок более одного года 11,7 11,5 14,1 13,8 9,8 10,7 11,3
Рентабельность продаж крупного и среднего пре дпринимательства 13,2 13,1 13,0 10,8 10,0 9,6 9,4
Спред по рентабельности 1,5 1,6 -1,1 -3,0 0,2 -1,1 -1,9
Источник: Банк России, Росстат.
государственной денежно-кредитной политики на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов Банк России заявил о выстраивании более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и постепенном переходе к формированию денежного предложения во все большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов. Это свидетельствует о том, что концептуальная стратегия монетарной политики постепенно меняется в сторону ориентации на удовлетворение внутреннего спроса на денежные ресурсы, а не на приспособление к внешней конъюнктуре. Вместе с тем, как и в прошлые годы, АРБ настаивала на более активном использовании кредитной политики Банка России в целях обеспечения экономического роста (в первую очередь импортозамещающего и инновационноем-кого) и повышения уровня жизни граждан. Исходя из указанной цели, задачами денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России на протяжении следующих трех - пяти лет, должны стать: • активное насыщение рублевыми ресурсами отечественного рынка капитала;
замещение рублевыми средствами иностранного долгового капитала; увеличение срочности финансовых инструментов;
сокращение маржи риска при операциях фондирования бизнеса;
повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заемщиков; расширение емкости российского финансового рынка и номенклатуры применяемых инструментов.
Изменение роли банковской системы в росте экономики после кризиса 2008 г.
Ключевая трансформация, которая наблюдается в роли банковского сектора в экономике России, состоит в опережающих темпах роста розничного кредитования по сравнению с корпоративным (рис. 2). Фактически если до кризиса 2008 г. банки стимулировали и предложение (кредитуя корпорации), и спрос (кредитуя потребителей), то после кризиса фокус сместился в сторону потребительского кредитования, т. е. стимулирование только спроса.
2008 2009 2010
Источник: Банк России, аналитический департамент АРБ.
Рис. 2. Темпы прироста кредитного портфеля банков и доходов населения, % к предыдущему году
Причины разворота в сторону розничного кредитования, с точки зрения АРБ, следующие.
1. Конъюнктура мировой экономической системы после кризиса 2008 г. вынудила банковские системы разных регионов мира пойти по пути сокращения рисков одновременно с поиском более прибыльных сегментов ведения банковского бизнеса. Сочетание этих факторов привело к активному росту розничного банкинга практически во всех регионах мира. Так, в Северной Америке 63 % всех доходов банков формируются от розничного бизнеса, в Восточной Европе этот показатель на уровне 55 %, в Западной Европе - 51 % (рис. 3).
Аналогичная ситуация практически массовой переориентации банковских институтов на розничный сегмент кредитования наблюдается также в России.
2. Приближение реальных ставок по кредитам в корпоративном сегменте к значениям, близким к границе себестоимости фондирования, а в случае с Россией - пребывание реальной ставки по корпоративным кредитам на некоторых временных промежутках в отрицательной зоне (рис. 4). Это стимулирует банки к агрессивной политике в розничном сегменте кредитования, где все еще сохраняется возможность получения высокой маржи.
Кроме того, становится все труднее конкурировать на этом рынке, так как качественных заемщиков немного, а работать с ними хотят все. Поэтому банки переориентируются на розничное кредитование, которое, помимо возможности размещения дорогих депозитов, также имеет более высокий потенциал для долгосрочного развития.
Макроэкономические показатели в сочетании с низким уровнем проникновения банковских продуктов в размере 10 % от ВВП (в то время как в Центральной и Восточной Европе он составляет 30 % и выше) позволяют говорить о том, что в российской рознице банкам еще есть куда расти.
Вместе с тем такая политика банков содержит ряд сопутствующих рисков.
1. Косвенное стимулирование экономической активности через удлиненную цепочку воспроизводства (компании получают средства от потребителей, которые заняли их у банков), тем более что внутренний спрос в основном влияет на рост импорта и цен, а не на стимулирование экономической активности российских предприятий.
2. Темпы роста реальных доходов населения после 2008 г. колеблются около нуля, что в среднесрочной перспективе при сохранении агрессивных темпов роста розничного кредитования создает рис-
Источник: The Economist, World Bank, Oliver Wyman.
Рис. 3. Распределение доходов от розничного и корпоративного бизнеса банков, %
?00? jorvfi ?íiifj ?ou
Рис. 4. Реальные процентные ставки в 2006-2011 гг. (номинальная ставка минус инфляция), %
ки генерации весомого сегмента subprime-заемщи-ков ^иЬрпте - это ипотечные кредиты, выданные заемщикам с плохой кредитной историей).
Подразумевая прямое воздействие банков на экономическую активность предприятий, т. е. инвестиции в нефинансовый сектор, банковское кредитование предприятий заняло в 2012 г. всего 15 % таких вложений, что нельзя считать значимой долей.
В России на низком уровне сохраняется доля кредитов в инвестициях в основные фонды, на уровне 7,7 %, тогда как в Германии и США аналогичный показатель превосходит российский в разы: 41,8 и 32,5 % соответственно (рис. 5).
Таким образом, переход банков в сектор потребительского кредитования свидетельствует о некотором уменьшении влияния банков на экономику.
Увеличивая свои розничные портфели, банки косвенно становятся стимуляторами экономики, подогревая и подпитывая покупательную способность, что впоследствии вызывает рост спроса, на который реагирует и предложение.
Основным бенефициаром расширения покупательной способности будет импортная продукция, но это нисколько не умаляет заслуг кредитования физических лиц как косвенного локомотива российской экономики.
Главной специализацией банков, нуждающейся в развитии и потенциально наиболее полезной для
роста экономики в целом, является кредитование малого и среднего бизнеса, которое никак не может получить должного скачка и импульса к росту.
Если указанное кредитование испытает такой же бум развития, какой сейчас переживает розница, это гораздо сильнее отразится на динамике роста всей экономики, потому что в странах с развивающимися рынками, к каковым Россия склонна себя относить, рост идет не только за счет индустриально-промышленного сектора, но и в связи с успешной деятельностью мелких и средних предприятий.
Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что на фоне разговоров о спаде розничного кредитования банкам следует задуматься о том, чтобы подтянуть сильно отстающий и столь необходимый сектор кредитования МСБ.
Речь идет не только о банковском регулировании. Важным фактором повышения интереса банков к кредитованию реального сектора и одновременно снижения цены кредитов для предприятий является участие государства в покрытии кредитных рисков. Банк России обозначил свои планы по более точной оценке рисков необеспеченного потребительского кредитования. Реализация намеченного будет способствовать оптимизации баланса в бизнес-политике банков.
Основным драйвером экономического развития банки быть не могут по определению. Они выпол-
I I Обязательства [ I Покупка жилья
| Инвестиции в основные фонды
Корея
Япония
Китай
Франция
Армения
Польша
Узбекистан
Венгрия
Италия
Нидерланды
Малайзия
Бельгия
Россия
Казахстан
Бразилия
США
Индия
Сингапур
Таджикистан
Индонезия
США
Германия
Китай
Россия
2012
¡33
□ 29
] 27
:?4
□ 22
¡21
□ 18 J 17
□ 16 □ 15
□ 14
□ 13
□ 12 И 12
□ 11
□ 8
□ 5
ZI3
73,3
32,0
32,5
70,2 04,5
41,8
22,5 23,7
15,3
17,8 ■ 11,9
W'
б
]54
□ 43
Источник: Банк России, Росстат, CGAP, World Bank.
Рис. 5. Доли кредитов: а - в инвестициях в основные фонды, % от общей величины вложений; б - в экономических операциях; % от общего объема источников финансирования; в - малому и среднему бизнесу (МСБ) в совокупном кредитном портфеле банков, %
няют роль финансовых посредников - и в этой роли призваны способствовать строительству эффективной экономики. Но «тащить» экономику они объективно не могут. Попытка характерного актера, каким
является финансовый посредник, сыграть роль героя в экономической драме оборачивается для финансовой системы, для экономики в целом и для всего общества пыткой финансового кризиса.
Закредитованность предприятий и населения: стратегия банков
Закредитованность предприятий. Анализ во многом объясняет стремление банков в высокодоходный розничный сегмент не только с точки зрения экономической мотивации (заработать большую прибыль), но и с позиций способности разных сегментов качественно абсорбировать предложенные кредитные ресурсы без генерации плохих активов на балансах банков.
Рассмотрение долговой нагрузки российских предприятий по отраслям экономики показывает, что, несмотря на спрос с их стороны, большинство из них не способно качественно обслуживать долг в силу многократного превосходства долговой нагрузки над денежными потоками, которые можно направить на их погашение (рис. 6).
Из приведенной диаграммы видно, что, даже если банки продолжат выдачу кредитов закреди-тованным секторам, уже в краткосрочной перспективе стоимость обслуживания полностью поглотит генерируемую маржу, что сделает экономически нецелесообразным продолжать формировать отрицательный финансовый результат, и это в итоге обернется ростом «токсичных» кредитов для банковской системы.
Более того, как уже было показано (см. рис. 1), текущий уровень средних процентных ставок для бизнеса является очень некомфортным с точки зрения их соотношения с рентабельностью компаний.
Таким образом, основным ограничивающим фактором развития корпоративного банковского портфеля является ухудшение финансового состояния предприятий-заемщиков.
Необходимо заметить, что объем просроченной задолженности по кредитам нефинансовым организациям за 2012 г. увеличился на 14 %, что на 3 % выше аналогичного показателя предыдущего года. Доля просроченных корпоративных кредитов в их суммарном объеме возросла до 4,7 % по состоянию на сентябрь 2012 г. (рис. 7). Таким образом, данные свидетельствуют о некотором ухудшении, связанном с платежеспособностью компаний-заемщиков.
Еще одним ограничителем развития корпоративного кредитования являются неблагоприятные условия ведения бизнеса в России (рис. 8).
Данные, представленные на рис. 8, являются закономерным объяснением нежелания компаний продолжать деятельность в России и отсутствия у банков интереса кредитовать компании, работающие в условиях неопределенности перспектив развития, неуверенности в завтрашнем дне или в правилах игры, устанавливаемых государством.
ПЯ"
18 J ¡ 1D0
Источник: Росстат, Банк России, аналитический департамент АРБ.
Рис. 6. Закредитованность секторов российских компаний
л
***** м 519 943 924 936 955 963
1 ™ 7М 818 азе 846 344 823 «41 !И ™ п П П П П П
743 746 751 733 736 753 г^ ГП ГП П П ГП П П П
953 9-11
2011 2012
Источник: Банк России, аналитический департамент АРБ.
Рис. 7. Просроченная задолженность по кредитам и прочим средствам, предоставленным нефинансовым организациям, млрд руб.
Источник: World Bank, Transparency International, аналитический департамент АРБ.
Рис. 8. Сравнение условий ведения бизнеса в разных странах
Закредитованность населения. При рассмотрении вопроса закредитованности населения целесообразно обратить внимание на место России среди различных стран по потенциалу рынка и возможностям банков в расширении кредитного портфеля (рис. 9).
Логика определения возможностей и потенциала достаточно проста:
высокий уровень отношения капитала к активам свидетельствует о наличии достаточного капитала для наращивания кредитного портфеля; низкий уровень кредитов населения относительно ВВП свидетельствует о наличии потенциала для дальнейшего потребительского кредитования.
• Страны Центральной ♦ Восточная | | Страны с низкой
и Западной Европы Европа за кредитованА Северная Америка нос,,1Ю и вы™"'м ^ к потенциалом
кредитной экспансии
П Страны с высокой закредитованностью и низким потенциалом кредитной экспансии
22
<0 5
20 ■ 18 -16 ■ 14 -12 * 10 -5 5
4 -2 -
♦ Босния и Герцеговина
Хорватия ^ ♦ Украина
Россия
Белоруссия ♦ Болгария ♦Венгрия Италий ♦ * ж Словакия • ^Словения ♦ Эстония А США
Литва ♦ Чехия • Бельгия • Аастрия • Греция Испания» Португалия »Кипр Финляндия # ф Люксембург Франция •• Германия • Нидерланды А Канада
10 15 20 25 30 35
75 80 85 90 95 100 105 110
40 45 50 55 60 65 70 Кредиты населению к ВВП
Источники: Банк России, центральные банки разных стран, аналитический департамент АРБ.
Рис. 9. Положение в 2011 г. различных стран по потенциалу рынка и возможностям банков в расширении кредитного портфеля, %
На основе этих признаков выделены две группы стран:
a) страны с низкой закредитованностью и высоким потенциалом кредитной экспансии;
b) страны с высокой закредитованностью и низким потенциалом кредитной экспансии.
Россия относится к первому типу (рис. 9), поэтому приоритетной стратегией банков в течение ближайших двух - трех лет с большой вероятностью станет активное расширение преимущественно розничного кредитного портфеля.
Несмотря на наличие по формальным признакам существенного потенциала и емкости рынка для развития розничного кредитования в России, необходимо обратить внимание на риски, которые могут сопровождать этот процесс.
1. Реальные располагаемые доходы населения показывают почти нулевой рост после кризиса 2008 г. (см. рис. 2). При сохранении такой ситуации на фоне замедления корпоративного кредитования и агрессивного наращивания розничного портфеля возникновение кластера сильно закредитованных subprime-заемщиков. В результате Россия, в отличие от большинства других стран, прошедших через кризис 2008 г., вернулась в докризисную модель потребления, в значительной мере основанную на
привлечении кредитных ресурсов (рис. 10).
При этом многие из стран Западной Европы и Северной Америки после кризиса сменили модель потребления, которая в настоящий момент основана на умеренных потребностях и создании накоплений (рис. 11).
2. Наблюдается предельная и ухудшающаяся поляризация доходов населения, в том числе в сопоставлении с другими странами (рис. 12), что еще больше усиливает долговую (кредитную) нагрузку на фактических пользователей кредитных средств. Понятно, что прослойка богатейшего населения не является пользователем кредитных ресурсов.
3. Затраты российских потребителей на обслуживание долгов достигли довольно высокого уровня. В настоящее время этот показатель в России сопоставим с аналогичным показателем в США (рис. 13).
Перечисленные выше угрозы должны стать:
• для банков - определяющими при формировании собственных стратегий развития, в том числе при оценке рисков и работе над собственной эффективностью;
• для регуляторов - индикатором направлений корректировки проводимой политики для обеспечения экономического роста и развития общества.
Рис. 10. Соотношение доходов и потребления в 2006-2013 гг., % к соответствующему периоду предыдущего года
Источник: Банк России, аналитический департамент АРБ.
Примечание. Когда темпы прироста реальных доходов населения превышают темпы прироста розничной торговли, это означает, что потребление проходит при одновременном росте сбережений населения; когда темпы прироста доходов населения ниже темпов прироста оборота розничной торговли, это означает, что потребление проходит за счет кредитных ресурсов.
_]g007 2008 2Й(Г9~~2010 2011
Источник: World Bank, аналитический департамент АРБ.
Рис. 11. Модели потребления различных стран в 2011 г,%
Источник: Росстат, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), аналитический департамент АРБ.
Рис. 12. Поляризация доходов населения в разных странах: а) кривая Лоренца (неравномерность распределения доходов между богатыми и бедными в России), %;
б) индекс Джини, %
15 п 14 13 Н 12
11 10
9 -8 -7 -6 ' 5 • 4 -3 2 1 0
Россия США
Рис. 13. Обслуживание долга домохозяйств к располагаемым доходам в 2002-2013 гг., %
Т"
п
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Источник: Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара.
Стратегические продукты банковской розницы
Под стратегическими банковскими продуктами понимаются наиболее перспективные банковские услуги, на которые стоит делать ставку для максимально плодотворного развития самих банков, а также обеспечения мультипликативного эффекта роста экономики.
Ассоциацией российских банков проведен анализ текущего состояния рынка потребительских банковских продуктов, поскольку именно розничный сектор сейчас является основным источником прибыли и развития банковского сектора. Крупные банки были разбиты на определенные специализации, в которых они являются лидерами. Для большей репрезентативности Сбербанк России и ВТБ были исключены из рассмотрения. Выявлены следующие тенденции:
1) Нецелевые кредиты наличными в среднесрочной перспективе имеют существенный потенциал развития. Это обусловлено высокими темпами роста данного рынка, а также сохраняющейся приверженностью населения к наличным деньгам. Более того, данный рынок привлекателен для банков с точки зрения возможностей генерации высокой маржи, однако в долгосрочной перспективе рынок нецелевых кредитов наличными будет абсорбирован рынком кредитных карт. Наличные без раскрытия целей использования все еще будут пользоваться спросом среди россиян, и в интересах банков этот спрос удовлетворить.
2) POS-кредитование. Бум прошел, многие крупнейшие игроки даже снизили долю таких активов в кредитном портфеле. Население возместило пробелы в неудовлетворенных потребностях, поэтому спрос со временем уменьшит свои масштабы.
Среди банков - лидеров POS-кредитования, занимающих 71 % всего рынка данного продукта, наблюдается явный отход от стратегии POS в сторону нецелевых кредитов наличными и кредитных карт (рис. 14). По последним продуктам четыре лидера сегмента занимают чуть менее четверти всего рынка кредитных карт.
Уход банков из сегмента связан с тем, что они собрали сливки в период самого пика данного сегмента, а именно в 2010-2011 гг. Тогда население возмещало свои неудовлетворенные потребительские потребности после кризиса, и возможность
х^4) сумма долей лидеров рынка по выбранному портфелю
¡0 о
Q. "J 100 -
-Í 90 -
tí
X so -
а
% 70 -
« к 60
J s
К I с « V [£ ■е- о so -
40 -
ÍI | о ñ 30 -
. ja к 20 "
V V) 10 -
£ о
о-о. o -
3
с 2 -10 -
■
Í- -20 "
ÍÍ
X X -30 ■
t -40 -
a.
<J a
О Кредиты надичнмми
Кредитные карты
POS
\ 7Í / ^fcHnoTena Детокредитое»ние • з
10 20 30 40 50 60 70 ВО 90 Темпы роста рынка
Источник: исследование рынка розничных банковских продуктов аналитического департамента АРБ.
Рис. 14. Лидеры P0S-кредитования, %
получения кредита прямо в магазине, например бытовой техники, стала пользоваться широким спросом. Сейчас самыми быстрорастущими сегментами являются рынки нецелевых кэш-кредитов и кредитных карт, на которые успешно перепрофилируются главные игроки Р08-рынка.
3) Автокредитование. Ожидается приостановление роста ввиду перенасыщения рынка. В 2013-2014 гг. этот рынок с большой вероятностью будет стагнировать. На данный момент 40 % всех легковых автомобилей куплены в кредит, а за последний год в 70 % таких сделок были вовлечены кредитные ресурсы. Следующий бум автокредитования более всего вероятен через несколько лет, так как с периодичностью от трех до пяти лет средний российский автомобилист меняет транспортное средство.
Четверка главных автокредиторов в свою очередь постепенно снижает темпы роста своего основного автомобильного портфеля и активно движется в направлении развития кредитных карт, увеличив совокупный карточный портфель этой группы банков в полтора раза за прошедший год (рис. 15).
Среди этих банков наблюдается уменьшение ипотечного кредитования, т. е. за счет ипотеки и в чуть меньшей степени - автокредитования высвобождаются активы под развитие кредитных карт и нецелевого кредитования наличными.
4) Ипотека. В 2013 г. рост, скорее всего, продолжится, однако в случае дальнейшего увеличения ставок уже в 2014 г. он может замедлиться.
30 40 50 во Тейпы роста рынка
Источник: исследование рынка розничных банковских продуктов аналитического департамента АРБ.
Рис. 15. Лидеры автокредитования, %
В общем количестве сделок с объектами недвижимости на долю ипотечных приходится 21 %, т. е. каждое пятое жилье куплено с использованием ипотеки. Данный показатель вырос почти вдвое с 2010 г. Вместе с тем сохраняется высокий потенциал ипотечного кредитования, поскольку текущая задолженность по ипотечным кредитам не превышает 3 % ВВП России, тогда как в европейских странах этот показатель, несмотря на более высокую обеспеченность жильем, превышает 50 %-ный уровень.
Немного другая ситуация наблюдается среди лидеров ипотеки. Здесь также уделяется большое внимание наращиванию портфеля кредитных карт и кэш-кредитов, но при этом никакого тотального выхода с занимаемой ниши не наблюдается, лишь небольшое замедление по сравнению с предыдущими годами (рис. 16). Это логично, потому что ипотечный портфель разгрузить гораздо сложнее, чем POS- или автокредитование, да и не имеет смысла, поскольку ипотека позволяет банку выстроить отношения с клиентом на долгие годы, что дает возможность банку для дальнейших перекрестных продаж. При этом четыре лидера ипотеки за последний год нарастили свои активы в кредитных картах и нецелевых кредитах наличными на 40 и 35 % прироста соответственно, и стоит ждать еще большего к концу 2013 г.
5) Кредитные карты. Несмотря на активное развитие и бурные темпы роста последние три
года, карточное кредитование имеет огромный потенциал, так как только 17 % экономически активного населения регулярно пользуются данным продуктом.
Банки, которые в свое время сделали ставку на кредитование с использованием карт, оказались в самом нужном месте в нужное время и теперь могут почивать на лаврах (рис. 17). Конечно, им следует быть готовыми к тому, что все участники банковского рынка будут входить в этот сегмент, поэтому ожидается высокая конкуренция. Во многом именно по этой причине за прошедший год темпы роста «карточных» лидеров в своей профильной сфере достигли в среднем 80 %, а доля рынка кредитных карт на конец 2012 г. составила 30 %.
Основные выводы, которые получены из анализа банковских продуктов, заключаются в следующем:
• главными стратегическими продуктами в перспективе минимум двух - трех ближайших лет будут в первую очередь кредитные карты, а во вторую - нецелевые кредиты наличными;
• в средне- и долгосрочной перспективе от трех до пяти лет существенно возрастет значимость ипотечного продукта для российских банков;
• рынок автокредитования станет уделом в основном автомобильных банков;
• рынок РО S-кредитования будет поглощен более цивилизованным рынком кредитных карт.
(Л
а
О. <и 4Ь ,
и 40 "
* т
35 ■
п 30 -
U EL
■9- v 25
— л
Sb
s II го J is -
£ с 10 -
í j
О) £ -
£
X
3 и ■*
с.
и 0
хх ] Сумма долей лидеров рынка го аыбранному портфелю
Кредитные карты Кредиты налы иными ^^^^
ипотека
I Автокредитование
10 20 30 40 50 60 70 00 90 Темпы роста рынка
Источник: исследование рынка розничных банковских продуктов аналитического департамента АРБ.
Рис. 16. Лидеры ипотечного кредитования, %
т s
а.
и
во
70
<Li
tj ra ° ¥
60
50
40
30
20
10
-10
©Сумма долей лидеров рынка по выбранному портфелю
Г""*
Кредитные картЦ 30
е
Кредиты наличными
э i — -
Детокре-
дитон^ание
ь Ипотека
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Темпы роста рынка
Источник: исследование рынка розничных банковских продуктов аналитического департамента АРБ.
Рис. 17. Лидеры рынка кредитных карт
Предложения по развитию системы
ипотечного кредитования в России
Главная задача в развитии системы ипотечного кредитования сегодня - обеспечить качественное развитие ипотеки. Для роста предложения доступной ипотеки необходимы устойчивые каналы рефинансирования.
Наиболее очевидный способ - создание рынка надежных и привлекательных для инвесторов ипотечных ценных бумаг.
Чтобы эти бумаги были востребованы, лучшим по надежности вариантом представляется государственное гарантирование выплат инвесторам со стороны специализированного агентства, использующего резервный фонд, пополняемый за счет эмитентов. В части доходности на фоне растущей стоимости заимствований выступает на первый план субсидирование эмитентов или инвесторов за счет прибыли институтов развития в целях создания благоприятного ценового фона для вложений в ипотечные бумаги. Создание и расширение контингента инвесторов - еще одна сторона этой большой задачи. Это тем более актуально в условиях планируемого сокращения компонента пенсионных отчислений. Здесь все будет зависеть от того, в какой форме законодателями и правительством будет перестроена в этом году пенсионная система. Со своей стороны Ассоциация российских банков готова принять самое деятельное участие в этой работе.
Озабоченность участников рынка вызывает и монополизация ипотечной сферы. К сожалению, малые и средние банки не могут рефинансировать ипотеки. У них нет «длинных» денег, которые можно выдавать заемщикам на длительный период, до 30 лет. К тому же вероятно, что ставка, по которой были выданы 30-летние кредиты, вскоре окажется ниже, чем ставка по депозитам.
Более того, малые и средние банки могут рассчитывать только на себя, тогда как крупные, в том числе с государственным участием, вполне обоснованно могут ожидать помощи от государства в случае форс-мажорных обстоятельств.
Эти факторы обосновывают острую необходимость рефинансирования кредитов для подавляющего большинства российских банков.
Сегодняшний ипотечный рынок в России выглядит так: несколько крупнейших игроков занимают три четверти его объема. Если институты развития и государство не будут предпринимать
усилий по демонополизации, то концентрация на ипотечном рынке будет только увеличиваться. Банковскому сообществу нужна нормальная, а не олигополистическая конкуренция на рынке.
Крупные банки-маркетмейкеры держат ипотечные кредиты на своих балансах, однако их депозитная база хотя и значительна, но все же не безгранична. В перспективе это может привести к тому, что будут исчерпаны возможности роста ипотечного рынка за счет привлечения новых вкладчиков.
Для валютного рынка сегодня характерна вола-тильность: в Европе - кризис, в США - неустойчивая экономическая ситуация. Российская экономика является частью мировой экономики. Покупательная способность россиян растет медленно, наблюдается повышение стоимости недвижимости.
Что делать дальше?
Ответ таков: нужно, чтобы на рынок пришли деньги, снизились процентные ставки по кредитам и как можно больше людей смогли воспользоваться ипотечным кредитованием.
Если сейчас средствами для предоставления ипотеки располагают только крупнейшие банки, то надо, чтобы деньги пришли на рынок и от зарубежных, и от российских инвесторов, и от пенсионных фондов. Это мировая практика.
Рынок ипотечных ценных бумаг позволит банкам не держать кредиты на своих балансах и наращивать объемы кредитования. Но этот рынок в России практически не развит. Изменить ситуацию можно, действуя по нескольким направлениям.
1. Субсидирование процентной ставки представляется вполне осуществимым. К примеру, как один из реальных вариантов - субсидирование за счет инвестиций со стороны Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).
Если бы АИЖК направило часть своих средств на субсидирование ставки купона по ипотечным ценным бумагам, то банкам было бы проще рефинансировать кредиты.
Чтобы заинтересовать инвестора в ипотечных ценных бумагах выплатой премии в 2 % над уровнем доходности государственных ценных бумаг, потребуется субсидия в 800 млн руб. при объеме выпуска ипотечных ценных бумаг (ИТ ЦБ) в 40 млрд руб. ежегодно (это нынешний годовой объем программ АИЖК по приобретению облигаций с ипотечным покрытием). Если же на эти цели направлять половину прибыли АИЖК, объем выпуска привлекательных для инвесторов ипотечных ценных бумаг составит 200 млрд руб. в год.
2. Активное участие государства как регулятора рынка в обеспечении надежности ипотечных ценных бумаг. Принципиально важно, чтобы ипотечные ценные бумаги были размещены среди инвесторов с доходностью на уровне государственных бумаг.
Многие банки - члены АРБ разделяют мнение, что в интересах развития рынка было бы создание специальной организации на правах либо дочерней структуры АИЖК (либо самостоятельной) для предоставления государственных гарантий по ипотечным ценным бумагам.
Целесообразно также создание специального фонда для защиты инвесторов от возможных убытков. Он может быть сформирован за счет регулярных процентных поступлений от ипотечного покрытия.
На этом фоне заслуживают внимания инициативы Банка России в регулировании показателей достаточности капитала и нормативов резервных отчислений банков в преддверии перехода к регулированию капитала в соответствии с положениями Базеля III. В частности, речь идет о введенных с 1 марта нынешнего года повышенных нормах резервов в отношении недвижимости, переходящей на балансы банков в результате процедур взыскания по дефолтной ипотеке. Эти нормы повысят нагрузку на ликвидность банков, активно работающих на ипотечном рынке.
Государственная поддержка ипотеки может быть сравнима с эффектом локомотива в развитии экономики, обеспечении условий для роста ВВП. Итог инвестирования средств в ипотеку - мощный импульс в развитии строительной индустрии и смежных с ней производств (выпуск стройматериалов, изготовление мебели и т. д.). Это ведет к созданию дополнительных рабочих мест.
В этой связи следует отметить, что государство, стимулируя рост ипотеки, тем самым связывает свободные средства населения и сдерживает инфляцию. По сути, речь в таком случае может идти о синергетическом эффекте, при котором развитие ипотечного кредитования будет способствовать снижению уровня инфляции.
И тут немаловажным представляется изучение и возможное заимствование зарубежного опыта. Конкретно речь идет об изучении практики Национальной ипотечной ассоциации «Джинни Мэй» (США), работающей на рынке свыше сорока лет и успешно преодолевшей нынешний кризис.
Это агентство является институтом развития ипотечного рынка. В ассоциации создан специальный фонд, средства которого используются в случае
дефолта для выплат держателям старших траншей ипотечных ценных бумаг.
Согласно данным американского подразделения Глобальной ассоциации финансовых рынков, совокупный номинал американских агентских ипотечных облигаций в обращении на сегодня составляет 5,63 трлн долл., из них бумаги на 947,6 млрд долл. (не включая выданных обязательств по покупке ИТ ЦБ) находятся на балансе Федеральной резервной системы (ФРС).
Активы ФРС составляют чуть менее 3 трлн долл., 92 % из них вложены в ценные бумаги, 62 % которых - казначейские бумаги США, а 35 % - ипотека. Фактически государство инвестирует свои собственные деньги, печатая доллары, покупает ипотечные активы своих граждан.
В декабре 2012 г. совет управляющих ФРС объявил о начале четвертого раунда программы количественного облегчения, основным элементом которой является покупка этой организацией ипотечных облигаций на 40 млрд долл. ежемесячно. Американское правительство подтвердило, что программа будет продолжаться до тех пор, пора экономика не покажет явные признаки улучшения ситуации.
Для сравнения: по данным Банка России, средства, размещенные регулятором рынка у нерезидентов и в ценные бумаги иностранных эмитентов, составляют 14,6 трлн руб., или 69 % всех активов Центрального банка РФ, в отличие от ФРС США, на балансе которой находятся практически все американские активы. России целесообразно ориентироваться на подобный опыт США. В частности, инвестирование Банком России средств в ипотечные ценные бумаги предоставило бы банкам новый механизм рефинансирования.
В декабре 2012 г. состоялся первый выпуск ипотечных сертификатов участия - еще одного инструмента рефинансирования ипотеки, введенного законом об ипотечных ценных бумагах еще в 2003 г. Эти бумаги выпускать проще и дешевле, нежели облигации с ипотечным покрытием. Но пока не существует полноценной инфраструктуры соответствующего рынка, нет поддержки его государством и регулятором.
Таким образом, поддержка регулятором ипотечного рынка стала бы началом масштабной работы по динамичному развитию ипотеки, в том числе на таком направлении, как рынок ипотечных ценных бумаг.
3. Важны разъяснительная работа и пропаганда ипотечного кредитования, где видное место занимает программа повышения финансовой грамотности на-
селения. АРБ принимает участие во всероссийском телевизионном интернет-марафоне финансовой грамотности. Он проходит во многих городах всех федеральных округов от Камчатки до Калининграда.
Усилия АРБ постепенно приносят свои позитивные плоды. Люди стали не только больше, но и более грамотно пользоваться кредитами. Если несколько лет назад всего 5 % сделок купли-продажи недвижимости совершалось с использованием ипотечного кредита, то сегодня - уже более 20 %.
Модель развития банковской системы России: поиск источников развития
Основываясь на анализе наиболее приоритетных направлений развития банковской системы России, необходимо определить, какие источники будут обеспечивать указанный рост и какие шаги требуется предпринять для этого.
Как уже было отмечено, в России наблюдается стагнация темпов роста реальных доходов населения, что приводит к замедлению темпов розничного портфеля. Эта тенденция может быть преодолена трансформацией банковских продуктов путем уменьшения ставок, увеличения сроков кредитования. Такие меры приведут к сокращению долговой нагрузки на клиен-
Ирландия
Великобритания
США
Корея
Дания
Швейцария
Франция
Япония
Италия
Нидерланды
Германия
Португалия
Испания
Австрия
Израиль
Австралия
Малайзия
Капада
Швеция
Норвегия
Словения
Таиланд
Чили
Чехия
Финляндия
Польша
Словакия
Исландия
Венгрии
Новая Зеландия
Греция
Мексика
Россия
Турция
а
□ 20,2
=□7,0
=16,9 □6,6 □ 6,3
=110, = 9,9
19,3
□ 12,4 11,4 11,2 1
=1 5,6 11)5,5 = 5,2
□ 5,0
□ 5,0
□ 5,0
НИ.9 =□4,9
□ 4,7 = 4,5
□ 4.1 34,0
=13,7 = 3,1
□пг.э
-12.9
=□ 2,4
= г,з
31,9 11,3 ! 1,3
тов и фактически будут означать распределение ее на более длительный срок при некотором его сокращении за счет уменьшения ставок, что должно исключить возможность генерации «пузыря» плохих активов.
Но для обеспечения такой трансформации банковских продуктов кредитным организациям необходимо длительное и относительно недорогое фондирование в условиях понятности правил игры на длительный период.
Ниже будет сформулирована позиция Ассоциации российских банков по формированию таких ресурсов, а также приведены аргументы, доказывающие отсутствие ущерба от этих мер для российской экономики с точки зрения инфляционных рисков.
Ложные источники «длинных» денег. В контексте формирования долгосрочных пассивов следует отметить: вопреки расхожему мнению активы страховых компаний и пенсионных фондов не могут послужить (как в большинстве развитых экономик) значимым источником пассивов для российских банков. Причины этого таковы:
1) средства, привлеченные банками от страховых организаций, не могут служить источником долгосрочного кредитования в силу своих незначительных объемов в масштабах российской экономики (рис. 18);
Всего
Денежные средства
Акции
Банковские вклады Прочие активы
Дебиторская задолженность юридических и физически* лиц
Векселя организаций Недвижимое имущество Облигации
100
[3
0
Ц2|
0,5%
10
н
i
от пассивов банковского сектора
В
0
Векселя банков
б
Источник: ОЭСР, Федеральная служба страхового надзора (данные по состоянию на сентябрь 2010 г. по добровольному и обязательному страхованию, кроме обязательного медицинского страхования).
Рис. 18. Данные для анализа активов страховых организаций: а - премии в 2011 г., % к ВВП; б - структура активов баланса в 2010 г, %
Нидерланды
Исландия
Швейцария
Вел и к обрита ния
Австралия
Финляндия
США
Канада
Чили
Дания
Израиль
Ирландия
Новая Зеландия
Польша
Мексика
|[|(№ция
Словакия
Испания
Португалия
Норвегия
Чехия
Таиланд
Германия
Австрия
Италия
Корея
В^НфИЙ
Словения
Россия
Турция
! I Негосударственные I I Государственные
Германия
Финляндия
Австралия
Швейцария
Нидерланды
пэраиль
Чили
Великобритания
Австрия
Норвегия
США
Канада
Корея
Швеция
Дания
Испания
Португалия
Италия
Чехия
Россия
Мексика
Словакия
а
Шкредиты I I Облигации 311 Акции
□ пИФы
I I Недвижимость
□ Прочее
100
б -
Рис. 19. Данные для анализа пенсионных накоплений, % к ВВП: а - активы пенсионных фондов; ■ структура вложений негосударственных пенсионных фондов по инструментам
2) пенсионные накопления граждан имеют несущественный вес в масштабах российской экономики и одновременно не используются для получения максимального мультипликативного эффекта в виде долгосрочных вложений, в том числе через банковский сектор (рис. 19).
Истинные источники «длинных» денег.
Макроуровень. С точки зрения АРБ, основным источником формирования адекватных по сроку и цене пассивов в России в условиях почти закрытых для российских заемщиков внешних рынков должно стать государство в лица Центрального банка РФ и Минфина России. Фактически речь идет о формировании аналога так называемых программ количественного смягчения, которые в настоящее время применяются финансовыми регуляторами США и ЕС (рис. 20, 21).
Как правило, на предложения о разработке российской программы формирования долгосрочных пассивов банков финансовые регуляторы приводят контраргументы о том, что:
а) в России в отличие от США и Европы не наблюдается кризиса;
б) масштабные инъекции ресурсов в государственную экономику приведут к раскручиванию темпов инфляции.
Однако оба аргумента, с точки зрения АРБ, не являются достаточно обоснованными по следующим причинам:
а) если рассматривать степень восстановления темпов роста экономики России и других стран относительно предкризисного периода, становится очевидно, что Россия находится в более сложном положении, чем страны, которые предпринимают активные меры (рис. 22);
б) инфляция в России имеет преимущественно немонетарный характер (рис. 23), следовательно, бороться с тарфляцией1 монетарными механизмами не только неэффективно, но и опасно по причине подрыва темпов экономического роста.
Ответственность регуляторов. Для реализации программы стимулирования экономического роста с помощью банковской системы необходимо реализовать следующие конкретные шаги.
1. Закрепить ответственность Банка России за обеспечение экономического роста, как в большинстве развитых стран (рис. 24).
2. Банку России и Министерству финансов РФ делать инъекции ресурсов в экономику на срок более 12 мес.
1 Тарфляция - инфляция, вызванная ростом тарифов естественных монополий.
Прдгрдннд
Цели
Дсйстоип ФРС
Влияние на жономику
Стоимость
Трлн долл.
Достижение результата
QE3
начало программы сентябрь 2012г,
J Достижение улучш&»< а экономике ешь
Выкуп ипотечных бумаг (МВБ) в объеме
d0 млрд долл /Ver. (с неогран и ценным фОКОМ)
□ Программа не началась
Прогрэнчэ
не нзиаласъ
с Операция *Твист»
Начало программы сентябрь 2011 г.
ГЭ Достижение
понижающего влияния на долгосрочные npoL 1штные ставки и смягчен не финансовых условий
□ Продажа
краткосрочных
□ Помогла понизить
долговых бумаг ¿US Treasuries) на 400 млрд долл. до конца июня 2012 г. и покупка на вырученные средства бумаг со срокон погашения через 6-30 лет
долгосрочные ставки
QE2
Начало про граммы ноябрь 2010 г.
□ Стимулирование рост а эконом и ки
□ покупка облигаций и долговых ценных бупаг
оказала меньшее, чем QE1, действие в связи с уменьшение* объема до еоо млрд долл.; фиксация роста ВВП на прежней уройне
QÉI
начало программы март 2009 г.
Источник: ФРС.
3 Препятствовать рззгоранию банковского кризису, стимулировать рост экономики
Покупка облигаций и долговых ценных буиаг
Помогла понизить ставки по ипотечным кредитам, 4то способствовало стабилизации на рынке жилой недвижимости, росту
реп
Рис. 20. Антикризисные меры США в 2009-2012 гг.
ЕЦБ одобряет самостоятельно разработанный
план антикризисных мер Греции.
НДС повышен с нынешних 19 до 21%.
Повышение акцизов на алкоголь 20%.
Налог на бензин повышен на 8 ц/л.
На 30% сокращаются премии.
Любые пособия и доплаты госслужащим
сокращены на 12%,
Заморожен рост пенсий.
Составлен приватизационный пакет-
50 млрд евро
Утвержден пакет финансовой помощи Греции со стороны Евросоюза
Международного валютного фонда в размере 110 млрд евро. Страны еврозоны выделяют 80 млрд евро
План финансового восстановления Португалии: повышение с 20 до 21% налога на добавленную стоимость, увеличение на 1-1,5 процентных пункта налогов на личные доходы граждан. Повышается налогообложение компаний, чья прибыль превышает 2 млн евро в год На 5% снижается! зарплата государственных чиновников, а прием новых сотрудников на работу в администрацию центральных, региональных и местных органов власти приостанавливается.
Представители ЕС, МВФ и ЕЦБ согласовали программу экономической помощи в размере 78 млрд евро
Одобрен второй пакет антикризисных мер для Греции на сумму130 млрд евро.
Одобрен пакет антикризисных мер Португалии в размере 14,9 млрд евро
Лидеры 17 стран еврозоны договорились, что МФС может получить право напрямую, не через правительства, ре капитализировать проблемные банки региона единой европейской валюты
Страны еврозоны через Европейский фондфинстабильности (ЕФФС), а затем через Механизм финстабильности (МФС) будут предоставлять кредиты Испании на рекапитализацию проблемных банков в течение 18 мес.
Объем финансовой помощи составляет 100 млрд евро
Учреждение Европейского фонда финансовой стабильности в размере евро
План финансового восстановления Ирландии: ликвидация 24 750 бюджетных рабочих мест, повышение налога на добавленную стоимость с 21 до 22% в 2013 г. и до 24% в 2014 г. Министры экономики ЕС и зоны евро одобрилифинпомощь Ирландии в размере 35 млн евро
07.04. поднял ставку рефинансирования до 1,25%
07.07.2011 |ецб поднял ставку рефинансирования до 1,50%_
07.07.2011 ]ецб поднял ставку рефинансирования до 1,50%
Европейский центральный банк (ЕЦБ) возобновит покупки покрытых обязательств на первичном и и вторичном рынках. Объем программы-40 млрд евро
ЕЦБ опустил ста вку рефин ансирования до^1,25%
ЕЦБ опустил ставку рефинансирования до 1,00%.
ЕЦБ. Долгосрочное выделение рефинансирования в размере 489 млрд евро 523 банкам на 36 мес
ЕЦБ. Долгосрочное выделение рефинансирования в размере530 млрд евро 800 банкам на 36 мес.
ЕЦБ опустил ставку рефинансирования до 0,75%
ЕЦБ будет приобретать облигации л ишь тех стран еврозоны, которые выполняют макроэкономические и прочие условия, прописанные временным Европейским фондам финстабильности или постоянным Механизмом финстабильности для государств, обратившихся за внешней финансовой помощью
Источник: Европейский центральный банк (ЕЦБ).
Рис. 21. Европейские антикризисные меры в 2010-2012 гг.
Источник: Банк России, Международный валютный фонд.
Рис. 22. Данные для анализа восстановления темпов роста экономики, %
о
ш
>
У
л
X
tu с tu н
о
к с
I 0,5
4 Скопление стран Западной 4 Скопление стран ^ -' и Центральной Европы * ^ „' Восточной Европы
0,8 0,7 0,6
Западная и Центральная Европа ♦ Северная Америка Восточная Европа
0,4 0,3 0,2 0,1 0,0 -0,1
' Финляндия
*
Эстония
» Болгария
I
I А
Словения
Швеция
*. Словакия
»\нехия
А
Латвия
ч 4 Литва
^ И ¡эт^цдмя- Франция ---------
Б^яьГия ■ v Польша Венгрия ! Германия
' Австоия" - * Румыния * \
Ни е л^ - ' • . "-«^СШ^-- '-ЛвртуЬшия )
НИДерЛ Mflfel- .Испания Да'н^я"греци7Люксе"бУРг
------------------- - ~ '
т~
-0,30 -0,25 -0,20 -0,15 -0,10 -0,0 5 0,0 0 0,0 5 0,10 0Д5 0,2 0 0,2 5 0,30
Средняя степень чувствительности инфляции к росту тарифов
Примечание. М2 - денежная масса в национальном определении.
Источник: исследование аналитического департамента АРБ по теме «Тарфляция в России».
Рис. 23. Данные для анализа характера инфляции в 2012 г, коэффициент beta
Рис. 24. Органы и цели проводимой регуляторами политики
Источник: Центральные банки разных стран.
Микроуровень (законодательные вопросы). 3. Требуется совершенствование следующих правовых механизмов банковского кредитования в целях обеспечения роста экономики России:
а) включить такой активно развивающийся финансовый инструмент, как депозитный серти-
фикат в систему страхования вкладов и сделать его безотзывным;
б) реализовывать или не реализовывать меры, приведенные ниже (табл. 3) в зависимости от того, каковы их последствия для развития банковской системы.
Таблица 3
Меры совершенствования правовых механизмов банковского кредитования
Тема правового акта Ключевые положения Экономический эффект
О срочном депозите (ст. 837 Гражданского кодекса РФ) Банковский вклад может быть удостоверен сберегательным сертификатом. Возможность наличия вкладов, которые можно истребовать до окончания срока договора Определенность для банков в срочности пассивной базы. Создание долгосрочного фондирования. Удлинение сроков кредитов. Снижение долговой нагрузки заемщиков
Ограничение наличных платежей Наличные расчеты физических лиц с юридическими не должны превышать планку в 300 тыс. руб. Сокращение теневого сегмента экономики. Инъекция дополнительной ликвидности в банковский сектор (2,2-3 трлн руб.). Активизация кредитования компаний и населения
Законопроект о потребительском кредите Уступка прав по кредиту третьим лицам. Многообразие способов исполнения обязательств по договору кредита. Изменение общих условий договора кредита в одностороннем порядке Структурирование отношений между заемщиком и банком. Стимулирование потребительского спроса. Активизация продаж производителей
Банкротство граждан Утверждение плана реструктуризации должника или признание банкротом. Возможность для кредиторов при неплатежеспособности должника подать в арбитражный суд заявление о признании гражданина-должника несостоятельным Понятные для банков правила игры. Определенность с процедурой взыскания залогов. Перекладывание проблем плохих заемщиков на хороших из-за длительных сроков взыскания
Законопроект о противодействии отмыванию денег и финансированию терроризма Право органов оперативно-розыскной деятельности наводить справки в кредитных организациях (фактически неограниченно). Формальность наличия решения суда для получения информации Увеличение операционных издержек банков. Перекладывание издержек на клиентов. Удорожание кредитных ресурсов
ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА
проблемы и решения ^ 63
Россия
Польша
Чили
Эстония
США
Италия
Германия
Испания
Финляндия
Дания
Франция
Швеция
Швейцария
Норвегия
Нидерланды
Ирландия
19,7 ■ 10,5
IH 10,2 Li, 5
¿Si5
11,9 10,9
■ 11,7 —1 12,6
■ 12,6
14,8 ■ 16,0
□ 14,9 r14,5
-116,0
™il7,l -116,8
18,4
I—I 2qq7 Рис. 25. Производительность
12009
труда в банках в 2007-2009 гг. (активы банковской системы, млн евро / число сотрудников)
24,1
□ 29,4
I 32,2
■ 35,1
Источник: ОЭСР.
Ответственность банков. Для эффективного развития банковский системы России необходимы решительные меры со стороны не только регуляторов, но и самих банков. В частности, в течение ближайших двух - трех лет ключевым должен стать вопрос работы над собственной эффективностью. Необходимость этого становится очевидной при рассмотрении сравнительных показателей производительности труда в банковской системе России и других стран (рис. 25).
Необходимость работы над внутренней эффективностью обусловлена также окончанием периода экстенсивного роста, который сопровождается:
• насыщением рынка банковскими продуктами;
• отсутствием возможностей для продолжения безубыточной ценовой конкуренции. Фактически для российских банков начинается
период перехода к интенсивной модели развития за счет совершенствования внутренних бизнес-процессов.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: [email protected]