Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / КОНТРОЛЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / УЧЁТ ЗАТРАТ / НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юферова Е.О.

В статье рассматриваются вопросы контроля органами государственной власти деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрена важность рационального учёта затрат на предприятиях ОПК, процесс ценообразования, а также методы учёта затрат и применимость их в условиях рыночной экономики и предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юферова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 330

Е. О. Юферова

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются вопросы контроля органами государственной власти деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассмотрена важность рационального учёта затрат на предприятиях ОПК, процесс ценообразования, а также методы учёта затрат и применимость их в условиях рыночной экономики и предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ.

Ключевые слова: оборонные предприятия, государственный оборонный заказ, контроль, ценообразование, учёт затрат, накладные расходы, государственный бюджет.

Оборонные предприятия - это важнейший ресурс развития любого государства. Научно-технический прогресс и мировая рыночная конкуренция не стоят на месте и требуют постоянного роста от предприятий. К тому же, предприятия оборонно -промышленного комплекса (далее ОПК) с целью отражения возможных внешних политических угроз, должны иметь собственный экономический и производственный потенциал для наращивания выпуска продукции специального назначения [14]. Устаревшая производственная база, отсутствие квалифицированных кадров может привести к невыполнению государственных оборонных заказов (далее ГОЗ) в том количестве и качестве, которое требуется [8]. Поэтому совершенствование технологий, модернизация действующего оборудования, улучшение качества выпускаемой продукции, переподготовка кадров - всё это является показателями готовности к выполнению ГОЗ [8], неотъемлемой частью развития предприятий ОПК, требующей определённых затрат, которые, как правило, покрываются накопленным фондом капитальных вложений.

Продукция, выпускаемая по государственному оборонному заказу (далее ГОЗ), имеет огромную ценность для государства, именно поэтому на развитие и реализацию программ перевооружения обороны РФ выделяются крупные бюджетные ассигнования, которые должны быть освоены по их прямому назначению. Обеспечение этой задачи возлагается на различные службы и органы государственной власти, которые ведут контроль над затратами предприятия, руководствуясь нормативными документами. Поэтому вопрос управления затратами актуален как для предприятий ОПК, так и для государства:

-цель предприятия - уложиться в выделенный государством бюджет, выполняя ГОЗ; -цель органов государственной власти - отследить целевое расходование средств, выделенных на выполнение определённого ГОЗ.

Рентабельность продаж производимой продукции для предприятий ОПК имеет определённые границы, выше и ниже которых отступать предприятие не имеет право. Использование политики распределения затрат, отличной от тех, что указаны в нормативных документах, регулирующих деятельность, невозможно. Поэтому, основной и единственной задачей, на сегодняшний день, является урегулирование затрат внутри производственной себестоимости, которая также тесно связана с процессом ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.

На рисунке 1 обозначена воронка аналитики процесс управления затратами. Использование такого инструмента анализа необходимо для выявления наиболее значимых показателей, составляющих структуру себестоимости продукции по ГОЗ.

Согласно рисунку 1, итогом пройденной воронки аналитики будут являться рекомендации по оптимизации механизма распределения затрат как в рамках одного ГОЗ, так и по всем заказам предприятия.

© Юферова Е.О., 2019.

Научный руководитель: Прилуцкая Мария Андреевна - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой "Организации машиностроительных производств", Уральский Федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Россия.

Контроль деятельности предприятий ОПК

Нормативные документы, регулирующие деятельность предприятий ОПК

Вопрос контроля предприятий ОПК органами государственной власти выделен отдельно, в связи с присутствием его на всех стадиях выполнения ГОЗ. Предприятия ОПК действительно подвержены жёсткому контролю со стороны органов государственной власти, в связи с чем разработаны нормативные документы, которым подчиняется вся деятельность предприятий, такие как:

-Федеральный закон Российской Федерации №275 «О государственном оборонном заказе»;

-Постановление Правительства Российской Федерации №543 от 4 мая 2018 г. «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности»;

-Постановление Правительства Российской Федерации №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу»;

-Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ №200от 7 марта 2018 г.«Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» и др.

Контроль органами государственной власти

Рис. 1. Воронка аналитики управления затратами

Органы власти, контролирующие предприятия ОПК

Повышенное внимание государства направлено на вопросы финансового контроля, так как для него является важным целевое освоение вложенных денежных средств с соблюдением требований соответствующих нормативных документов [9]. Именно поэтому существуют специальные органы государственной власти, имеющие определённые полномочия и осуществляемые контроль над оборонными предприятиями.

Так как в целом ГОЗ предполагает поставку товаров, работ или услуг для нужд специального назначения, то контроль над предприятиями его выполняющими можно свести к основным направлениям, представленным на рисунке 2. На нём представлена схема взаимосвязи направлений деятельности предприятий ОПК и контролирующих их органы.

Таким образом, целью контроля каждого органа межведомственной системы является рациональное и целевое использование бюджетных средств, что напрямую зависит от состава себестоимости производимой продукции по ГОЗ.

Таким образом, целью контроля каждого органа межведомственной системы является рациональное и целевое использование бюджетных средств. А это, в свою очередь, напрямую зависит от состава себестоимости производимой продукции по ГОЗ.

В условиях рыночной экономики предприятию ОПК необходимо самостоятельно оптимизировать потребление ресурсов, чтобы быть конкурентоспособным на рынке с продукцией, имеющей платёжеспособных потенциальных заказчиков.

Методы ценообразования продукции по ГОЗ

Вопросу ценообразования продукции, поставляемой по ГОЗ, также уделяется особое внимание в нормативных документах. Так, например, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №1465, существует три метода ценообразования: -метод анализа рыночных индикаторов; -метод сравнимой цены; -затратный метод [1].

Метод анализа рыночных индикаторов применяется в том случае, когда продукция является биржевым товаром или данные о цене присутствуют в официальной статистике. Метод сравнимой цены используется при наличии аналогов на рынке. В основе лежит удержание цены на уровне, не превышающем сравниваемую. Затратный метод используется, когда не применимы два предыдущих метода, при условии, что не была сформирована базовая цена на продукцию. Он достаточно трудоёмкий, в части обоснования цены, и не стимулирующий снижение издержек на производство [1].

\

• Министрество

Министерства обороны РФ • Прокуртаура РФ

Центральный банк РФ

Счётная палата РФ

• Министерсво

• Федеральное Казнчейство РФ

ФЛС

финансов РФ

финансов РФ

J

V,

J

Рис. 2. Схема контроля деятельности предприятий ОПК внешними службами и органами Правительства РФ

Базовая цена определяется затратным методом с учётом планового уровня рентабельности согласно калькуляции, которая состоит из:

-прямых затрат (материалы, сырьё, покупные комплектующие изделия, заработная плата непосредственных исполнителей);

-накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных); -административно-управленческих расходов; -коммерческих расходов.

Каждый последующий после базового период предполагает корректировку цены -методом индексации базовой цены (технологический цикл до трёх лет); -методом индексации по статьям затрат (технологический цикл от трёх лет).

Таким образом, наиболее рациональным, в данном случае, является определение базовой цены затратным методом и дальнейшая корректировка её с помощью индексов-дефляторов. Индексный подход позволит сдерживать рост цен на продукцию ОПК, стимулировать предприятия к снижению издержек, внедрению современных технологий, а также значительно упростит систему ценообразования в сфере ГОЗ.

Полученная экономия за счёт снижения затрат на производство и повышение его эффективности позволит предприятиям получать дополнительную прибыль и направлять её на развитие производства.

Понятие накладных расходов

На современных отечественных предприятиях значительную долю в общей сумме затрат занимают накладные расходы. Они содержат траты, сопровождающие технологический процесс производства, связанные с его организацией, управлением и обслуживанием [6]. Условно накладные расходы можно разделить на общепроизводственные и общехозяйственные. Каждая из данных статей делится ещё на ряд более узких направлений, представленных на рисунке 3.

Общепроизводственн ые расходы

Общехозяйственные расходы

• Амортизация производственных зданий, сооружений, оборудования и внутризаводского транспорта;

• Ремонт производственных зданий, сооружений, оборудования и внутризаводского транспорта;

• Амортизация нематериальных активов непосредственно связанных с производством и управлением (ноу-хау, изобретения, полезные модели и т.п.);

• Содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения (все виды топлива, энерии, воды, и т.п.);

• Содержание аппарата управления цеха и вспомогательных рабочих, занятых содержанием и эксплуатацией зданий и сооружений, обслуживанием оборудования цеха;

•Внутризаводское перемещение грузов (оплата труда рабочих, стоимость материалов, необходимых для эксплуатации ТС);

• Испытания, связанные с обеспечением технологического процесса;

• Охрана труда;

• Арендные платежи, расходы на использование ПО и т.д.

• Амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

• Амортизация нематериальных активов;

• Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения;

• Содержание аппарата управления организацией сслужащих;

• Командировочные расходы;

• Содержание пожарной службы, охраны;

•Испытания, содержание лабораторий;

• Расходы на подготовку и переподготовку кадров;

• Изобретательство и рационализаторство;

• Охрана труда;

• Канцелярия, типография, услуги связи, арендные платежи т.п.

Рисунок 3 - Состав накладных расходов

Для того, чтобы понижать удельный вес накладных расходов, необходимо грамотно ими управлять, контролировать и распределять.

Методы распределения накладных расходов

Как упоминалось ранее, наибольшую долю в составе общей суммы затрат на ГОЗ занимают накладные расходы и их размер зависит от используемого метода распределения. В теории существует несколько методов распределения накладных расходов. Все они представлены в таблице 1 [11; 14]. Их специфика заключается в привязке к определённой базе.

Таблица 1

Методы распределения накладных расходов_

Метод Условия применения Преимущества Недостатки

1 2 3 4

"Котловой" метод (себестоимость определяется как отношение всех затрат к количеству выпущенной продукции) Используется на предприятиях, выпускающих однородную продукцию (массовое производство). Точность определения себестоимости при небольшой доле накладных расходов и узкой номенклатуре выпускаемых изделий. Трудоёмкость расчёта при наличии большого количеств наименований товаров. Невозможность выявить факторы, оказывающие влияние на величину прибыли в прогнозируемом периоде.

Методы полного калькулирования (традиционные)

Распределение пропорционально основной заработной плате Используется при производстве трудоёмкой продукции, в отраслях, специализирующихся на выпуске конструктивно и технологически близкой продукции. Относительная простота данного способа. Условность в распределении накладных затрат. Включение в себестоимость продукции затрат, непосредственно не связанных с производством. Установление завышенных или заниженных рыночных цен.

Распределение пропорционально прямым затратам Применим строительстве. Нетрудоёмкий и простой метод распределения. Ослабление конкурентных преимуществ. Установление фактической себестоимости единицы продукции только в конце периода.

Распределении пропорционально прямым материальным затратам Используется в том случае, когда доля накладных расходов значительно меньше прямых.

Распределение пропорционально трудоёмкости (по нормо-часам) Применяется при наличии квалифицированного ручного труда рабочих. Главный ресурс, в данном случае, - люди. В основе - время, - главный причинно-следственный фактор для накладных расходов.

Распределение пропорционально коэффициенто-машинно-часам Используется при производстве фондоёмкой продукции, в отраслях с высокой долей автоматизированного и механизированного труда. С повышением уровня автоматизации трудоемкость производства продукции снижается, а расходы по эксплуатации средств автоматизации возрастают.

Распределение пропорционально выручке Используется, чаще всего в торговле, где накладные расходы распределяются не до начала реализации, а после неё, на продукцию, занимающую больший удельный вес в объёме производства. Воздействует только на продукцию, имеющую наибольший спрос, высокие цены, большую нишу рынка, тем самым, восполняя расходы и собственного производств, и производства менее востребованной продукции.

Метод АВС (от англ. «Actrvity-basedCostmg» -по процессное калькулирование) Используется на предприятиях, характеризующихся высоким уровнем накладных расходов, а также выпускающих разнородную продукцию. Обоснованность отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости и, как следствие, обоснование цены. Требует больших трудозатрат и материальных ресурсов для внедрения: бухгалтерский учёт, информационная поддержка, продукты ПО, дополнительное обучение персонала и т.д.

Методы переменного калькулирования

Директ-костинг (от англ. «Игес1С01Е» - прямые затраты) Возможность определения критического объема продаж. Возможность определения вклада каждого вида продукции в формирование прибыли предприятия. Возможность обоснования цены на новую продукцию. Искажение финансового результата из-за занижения или завышения стоимости произведенной продукции. В случае отсутствия реализованной продукции, предприятие потерпит убыток в размере постоянных затрат.

Все рассмотренные ранее методы распределения накладных расходов широко распространены в разных сферах деятельности, но не все применимы для предприятий, выполняющих ГОЗ. Большинство из них дают искажённый результат, т.к. их невозможно отнести на себестоимость единицы изделия, работ или услуг [11].

Сам алгоритм распределения накладных расходов следующий:

1. выбор объекта, на который распределены затраты;

2. выбор базы распределения;

3. расчёт коэффициента распределения;

4. определение суммы накладных расходов, приходящихся на объект [12].

Ключевым этапом является второй - выбор базы, т.к. от того, какая выбрана база распределения, зависит финансовый результат.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день на большинстве предприятий ОПК применяется метод распределения накладных расходов пропорционально прямым затратам, поэтому очень важно отслеживать приход и списание материалов, комплектующих на ГОЗ, а также выполнение плана по трудоёмкости.

Несмотря на тот факт, что предприятия со всех сторон контролируются государственными органами, регламентирующие документы, которым они подчиняются, имеют противоречия.

Согласно ФЗ-275 «О государственном оборонном заказе», предприятие-головной исполнитель, исполнитель не имеют право расходовать бюджетные средств на нужды, не относящиеся к выполнению ГОЗ. При этом некоторые поставщики, поставляемые материалы и комплектующие, работают только с фиксированными минимальными партиями, размер которых может существенно превышать количество ресурсов, требуемых на выполнение данного ГОЗ. В связи с чем, предприятия вынуждены закупать ресурсы оптом и перераспределять их между другими ГОЗ.

В данном случае, может возникать проблема образования излишков материалов и комплектующих на складе, а также нецелевое расходование бюджетных средств. Такое положение дел требует внедрения раздельного учёта, помогающего отследить движение денежных средств в рамках одного ГОЗ, а также перераспределение между другими заказами и компенсацию недостающих единиц, отправленных в другой заказ.

Также зачастую в качестве базы выступает фонд основной заработной платы. Действительно, данный метод является наиболее удобным, простым и нетрудоёмким для крупного предприятия, тем более, если в структуре выручки присутствует составляющая не только военной, но и гражданской продукции [10]. Как правило, учёт затрат ведётся по видам продукции, поэтому при наличии продукции разного назначения, предприятия ОПК вынуждены, таким образом, распределять накладные расходы. Недостатками такого распределения является преднамеренная цель завысить нормативную базу, добившись повышения цены. Такая позиция ведёт к:

-задаче увеличить количество производственного персонала;

-снижению мотивации существующего персонала;

-частичному отказу от автоматизированного производственного процесса;

-снижению мотивации к использованию инновационных возможностей [7].

Цель предприятий понятна, но не верна. Снижение себестоимости и, как следствие, цены продукции по ГОЗ, повысит конкурентный уровень предприятия, а также позволит увеличить размер прибыли и, соответственно, рентабельности, сдвинув его с нижней допустимой границы.

Несмотря на наличие недостатков, этот метод активно используется на предприятиях и удовлетворяет требованиям законодательства Российской Федерации. Это, пожалуй, главный критерий существования и стабильной работы предприятий ОПК. Ужесточение контроля над всеми процессами предприятий и зависимость от государственного бюджета сильно ограничивают их экономическую мобильность [7], за счёт чего их чувствительность к изменениям рынка и экономики в целом практически отсутствует.

Библиографический список

1 Постановление Правительства Российской Федерации №1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 06.03.2019).

2 Постановление Правительства Российской Федерации №543 от 4 мая 2018 г. «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 06.03.2019).

3 Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ №200от 7 марта 2018 г.«Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 06.03.2019).

4 Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2012 г. №275 «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 06.03.2019).

5 Акаев К.Б. Применение АВС-метода для управления накладными расходами в системе контроллинга затрат на газотранспортном предприятии // Новые технологии - нефтегазовому региону - 2014. - С. 249-251.

6 Аргуткина О.В., Шибанова Л.И. Определение и содержание накладных расходов в управленческом учёте // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2008. - С. 47-51.

7 Бакулина А.А., Алексеев А.А., Топчий П.П. Проблемы совершенствования учёта накладных расходов предприятий оборонно-промышленного комплекса // Учёт. Анализ. Аудит. - 2017. - №5. - С. 64-69.

8 Батьковский А.М. и др. Оптимизация программных мероприятий развития оборонно-промышленного комплекса - 2014.- С. 504

9 Видясова О. С. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе // Молодой ученый. - 2017. - №49. - С. 236-238.

10Намитулина А.З., Беделоваа У.М. Повышение эффективности государственного финансового контроля в сфере высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса // МИР (Модернизация, инновация, развитие). -2016. - №2. - С. 48-53.

11Наумова Н.В. Подходы к распределению накладных расходов в системе управленческого учёта на предприятии // Учёные записки отделения РОСМУ. - 2014. - №2. - С. 117-122.

12Сигидов Ю.И. Накладные расходы в системе учёта полных затрат [Электронный ресурс]. // Управленческий учёт. - 2017. URL: http://be5.biz/ekonomika/b041/3.html (Дата обращения: 01.12.18)

13ЭкономикаОПК.рф: [Электронный ресурс]. URL: http://экономикаопк.рф/moderator-sektsи-1-fmansovaya-politika-na-predpriyatiyah-opk (Дата обращения 02.12.2018)

14Электронный научный архив ТПУ: [Электронный ресурс]. URL:http://earchive.tpu.ru/bit-stream/11683/26513/1/TPU161592.pdf (Дата обращения 08.10.2018)

ЮФЕРОВА ЕЛИЗАВЕТА ОЛЕГОВНА - магистрант, Уральский Федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.