Научная статья на тему 'Роль стратегического управления в оптимизации цепей поставок'

Роль стратегического управления в оптимизации цепей поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1404
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / ОПТИМИЗАЦИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова Е. А.

Стратегическое управление цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) это организационная стратегия, направленная на планирование интегрированного управления информационным, денежным, материальным потоками, нацеленная на получение совокупного экономического эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль стратегического управления в оптимизации цепей поставок»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.2

Е.А.Аверьянова,

Аспирант, институт коммерции, маркетинга и сервиса Самарский государственный экономический университет

Г. Самара, Российская федерация

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОПТИМИЗАЦИИ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

Аннотация

Стратегическое управление цепями поставок (англ. supply chain management, S CM) - это организационная стратегия, направленная на планирование интегрированного управления информационным, денежным, материальным потоками, нацеленная на получение совокупного экономического эффекта.

Ключевые слова

Логистика, стратегическое управление цепями поставок, оптимизация цепей поставок.

Эффективное построение системы управления цепью поставок оказывает ключевое влияние на темпы экономического развития предприятия. При управлении цепью поставок необходимо решить такую задачу, как объединение рынка, сбытовой сети и производства, при этом обеспечивая обслуживание потребителей на более высоком уровне и с меньшими издержками (внутренние и внешние транспортные издержки предприятия, производственные затраты, издержки на содержание запасов и другие виды издержек).

Логистическая цепь представляет собой линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой. [1, 74]

Цепь поставок представляет собой множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации другие - компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам).

Цепь поставок, как правило, состоит из трех ключевых элементов:

1. Поставка сырья, необходимого для производства.

2. Производство, основной задачей которого является преобразование сырья в готовую продукцию.

3. Дистрибуция - сбыт и доставка готовой продукции до потребителей через организованную сеть дистрибьюторов, складов и предприятий розничной торговли.

Управление цепями поставок является эффективной стратегией получения конкурентных преимуществ и привлекает многих исследователей, пытающихся найти перспективы развития. Однако стоит отметить, что всегда существует вероятность возникновения проблем при стратегическом управлении цепями поставок.

Проанализировав ряд данных проблем, возникающих при стратегическом управлении цепями поставок, мной были выделены основные причины, среди которых следующие:

4. Эффективность деятельности каждого из участников цепи поставок зависят, в первую очередь, от надежности партнеров по бизнесу.

5. Объекты в цепях поставок различаются по производственным возможностям, технологической и технической оснащенности, составу и качеству потребляемых ресурсах.

6. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства, обеспечивающие прохождение потоков продукции между участниками цепи поставок, характеризуются разной мобильностью и универсальностью.

В настоящее время справедливо будет отметить, что отдельные предприятия конкурируют не как автономные юридические лица, а скорее как системы цепей поставок. И в данном случае следует согласиться с мнением профессора М. Кристофера о том, что наступило время, когда конкурируют между собой не отдельные фирмы, а логистические цепи [3, 46]. Этой же точки зрения придерживается и Д. Бауэрсокс. Он отмечает, что если раньше операции по физическому распределению товарно-материальных ценностей

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

включали координацию транспорта, складирование, политику накопления запасов и обработку заказов в рамках одного предприятия для обслуживания потребителя своевременно и эффективно с точки зрения затрат [2, 83].

Эффективность функционирования цепей поставок, с одной стороны характеризуется устойчивостью, под которой понимается неизменность ее целевых показателей. С другой стороны для организаций в цепи поставок актуальной является проблема создания механизма изменения структуры логистической цепи, сопровождающееся сменой ее основных параметров, решение которой позволять осуществлять контроль и координацию выполнения логистических функций участниками цепей поставок [4, 56].

В связи с вышеизложенным, при стратегическом управлении цепями поставок необходимо обратить внимание на решение следующих задач:

1. Повышение качества обслуживания потребителей, которое может быть достигнуто за счет оперативности, гибкости процесса поставки.

2. Сокращение временного цикла планирования за счет обеспечения и получения надежной, своевременной информации.

3. Планирование и оптимизация расходов за счет выбора и определения стратегических контрагентов, оптимального объема закупаемых изделий.

4. Снижение складских издержек за счет приведения объемов производства в соответствие со спросом. (Концепция «точно в срок»).

Таким образом, решение данных задач обеспечивается за счет процесса оптимизации управления цепями поставок, призванного, в первую очередь, для установления надежных связей с подобранными поставщиками, а также для анализа оптимального расположения всех звеньев цепи поставки, выбранных маршрутов транспортировки.

В конечном итоге, процесс оптимизации позволит сформировать представление о спросе на продукцию, а значит, и скорректировать производственные планы предприятия, также даст возможность для осуществления мониторинга и контроля товарных потоков на всем протяжении логистической цепи. Список использованной литерауры:

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко, 2004

2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2 -е изд. / [Пер. с англ. Н. Н. Барышниковой, Б. С. Пинскера]. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2008.

3. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004.

4. Смирнова Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009.

© Аверьянова Е.А., 2015

УДК 334.72

И.В. Артюхова

К.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Е.С. Зотикова

Магистрант специальности «Экономика предприятия» Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ

Аннотация

Рассматриваются возможности применения SWOT -анализа для оценки инновационного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.