МАРКЕТИНГ, ЛОГИСТИКА, СФЕРА УСЛУГ
Канд. экон. наук Н. С. Киреева
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЛОГИСТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК. ЦЕПИ ПОСТАВОК КАК ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
В статье на основании изучения трансформации во времени определений понятия «логистика» и характеристики современной экономики знаний автор делает вывод о появлении новой логистической концепции и приводит механизм цепочки полезности в цепи поставок в контексте классической экономической теории.
Ключевые слова и словосочетания: концепции логистики, создание добавленной стоимости, цепь поставок, экономика знаний.
Современный уровень развития глобальной экономики свидетельствует о необходимости дальнейшего концептуального развития логистики как научного и практического направления. Как свидетельствуют работы ведущих российских и зарубежных ученых, в процессе своего становления логистика прошла два основных этапа: военное и гражданское направление экономической деятельности.
До 1950-х гг. логистика воспринималась в большей степени как военное направление, заключающееся в рациональном снабжении армии необходимыми материально-техническими ресурсами. После 1950-х гг. она стала восприниматься как инструмент снижения общих затрат. Стали появляться логистические концепции, логистика перестала восприниматься исключительно как функция транспортировки и складирования.
Активное развитие логистики пришлось на 80-е и 90-е гг. ХХ в., когда стала создаваться логистическая инфраструктура: проводилась большая работа по созданию логистических парков на основании изучения транспортных потоков, развивались информационные системы и специальные программные комплексы для логистики.
В качестве примера такого логистического парка можно привести товарно-распределительный центр (ТРЦ) в Бремене (Германия), построенный в числе первых в Европе. Место его строительства было выбрано на основании изучения транспортных потоков Министерством транспорта Германии еще в 70-е гг. ХХ в. Строительство ТРЦ началось в 1985 г. при содействии федеральных земель, а именно город Бремен вложил в проект около 40 млн немецких марок, которые пошли на подготовку территории, включая природоохранные мероприятия. В суммарных затратах на создание инфраструктуры ТРЦ (в том числе и выкуп земли, ранее использовавшейся для сельскохозяйственных целей) около 75% составляла доля Бремена, 15% - Нижней Саксонии и 10% - федерального правительства ФРГ. В то время Бремен был основным пунктом транзита между Восточной и Западной Германией. Сегодня на территории ТРЦ функционируют 150 предприятий, создано 8000 рабочих мест на площади 500 Га. ТРЦ Бремена по всем характеристикам занимает первые места в различных рейтингах.
Конец 1990-х - начало 2000-х гг. можно назвать поистине расцветом логистики. Она становится инструментом управления цепями поставок. Сегодня мы можем наблюдать качественный переход логистики на новый, третий уровень, обусловленный становлением экономики знаний.
Логичный переход на новый уровень прослеживается и в определениях, приводимых авторитетными логистическими организациями. Так, в 1960-е гг. Национальный совет по менеджменту физического распределения (США), преобразованный позднее в Совет логистического менеджмента (СЛМ), а затем в Совет профессионалов логистического менеджмента (СПЛМ), определял логистику следующим образом: «Логистика - широкий диапазон деятельности, связанной с эффективным движением конечных продуктов от конца производственной линии к покупателю, в некоторых случаях включающий движение сырья от источников снабжения до начала производственной линии. Эта деятельность включает в себя транспортировку, складирование, обработку материалов, защитную упаковку, контроль запасов, выбор места нахождения производства и складов, заказы на производство продукции, прогнозирование спроса, маркетинг и обслуживание потребителей»1.
В 1970-х гг. Американское общество инженеров-логистов предложило следующее определение логистики: «Логистика - это искусство и наука управления, техника и технические активности, которые предусматривают планирование, снабжение и применение средств перемещения для реализации запланированных операций во имя достижения поставленной цели»2.
В 1980-х гг. Совет логистического менеджмента трактовал логистику уже по-иному, сместив акцент на потребителя: «Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутреннее и внешнее перемещение) для целей полного удовлетворения требований потребителя»3.
В 1990-х гг. в Британской энциклопедии была приведена следующая трактовка логистики: «Логистика - процесс планирования, осуществления и контроля эффективности потоков и хранения товаров, услуг и сопутствующей информации от места возникновения до места потребления с целью удовлетворения требований клиента»4.
В 2000-х гг. в экономической литературе прочно укореняется понятие управления цепями поставок. Вузы в России в этот период готовят специалистов по специальности «Логистика и управление цепями поставок».
Существуют два подхода к определению цепи поставок. Первый - объектный подход (рис. 1). Он хорошо сформулирован М. Кристофером: «Цепь поставок представляет собой совокупность организаций, вовлеченных в различные процессы и виды деятельности, направленные на создание ценности в
1 Степанов В. И. Логистика : учебник. - М. : Проспект, 2006. - С. 19.
2 Карнаухов С. Б. Концепции логистики (системный анализ). - М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2003. - С. 11.
3 Степанов В. И. Логистика : учебник. - С. 19.
4 Карнаухов С. Б. Концепции логистики (системный анализ). - С. 12.
виде товаров или услуг для конечного потребителя»1. Соответственно управление цепями поставок - управление совокупностью данных предприятий и организаций.
Поставщики сырья для производства изделий
Поставщики материально-технических ресурсов для обеспечения функционирования производства
Предприятия по сбору и переработке вторичных ресурсов
нспорт
----------------
Логистика складирования
nñññññññ
Распределительные центры, склады
Транспорт
Логистика торговли
I
Магазины
Потребитель
Рис. 1. Объектный подход к определению понятия «цепь поставок» и взаимосвязь областей логистики
Второй - процессный подход. Согласно определению Совета профессионалов логистического менеджмента (Council of Supply Chain Management Professionals), управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) - это планирование и управление всеми видами деятельности в цепи поставок, включая сорсинг и управление закупками, преобразование (переработку продукции) и менеджмент всех видов логистической деятельности2.
Действительно, логистические процессы представлены во всех группах бизнес-процессов, например, основных - закупка, обеспечивающих - доставка, процессах управления - управление запасами (рис. 2).
Как мы видим, понятия «логистика» и «управление цепью поставок» неразрывно связаны. И если цепь поставок в общем случае обеспечивает прохождение материального потока, то непосредственно логистика обладает на-
1 Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под общ. ред. В. С. Лукинского. - СПб. : Питер, 2004. - С. 26.
2 URL: http://www.cscmp.com
бором инструментов, средств и методов управления, планирования и контроля прохождения материальных ресурсов по цепи поставок.
Основные процессы
Продажа
Закупка
Производство
Обеспечивающие процессы
ИТ-
обеспечение
Доставка
Охрана и безопасность
Процессы управления
Стратегическое управление
Управление запасами
Управление финансами
Управление персоналом
Рис. 2. Логистические процессы в совокупности бизнес-процессов
Сегодня логистика - это совокупность инструментов, средств и методов управления, планирования и контроля прохождения материальных ресурсов по цепи поставок. Данное определение вытекает из развития логистических концепций. Под концепцией будем понимать систему взглядов на те или иные явления.
Можно выделить четыре основные признанные логистические концепции: общих логистических издержек; реинжиниринга бизнес-процессов в логистике; интегрированной стратегии логистики; управления цепью поставок. Однако в настоящее время мы можем наблюдать качественный переход логистики на новый, третий уровень, обусловленный становлением экономики знаний, и соответственно появление новой концепции логистики - управления цепочкой создания добавленной стоимости. Сама идея создания добавленной стоимости не нова, но в логистике она используется впервые. Как показали приведенные выше определения логистики, акцент все более смещается на потребителя. Кроме того, только конечный потребитель (человек) способен генерировать и использовать знания, ставшие основой современной экономики.
Действительно, сегодня мы живем в экономике знаний, а это означает, что основную ценность составляют именно знания - их использование становится источником роста, фактором, определяющим конкурентоспособность компаний, регионов и стран. Наиболее точно это положение определяет Всемирный банк, предложивший следующую трактовку экономики знаний: «Экономика знаний - экономика, которая создает, распространяет и использу-
ет знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособ-ности»1.
Человек является носителем знаний, поэтому роль технологий менеджмента возрастает, навыки и умения отдельных людей становятся определяющими. Но без умения использовать современные информационные технологии невозможно обновлять знания. Половина всей информации, которой пользуется человек в современном мире, получена за последние 15 лет, глобальный объем информации удваивается каждые 7 лет. В этих условиях наиболее квалифицированным специалистом считается тот, кто помимо своих профессиональных знаний, умений и навыков будет обладать способностью эффективно использовать в своей деятельности плоды информационной революции, и прежде всего различные электронные ресурсы, доступ к которым обеспечивают корпоративные, национальные и международные информационные сети.
С экономикой знаний сопряжены и инновации, представляющие собой некую комбинацию производственных и интеллектуальных ресурсов. Наиболее успешными становятся те субъекты хозяйствования, которые могут внедрять новый товар или метод производства, открывать новый рынок или овладевать новым источником сырья. При этом под новым понимается не только то явление, которое ранее не существовало, но и тот товар, услуга, способ организации и управления, рынок, источник сырья, с которыми потребители на тех или иных рынках ранее не были знакомы.
К числу таких инновационных взглядов на развитие концепций логистики можно отнести логистическую концепцию цепочки создания добавленной стоимости. Данная концепция исходит из того, что все функциональные области субъекта хозяйствования можно представить в виде четырех блоков: управление финансами, жизненным циклом изделий, логистикой и цепями поставок.
Д. А. Иванов показал логику агрегирования основных функций управления предприятием, представленную на рис. 32. Поясним рисунок. Управление жизненным циклом изделия объединяет в себе все стадии разработки, изготовления и использования продукта. Управление финансами объединяет функции управленческого учета и управления финансовыми потоками. Управление логистикой отвечает за физическую реализацию преобразования материальных потоков на отдельных участках цепи создания добавленной стоимости. Управление цепями поставок отвечает за балансирование потребностей и поставок интегрировано по всей цепи создания стоимости. При этом доля вклада каждой функции управления предприятием составляет от 10 (управление логистикой) до 35% (управление финансами). Управление жизненным циклом изделий и управление цепями поставок составляют соответственно 25 и 30%.
Добавленная стоимость в цепи поставок создается в той или иной мере на всех стадиях получения продукта - от источника сырья до конечного по-
1 Управление знаниями в инновационной экономике : учебник / под ред. Б. З. Мильнера. - М. : Экономика, 2009. - С. 36.
2 См.: Иванов Д. А. Управление цепями поставок. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2009. -С. 33.
требителя. Если мы рассмотрим, например, услуги склада в цепи поставок, то увидим, что часть операций и процедур придают добавленную стоимость хранимому и обрабатываемому товару, а часть - по сути, такой стоимости для конечного потребителя не имеют, но имеют добавленную стоимость (полезность) в секторе В2В.
Рис. 3. Агрегирование основных функций управления субъектом хозяйствования
На рис. 4 показаны операции и процедуры склада, в том числе придающие добавленную стоимость товару.
Если рассмотреть создание добавленной стоимости в цепи поставок в общем виде через призму основных функций субъекта хозяйствования, то мы увидим, что добавленная стоимость взаимосвязана с самим продуктом, его физическим получением и управлением получением продукта.
Так как импульс товародвижению задает потребитель, т. е. именно в интересах потребителя организованы цепи поставок, то каждый участник цепи поставок также заинтересован в получении определенной прибыли. На высококонкурентном рынке уже недостаточно просто покупать и продавать, требуется создание добавленной стоимости, определенной привлекательности в глазах потребителей. И эта привлекательность может быть не только привлекательностью товара, но и привлекательностью участника рыночных отношений - субъекта хозяйствования (предприятия, компании, организации). Другими словами, цепи поставок сегодня нацелены на создание добавленной стоимости.
Это положение подтверждается и классическими экономическими теориями. Стоимость и ее структура, факторы ее образования являются одной из
важнейших категорий в трудах великих ученых-экономистов А. Смита, Д. Ри-кардо, К. Маркса, Ф. Энгельса. В их работах для нашего исследования важны те положения, что стоимость создается лишь общественно полезным трудом, и если труд не несет в себе общественной пользы, то он не обладает стоимостью. При этом стоимость образуется в производстве, а в сфере обращения добавочную стоимость продукту придает капитал.
Рис. 4. Операции и процедуры, придающие добавленную стоимость товару в структуре функций склада в цепи поставок
Вся деятельность в сфере обращения направлена не на создание стоимости, а на снижение издержек обращения, непроизводительных затрат и сокращение времени оборота капитала. В свою очередь, если время оборота капитала сокращается, то это позволяет получить добавочную стоимость, т. е. в сфере обращения создается добавочная стоимость. Цепь поставок охватывает как сферу производства, так и обращения, а управление цепями поставок призвано сократить логистические издержки, следовательно, цепь поставок также
создает добавочную стоимость и, по сути, является цепью создания полезности для потребителя. Эти положения иллюстрирует рис. 5.
* Линии 1 и 2 - цепочка создания полезности для потребителя
Рис. 5. Механизм цепочки полезности в цепи поставок в контексте классической экономической теории
Современные подходы к управлению цепями поставок опираются на классические положения экономической теории, в большей степени учитывают человеческий фактор - знания и умения конкретных руководителей и менеджеров, являются гибкими и способными к оперативным изменениям с целью обеспечения конкурентных преимуществ участникам цепи поставок, достижения цели логистической деятельности - удовлетворения потребностей потребителей с наименьшими издержками.
Таким образом, суть современной логистической концепции создания добавленной стоимости в цепи поставок состоит в следующем: во главе цепи поставок стоит конечный потребитель, в интересах которого создаются и доставляются в нужное время и в нужное место с минимальными издержками кастомизированные продукты. Только опираясь на постулаты этой концепции, субъекты хозяйствования могут достичь конкурентных преимуществ при использовании широчайшего инструментария логистики.
Список литературы
1. Абрамова Е. Р. Использование бенчмаркинга в управлении цепями поставок // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 3 (27).
2. Киреева Н. С. Пути развития логистики в новых экономических условиях // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 3 (27).
3. Красноперова Т. Проблемы финансовой логистики в национальной экономике России в контексте перспектив инновационного развития // Логистика. - 2012. - № 8.