Значение маржинального анализа в деятельности коммерческих организаций
The importance of marginal analysis in the activities of companies
Соколова Екатерина Николаевна
К.э.н., заведующая кафедрой «Экономика и финансы» Института экономики и антикризисного управления
Sokolova Ekaterina Nikolaevna
PhD, head of chair «Economics and Finance» Institute of Economics and crisis management
e-mail: [email protected] Акулов Андрей Яковлевич К.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Института экономики и антикризисного управления PhD, associate professor of the chair «Economics and Finance» Institute of Economics and crisis management
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: постоянные затраты, переменные затраты, маржинальная прибыль (доход), коэффициент маржинального дохода, порог рентабельности, запас финансовой прочности, операционный рычаг (операционный леве-ридж), маржинальный анализ по товарным группам, маржинальный анализ в условиях ограничивающего фактора («узкого места»), маржинальная прибыль на машино-час.
Key words: fixed costs, variables costs, marginal profit (revenue), marginal income ratio, profitability threshold, reserve of financial strength (durability), operating leverage, marginal analysis of commodity groups, marginal analysis in conditions of limiting factor, profit margin on machine-hour.
Аннотация: в условиях рыночной конъюнктуры маржинальный анализ является действенным финансовым инструментом ведения финансово-хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, т.к. позволяет принять грамотные управленческие решения в различных условиях ведения бизнеса; маржинальный анализ можно проводить по предприятию в целом, отдельно по товарным группам, а также при наличии различных лимитирующих факторов, которые влияют на принятие бизнес-решений.
Summary: under market conditions, marginal analysis is an important and powerful financial instrument for financial and economic activities of business dealing, because it allows you to make a competent management decisions in different business circumstances. The company can be analyzed as a whole, or separately according to product groups, as well under various limiting factors that influence the adoption of business solutions.
В основе концепции маржинального (операционного) анализа лежит принцип деления затрат предприятия на постоянные и переменные, расчет и анализ маржинальной прибыли и рентабельности производства, определение порога рентабельности, запаса финансовой прочности предприятия, а также определение операционного (производственного) рычага. Маржинальный анализ дает возможность проанализировать возможные последствия изменений объемов производства, доходов, затрат и прибыли. Маржинальный (операционный) анализ является мощным аналитическим инструментом в финансовой деятельности коммерческой организации, т.к. важнейшей задачей коммерческой организации является обеспечение ее устойчивого функционирования в длительной перспективе и повышение стоимости бизнеса. К тактическим задачам коммерческой организации можно отнести максимизацию прибыли.
Маржинальный анализ позволяет ответить на следующие вопросы: 1. Какой объем продаж необходим организации для достижения безубыточности?
2. Какой объем продаж позволит достичь ожидаемого объема прибыли?
3. Какую прибыль можно получить при заданном уровне увеличения объема продаж?
4. Какое влияние на сумму прибыли окажет изменение в цене продукции, переменных и постоянных затрат, а также объеме производства?
5. Какова должна быть минимальная критическая цена продукции, которая обеспечит предприятию безубыточность?
Нужно учитывать, что маржинальный анализ основан на ряде допущений (условностей):
1. Все затраты предприятия делятся на постоянные и переменные
2. Брак и порча продукции не рассматриваются, т.к. они приводят либо к понижению цены на изделия, что приведет к отклонению прибыли от ожидаемого результата, либо к прямым убыткам предприятия
3. Маржинальный анализ не учитывает эффекта масштаба, который в идеале должен привести к снижению средних затрат на единицу продукции при увеличении объема продаж
4. Объем производства - единственный фактор, влияющий на величину переменных затрат.
Далее проведем простейший маржинальный анализ по предприятию в целом на примере сравнения двух предприятий, занимающихся одинаковым видом деятельности, и сделаем соответствующие выводы (табл. 1).
Таблица 1
Маржинальный анализ по предприятию в целом1
№№ Показатель Сумма, тыс. руб.
Предприятие А Предприятие В
1. Выручка от продаж 70 000 60 000
2. Затраты на производство и реализацию продукции: 59 000 54 000
2.1. в том числе переменные затраты 34 000 29 000
2.2. в том числе постоянные затраты 25 000 25 000
3. Маржинальная прибыль (margin profit) 36 000 31 000
3.1. Коэффициент маржинального дохода 0,51 (51%) 0,52 (52%)
4. Прибыль от продаж 11 000 6 000
5. Порог рентабельности 49 020 48 077
6. Запас финансовой прочности 20 980 11 923
6.1. Запас финансовой прочности в % 30 19,9
7. Операционный рычаг (operating leverage) 3,27 5,2
Поясним расчет основных показателей данного примера.
Маржинальная прибыль (маржинальный доход) определяется вычитанием из выручки переменных затрат.
Коэффициент маржинального дохода - это соотношение маржинальной прибыли к выручке от реализации (можно рассчитывать в %).
Прибыль от продаж определяется вычитанием из выручки суммарных затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
Порог рентабельности можно определять различными способами. В данном примере предлагается рассчитать порог рентабельности как соотношение постоянных затрат к коэффициенту маржинального дохода. После прохождения порога рентабельности предприятие имеет дополнительный результат от реализации после возмещения переменных затрат - прибыль на каждую новую единицу реализованной продукции.
1 Киперман Г.Я. «Предпосылки безубыточности» - М: «Финансовая аналитика: проблемы и решения - №6(6) - июнь - 2008 - 9 проядковый номер в электр. версии.
Запас финансовой прочности - это разность между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Превышение порога рентабельности создает запас финансовой прочности - своего рода страхование предпринимательского риска: чем больше запас финансовой прочности, тем более устойчиво предприятие к неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры. Запас финансовой прочности выполняет функцию «амортизатора», снижающего риск при ухудшении рыночной конъюнктуры и, соответственно, уменьшении объема продаж.
Величина операционного (производственного) рычага определяется соотношением маржинальной прибыли (маржинального дохода) к прибыли от продаж (до вычета процентов за кредит и до уплаты налогов). Экономический смысл операционного рычага заключается в выражении степени чувствительности валового дохода предприятия к изменениям объема производства (объема продаж). Операционный (производственный) рычаг еще называют «мультипликатором прибыли», который характеризует зависимость прибыли от объема продаж. Для предприятия с высоким уровнем эффекта операционного рычага незначительное изменение объема производства может сопровождаться существенным изменением прибыли. Как видно из приведенного выше примера, в случае снижения выручки от реализации на 1%, у предприятия «А» прибыль уменьшится на 3,27%, а у предприятия «В» сразу на 5,2%. А если выручка от продаж уменьшится всего на 7%, то у предприятия «В» прибыль уменьшится сразу на 36%.
Так же из проведенного анализа можно увидеть, что у предприятия с меньшим запасом финансовой прочности (предприятие «В») соответствует более высокий операционный рычаг.
Как было сказано выше, мы рассмотрели самый простой пример маржинального анализа, который рассматривал предприятие в целом без учета производимых на предприятии товарных групп. Производимые предприятием товары существенно различаются по структуре затрат на их производство и реализацию, по удельному весу маржинального дохода в отпускной цене.
Поэтому для принятия рациональных управленческих решений необходимо следить за динамикой запаса финансовой прочности не только по предприятию в целом, но и по товарным группам отдельно. Проведение маржинального анализа по товарным группам осложняется тем, что при любой системе учета затрат, в том числе по системе direct costing, достаточно точно можно посчитать только переменные затраты отдельно по товарным группам, а постоянные затраты достаточно точно можно определить только по предприятию в целом. И при распределении их по товарным группам предприятиям практически невозможно избежать теоретической условности, которая зависит от выбранной базы распределения. Каждое предприятие может выбрать удобную для своего вида деятельности базу, относительно которой будут распределяться постоянные затраты по товарным группам. Примерами такой базы могут быть: сумма переменных затрат, объем продаж, заработная плата производственного персонала, производственная мощность оборудования и др. В следующем примере, где будет выполнен маржинальный анализ отдельно по товарным группам, постоянные затраты будут распределены пропорционально выручке от реализации.
Таблица 2
2
Маржинальный анализ по товарным группам
№ Показатель Всего по пред- По товарным группам:
приятию
«А» «В»
1. Выручка от продаж 14 000 6 000 8 000
2. Затраты на производство и реализацию продукции 13 500 6286 7214
2.1. В т.ч. переменные 10 500 5 000 5 500
2.2. В т.ч. постоянные 3000 1286 1714
3. Маржинальная прибыль (доход) 3 500 1 000 2 500
3.1. Коэффициент маржинального дохода 0,25 (25%) 0,17 (17%) 0,31(31%)
4. Прибыль от продаж 500 - 286 786
2 Киперман Г.Я. «Предпосылки безубыточности» - М: «Финансовая аналитика: проблемы и решения - №6(6) - июнь - 2008 - 9 порядковый номер в электр. версии.
5. Порог рентабельности 12 000 7 564,7 5 529
6. Запас финансовой прочности 2 000 2 471
7. Запас финансовой прочности в % 14% 31%
8. Операционный (производственный) рычаг 7 3,2
Проведенный анализ четко выявил убыточную группу товаров «А»,
у которой порог рентабельности превышает выручку от реализации. В данном моменте многие руководители предприятий принимают не верные управленческие решения, которые заключаются в прекращении выпуска товаров, которые приносят убыток предприятию.
На основании приведенного выше примера нужно сделать следующие выводы. Если в целом по предприятию превышен порог рентабельности (в нашем примере он превышен), то все производимые товарные группы делятся не на две (рентабельные и убыточные), а на три:
1-я группа - полностью рентабельные товары, выручка от реализации которых превышает полные затраты на производство и реализацию продукции. Производство таких товаров очень выгодно для предприятий, так как они увеличивают прибыль предприятия. Из нашего примера к таким товарам относится группа товаров «В».
2-я группа - условно-рентабельные товары, у которых выручка от реализации ниже полных затрат на производство и реализацию продукции, но выше переменных затрат. Производство таких товаров выгодно только в том случае, если по предприятию в целом превышен порог рентабельности. Из нашего примера к таким товарам относится группа товаров «А».
3-я группа - убыточные товары, у которых выручка от реализации не покрывает переменные затраты. По финансовым соображениям производство данных товаров не выгодно для предприятия. Решение о производстве таких товаров принимается только по маркетинговым соображениям и в очень ограниченном количестве.
Таким образом, давно преобладающий в западных странах и все более широко применяемый в России метод планирования и учета неполной «усеченной» себестоимости товаров по системе direct costing позволяет приме-
нять более обоснованные управленческие решения. Если товар пользуется спросом, но сложившаяся рыночная цена не покрывает всех затрат на производство и реализацию продукции, то это не повод выводить данную группу товаров из продуктовой линейки предприятия. Если у данной группы товаров покрываются переменные затраты, по предприятию в целом превышен порог рентабельности, то производство таких товаров выгодно для предприятия, так как они «оттягивают» на себя значительную часть постоянных затрат. В противном случае (в случае отказа от «условно-рентабельных» товаров) выручка по предприятию в целом уменьшится, а постоянные затраты в целом останутся прежними, а значит, они целиком лягут на прибыльную (рентабельную) группу, и вполне возможно, что прибыльные товары перестанут быть таковыми.
Нами были рассмотрены примеры применения маржинального анализа для предприятий с непрерывным производством и со сложившейся рыночной конъюнктурой. Далее рассмотрим пример, когда предприятие носит сезонный характер производства (в нашем примере мы рассмотрим квартал), когда предприятие имеет небольшую долю рынка в данной отрасли, т.е. с точки зрения ценовой стратегии наше предприятие выступает в роли «ценового преследователя» (принимает те цены, которые сложились на рынке аналогичных товаров), но самое главное, у нашего предприятия будет существенное «узкое место» - ограничение по доступной мощности технологического оборудования. Данный пример нам продемонстрирует, как в данных ограничительных условиях маржинальный анализ позволит определить не только маржинальную прибыль, порог рентабельности и и.д., но и поможет выстроить производственную программу так, чтобы предприятие могло в ограниченный период времени и с ограниченными производственной мощностью оборудования извлечь максимальную прибыль (табл. 3). Начальные условия:
1. Период производства - 3 месяца (1 квартал)
2. Плановый объем выпуска (первая колонка) - 50 тыс. единиц
3. Постоянные затраты на квартал по предприятию в целом - 10 тыс. долл. в квартал и распределяются на плановый объем выпуска в 50 тыс. единиц по ставке 0,2 долл. на единицу изделия.
4. Максимальный объем продаж (по оценке прогнозам менеджера по продажам) - 62 тыс. единиц (последняя колонка в таблице).
5. Доступная мощность технологического оборудования («узкое место») -23,8 тыс. машино-часов в квартал.
Таблица 3
Планирование производственной программы при наличии
«Узкого места», шт.
Вид одежды План производст- Минимальный Максимальный
ва объём продаж объём продаж
Блузки 15000 5000 15000
Брюки 8000 4000 9000
Платья 5000 2000 8000
Юбки 10000 6000 16000
Рубашки 12000 6000 14000
Всего 50000 23000 62000
В следующей таблице (табл. 4) показано формирование себестоимости единицы изделия каждого вида, складывающаяся из прямых материальных затрат, рассчитанных, исходя из норм расхода материалов и расчетных цен на них, а также труда работников, занятых непосредственно производственной деятельностью (раскрой, пошив, упаковка изделий). В формирование себестоимости входят постоянные затраты, которые, как уже было сказано выше, по предприятию в целом составляют 10 тыс. долл. в квартал и распределяются на плановый объем выпуска в 50 тыс. единиц по ставке 0,2 долл. на единицу изделия.
Таблица 4
Себестоимость единицы изделия каждого вида (в долл.)
Показатель Рубашки Платья Юбки Блузки Брюки
Прямые материальные затраты 2,00 6,90 4,60 2,40 5,10
Прямые расходы на оплату труда 2,00 3,50 2,20 2,00 2,20
Производственные вспомогательные расходы (постоянные затраты) 0,20 0,20 0,20 0,20 0,20
Себестоимость единицы изделия 4,2 10,60 7,00 4,60 7,50
Напоминаем, что «узким местом» производства, или фактором, ограничивающим производственную мощность, является доступная мощность технологического оборудования (швейных машин), которая составляет 23,8 тыс. машино-часов в квартал. В следующей таблице (табл. 5) приведены показатели времени работы оборудования в машино-часах, необходимого для производства каждого вида одежды.
Таблица 5
Требуемое количество машино-часов
Вид изделия Машино-часов на единицу изделия Объем производства, ед. Необходимое время, машино-часов
Блузки 0,4 15 000 6 000
Брюки 0,5 8 000 4 000
Платья 0,8 5 000 4 000
Юбки 0,5 10 000 5 000
Рубашки 0,4 12 000 4 800
Всего 50 000 23 800
Из таблицы видны значительные различия в показателях машинного времени, необходимого для изготовления изделий различных видов: от 0,4 машино-часа на одну рубашку или блузку до 0,8 часа на одно платье.
На основе всех приведенных выше данных можно проводить маржинальный анализ (оценить прибыльность отдельных видов изделий), который поможет определить объем производства каждой товарной группы, который обеспечит максимальную прибыль компании за рассматриваемый период (квартал). В следующей таблице (табл. 6) будет показан расчет прибыли каждой товарной группы.
Из таблицы видно, что маржинальная прибыль положительная для всех видов продукции. Если бы мощности производственного оборудования компании были безграничными, она могла бы наращивать объем производства
всех пяти видов одежды до тех пор, пока не удовлетворила бы рыночный спрос на них. Однако мы рассматриваем производство в условиях ограниченных производственных мощностей (23,8 тыс машино-часов в квартал), поэтому компания должна решить, как использовать этот ограниченный ресурс наиболее эффективно.
Таблица 6
Маржинальная прибыль по видам изделий (в долл)
Показатель Рубашки Платья Юбки Блузки Брюки
1. Цена за единицу изделия 5,00 15,20 9,00 8,00 11,00
2. Всего переменных затрат на единицу изделия 4,00 10,40 6,80 4,40 7,30
3. Маржинальная прибыль на единицу изделия 1,00 4,80 2,20 3,60 3,70
4. Машино-часов на ед. изделия 0,4 0,8 0,5 0,4 0,5
5. Маржинальная прибыль 2,50 6,00 4,40 9,00 7,40
6. Плановый объем производства 12 000 5 000 10 000 15 000 8 000
7. Совокупная плановая маржинальная прибыль 12 000 24 000 22 000 54 000 29 600
Совокупная маржинальная прибыль для планового объема производства (50 тыс. единиц) равна 131,6 тыс. долл. ($12 000+$24 000+$22 000+$54 000+$29600), и рассчитывается путем умножения маржинальной прибыли на единицу изделия каждого вида на количество производимых единиц и последующего суммирования показателей маржинальной прибыли от всех видов изделий. Плановая суммарная прибыль равна 131,6 тыс. долл. ($141 600 - $10 000), где 10 тыс. долл. - постоянные накладные расходы, определенные выше.
Обратим внимание, что по показателю «маржинальная прибыль на единицу изделия» (табл. 6) на первое место по прибыльности выходят платья. Здесь нужно обязательно поставить вопрос, является ли данная товарная группа самой рентабельной, и должно ли предприятие произвести столько платьев, сколько может потребить рынок? Нет, т.к. за одно и то же время предприятие может производить одно платье и, например, две блузки, полу-
чив от них, соответственно, большую маржинальную прибыль за одно и то же время. Поскольку в данном случае объем производства ограничен мощностью оборудования. Мощность зафиксирована в краткосрочном периоде, поэтому предприятие должно планировать производство изделий таким образом, чтобы максимизировать вклад в прибыль на единицу ограниченного ресурса (в данном случае на отработанный машино-час). Поэтому в данном примере устанавливать первоочередность производства изделий (т.е. ранжировать их) нужно не по маржинальной прибыли на единицу изделия, а по величине маржинальной прибыли на час загрузки оборудования.
Маржинальная прибыль на машино-час рассчитывается путем деления удельной маржинальной прибыли на количество машино-часов на единицу изделия. Из табл. 6 видно, что максимальное значение по показателю маржинальной прибыли на машино-час имеют блузки (9 долл.), следовательно, предприятие должно произвести максимально возможное их количество (в данном примере 15 тыс. штук). Следующее по величине значение показателя маржинальной прибыли на машино-час имеют брюки стоимостью 7,4 долл., поэтому предприятие должно включить в производственную программу 9 тыс. единиц брюк, т.е. максимально возможное для продажи за данный период времени. Таким образом, предприятие должно продолжать принимать решения относительно ассортимента производимой продукции, проранжировав все товарные группы по показателю маржинальной прибыли на машино-час. С учетом поступивших заказов на продажу предприятие должно производить и продавать максимально возможное количество наиболее прибыльных продуктов, пока не будут полностью использованы имеющиеся производственные мощности.
С учетом вышесказанного, в следующей таблице (табл. 7) рассчитаны объемы производства отдельных видов продукции (товарных групп), позволяющие получить максимальную прибыль в краткосрочном периоде.
Таблица 7
Объем производства изделий, обеспечивающие максимальную прибыль
Виз изделия Минимальный объем производства, ед. Требуемое количество машино-часов на мин. объем производства Дополнительный объем производства, ед. Требуемое количество машино-часов на доп. объем производства
Блузки 5 000 2 000 (5 000*0,4) 10 000 4 000
Брюки 4 000 2 000 (4 000*0,5) 5 000 2 500
Платья 2 000 1 600 (2 000*0,8) 6 000 4 800
Юбки 6 000 3 000 (6 000*0,5) 3 000 1 500
Рубашки 6 000 2 400 (6 000*0,4) 0 0
Всего 23 000 11 000 12 800
Как видно из таблицы, минимальный объем производства, позволяющий обеспечить минимальный объем производства, требует 11 тыс. машино-часов загрузки оборудования (см. колонку 3 таблицы 7). Значит, предприятие имеет в своем распоряжении еще 12 800 машино-часов свободной мощности. Данного объема мощности вполне хватит для производства максимального числа блузок, брюк и платьев, которое данное предприятие сможет реализовать. Данные три товарные группы имеют наивысшие значения по показателю «маржинальная прибыль на машино-час». Оставшаяся мощность оборудования в размере 1 500 машино-часов [12800 - (4000+2500+4800)] недостаточна для производства максимально возможного количества юбок, имеющих следующее по величине значение показателя «маржинальная прибыль на час загрузки «узкого места». На оставшемся объеме производственной мощности можно произвести только 3000 единиц юбок, дополнительно к количеству, обеспеченному заказами. И для производства дополнительного объема рубашек, у которых наименьшее значение показателя «маржинальная прибыль на машино-час», у предприятия не остается свободной машинной мощности.
Итак, подведем некоторые итоги. Имеющаяся мощность оборудования должна быть распределена между пятью товарными группами продукции, как это показано в окончательном варианте производственной программы (табл. 8).
Таблица 8
Окончательная производственная программа на квартал
Вид изделия Суммарный объем производства, ед. Общее количество машино-часов Суммарная маржинальная прибыль
Блузки 15 000 6 000 (15 000*0,4) $ 54 000 (15 000*$ 3,60)
Брюки 9 000 4 500 (9 000*0,5) $ 33 300 (9 000*$ 3,70)
Платья 8 000 6 400 (8 000*,08) $ 38 400 (8 000*$ 4,80)
Юбки 9 000 4 500 (9 000*0,5) $ 19 800 (9 000*$ 2,20)
Рубашки 6 000 2 400 (6 000*0,4) $ 6 000 (6 000*$ 1,00)
Всего 47 000 23 800 $ 151 500
Минус постоянные расходы $ 10 000
Прибыль $ 141 500
Реализация данной производственной программы может обеспечить предприятию прибыль в сумме 141 500 долл., что на 9 тыс. долл. (примерно на 7,5%) больше, чем прибыль от реализации первоначальной производственной программы.
Данный пример показывает основной принцип, применяемый при принятии тактических управленческих решений по структуре выпуска товарных групп, когда цены на продукты не зависят от объема их продаж.
Таким образом, маржинальный анализ является одним из эффективных инструментов при принятии управленческих решений на предприятии в различных сферах деятельности и в различных условиях ведения бизнеса. Библиографический список
1. Акулова Н.Г., Ряховский Д.И. Проблемы качества финансового анализа в процедурах, применяемых в делах о банкротстве / Эффективное антикризисное управление. - 2014. -№. - С. 70-80.
2. Э. А. Аткинсон, Р.Д. Банкер, Р.С. Каплан, С.М. Янг «Управленческий учет» 3-е изд. - М.: И.Д. «Вильямс» - 2007 г. -880 с.
3. Галицкая С.В. «Финансовый Менеджмент. Финансовый анализ, Финансы предприятия» учебное пособие - М.: Эксмо, 2009. - 652 с.
4. Грачев А.В. «Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике» - Учебное пособие - 3-е изд. М.: издательство «Дело и сервис» , 2010 г. - 400 с.
5. К. Друри «Управленческий учет для бизнес-решений» Учебник 2-е изд. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 - 655 с.
6. Киперман Г.Я. «Предпосылки безубыточности» - М.: «Финансовая аналитика: проблемы и решения - №6(6) - июнь - 2008 - С. 71-75.
7. Савчук В.П. «Управление финансами предприятия» - 2-е изд. - М:. БИНОМ. Лаборатория знаний - 2011- 480 с.
Веб источники
8. www.rbc.ru - информационный интернет портал «РосБизнес- Консалтиг»
9. www.expert.ru - информационный интернет портал и электронная версия журнала «Эксперт»
10. www.BFM.RU - информационный интернет портал радиостанции «Business FM»
11. www.kommersant.ru - информационный интернет портал «ИД Коммерсантъ»
12. http://www.bbc.co.uk/russian/business - информационный интернет портал