УДК 001.895:378
Н.В. Астафьева, А.В. Пахомова, И.В. Рыбаков
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ КАК ИННОВАЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Исследованы инновационные подходы к управлению знаниями в области логистики, направленные на повышение эффективности экономических систем. Рассмотрены практические аспекты подготовки специалистов по логистике и управлению цепями поставок.
N.V. Astafieva, A.V. Pahomova, I.V. Rybakov
KNOWLEDGE MANAGEMENT IN LOGISTICS AS ECONOMIC SYSTEMS’ INNOVATIVE DIRECTION EFFECTIVENESS INCREASE
Innovative approaches in knowledge management in the sphere of logistics directed to increase the economic systems effectiveness is studied in this article. Practical aspects of training of specialists in the sphere of logistics and supply chains management are considered here as well.
В условиях интенсивных изменений в приоритетах общественного развития, как в общемировом, так и национальном масштабах, существенно возрастает роль знаний как фактора инновационного развития экономики и общества, основанного на знаниях. Это обусловливает необходимость формирования более эффективной и мобильной социальноэкономической системы российского общества.
Модернизация общества предполагает переход от индустриального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знаний становятся ключевыми. При этом возрастающее признание приобретают концепции «экономики, основанной на знаниях», «управления знаниями», «сетей знаний», «систем обучения, инноваций и формирования компетенций» (LICS), поскольку все они напрямую затрагивают процессы производства и распространения знаний. Данные концепции указывают новые пути и методы исследования механизмов саморазвития экономических систем и базируются на следующих методологических принципах: знание играет особую роль в экономическом развитии; конкуренция между предпринимателями, в основе которой лежат инновации, является главным фактором экономической динамики; институциональный контекст инновационной деятельности прямо влияет на ее содержание и структуру [1].
Экономическая активность и динамика обусловлены различными видами инновационной деятельности, в которых основную роль играют процессы образования, способствующие созданию и использованию новых технологий. Эта идея аргументируется тем, что образовательный процесс носит коллективный, всеобщий характер и находится под влиянием как формальных институтов (таких, как университеты, корпорации, регулятивная система и т.д.), так и общественных норм и ценностей. Образование в этом контексте понимается в широком смысле слова, как накопление знаний, их осмысление и использование в дальнейшей деятельности.
Подобный процесс создания и распространения знаний становится основной предпосылкой осуществления экономической деятельности.
Таким образом, основной особенностью современного этапа развития общества являются возрастание роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ, преобладание человеческого и иных форм интеллектуального капитала в активе организации и возрастание спроса на него. Отмеченные тенденции обусловливают необходимость появления инновационного для России направления образования, связанного с управлением знаниями и нововведениями, а также с пониманием необходимости постоянной работы по созданию благоприятных условий для таких изменений, усилению адаптационных способностей экономических систем к изменениям внешней окружающей среды и совершенствованию их систем управления.
Знания участвуют в процессе производства следующим образом: с одной стороны, знание выступает как элемент рабочей силы, с другой стороны, оно воплощается в средствах производства. Именно живое знание, заключенное в интеллекте человека, с одной стороны, и воплощенное знание, с другой, - составляют интеллектуальный капитал.
Существует несколько моделей управления знаниями, среди которых наиболее распространенной, с точки зрения практики, считают сеть лиц или групп (команд), обменивающихся знаниями. Основными аспектами деятельности, взаимодействие которых обеспечивается этой моделью, являются финансовая деятельность, разработка и внедрение инноваций, организация внутренних бизнес-процессов, обучение и развитие.
Каждой области принятия решений соответствуют ключевые виды знаний, используемые в управлении цепями поставок. Например, для принятия решений в области производственной технологии требуются следующие ключевые виды знаний: производственные характеристики технологии, интеграция оборудования, потенциал развития технологий. Планирование и контроль запасов сопряжены с такими ключевыми видами знаний как уровни износа/старения, требования к хранению, риск отсутствия на складе.
Концепции управления знаниями и работниками - носителями знаний основываются на том, что в настоящее время для любой экономической системы важнейшим фактором повышения результативности и эффективности работы является управление набором способностей или компетентностей работников как важнейшим интеллектуальным ресурсом [2].
Подходы западных исследователей к оценке и учету влияния новых знаний, разработке инноваций и их внедрению в реальное производство фактически отражают принятый в западном обществе взгляд на цели этих процессов, заключающиеся в развитии ресурсов и способностей компаний и роли имеющегося у них интеллектуального капитала [3]. Иной подход к изучению, организации и управлению инновационным процессом принят в Японии, где данная проблема представляет, в первую очередь, практический интерес [4]. В последние десятилетия многие восточные компании добились существенных конкурентных преимуществ по сравнению с западными фирмами именно благодаря существенному опережению их в интенсивности и скорости инновационного процесса. Согласно выводам известного японского исследователя И. Нонака, особенностью принятого в японских корпорациях подхода к обеспечению процесса создания и реализации новых знаний и получаемых на их основе нововведений является концентрация внимания на организации и стимулировании процесса получения и использования новых знаний, способных наилучшим образом обеспечивать упрочение фирмой своих конкурентных преимуществ. Этот подход коренным образом отличается от подхода, принятого в западных компаниях и основанного на управлении нематериальными и человеческими активами как важным ресурсом их экономического развития.
Таким образом, эффективный процесс производства новых знаний, причем оцениваемый не только с позиций научно-технических и теоретических результатов,
но и с точки зрения соответствия реальным потребностям экономической системы, укрепления ее положения на рынке и потенциальной конкурентоспособности, должен концентрироваться на способности эффективно использовать нематериальные активы на предприятии при обеспечении управляемого процесса создания и использования новых знаний, способствующих усилению конкурентных преимуществ экономической системы.
В современных условиях развития экономики становится необходимым применение новых средств и методов управления материальными, финансовыми, информационными и сервисными потоками в различных сферах бизнеса для повышения конкурентоспособности предприятий и увеличения долгосрочной рентабельности их бизнеса. В связи с этим усиливается роль знаний в управлении логистическими процессами на предприятиях различных организационно-правовых форм. Это обусловлено тем, что в настоящее время логистика позиционируется в науке и практике как инновационный подход к формированию потоков материальных ресурсов, кадров, информации и финансов, циркулирующих как в макро-, так и в микросреде. Логистика и ее специфические методы управления в условиях становления экономики, основанной на знаниях, рассматриваются как важнейший ресурс, как интеллектуальный капитал организации.
Знания в области управления логистическим процессом необходимы для решения следующих основных задач: достижения логистической координации со смежными службами, обеспечивающими продвижение товара; организации товародвижения; управления складскими системами; определения основных направлений повышения эффективности использования средств механизации и технологического оборудования. Функционирование всех составляющих логистического процесса взаимосвязано, поэтому его необходимо рассматривать комплексно, во взаимозависимости частей. Логистизация предполагает реализацию основных логистических принципов, таких как: системный подход; учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи; глобальная оптимизация; логистическая координация и интеграция; обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы; способность логистической системы к устойчивости и адаптации; оптимальный уровень технической оснащенности. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность различных служб, но и обеспечивать планирование и контроль за продвижением материальных потоков с минимальными затратами.
Возможность предоставления широкого ассортимента товаров потребителям в сочетании с высокой скоростью и точностью обработки заказов клиентов во многом обусловлена технологическими прорывами в 1Т-индустрии, вообще, и в сфере логистики, в частности. Россия, где предприятия стали элементами общемировых БСМ-цепочек, в последнее время на фоне роста макроэкономических показателей переживает в этом смысле настоящий логистический бум. Знания в этой области, являющиеся основой модели управления цепями поставок с интегрированной системой информационного обеспечения, способной решать задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, складирования и транспортировки, становятся залогом успешного функционирования экономической системы.
Сегодня десятки тысяч компаний по всему миру применяют концепцию управления цепями поставок в своей повседневной деятельности. На многих предприятиях, функционирующих в России и за рубежом, наряду с отделами по логистике, создаются специализированные службы управления цепями поставок. Задача менеджера в этой сфере деятельности состоит именно в том, чтобы реализовывать на практике одно из наиболее распространенных определений управления цепями поставок: цепь поставок - это объединение трех и более экономических единиц (юридических или физических лиц), напрямую участвующих во
внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и информации от источника до потребителя.
Профессиональная деятельность специалистов по логистике и управлению цепями поставок ориентирована на работу в сфере материального производства, товарного обращения и сферы услуг и направлена на обеспечение эффективного функционирования предприятий всех организационно-правовых форм и рациональной организации логистической деятельности с учетом отраслевой, региональной и ассортиментной специфики предприятия. Сегодня логисты различного уровня иерархии управления предприятием (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные менеджеры) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, принятием оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики предприятия, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистические цепи поставок, моделированием логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания интегрированной логистической системы предприятия.
Актуальность цепи поставок и логистической концепции организации процесса движения материальных и сопутствующих им потоков подчеркивает особое значение инновационного подхода к подготовке специалистов-менеджеров по логистике и управлению цепями поставок, востребованных практикой в настоящее время.
Усложнение осуществляемых операций по физическому перемещению и распределению товаров, сокращение размеров логистических цепочек, формирование в России инновационной экономики, рост инвестиционной привлекательности рынка логистических услуг, усиление роли информационных технологий и многие другие факторы в современных условиях ставят задачи совершенствования подготовки специалистов сравнительно нового направления - менеджеров по логистике и управлению цепями поставок. Специалисты этой области должны уметь применять системный подход к процессу доставки товаров в соответствии с правилами логистики: нужный товар, в нужное время, в нужное место, с высоким уровнем качества, по приемлемой цене. Реализация этого требования вызывает необходимость разработки инновационного подхода к процессу формирования системного мышления у менеджера, который должен уметь решать новые, более сложные задачи по сравнению с задачами, решаемыми экономистом или инженером отдела материально-технического обеспечения и сбыта. Сегодня он должен обладать знаниями, умениями и навыками формирования таких цепей поставок, которые на основе интегрированной системы информационного обеспечения будут способствовать успешному решению задач по координации, планированию, управлению процессами снабжения, складирования и транспортировки.
Однако сложность подготовки специалистов по логистике и управлению цепями поставок определяется тем, что экономическая среда не всегда содержит эффективные механизмы выбора поставщиков и потребителей в связи с возникающими трудностями при оценке развития экономической ситуации в районах перевозок, перевалок грузов, а также при оценке влияния окружающей среды на эффективность функционирования каждого участника цепи поставок. В связи с этим в России зачастую затруднен поиск поставщиков и потребителей, эффективно интегрирующихся в логистическую цепь, а менеджер не всегда может «проиграть» возможные ситуации в изменяющейся внешней среде. Отсюда возникают затруднения сквозного управления бизнес-процессами, принятия обоснованных решений по интеграции различных предприятий в логистическую цепь поставок.
Профессиональные знания менеджера в области логистики позволяют при принятии управленческих решений учитывать особенности логистического процесса и координировать закупки в ходе операций по снабжению и управлению запасами,
осуществлять контроль за ведением поставок. Основная задача снабжения состоит в обеспечении предприятия товарами в соответствии с возможностями их переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей. Учет и контроль поступления запасов и отправок заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада. При осуществлении операций разгрузки и приемки грузов подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (вагон, трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспорта, а, следовательно, и снижаются издержки обращения.
Таким образом, менеджер по логистике должен обладать знаниями не только в области непосредственно транспортировки, погрузки-разгрузки, складирования и т. д. Реализация перечисленных и других знаний в области организации, управления, экономики требует соответствующей среды обучения, хорошей производственной базы, например, для производственной практики студентов. Именно при приобретении знаний и навыков в области логистики менеджер может активно интегрироваться в инновационную среду предприятия и стать конкурентоспособным на рынке труда.
Интеграция процессов в цепи создания добавленной стоимости позволяет объединять информационные ресурсы, содержащие структурированные данные обо всех видах деятельности внутри цепи процессов, начиная с прогнозирования потребностей клиентов, формирования портфеля заказов и заканчивая складированием, распределением и транспортировкой. Это обусловлено тем, что организация логистических процессов в сфере управления цепями поставок представляет собой высокоинтегрированную информационную среду, объединяющую иногда десятки или сотни предприятий. Соответственно менеджер по логистике и управлению цепями поставок должен знать, что объединение предприятий и логистических посредников вокруг общих целей, политики, программ развития для интегрированной цепи поставок приводит к росту эффективности вследствие ликвидации дублирования логистических операций, непродуктивных затрат времени и ресурсов. Основное преимущество объединения - использование совместного экономического и информационного потенциалов при реализации механизма кооперации участников. Именно кооперация труда с использованием коммуникационных средств позволяет выстроить систему управления и хозяйственных связей, которые наиболее адекватны условиям современной конкуренции и взаимодействия участников цепи поставок.
В настоящее время обеспечить устойчивое функционирование отечественных предприятий на рынке при усилении потока импорта продукции крупнейших мировых производителей возможно на основе рационализации процессов по всей логистической цепи поставок, обязательным звеном в которой является склад, поддерживающий наличие материалов, готовой продукции на различных стадиях процесса производства и реализации. Процесс проектирования с точки зрения логистики должен определять место складского звена в цепи поставок, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы. При этом логистизация складских процессов на предприятии представляет собой логистическую координацию и операционное управление грузопереработкой, обеспечивающие достижение оптимального функционирования склада в рамках единой организационноуправленческой системы (производственного предприятия).
Интегрированный подход в логистике предполагает сквозное управление потоками, проходящими через все звенья логистической цепи поставок, в том числе и через склады. Склады как составная часть интегрированной логистической системы
одновременно являются материально-технической базой основных участников этой системы и предназначены, в основном, для выравнивания временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением, что позволяет осуществлять непрерывное производство и снабжение. Рассмотрение отдельных процессов в контексте всей логистической цепочки материальных потоков в большинстве случаев дает оптимальное решение и для тех ее звеньев, где постоянно или на некоторое время происходит накопление сырья, полуфабрикатов, готовых изделий. Менеджеры по логистике и управлению цепями поставок должны уметь применять целостный, интегрированный подход к складированию, позволяющий определять, что необходимо делать с грузом в месте его накопления и когда в нужный момент доставить его потребителю.
Функционирование логистических систем - процесс многогранный, включающий в себя технико-экономические, технологические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Специалисты в области логистики и управления цепями поставок должны оценивать эффективность логистического процесса в соответствии с ключевыми факторами логистики: удовлетворением потребителей; минимизацией
логистических издержек; повышением качества логистических услуг; определением рационального объема инвестиций; определением оптимальной продолжительности логистических циклов, способствующих росту конкурентоспособности экономических систем.
Одной из проблем, сдерживающих создание эффективных цепей поставок, является функциональная ориентация систем управления большинства предприятий различных организационно-правовых форм. Такая ориентация препятствует системному управлению цепью как единым целым, затрудняет использование совместного экономического потенциала при осуществлении интегрированного процесса доставки грузов или пассажиров. Поэтому в процессе подготовки менеджеров по логистике и управлению цепями поставки следует акцентировать на этом особое внимание путем применения на практических занятиях деловых ситуаций, в процессе рассмотрения которых студенты должны уметь выбрать оптимальный вариант формирования цепи поставок по критерию минимума затрат на осуществление логистических функций и операций. Кроме того, студенты должны уметь анализировать экономическую ситуацию в том регионе, применительно к которому строится цепь поставок.
Интегральный характер деятельности менеджеров по логистике и управлению цепями поставок, умение принимать оптимизационные решения с целью экономии материальных и финансовых ресурсов предприятий, умение координировать работу как внутри компании, так и с ее контрагентами в бизнесе позволят им успешно осуществлять деятельность по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий на региональном уровне. Специалисты в области логистики и управления цепями поставок должны быть способны на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную логистическую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи удовлетворения потребностей региональных потребителей.
Таким образом, для успешного решения логистических проблем необходим инновационный подход к подготовке специалистов в области логистики и управления цепями поставок, реализуемый в процессе обучения при проведении практических и семинарских занятий, прохождении практики, выполнении научно-производственной работы, написании и защите дипломного проекта. Необходимо также помнить, что управление логистической цепью поставок связано с переходом от иерархически организованной структуры управления к целевой ориентации на процессы. Для этого нужны квалифицированные кадры, заинтересованные в конечных результатах не только отдельно взятого предприятия, но и всей цепочки предприятий и предпринимателей,
участвующих в цепи поставок, что соответствует задачам логистики как науки управления материальными и сопутствующими потоками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. 524 с.
2. Голубкин В. Н. Бизнес-образование в процессе управления знаниями / В. Н. Голубкин, С.О. Календжян, Л.П. Клеева // Бизнес-образование. 2GG6. № 1(2G). С. 23-31.
3. Knowledge Management in the Learning Society. Paris, 2GGG. 254 p.
4. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего / Т. Сакайя // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 34G-371.
Астафьева Наталия Валерьевна -
кандидат экономических наук,
доцент кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Пахомова Алла Викторовна -
кандидат экономических наук,
профессор кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета
Рыбаков Илья Владимирович -
аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»
Саратовского государственного технического университета
Статья поступила в редакцию 20.06.07, принята к опубликованию 03.07.07