Научная статья на тему 'Управление затратами и результатами в целях обеспечения безубыточности транспортных предприятий'

Управление затратами и результатами в целях обеспечения безубыточности транспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ / ДОХОДЫ / ЗАТРАТЫ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПРИБЫЛЬ / РАСХОДЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / BREAK-EVEN / INCOMES / EXPENSES / MARGINAL INCOME / PROFIT / THE COST PRICE / TRANSPORT SERVICES / ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронченко Т. В.

В статье представлена методика управления затратами и результатами, с использованием методов уравнения, маржинального дохода и графического изображения и показана эффективность практического применения данной методики для обеспечения безубыточности деятельности транспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF EXPENSES AND RESULTS WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF BREAK-EVEN OF TRANSPORT AGENCIES

In article there is presented the technique of management of expenses and results, with use of methods of the equation, marginal income and graphic representation. The efficiency of practical application of the given technique for maintenance of break-even of transport agencies' activity is also shown.

Текст научной работы на тему «Управление затратами и результатами в целях обеспечения безубыточности транспортных предприятий»

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И РЕЗУЛЬТАТАМИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Воронченко Т.В., к.э.н., доцент Российской академии предпринимательства

В статье представлена методика управления затратами и результатами, с использованием методов уравнения, маржинального дохода и графического изображения и показана эффективность практического применения данной методики для обеспечения безубыточности деятельности транспортных предприятий.

Ключевые слова: безубыточность, доходы, затраты, маржинальный доход, прибыль, расходы, себестоимость, транспортные услуги, управленческие решения.

MANAGEMENT OF EXPENSES AND RESULTS WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF BREAK-EVEN OF TRANSPORT AGENCIES

Voronchenko T., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russia Academy of Entrepreneurship

In article there is presented the technique of management of expenses and results, with use of methods of the equation, marginal income and graphic representation. The efficiency ofpractical application of the given technique for maintenance of break-even of transport agencies’ activity is also shown.

Keywords: Break-even, incomes, expenses, marginal income, profit, expenses, the cost price, transport services, administrative decisions.

Управление затратами и результатами финансово - хозяйственной деятельности транспортных предприятий представляет собой одно из самых сложных направлений механизма комплексного управления финансами и нуждается в совершенствовании, особенно в условиях экономического кризиса и необходимости принятия обоснованных управленческих решений по определению уровня безубыточности предприятия, принятию специального заказа или отказа от него, планированию ассортимента услуг, определению ее структуры, с учетом лимитируемого фактора, формированию принципов внутреннего и внутреннего ценообразования и др.

Для оперативного решения перечисленных задач целесообразно, на наш взгляд, использовать систему переменных затрат («variable-costing»), которая для исчисления себестоимости услуг учитывает только переменные производственные затраты. Косвенные производственные постоянные затраты рассматриваются как расходы периода и относятся на финансовый результат.

Многие авторы для обозначения системы переменных затрат используют термин «direct - costing» [1,2], что, по - нашему мнению, не совсем точно отражает ее суть, так как в себестоимость услуг включают как прямые материальные затраты и затраты на оплату труда, так и переменные косвенные производственные затраты.

Оптимальные управленческие решения могут быть приняты на основе анализа отчета о прибылях и убытках, построенного по системе «variable-costing» и отражающего поведение затрат и вклад каждого продукта в прибыль. Он отличается от отчета о прибылях и убытках, построенного по системе полной себестоимости («absorption-costing») тем, что, в первом случае, рассчитывается маржинальная, а при втором

- валовая прибыль.

Располагая информацией, предоставленной системой «variable-costing» менеджер может определить сумму переменных затрат, обеспечивающие оказание конкретных услуг, изучить взаимосвязь между объемом продаж, затратами и прибылью, прогнозировать поведение затрат при изменениях объема продаж, проводить эффективную политику ценообразования.

Анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» является мощным инструментом управления, позволяющего менеджерам оперативно принимать экономически обоснованные управленческие решения по финансовому оздоровлению транспортного предприятия. Его сущность заключается в установлении влияния объема продаж на изменения в затратах и прибыли. Управленческие модели, основанные на изучении этой связи, многие авторы трактуют как анализ безубыточности, который предполагает, что суммарные затраты предприятия независимо от того, относятся они на себестоимость или вычитаются из доходов при определении финансового результата, должны быть разделены на переменные и постоянные. Данный анализ сводится к определению точки безубыточности с применением методов уравнения, маржинального дохода, графического изображения [1, 3].

Анализ взаимосвязи «объем - затраты - прибыль» используется также для определения влияния изменения переменных и постоянных затрат, выручки от продаж на величину финансового результата.

Затраты, руб.

Рис. 1. Определение точки безубыточности в случае уменьшения суммы постоянных затрат.

Затраты, руб. Б

1 ООО 2 ООО 3 ООО 4 ООО 5 ООО 6 ООО 7 ООО 8 ООО 9 ООО 10 ООО единицы 4082 6452

Рис. 2. Определение точки безубыточности в случае изменения суммы переменных затрат.

Рассмотрим в качестве примера три ситуации, используя для этого условные данные транспортного предприятия, которое планирует получить 240 тыс. руб. прибыли.

Ситуация I: Предположим, что предприятие планирует уменьшить сумму постоянных затрат на 10%, то есть с 400 до 360 тыс. руб. Для ответа на вопрос, что произойдет с суммой прибыли при условии, что остальные факторы, влияющие на прибыль, остаются неизменными, используем графический метод расчета точки безубыточности (рис.1).

На рис.1 видно, что в случае сокращения суммы постоянных затрат на 10 %, когда все остальные факторы остаются неизменными, уменьшается сумма общих затрат и расходов с 1360 до 1 320 тыс. руб., что, в свою очередь, ведет к увеличению прибыли, и точка безубыточности переносится из точки Е0 в точку Е1. Это означает, что для того, чтобы предприятие окупило все свои затраты, ему необходимо продать меньше услуг, а именно 4 500 вместо 5 000 единиц.

Ситуация II: изменение суммы переменных затрат. В случае уменьшения переменных затрат на единицу услуг, например на 15%, (от 120 до 102 руб., увеличивается и величина маржинального дохода и прибыль, а точка безубыточности переместится из точки Е0 в точку Е1 (рис.2).

При увеличении величины переменных затрат на единицу на 15 %, то есть со 120 до 138 руб., увеличатся и суммарные затраты, и для того, чтобы покрыть суммарные затраты, предприятию нужно продать больше услуг, то есть 6 452 единицы вместо 5 000.

Ситуация III: изменение выручки от продаж. Предположим, что предприятие планирует увеличить выручку от продаж путем повышения продажной цены на 7,5 %, то есть с 200 до 215 руб. за единицу услуг. На графике (рис. 3) видно, что увеличение выручки от продаж приведет к увеличению прибыли, а затраты не изменятся. Как следствие, чтобы достичь новой точки безубыточности Е1, предприятию потребуется продать меньше услуг, чем в первоначальном варианте, а именно 4 210 вместо 5 000 единиц.

Рассмотренные ситуации показывают, что решение проблемы максимизации или прироста прибыли зависит от сокращения затрат. При решении этих взаимосвязанных задач выявляется степень чувствительности прибыли к изменению выручки от продаж.

Таким образом, решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, менеджер может достаточно быстро и эффективно провести анализ чувствительности прибыли без составления детализированного отчета о прибылях и убытках, а лишь рассматривая различные варианты увеличения или уменьшения как переменных, так и постоянных затрат, вычисляя при этом, на сколько процентов возрастет прибыль в каждом варианте.

В случае оказания разнородных услуг точка безубыточности определяется, как правило, только в денежном выражении в целом для всего объема продаж. Критический объем продаж в разрезе отдельных видов услуг можно рассчитать приблизительно, например путем деления суммы постоянных затрат, приходящихся на определенный вид услуг, на норму маржинального дохода по этому виду услуг.

Для транспортных предприятий, оказывающих несколько видов услуг, анализ точки безубыточности может быть проведен по методике, основанной на средневзвешенном маржинальном доходе. При этом, точку безубыточности в условиях оказания нескольких видов однородных услуг, можно рассчитывать по формуле:

Затраты, расходы, руб.

1 000 2 000 3 000 4 000 5 000 6 000 7 000 8 000 9 000 10 000 единицы 4210

Рис. 3. Определение точки безубыточности в случае изменения выручки от продаж

Точка

безубыточности

Постоянные затраты Средневзвешенный маржинальный доход

(1)

где: средневзвешенный маржинальный доход ■ доли продаж в общей их сумме, то есть:

■ это сумма величин маржинального дохода разных видов услуг, взвешенных с помощью

Средневзвешенный п маржинальный = ^ доход І=1

Маржинальный доход на единицу І - го х вида услуг

Доля продаж І - го вида в общем объеме продаж

(2)

Анализ необходимо начинать с распределения всех затрат на переменные и постоянные. Косвенные производственные переменные затраты (КППЗ) распределяются по видам продукции в зависимости от базы распределения. Базой для пропорционального распределения могут служить: заработная плата производственных рабочих; количество отработанных машино - часов за время работы транспортных средств; количество отработанных рабочими человеко - часов; объем оказанных услуг.

Важнейшим принципом выбора способа распределения косвенных производственных затрат является максимальное приближение результатов распределения к фактическим затратам на данный вид услуг.

Можно также применить и другой способ расчета средневзвешенного маржинального дохода:

Средневзвешеннный маржинальный доход

Обший маржинальный лохот Общий объем продаж

(З)

Зная величину средневзвешенного маржинального дохода и общую сумму постоянных затрат, можно определить точку безубыточности:

безубыточности = Средневзвешенный маржинальный доход (4)

Для определения влияния на финансовый результат снижения объема услуг можно рассчитывать показатель безопасности (резерв финансовой стабильности), то есть, превышение фактического (или запланированного) объема продукции над безубыточным.

Показатель безопасности =

Фактический (или плановый) объем продаж -

Объем продаж в точке безубыточности

(1B)

Этот показатель указывает, на какую величину можно снизить объем продаж без риска понести убытки. Наряду с абсолютным значением он может иметь и относительное выражение, если его разделить на фактический (или плановый) объем продаж:

Показатель безопасности Коэффициент безопасности = Фактический (или плановый) объем продаж.

(5)

Анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» позволяет решать и другие управленческие задачи. Например, задавшись условием о предполагаемом объеме продаж, возможно установить размер минимальной продажной цены, максимальной суммы переменных и постоянных затрат и расходов, которые может выдержать транспортное предприятие.

В процессе текущей деятельности руководители и специалисты транспортных предприятий часто сталкиваются с различными ситуациями, требующими от них умения выбрать наиболее оптимальное решение. Типичными примерами таких ситуаций является обоснование структуры производственной программы, решения о специальном заказе, определения структуры продукции с учетом лимитирующего фактора; о производстве или покупке отдельных комплектующих изделий, о расширении или прекращении деятельности неприбыльного сегмента и т.д.

При формировании производственного плана часто приходится отдавать предпочтение услуге, которая приносит большую прибыль предприятию. Однако нужно иметь в виду, что руководство предприятия вряд ли сведет свою производственную программу только к одному самому доходному продукту, чтобы минимизировать риск, связанный с изменением спроса.

В условиях неполной загрузки производственных мощностей решение о снятие с производства услуги, убыточной по расчетам себестоимости с позиций системы «absorption-costing», не всегда оказывается верным. Если это изделие приносит положительный маржинальный доход, то снятие с производства лишь ухудшит финансовое положение предприятия.

При разработке производственной программы часто возникают ситуации, когда предварительные заявки на оказание тех или иных услуг превышают возможности предприятия. Например, объем услуг может быть ограничен недостатком запасов, производственных мощностей, денежных средств и т.д. Когда спрос превышает производственные возможности предприятия, необходимо выявить факторы, ограничивающие производство. Эти факторы получили название лимитирующих [1]. В краткосрочном периоде для максимизации прибыли при воздействии лимитирующего фактора необходимо определить, какую услугу выгодно оказать, а какую - нет. Для максимизации прибыли транспортного предприятия в условиях ограничивающего фактора необходимо формировать производственную программу по критерию наибольшего маржинального дохода на единицу ограничивающего фактора.

Менеджерам транспортных предприятий часто приходится принимать решения относительно дополнительного специального краткосрочного заказа, согласно которому цена услуги предлагается ниже обычной или даже ниже общей суммы затрат, необходимых для ее оказания. В обычное время предприятия могут отказаться от подобного заказа, так как он не приведет к получению прогнозируемой прибыли. В условиях кризиса, когда возникают трудности с оказанием и реализацией услуг, такой заказ следует принять при условии, что:

- дополнительный доход, полученный от его принятия, превышает дополнительные затраты, связанные с его выполнением;

- продажа услуг по цене ниже обычной не приведет к «деформированию» рынка, то есть не вынудит конкурентов также снизить цены, что может привести, в свою очередь, к снижению в будущем цены и, как следствие, уменьшению доходов;

- предприятие имеет свободные производственные мощности.

Анализ принятия решения о специальном заказе предполагает использование маржинального подхода. Если производственная мощность полностью загружена, то для выполнения дополнительного специального заказа транспортное предприятие будет вынуждено либо сократить обычно планируемый объем услуг, либо увеличить сумму постоянных затрат и расходов (из-за покупки дополнительных транспортных средств и оборудования). В этом случае дополнительные постоянные затраты и станут релевантными относительно принятия дополнительного заказа.

Принятию управленческих решений в транспортной отрасли предшествует целая система действий и мер, предпринимаемых руководите-

лями и специалистами разного иерархического уровня и разных центров ответственности. В целях более эффективного осуществления ими своих функциональных обязанностей, мы предлагаем использовать методику управления затратами и результатами на основе применения маржинального подхода к анализу взаимосвязи «затраты - объем

- прибыль», реализуемой посредством трех основных методов: уравнения, маржинального дохода и графического изображения.

Таким образом, анализ взаимосвязи «затраты - объем - прибыль» позволяет решать многие управленческие задачи, связанные с принятием решений о специальном заказе, установлением размера минимальной продажной цены и максимальной суммы затрат, которые может выдержать предприятие, максимизацией прибыли в условиях ограничивающего фактора путем формирования производственной программы с условием наибольшего маржинального дохода на единицу ограничивающего фактора и др.

Вследствие этого, анализ взаимосвязи между затратами, объемом производства (продаж) и прибылью становится мощным инструментом управления, позволяющего менеджерам оперативно при-

нимать и успешно реализовать экономически обоснованные решения по управлению финансовыми потоками транспортного предприятия на основе оптимизации соотношения затрат и результатов.

Литература:

1. К. Друри. Введение в управленческий и производственный учет. - М: «Аудит» ЮНИТИ, 2008 - 783 с.

2. Тони Скоун. Управленческий учет. - М.: «Аудит» ЮНИТИ, 2007 - 177 с.

3. Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004.

References:

1. K.Druri. Introduction in the administrative and industrial account.

- M: «Audit» ЮНИТИ, 2008 - 783 pages.

2. Toni Skoun. The administrative account. - М: «Audit» ЮНИТИ, 2007 - 177 pages.

3. B.Nidlz, X. The Anderson, D.Koldwell. Book keeping principles. -М: the Finance and statistics, 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ВЫБОРА И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ТРАНСПОРТНОМ СЕКТОРЕ

Воронченко Т.В., к.э.н.,, доцент Российской академии предпринимательства

В статье представлена методика сравнения критериев выбора и методов оценки инвестиционных проектов и показана эффективность практического применения данной методики для формирования инвестиционной стратегии транспортных предприятий.

Ключевые слова: аккумуляция, внутренняя норма прибыли, денежные потоки, инвестиции, индекс рентабельности, капитализация, проект, период окупаемости, ставка дисконтирования, учетная норма прибыли, чистая текущая стоимость.

FORMING THE SELECTION CRITERIA AND METHODS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT PROJECTS IN TRANSPORT SECTOR

Voronchenko T., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russia Academy of Entrepreneurship

In article the technique of comparison of choice criterions and methods of estimation of investment projects is presented and there is also shown the efficiency of practical application of the given technique for formation of investment strategy of transport agencies.

Keywords: Accumulation, internal rate of return, monetary streams, investments, profitability index, capitalization, the project, the recoupment period, the discounting rate, registration rate of return, pure current cost.

Классические критерии выбора инвестиций предполагают оценку эффективности инвестиционных проектов, посредством ряда гипотез, основной из которых является предположение о том, что предприятие, осуществляющее инвестиции, работает в идеальных рыночных условиях. Как указывает Б. Райан, к таким идеальным условиям относятся: единая рыночная ставка процента для получения займов и кредитов; получение кредита в любой сумме по рыночной ставке процента; отсутствие текущих издержек и налогов и определенность относительно будущих денежных притоков [1, 230].

При необходимости выбора варианта инвестиций, отвечающие, в наибольшей степени, финансовым интересам предприятия, особенно важным является владение информацией о различных критериях выбора и методах оценки инвестиционных проектов, их преимуществах и недостатках и о возможностях их практического применения.

Большую наглядность, привлекательность и действенность данным методикам может придать их сравнительный анализ, который мы предлагаем осуществить на условном примере исходя из того, что ожидаемые денежные потоки реализуются в конце каждого года.

Предположим, что предприятие рассматривает три альтернативных проекта: «А», «В» и «С», информация о которых представлена в таблице 1.

Таблица 1. Исходная информация для сравнительного анализа трех проектов (тыс. руб.)

Показатели Проект «А» Проект «В» Проект «С»

Первоначальные инвестиции - 6 300 - 5 250 - 3 850

Чистые денежные поступления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

первый год 2100 2450 1750

второй год 2100 2100 1750

третий год 2100 1750 1750

четвертый год 2100 1750

пятый год 2100 1750

шестой год 2100

Метод расчета периода окупаемости РР (Payback Period), то есть времени, необходимого для возмещения стартовых инвестиционных расходов (I0) благодаря генерируемым за этот период денежным потокам (CFt) от реализации данного проекта:

1п =

РР

ICFt.

t = i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.